Демонстративное поведение. Игры, направленные на коррекцию (агрессивности детей, демонстративности, обидчивости, застенчивости)

Демонстративное поведение представляет собой набор различной степени выразительности поступков или действий, целью которых является привлечения внимания, независимо от того, как настроены к этому окружающие.

Возрастное демонстративное поведение может проявится как у взрослого, так и у ребенка, постепенно заняв место «излюбленного» способа решения проблем или достижения определенной цели.

Чаще всего такая модель поведения присуща лидерам, особям с выраженной харизмой, женщинам. Более того, многие специалисты предполагают, что демонстративное поведение в целом обусловлено женским характером, так как для большинства женщин потребность в повышенном внимании к своей персоне является одной из самых важных.

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

Моя девочка - самый настоящий демонстративный ребёнок, она очень любит привлекать к себе внимание окружающих, где бы она ни находилась, ведёт себя демонстративно, всё время доказывает, что она лучше всех.

Демонстративность ребёнка может сильно утомлять. Целый день такой малыш что-то доказывает и оценивает, поёт и кривляется, притягивая к себе всё внимание родителей.

У таких детей высока потребность в самоутверждении, поэтому они всё время озабочены тем, чтобы показать своё превосходство над другими детьми. Их главная цель - получить положительную оценку окружающих.

Демонстративные дети пытаются привлечь внимание всеми возможными способами. Они очень общительны, и это могло бы быть хорошей чертой, если бы не формальность такого общения. Обращаясь к партнёру, дети не испытывают к нему интереса, они хотят вызвать восхищение: говорят о себе, демонстрируют свои игрушки, навыки и умения: «Смотри, какие у меня туфельки, как я умею танцевать, рисовать…»

Демонстративность ярко выражается в желании обладать определёнными предметами. Подметив у сверстника интересную игрушку, демонстративный ребёнок начинает просить такую же или ещё лучше, дороже. Но новая кукла или машинка нужна не для игры, а для того, чтобы демонстрировать во дворе или в саду своё имущество, а значит, преимущество.

Самоутверждаются такие дети часто за счёт принижения другого. Например, увидев рисунок сверстника, малыш может сказать: «Ну и что? Это не очень хороший рисунок, я рисую лучше». Слова «лучше-хуже, красивее-не красивее» часто звучат из уст малыша. И сравнение всегда в его пользу. Также дети болезненно реагируют на похвалу, которая обращена к другим детям. Ребёнок вряд ли будет аплодировать победителю конкурса, а при случае постарается его унизить, показав, кто на самом деле лучше всех.

Другие способы привлечения внимания - кривляние, капризы, проявления агрессии, напускная застенчивость или подчёркнуто «идеальное» поведение. Когда отношения со сверстниками или взрослыми у детей не складываются, они могут провоцировать ссоры и скандалы. Нередко дети симулируют приступы болезни, чтобы вызвать сочувствие взрослых.

Демонстративность прячется под маской агрессивности. Ребёнок удивляет окружающих своим «ужасным» поведением, родители ругают и одёргивают его, но для шалуна это является не наказанием, а поощрением. Отсутствие внимания взрослых для него невыносимо. Демонстративность можно даже выявить по рисункам крохи. Как правило, дети рисуют людей во всех подробностях, уделяя особое внимание деталям. Человек на рисунке экстравагантно одет, прорисованы украшения, медали, погоны и т. д.

В школе такие дети стремятся к лидерству, позволяют себе выкрики с места, тянут руку, не зная правильного ответа - только бы на минутку оказаться впереди всех. Став постарше, подростки красят волосы в безумный цвет, чтобы выделиться из толпы, рано начинают курить, а родителям угрожают обещаниями сбежать из дома и т.д.

Хорошо или плохо?

Не спешите определять демонстративность как однозначно плохое качество. Есть у этой особенности свои преимущества. Демонстративные дети отдают много сил той деятельности, в которой хотят достичь успехов.

Многие отличники - демонстративные дети. И в искусстве демонстративность только помогает: пение, танцы, театр - всё подвластно такому ребёнку. Человек, умеющий привлечь к себе внимание окружающих, добьётся больших результатов и в спорте, политике.

Но и оставлять демонстративность без внимания опасно, эта черта может перерасти в невроз, когда ребёнок может рыдать, биться в истерике до судорог. Кажется, что демонстративному малышу всё даётся легко, на самом деле он постоянно напряжён - боится оказаться хуже других, для него это катастрофа. Отсюда - тревожность, неуверенность в себе, постоянное хвастовство, принижение других.

Ребёнок так сосредоточен на себе, что не замечает ничего вокруг себя, думает только о том, что говорят о нём другие. Это мешает ему просто радоваться жизни.

В будущем такой человек скучает с самим собой, стремится к славе, богатству, блеску, к сильным и влиятельным личностям. Свои недостатки и плохое поведение он стремится «не замечать». У него возникают сложности с умением сдерживать свои чувства, критически относиться к себе.

Вместе со всеми

Избавиться от демонстративности полностью вряд ли получится, но помочь можно и нужно. В первую очередь избегайте оценок и сравнения детей.

Избавьте ребёнка от необходимости доказывать своё превосходство. Игры-соревнования, конкурсы, поединки широко используются в практике воспитания, но для демонстративного ребёнка они противопоказаны. Он должен чувствовать, что его любят за то, что он есть, а не за достижения.

Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему - далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно. Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними. Полезна коллективная работа - пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.

Покажите ребёнку, что ровесники - это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы. Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей. Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.

Если ребёнок привык баловаться, кривляться, чтобы привлечь внимание, ему также можно помочь. Уделяйте ему внимание, когда он хороший, а не плохой. Откажитесь от бурных эмоциональных реакций на его проделки. Ваш тон должен быть нейтральным, поведение - спокойным. Найдите крохе поле деятельности, в котором его талант проявится настолько, что отпадёт желание постоянно что-то доказывать. Это могут быть театральный кружок, студия художественной самодеятельности, танцы, рисование.

И помните: нельзя держать демонстративного ребёнка «в чёрном теле» из «лучших» побуждений («девочка должна быть скромной»). Не бойтесь хвалить. Загнанная внутрь демонстративность может породить психические заболевания. Давайте ребёнку посильные поручения, в которых бы демонстративность нашла выход, - прочитать стихотворение перед компанией взрослых, приготовить доклад и выступить на классном часе и т.д.



А.Л. Венгер,
детский психолог, профессор, д.пc.н.

Демонстративный ребенок

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное. Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Человек живет в социуме, поэтому многие его действия и поступки направлены на окружающих. Это является одним из способов взаимодействия, когда не используются слова, а люди контактируют на уровне жестов, мимики и конкретных поступков. Однако некоторые поступки являются эпатажными, необычными, не принятыми в обществе. Демонстративное поведение может проявляться как у детей, так и у взрослых. Однако зачастую неприличное поведение наблюдается у подростков.

Демонстративное поведение изначально направлено на других людей. Человек желает обратить на себя внимание своими действиями. Можно окликнуть человека, назвав его имя. А можно привлечь внимание человека громким шумом, издаваемым битьем ложкой по пустой кастрюле. В любом случае результат достигается одинаковый. Только каким образом человек это делает?

Демонстративное поведение вызывает эмоции. Причем они являются яркими. Эти эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Если поведение другого человека не нравится, тогда весь его эпатаж вызывает негатив и критику. Если поведение человека увлекает и заинтересовывает, тогда его демонстрация провоцирует восхищение, желание подражать.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением. Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих. Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих.

Можно сказать, что негативное отношение у окружающих людей проявляется в результате неучета их интересов, потребностей и эмоционального настроя. Человек просто желает привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя, при этом он не замечает, в каком настроении пребывают и чего хотят другие люди.

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными. Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям. Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи сайт может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

  • Желание продемонстрировать свои возможности.
  • Желание привлечь внимание.
  • Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания.
  • Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили . Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

Демонстративное поведение у детей

Дети являются самыми искренними в своих проявлениях. Они пока не умеют предугадывать последствия своих поступков, реакции окружающих. Их демонстративное поведение объясняется психологами тем воспитанием и развитыми качествами, которые сформировались под влиянием родителей.

Атмосфера в семье, в которой растет малыш, влияет на его эмоциональный настрой и качества характера. А это уже влияет на то, какое поведение проявляет ребенок. Часто демонстративно себя ведут капризные дети, которые все хотят делать по-своему.

Причины демонстративного поведения у детей:

  • Стремление в самоутверждении.
  • Протест против чего-либо.
  • Единственный способ привлечения к себе внимания.
  • Реакция на конкретную эмоциональную травму.

Чаще такое поведение проявляется у детей из авторитарных семей, где родители не обращают внимания и не занимаются воспитанием, однако постоянно наказывают их за плохое поведение.

Ребенок уже в 5 годам нуждается в самоутверждении, уважении и положительной оценке. Здесь начинаются пробы того, как желаемого достичь. Если ребенок оценивает себя неадекватно, не так, как другие дети, тогда возникает демонстративное поведение, которое больше отталкивает и нервирует. Это еще больше заставляет ребенка совершать действия, которые хоть и раздражают, однако привлекают внимание окружающих.

Ребенок нуждается не просто во внимании, а в восхищении. Нередко этого пытаются достичь путем многословного общения. Ребенок становится общительным, при этом его не интересует собеседник. Он скорее заострен на собственных умениях, которые демонстрирует, нежели на желании обменяться информацией с человеком.

Если ребенок не получает своего, он впадает в агрессивное состояние. Это станет негативным способом проявления демонстративного поведения. Ребенок может начать кричать. Часто в его речи присутствуют сравнительные фразы: красивее, умнее и т. д. Причем превозносить он будет себя, а опускать – окружающих.

Такие дети нередко думают только о себе. При этом они запоминают все ошибки окружающих, чтобы при любом случае напомнить о них. Если же в окружении такого ребенка окажется значимый для него человек, тогда он начнет совершать хорошие поступки. Но они будут направлены на получение одобрения, а не на совершение добра.

Демонстративное поведение подростков

В подростковом возрасте возникают многие проблемы как у детей, так и у взрослых, которые их окружают. Человек продолжает в этом возрасте решать свои внутренние проблемы, однако теперь демонстративное поведение имеет ярко подчеркнутый, наглядный, указательный характер. Главными потребностями подростка являются:

  1. Привлечение внимания окружающих.
  2. Безграничный эгоцентризм.

Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное. Неважно, каким оно будет – положительным или отрицательным. В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению.

Причинами демонстративного поведения у подростков являются:

  • Неполная или неблагополучная семья.
  • Желание выделиться.
  • Привлечение внимания сверстников и родителей.
  • Потребность в любви и уважении.
  • Ошибки воспитания.
  • Индивидуальные психологические особенности.
  • Протест против чего-либо.

Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам. Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении.

Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели. Здесь немаловажными становятся реакции тех людей, от которых подросток желает получить удовлетворяющие его цели.

Подростки не признают своих ошибок и не видят своей вины, поэтому они будут прибегать к таким моделям поведения, которые их защищают и делают хорошими:

  1. Обвинение внешних обстоятельств в собственных бедах.
  2. Обмороки, истерики.
  3. Обвинение родителей при пояснении учителям причин своей неуспеваемости, и наоборот.
  4. Хамство, грубость, поясничество, нарушение дисциплины и пр.

Демонстративное поведение у взрослых

Взрослые также могут проявлять демонстративное поведение, несмотря на то, что являются образованными и разумными. Это обусловлено психологическими проблемами, которые взрослый не решил до наступления своего возраста. Его демонстративное поведение на совершение поступков, которые привлекают внимание, не учитывает желания окружающих. При этом нередко психологи ставят знак равенства между демонстративной личностью и истерической личностью.

Причины демонстративного поведения у взрослых:

  • Получение одобрения.
  • Демонстрация своего статуса.
  • Превозношение себя выше других.

Человек словно становится актером, который проигрывает роль. При этом он не может себя адекватно и критично оценивать.

Демонстративная личность не выносит равнодушия и игнорирования окружающих. Соответственно, можно выделить основные черты такого человека:

  1. Бесконечный эгоцентризм.
  2. Желание получить отношение к себе (отрицательное или положительное).
  3. Тяга к признанию и повышенному вниманию.

Демонстративное поведение нередко сравнивается с нарушением норм и правил, которые приняты в обществе, что также помогает в получении внимания к себе. Это можно рассмотреть на примере публичных проявлений любовных отношений.

Почему некоторые люди не стесняются целоваться на улице, где проходит много других людей? Почему некоторые мужчины и женщины поздравляют друг друга с днем рождения по радио, когда их любимые находятся рядом с ними? Почему влюбленные держатся за ручку или парень дарит своей любимой девушке цветы, чтобы она потом по всему городу гуляла с этим букетом?

Все это и многое другое можно назвать публичной демонстрацией отношений. Два человека хотят, чтобы другие люди видели, что они влюблены друг в друга, они вместе, у них есть отношения. Ведь невозможно понять, любят мужчина и женщина друг друга или нет, когда они просто идут по улице вместе. А вот если они держатся за ручку или у женщины в руках есть букет цветов, то уже можно смело предположить, что партнеры испытывают чувства друг к другу.

Публичная демонстрация отношений – желание показать людям свое счастье и получить от них одобрение. Порой люди с самого детства привыкают к тому, чтобы их образ жизни оценивали другие люди. Если окружающие одобряют их отношения, улыбаются, хвалят, значит, они все делают правильно. А отсутствие похвалы и слов одобрения порой смущает тех людей, которые все-таки привыкли ориентироваться на мнение окружающих.

Публичная демонстрация отношений – это своего рода хвастовство. Назовем такое хвастовство здоровым, если только партнеры действительно ведут себя спокойно и мирно в общественных местах. Если же они начинают вести себя непристойно, тогда такая форма демонстрации отношений похожа на «показуху»: «Вот, посмотрите, какие у меня есть отношения. Я счастлив! Я лучше вас, потому что мне хорошо, а вам нет».

Если партнеры ведут себя спокойно и культурно в общественных местах, демонстрируя принятые признаки своей любви, это вызывает уважение у окружающих. Если же партнеры словно насмехаются над окружающими, то это вызывает лишь отвращение. Но в любом случае публичная демонстрация отношений направлена на то, чтобы окружающие люди это увидели и оценили.

Итог

К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.

В редких случаях демонстративное поведение сказывается на продолжительности жизни индивида. Сюда можно отнести попытки совершить самоубийство или экстремальный поступок, который может завершиться смертью. В данном случае рекомендуется психологическая помощь специалистов, которые смогут выявить причины такого «смертельного» поведения.


Демонстративные дети.

Особенности поведения и возможности его корректировки .

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего добиваются такие дети? И как с ними работать?

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Дети начинают привлекать внимание других и улавливать в их реакциях отношение к себе. Если же в ответ не было никакой реакции, то такие дети начинают демонстрировать обиду. Закономерным и необходимым для развития межличностных отношений в этом возрасте является проявление конкурентного и соревновательного начала. Дети начинают сравнивать себя с другими. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Если при сравнении у ребенка будет несоответствие того, что он думает о себе и того, что думают о нем другие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе внимания со стороны взрослого больше, чем к другим детям. Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если дошкольника кто-то не принимает, то он начинает раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться. Невозможность быть выше другого подталкивает ребенка к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже. К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу - как же иначе?

Дети с демонстративным поведением критикуют других ребят, запоминая все их плохие действия, и припоминают их в нужный момент. Иногда эти дети не дают другому что-либо сказать или сделать, они постоянно вмешиваются и перебивают, чтобы подсказать как сделать или научить.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее. Демонстративную Марину на занятии сосед просит дать карандаш, Марина делает вид, что не слышит. Через время она смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

Другим детям будет дана оценка в зависимости от того, как этот ребенок относится к демонстратору. Например, если с ним поделились игрушкой, то ребенок хороший.

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать развитие ребенка.

На что же следует в первую очередь обратить внимание педагогам и родителям детей с демонстративным поведением.

Сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможность ребенку увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Родители и педагоги должны избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство . Ребенок должен и без этого чувствовать любовь и уважение к себе. И только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное - показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни , и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение . Открывают богатые возможности для этого традиционные занятия – рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры - не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него партнерами по общему делу, а не источником обиды. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и др.

Приведу примеры нескольких игр, которые помогут детям с демонстративным поведением лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить с ними чувство общности.

В этих играх могут принимать участие от 2 до 6 детей 5 – 6 летнего возраста.

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

"Конкурс хвастунов "

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.


Похожие публикации