Тематическое планирование на год в подготовительной группе по фгос. лепка и аппликация

Лепка подготовительная группа

Тема

Программные задачи

Материал

Используемая литература

Мы – будущие школьники

(педагогический мониторинг)

выявление уровня знаний о школе, организовать беседу о школе, Дне знаний; продолжать учить пользоваться лепным материалом; выявить уровень знаний и умений в работе с лепным материалом; развивать и обогащать речь детей, умение подбирать обобщающие слова к определенной группе предметов; воспитывать интерес к школе, лепке.

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие)

Лепка и аппликация предметная (педагогическая диагностика)

Бабочки-красавицы

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

Выявить уровень развития художественных способностей; наличие умения принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владения пластическими умениями, способности к интеграции – раскрытию образа (темы) лепными средствами изобразительной деятельности, творческого воображения и опыта эстетической деятельности, готовности к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире.

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

(И.А.Лыкова 2, стр20)

«Фрукты для игры в магазин»

Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.

Уточнить знание форм: шар, цилиндр.

Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.

Груша, банан, яблоко или другие фрукты. Пластилин, доска, салфетки влажные и сухие

(Т.С.Комарова,2,стр 34)

«Корзинка с грибами»

Упражнять в передаче формы разных грибов, используя приемы лепки пальцами.

Закреплять умение лепить корзину, уточнить знание формы (диск).

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Пластилин, салфетки влажные и сухие Игрушки, муляжи разных грибов.

(Т.С.Комарова,4 ,стр 36)

«Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин»

Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.

Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), учить создавать выразительную композицию.

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

(Т.С.Комарова,4,стр 36)

«Девочка играет в мяч»

Учить создавать образ человека, играющего в мяч, передавать фигуру в движении, передавать форму и пропорции частей тела.

Упражнять в использовании разных приемов лепки.

Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Скульптуры малых форм, пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие.

(Т.С.Комарова,14,стр 44)

Лепка фигуры человека в движении

Закреплять умение передавать образ движущегося человека (относительную величину частей фигуры и изменения их положения при движении: бежит, работает, пляшет и др.)

Учить лепить фигуру из целого куска.

Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Пластилин, стеки салфетки влажные и сухие. Фарфоровые или керамические фигуры человека в движении.

(Т.С.Комарова,14,стр 45)

«Петушок с семьей»

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку.

Закрепить умение лепить петуха, кур, цыплят.

Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей.

Коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Общая подставка для композиции. Пластилин, стеки, салфетки влажные и сухие.

(Т.С.Комарова,16стр 46)

«Дымковские барышни»

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры.

Развивать способности правильно оценивать свою работу и работу товарищей.

Народные игрушки. Пластилин, доски для лепки.

(Т.С.Комарова,28стр 57)

10 .

Ребенок с котенком (с другим животным)

Учить детей изображать в лепке несложную сценку – ребенок играет с животным, передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

(Т.С.Комарова,25стр 54)

11.

«Фигурка животного»

Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела. Придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

Пластилин, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия

(Т.С.Комарова стр.66)

12.

Лепка по замыслу.

Учить самостоятельно намечать содержание лепки, тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки.

Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие.

(Т.С.Комарова,28стр 56)

«Девочка и мальчик пляшут»

Учить детей лепить фигуру в движении по скульптуре. Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции.

Скульптура, иллюстрации, изображающие танцующую девочку. Пластилин, стеки.

(Т.С.Комарова,34стр 63)

«Как мы играем зимой»

Закреплять умение лепить фигуру человека в движении.

Добиваться отчетливости в передаче формы, движения.

Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Пластилин, стеки, общая подставка для композиции.

(Т.С.Комарова,48стр 72)

15.

Декоративная посуда (декоративная)

Изображение декоративной посуды с помощью лепного материала. Учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи, творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки, украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки или налепами; закреплять навыки аккуратной лепки

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

16

Новогодние игрушки (по замыслу, тестопластика)

создание новогодних игрушек в технике тестопластик.учить создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов, лепить из соленого теста, декорировать игрушки дополнительными пластическими деталями, бусинками, ленточками и т. д.; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность, эстетический вкус

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

17.

«Дед Мороз»

Учить передавать в лепке образ Деда Мороза.

Закреплять умение лепить полую форму (шубу Деда Мороза), передавать детали, используя такие приемы лепки, как прищипывание, оттягивание.

Пластилин, стеки. Игрушка Дед Мороз.

(Т.С.Комарова,38стр 66)

18.

Калининские птички (предметная, декоративная)

ознакомление с калининскими птицами, организация деятельности по декоративной лепке птиц,ознакомить с калининскими птицами; учить лепить птицу из целого куска глины, вытягивая части тела птицы из исходной формы – овоида; формировать умение передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; воспитывать интерес к декоративной лепке.

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

19

«Лыжник»

Учить лепить фигуру лыжника в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции

Пластилин, доски для лепки, салфетки влажные и сухие

(Т.С.Комарова,45стр 70)

20

«Петух» («Индюк»)

Учить детей передавать характер образа дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый с волнистыми краями хвост и т. д.

Упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки.

Развивать эстетическое восприятие.

Пластилин, стеки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации. Дымковский петух

(Т.С.Комарова,53стр 75)

21.

«Пограничник с собакой»

Закреплять умение лепить человека и животного, передавать характерные черты образа.

Упражнять в применении разнообразных технических приемов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т.д. Учить устанавливать фигуры на подставке.

Пластилин, стеки, доски для подставок.

(Т.С.Комарова,54стр 76)

22

На дне морском (по представлению, коллективная)

Цель: создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях.

Задачи: вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению; обогатить и разнообразить зрительные впечатления; учить лепить образы подводного мира, договариваться и планировать коллективную работу; развивать творческое воображение и чувство композиции.

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

23.

«День защитника Отечества»

Карандашница в подарок папе (предметная)

Лепка декоративных предметов в подарок.Учить лепить красивые и функциональные (полезные) предметы из пластилина в подарок близким людям; формировать умение моделировать форму изделия на основе готовой формы; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

«Встреча Ивана-царевича с лягушкой»

Учить изображать несложный эпизод из сказки. Закреплять умение передавать строение фигуры человека и животного, пропорции их тела, отношения по величине между человеком и животным. Развивать образные представления воображение.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,66 стр 23)

25

Весна (рельефная, пластилиновая живопись)

систематизация знаний о характерных признаках весны, создание образа весеннего цветка в технике пластилинографии. уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; выполнять лепную картину способом пластилинографии, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы; формировать композиционные навыки; вызвать радостное настроение в связи с пробуждением природы; воспитывать любовь к природе.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

26.

«Декоративная пластина

Учить детей создавать декоративные пластины из пластилина: наносить пластилин ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой затем стеком рисовать узор, накладывать пластилин в соответствии с рисунком.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,69 стр 87)

27.

Лепка по замыслу

Продолжать учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца. Закреплять умение тщательно отделывать форму и детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Учить детей оценивать свою работу и работу товарища.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,69 стр 23)

28.

Два жадных медвежонка (сюжетная)

создание пластичной композиции по мотивам венгерской народной сказки, учить лепить фигурки медвежат конструктивным способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам сказки «Два жадных медвежонка», синхронизировать движения обеих рук; развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

29.

«Персонаж любимой сказки»

Учить выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах. Передавать то или иное положение, движения рук и ног.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,73 стр 89)

30.

«В далеком космосе

Продолжить освоение техники рельефной лепки: предложить детям вместе создать рельефную картинку, включая разные космические объекты(солнце, кометы, созвездия, кометы)

Пластилин, палочки для ног, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(И.А.Лыкова 84,стр 184)

31.

Дерево жизни

Учить создавать сложную композицию из соленого теста по фольклорным мотивам. Продолжить знакомство с техникой рельефной лепки из соленого теста. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Упражнять в создании коллективных работ.

Соленое тесто, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(И.А.Лыкова 94,стр 202)

32

Чудо-дерево

(декоративно-оформительская, коллективная )

создание коллективной композиции из пластических материалов,вызвать интерес к созданию коллективной композиции (подарок для детского сада) в связи с выпуском в школу; способствовать освоению пластических материалов лепки (раскатывание пласта из соленого теста или пластилина и вырезывание с помощью формочек рельефных фигурок для размещения на чудо-дереве); создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте); развивать чувство формы, творческие способности; формировать навыки сотрудничества; воспитывать любознательность, самостоятельность, желание сделать подарок детскому саду своими руками.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

33.

«Лепка по замыслу»

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Развивать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,81 стр 94)

34.

«Няня с младенцем»

Учить передавать образ народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее усвоенные приемы (отдельно лепить коколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,81стр 95)

35.

«Доктор Айболит и его друзья»

Закреплять умение передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образное представление, воображение.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки влажные и сухие, иллюстрации

(Т.С.Комарова,84стр 97)

36

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

(сюжетная, коллективная)

создание образов луговых весенних растений и насекомых.

(Леонова Н.Н компакт- диск художественно- эстетическое развитие

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Перспективный план по лепке (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Доронова Т.Н., Гризик Т.Н. «На пороге школы» 2. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» 3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 4. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолѐте и в машине времени. 5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» (пластилинография) 6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» 7. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество»

2 недели Тема занятия Цели Методическая литература 1 «Что мы умеем и любим лепить» (1 занятие) 2 «Что мы умеем и любим лепить» (2 занятие) СЕНТЯБРЬ Изучение интересов и возможностей детей в лепке. Изучение интересов и возможностей детей в лепке. 1.стр стр «Фрукты» Научить детей различать пропорции и пластику формы и вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов и передачи характерных особенностей формы, строения. 1.стр «Овощи для игры в магазин» Учить детей лепить овощи с натуры, передавая их характерные детали. Закреплять знание обобщѐнного понятия «овощи». Продолжать знакомить с овальной формой, учить передавать еѐ в лепке. Побуждать самостоятельно находить способы лепки овощей и для передачи характерных деталей применять стеку. 1.стр стр.46

3 ОКТЯБРЬ 1 ««Вкусный и румяный хлеб» Вызвать у детей желание вылепить из солѐного теста хлебобулочные изделия для игры в магазин. Продолжать учить детей для украшения изделий использовать стеку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. 2 «Осенние деревья» Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем. Обучать детей приѐмам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разнофактурный материал. 6.стр.6 3 «Красивая посуда для детского кафе» Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные (полезные) предметы для игры в кафе. Познакомить с новым способом лепки - из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счѐт изменения длины исходных деталей «колбасок». Воспитывать эстетический вкус. 4.стр.66 6.стр.25

4 4 «Котѐнок» Воспитывать любовь к животным, вызывать желание передать их характерные особенности в лепке. Учить детей лепить котѐнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение, закреплять умение использовать знакомые способы лепки (оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путѐм примазывания одной части к другой и т.д.). Добиваться при лепке котѐнка передачи его движений. 5 «Подарки Осени» Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединѐнных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приѐму «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. 1.стр стр.31 НОЯБРЬ 1 «Лебѐдушка» Совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приѐмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной 3.стр.52 1.стр.136

5 тряпочкой) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. 2 «Кто в лесу живѐт» Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных. Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения. Учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщѐнной формы. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать интерес к сотрудничеству. 3.стр.58 1.стр.136, стр стр.74 3 «Красивые плошки для сухоцветов» 4 «Топают по острову слоны и носороги» Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им приѐмы лепки и художественно декоративных средств. Упражнять у украшении вылепленных изделий с помощью налепов. Продолжать освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе исходящей формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные приѐмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к 2.стр.115, стр.86, 78 формообразованию.

6 формообразованию. ДЕКАБРЬ 1 «Снегурочка» Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Вызвать у детей чувство радости от выполненной работы. 5. стр «Учимся лепить птиц» Продолжать учить детей лепить птиц из целого куска глины по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приѐмов декоративного украшения изделия. 1.стр «Ёжик» Развивать у детей познавательный интерес к природе; представления о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды. Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Закрепить навыки работы с пластилином:создание полуобъѐмного контура и дальнейшее заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. 6. стр. 74

7 4 «Ёлкины игрушки шишки, мишки и хлопушки» Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из солѐного теста скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок - оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер. ЯНВАРЬ 3.стр «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть» (1 занятие) 4 «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть» (2 занятие) Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр и занятий по интересам. Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр и занятий по интересам. 2.стр стр. 120

8 1 «Чудесный мешочек» ФЕВРАЛЬ Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность. Вызвать желание фантазировать. 2.стр «На дне морском» Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приѐмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. 4.стр стр стр.65, 70 3 «Игрушки сувениры в подарок друг другу» 4 «Волшебные превращения снеговиков» Продолжать формировать умения детей, связанные с художественно образным отражением в лепке предметов и явлений окружающей действительности. Вызывать интерес к созданию лепных миниатюр в подарок друг другу (папе, дедушке). Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путѐм изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей. МАРТ 2.стр стр. 134

9 1 «Букет для мамы» Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своѐй работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объѐм и выступают над поверхностью основы. 2 «Душистый снег» Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать еѐ красоту в своѐм творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умении и навыки работы с пластилином раскатывание, сплющивание, слаживание. Развивать мелкую моторику рук. 3 «На дне морском» Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приѐмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. 5. стр стр стр «Птица счастья в подарок маме» Побуждать детей доступными им средствами выразительности передавать форму, строение птицы. Продолжать учить приѐмам декоративного украшения 2. стр. 137

10 вылепленных изделий. 1 «Замок доброго волшебника» 2 «Буква, с которой начинается твоѐ имя» 3 «В далѐком космосе» АПРЕЛЬ Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Учить детей использовать эскиз с графическим изображением буквы для последующего создания лепной формы. Побуждать использовать приѐм раскатывания и сплющивания изображения буквы. Продолжать освоение техники рельефной лепки; создание рельефной картины, включающую разные космические объекты. Инициировать самостоятельный поиск средств и приѐмов изображения; напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально цветового решения темы. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотрудничеству. 5. тр стр стр. 182, 184, 186, стр. 124

11 4 «Божьи коровки на ромашке» 1 «Три медведя» (по сказке Л.Н.Толстого) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приѐма пластилинография, формировать обобщѐнные способы работы посредством пластилина. Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы. МАЙ Вызывать интерес к сказочным образам. Закреплять умение выразительно передавать в лепке образы Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и медвежонка. 5. стр. 55, стр. 196, 18 1.стр «Чудо букет» Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) - сворачивание трубочки (рулона) и разрезания на части. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. 3. стр стр «Что мы умеем и любим лепить» Изучить интересы и возможности детей в лепке. Выявить, какие новые умения и навыки пробрели за год, чему 1.стр. 151

12 (1 занятие) научились. Каких результатов достигли. Развивать желание к изобразительно творческой деятельности. Побуждать к участию в изготовлении таких изделий, которые могли бы украсить групповую комнату, детский сад, интерьер своего дома. 4 «Что мы умеем и любим лепить» (2 занятие) Изучить интересы и возможности детей в лепке. Выявить, какие новые умения и навыки пробрели за год, чему научились. Каких результатов достигли. Развивать желание к изобразительно творческой деятельности. Побуждать к участию в изготовлении таких изделий, которые могли бы украсить групповую комнату, детский сад, интерьер своего дома. 1.стр. 151


Перспективный план по лепке (старшая группа) Методическая литература: 1. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса» 2. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная

Перспективный план по аппликации (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное

Пояснительная записка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого

Календарно-тематический план кружковой работы по пластилинографии в средней группе «Чудо - пластилин» Основные цели и задачи обучения: - Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 119 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Культурная практика: «Лепка» Подготовительная

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад 10 «Лучик») Принято

План работы по кружковой деятельности (лепка) в средней группе «Пластилиновая фантазия» Цель: Воспитание устойчивого интереса к художественно-эстетической деятельности через занятия лепкой. Задачи: 1.

Перспективный план по аппликации (старшая группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 2073» (ГБОУ Школа 2073) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «Школа 2073» О А.Марасанова 2016 года График работы руководителя кружка «Волшебный

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 81 Комбинированного вида Центрального района Санкт - Петербурга Утверждена- ^ Заведпбщий ГБДОУ 81 В.А. Бондаренко 01.09. 2015г

Месяц неделя Сентябрь 2неделя Сентябрь 3неделя Сентябрь 4 неделя. тема Гостеприимство. «Чайный сервиз» Воспоминание о лете. «Ваза с цветами». Мой детский сад «Игрушки». цели: учить детей лепить полую

Образовательная деятельность «Лепка» Месяц п/п Образовательная область Содержание работы Тема образовательной ситуации Задачи педагогической деятельности (виды деятельности детей с учетом их возрастных

Цели и задачи Программы. Основная цель: Развитие интереса детей к лепке, обогащение сенсорного опыта. Программа направлена на решение следующих задач: 1.Дать представление о технике изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39» Утверждаю: Утверждено педагогически советом Приказ 45/5 от 01.09.2015г. МБДОУ 39 заведующий Кутькина И.Л. протокол 1 от «28»

КРУЖОК «Художественная мастерская» (Старшая группа) «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 16 «Сказка» Е. А. Тюрикова Руководитель кружка: 2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован

2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован для детей 5-6 лет. Проводится в старшей группе по 1 ОД в неделю во второй половине дня, продолжительность ОД - 25 мин. Имеет своей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» Культурная

О к Сентябрь Месяц Неделя, дата Тема недели Тема НОД Программные задачи Материал, оборудование 0.09-09.09.09-6.09 9.09-.09 6.09-0.09 Мой город Строим забор Формирование у детей интерес к лепке; знакомство

Проект «Чудесный мир Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Тип проекта: долгосрочный, творчески - познавательный Сроки проведения: октябрь май, 2015-2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Вот и осень пришла. 1 «Божья коровка» План работы кружковой деятельности по тестопластике: «Чудесный комочек» для детей старшей логопедической группы «Ромашка» на 2015-2016 учебный год ОКТЯБРЬ Ознакомление

Перспективное планирование 0 0 «Художественноэстетическое развитие» (лепка, рисование, аппликация)» в средней группе. Вид деятельности Месяц Тема занятия Лепка сентябрь 1. Яблоки и ягоды («Персики и абрикосы»)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад 6 «Дюймовочка» Проект по пластилинографии Составила: воспитатель подготовительной группы Романюк Марина Вячеславовна 2015-2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО для группы кратковременного пребывания на 2018-2019 учебный год Ф.И.О. разработчика: Мельникова Марина Николаевна. Должность: учитель начальных

Годовой план работы ПДО по ИЗО на 2016-2017 учебный год Основные цели: 1.Формирование эстетического отношения к окружающему миру искусству у детей дошкольного возраста. 2.Усвоение ребенком сенсорного опыта

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

1 Пояснительная записка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.Сухомлинский. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания

1 Пояснительная записка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.Сухомлинский. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания

Управление образования Сергиево-Посадского муниципального района МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 2» Проект: Тестопластика 1 младшая группа Аракелян Л. В воспитатель Сергиев Посад Март 2012г. Актуальность

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА N2 827 «СОГЛАСОВАНО» РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕПКА»

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 66 «БЕРЕЗКА» Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию экологии

Календарно тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе урока Дата Учебная тема Вид работы Характеристика деятельности учащихся 1 Что значит быть художником? Фактура предмета.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 комбинированного вида» «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии». /консультация для родителей/ Подготовил воспитатель:

Лексико-тематическое планирование занятий по технике «Гофротрубочки» Лексическая тема 1. «Сентябрь золотой» 2. «Осень» 3.«Семья» День матери. 4. «Зима» Тема НОД Цель и задачи НОД Образовательная область

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 119 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Культурная практика: «Изобразительная деятельность»

Раздел 1. Пояснительная записка Программа по скульптуре, предлагаемая для использования в ДШИ рассчитана на 5 лет обучения. Наиболее важной особенностью программы следует считать то, что в ней более последовательно

МДОУ 146 Перспективный план кружка «Самоделкин» 2014-2015 учебный год Воспитатель: Заставенко И.А. Направление работы: Развитие творческих способностей в процессе конструирования из природного и бросового

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Зональная Станция Томского района» Осень золотая Выполнили: воспитатели первой младшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 59 общеразвивающего вида» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ 59 Беляева М.Н. «01» сентября 2015 г. Протокол педсовета 1 от 01.09.2015 г. Рабочая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» (название предмета, спецкурса, элективного курса, факультатива) Экспертиза: внутренняя Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Лепка» для детей подготовительной к школе группы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Пояснительная записка Рабочая

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 «А» класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

Перспективный план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе. Тема Программное содержание Рисование пальцем или ватной

Пояснительная записка Направленность: «Лепка» Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

Недели Количеств о часов КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4-Б класс 2016-17 уч. год Тема урока 1 Натюрморт Дары природы 2 Натюрморт Дары природы Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Освоение

Утверждаю Заведующий МБДОУ 350 /О. В. Баландина/ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 350 городского округа Самара Тематический план работы кружка

ГБОУ Школа 1015 ДО 3 Неделя игры и игрушки Тема: Год кино Ноябрь, 2016 План Сказочные герои из мультфильма «Маша и медведь» Понедельник Утренняя гимнастика "Путешествие к сказочным героям" Завтрак ФИЗО

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУДОД ДШИ С.Г.Сушкова РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету по выбору «Декоративно прикладное искусство» УТВЕРЖДЕНО: на методсовете Протокол от Протокол педагогического совета

ТЕМА НЕДЕЛИ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬ 1. Рисование «Золотая осень» СЕМЬЯ 2. Рисование «Семья» ИГРУШКИ 3. Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку» Подготовительная группа ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить умение

Гуляева Ольга Ильинична воспитатель МБДОУ Д/С 36 «Кэрэчээн» с. Чаранг, Республика Саха (Якутия) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в данной статье представлена проблема

ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол 1 от «01» сентября 015г УТВЕРЖДАЮ: и.о. заведующего МДОУ 9 А.В. Климкина Приказ 1/о от «01» сентября 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по реализации

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Сирина Николая Ивановича» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Протокол от 29.08.2017 1 Заседания предметного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе лепки происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное (наощупь) восприятие формы предмета и его фактуры. Детей волнует яркий цвет, сложная поверхность

Перспективный план по конструированию (подготовительная группа) Методическая литература: 1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Короткова Е.А. «Рисование,

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» для детей старшей группы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Пояснительная записка Рабочая программа непрерывной

Усть-Донецкий район х.крымский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крымская средняя общеобразовательная школа Структурное дошкольное подразделение Рабочая программа по предмету Лепка

«Согласовано» Методист МБДОУ ЦРР д/с «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 1 «ТУЛЛУКЧААН» 1 «ТУЛЛУКЧААН» Сергеева В.В 20 г. Федорова М.Д. 20 г. Перспективный план по аппликации и лепке в младшей группе

Изобразительное искусство п\п Содержание материала. Тема урока. 1. Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». 2. Аппликация. «Цветовой круг». 3. Декоративное работа «Красивые

Пояснительная записка третьего года обучения Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Скульптура малых форм» разработана с учетом с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.1.01

Пояснительная записка Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» Вид деятельности «Развитие продуктивной деятельности» Срок реализации: 1 год

Ирина Загребина
Программное содержание. ИЗО, Лепка, Аппликация. Подготовительная группа. Ноябрь

РИСОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

К СКАЗКЕ Д. Н. МАМИНА – СИБИРЯКА «Серая шейка»

Программное содержание . Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега, птицы, лиса, охотники, Серая шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивая рисунок кистью.

РИСОВАНИЕ

«КАК МЫ ИГРАЕМ В ДЕТСКОМ САДУ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

По мотивам городецкой росписи

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

ЛЕПКА по замыслу

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить самостоятельно намечать содержание лепки ; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки . Учить доводить начатое до конца. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

ЛЕПКА

«ДЫМКОВСКИЕ БАРЫШНИ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, творчество.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Продолжать знакомство с городецкой росписью. Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, отмечать яркие узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи : колорите, составных элементах композиции. Развивать умение создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Закреплять приемы рисования гуашью, смешивания красок на палитре.

АППЛИКАЦИЯ

«ПРАЗДНИЧНЫЙ ХОРОВОД»

Программное содержание . Учить составлять из деталей аппликации изображение человека. Учить при наклеивании фигур на лист подбирать удачно сочетающийся по цвету изображения. Развивать чувство композиции и цвета.

РИСОВАНИЕ

«Кошки - мышки»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка , воплощать задуманное. Закреплять приемы создание контура изображения простым карандашом и оформление его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

ЛЕПКА

«РЕБЕНОК С КОТЕНКОМ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с котенком, передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки .

АППЛИКАЦИЯ

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

Публикации по теме:

Аппликация на тему «Осенний ковер». Подготовительная группа. Листья улетели Вслед за птичьей стаей. Я по рыжей осени День за днём скучаю.

Задачи: учить детей создавать композицию из грибов в лукошке. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Образовательная деятельность по ИЗО-(аппликация), старшая группа. Тема «Сказочная птица». Цель: научить детей выполнять аппликацию по образцу, используя цветную бумагу разных цветов. Формировать интерес к данному виду труда. Задачи:.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Т. С. Комарова
Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, например, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содержанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр ("красивая салфетка в кукольный уголок", "угощение для игрушек-зверюшек" и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций ("слепить мишке друзей", "расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем" и т. п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги "Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе" , в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подготовительной группах.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки "нравится", "красиво" следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызывать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В подготовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недостаточно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаровой "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспекты занятий включают: программное содержание, методику проведения, материалы, связь с другими образовательными областями и видами деятельности.

Занятия лепкой в детском саду проводятся с ясельной группы и усложняются год от года. Знакомясь с пластичным материалом и его свойствами, дети испытывают приятные тактильные ощущения, расслабляются мышцы, движения пальцев и кисти становятся все более уверенными.

Лепка как один из видов изобразительной деятельности реализует принцип всестороннего развития личности ребёнка. Воспитанники подготовительной группы получают представление о простых геометрических фигурах (в том числе объёмных), развивают цветовое восприятие и образную память, учатся смешивать цвета, работать с различными инструментами, передавать в творческой деятельности своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Одной из самых распространённых композиций в лепке для дошколят является «Ребёнок с котёнком».

Подготовка к занятию лепкой в подготовительной группе детского сада.

Занятия лепкой очень важны для подготовки к будущему обучению в школе. Дети, активно и регулярно занимающиеся изобразительной деятельностью с пластичными материалами, обладают хорошо развитой мелкой моторикой рук: владеют различными приёмами лепки, создают детально продуманные образы с мелкими деталями, используют дополнительные материалы для оформления поделок. Рука подготовлена к освоению одного из навыков учебной деятельности - письму.

Также исследователями неоднократно отмечалась связь развития мелкой моторики с уровнем мыслительных и речевых навыков. Занятия лепкой в подготовительной группе не только способствуют расширению кругозора и словарного запаса дошкольников, но и способствуют формированию умения логически мыслить, грамотному построению устной речи. Ребята активно фантазируют, продумывают свои поделки, используя накопленные в памяти зрительные образы.

Обучающие задачи лепки в подготовительной группе.

  1. Обучение предметной лепке . Дети 6–7 лет умеют создавать трёхмерные изображения из пластичных материалов различными способами. Задача усложняется тем, что ребят необходимо научить лепке характерных предметов. Это развивает их зрительное восприятие формы предметов. На занятиях выполняется практическое задание лепки однородных предметов, отличающихся по форме. Например, по теме «Овощи и фрукты» ребята лепят огурцы - короткоплодные и длинные, помидоры - шарообразные и сливовидные, дыню - цилиндрическую и шарообразную и т. д.
  2. Лепка животных по представлению . Развивается умение представлять строение животного в виде сочетания лежащих в основе геометрических фигур. Фантазируя и привлекая образы зрительной памяти, ребята лепят фигурку из целого куска пластичного материала, дополняют модель мелкими деталями. У детей 6–7 лет появляется желание создать наиболее приближенное к действительности изображение, поэтому они используют для оформления готовой поделки стеки, заострённые палочки, ножницы, чтобы прорисовать мордочку животного, создать имитацию шерсти или оперения.
  3. Лепка человека с соблюдением пропорций частей тела и направления движения объекта . Ребята успешно вылепливают подобный предмет с натуры, поэтому на занятиях по лепке фигуры человека можно использовать для наглядности фигурки, игрушки, куклы. В работе с пластилином дети учатся передавать не только форму, но и действия: мускульное восприятие формы, позволяет ребёнку запечатлеть фигуру человека в момент какого-либо действия, в характерной позе.
  4. Сюжетная лепка . Воспитанники совершенствуют умение создавать сюжетные композиции. Заданием может быть лепка сценки из жизни («Дети играют в снежки», «Мама и ребёнок идут по улице») и изображение какого-либо эпизода из литературного произведения («Встреча Ивана-Царевича с лягушкой», «Емеля и щука»).
  5. Декоративная лепка . Старшие дошкольники совершенствуют умение лепить по мотивам народной игрушки. На занятиях декоративной лепкой ребята создают пластины с лепными узорами, фигурки животных и птиц, фигуру человека. Закрепляется умение лепить полые формы: на занятии «Дымковские барышни» ребята лепят юбку колоколом и к нему примазывают торс фигуры, пропорции частей тела соблюдаются точно. Народная игрушка при высокой степени условности изображения может быть создана с передачей фигуры животного или человека в движении. Для индивидуальных заданий воспитателю следует подобрать образцы дымковских игрушек, различных по содержанию. Например, варианты дымковских барышень: несёт собачку, несёт коромысло, в роли няни (с запелёнутым младенцем на руках или с подросшим ребёнком), на прогулке с зонтиком и др.
  6. Коллективная лепка . Общение со сверстниками становится более конструктивным: в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр и выполнения творческих заданий ребята позитивно взаимодействуют друг с другом (оговаривают тему, распределяют между собой роли и выполняемые действия, продумывают этапы деятельности). На занятиях лепкой групповая деятельность может проводиться во фронтальной форме (каждый воспитанник лепит фигурку, затем составляют общую композицию), комплексной (лепка поделок на общей плоскости) и по принципу конвейера (за ребятами закреплены определённые действия, фигурки для композиции лепятся поэтапно, передаваясь от одного воспитанника к следующему).

Способы и приёмы лепки в подготовительной группе.

По теме «Фигура человека» в старшей группе ребятами выполнялись задания по предметной лепке. Сначала дети шестого года жизни закрепляли умение лепить фигуру человека по принципу дымковской игрушки (колоколообразное туловище, голова и руки): темы «Дед Мороз», «Снегурочка», «Дымковская барышня». Во втором и третьем квартале ребята знакомятся со способом лепки туловища и ног человека, и завершают год простыми сюжетными сценками - первыми попытками передачи зарактерных движений человека в лепке («Дети делают гимнастику», «Дети на прогулке», «Мальчик и девочка лепят снеговика»).

В подготовительной группе задача усложняется: необходимо более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдать их пропорции. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это - кукла или статуэтка). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части тела, учатся считать, сколько раз голова укладывается во всём туловище. Сначала вылепливается туловище цилиндрической или грушевидной формы, к нему будут крепиться другие детали. Путём скатывания кусочка материала создаётся шар (это будет голова) и короткий узкий цилиндр (шея). Руки и ноги раскатываются из цилиндрических элементов до колбасок нужной длины и толщины. Ребятам необходимо напомнить, что длина ног равна длине туловище, руки по длине от плеча доходят до середины бедра. Приёмом сплющивания у рук вылепливаются кисти, возможно при помощи стеки формирование пальцев. Оттягиванием и сплющиванием создаются стопы ног. Можно вылепить отдельные шарики, сплюснуть и прикрепить к ногам, имитируя обувь.

В соответствием с замыслом отдельные части фигурки воспитанники поворачивают и сгибают для передачи позы человека: наклон головы, поворот шеи, согнутые в коленях ноги, поднятые руки и т. д. В подготовительной группе ребята способны самостоятельно изображать сложные позы. В случае, если ребёнок испытывает трудности при выполнении замысла, воспитатель предлагает ему принять позу, которая должна быть у фигурки, обратить внимание на положение своего тела, рук, ног и головы, мысленно зафиксировать и передать эти особенности в лепке.

Фигуру человека в движении дети 6–7 лет умеют лепить конструктивным, пластическим и комбинированными способами. В течение учебного года воспитанники закрепляют умение вылепливать каждую часть тела по отдельности, примазывая к туловищу и тщательно затирая швы. Проблемой при выборе конструктивного способа лепки часто становится то, что примазанные к туловищу конечности фигурки во время изменения их положения и сгибания могут отломиться. Воспитателю необходимо обратить внимание ребят на этот момент и на то, что выходом из этой проблемной ситуации является лепка пластическим способом. Созданная в этой технике модель обладает большей устойчивостью и конечности фигурки проще поддаются передаче нужного действия.

Для лепки фигуры человека подходит и комбинированный способ. Достаточно податливой для изменения позы тела и положения конечностей при относительной прочности поделки является фигурка, созданная в такой технике комбинирования:

  • Для верхней части туловища и рук скатывается толстый цилиндр. Сверху примерно на треть высоты деталь разрезается стекой, полученные части разводятся в стороны - формируются руки.
  • Голова и шея создаются конструктивным способом, примазываются к туловищу.
  • Для ног и нижней части туловища скатывается цилиндр уже, разрезается стекой на две трети снизу - формируются ноги.
  • Верхняя и нижняя часть туловища примазываются друг к другу. Шов разглаживается подушечками пальцев. Возможно оформление этой линии соединения ремнём или поясом.

Одна из основных задач лепки в подготовительной группе - обучение создавать фигуру человека в движении. Воспитанники должны уметь передавать характерную позу человека при выполнении им каких-либо действий. В процессе лепки активизируются конструктивные и мыслительные способности, зрительное восприятие и память. В методическом пособии Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», разработанном для воспитателей в рамках ФГОС, для проведения занятий по лепке фигуры человека в движении рекомендуются такие темы, как «Девочка играет в мяч», «Ребёнок с котёнком (или другим животным)», «Девочка и мальчик танцуют», «Лыжник», «Как мы играем зимой», «Пограничник с собакой», «Я с моим любимым животным», «По щучьему велению» (лепка сценок из сказки), «Персонаж любимой сказки» (в том случае, если воспитатель проговаривает в задании, что следуют изобразить персонажа, выполняющим какое-либо действие), «Няня с младенцем», «Айболит и его друзья». Эти темы предполагают лепку по представлению. На таких занятиях для воспитанников открывается широкий простор для фантазирования, продумывания персонажей для изображения, выбора форм и приёмов лепки. В начале занятия дети рассматривают фигурки или картинки с изображениями скульптур, изучают положение частей тела человека, совершающего определённое действие. Ребятам предлагается самим принять ту позу, которую они представляют по замыслу, и зафиксировать в памяти основные моменты: сгибы конечностей, наклон или поворот туловища и головы и т. д. Также лепке фигуры человека в движении могут быть посвящены те занятиях, которые методическое пособие условно называются «Лепка по замыслу». Эти занятия приходятся на конец учебного года и предполагают самостоятельный выбор воспитанниками образов и сюжета для поделки. Воспитатель может оговорить, что в основой композиции должна быть группа людей или человек в какой-нибудь интересной ситуации. Ребята 6–7 лет в своих работах должны стремиться к точной передаче соотношения фигур по размеру, добиваться максимального сходства пластилиновых человечков с реальными людьми.

Варианты композиций на тему «Ребёнок с котёнком».

В методическом пособии Т. С. Комаровой к занятию по теме «Ребёнок с котёнком» предлагается вариант замены котёнка на другое животное. Таким образом, уже с начала продумывания замысла поделки ребятам даётся простор для фантазии. Какого ребёнка они будут лепить - девочку или мальчика? С каким животным будет взаимодействовать ребёнок - котёнком, щенком, кроликом или кем-то другим? Через выполнение задания слепить те образы, которые нравятся воспитанникам, реализуется один из принципов обучающей деятельности - принцип личностного ориентирования.

Индивидуализировать задания можно, предложив одним из воспитанников конструктивный способ лепки, другим - скульптурный/пластический и комбинированный. В этом случае особое значение имеет завершающий этап занятия - обсуждение и анализ готовых работ. Ребята изучают поделки, созданные различными способами, определяют, какая техника была проще в исполнении, с какой возникали трудности и какие.

Сюжет для композиции каждый придумывает сам. В зависимости от того, какие сценки изображают дети в своих поделках, сложность работы будет варьироваться. Простые позы по теме: ребёнок и котёнок смотрят друг на друга, мальчик ведёт щенка на поводке, девочка держит кролика. Сложнее позы, передающие активное взаимодействие объектов композиции: ребёнок догоняет котёнка, девочка угощает кролика и гладит его, мальчик бросает щенку палку, а тот готовится её поймать. Если воспитанник испытывает трудности в воспроизведении задуманной им сценки, воспитатель должен предложить ему продемонстрировать лично, как бы он выполнял подобные действия (будь он тем самым ребёнком из композиции или животным), зафиксировать позу и запомнить своё положение, чтобы передать положение тела фигурке из пластилина.

Для создания композиции «Ребёнок с котёнком (другим животным)» воспитанники должны иметь возможность самостоятельного и свободного выбора материалов и инструментов. Ребятам старшего дошкольного возраста рекомендуется дать доступ к шкафу или стеллажу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Воспитанники выбирают пластилин нужных цветов, берут стеки, заострённые палочки или ножницы, если они необходимы им в практической работе. Выбор основы для композиции также закреплён за детьми. Будет ли это простой картон, который ребёнок украсит рисунком по замыслу, взяв из шкафа фломастеры или карандаши. Возможно, кто-то из воспитанников захочет вырезать фигурную основу из цветной бумаги. Для имитации ковра, на котором играют вылепленный ребёнок с котёнком, отличной подойдёт бархатная бумага. Она же может быть использована для создания зелёной лужайки, на которой разворачивается сценка.

Для украшения поделок должны иметься коробочки с природным материалом и фурнитурой (листья, палочки, зёрна, камушки, ракушки, бисер, перья, шерстяные нитки и др.).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ребёнок с котёнком».

Начальный этап занятия по изобразительной деятельности должен быть направлен на активизацию интереса к предложенной теме и побуждать воспитанников к практической работе. Тема «Ребёнок с котёнком» предполагает лепку двух сложных объектов (человека и животного в движении) и составление из них сюжетной композиции. Рассмотрим в виде таблицы мотивирующие материалы и формы деятельности, которые помогут ребятам в продумывании практического замысла и настроят на творческий лад.

Привлекаемый материал или форма деятельности Ход начального этапа занятия по теме «Ребёнок с котёнком (другим животным)»
Наглядный материал. На магнитной доске закреплены плакаты или картинки, изображающие сценки взаимодействия детей и животных (играю, кормят, гладят, гуляют и др.), ребята изучают представленные сюжеты. Использование наглядного материала предполагает обсуждение зрительных образов: какие сюжеты больше всего понравились ребятам и почему; какие особенности положения тела у детей и животных на картинках, как воспроизвести нарисованное в процессе лепки. Картинки могут быть показаны на экране при помощи проектора, можно изучить с ребятами подходящие по теме иллюстрации в книгах. Вариантом использования наглядного материала может быть просмотр с воспитанниками выставки фигурок и статуэток по теме.
Чтение стихотворений и рассказов. Многие литературные произведения о животных могут быть знакомы воспитанниками: стихотворения А. Барто («У меня живёт козлёнок», «Котёнок возится с клубком», «Мой пёс простудился» и др.) и С. Маршака («Пудель», «Два кота», «Усатый-полосатый» и др.) они учили к утренникам и тематическим досугам, читали рассказы и сказки о животных В. Бианки, Е. Чарушиной в группе или с родителями. Успешно использование проектора для работы с художественными текстами. На экран проецируется иллюстрация к какому-либо стихотворению или рассказу, воспитанникам предлагается подумать, к какому ранее прочитанному или выученному наизусть тексту она относится. Возможно, кто-то из ребят вспомнит стихотворение или захочет напомнить всем сюжет сказки.
Чтение загадок, потешек. Малые жанры устного народного творчества любимы детьми дошкольного возраста: в одном предложении, ритмично организованном, содержится указание характерных особенностей загадываемого или описываемого объекта.
Загадки и потешки могут быть одним из используемых материалов мотивирующего начала занятия: предшествовать беседе по заданной теме, сопровождать подвижные игры или прочитываться героями сюрпризных моментов.
Беседа. Обращение к личному опыту воспитанников, обсуждение историй из жизни или фантазий создаёт эмоционально позитивную атмосферу на занятии и активизирует воображение ребят. Для занятия по теме «Ребёнок с котёнком» беседа проводится по следующим примерным вопросам:
У кого из вас есть дома животные?
Как вы с ними играете, заботитесь о них?
Кто из вас был с родителями в контактном зоопарке?
Каких животных там можно кормить, брать в руки, гладить?
Кто из вас летом гостит на даче/в деревне? Какие там есть домашние животные? Ходили ли вы с ними играть или помогали ухаживать за ними?
Какое животное вам бы хотелось иметь?
Сюрпризные моменты. Для сюрпизного момента может быть привлечён младший воспитатель или другой сотрудник детского сада, который будет изображать персонажа, пришедшего в гости к детям.
Например, в начале занятия раздаётся стук в дверь, в группу заходит Старичок-лесовичок. Он рассказывает детям, что недавно в его избушке у кошки появились на свет котятки (показывает детям картинки или фотографии котят), малыши очень резвые и энергичные и постоянно шалят. А Старичок совсем не умеет обращаться с котятами, так они и озоруют целыми днями. Лесовичок просит ребят помочь ему и рассказать, как надо заботиться о котятах, как с ними играть.
Вариантом сюрпризного момента может быть пришедшее по почте письмо или посылка на адрес группы, в которой какой-либо персонаж делиться подобной проблемой и просит выслать ему фигурки, изображающие сценки общения ребёнка с животным.
Подвижные игры. Основной формой деятельности для старших дошкольников по-прежнему остаётся игра. Подвижные игры под музыку приносят хорошее настроение и позволяют выплеснуть лишнюю энергию перед практической частью занятия, которая требует сосредоточенности и усидчивости.
«Фигура замри».
Ребятам предлагается вообразить, что рядом с каждым из них какое-либо животное, под весёлую музыку они начинают активно изображать, как играют, резвятся с питомцами, заботятся о них или ласкают. Когда музыка останавливается, ребята замирают в своих позах. Водящий подходит к каждому и спрашивает, что изображает его поза. Тот, кто затрудняется с ответом, становится водящим.
Дидактические игры. Подобные игры активизируют зрительное и логическое мышление.
Для дидактических игр подбираются задания с изображениями по теме.
«Найди отличия на картинках», «Найди тень животного», «Найди пару», «Какой предмет на картинке лишний» и т. д.

Составление конспекта на тему «Ребёнок с котёнком».

Целью проведения занятия на тему «Ребёнок с котёнком (другим животным)» является создание фигурок человека и животного в движении и составление сюжетной композиции на основе.

Задачи занятия: обучение детей изображению фигур ребёнка и животного с передачей характерных особенностей и мускульного воспроизведения положения тела и конечностей при выполнении действия по замыслу; закрепление умения передавать пропорции тела человека и животного; оттачивание приёмов лепки в выбранной технике (при пластическом, конструктивном или комбинированном способе); развитие умения составлять сюжетную композицию.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по лепке в подготовительной группе составляет не более 30 минут.

Временной план занятия.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия 5–7 минут.
  3. Проговаривание плана действий по созданию фигурок, устный инструктаж по следованию технокартам 5 минут.
  4. Практическая работа 8–12 минут.
  5. Демонстрация и анализ готовых работ 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов 1–2 минуты.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).
Закреплять умение лепки фигуры человека в движении.
Развитие познавательных интересов.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатую работу до конца. Предварительная работа Чтение стихов о зиме, загадки о зимних месяцах, дидактические игры «Назови признаки зимы» и «Назови действия». Ход занятия В качестве мотивирующего начала занятия проводится беседа о том, чем ребята любят заниматься на улице в зимнее время года (играть в снежки, строить крепость, кататься на коньках, лыжах, на санках с горы и т. д.). Привлекается наглядный материал. Воспитанники рассматривают и обсуждают плакат «Зимние развлечения»: чем занимаются персонажи на картинке, какие особенности у их поз, какое положение занимают конечности и тело при выполнении различных действий.
Воспитатель объясняется задание: в парах слепить фигурки детей, выполняющих конкретное действие (играют в снежки, едут на санках, лепят крепость и др.), и создать сюжетную композицию на картонной основе.
Дети обсуждают, каким способом лепки будут создавать поделки и при помощи каких приёмов.
Физкультминутка.
Воспитанники выполняются практическую часть.
Демонстрация и обсуждение поделок.

Занятие по лепке «Потерявшиеся котята».
Автор: Зайнуллина Гульчачак Денисовна.

Цели и задачи Закрепить знания воспитанников о домашних животных и их характерных особенностях.
Развитие умения создавать фигуру животного путём использования различных приёмов лепки.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитание аккуратности и усидчивости.
Материалы Силуэт котёнка, пластилин, салфетка, доска для лепки, стека, картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С.А Веретенникова).
Ход занятия В игровой зоне воспитатель загадывает ребятам загадку о кошке и проводит артикуляционную гимнастику (воспроизведение движений: как кошка сердится, мурлычет, лакает молочко).
Работа с наглядным материалом - рассматривание картины «Кошка с котятами». С ребятами проводится обсуждение: кого они видят на картинке, в каких позах.
Создание сюрпризного момента: в группу приходит Мурка и жалуется, что пропали её котята. Воспитатель предлагает ребятам провести подвижную игру «Киска, киска, брысь», котят услышат, как весело они играют, и прибегут.
Но котят по-прежнему нет, тогда ребятам предлагается слепить котят из пластилина.
Обсуждение этап работы по лепке фигурок котят, практическая работа, в том числе рисование пластилином деталей мордочки животного.
Демонстрация и анализ готовых работ.

Порядок выполнения поделок на тему «Ребёнок с котёнком».

На этапе обсуждения плана создания композиции по теме «Ребёнок с котёнком» воспитатель обращает внимание воспитанников на то, что для лепки фигуры человека или животного в движении предпочтительнее использование пластического способа лепки. Однако ребята могут использовать и конструктивный метод для выполнения своего замысла или комбинировать приёмы двух способов.

«Ребёнок» (конструктивный способ).

Детали для лепки фигуры ребёнка
Голова и шея
Оформление головы волосами
Присоединения головы и шеи к туловищу
Примазывание рук к туловищу
Формирование кистей рук сплющиванием
Примазывание ног к туловищу
Формирование стоп оттягиванием и сплющиванием
Оформление лица мальчика

«Ребёнок» (пластический способ).

Куску пластилина придаётся форма вытянутого шара Вылепливание головы и шеи Стекой отрезаются части для лепки рук
Вылепливание рук
Стекой разрезает нижняя часть туловища для лепки ног
Вылепливание ног
Формирование кистей рук
Формирование стоп
Оформление лица фигурки
Передача движения

«Котёнок» (пластический способ).

Для заготовки скатываем вытянутый шар
Лепим шею, голову, ушки
Лепим хвост
Стекой разрезаем пополам нижнюю часть туловища
Формируем лапки
Готовая фигурка
Оформляем мордочку

«Ребёнок с котёнком» (варианты сюжетных сценок).

Мальчик ловит котёнка
Мальчик играет с котёнком в мячик
Мальчик взял котёнка
Мальчик обнимает котёнка
Мальчик гладит котёнка
Мальчик сидит в обнимку с котёнком
Мальчик угощает котёнка
Мальчик играет с котёнком в салочки Котёнок сидит у мальчика на плече
Мальчик поднял котёнка под мышки
Мальчик посадил котёнка на голову
Котёнок и мальчик смотрят друг на друга

Похожие публикации