Конспект занятия «В мире опасных предметов» (средняя группа). Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Все мы – воспитатели, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как сохранить жизнь и здоровье наших детей, как защитить их от бед?». Дети попадают в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться.

Задача взрослых научить ребенка осознанно, адекватно действовать в разных ситуациях, овладеть навыками правильного поведения дома, на улице, в транспорте, во дворе. При этом важно научить ребенка быть ответственным за свое поведение, уметь объяснить те или иные поступки, тогда дошкольник сможет понять, что он делал не так. Дети, которые могут объяснить все, что с ними происходит, дает нам взрослым возможность быстрее ему оказать помощь, найти выход из трудного положения.

Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человека РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО) разработали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Цель программы: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана для старшего дошкольного возраста, но мы воспитатели считаем, что эту работу следует начинать с младшего дошкольного возраста, а именно с детьми среднего дошкольного возраста. Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести?

Для работы по сохранению жизни и здоровья детей нами были составлены конспекты занятий для детей среднего дошкольного возраста. Одно их них представлено для вашего внимания.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей элементарные знания об опасности шалости с огнём.
  2. Сформировать представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
  3. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
  4. Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Умение составлять предмет из них по представлению.
  5. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
  6. Учить отвечать на вопросы.
  7. Способствовать формированию творческой активности, находчивости, умению сосредоточиться.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Материал:

  • демонстрационная карточка с примерами: печка, скамейка, кошка – игрушка, заяц – Степашка;
  • конверты с геометрическими фигурами;
  • предметные карточки (круги красного и зелёного цвета);
  • костюм для старушки Маланьи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы хотите очутиться в гостях у старушки Маланьи. Закрывайте глаза и все вместе скажем слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
В сказке окажитесь.

В это время открывается ширма, на скамейке сидит старушка Маланья.

Старушка Маланья: Здравствуйте, ребята. Заходите, гостям я всегда рада. Рассаживайтесь, дорогие гости. Посидим, поговорим.

Раздается: мяу-мяу.

Старушка Маланья: Это кошка – Мурка проснулась. Мурка, вылезай, поздоровайся с гостями (достает игрушку). Я её на улице подобрала: грязную, голодную, а что с ней случилось, она вам сама расскажет.

Мурка: Мяу, мяу – мой домик сгорел, потому что я играла со спичками, и случился пожар.

Старушка Маланья: Ребята, скажите играть со спичками можно? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: От чего ёще случается пожар? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А случился пожар, что надо делать? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Как можно вызвать пожарную команду? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: если будете вызывать пожарных, что надо сообщить? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А какую пользу приносит огонь? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Мурка, запомнила от чего может случиться пожар, и как надо себя при этом вести.

Мурка: Мяу спасибо я все запомнила. Мяу, мяу (жалобно), но у меня нет домика

Старушка Маланья: Не переживай Мурка. Мы попросим детей построить из фигур, которые находятся в конвертах, тебе домики.

У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурами, из которых они складывают домики.

Старушка Маланья с кошкой подходят к детям, хвалят их. Мурка пытается выбрать домик. Но ей все нравятся.

Старушка Маланья: Мурке понравились все домики. Оставьте свои домики для Мурки и её друзей.

Мурка: Мяу, мяу спасибо за помощь.

Старушка Маланья: Славно вы, ребята потрудились. Давайте отдохнём и хоровод заведем.

Хоровод «У старушки Маланьи».

У старушки Маланьи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели
На неё глядели,
Делали вот так …

Старушка Маланья: Послушайте, ребята загадки:

Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь.)

Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток.)

Старушка Маланья: Молодцы, отгадали.

Раздается крик ой-ой-ой.

Старушка Маланья: Что это за шум?

Старушка охает, уходит за печку, выносит зайца – Степашку.

Старушка Маланья: Степашка, что случилось?

Степашка: Ой-ой-ой, прибивал гвоздь и молотком попал по лапке. Ой-ой-ой больно, дом для Мурки хотел построить.

Старушка Маланья: Степашка, я же просила меня подождать, молоток и гвоздь не брать.

Старушка Маланья: Ребята, как можно помочь Степашке? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Скорую помощь мы вызывать не будем, а на лапку подуем. Пока вы дуете, лапку я перевяжу.

Старушка Маланья: Ребята, а какие вы ещё знаете предметы, которыми нельзя пользоваться без взрослых? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Молодцы, только вот Степашка всё сразу не запомнил. У меня есть игра, называется она «Можно и нельзя».

У каждого предметные карточки, круги зеленого и красного цвета. Показать демонстрационную карточку, вместе с детьми выяснить какие предметы можно брать, а какие нельзя. Нельзя брать – красным, можно – зеленым. Во время работы Маланья вместе со Степашкой подходят к детям и спрашивают: Почему рядом с утюгом – красный круг? Почему зеленый круг, рядом с пылесосом? Дети исправляют свои ошибки, ответы детей.

Старушка Маланья: Степашка, ты все запомнил? Ребята, подарите свои карточки Степашке, он будет учить своих друзей.

Мурка: Спасибо дети за домики.

Степашка: Спасибо за игру.

Старушка Маланья: И для вас ребята, у нас подарки (раздает подарки). А теперь вам домой пора. Закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
Снова дома окажитесь.

Д/и «Угадай, как нас зовут»

(Дьяченко стр.41)

П/и «Раз, два, три»

Ц.: закреплять порядковый счёт, ориентировку в пространстве.

Блоки Дьенеша

Ц.: развивать комбинаторные способности.

Лото «Цвет и форма» (Дьяченко стр.28)

Решение логических задач

(Михайлова стр.6, тетрадь задание 7)

монгольская игра (Михайлова стр.74 задание 11)

Д/у «Исправь и раскрась лесенку»

Ц.: развитие пространственного воображения (Михайлова стр. 87 задание 17)

Игра «Нарисуй картинку палочками». Цель: упражнять детей в умении изображать предметы с помощью палочек разной длины, различать части предмета. См. кн. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер,1989г, с. 35.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». Цель: закрепить знание детьми формы, размера, цвета игрушек.

Беседа «Что ты видел по дороге в детский сад»

Цель: развивать наблюдательность, закреплять сезонные изменения в природе.

Дидактические игры:

«Какой цветок»

Цель: учить детей описывать предложенное растение, развивать умение подбирать прилагательное.

«Третий лишний»

Цель: закрепление видовых понятий.

Рассматривание букетов, составленных из осенних цветов.

Цель: познакомить детей с названиями некоторых цветущих растений (бархатцы, астры), помочь понять зачем срезанные цветы ставят в вазу с водой.

Экспериментирование:

«Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» См. кн. «Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, с. 177.

Цель: помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

Ситуация общения «Мой любимый цветок»

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ описательного характера.

Совместные дела: сбор семян в цветнике.

Цель: уточнить представления о том, что растения живые- они растут и изменяются. Осенью на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения.

Наблюдения за трудом взрослых по пересадке цветущих растений.

Цель: учить детей устанавливать причины изменения состояния растений в зависимости от сезона, помочь создать условия для продления жизни растения.

Знакомство с пословицей «Сентябрь птиц в дорогу торопит».

П/и «Я садовником родился…»

Цель: расширять знания детей о садовых цветах.

Ситуация общения «Мой веселый звонкий мяч». Цель: познакомить детей с историей возникновения мяча.

Беседа « Зачем нужны игрушки». Цель: учить понимать назначение игрушек, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между особенностями предметов.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».Цель: учить распознавать предмет (игрушку) на ощупь, определять ее свойства и качества с помощью органов осязания.

Дидактическая игра »Найди лишнюю картинку».Цель: сформировать умение классифицировать игрушки в зависимости от материала, из которого они изготовлены.

Дидактическая игра «Магазин игрушек». Цель: учить детей находить предметы определенной формы с использованием фигур образцов.

Дидактическая игра «Распутай путаницу». Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами по назначению. См. кн. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Л.В. Артемова.,с.41.

Игра «Какая игрушка?». Цель: Учить представлять предметы по их схематическому изображению. См. кн. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер,1989г, с. 40.

Игра «Что это такое?», Цель: Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов. См. кн. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер,1989г, с. 40.

Игра Волшебные картинки». Цель: Учить создавать образы игрушек на основе схематического изображения. См. кн. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер,1989г, с.43.

Создание коллекции «Мир игрушек». Цель: учить видеть многообразие разных видов игрушек, их назначение.

Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть игрушки». Цель: обучать детей процессам ХБТ.

Экспериментально- поисковая деятельность: «Почему все звучит?». Цель: Помочь выявить причины возникновения звуков.

Образовательная ситуация «Знакомство со свойствами дерева и металла». Цель: Познакомить со свойствами дерева и металла; показать, что люди используют их для изготовления предметов. См. кн. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» (средняя группа). Н.В. Алешина, с. 18.

Дидактическая игра «Из чего сделано?». Цель: закрепить знания детьми свойств материалов, из которых сделаны предметы в группе. См. кн. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» (средняя группа). Н.В. Алешина, с. 24.

Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет Дыбина Ольга Витальевна

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Предметное окружение

В этом возрасте у дошкольников просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Основная задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению знаний о предметах, назначение которых – удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Предметы объединяются по общему существенному признаку – так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т. д.), имеющие общую функциональную основу.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что названия отдельных предметов, например, мебели, дети уже знают, но обобщающим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить существенный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ употребления (например, стул используют для сидения, кровать – для сна, шкаф – для хранения одежды и т. п.). Поэтому необходимо побуждать детей объединять и классифицировать предметы по разным признакам. С этой целью можно использовать дидактические «Игры-определения»: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Что лишнее», «Петрушка в спортивной форме», «Петрушка идет рисовать» и т. д.

Так, в игре «Петрушка в спортивной форме» детей учат группировать предметы (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек и т. п.) по назначению (удовлетворение потребности в занятиях спортом). Петрушка приносит в группу картинки с изображением разных по назначению предметов и утверждает, что все они нужны для занятий спортом. Воспитатель предлагает детям проверить это и отложить в сторону все лишние предметы. Петрушка просит детей показать ему спортивный инвентарь. Дети приносят инвентарь, имеющийся в группе. Воспитатель предлагает алгоритм – каждый ребенок называет свой предмет, описывает его, рассказывает о назначении и применении. Затем спрашивает у детей, что объединяет эти предметы, кто их создал, какие качества они развивают у человека. Предлагает вспомнить разные виды спорта и рассказать Петрушке, какие виды спорта относятся к летним, а какие – к зимним. На полу лежат два обруча с картинками «Зима» и «Лето». Дети берут картинки, на которых изображены разные виды спорта, и относят их к соответствующим обручам. Игровое задание считается выполненным, если дети правильно сгруппировали все предметы и картинки.

На пятом году жизни у детей растет интерес к различению и называнию разных признаков предмета и описанию предметов. Поможет в этой работе серия «Игры-описания»: «Назови предмет», «Определи место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимых предметах» и т. д. В игре «Расскажи Незнайке о любимых предметах» в гости к детям приходит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спрашивает у него: «Что это за игрушка? Какая она? Для чего она нужна? Из чего сделана? Кто ее сделал?». Незнайка спрашивает, какие у детей любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает им найти эти предметы в группе, принести Незнайке и рассказать о них; задает алгоритм описания предмета (форма, величина, части, функции и т. п.) и описывает какой-либо предмет, например: «Это – стол, у него есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, кушать и писать, стол сделан из дерева, относится к рукотворному миру». Дети по очереди описывают свои любимые предметы.

Необходимо расширять представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта (деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продуктов и т. д.).

Нужно побуждать детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от порчи; кресло – более удобная для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зубная паста предохраняют зубы).

Особый интерес у детей вызывает тема «Наши любимые игрушки». Необходимо подвести их к пониманию того, что взрослые создают игрушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает познавать мир. Педагог создает ситуации, с помощью которых дети осознают необходимость игрушки в их повседневной жизни.

В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора; рассказывать об их свойствах и качествах, аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и прежде, таким образом, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В серию «Игры-эксперименты» по ознакомлению с материалом входят игры: «Почему птицы могут летать, а человек нет?», «Узнай все о себе, воздушный шарик», «На чем полетят человечки», «Дерево умеет плавать», «Незнайкин клад», «Удивительное стекло» и т. д.

Например, в игре «Узнай все о себе, воздушный шарик» дети рассказывают все, что они знают о воздушных шарах. Педагог предлагает им помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, что он резиновый; на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показывают, каким маленьким может быть шарик (сдувают воздух). Шарик возмущается, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же самое. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят шарику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мокрой, сырой. Сравнивают с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается, ткань намокает, но не разрывается); вытирают шарик, и он снова сухой; смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода. Детей подводят к пониманию того, что резина не пропускает воду, она водонепроницаемая; предметы, сделанные человеком из резины, не пропускают воду. Например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают, когда моют посуду: руки в них всегда сухие, чистые. Дети вместе со взрослым проводят опыт с резиновыми перчатками: надевают их и опускают руки в воду, затем снимают – руки сухие. Шарик просит им назвать его друзей, сделанных из резины. Дети перечисляют резиновые предметы. Шарик прощается и улетает.

Приведем примерные конспекты занятий.

Занятие «Незнайкин клад»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

Материал. Различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.

Ход занятия

Воспитатель сообщает, что в гости к детям пришел их старый друг Незнайка. Он недавно вернулся из путешествия, и не с пустыми руками: Незнайка нашел клад. Обращает внимание детей на сундук с кладом, который откопал Незнайка. Дети рассматривают клад (коврик, мяч, перчатки), называют предметы, говорят, что все они сделаны из резины; она прочная, мягкая, водонепроницаемая, не бьется, легкая. Педагог спрашивает, можно ли все эти предметы сделать из бумаги. Дети размышляют и приходят к выводу, что сделать их из бумаги нельзя: коврик порвется; перчатки будут непрочными, станут пропускать воду; мяч помнется, сломается. Педагог спрашивает, можно ли сделать эти предметы из стекла. Дети объясняют, что сделать их из стекла нельзя: коврик будет непрочным, тяжелым; стеклянные перчатки нельзя надеть; мяч быстро разобьется. Затем дети размышляют, можно ли эти предметы сделать из пластмассы и металла; объясняют, что сделать их из металла нельзя, так как они будут тяжелыми, неудобными в использовании; из пластмассы можно сделать коврик, но он будет жестким и неудобным; можно сделать мяч, но он тоже будет жестким.

Дети приходят к выводу, что коврик, мяч и перчатки можно сделать только из резины: они будут мягкими, прочными, водонепроницаемыми, удобными в использовании, не бьющимися.

Затем дети рассматривают зубную щетку, мыльницу, баночку, выясняют, что они сделаны из пластмассы, пластмассовые. Воспитатель предлагает объяснить, почему так много вещей делают из пластмассы (она прочная, водонепроницаемая, мягкая, не бьется, красивая). Дети выясняют, что эти предметы нельзя сделать из бумаги (они будут намокать, быстро порвутся); из стекла (предметы будут хрупкими, быстро разобьются); из металла (предметы будут тяжелыми); из резины (предметы будут мягкие, гнущиеся, ими неудобно пользоваться). Дети приходят к выводу, что зубную щетку, мыльницу, баночку целесообразнее изготовить из пластмассы.

Далее дети рассматривают металлические пластины, игрушечные машинки. Выясняют, что они сделаны из металла, то есть металлические; металл прочный, гладкий, жесткий. Объясняют, что эти предметы нельзя сделать из бумаги (будут непрочными, быстро сломаются), из стекла (будут непрочными, быстро разобьются) и т. д. Дети приходят к выводу, что машинки лучше делать из металла.

Дети рассматривают стакан и вазочку. Выясняют, что они сделаны из стекла, то есть стеклянные. Называют признаки стекла: прозрачное, твердеет, легкое, водонепроницаемое, может при изготовлении принять любую форму. Выясняют, что эти предметы нельзя сделать из бумаги (предметы будут непрочные), из резины (предметы будут мягкие, бесформенные). Стакан и вазочку можно сделать из металла, но они будут очень тяжелые.

Таким образом воспитатель подводит детей к пониманию того, что выбор материала зависит от способа использования, то есть от назначения предмета.

Занятие «В мире стекла»

Цель. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Материал. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики разной формы и т. д.), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

Ход занятия

Воспитатель раскладывает на столах детей небольшие стеклянные предметы и просит назвать их, а затем обобщает: эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные. Далее педагог постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные стеклянные шарики и объясняет, что стекло бывает цветное и прозрачное. Затем спрашивает у детей, какие предметы из цветного и прозрачного стекла они знают. Дети называют: бутылки, окна, посуда. Воспитатель кладет цветные шарики в прозрачный стакан, показывая, что стекло прозрачное; предлагает детям посмотреть вокруг и назвать стеклянные предметы (окно, лампочка, посуда ). Педагог предлагает им взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и сказать, какие они на ощупь (гладкие, холодные ). После этого воспитатель наливает в стакан воду, и дети убеждаются, что стекло ее не пропускает, оно водонепроницаемое. Воспитатель и дети перечисляют сосуды из стекла, в которые можно наливать жидкости (бутылочки, баночки, вазы ). Далее педагог рассказывает, что стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина ) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы ), но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения; к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно. Воспитатель предлагает детям легонько ударить специальной палочкой по стеклянным предметам и послушать, как звучит стекло. Дети высказывают свое мнение: стекло звонкое, звенящее.

В заключение педагог предлагает детям отгадать загадки о стекле:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

Разобьюсь.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется.

Ударишь – разобьется.

Детям предлагают различные задания на определение материала: дают карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др.; предлагают назвать их, определить, чем они похожи друг на друга. Педагог задает наводящие вопросы: «Может быть, предметы одинакового цвета? Одинаковой формы?», постепенно подводя детей к выводу, что все эти предметы сделаны из дерева, они деревянные.

Особое внимание следует уделить объяснению целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин – из металла, шины – из резины, мебель – из дерева, зонт – из водонепроницаемой ткани и т. д.). Детям интересно познакомиться не только с материалами, но и с историей их появления.

Приведем примерный конспект занятия.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Старшая группа (от пяти до шести лет) Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: формирование положительного отношения к правилам поведения; закрепление в сознании дошкольников значения правил

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Путем организации образовательной работы взрослый может оказать влияние на ее формирование. Ребенок уже в состоянии

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Средняя группа В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письмуВ процессе работы над звуковой стороной

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеЗнакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.Создавать

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Старшая группа (от пяти до шести лет) Предметное окружениеУточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеВ этом возрасте у дошкольников просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения.

Из книги 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет автора Уорнер Пенни

Старшая группа (от пяти до шести лет) Предметное окружениеВоспитатель продолжает формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту (электрические предметы: кофемолка, миксер, мясорубка, чайник, овощерезка, микроволновая печь, соковыжималка и

Из книги автора

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Сюжетно-ролевая играПродолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСовершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при

Из книги автора

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Сюжетно-ролевая играВ этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСтремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе

Из книги автора

Средняя группа КонструированиеОбращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по

Из книги автора

Средняя группа Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству

Из книги автора

От четырех до пяти Четыре с половиной года – это возраст, когда у ребенка пышным цветом расцветает излишняя разговорчивость, хвастовство, склонность к преувеличениям и эмоциональная непредсказуемость. «Внутренники» могут удивить родителей внезапным изменением

Из книги автора

От четырех с половиной до пяти лет В старшем дошкольном возрасте дети особенно склонны к актерству. Ребенок вступает в творческий мир различных ролевых игр и фантазий. Вы можете обнаружить, что он беседует с вымышленными друзьями и разыгрывает сцены из кинофильмов и

Цель:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах - такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Елена Панина
Конспект занятия «В мире опасных предметов» (средняя группа)

Конспект НОД по теме : «В мире опасных предметов »

Программное содержание :

Формировать у детей знания основ безопасности в домашней обстановке, об источниках опасности .

Закреплять знания об электроприборах (их назначении, правилах обращения, способных при определённых условиях нанести ущерб здоровью человека. (электротравмы, ожоги, пожар) .

Продолжать совершенствовать диалогическую речь : активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. - Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчинённых предложений . - Прививать детям навыки безопасного поведения дома : знать об источниках опасности , предвидеть опасность , избегать её. Воспитывать послушание. Словарная работа :

Название электроприборов, их назначение, провод, розетка, вилка, ток, ожог, электротравмы, пожар.

Материал :

Костюм Чебурашки, обстановка в комнате Чебурашки : электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, стол, стул, ваза с конфетами, стакан с компотом, три плаката по ОБЖ (серия для информационного оснащения образовательных учреждений) : , «Осторожно – электричество» , «Электроприборы – не игрушки» ; картинки с изображением электроприборов, красный воздушный шарик, макет комнаты.

Предварительная работа :

Беседа «Безопасность в нашей группе » , «Я знаю, что можно, а что нельзя» , отгадывание загадок об электроприборах, чтение произведения С. Маршака «Пожар» , разучивание стихотворения М. Монаковой «Розетки мне не интересны» , пословицы : «Опасение – половина спасения » , «Берегись бед – пока их нет» .

Ход занятия

Часть. Воспитатель - Как вы думаете, с каким героем сказки мы сейчас встретимся? Загадка. Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой Был когда – то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай.

У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены – (ЧЕБУРАШКА) . Звучит музыка. (Перед детьми Чебурашка в комнате у окна, рядом – стол, стул, стоит электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, настольная лампа.)

Воспитатель – А вот и Чебурашка сидит в своём домике. Пойдёмте, посмотрим, что он делает. Гена ушёл на работу в зоопарк, он работает там крокодилом. Чебурашка остался один, он немного посидел у окна, посмотрел на прохожих. Но вдруг ему захотелось попить чай.

Чебурашка – Где-то у Гены есть электрочайник. Сейчас вскипячу водички, заварю чайку, съем конфетку и сразу станет веселее.

Воспитатель – Здравствуй, Чебурашка!

Чебурашка – Ой, Здравствуйте, давайте с вами познакомимся. Я уже хочу знать, кто из ребят меня таскает на руках, катает на коляске, даёт мне лекарство.

Встают все в кружок – здороваются : кто ладошками, кто мизинчиками… (по желанию детей)

Воспитатель – Чебурашка, а что ты собираешься делать?

Чебурашка – Я хочу вскипятить воду в чайнике, чтобы попить чаю.

Воспитатель – Ребята, Чебурашка маленький, а маленьким можно пользоваться электрочайником?

Дети – Электрочайник – это опасный предмет , нагревательный, им детям пользоваться нельзя. (можно обжечься)

Чебурашка - А что же мне, пить?

Дети – Попей компот! (Чебурашка пьёт)

Чебурашка – Посмотрю-ка я теперь телевизор. (берёт вилку) Дети – Что ты, Чебурашка, телевизор тоже электроприбор и включать его самому, без взрослых нельзя. Можно получить электротравму. Чебурашка – А чем же мне заняться , пока Гена не вернётся?

Воспитатель – Пойдём к нам в гости в детский сад, мы как раз сегодня будем говорить с детьми о безопасном поведении дома . Чебурашка – Я очень люблю ходить в гости. Я сейчас быстро, только поглажу рубашку, а то она у меня мятая. Дети – Утюг это тоже нагревательный электроприбор, им можно обжечься. Воспитатель – Вот видишь, Чебурашка, сколько ты ошибок наделал, пойдём скорее с нами.

«Вопрос – ответ» . Решение проблемных ситуаций. 2 часть Подойти к плакатам. Рассматривание ярких рисунков.

1. «Электроприборы – не игрушки» С феном шутки очень плохи! Объясните это крохе. Ну, а если у воды - Тут не избежать беды!

Вопросы : для чего нужен фен? Что хотели дети им сделать? Как им поступить правильно? по – другому?

2.«Осторожно, электричество» Этот маленький монтёр

Непослушен и хитёр.

Не шути, мальчишка, с током – Обойдутся шутки шоком!

Вопросы : Для чего отвёртка? Какая может приключиться беда? (электротравма)

3. «Электроприборы – не игрушки»

Очень важное занятие ,

Выгладить для куклы платье Только от игры такой До беды подать рукой»

Воспитатель – Вот видишь, Чебурашка, а ты, хотел сам погладить рубашку?

ВЫВОД : Несчастные случаи чаще всего происходят из-за необдуманного поступка, либо любопытства. Чебурашка – Ой! Что - то я ничего не запомнил. Воспитатель – Чтобы всё запомнить пойдём, Чебурашка, с нами на полянку – повторялку.

Динамическая пауза.

«Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (ходьба на месте) Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируют) Я присяду, и ты присядешь – раз, два, три (присели) Прыгну я. И прыгнешь ты – раз, два, три. (прыгают) Очень дружно мы живём - Никогда не устаём! (хлопают в ладоши)

3 часть Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель – Чтобы Чебурашке лучше запомнить, давайте поиграем в игру «Раз, два, три, что может быть опасно найди Чебурашка стоит в центре круга, держит в руках карточки с изображением электроприборов и показывает одну из них. Дети передают друг другу красный воздушный шарик. Музыка останавливается, у кого шарик, тот и отвечает, что это за электроприбор и чем он опасен . ВЫВОД : Чебурашка повторяй, и запоминай!

Воспитатель – Ребята, что у всех этих предметов общего ?

Дети - провод и вилка

Воспитатель – Вы знаете, для чего нужна вилка?

Дети – Её надо вставлять в розетку.

Воспитатель – Для чего?

Дети – Чтобы электроприбор заработал. Воспитатель – Чебурашка, послушай стихотворение об электроприборах, которое нам расскажет Катя

Папа мой, большой знаток, Нам сказал : «В розетке – ток, Вам розетку эту я Трогать не советую, Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг».

Воспитатель – Как вы думаете, можно ли детям включать электроприбор в розетку? Дети – Нет! Воспитатель – Почему? Дети – Может ударить током.

4 часть Совместное моделирование ситуаций на макете.

Показать и рассказать, какие ситуации можно избежать - на макете комнаты; макете предметов мебели и электроприборов; фигурках членов семьи. Отражение разных сюжетов из жизни детей, связанные с соблюдением правил безопасности .

Воспитатель – Ребята, Чебурашка, остался дома один и вы когда пойдёте в школу будете остаться дома одни. Как правильно себя вести пока дожидаешься родителей? Что можно делать, а чего делать нельзя.

Проигрывание ситуаций.

ИТОГ : «Все хорошие детишки : И девчонки, и мальчишки Взрослых слушаться желают И в беду не попадают».

Воспитатель – Так что с электроприборами нужно быть осторожными!

Чебурашка – Спасибо вам, ребята за помощь. Я больше никогда сам не буду включать опасные электроприборы , чтобы не случилось беды. Я обязательно передам Гене все ваши советы и расскажу, чему научился.

Дети – До свидания, Чебурашка!

Воспитатель – Приходи к нам ещё!

Похожие публикации