Ребенок и деньги на карманные расходы – все за и против! Карманные деньги детям и подросткам: давать или нет.

Зачем ребёнку карманные деньги? Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться многие родители.

Как утверждают психологи, чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, карманные деньги ребенку нужны.

Карманные деньги – это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Основной целью выделения карманных денег детям является:

Чтобы ребёнок почувствовал себя полноценной личностью, как мама, папа, одноклассники;

Предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами для осознания своих потребностей;

Научился самостоятельно и ответственно планировать и осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Наделает ошибок – так под присмотром родителей и с малыми потерями, научиться предвидеть последствия своих поступков, - не станет рисковать во взрослой жизни.

Научился ценить и понимать ценность человеческого труда;

Чтобы, когда родители решат ребёнку не выдавать карманных денег,у него не возникали отрицательные эмоции, жадность, зависть к другим детям, переоценивание власти денег, исключение мелких, а затем и крупных краж...

С какого возраста стоит давать ребёнку карманные деньги?

Существуют две точки зрения:

2.с момента поступления в школу.

А если эти два момента совпадают – тогда ещё лучше.

Родители могут определить, можно ли уже дать какую-то сумму ребёнку, чтобы он тратил по своему усмотрению? Попросите дошкольника сходить в магазин. Если он не забывает взять сдачу, и рассчитывает выданные деньги, чтобы хватило на покупку, скорее всего уже пора выдавать карманные деньги.

Если считаете, что ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете. Подскажите, чему нужно научиться, чтобы получить желаемое.

С началом выплат, у ребёнка появятся и усложнятся, естественно, домашние обязанности. Каждый год в день рождения, можно увеличивать сумму выплат и, соответственно, договариваться с ребёнком об увеличении его вклада работы по дому. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

Сколько давать карманных денег?

Ваш здравый смысл и финансовые возможности Вам подскажут. Не переживайте, если другие родители дают больше своим детям. Твёрдо скажите: «Извини, это то, что мы можем дать тебе на данный момент».

Если ребёнок просит больше – обсудите семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время, Вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, и выполните обещание.

Если Вы не стеснены в средствах, сколько давать карманных денег – подскажет здравый смысл.

Специалисты утверждают, выдавать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Тем кто помладше – РАЗ ВНЕДЕЛЮ, более взрослым - ЕЖЕМЕСЯЧНО.

Лучше давать карманные средства ребенку среди недели, чтобы получение денег не ассоциировалась с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.

Как выдавать?

Американские специалисты утверждают, что существуют 4 «системы выдачи» карманных денег:

В любое время по желанию ребёнка. Даже если есть договорённость о регулярных выплатах;

Регулярно, в определённом количестве, безо всяких условий и оговорок;

Исключительно, как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно, но с условием ответственно тратить деньги – самое оптимальное решение.

Что значит «с условием»?

1)оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (школьные принадлежности, сдоба,развлечение,…), а какие расходы полностью исключаются (сигареты, алкоголь,…).

2)родители договариваются с детьми, что не будут лишать выплаты из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определённых домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты сына или дочери?

Требовать финансовых отчётов не нужно, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется смысл обладания карманными деньгами. Ребёнок должен научиться самостоятельно и ответственно распоряжаться деньгами, получать от этого удовольствие.

Внимательные родители ненавязчиво увидят, куда именно уходят выданные деньги.

Вмешиваться нужно только тогда, когда Вы уверенны, что деньги тратятся на недостойные цели.

Что делать, если подросток просит дополнительную сумму, но не говорит на что?

Возможно всякое, но зачем заранее подозревать плохое. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков, с их максимализмом и преданностью друзьям, это может быть вопросом «жизни и смерти». Многие психологи считают, что лучше дать, а затем разбираться в ситуации, чем отказать, а затем мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны«неуловимые» траты, когда нет материальных расходов- отговорки: на дискотеки, неизвестно где съеденные сладости,..

Можно поощрять или наказывать деньгами?

Постоянные обязанности по дому выполняются БЕСКОРЫСТНО. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Если же ребёнок иногда выполняет значительную и трудную работу – по строительству дома, ремонту машин или дачи,… - уместны «премиальные» выплаты. При этом главное – не денежные выплаты, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Наказывать ребёнка лишением карманных денег не рекомендуется. Допустимо, если очень серьёзный проступок, уменьшить обычную сумму.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

Если деньги потрачены на ерунду или потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствие легкомыслия.

Постепенно в сумму на развлечения и мороженное добавлять денег на необходимое. При этом, ребёнок будет рассчитывать на свой бюджет. Например, покупка канцтоваров в начале четверти, проездного билета,…

Может случится, что деньги ребёнком потрачены не по назначению. Придётся добавить сумму на неотложную покупку как бы в «долг». А затем вычесть её из карманных денег.

Если ребёнок потратил всё сразу, то попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребёнку два, три раза в неделю. Постепенно желательно увеличивать эти части.

Если ребёнок хочет совершить «крупную» покупку, то помогите выбрать, подскажите, где можно получить скидку.

Давайте ребёнку возможность высказываться по по поводу семейных трат, высказываться по поводупланирования поездок, покупок.

Если в семье затруднительное положение со средствами, возможно привлечение личных сбережений ребёнка. Это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом карманные деньги должны быть возвращены ребёнку.

В европейских странах, некоторые родители открывают ребёнку счёт в банке. Чтобы он научился самостоятельно совершать банковские операции. Ребёнок может снимать деньги на покупку одежды, канцтоваров, оплату спортивного клуба,…

Ребёнок зарабатывает деньги. Как к этому относиться?

Для ребёнка старше 14 лет, без вреда учёбе и здоровью, – это вполне нормально. И если Вы уверены, что у него добросовестные работодатели, ему не грозит попасть в неприятности.

Стоит поощрять подростка к самостоятельному заработку к относительной финансовой независимости. Но не нужно возводить это в принцип. Лучше всего таких ребят стимулирует пример сверстников.

Как научить ребенка азам финансовой грамотности:

1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь карманными деньгами ребенка. Дайте почувствовать ему самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если малыш в первый же день потратил все личные деньги на конфеты, дайте ему осознать его поведение до следующей «зарплаты».

2. Когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно, научите ребенка записывать расходы в блокнот, чтобы он знал, куда уходят деньги.

3. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое, например, самому (например, канцелярские принадлежности и т.п.).

4. Постепенно увеличивая сумму (каждый раз оговаривая причину увеличения) и время между выдачами, вы научите ребенка разумно распоряжаться деньгами, тратить их не только на развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, школьные завтраки, билеты в кинотеатр и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.п.

Ребёнок и карманные деньги: правила безопасности

Дав ребенку деньги, объясните, что это не только возможность покупать, но и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять. Чтобы избежать подобного, ребенок должен усвоить простые правила безопасности.

1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться карманными средствами.

2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3. Если ребенку угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, пусть отдает без сопротивления. Жизнь и здоровье ребенка бесценны.

4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Губанова С.Г.

Библиография:

1.Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» ,М. 1991

2.Анисимова Г.Е. «Как помочь вашему ребёнку», Екатеринбург, 2006

3.Волков Б.С. «Психология подростка» ,М.,2001


Многие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить . Этим навыкам его смогут . Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность . При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе . Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность . С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами . Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться . В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска . Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь . К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды , оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно . Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета , необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками .

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность .

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства . Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты» . Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?


Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом .

Городская открытая научно – практическая конференция

Тема: «Изучение проблемы карманных денег у подростков в России и зарубежом».


Журнал для подростков

Карманные деньги – это деньги, предназначенные на небольшие текущие расходы.

Социальная статистика в России, (август-сентябрь 2006 год):

Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги.

Средним (15-16 лет) – около 100-150 рублей в неделю, чтобы удовлетворить свои желания и потребности.

А старшим (17-19 лет), родители выделяют из семейного бюджета свыше 200-500 рублей в неделю.

В основном, подростки тратят свои деньги на жевательную резинку, сладости, мороженое, компьютерные игры, одежду, аксессуары. Каждый десятый откладывает свои деньги в копилку, т.е. пытается накопить на что-то более существенное, дорогое.

В Германии родители просто обязаны давать своим детям, которые достигли 15-летнего возраста от 25 до 30 € в месяц. Если же родителями не выполняются эти обязанности, дети в праве подать на них в суд. Затем они обязаны выплатить штраф детям.

В Америке родители оплачивают своим детям работу по дому. За то, что они убираются, выносят мусор, моют пол, готовят и т.д. С 10лет американцы стремятся подработать: могут пойти разносить газеты, посидеть с маленьким ребенком, помыть машину и т.д.


1.Молодёжь в Британии. Карманные деньги (статья)

2.Проблемы подростков (результаты опросника)

3.Как подростки относятся к карманным деньгам в Британии (статья)

4.Деньги вникуда? (статья)

5.Деньги вникуда? (результаты опросника)

6.Назад в прошлое (результаты опросников)

7.Важны ли внешность и карманные деньги? (результаты опросника из журнала)

8.Афоризмы

9.Вывод по проекту

10.Список литературы


Молодёжь в Британии. Карманные деньги. Что делают подростки Британии в их свободное время?

Существует огромное множество необходимых предметов и предметов роскоши, на которые они хотели бы потратить деньги, включая одежду, кассеты и CD диски, копя на мотоциклы или машины, имея немного денег для того, чтобы регулярно ходить на дискотеки, танцы или в кинотеатр, либо занимаясь более специализированными хобби, такими как ужение, наблюдение за большими птицами или парусным спортом.

Многие подростки используют свое свободное время на выходных, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь декорациями и дизайном жилых помещений и мойкой машин для людей, которые живут по соседству.

Из английского журнала «YouthCulture» (1997 г.)

Результаты опросника «Проблемы подростков»

Чтобы выяснить какие проблемы волнуют подростков больше всего, мы начали с вопросов «есть ли у вас проблемы? Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Опросив 40 подростков в возрасте 13-15 лет, можно сделать следующие выводы, что для большинства из опрошенных, проблема карманных денег является самой существенной проблемой на сегодняшний день. Также стоит обратить внимание, что не только эта проблема волнует подростков. Сейчас мы знаем, какие проблемы затрагивают тинэйджеров в большей степени:

1. проблема карманных денег.

2. проблема отношений с учителями;

3. проблема отношений с родителями;

4. проблема обучения

Что подростки из Британии делают с их деньгами?

Подростки тратят не так много денег, как предполагают их родители - по крайней мере, согласно недавнему обзору “Большие деньги и Незначительные траты”. Обзор включал опрос 300 подростков 13-17 лет из всей Британии.

К тому времени как они становятся подростками, большая часть детей замечает, что еженедельная сумма карманных расходов возрастает до 5,14фунтов (287,84 руб.). 2/3 подростков думают, что они получают достаточно денег, но большинство полагают, что они должны сделать что-либо, чтобы получить эти деньги, т.е. работать.

Несмотря на то, что они имеют достаточно наличных денег, беспокойство о жизни в долг возрастает среди подростков. Поэтому большая часть детей прилагают большие усилия, чтобы откладывать деньги на будущее.

Больший доступ к наличным деньгам у подростков не означает, что они становятся более безответственными к результату накопления. Кажется, что экономический спад подталкивает к осторожности в отношении к сбережению денег, даже в случаях с детьми в этом возрасте. Вместо пустой траты карманных денег на конфеты или журналы, подростки, принявшие участие в обзоре, возвращаются к ситуации экономии-сохранении большей части их наличных денег.

Деньги в никуда?

Молодые люди усердно работают для того, чтобы заработать деньги. Обзор компании Wall’s, которая производит мороженое, показывает, что средний показатель составляет 2.71фунтов (157 руб.) в неделю. Среди подростков14-16 лет, средний показатель составляет 2.76фунтов (160 руб.) в неделю. Общая сумма карманных денег и подарков составляет еженедельную сумму британских подростков свыше 6фунтов (300 руб.) в неделю.

Куда подростки тратят свои деньги?

Самые популярные виды работ:

· Доставка газет

· Работа с детьми (няней)

· Мытье машин

· Стрижка газонов, живых изгородей

Некоторые подростки также работают в выходные дни. Они помогают парикмахерам или подрабатывают в магазинах. Большинство молодежи откладывают (сберегают) третью часть заработанных денег, а остальное тратят.

Деньги в никуда. Результаты опроса

Мы опросили 40 подростков 13-15 лет и выяснили, что сами зарабатывают только 9 человек из всего числа опрошенных. В основном это девочки, которые работают в фирмах по производству косметики, и те, кто помогают, как репетиторы, маленьким детям. Остальным подросткам деньги дают их родители.

Большинство наших сверстников тратят деньги, а остальные сберегают их на время. Деньги подростки обычно тратят на еду в школе. Девочки покупают косметику, украшения, канц. товары. Мальчики тратят деньги на CD, DVD диски.

Опрос двух поколений

Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям и к более старшему поколению (родителям наших родителей). Мы задали следующие вопросы:

2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?

Нами были сделаны следующие выводы:

Шесть человек зарабатывали деньги сами и тратили деньги на: кафе, шоколад, кино, каток, подарки для родителей, одежду, значки, монеты, открытки, марки, ручки и карандаши.

14 подросткам деньги давали родители. Наши родители хотели очень сильно зарабатывать карманные деньги, но у них не было такой возможности.


Опрашивая наших бабушек и дедушек, мы задавали им следующие вопросы:

1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?

2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители?

3. На что тратили карманные деньги?

Всего мы опросили 15 бабушек и дедушек. И выяснили, что все они зарабатывали деньги сами: рубили дрова, пасли скот, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, одежду.

Вывод опросника: родители хотели заработать деньги, но у них не было возможности. Более старшее поколение много работали физически и помогали тем самым своим родителям.

Важны ли внешность и деньги

Мы нашли результаты опросника английских тинэйджеров. В анкетировании принимало участие 70 человек. Можно сказать, что 50 подростков из опрошенных считают, что внешность важна, и 20 человек считают, что деньги важны. Свои деньги они чаще всего тратят на CD и DVD диски, журналы, конфеты, компьютерные диски, подарки близким, одежду и макияж.

На этот же вопрос мы захотели получить ответы от русских тинэйджеров, задав им те же самые вопросы. Только в данном опроснике принимало большое количество подростков. Стоит заметить, что для наших, русских, тинэйджеров внешность НЕ важна для человека. Также, ответив на вопрос «А деньги важны для человека?», большая часть из них ответили - «не важны».

Афоризмы

Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)

Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)

Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)

Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны. (С. Моэги)

Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)

Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)

Те кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)

Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)

На лишние деньги можно купить только лишнее, а из того, что необходимо душе – ничто за не покупается. (Г. Торо)

Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)


Вывод по проекту:

Проблема карманных денег существовала и существует в нашей стране. Стоит заметить, что в Британии этой проблемы нет, так как ребёнок с 10 лет сам может зарабатывать себе карманные деньги. У этих детей есть много вариантов заработать себе на мелкие расходы. Подростки нашей страны такой возможности не имеют, но дети хотели и хотят зарабатывать свои деньги, помогать родителям, чувствовать себя относительно независимыми и самостоятельными.

Дети и деньги – у этой проблемы несколько сторон. Одна из них – карманные деньги ребенка и подростка. Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?

Можно встретить аргументы и за, и против.

Аргументы против , которые приводят некоторые родители:

– нецелесообразно – ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
– слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным;
– если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
– носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае – зависть других детей, в худшем – отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

– ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
– пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится – предвидеть последствия своих поступков – не станет рисковать во взрослой жизни;
– если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат – и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали – выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше – раз в неделю; более взрослым – ежемесячно.

Как выдавать?

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них – только одна):

– в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
– исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
– регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
– также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое – оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе – родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п.

Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Вот по этому вопросу можно встретить самые разные высказывания. Например, учеба – это тоже работа, причем не из самых легких, почему не поощрить ребенка? Другие подчеркивают: если приложил значительные усилия, добился высоких результатов, пусть поймет, что его заслуги ценят, и сам будет больше себя ценить. Но это должно быть какое-то значительное достижение (победил на олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.).

Если речь идет о постоянных обязанностях по дому, то они выполняются бескорыстно. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство, в том числе и ребенок. Правда, и дома он иногда может выполнить значительную, потребовавшую много времени и сил работу. Например, при строительстве дома, ремонте машины или квартиры, освоении дачного участка. Тогда «премиальные» выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае – не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо – в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без – решается индивидуально).

Платить ли за семейные дела?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: “Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, – это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Карманные деньги детям и подросткам — все за и против финансовой независимости подрастающего поколения

Давать или не давать своим детям карманные деньги? И что делать, если вдруг они станут их постоянно клянчить?

Зачем ребенку карманные деньги?

Казалось бы, зачем ребенку деньги? Кушает он дома, всем его обеспечивают, что попросит – покупают. Конечно, можно дать чаду полтинник на запас, если все его друзья тоже с копейками в кармане. Вдруг они захотят съесть по пирожку? Неужели вашему чаду придется стоять и смотреть, потому что «мама карманных не дает»? Но на самом деле это средство можно использовать как отличный воспитательный аспект. Главное – все делать с умом.

А для этого, перед тем, как впервые дать ребенку карманные деньги, важно установить сходу строгие правила:

  • Деньги в определенном количестве будут выдаваться на карманные расходы только в конкретный день недели – и ни раньше, ни позже;
  • Сумма всегда будет одна и та же, и просить о бонусах нельзя;
  • Если малыш хочет какую-то игрушку, пусть копит на нее сам;
  • Клянчить деньги у другого члена семьи строго запрещается.

Объясните ребенку, что такое семейный бюджет, и почему его так важно планировать (вскоре он убедится об этом на практике), и что какие-либо внеплановые дополнительные расходы всегда выбивают из колеи. А потому пусть рассчитывает, планирует, экономит и собирает, а если окажется не способным на это и станет клянчить лишние карманные – он снова окажется без них, а финансовый контроль за покупками для него снова возьмет на себя мама. Обычно дети этого не любят, а потому стараются всеми силами соответствовать возложенных на них надеждам.

Почему некоторым детям родители никогда не дают карманных денег?

Родители, который никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами:

  • Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Незачем разбрасываться деньгами – каждый день по два рубля, и за месяц хорошая сумма выходит.
  • Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  • Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

И так оно и есть. Лишение ребенка карманных денег нередко – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым. Таких пап и мам малыши обычно просят об какой-нибудь игрушке очень и очень долго.

Почему некоторых детей всегда слишком задаривают?

Слишком внушительные карманные средства, данные кому-то из друзей вашего ребенка – вовсе не признак, что того очень сильно любят и готовы для него на все. Более вероятно, что от чада просто откупаются, мол, я тебе дал жизнь, обеспечил ее, любви большей от меня не требуй.

Иногда также такие родители через деньги пытаются «купить» любовь и симпатию со стороны одноклассников и друзей своего ребенка. Чаще это происходит тогда, когда сам малыш еще с раннего детства не пользуется особой популярностью, или изгоями в свое время были его родители. И тогда в ход идут сладости, деньги, «крутые» игрушки. Такого малыша еще с детсада сразу одаривают вниманием сверстники – чтобы разделить с ним его подарки от родителей. И, если у самих взрослых неожиданно и не в лучшую сторону изменится финансовое положение, то положению их ребенка не позавидуешь: неожиданно для себя он окажется совершенно одиноким и отвергнутым. Вот почему не стоит давать своему чаду слишком высокую как для ребенка сумму карманных денег – хороших качеств характера в нем они не привьют, деньги сами по себе будут казаться легкой добычей, а дружба с ним других детей в 99% будет неискренней.

Какие личностные качества у ребенка способны развить карманные деньги?

– это еще один прекрасный метод воспитания. Ведь наличие их у ребенка развивает у него самого такие ценные черты характера, как:

  • Ответственность. Ведь никто ему не даст новых денег раньше времени (например, субботы), если он бездумно потратил предыдущие. Главное, с самого начала пресечь нытье и выпрашивание. По субботам, как у дядюшки Скрутча из «Утят», значит, по субботам.
  • Расчетливость. Ребенок имеет отличную возможность потренироваться в математике и даже развить кое-какие предпринимательские качества. Ведь теперь, чтобы купить какую-нибудь дорогую игрушку, он должен хорошо спланировать свой бюджет и продумать, сколько и как часто он сможет на нее откладывать.
  • Терпение. Ожидать, пока получится собрать необходимую сумму на желаемую вещь – это прекрасный тренажер такого ценного качества, как терпение. Которого, к слову, современным детям ой как не хватает.
  • Отсутствие «Мама, купииииии!». Больше нытья в магазине не будет – малыш хорош знает сам, как и что он купит.
  • Понимание родителей. Теперь малышу не нужно будет часами объяснять, что на новую компьютерную игру нет средств – на примере карманных денег можно наглядно показать, что, по сути, на все покупки деньги нужно собирать, ведь большая часть дохода уходит на пропитание и оплату жилья.
  • Экономность. Дорожа каждой своей копейкой, ребенок больше не купит бездумно двадцатого дешевого робота.
  • Бережное отношение к приобретенным игрушкам. Поверьте, те конструкторы и мягкие игрушки, которые вы купили когда-то сами, так и будут валяться в самых разных местах. А вот выстраданной, тщательно выбираемой вещице, на которую средства копились не одну неделю, будет непременно отведено самое почетное место в детской.

Даваемые ребенку с умом, решают массу проблем и воспитывают в нем хорошие качества. Главное – сразу определить ориентиры и научить чадо финансовой мудрости.

Похожие публикации