Костюм египетской царицы. «Женская одежда в Древнем Египте»

Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа. В ее крое и орнаментах отражаются особенности мировоззрения, а сама она является предметом пристального изучения. Мужской и женский костюм Древнего Египта способен многое рассказать о социальной иерархии в обществе, о вкусе и предпочтениях исчезнувшего народа, об образе его жизни.

Одежда Древнего Египта отличается функциональностью и в то же время изяществом. Характерны для нее простые покрои, практичность и геометрические формы. Эволюционировал древнеегипетский костюм, как мужской, так и женский, очень медленно, постепенно, становясь все более многослойным и затейливым.

Материалом для одежды египтян служили в основном льняные и хлопковые ткани, а также кожа, затем ассортимент пополнился прозрачными легкими материями, например виссоном. Самым популярным цветом одежды был белым, однако, со временем распространение получили узорчатые разноцветные ткани. Узоры и орнаменты на ткани имели символический смысл. Нередко это были изображения растений, животных и насекомых, в том числе жука-скарабея, служившего оберегом и символом воскрешения.

Долгое время лишь качеством ткани отличалась одежда людей из разных социальных групп, в то время как ее крой оставался единым у фараонов и его подданных на протяжении нескольких тысяч лет.

Мужская одежда Древнего Египта

На раннем этапе развития Египетского царства мужская одежда была крайне простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани. Он мог иметь овальную, прямоугольную или геометрическую форму. Затем передник стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани – схенти. Повязывать ее можно было несколькими способами, многочисленные драпировки делали этот скромный наряд вполне изысканным. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем, похожим на воротник, называлось оно ускх.

Со временем длина передника и схенти увеличивалась, драпировки становились сложнее, а сам схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека.

В эпоху Среднего Царства мужская одежда Древнего Египта несколько изменилась: стали использоваться несколько схенти одновременно. Они одевались друг на друга, что несколько меняло силуэт. В дальнейшем мужчины стали носить несколько слоев одежды, а передник и схенти превратились в нечто вроде нижнего белья. Появились новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов. Поверх схенти стали надевать прозрачную легкую накидку, к которой иногда пришивались рукава. К низу это одеяние расходилось, образуя трапецию, на талии обхватывалось поясом из такой же тонкой ткани. Кроме того, мужская одежда Древнего Египта стала плиссироваться, преображая силуэт. Дополнялось мужское одеяние украшениями и головными уборами.

Женская одежда Древнего Египта

Как и мужская, женская одежда Древнего Египта отличалась лаконичностью и простотой. Поначалу она состояла из прямого облегающего сарафана, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, грудь оставалась открытой. Нагота, судя по всему, ничуть не смущала египтян. На оставленных ими изображениями нередко можно увидеть девушек, чья одежда состояла всего лишь из узкого пояска и украшений. Это характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физическим трудом, а одежда сковывала движения, поэтому нередко обходились и вовсе без нее или же делали длинные разрезы по бокам калазириса.

В эпоху Среднего Царства женская одежда Древнего Египта становится плиссированной, нередко плиссировка напоминала пирамиду. Плечи женщин, как и у мужчин, украшает ускх – массивное ожерелье на тканевой основе. Различные украшения играли роль аксессуаров, преображающих довольно простое одеяние, поэтому использовались очень активно, как и яркий макияж.

В эпоху Нового Царства женский костюм существенно изменился. Прежние одеяния остались уделом простолюдинок, в то время как знатные женщины поверх традиционного калазириса стали надевать накидки, которые красиво и сложно драпировались, оставляя одно плечо обнаженным. Калазирис же превратился в подобие нижнего белья, впрочем, легкие и прозрачные ткани почти его не скрывали.

Головные уборы женщины носили редко, исключение составляли лишь жены фараонов, которые могли щеголять в короне, изображающей ястреба, раскрывшего крылья. Аристократки носили венки из цветов и диадемы из драгоценных металлов.

Одежда фараонов в Древнем Египте

На раннем этапе истории Древнего Египта одежда фараона состояла из набедренной повязки схенти, как и у представителей других сословий. Отличительными знаками были головные уборы – корона или платок, повязанный особым образом, а также золотой обруч, посреди которого возвышалась змея. Такой головной убор – урей – был символом царской власти, наряду с накладной золотой бородой и скипетром. Другой вид царского головного убора – клафт – представлял собой платок, закрывавший головы и лоб. Он защищал фараона от палящего солнца, пыли и песка.

Еще одним знаковым аксессуаром фараона служило ожерелье-воротник – ускх. Носили его и представители знати, однако, царский ускх отличался цветом, в нем чередовались широкий голубые и узкие желтые полосы, которые символизировали солнце. Фараон, как известно, считался сыном бога солнца, поэтому был окружен невероятной роскошью. Одеяние его отличалось высоким качеством материала и тончайшей выделкой, то есть вышивками и узорами с сакральным смыслом.

Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.

В эпоху Нового царства фараоны стали носить так называемый нарамник, то есть кусок материи, надеваемый через голову и фиксируемый поясом. Изготавливался он из легкой дымчатой ткани, которая позволяла увидеть нарядный схенти, одетый под нарамник.

Аксессуары

Поскольку одежда Древнего Египта в целом отличалась простотой, ее дополняли многочисленными украшениями и аксессуарами. К таковым относились различные пояса, ожерелья, головные уборы. В практических целях использовались перчатки и рукавицы. Их использовали всадники и лучники, чтобы защитить руки от травм.

Что касается обуви, египтянам она была знакома, но использовали ее не активно. Даже фараоны и знать долгое время ходили босиком, по крайней мере, в пределах своих домов, не говоря уже о простолюдинах, которые обувь берегли.

Обувью в Древнем Египте служили простые сандалии из папируса и пальмовых листьев. Как правило, это была подошва и два ремешка, которые позволяли закрепить обувь на ноге. Обувь царских особ имела закрученный кверху носок и украшалась золотом, камнями, блестящими элементами. В гробницах фараонов были обнаружены золотые сандалии, однако, трудно сказать, использовались ли они в жизни или имели лишь ритуальный характер.

Обувь, как и одежда Древнего Египта, испытывала на себе некоторое влияние соседних народов, поэтому на закате египетской цивилизации в употребление вошли кожаные шлепанцы с закрытым носком.

Обувь считалась дорогой и статусной вещью, поэтому, несмотря на то, что носили ее с неохотой, имел ее каждый состоятельный человек. У знати и фараонов существовали даже специальные слуги, работа которых состояла в том, чтобы носить за своим хозяином его сандалии.

Схенти, накидки, головные уборы и многочисленные аксессуары составляли гардероб древних египтян, чей быт и история активно изучаются на протяжении уже двух столетий. Результаты исследований, в частности раскопок, можно увидеть во многих знаменитых музеях мира.

Древний Египет

История одежды: как одевались Древние Египтяне



Цвета и ткани

Одежда древних египтян в основном шилась из льна. В период Нового Царства ткань сделали сеткообразной, украшали вышивкой, блестящими стразами и бусинами, золотыми пряжками. На одежду наносили геометрические орнаменты. Изначально ткань окрашивали красным, голубым или зеленым красителем, но несколькими веками позже был открыт способ получать различные оттенки коричневого, желтого и бирюзового цветов. Кроме льна одежду шили из хлопка, кожи. В обрядовых костюмах жрецов встречался мех.


Мужская одежда

Мужчины Древнего Египта носили льняной или кожаный передник, закрепленный на талии. Такая одежда называлась схенти и часто украшалась плиссировкой. Именно количество складок указывало на статус человека: чем их больше, тем гражданин богаче.


женская одежда

Женская одежда – это кусок ткани, обернутый вокруг тела. Дамы скрывали свои формы от щиколоток до груди. Материя обычно держалась на одной или двух бретельках. Такое «платье» имело название калазирис. И супруга фараона, и ее рабыни носили одинаковые по крою калазирисы. Отличие было лишь в качестве ткани и количестве ювелирных украшений.


Украшения и символика в костюмах

Любое украшение, которое надевали на себя жители Древнего Египта, имело символическое значение.

Круглые шейные бусы – символическое изображение солнечного диска, а потому обильно расшивались золотом и драгоценными камнями, цветными бусами из стекла. Египтяне, как мужчины, так и женщины, носили на руках и ногах браслеты, не пренебрегали и подвесками, кольцами, поясами и диадемами.




Головные уборы фараонов

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт ). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий - на спину. Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов - жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону - точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.



Обувь

На многих сохранившихся фресках можно увидеть, что египтяне не носили обуви. Сандалии из папируса и пальмовых листьев, а позднее из кожи, носил лишь фараон и члены его семьи.


Практическая работа

Изобразить разных по величине фигур людей в костюме древних египтян для выполнения коллективной работы.

Появившееся в начале 20 века направления в моде теперь получило вполне определенное название – этнический стиль, и характерные черты, как то: использование нарядов характерного кроя, определенных материалов, оттенков или декоративных орнаментов. У всех национальных групп есть особые традиции или обычаи, которые часто проявляются именно в манере одеваться.

Основных мотивов, которые используются в современной моде не так уж и много, по сравнению с реальным количеством, которых существуют многие десятки, если не сотни.

Египетский стиль

Популярен сейчас египетский стиль, который характеризуется определенными цветами – синий и бирюза, желтый и золотой, белый, с возможными черными, зелеными, красными и оранжевыми частями.

Геометрические узоры, такие как иероглифы, изображения богов и фараонов, пирамид и сверхъестественных существ, жуков скарабеев и цветов лотоса.

Лен, бархат, шелк и велюр, а также кожа и шерсть, и их сочетания – вот материалы, которые обычно используются. Для отделки используются металлические пластины или бахрома. Характерными для египетского стиля являются геометрические формы кроя (треугольник, ромб или трапеция).

Мужская одежда – это, в основном, туники и широкие рубашки, а также свободные штаны. Женский гардероб состоит из сильно декорированных облегающих платьев в пол (тяжелая ткань, разнообразные принты), а также туники и топы, и платья на одно плечо.

Аксессуары, типичные для этого стиля – это широкие пояса, браслеты в виде змей, а также шарнирные браслеты, перстни и ожерелья, изготовленные из небольших пластин, бусы и диадемы. Типичная обувь – сандалии. В макияже преобладают густо подведенные брови и стрелки, а также темный тональный крем. Прическа обычно средней длины с челкой, предпочтительно темного цвета.

Греческие мотивы

Греческие мотивы строятся на пастельных тонах, а также белом, синем и золотом цветах с растительными , обычно в виде ветвей деревьев (чаще олив). Ткани легкие и струящиеся по телу, например, шелк или тонкий трикотаж. Для одежды характерна асимметрия, когда открывается одно плечо, или создается диспропорция подола или туники.

Как аксессуары используются широкие пояса и браслеты, диадемы, кулоны и серьги – иногда, заколки для волос. Обувь характерная для обоих полов – сандалии со множеством ремешков (для женщин возможно присутствие шпильки).

Макияж используется неброский, очень естественный. Волосы укладываются локонами под обруч или же диадему. Также популярны различные косы, иногда украшенные цветами.

Также существуют подобные стили для индейских, индийских, японских и африканских мотивов. Одежда и аксессуары подбираются максимально аутентичные.

Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Related Posts:

  • Модные тенденции сезона Весна/Лето 2017 — 55…

  • Платья из бархата — модные, красивые,…

Слыша словосочетание "Древний Египет", мы сразу же вспоминаем гигантские пирамиды, сфинкса и скарабеев. А что мы знаем о людях Древнего Египта, их вкусах, одежде, в конце концов? Эта информация для многих из нас остаётся тайной, и не потому что её не возможно нигде найти, вовсе нет, просто об этом мало говорят. Давайте попытаемся приоткрыть завесу таинственности и выяснить, что же носили в то далёкое время египтяне, какие ткани использовали.*"...На начало 3000 г. до н.э. Древний Египет был рабовладельческим государством с высокоразвитой культурой. История Древнего Египетского государства насчитывает более чем 2,5 тысячелетия её становления и развития. Первоначально это Древнее Царство, затем – Среднее Царство (расцвет и зрелость государства); Новое Царство и в итоге Позднее Царство, в исторический период которого происходит падение и закат экономической и культурной жизни государства. В результате иноземных войн с персами (525 г. до н.э.), А. Македонским (332 г. до н.э.), Римской Империей (30 г. до н.э.) древне–египетское государство, в конце концов, окончательно теряет свою самостоятельность.Весь этот долгий путь исторического развития общества египетский костюм оставался неизменным. Это связано с неизменными основами социального уклада Древнего Египта. На протяжении тысячелетий государство оставался централизованным рабовладельческим государством с неограниченной властью монарха фараона.

Рабовладельческая знать, могучая каста жрецов, жестоко эксплуатировали крестьян и рабов. Лишь во времена Нового Царствования, в период максимального расширения внешних связей вследствие беспрерывных воин и развития внешней торговли в египетский костюм начали частично проникать элементы одежды других стран и в первую очередь Передней Азии.Классовая дифференциация общества способствовала появлению некоторых новых форм одежды. Но все равно древняя традиционная одежда существовала долгое время наряду с «современной» одеждой египтян. Практически традиционная египетская одежда сохранилась до эллинистического периода в истории Египта. Лишь после завоевания Египта А. Македонским, и особенно после превращения Египта в римскую провинцию, древнеегипетский костюм, вытесненный античным, полностью исчез с мировой арены как исторический костюм....Основным признаком одежды в период древних культур является низменность, постоянство и однообразие. Общий вид одежды и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продумана. И хотя весь костюм построен на контрастах, это не снижает его выразительности, гармоничной целостности. Фигура человека всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда стилизована одежда. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. В четвертом тысячелетии до нашей эры она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух видах одежды: мужской и женской. Разницу между отдельными общественными классами создает только отделка одежды. Но и здесь действуют точные социальные разграничения. Например, цвет кожи для мужчин – коричневый, для женщин и рабынь – желтый.Женский костюм периода Древнего царствования чисто функционален. Платье сшито по мерке из очень тонкого полотна. Оно представляет собой как бы облегающий «футляр», точно обрисовывающий фигуру.Идеалом женской фигуры является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Грудь обнажена, но эта натуралистическая подробность не выставляется явно на показ. Сохраняется естественность и гармоничность костюма.Строгая стилизация фигуры и наряду с этим обнаженная грудь - такое сочетание в историческом женском костюме встречается нередко. Чем белее стилизована одежда, тем больше должна быть выражена натуралистическая деталь одежды. Мужская и женская одежда основаны на контрасте, как цвета, так и материала. На мягкой гладкой ткани женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные бусы из фаянса, которые образуют как бы воротник и дополняют как мужскую, так и женскую одежду. Красные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом.Одежда жителей Древнего Египта относится к числу древнейших видов одежд. Это напоясный (мужская одежда) или оберточный (женская одежда) тип одежды. Рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации дают представление об эстетическом идеале человеческой красоты, основных типах и формах одежды этого времени. Идеальный образ древнего египтянина – высокий рост, широкие плечи, узкие бедра и талия, крупные черты лица.

Для женского облика характерны стройные пропорции тела, тонкие черты лица.Одежда в Древнем Египте была очень функциональна. Климат в долине Нила вообще не требовал одежды как таковой. Достаточно было, как говорится «прикрыть срам». Уже в ранний период существования Египта, вплоть до Нового Царства мужчины пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Первоначально это были узкая полоска кожи или сплетенные тростниковые стебли. В дальнейшем пояс с полоской был вытеснен передником – схенти, который представляет собой кусок ткани, средняя часть которого собранная в складки, прикладывалась спереди, остальная – оборачивалась вокруг тела, а свободный конец ткани пропускался под средней частью. Передник носили и фараоны и земледельцы. Размер схенти был различный. Форма прямоугольная или треугольная.

Женская одежда калазирис – прямая рубашка на лямках – состояла из прямоугольного куска ткани обернутого вокруг фигуры и закрывавшего тело от груди до щиколоток (грудь открыта).Форма платья была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословные различия в одежде выразились в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового Царства (около 1580-1090 гг. до н.э.) достижения в изготовлении тончайших тканей привели к распространению плиссированной одежды. Классовые различия в одежде стали более заметны. Аристократический костюм того времени характеризовался тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений.

Как женщины, так и мужчины носили воротник-ожерелье - ускх, из разноцветных бус, к которому питали особое пристрастие. Мужчины и женщины также носили браслеты выше локтя, на заплечьях и на лодыжках.

Знаком царского достоинства фараона были золотая борода, корона и посох. Двойная корона являлась символом объединения Верхнего и Нижнего Нила. Посох – символ власти народов, которые занимались скотоводством. Символом власти так же являлся головной убор клафт, состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем. Головной убор царицы Нефертити назывался атеф.

Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизменённый мужской калазирис – это узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам и по линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало.

Одежда Нового Царства стала служить украшением человека, она видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки фигуры, в то время как примитивный схенти Древнего Царства оставлял тело обнаженным и служил лишь некоторой защитой от жары. Под влиянием Востока появляются в одежде Египта элементы кроя.В период Нового Царства появляется новый вид одежды – сусх, которая состоит из рубашки – калазириса и куска прямоугольной ткани, названного греками синдон. Синдон – плиссированная ткань. Ее обертывали вокруг бедер, спереди завязывали полу узлом и один конец спускали до низа калазириса. Эту часть синдона иногда скрепляли пластинами ювелирной работы.

Жрецы, по-прежнему, носили одежды древних форм – треугольный передник схенти и леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник.

Обувь у египтян была очень простой – сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватывающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской. И мужчины и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон предохраняющих голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне – маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Женщины высших сословий украшали головы прическами. Мужчины брили бороды. Но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, её крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.

Тканью для одежды служили бело-льняное полотно и хлопковая ткань....Эпоха Нового Царства – расцвет египетской культуры. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям и плавным линиям, будь то мебель, или туалетная ложечка для косметики с изображением плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности появляются в настенных в предметах прикладного искусства, фресках и по-своему звучат и в новом решении и дизайне египетского костюма. Например, в эпоху Нового Царствования к традиционному цветному женскому калазирису (шафрановому, голубому или красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика (хищная птица из семейства рябчиков), являющегося символом царицы Изиды. Ткань калазириса, как правило, лён, хлопок, белый или натурального цвета.После эпохи Нового Царства Египет становится добычей иноземных завоевателей. Остатки египетской культуры в одежде тщательно сохраняются, но она попадает под влияние Нового мира. Это влияние прежде всего сказывается в крое. Одежда получает мягкие формы. Любимые египтянами плиссировки заменяются драпировкой. Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию.Официальный торжественный костюм фараона все еще остается традиционным, но все чаще царица Клеопатра появлялась в легких драпированных одеждах и головном уборе богини. Покрывало, задрапированное вокруг стана, перекинутое со спины на правое плечо, скреплялось под обнаженной грудью узлом. Оно вошло в обиход египетских женщин в эпоху Римской Империи.

Египтяне гримировались как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции красили глаза, брови, губы.Изящную египетскую одежду дополняли драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и по художественной выразительности, никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Египетский метод мумификации сохранил до нашего времени множество памятников культуры, в том числе и ткачества. Археологами найдены останки льняных тканей, деревянных и глиняных фигурок с изображениями ткачей и сновальщиков за работой. Ткани, в которые были завернуты египетские мумии, свидетельствуют, что в Египте владели в совершенстве ткацким мастерством. При современном оборудовании мы не можем достичь результатов, полученных когда-то древними мастерами...

Интересна ткань, датированная 16-15 в. до н.э. Эта ткань состоит из 4-х слоев:1 слой - полотно, пропитанное прозрачным веществом желто-охристого цвета; 2 слой - белый грунт, напоминающий по цвету и блеску рыхлый снег; 3 слой - краски зеленого, красного и желтого цветов; 4 слой - прозрачный лак светловато-серого цвета....Найденный образец ткани свидетельствует о том, что египтяне могли изготавливать прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен лак, сохраняющий яркость и свежесть красок длительное время....С дошедших до наших времен памятников материальной культуры можно систематизировать виды орнамента, которые наиболее часто использовали египтяне для украшения своих тканей.

Например, ковер гробницы фараона Тутмоса (4 в до н. э.) имел орнаментацию в виде цветов лотоса, полукругов, крестообразного амулета; подушки с изображением дочерей фараона Эхнатона были украшены параллельно расположенными ромбами голубого цвета на розовом фоне.; узор ткани из гробницы Пареннефера выполнен в виде дорог из ромбов разных размеров.В основном египтяне использовали геометрический и растительный золотой орнамент, с темно-синими полосами по краям....Наиболее часто в орнаменте древних египтян встречаются следующие цвета: голубой, желто-коричневый, темно-коричневый, черный цвет применялся только лишь для контрастности орнамента.В гробнице Тутанхамона обнаружено несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани....Египтяне владели мастерством гофрирования льняных тканей. В гробницах найдены образцы ткани с двойной плиссировкой под прямым углом.Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и как украшения на различных празднествах. Из них делали драпировку, шили знамена. Основа была крученой в 2,3 и даже 4 сложения, уток – одиночный.Новых высот достигает ткацкое искусство Египта в греко-римский и особенно коптский периоды развития Древнего Египетского Царства. Среди дошедших до нашего времени тканей - гладкие ткани полотняного и саржевого переплетения; мелкоузорчатые ткани; крупноузорчатые, махровые ткани и даже ткани, выполненные в гобеленовой технике.

Наиболее распространенной одеждой египтян Позднего Царства были туники. Они ткались на станке целиком в виде прямоугольных полотен. Интересной была технология изготовления туник. Работу начинали с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава, и оставляли свободными крайние участки основы. Дойдя до плеч, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. Для выработки ворота использовались два челнока пробрасываемых попеременно в левой и правой частях основы. После снятия ткани со станка, висящие нити основы обрезались или связывались. Обрабатывали тунику по линии ворота и сшивали по боковым сторонам. Если станок был недостаточно широк, по линии пояса пришивали еще два лоскута необходимой длины.В зависимости от размера и количества узорных частей схема ткачества усложнялась. Узорные части делали в основном накладными, в виде аппликаций. Большинство узорных тканей были уточнонастилочными (с длинными прокидками утка).Вырабатывали также махровые ткани. Техника ткачества очень похожа на современную. Ее суть заключается в следующем. Через определенное число грунтовых уточных нитей прокидывали уточную нить, которая обвивала специальные стержни. После вытаскивания стержней на поверхности оставались петли.

Среди многих видов ткачества существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей.Для ткачества египтяне использовали вертикальные гобеленовые станки, горизонтальные льноткацкие станки, в том числе станок с педалями. Ткачество было царской монополией....Основным сырьем, из которого изготавливали ткани для одежды, был лён. Высокая техника обработки льна и техника ткачества обеспечивала производства разных по качеству тканей – от грубых до прозрачных (виссон). Шерсть для изготовления тканей использовали в более поздний период Египетского Царства и только для верхней одежды. Хлопчатобумажная ткань и шелк в Древнем Египте не были известны до позднего Царства.

Распространенным цветом древнеегипетской одежды был белый. Наитончайшие полупрозрачные льняные ткани были всегда белые. Широко использовались неотбеленные ткани серовато-желтого и кремовых оттенков. Издавна развитое в Древнем Египте крашение тканей обеспечивало довольно широкую гамму и других цветов, среди которых характерными были синий, голубой, коричнево-красный, вохристо-желтый, зеленый. Эти цвета редко использовали для однотонного окраса одежды, чаще их соединяли в разнообразных узорах. Наиболее любимым соединением цветов были голубой и желтый; синий и зеленый; зеленый и красный. Черный цвет вообще не использовался для одежды. Его использовали лишь в узорах, для подчеркивания тона. Почти не использовались пурпурный и фиолетово-лиловый.Многие ткани особенно женские в период Нового Царства покрыли узорами или вышивкой. Чаще на ткань наносили полосы, зигзаги, узор в виде перьев птицы, чешуйчатые узоры. Узор покрывал всю поверхность ткани. Каймовый узор наносили реже. Использовался также узор в виде стилизованного орнамента растений и цветов, которые произрастали в данной местности: бутоны и листья лотоса, тростника, папируса, рогозы, камыша, пальм.

Одежду фараонов и знати украшали изображениями животных. Среди них типовыми были змея урей – эмблема царской власти, жук скарабей, ястреб или кобчик с распростертыми крыльями, рога, перья, стрелы – символ солнечных лучей. Часто эти изображения комбинировали с изображениями солнечного или лунного диска. Декор древнеегипетского костюма оформляется лишь цветом, шириной или площадью орнамента....Суть древнеегипетского стиля в одежде - монументальность, простота, строгость форм, любовь к спокойным линиям, гладким поверхностям тканей. Древнеегипетская одежда принадлежит к типу оберточной одежды, которая драпируется. Так же типична для Древнего Египта накладная одежда (женская юбка-сарафан и туники). Одежда не прикрывала всего тела. Оголенность тела, торса, рук, ног – характерная черта как мужского, так и женского костюма.Знать, а также танцовщицы, рабыни имели полупрозрачное одеяние. Частичная или полная оголенность допускалась у рабынь, которые прислуживали на банкетах. Их одежда ограничивалась узкой повязкой с украшениями.

Древнеегипетский костюм простой по форме и крою. Он, как правило, был узким и очень туго обтягивал тело, особенно сзади. Даже простая верхняя одежда египтянина драпировалась так, что её складки группировались спереди, а спина и бедра оставались обтянутыми. Одежд, которые волочилась по полу, и шлейфов в египетских костюмах не было совсем.Рассматривая костюм египтян и называя их искусными ювелирами, превосходными красильщиками, прядильщиками, ткачами, портными, парикмахерами, следует отметить, что древнеегипетскому искусству в целом свойственно чувство меры, умение отображать главное, убрать ненужное. Наиболее ярко это выражалось в одежде, где гармония ткани, формы костюма и тел, сливались воедино.

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.


Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.



Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н.э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).


Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.



Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис


Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.


Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.


После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.



Древнеегипетские росписи


Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.


Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.


Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.


На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.


Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.


Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.


В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.


Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.



Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх


Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.



Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх


Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.


Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.



Скульптура голова Тутанхамона


Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.



Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт


Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.



Статуя писца Каи


Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.


Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.



Бюст Нефертити, цилиндрическая корона



Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола


В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей - калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.


Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.



Нагрудная пектораль Тутанхамона «Рок Бога» (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музее


Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.



Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона


Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.


Были известны египтянам и ароматические масла, различные рецепты целебных и омолаживающих мазей, а также масок для лица. Славилась своей любовью к косметике и , которая даже написала целый косметический справочник – «О лекарствах для лица».



Сосуд для косметики
Материал - кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

Похожие публикации