Ребенок разговаривает сам с собой перед сном. Ребенок разговаривает сам с собой

С любым из нас случались ситуации, когда о чем-то задумавшись, мы начинали разговаривать вслух сами с собой. А на вопрос удивленных друзей: «С кем это ты беседуешь?» Отшучивались всем известной фразой: «Приятно порой поговорить с умным человеком!». Так уж устроены люди, что им свойственно вести внутренние диалоги. И этот процесс вполне нормален. Во время внутреннего осмысления какой-либо проблемы, человек обрабатывает имеющуюся информацию, анализирует и принимает то или иное решение. Иногда небольшие кусочки из внутреннего диалога «вырываются» наружу. И их невольно могут услышать посторонние люди. Но в этом нет ничего не нормального. Напротив, некоторые ученые убеждены, что люди, ведущие такие диалоги, более успешны в своей работе. Конечно же, взрослые умеют контролировать свои мысли и их внутренняя речь редко прорывается наружу. С детьми дело обстоит немного по-другому.

Почему дети разговаривают сами с собой: причины

Заметив, что их ребенок довольно часто ведет разговоры с самим собой, родители задаются вопросом – а нормально ли это? Бесспорно, разговор маленького ребенка с самим собой выглядит несколько странно, но это вполне естественный процесс. Данное поведение свойственно практически всем детям в возрасте от 4 и до 8 лет. Психологи такой разговор называют «личной речью». Личная речь развивает мышление и самодисциплину у ребенка.

Личная речь у детей: 3 стадии развития

Принято различать 3 стадии развития личной речи:

  1. На первой стадии ребенок комментирует завершенный процесс своих действий. Например: «я построил домик» или «я нарисовал паровозик».
  2. На второй стадии малыш уже размышляет о дальнейших действиях. Например: «я построил домик, а сейчас рядом поставлю гараж».
  3. На третьем этапе малыш начинает составлять план своих действий. Например: «сейчас возьму лист бумаги, карандаши, нарисую красивые цветы и подарю их маме» — личная речь ребенка предшествует его действиям.

Итак, если ребенок высказывает свои мысли вслух, родителям не стоит проявлять беспокойства, так как это говорит о его нормальном развитии. Как правило, после 8 лет личная речь постепенно переходит во внутреннюю и родители уже вряд ли смогут «подслушать», что замышляет их сорванец.

Дети могут разговаривать сами с собой по следующим причинам:

  • Им нравится слышать собственный голос , свою речь. Ведь так общаются взрослые, а дети обожают копировать их поведение.
  • Малышу не хватает вашего внимания , а ему так хочется с кем-то поболтать. Вот и приходится говорить с «умным человеком».
  • Ребенок ведет беседу с вымышленным героем во время игры.
  • Ребенок растет в семье один, у него нет братьев или сестер , а со сверстниками он не находит общий язык.
  • У малыша еще полностью не сформировалась внутренняя речь . Как правило, на четвертом году жизни у детей появляется «шепотная речь» и только около пяти-восьми лет они начинают говорить «про себя». Внутренняя речь – это когда ваш малыш начинает думать словами беззвучно.

Ребенок 5-14 лет разговаривает сам с собой: нормы и отклонения

Ребенку 5-7 лет

Если ребенок в этом возрасте разговаривает сам с собой, в этом нет ничего противоестественного. Скорее всего, у него богатое воображение и он творческая натура. Как мы уже писали, у детей должна развиться внутренняя речь. У одних она развивается до пяти лет, у других немного позже.

Возможно, ребенок, разговаривая сам с собой, компенсирует недостаток общения с окружающими его людьми . В этом случае родители должны больше общаться с ребенком, рассказывать ему, как прошел их день, интересоваться, чем занимался он. Задавая вопросы, взрослые смогут научить ребенка вести диалог.

Довольно часто дети в этом возрасте не могут наладить контакт со значимыми для них людьми, возможно, . Родители его не слушают, они заняты своими делами и им не до историй маленького фантазера. Поняв это, ребенок реального взрослого заменяет вымышленным и активно контактирует с ним. Вымышленный собеседник не перебивает малыша и не игнорирует его рассказы. В некоторых случаях, чтобы откорректировать данную ситуацию, родителям не помешает обратиться за помощью к детскому психологу. Хотя, как правило, чуть больше внимания, и проблема разрешится сама собой.

Другое дело, если ребенок постоянно слышит голоса, которые не только разговаривают с ним, но и пытаются руководить его действиями и поступками. В этом случае, родители должны срочно обратиться за помощью к психиатру.

Ребенку 7-9 лет

К 7-9 годам «личная речь» отходит на второй план и передает власть «внутренней». Ребенок учится внутреннему самоконтролю и начинает пытаться заниматься самоанализом. Психологи отмечают, что в многодетных семьях дети значительно реже разговаривают сами с собой. У них и так всегда найдется внимательный слушатель и собеседник. Детей в семье много и поболтать есть с кем.

Если ребенок 7-9 лет беспокойно спит, разговаривает во сне, плачет, днем постоянно беседует сам с собой, родители должны обратиться за помощью к школьному психологу.

Ребенку 10-15 лет

Мысли вслух в этом возрасте довольно распространенное явление. Так называемый, «подростковый возраст» оказывает свое влияние. Это, действительно, очень сложный период в жизни ребенка. У подростка масса проблем, над которыми позже он возможно и сам будет смеяться. Но это будет потом. А пока: неразделенная первая любовь, сложные взаимоотношения со сверстниками или учителями, недопонимание родителей, поиск себя и своего места в этом мире, первые разочарования и т.д. Чаще всего, разговоры вслух с самим собой ведут дети с узким кругом общения, замкнутые и не коммуникабельные. Выход здесь один – попытаться стать другом своему ребенку. Вместе с ним размышлять, спорить, обсуждать любые ситуации. Можно уговорить ребенка записаться в спортивную секцию или театральный кружок, в художественную студию или бассейн. Главное, чтобы он смог найти близких себе по духу людей.

Мы рассмотрели лишь примеры, которые входят в пределы нормы. Однако если разговоры вслух сопровождаются галлюцинациями, истериками, психозами, желанием спрятаться от всех – ребенка срочно необходимо показать специалисту. В данном случае – психотерапевту.

Ребенок разговаривает с воображаемым другом: что это значит и когда нужна помощь специалиста?

Как правило, воображаемые друзья появляются у эмоциональных детей с бурной фантазией. Как правило, психологи связывают появление такого персонажа с нехваткой реальных друзей . Ребенку явно не хватает общения со сверстниками, родителями.

  • В качестве воображаемого друга может выступать игрушка (мишка, кукла и т.д.) или выдуманное существо. С таким другом он разговаривает, играет, спорит и даже наказывает его.
  • Грубое отношение к вымышленному существу должно насторожить родителей, ведь ребенок копирует поведение взрослых. А это значит, что в семье не все в порядке.
  • Иногда наоборот, малыш ищет в воображаемом друге защиту и просит у него помощи. В этой ситуации родители должны срочно принять меры и выяснить, что или кто пугает ребенка и немедленно устранить причину тревоги.
  • Если ребенок не хочет делиться своими страхами с родителями, его нужно отвести на консультацию к специалисту.

Как правило, вымышленные друзья покидают «свой пост», когда ребенку исполняется 6-8 лет. Расстаться с подобным героем можно и раньше, подарив ребенку настоящего живого друга – кошечку, собачку, хомячка и т.п. Рождение в семье второго ребенка также позволяет полностью закрыть тему одиночества, сменив его на чувство ответственности.

Когда может потребоваться помощь в борьбе с вымышленными друзьями?

  • Если при общении с вымышленным существом, ребенок ведет себя агрессивно , придумывает страшные истории с элементами насилия.
  • Если ваш ребенок настолько запутался, что уже не осознает где вымысел, а где реальность.
  • Если у него пропадает аппетит, он беспокойно спит, кричит или разговаривает во сне.
  • Если ребенок полностью отдалился от родителей, перестал с ними общаться и задавать им вопросы.
  • Если после ссоры с вымышленным персонажем он плачет и сильно переживает .

При любом из вышеперечисленных проявлений родители должны насторожиться и срочно обратиться за помощь к психотерапевту или психологу.

Что делать родителям, если ребенок разговаривает сам с собой: советы психологов

  • Ни в коем случае не запрещать ребенку — проговаривать вслух свои мысли. Ведь это его способ выражения чувств, способ осмысления окружающего мира. Чем сообразительней малыш, тем содержательней его разговор с собой. Большинству одаренных детей в начальной школе трудно проявлять терпение, им хочется ответить на вопрос учителя, прокомментировать свои действия. Это нормальное поведение и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу.
  • Если малыш в возрасте до 10 лет разговаривает с куклами, игрушками – это говорит об его эмоциональности. Разговаривая во время игры, он развивает свои ораторские способности. А вот если ваш ребенок постоянно ведет бурные диалоги с самим собой, злится, нервничает, впадает в ярость, плохо спит ночами – его обязательно нужно отвести на беседу к психологу.
  • Если ваш ребенок подросток, у него нет друзей, он постоянно замкнут – родителям стоит бить тревогу. Ребенок постоянно закрывается в своей комнате, и вы слышите, что он разговаривает сам с собой? Постарайтесь разобраться в ситуации и стать ребенку другом, которому он может доверить свои секреты. Никаких насмешек и нравоучений со стороны родителей быть не должно!
  • Если у вас не получается найти контакт со своим ребенком и он явно испытывает дефицит общения со сверстниками, рекомендуем посетить очную консультацию психотерапевта, дабы исключить возможность патологии.

Психолог Е. С. Шендерова : В том, что ребёнок разговаривает сам с собой нет ничего противоестественного — это игра его воображения, самовыражение и это нормально (конечно есть различные вариации на эту тему — совершенно другое дело если например ребёнок слышит голоса и разговаривает с ними) — у детей развивается внутренняя речь (которая есть у всех взрослых) только дети могут выражать это вслух

Психолог Е.Б. Галочкина : Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, если ребёнок любит фантазировать, сочинять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы.

А Вы замечали, что детки часто разговаривают сами с собой? Нормально ли это или нужно что-то менять? На самом деле не нужно беспокоиться, когда ребенок говорит сам с собой. Когда малыш чем-то увлечен, то непроизвольно он начинает говорить вслух. Такое явление наблюдается практически у всех детей в возрасте от 4 до 8 лет.

Разговор, обращенный к себе, называется личной речью. Все люди разговаривают сами с собой, у каждого человека есть речь для себя. Но дети используют эту речь вслух, когда играют самостоятельно, например, на детской площадке, дома или в группе детского сада. Они могут пропевать слова, проговаривать действия, которые выполняют в данный момент времени.

Когда ребенок говорит сам с собой, он развивает свое мышление, а также учится регулировать свое поведение.

Существует 3 стадии развития речи:

  1. Ребенок говорит сам с собой после завершения игры: “Я построил домик из кубиков”
  2. Ребенок комментирует действия: “Большую железную дорогу построил, теперь паровозики запущу”
  3. Личная речь предшествует действию: “Сейчас нарисую полянку с цветами для зайчика”

На третьем этапе развития ребенок уже способен планировать свои действия. Речь для ребенка – это возможность лучше понять окружающий мир, она развивает мышление и самоконтроль.

Если с куклами и животными, как с живыми существами это говорит о том, что эмоциональная сфера ребенка хорошо развивается. Кроме того, когда ребенок проговаривает слова и предложения вслух, он развивает свои ораторские способности. Он слышит, как звучат слова, он может влиять на интенсивность звука и говорить громко или тихо, он может менять интонации во время произношения, а все это обязательно пригодится ему во взрослой жизни.

Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Асель!

Мне очень радостно от того, что Вы так преданно заботитесь о своём братишке. Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, емсли ребёнок любит фантазировать, сочинчять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы. Вы ничего не пишете про Вашу семейную ситуацию (кроме того, что у Вас были такие же симптомы), поэтому рискну преположить, что детско-родительские отношения в Вашей семьи далеки от идеальных. Родителей Вы, конечно, уже не переделаете и не переучите, а вот сами вполне можете ему помочь. Поскольку Вы уже взрослая, то можете частично заменить брату родительские фигуры и с этой позиции общаться с ним эффективно, так, чтобы он был удовлетворен и не стремился компенсировать это своим внутренним диалогом. О том, как грамотно это делать, Вы сможете узнать на очных консультациях у специалиста. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Асель!

Очень трогательно, что Вы волнуетесь за брата, хотя и о себе забывать не следует. Что Вы про замкнутость упомянули?

Насколько мне известно, дети создают себе воображаемого друга, с которым разговаривают, для того, чтобы чувствовать больше поддержки, заботы, внимания. В силу занятости взрослых, этот способ - хорошая забота о себе. Внутренний друг понимает с полу слова, он всегда готов играть, отвечать на вопросы, и он всегда рядом.

Для более детального исследования этого вопроса рекомендую обратиться к детскому психологу , для возможной коррекции, если таковая потребуется.

Всего доброго Вам.

И ещё, возможно Вы не замкнуты, а интровертированны (направленны внутрь себя, а не на окружающих), что говорит о глубоком внутреннем мире, о творческом потенциале и развитом воображении.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С кем говорит ребенок и почему?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

Как реагировать на личную речь?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

Если ребенок говорит сам с собой часто и подолгу

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

Когда есть повод обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Похожие публикации