Где и когда будет гербер. Национальный удмуртский праздник гербер
Наступивший 2018 год будет богат на политические, экономические и спортивные события. «Комсомолка» решила рассказать о самых важных из них.
В первой половине 2018 года Удмуртию ждут сразу два крупных спортивных события. Со 2 по 4 марта в Ижевске пройдут Всероссийские зимние спортивные любительские игры - аналог Олимпийских игр среди любителей. Мероприятие пройдет сразу на нескольких площадках: СК «Чекерил», стадион «Динамо», центр адаптивного спорта «Удмуртия». Для участников организуют различные эстафеты, соревнования по сноуборду, лыжным гонкам, забеги на коньках, биатлон и керлинг. Власти ожидают участие свыше 2 тысяч спортсменов и 5 тысяч зрителей.
Аналогичные игры, только уже в летнем формате, пройдут с 20 по 22 июля в Ижевске и Воткинске . Мероприятие пройдет сразу на 10 площадках. Участники будут соревноваться в легкой атлетике, плавании, мини-футболе, вольной борьбе, дзюдо, волейболе, велоспорте. В заключительный, третий день, спортсмены отправятся в Воткинск, чтобы принять участие в соревнованиях по триатлону.
«Стартап Тур» - это ежегодное всероссийское мероприятие, суть которого заключается в том, чтобы позволить начинающим предпринимателям представить широкой публике свои проекты и найти инвесторов. Всех участников ждут выступления «акул» бизнеса и живое общение с экспертами и партнерами проекта «Сколково ». В 2018 году «Стартап Тур» пройдет в 10 городах России . Ижевск примет его впервые.
Для Удмуртии это, безусловно, возможность найти инвесторов и привлечь финансирование к республиканским проектам. В целом задача тура - поспособствовать развитию и коммерциализации новейших технологий, созданию новых инструментов международного сотрудничества в сфере инноваций.
Самое важное политическое событие 2018 года, безусловно, выборы президента России. Они пройдут 10 марта 2018 года. Главу государства будем выбирать на 6 лет. Окончательный список кандидатов объявят не ранее 15 января, однако уже сейчас известно, что действующий глава государства Владимир Путин участие в выборах примет и пойдет на них самовыдвиженцем.
Удмуртия от выборов 2018 года в стороне не окажется, и уже сейчас известны новшества главного политического события года.Во-первых, все избирательные участки оснастят новой техникой, способной обрабатывать протоколы с QR-кодами (как штрих-код). Этот код сводит на нет ошибки при введении данных протокола и в целом ускоряет работу избирательной комиссии. Во-вторых, для удобства маломобильных групп населения места для голосования перенесут на 1 этажи, а для слабовидящих сделают бланки со шрифтом Брайля. Обсуждается вопрос о закупке увеличительных луп большего диаметра. В-третьих, срок подачи заявления о голосовании по месту пребывания в избирком увеличился до 20 дней (раньше было 10).
Форум #СделаноВУдмуртиив очередной раз пройдет в республике 26 мая. Главной задачей организаторы мероприятия ставят помощь местным предпринимателям в выходе на новые рынки, а также обсуждение проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены, и поиск путей их решения. Ведь надо помнить, что власти республики делают большую ставку на развитие бизнеса, поскольку надеются с его помощью улучшить экономику региона и увеличить налоговые поступления в бюджет.
#СделаноВУдмуртии уже проходил в Удмуртии в мае 2017 года. В нем приняли участие ведущие предприниматели России и федеральные спикеры, среди которых: российский бизнесмен, основатель компании Splat Евгений Дёмин, советник президента России Герман Клименко , президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов . Тогда итогами форума стало решение о проведении вышеупомянутого «Стартап Тура», создание центра медиации для разрешения спорных ситуаций между представителями бизнеса и надзорными органами, который лично возглавил Александр Бречалов .
Летом 2018 года в Увинском районе Удмуртии, в деревне Пекшур пройдет республиканский национальный праздник «Гербер». Для всех гостей мероприятия организуют программу подробного знакомства с культурой удмуртского народа, сварят обрядовую кашу, подготовят множество сувениров, изготовленных умельцами со всей республики, а также выступления аутентичных и современных удмуртских коллективов.
Отметим, что Гербер - теперь не просто удмуртский праздник. С 2015 года его отмечают в Москве . В 2018 году на него прибудут делегации из муниципальных образований республики и представители удмуртской народности со всей России. На празднике 2017 года присутствовали вице-чемпионы «Евровидения» «Бабушки из Бураново» и победительница конкурса «Детская новая волна» Арина Петрова .
17-22 декабря, 22 декабря. «Ижевская винтовка» и Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой
«Удмуртия - территория спорта» - именно с таким девизом начал свою работу Александр Бречалов на посту главы Удмуртии. Новые власти решили сделать республиканский спорт источником инвестиций и запланировали сразу несколько крупных мероприятий. Помимо любительских спортивных игр, в 2018 году в Ижевске пройдет два зимних спортивных состязания: «Ижевская винтовка» и Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой. Принять участие в соревнованиях смогут не только профессионалы, но и любители лыжного и биатлонного спорта.
Кстати, эти спортивные мероприятия уже проходили в Удмуртии в декабре 2017 года. Только в стартовый день на «Ижевскую винтовку» пришло более 1000 человек. В соревнованиях приняли участие 174 спортсмена из 27 регионов нашей страны. В Ижевск приехали лучшие биатлонисты России, призеры всероссийских и международных соревнований.
Следите за новостями Ижевска в
Может и должна стать туристическим регионом!
Национальный Гербер как мероприятие республиканского масштаба появился в 1992 году. Первопроходцем стал Алнашский район, где близ деревни Кузебаево впервые всем миром отметили окончание весенне-полевых работ. С тех пор вырос, обзавёлся новыми традициями, начал собирать под своё крыло не только представителей удмуртского народа, но и всех других национальностей, проживающих в Удмуртии. В этом году посетили около 14 000.
Тема Гербера объединила всех земледельцев, поскольку она знаменует собой время, когда один важный этап уже закончен (весенний день год кормит), и остаётся только ждать, каким будет урожай. Таким образом, Гербер стал многонациональной площадкой, где поощряют лучших, строят планы на будущее, и конечно, ве отдыхают. Следующий этап - выход на межрегиональный уровень.
Уже осенью мы займёмся проектированием Гербера-2018, - говорит и. о. министра национальной политики Удмуртии Лариса Буранова. - Мероприятие станет не просто грандиозным ом. Наша задача сделать его инструментом в решении конкретных задач. Чтобы выйти на межрегиональный уровень, мы должны переформатировать этот из яркого «междусобойчика» в туристическое событие. Сделать так, чтобы он вошёл во все графики и календари туристических событий России.
Уже сейчас организаторы работают в этом направлении. На Гербере-2017 побывала делегация из Санкт-Петербурга. В рамках визита было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому в 2018 году площадка Гербера появится в северной столице России.
А что касается Москвы, в этом году в саду Эрмитаж Гербер пройдёт уже в третий раз.
Дни Удмуртии в Москве
Надо понимать, что Гербер в Москве имеет совершенно другой формат, отличный от республиканского а, - продолжает Лариса Николаевна. - Это, прежде всего, презентационная площадка социально-экономического развития региона, обрамлённая национальными традициями. Здесь будут представлены наши ведущие предприятия, организована -ярмарка фермерской продукции. Будет работать площадка-презентация туристических возможностей региона, где желающие смогут сразу приобрести интересные для них туры.
Конечно, зрители и гости смогут познакомиться с удмуртской культурой, приобрести самобытные сувениры, принять участие в мастер-классах по их изготовлению. Для детей будет работать площадка Тол Бабая. Будет организована и отдельная площадка московского землячества удмуртов.
Впервые в этом году организаторы планируют выйти на новый уровень, привлекая к участию в е новых людей. Именно поэтому в рамках Гербера будет организован шахматный турнир с сеансом одновременной игры с гроссмейстером, специальным гостем которого станет режиссёр Станислав Говорухин.
Также впервые создан сайт Гербера, где представлена подробная программа а. Там же желающие могли зарегистрироваться для участия в мероприятии в качестве волонтёров.
Шахматный турнир и известные гости привлекут на площадку Гербера людей разных интересов. Приняв участие в интересующих их х, они увидят и остальные площадки, которые, как мы надеемся, им тоже очень понравятся. Надеемся, что возникнут и новые совместные проекты, - уверена Лариса Буранова.
«Этномир» и «Этнодеревня»
Тема презентации социально-экономических и туристических возможностей Удмуртии будет основной и в проекте «Этномир» Калужской области, где республика получит отдельную площадку. Концепция этого проекта находится в разработке. «Этномир» посещают тысячи человек, там проходят различные ы и семинары, а потому Удмуртии очень интересно участие в этом проекте. Единственное условие, которое необходимо будет соблюсти, - отказаться от презентации оборонно-промышленного и оружейного кластера, так как концепция «Этномира» основана на демонстрации исключительно мирных производств.
«Этнодеревню», которая будет организована непосредственно в Удмуртии, можно назвать второй частью этого проекта. В разработке её концепции большое участие приняли национально-культурные объединения республики.
Уже сейчас можно сказать, что это будет -проект. Сегодня нам необходимо найти точки соприкосновения этнического и -проектов, потому что 25 ресторанов на одном пятачке - это не экономическая , а значит, не долговечная, - считает и. о. министра национальной политики.
К сожалению, пока рано говорить и о туристической истории проекта, так как туриндустрия - это отдельная отрасль со своими законами и механизмами, которые ещё недостаточно увязываются с проектом. При этом в республике сложилась действительно уникальная ситуация, когда национальные традиции перешагнули порог современности, став её полноценной частью, а не оставшись лубочными картинками в ных фондах. И именно это привлекает туристов, заставляя их возвращаться в Удмуртию вновь и вновь.
Из действующих туристических проектов хочется отметить Усадьбу Тол Бабая. Эксперты из туриндустрии, побывавшие там в прошлом году, были приятно удивлены и посещаемости, и организации работы. Сейчас наша задача вы на «туристические рельсы» и наши ключевые - Гербер и Пельменный , - отметила Лариса Николаевна.
Центр удмуртской культуры
Помочь в решении этой задачи может и создание Центра удмуртской культуры, который, в том числе, должен стать неким ресурсным центром, проектным офисом.
Мне видится этот центр и как центр удмуртской культуры, и как площадка с конференц-залом и галереей, где общественные организации смогут проводить круглые столы, семинары и диспуты. Таких площадок в е катастрофически не хватает. Кроме того, сейчас в е очень много креативной удмуртской молодёжи, которые не делят мир на удмуртский и остальной. И им тоже нужно помочь, дать пространство и возможности для творчества, - говорит Лариса Буранова. - Кроме того, было бы не плохо организовать в центре а кафе с национальной удмуртской кухней, площадки для проведения мастер-классов по традиционным видам удмуртских ремёсел. Таким образом, сложилась бы целостная : в е есть Русский дом, территория Армянской церкви, мечеть, аккумулирующая мусульманское со , и Центр удмуртской культуры. Традиции многонациональной Удмуртии получили бы дальнейшее развитие и выразились в новых проектах и х, интересных жителям региона и привлекающих гостей из соседних областей.
Праздник Гербер: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник Гербер в 2019 году.
- Горящие туры в Россию
Предыдущая фотография Следующая фотография
Россия - многонациональная и мультикультурная страна. Только, к сожалению, некоторые об этом забывают. И если о таком башкиро-татаро-чувашском празднике, как Сабантуй, многие хотя бы слышали, то на вопрос, что такое «Гербер», большая часть опрошенных сначала чешет затылок, а потом протяжно отвечает «цветок такой, ромашка».
Гербер или гырон быдтон (удм. «окончание пахоты») - традиционный удмуртский праздник, посвящённый гармоничному союзу природы и человека. Однако в последнее время он считается праздником окончания весенне-полевых работ. Современный праздник Гербер может заинтересовать, как удмуртов, так и туристов, желающих приобщится к культуре этого народа.
Абзац истории
Древнейший праздник Гербер когда-то отмечался в каждой деревне Удмуртии ежегодно в конце весны. Однако после революции это знаменательное для каждого причастного к сельскому хозяйству удмурта событие стало проходить летом. В 1992 году Гербер был признан правительством Удмуртии общереспубликанским праздником.
Где проходит
Что интересно, Гербер до недавнего времени (2010 года) не имел постоянного места проведения. Каждый год гостей встречали в разных уголках Удмуртской Республики. С 2010 года праздник проходит на территории Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай ».
Как добраться
Из Ижевска можно доехать до Лудорвая на рейсовом автобусе № 109 от остановки «Южная Автостанция» или на автобусе № 151 от остановки «Улица Гагарина».
Что интересного
На Гербере всегда было чем заняться. Например, можно попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни: хрустящие перепечи и рассыпчатая каша, приготовленная по старинному рецепту. Причём всех желающих местные бабушки угощают бесплатно. Проводятся многочисленные концертные программы, на которых выступают творческие коллективы и сольные артисты множества жанров - от народной песни до современных танцев.
Работает выставка-продажа сувениров, на которой каждый может приобрести частичку удмуртской культуры. Любителям состязаний предлагают принять участие в одном из традиционных конкурсов. Проводится выбор самой крепкой пары и всевозможные детские программы. Одним словом, скучать на Гербере не придётся никому.
Если вы желаете приобщиться к культуре одного из древнейших народов нашей страны или желаете просто хорошо провести время и находитесь недалеко, то посетить это событие определённо стоит.
КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД
В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.
Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.
Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".
Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).
Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"
И www.astromeridian.ru "
Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).
В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.
Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали
Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.
Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.
После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.
Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.
С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.
Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).
Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.
Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.
Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.
Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.
Йo Кеян (Проводы льда)
Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.
После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.
Шорт миськон
Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.
Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.
Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.
Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.
Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).
Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.
Лудэ лэзён
Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.
Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.
Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.
Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.
На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.
Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.
В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».
Тулыс Геры - обряд весенних работ
Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).
Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.
Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.
Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
А. В. Коробейников, Д. М. Сахарных
Праздник гербер, удмуртский по происхождению и колориту, давно уже носит
в Удмуртии общенародный характер и по популярности обгоняет, пожалуй, даже та-
кой традиционно межэтнический праздник, как сабантуй. Празднуется гербер ле-
том. Привязки к конкретной календарной дате нет. Часто жители Удмуртской Рес-
публики ориентируются на заранее объявленное время проведения республи-
канского фольклорного фестиваля «Гербер» (за последние десять лет дата этого ме-
роприятия попадала всякий раз в промежуток с 10 по 26 июня). Фестиваль прово-
дится каждый год в разных местах Удмуртии при участии и действенной помощи
республиканского руководства, чей рабочий график также приходится учитывать
организаторам этого «главного» гербера, программа которого является образцом
для подражания при организации подобного же рода праздников на местах.
I.
Современный летний праздник гербер символизирует окончание весенних по-
левых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год
республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в
районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совер-
шённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солн-
цем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же
номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.
Данное обстоятельство нельзя объяснять непрофессионализмом журнали-
стов: они всего лишь идут вслед за местными этнографами. Так, на страницах попу-
лярного учебника «Этнография удмуртов» Владимир Владыкин и Людмила Христо-
любова пишут: «Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обра-
боткой земли, завершался праздником, называемым в разных местах гербер, гужем
юон, куарсур».
Поясним, что и гужем юон (в переводе с удмуртского «летний праздник»,
«летняя пирушка»), и куарсур (‘пиво листьев’ – праздник, связанный с возложени-
ем берёзовых листьев на воршудную полку куалы) отмечались хотя и в разных ло-
кальных традициях, но в один и тот же Петров день (29 июня ст.ст.). Оба автора не
уточняют, каким образом летний даже по названию, приходящийся по нынешнему
календарю почти на середину июля праздник стал завершать весеннюю обработку
земли.
И это не единственная странность в предоставляемых современными этно-
графами описаниях праздника. Тот же Владимир Владыкин в соавторстве с Татьяной
Перевозчиковой пишет, что гербер есть «летний праздник, проводимый в последние
дни летнего солнцестояния», что «сейчас Гербер строго приурочен к 12 июля», и при
этом «считается, что это последний праздник земли, последний летний праздник:
до этого дня заканчиваются все весенние земельные работы, в которых применяется
плуг». «Называли его ещёкуарсур («праздник в честь зелени»), – уверяют названные
авторы, – так как в это время лето достигает своего разгара».
Примерно о том же говорит Татьяна Миннияхметова: «Гербер – массовый
праздник, проводимый после окончания всех весенних земельных работ с примене-
нием плуга до начала уборочной страды. В деревнях Унинского района Кировской
области… приурочен он был к 21 июля… Гербер – обряд-благодарение в честь окон-
чания посадочно-посевных работ, взошедших хлебов… Можно сделать вывод, что
обряд проводился с целью просить у богов созревания хлебов, хорошего
урожая…».
Елена Попова в своей посвящённой бесермянам монографии утверждает: «Се-
рединой лета называли гербер (буквально: время после пахоты), который длился
около недели и совпадал с летним солнцестоянием, а в поздней традиции был
приурочен к дням