Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет

«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.

Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире

Возрастные особенности старших дошкольников

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.
  • Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
  • Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами.
  • Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:

  • Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
  • Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
  • Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
  • Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
  • Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе

Методы и приёмы

Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Во время проведения опытов должны соблюдаться необходимые меры предосторожности. Воспитатель знакомит детей с техникой выполнения исследования, проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Деятельность по экспериментированию не должна превышать 25 минут согласно нормам СанПиН. Занятия исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, во время прогулок и экскурсий за пределами детского сада).
  • Во время исследовательской деятельности каждый воспитанник должен получить заряд положительных эмоций, почувствовать значимость выполняемых действий и полученного результата.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.

Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции

Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:

  • Познавательные и эвристические беседы. Во время обсуждения бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения воспитатель строит общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике. Помогает активизировать обсуждение использование наглядных материалов (плакатов, схем, иллюстраций, макетов, слайдов презентации).

    Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы (например, «Зачем мокрые варежки кладут на батарею? Где быстрее высохнут варежки - на подоконнике или в сушилке? Почему?»).

    В ходе беседы дошкольники учатся задавать вопросы и развивают умение логически мыслить

  • Наблюдения. Это активная практика исследовательской деятельности в детском саду. Воспитатель организует наблюдения во время занятий, самостоятельной деятельности ребят, в уголках природы и юного исследователя, на прогулках. Для старших дошкольников задания понаблюдать за каким-либо явлением или процессов можно давать на выходные, так как дети способны к осознанному запоминанию.

    Опыты с водой всегда вызывают у дошкольников неподдельное удивление

  • Коллекционирование. Поиск предметов и составление их в коллекцию развивает у детей умение классифицировать. В старшей группе предлагается коллекционировать зёрна и фруктовые косточки, камушки и ракушки, ореховые скорлупки, фантики от конфет, возможно, по конкретной тематике. Детские коллекции оформляются в гербарии, альбомы, ящики с ячейками, выставкой на полке.

    Дети с удовольствием знакомятся с готовыми коллекциями материалов, трогают и рассматривают их

  • Опыты и эксперименты. Ребята экспериментировали в игровой форме в младшей и средней группе, а в возрасте 5–6 лет у них появляется интерес к собственно опытной деятельности. Их увлекают исследования особенностей различных веществ (растворимость соли и сахара, притягивание металлических предметов магнитом и т. д.), использование специальных инструментов и оборудования (линз, фильтров, микроскопа, телескопа).

    Старшие дошкольники интересуются непосредственно опытной деятельностью

  • Проектная деятельность. Старших дошкольников следует активно привлекать к созданию проектов. Для изучения берутся темы экологического и научного характера: «Строение земли», «Вулкан», «Солнечная система», «Очистка воды», «Каким воздухом мы дышим». Ребята работают над созданием макетов, информационных стендов и плакатов. Организуется презентация итоговой работы, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Итогом проведения исследовательского проекта может стать тематическая выставка рисунков или поделок воспитанников

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в старшей группе
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему днём не видно звёзды?», «Кто шумит в трубе?», «Как получаются снежинки?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Познавательно-практическая Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение исследований на занятиях НОД по окружающему миру, наблюдения в уголке природы.
Научно-исследовательская Проведение опытов и экспериментов в уголке исследований, мини-лабораториях.
Эколого-исследовательская
  • Изучение объектов живой природы, их роли в жизни человека.
  • Исследование влияния человека на экологическую обстановку на планете, способов снизить пагубные последствия.

Эколого-исследовательский проект развивает познавательные способности дошкольников и учит заботиться об окружающем мире

Виды занятий исследовательской направленности

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Несмотря на то что старшие дошкольники способны воспринимать словесное описание предметов и явлений, находящихся вне чувственного опыта детей (рассказы о Северном полюсе, о запуске космической ракеты, о динозаврах) и произвольно запоминать информацию, результативнее будет исследовательская деятельность, которая вызовет у воспитанников неподдельный интерес к экспериментированию. С этой целью педагог организует занятия с применением различных форм деятельности на этапе мотивирующего начала и проведением дидактических и подвижных игр.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Цветик-семицветик» раскрытие образовательных областей реализуется в музыкальной разминке и рисовании в нетрадиционных техниках («Художественно-эстетическое»), решении проблемных ситуаций и дидактических играх («Познание»), проведении физкультминутки с элементами хоровода и народного танца («Физическое»), обсуждении шаржей и комических ситуаций («Речевое» и «Коммуникативное»).

  • Нетрадиционные занятия: квест, театрализованное занятие, концерт, КВН, путешествие, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «Брейн-ринг», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, воспитанники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.

Проведение викторины в старшей группе способствует обобщению знаний ребят

Использование наглядного материала в организации детского экспериментирования

Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Ведущим видом памяти у детей 5–6 лет остаётся зрительно-образная память. Стимулирует интерес к экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. Это могут быть:

  • тематические плакаты;
  • иллюстрированные энциклопедии;
  • мнемокарты - процессы и явления природы, изображённые в последовательности картинок;
  • слайды проектора и презентации;
  • видеоролики и мультфильмы.

Мнемокарты помогают дошкольникам запомнить важные моменты исследования

Подготовка и проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Экспериментирование является действенной формой познания мира, что соответствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников и сочетается с игровой деятельностью. Воспитанники старшей группы исследуют предметы осознанно, педагог преобразует возникший у ребёнка вопрос в коллективную беседу и поиск решения проблемной ситуации.

В старшей группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. На занятиях исследовательской направленности со старшими дошкольниками возрастает роль таких заданий, как:

  • Прогнозирование. Ребята строят предположения о результатах собственного экспериментирования, а также предлагают варианты поведения/изменения объекта исследования. Примеры заданий на прогнозирование: «Что произойдёт с катком, когда температура воздуха начнёт повышаться?», «Нарисуйте, какими вы видите ветки деревьев с почками через 2 недели», «Каким станет белый цветок, если его оставить на ночь в воде с синим красителем?».
  • Фиксирование результатов. Ребята делают графические пометки в дневниках и журналах наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта. Натуральные объекты исследования фиксируются способами объёмного засушивания, составления выставки-коллекции, гербаризации.
  • Построение длинных логических цепочек. Старшие дошкольники могут устанавливать причинно-следственные связи, состоящие из 2–3 и более этапов.

    Например, на вопрос «Почему семена гороха проросли у нас так быстро?» ответ может быть таким: «Летом мы собрали и засушили зрелые горошины, хранили их завёрнутыми в тряпочку в сухом месте, весной мы их замочили и, когда горошины проросли, высадили в почву, поливали и рыхлили грядку. Нами были созданы идеальные условия для роста гороха» (логическая цепочка построена из 6 звеньев).

Старшие дошкольники самостоятельны в исследованиях и активны в высказывании предположений

Детское исследование имеет чёткую структуру, которая учитывается при построении плана занятия/мероприятия.

Таблица: пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе»

Этап исследования Пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе» в старшей группе
Постановка вопроса, проблемы Мотивирующее начало занятия (письмо от Незнайки, который не понимает, куда исчезают лужи и почему с неба льётся дождь) помогает детям сформулировать вопросы исследования: «Как испаряется вода с поверхности земли?», «Почему выпадают осадки?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят к выводу, что за переходом воды из жидкого состояния в газообразное и обратно можно понаблюдать в мини-лаборатории.
Выдвижение гипотезы Ребята размышляют, каким образом можно сделать процесс испарения воды и образования водяных капель видимым (понаблюдать за испарением над чашкой с кипятком, за скоплением капель на крышке банки с горячей водой).
Проверка гипотезы Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах.
Анализ полученного результата Дети увидели, что при высоких температурах вода переходит в газообразное состояние, стремится вверх; когда пар скапливается и остывает, происходит переход к жидкому состоянию воды, тяжёлые капли падают.
Формулирование выводов В природе вода путешествует по кругу: с поверхности под воздействием тепла и солнечных лучей вода испаряется, в атмосфере пар превращается в облака, остывает и возвращается на землю в виде осадков - дождя, снега, града.

Мотивирующее начало занятия

В старшем дошкольном возрасте дети активно совершенствуют навык коммуникативного взаимодействия. Мотивирующее начало занятия чаще посвящается решению проблемных ситуаций, проведению бесед. Наглядность остаётся основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности, детям предлагается обсудить иллюстрации, слайды презентации, изучить тематическую выставку. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат в решении поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Интересное начало занятия повышает мотивацию воспитанников на дальнейшую работу

Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Расширение и уточнение представлений о свойствах магнита (занятие НОД «Волшебный камень - магнит») Сюрпризный момент.
В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа: он рассказывает ребятам, что прочитал увлекательную книгу (показывает обложку книги «Опыты и эксперименты»), задаёт вопросы («Знаете ли вы, кто такие исследователи?», «Приходилось вам проводить опыты? Какие?») и сообщает, что отправил юным учёным подарок. Дети открывают коробку с сюрпризом, в ней - наборы с магнитами и металлическими предметами для экспериментирования.
Изучение свойств сахара (исследование «Самодельная масса для жевательных конфет»)
  • Проведение эвристической беседы.
    Ребятам предлагается вспомнить сюжет повести «Приключения жёлтого чемоданчика» или одноимённого фильма-сказки (доктор лечил от страха леденцами, а ещё у него были конфеты от коварства, глупости, болтовни, злости) и ответить на вопрос: «Существуют на самом деле такие конфеты и можно ли их сделать самому?».
  • Познавательная беседа и изучение наглядного материала.
    Воспитанники рассматривают мини-выставку конфет (карамель, леденцы, драже, шоколадные и мармеладные конфеты, батончики), называют их особенности. Воспитатель кратко озвучивает план изготовления конфет из желе и задаёт детям вопросы:
    • «В чём отличие шоколадных конфет от леденцов?»,
    • «Для чего в приготовлении конфет нужен сахар?»,
    • «Какой бывает сахар?»,
    • «В каких ещё продуктах и блюдах присутствует сахар?»,
    • «Может ли человек обойтись без сахара?».
Формирование представлений о свойствах зеркал (занятие НОД «Путешествие в страну Зеркал») Создание проблемной ситуации с элементами игровой деятельности.
Воспитатель демонстрирует детям при помощи проектора отрывок из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал». Если ребята не знакомы с содержанием сказки, стоит кратко обозначить ситуацию, в которую попала героиня Оля. Воспитатель спрашивает, хотелось бы ребятам попасть в чудесную страну Зеркал. Звучит положительный ответ, воспитанники закрывают глаза, и, пока звучат волшебные слова, воспитатель выставляет дверь с замком (макет или закреплённый плакат), которую предстоит открыть детям.

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема занятия Задачи исследования
«Мы исследователи», «Маленькие исследователи» Совершенствование исследовательских навыков: поиск информации в разных источниках, самостоятельный выбор методов экспериментирования.
«Молочные реки», «Молоко»
  • Расширение представлений о молоке и молочных продуктах, их значимости для организма человека.
  • Формирование положительной мотивации к здоровому питанию.
«Юный исследователь», «Я исследователь» Знакомство с выполнением индивидуального проекта исследовательской направленности.
«Песок и камни»
  • Развитие аналитических способностей дошкольников.
  • Совершенствование в формулировании выводов, систематизации знаний.
«Фрукты» Расширение представлений о фруктах: исследование процесса формирования плода, роста и созревания.
«Овощи» Расширение представлений об овощах: исследование процесса роста - от появления всходов до созревания, коллекционирование семян.
«Движение воздуха» Расширение знаний о свойствах воздуха и способах его изучения.
«Состояния почвы» Формирование представлений об особенностях почвы при разных температурах и степени увлажнённости.
«Жидкое, твёрдое, газообразное состояние воды» Расширение представлений о состояниях воды и условиях перехода от одной формы к другой.
«Снежинка» Формирование представлений о разнообразии строения снежинок.
«Сахар» Формирование представлений об особенностях сахара, его получении и использовании.
«Измерение изображений с помощью линз» Знакомство с увеличительными стёклами и их использованием в быту и научной деятельности.
«Кораблики», «Плавучесть предметов» Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
«Звуковое исследование»
  • Развитие звукового восприятия.
  • Формирование представлений о звучании различных предметов и способах извлечения звука.
«Тени на стене», «Театр теней» Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных), способности предметов отбрасывать тень.
«Вулкан»
  • Знакомство с устройством вулкана, процессом извержения лавы.
  • Развитие умения создавать макеты исследуемых объектов.
«Удивительные свойства магнита» Расширение представлений о способности магнита притягивать предметы и использовании магнитов человеком.
«Космическое путешествие» Формирование представления о космосах, познания человеком Вселенной.

Создание макетов старшими дошкольниками знакомит их с устройством конкретного объекта исследования

Временной план занятия в старшей группе

Занятия по познавательно-исследовательской деятельности проводятся еженедельно в первой половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут). Конспект НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.

Физкультминутки или подвижные игры обязательно проводятся в середине занятия, чтобы избежать переутомления воспитанников.

Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования, проговаривание этапов опыта - 2–3 минуты.
  • Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) - 3 минуты.
  • Практическая часть работы - 10–13 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов - 1–2 минуты.

Подвижные игры на занятии позволяют дошкольникам немного отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Построение плана исследования Физическая активность Продуктивное экспериментирование Формулирование выводов
«Необычное в обычном» (расширение представлений о свойствах соли) 1 минута. Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка, он не справился с домашним заданием и боится идти на урок. А было задано изучить свойства соли, чтобы затем решить задачу. Ребята соглашаются помочь Незнайке.
3 минуты.
2 минуты. Кинезиологический массаж «Ручки растираем и разогреваем».
3 минуты.
Проведение опытов с солью.
13 минут.
2 минуты.
«В гостях у Снежной королевы» (расширение представлений о воде в твёрдом состоянии) 1 минута. Игровая ситуация. Звучит аудиозапись «Метель», в помещении гаснет свет. Когда лампа зажигается, воспитатель сообщает, что ребята попали в царство вечной зимы, где правит Снежная королева (просмотр презентации).
4 минуты.
2 минуты. Подвижная игра «Пингвины на льдине».
3 минуты.
Экспериментирование со льдом.
13 минут.
1 минута.
«Космос глазами детей» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (книги, иллюстрации, макеты Солнца, Луны и Солнечной системы) и видеоролика об этапах освоения космоса.
  • Проведение познавательной беседы.
2 минуты. Физкультминутка «Подготовка космонавтов».
3 минуты.
Изготовление макетов по теме исследования.
12–13 минут.
1 минута.

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

Автор Орлова Г. М., воспитатель ГБОУ СОШ №1355, дошкольное отделение, г. Москва.
Название «Лаборатория воды»
Цель Расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи
  • Образовательные:
    • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды.
    • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
    • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря - вводить в словарь детей существительные (лаборатория, опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).
  • Развивающие:
    • Способствовать развитию любознательности.
    • Развивать внимание детей.
    • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Воспитательные:
    • Продолжать воспитывать культуру поведения.
    • Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
    • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы
  • Карточки-капельки с загадками,
  • схемы «Свойства воды»,
  • иллюстрации по теме «Вода»,
  • Раздаточный материал на каждого ребёнка:
    • лоток для раздаточного материала,
    • одноразовые прозрачные стаканчики с водой,
    • салфетки,
    • апельсиновый сок,
    • молоко,
    • соломинки для коктейля,
    • ведёрко.
Предварительная работа
  • Занятия по блоку «Вода»,
  • беседа с детьми о значении и свойствах воды,
  • просмотр фильма «Урок чистой воды»,
  • чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»,
  • чтение стихотворений по теме,
  • отгадывание загадок,
  • рисование на тему «Море и его обитатели»,
  • проведение отдельных опытов с водой,
  • чтение «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».
Методические приёмы
  • Беседа,
  • вопросы,
  • совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность),
  • загадки,
  • сюрпризный момент,
  • игра.
Ход занятия Первая часть (информационно-познавательная).
  • Доброе утро! Я вам говорю.
    Доброе утро! Я вас всех люблю!
    Желаю вам хорошо заниматься!
    Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.
Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
В.: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в учёных, исследователей. Скажите, чем занимаются учёные? (Ответы детей).
Учёные занимаются наукой. Наука - это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Где работают учёные? (В научной лаборатории). Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину).
Но чтобы попасть в лабораторию нам, ребята, надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами. Отгадайте, что это?
Загадка:

  • На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (Глобус).

В.: А что такое глобус? (Это модель Земли). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, жёлтый, зелёный, коричневый). А как вы думаете, что изображено на глобусе зелёным цветом? Жёлтым? Коричневым? Синим? (Леса, горы, пустыни, моря и реки).
А какого цвета на глобусе больше? (Синего). Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше). Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды, и мы с вами в этом убедились.
В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки - отгадки вывешиваются на мольберт).

  • Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь это … (Дождь).
  • С неба падают зимою
    И кружатся над землёю
    Лёгкие пушинки,
    Белые … (Снежинки).
  • Сверху одеяло
    На землю упало,
    Самой лучшей ваты
    Мягче и белей.
    Травкам и козявкам,
    Всем зверушкам малым
    Спать под одеялом
    До весенних дней. (Снег).
  • У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдёт -
    Гвоздь упадёт. (Сосулька). …>

<… Что объединяет все наши отгадки? (Это вода). Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей). Правильно, она может быть жидкой, твёрдой и газообразной…>
<… Вторая часть - практическая (опытно-экспериментальная).
В.: сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 человека за один стол). Приступим к нашему исследованию.

  1. Опыт №1. «Вода - жидкость».
    В.: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (Ответы детей). Совершенно верно. Если бы вода была нежидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
    Вывод: вода - жидкость.
  2. Опыт № 2. «Вода бесцветная».
    В.: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета молоко? (Белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
    Вывод: вода - прозрачная жидкость.
  3. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
    В.: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет? (У воды нет запаха).
    Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет? (Апельсином).
    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
    Вывод: вода не имеет запаха.
  4. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
    В.: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? (Нет).
    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
    Вывод: вода не имеет вкуса.
    Делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).
    Физкультминутка «Пластический этюд».
    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель», муз. С. Соснина). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. (Дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
    Отдохнули, ребята? (Да).
  5. Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
    В.: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой). Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.). Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое).
    Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.
В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
Спасибо вам, ребята.

Работа кружка по исследовательской деятельности в старшей группе детского сада

Необходимость приобретения новых знаний и стремление к экспериментированию - естественные потребности старших дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, причины явлений, взаимодействие объектов.

Значимость детского экспериментирования в становлении личности будущего первоклассника, мотивации к успешному обучению рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов.

Для функционирования кружка познавательно-исследовательской направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей старших дошкольников, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки опытов и экспериментов;
  • оформление уголка исследовательской деятельности в помещении группы или отдельной опытной лаборатории;
  • подготовка материальной базы кружка.

Руководитель кружка должен поощрять воспитанников задавать вопросы и учиться формулировать выводы

Обязательно ознакомление детей с техникой безопасности во время проведения опытов, основные правила должны проговариваться совместно с воспитанниками. Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Ребята всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. Оснащённость исследовательского уголка или лаборатории складывается из:

  • природных материалов (песок, камни, ракушки, глина, грунт, образцы древесины, ореховая скорлупа, листья, семена);
  • приборов (линейки, магниты, линзы, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы);
  • сосудов и ёмкостей (баночки, мензурки, колбы, стаканы, миски);
  • медицинских материалов (резиновые перчатки, пинцет, шприц, вата, бинт, марля, пипетки);
  • сыпучих веществ (сахар, соль, перманганат калия, пищевые красители, мука);
  • специальной одежды (халаты, фартуки, защитные очки, шапочки);
  • карточек и журналов для фиксирования результатов исследований.

Фотогалерея: примеры оформления кружковой деятельности исследовательской направленности

Доступность - один из принципов функционирования материальной базы кружка В исследовательском уголке может располагаться аквариум для проведения наблюдений за рыбками Уголок юного учёного привлекает дошкольников разнообразием материалов Материалы для проведения опытов удобно хранить в прозрачных контейнерах Яркое оборудование не оставит равнодушным ни одного воспитанника Для хранения исследовательских материалов подойдёт небольшой стеллаж Воспитанники должны соблюдать аккуратность и поддерживать порядок в исследовательском уголке При работе со стеклянными пробирками воспитанники должны строго соблюдать требования техники безопасности В центре познания и экспериментировая ребята проводят наблюдения и учатся заботиться о растениях

Примеры организации экспериментирования в старшей группе ДОУ

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 5–6 лет.

Видео: занятие по исследовательской деятельности «Волшебница вода»

https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q Video can’t be loaded: ВОЛШЕБНАЯ ВОДА - Занятие по исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q) https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8 Video can’t be loaded: Опытно -экспериментальная деятельность. «Вулкан» (https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8)

Видео: презентация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA Video can’t be loaded: Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду, старший возраст (https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA)

Во время проведения опытов удовлетворяется потребность ребёнка в активном познании природы и ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте детская любознательность расширяется, возникает интерес к событиям прошлого, дальним странам, устройству Вселенной. Много открытий предстоит совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.

Поделитесь с друзьями!

Задачи:

  • формировать и обогащать знания воспитанников старшей группы о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
  • способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги (точное копирование изображения);
  • развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
  • воспитывать культуру познания, чувство комфортности, уверенности в себе.

Оборудование: экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, выполненные способом оригами; картины и картинки, выполненные способом торцевания; игрушки из папье-маше; ручки, тетради, листы бумаги по количеству детей (писчая, копировальная, наждачная, картон); кусочки клеёнки; мяч; формы лодочек, полоски бумаги для оклейки лодочек, клейстер, клей ПВА.

Предварительная работа: изготовление игрушек, посуды из бумаги способом оригами, из папье-маше, картин, выполненных способом торцевания, изготовление лодочек из бумаги.

Ход исследовательского занятия

Дети старшей группы стоят в кругу. Воспитатель показывает цветочек, сделанный из салфетки. Дети передают цветочек по кругу и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. (Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей».)

Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях? (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)

Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)

Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.

Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.

В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.

В. Я, кажется, догадалась, кто нам прислал приглашение посетить музей. А вы? (Предположения детей.)

Я думаю, что это бумажная Фея (показывает игрушку Фею, сложенную способом оригами).

Привет, друзья!

Я очень рада видеть снова всех ребят!

Я пригласила вас в прекрасное - вперёд!

Чтоб вы увидели, где чудо красоты живёт.

Хотите о бумаге многое узнать?

Тогда я предлагаю вам исследователями стать:

Смотреть, экспериментировать, запоминать,

Что узнали о свойствах бумаги, всё записать.

Вам будут в этом помогать

Вот эти ручка и тетрадь.

Фея передаёт детям ручки и тетради и приглашает в лабораторию.

Фея. Ребята, ничто так не сплачивает, как игра. Поэтому предлагаю вам поиграть в снежки.

Дети говорят, что снежков нет.

В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё «снежные» комочки.

Дети мнут бумагу, комкают её, придают ей круглую форму.

В. Какой вывод после работы с бумагой вы можете сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель сообщает детям, что, используя свойство бумаги легко мяться, люди научились делать из неё различные предметы.Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, а хотите узнать, какими ещё свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.

Дети проходят за столы. На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.

Ответы детей:

Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.

Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.

Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.

Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.

В. Ребята, Фея просит вас помочь ей. Она прислала приглашение только нам, а ей хотелось бы пригласить в музей много детей, но написать одной столько приглашений трудно. Как мы можем помочь ей? Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей.)

Вы правы. Я предлагаю сначала обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.

Дети выясняют, что одна сторона у неё «жирная» с краской, а другая - матовая.

В. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашения. Фея благодарит детей за помощь.

В. Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам попробовать разорвать лист бумаги и кусок клеёнки. Что рвётся легко, а что нет?

Вывод: под воздействием силы бумага рвётся, а клеёнка нет.

Дети делают соответствующую запись в тетрадь.

В. Вспомните, пожалуйста, из чего делают бумагу? (Ответы детей.) Значит, она должна хорошо гореть. Проверим?

Воспитатель проводит опыт. Кладёт на блюдце бумагу и поджигает её.

В. (Ответы детей.)

Вывод: бумага хорошо горит.

Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, Фея решила отправиться в морское путешествие на бумажном корабле. Как вы думаете, что может с ней произойти в море?

Дети делают вывод, что она может утонуть, её нужно предостеречь.

В. Давайте покажем Фее, как это опасно.

Дети берут заранее сложенные из бумаги кораблики и пускают их в ёмкости с водой, играют с ними, дуют, чтобы они двигались быстрее, поливают на них водой - кораблики размокают.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.)

Вывод: бумага впитывает воду и намокает.

Дети делают соответствующую запись.

В. Ребята, Фея расстроилась, что не может отправиться в путешествие на бумажном корабле. Как мы можем ей помочь, ведь у вас на столах только бумага?

Как вы считаете, можем ли мы сделать лодку для Феи из бумаги, но таким способом, чтобы она не намокла? (Предположения детей.)

Сначала давайте вспомним все свойства бумаги.

Игра в кругу с мячом.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, спрашивает, что можно сделать с бумагой? (порвать, намочить, сжечь, смять, сложить, порезать, приклеить, нарисовать на ней и т.д.)

В. Проходите, пожалуйста, в мастерскую.

Дети берут форму лодочки, переворачивают её на картон и обклеивают кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки тщательно приглаживают. Обклеенную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоёв, оставляют просохнуть. Воспитатель сообщает детям, что такой способ называется папье-маше.

Фея благодарит детей и предлагает свои поделки приносить к ней в музей. Они будут экспонатами, на них будут смотреть другие дети.

Рефлексия.

В. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Вечером воспитанники заканчивают изготовление лодочек. Бумага просохла, и дети снимают её с формы. Края перерезают ножницами и окантовывают кусочками бумаги. Поверхность готовой лодочки грунтуют клеем ПВА, просушивают. Воспитатель обмазывает дно каждой лодочки тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо, чтобы лодочки не размокли.

Занятие по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитриева

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

***Развивать поисково - познавательную деятельность детей как интеллектуально - личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег и т. д.

Детская любознательность,

постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

«Такая разная ткань» .

Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

«Рассматривание песка через микроскоп» .

Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде» .

Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Мир бумаги»

Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Измерение размеров изображения с помощью линз» .

Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Мир насекомых» .

Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

«Что мы знаем о времени»

Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Картотека познавательно-исследовательской деятельности

    в старшей группе.

    Сентябрь

    «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

    Цель: Закрепление представлений детей об органах чувств, их назначении (уши -слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). «Сравнение свойств песка и глины»

    Цель: Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

    Знакомство с камнями. «Какими бывают камни?»

    Цель: Развитие интереса к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.

    «Невидимка – воздух»

    Цель: Ознакомление с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

    Октябрь

    «Знакомство со свойствами воздуха»

    Цель: Формирование представлений детей о свойствах воздуха, и его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитание интереса к окружающей жизни, любознательности.

    Проведение опыта: «Где теплее?»

    Цель : Формирование представления детей о том, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

    Проведение опыта: «Подводная лодка».

    Цель: Формирование представлений детей о том, что воздух легче воды, помощь выявить, как воздух вытесняет воду.

    Проведение опыта : «Упрямый воздух».

    Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха: формирование представления о том, что воздух сжимается.

    Ноябрь

    «Неизвестное – рядом»

    Цель: Расширение знаний детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формирование представлений о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород.

    «Наши руки»

    Цель : Формирование представлений детей о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

    «Что можно почувствовать кожей?»

    Цель : Формирование элементарных знаний о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнение детей в развитии тактильной чувствительности. Формирование убеждения о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развитие умения детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

    «Наши помощники»

    Опыт: «Слушай во все уши»

    Цель: Формирование представлений об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Ознакомление со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

    Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

    Цель: Ознакомление детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствование формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

    Декабрь

    «Вода в природе и в быту».

    Цель : Уточнение знаний детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепление знаний о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Развитие познавательного интереса, наблюдательности, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.

    «Вода – помощница»

    Цель : Обобщение, уточнение знаний детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средстве обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитание у детей желания беречь воду, закрывать плотно кран.

    «Вода – источник жизни»

    Цель : Формирование представлений о роли воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепление знаний о воде и о том, как человек ее использует. Формирование привычки бережно и разумно использовать воду.

    Проведение опыта: «Вода – растворитель»

    Цель : Уточнение знаний детей о значении воды в жизни человека. Закрепление представлений о свойстве воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Закрепление умения работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

    Январь

    « Путешествие капельки»
    Цель
    : Ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширения представлений о значении воды для жизни человека.
    «Превращение белой снежинки в цветную льдинку»

    Цель: Закрепление представлений детей со свойствами снега, воды и льда.

    «Как увидеть и услышать электричество»

    Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

    Цель: Ознакомление детей с электричеством, как особой формой энергии. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Ознакомление с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формирование основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

    Февраль

    « – фокусник»

    Цель : Ознакомление детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

    «Электроприборы»

    Цель: Развитие способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формирование представлений о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Ознакомление с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Развитие любознательности.

    «Почему горит фонарик?»

    Цель : Уточнение представлений детей о значении электричества для людей; ознакомление с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
    «Радуга в небе»
    Цель:
    Ознакомление детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширение представлений детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнение в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развитие любознательности и внимания.
    «Свет вокруг нас».

    Цель: Закрепление представлений детей о свете. Умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение, опытническим путем определять строение рукотворных источников света, классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Обогащение и активизация словаря детей.

    Март

    «Сила тяготения». Проведение опыта «Почему все падает на землю»
    Цель:
    Формирование представлений детей о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
    « Хитрости инерции»

    Цель : Ознакомление детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

    «Что мы знаем о времени»
    Цель:
    Формирование представлений детей о понятии «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепление представления о понятии «беречь время».
    «Первоцветы. Как растут растения?»

    Проведение опытов : «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
    Цель:

    Апрель

    Беседа: «Животные и песок»

    Цель: Формирование представления о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развитие способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

    «Солнце, Земля и другие планеты»

    Цель: Формирование первоначальных представлений о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развитие любознательности. На основе опытов дать представление о холодности планет: чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

    «Первоцветы. Как растут растения?»
    Цель:
    Обобщение представлений о росте и развитии растений, установление связи между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; развитие умения быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

    «Может ли растение дышать?»
    Цель:
    Формирование представлений детей о потребности растения в воздухе, дыхании. Помочь детям понять, как происходит процесс дыхания у растений.

    Май

    « Как появляются горы? Извержение ». Цель: Формирование представлений детей о разнообразии объектов неживой природы. Ознакомление детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор.

    «Рукотворный мир»

    Цель: Развитие умения детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, закрепление представлений о свойствах бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

    «Сравнение свойств стекла и пластмассы»

    Цель: Ознакомление детей со свойствами и качеством стекла, пластмассы, формирование умения делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулирование самостоятельного формирования выводов при проведении опытов. Воспитание соблюдения техники безопасности.

    «Как работает термометр»

    Цель: Формирование представлений детей о том, как работает термометр.

    Похожие публикации