Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители. Нет желания учиться? или знания забываются – культура остается

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Можно выделить группу вопросов, касающихся мотивации ребенка. И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить школьнику зачем нужно учиться.

Что же такое мотивация и почему она так нужна? Если мы обратимся к словарям, то найдем определение "мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом".

Почему так важно развивать мотивацию к учебе? Есть известная фраза "Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться". Так и в обучении. Мы можем привести ребенка в школу, можем дать ему всё необходимое, но , заставить это делать мы не можем.

Человек любое действие совершает тогда, когда есть в этом потребность, когда есть мотив, желание, необходимость что-то получить. Так и в учебе. Только тогда, когда у ребенка будет необходимость выучить, он выучит. Вот это и есть - стремление учиться. И возникает она тогда, когда у ребенка есть потребность. Причем, эта потребность может быть как внутренней, так и внешней.

К сожалению, сейчас у многих детей нет желания учиться. У ребенка не развиты познавательные интересы, следовательно, и учиться нет необходимости. Почему так получается?

Вспомните, какое количество игрушек есть у вашего ребенка. Это множество машинок, конструкторы у мальчиков или разнообразные куклы, домики для кукол, коляски у девочек. Игрушки уже некуда складывать, а мы покупаем все новые и новые. Что в этом плохого и при чем здесь мотивация? Вроде бы прямой зависимости нет, но на самом деле ребенок привык получать все в готовом виде и у него не было необходимости что-то придумывать, делать самому.

Сейчас многие бабушки говорят, что раньше никаких развивающих курсов не было, но дети учились с интересом. Но ведь и такого количества игрушек не было.

Детям покупали какие-то игрушки, а то, чего не было, они придумывали сами. Можно было сделать пистолет из сломанной ветки, куколок из цветка или картона, одёжки для куклы мы рисовали и вырезали из бумаги. Была необходимость придумывать и что-то делать самостоятельно. Сейчас этого нет. Даже собирая конструктор, многие дети делают строго по схеме, так как нарисовано и мысли что-то изменить и сделать по-другому у них даже не появляется.

Изначально мы приучаем ребенка получать всё в готовом виде, что никак не способствует . Ведь в процессе учебы надо не только получать знания, но и самостоятельно искать ответы на вопросы, отрабатывать определенные навыки, трудиться.

Есть еще другая сторона. Мы можем научить ребенка определенным навыкам, используя какие-то специальные упражнения. Любой музыкант начинается с проигрывания гамм и этюдов. Спортсмен развивает свои способности путем тренировок. К сожалению, специальных упражнений, которые бы формировали мотивацию к учению, просто нет. Многие психологи работали и продолжают работать над этой проблемой, но до сих пор остаётся много неизвестного в вопросе формирования учебной мотивации. Возможно, в скором будущем ученые и найдут ответы на свои вопросы, но нам же надо это сейчас. Нам надо, чтобы наши дети хотели учиться и учились как можно лучше. Как этого добиться?

Нет таблетки, которая бы развивала учебную мотивацию. Нет упражнений, формирующих мотивацию к учению. Но есть условия, при которых школьная мотивация начнет формироваться. Если в семье родители будут придерживаться определенных правил, учитывать эти условия, то постепенно сформируется учебная мотивация и ребенок поймет для чего он учится. И тогда вопрос "Зачем мне это надо?" отпадет сам собой. Вот эти условия.

  • Дайте ребенку достаточную самостоятельность. Помогайте только тогда, когда ребенок попросил о помощи. Важно обратить внимание, что самостоятельность проявляется в умении ставить перед собой жизненные задачи и решать их. А решить задачу успешно можно, если правильно составить план работы и его соблюдать. Следовательно, нам надо научить ребенка планировать свои действия и соблюдать этот план. Простой пример. Составьте план выполнения домашнего задания и наблюдайте, как ребенок его выполняет. Сначала лучше повесить план на видное место, чтобы ребенок не забывал этапы работы, а потом уберите. И составление плана работы полезно не только в учебной деятельности. Перед тем, как начнете уборку в комнате, распланируйте что и как будете делать и только после этого приступайте к работе. Это можно делать и с дошкольниками.
  • Интересуйтесь не оценками ребенка, а тем, что изучали в школе. Старайтесь показать практическое применение этих знаний. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Почему рубашка промокает, а куртка нет? Почему снег скрипит, а асфальт нет? Нужно ли водителю знать, как посчитать скорость или расстояние? Ставьте перед ребенком необычные задачи. Дети говорят, что не нужно знать таблицу умножения, т.к. есть калькулятор. А если электричество отключат, как будешь считать? А если пойдешь на рынок, где нет калькуляторов, то как посчитаешь, сколько надо заплатить? Когда ребенок понимает, что он учит и зачем, то и обучение идёт легче.
  • Хвалите за ошибки и учите искать пути исправления. В погоне за хорошими отметками мы, сами того не ведая, формируем у детей боязнь ошибиться. И часто маленький школьник не делает работу именно потому, что он боится сделать не так, как надо. Чтобы такого не получилось, нам надо дать понять ребенку, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И не ругать за ошибки, а учить их исправлять. Сделал сын массу ошибок в тетради по математике. От того, что мы его будем ругать, накажем, не пустим гулять ошибок меньше не станет. А вот, если мы разберем эти ошибки, поработаем над ними, то в следующий раз работа будет намного лучше. Принес ошибки ребенок - хорошо, давай подумаем, что сделать, чтобы их исправить.
  • Чаще используйте «пряник». Основной метод воспитания - "метод кнута и пряника". Мы наказываем, если что-то плохо и хвалим, если всё хорошо. К сожалению, на этапе обучения, чаще бывает что-то недостаточно хорошо и, соответственно "кнут" используется больше, чем "пряник". А зачем ребенку стараться, если опять будут ругать? А вот, если вы похвалите ребенка хоть за самую малость, то у него появится желание сделать еще лучше. Поэтому чаще ищите хорошее, то, за что можно похвалить.

Соблюдая эти условия в своей семье, вы поможете ребенку, сформируете у него учебную мотивацию. И начинать это надо еще до школы, ведь формирование мотивации - процесс длительный. Кроме того, по мнению доктора психологических наук Катерины Поливановой учебная мотивация формируется в начальной школе, а вот в средней и старшей школе работают уже другие мотивы.

Если внимательно посмотреть на программу начальной школы, легко понять, почему некоторым детям она кажется скучной, не воспринимается как нечто важное. Построенная по принципу повторения, заучивания простой информации она не совсем подходит ребенку, который уже читает или хорошо считает, обладает хорошей базой в других дисциплинах. Она ориентируется на детей со средними знаниями.

Обучая менее подготовленных детей, стремясь догнать с ними в знаниях и умениях остальных, не всегда получается дать более подготовленным детям настолько увлекательные задания, чтобы наполнить время уроков полезным, интересным материалом для разных групп учащихся. На первый план в ваших действиях должна выйти работа по преодолению отрицательных проявлений в поведении крохи. Постарайтесь сохранить интерес к познанию. Продолжайте обучать малыша разговором, рассказывайте ему обо всем на свете, развивайте полет его фантазии. Проведите психологическую настройку перед посещением школы.

Если не база имеющихся знаний мешает учиться, попробуйте найти причину. Их может быть много, но самыми распространенными являются:

  • Низкая познавательная активность;
  • Затруднения в освоении материала в иной форме;
  • Повышенное внимание к учебе со стороны родителей;
  • Отсутствие привычки учиться;
  • Сложности в общении со сверстниками или учителем;
  • Реакция на конфликтные или напряженные отношения в семье;
  • Негативное влияние друзей;
  • Комплексы;

Причин нежелания учиться множество, они могут сочетаться между собою, приводя к ситуации, когда очень сложно найти ключик, чтобы исправить положение. А это сделать нужно. Чем раньше родители исправят такую ситуацию, тем лучше. Попробуйте найти причины, которые не дают крохе с радостью постигать учебные дисциплины, поговорите с малышом, посоветуйтесь с учителем. Если не получается самостоятельно найти исток нежелания познавать новые знания, правильным будет обратиться к специалистам, психологам.

Низкая познавательная активность

Если по каким-либо причинам в дошкольном возрасте ребенку не уделялось достаточное количество внимания взрослых, он не получил ответы на все свои вопросы, не сформировал естественный интерес к познанию окружающего мира, ему сложно понять, зачем ему учиться. Решить эту проблему можно при помощи общения, непосредственного стремления пробудить жажду знаний. Ведите различные беседы, попытайтесь найти то, что интересно вашему крохе.

Повышенное внимание к учебе со стороны родителей

Так называемый «тотальный контроль». Сложное явление, когда помехой для учебы становится яростное стремление одного родителя контролировать все сферы школьной жизни ребенка, давая ему четкие рекомендации, не оставляя места для собственного мнения и выбора. Такие дети постоянно загружены разнообразными кружками, секциями, им не дают времени на отдых, занятия по собственному усмотрению. В результате, малыш, выполняя только установленный минимум, теряет желание познавать новое. Под таким давлением в итоге может произойти полный отказ от определенных видов деятельности, отрицание любых уговоров и принуждений.

Единственным выходом из такой ситуации является изменение поведения взрослых и их отношения к учебе ребенка. Попытайтесь научить его делать собственный выбор, дать возможность ошибиться, но исправить ситуацию. Дошкольный и школьный возраст - не только время обучения математике, письму, чтению и другим наукам, а еще и психологическое формирование - умение признавать и исправлять ошибки, принимать решение и выбирать подходящий вариант. Нереально воспитать счастливую личность, если постоянно ее контролировать, делать выбор за него.

Иногда нужно отойти в сторону, дать самостоятельно определить, что ему важнее.

Отсутствие привычки учиться

Нерегулярность занятий в дошкольный период, недостаточное умение концентрироваться на задании, неспособность на протяжении некоторого времени воспринимать материал часто является причиной, по которой дети начинают отставать от одноклассников, а впоследствии сдаются и перестают стремиться к установленному уровню знаний. Решается такой вопрос дополнительной работой над усидчивостью и концентрацией.

Сложности в общении со сверстниками или учителем

Не все дети легко сходятся со своими одноклассниками и заводят друзей. Если у крохи случается конфликтная ситуация или он подвержен критике со стороны других малышей или учителя, попробуйте разобраться в сути конфликта, найти причины такого поведения, попытаться объяснить ситуацию. Возможно, ему не достает навыков коммуникации. Если вам не удается самостоятельно решить сложившуюся ситуацию, нужно обратиться за помощью к психологу. Не оставляйте все, как есть в надежде, что с возрастом все наладится. Психологический дискомфорт ребенка может привести к тому, что он замкнется, отдалится от вас и будет достаточно сложно помочь ему.

Реакция на конфликтные или напряженные отношения в семье

Дети очень чутко относятся к психологическому состоянию в семье. Иногда родители не ссорятся между собою, но имеют привычку обсуждать сложные вопросы на повышенных тонах в присутствии крохи или вовлекать его в свои обсуждения. В такой ситуации он очень болезненно может реагировать, а иногда считать себя виновным в происходящем. Такая ситуация не дает ему сосредоточится на занятиях, формирует множество негативных последствий. Чтобы помочь избавиться от влияния взаимоотношений взрослых нужно постараться оградить его от разговоров на сложные темы, попытаться решать конфликтные ситуации в более спокойной форме. Нужно поговорить с ним. Объяснить, что это не является его виной, что родители его любят.

Каждый раз, когда вы захотите поспорить между собою, подумайте над тем, что ваша крошка впитывает такую манеру общения и будет использовать ее в будущем. В случае, когда вы не стесняясь повышаете голос на партнера, не удивляйтесь, что ваш малыш может кричать на вас. Дети копируют поведение, принимают его как норму общения. Чтобы наладить учебный процесс обеспечьте ему психологически комфортные условия.

Негативное влияние друзей

Иногда умный кроха обзаводится компанией друзей, для которых по ряду причин школа не представляется чем-то необходимым и важным. Поэтому малыш начинает перенимать такое отношение к школьным занятиям, чтобы не вызвать негативного отношения к себе со стороны интересных ему детей. Чтобы преодолеть такое влияние нужно проводить разъясняющую работу. Чаще всего страдают дети, которые не обладают развитыми лидерскими способностями или имеют сложности в восприятии собственного «Я».

Заметив, что ваше чадо легко поддается чужому давлению, помогите ему понять, что он тоже очень интересен и ему не обязательно слепо идти за группой детей, можно противопоставить свое мнение. Если он будет четко знать, зачем ему учиться и почему игнорирование школьных заданий не является правильным, сможет противостоять нехорошему влиянию сверстников. Подскажите вашему малышу, что это не совсем верный взгляд на жизнь, дайте ему стимул к познанию. В особо сложных ситуациях будет не лишним перевести его в другой класс или школу.

Гиперактивность

В настоящее время очень много говорят о гиперактивности детей, но не все понимают, что такой вывод может сделать только врач, проанализировав поведение и жизнь ребенка. Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) нуждаются в особенном отношении, дополнительных методах по нормализации учебного процесса. Согласно исследованиям таких детей в мире не более 3%. Они не могут себя контролировать, выполнять легкие для обычных детей задачи, им сложно долго оставаться на месте, удерживать свое внимание на одном занятии некоторое время. Если вам кажется, что это про вашего ребенка, не спешите с выводами. Может, у него повышенная эмоциональность и простой работы по устранению причин перегрузки будет достаточно. Лучшим способом развеять сомнения − обратиться к психологу, чтобы он провел необходимые тестирования. Специалист поможет вам наладить учебный процесс, подскажет, каким образом избегать негативных последствий.

Усталость

Если ребенок в дошкольный период не был приучен родителями к постоянным занятиям, чаще всего ко второму полугодию начинает появляться нежелание учиться, ходить в школу на уроки или выполнять домашние задания. Для решения проблемы нужно пересмотреть график вашего ребенка, дать ему возможность больше времени проводить в свободной форме. Постарайтесь избегать перегрузки и усталость постепенно пройдет. Хорошо снимает усталость мотивация или занятие любимым делом.

Причин отсутствия желания учиться у детей школьного возраста может быть много, но, определив основание для такого поведения, вы практически наполовину исправите ситуацию. Тщательный анализ всех факторов, влияющих на отношение к учебе, позволит выработать стратегию для избежания негативных последствий.

В некоторых случаях определение истока, выстраивания модели для ликвидации нежелательных последствий бывает недостаточно. Если сложно или вы не знаете, правильно ли поступаете лучшим вариантом будет посоветоваться со специалистом. Не бойтесь психологов, не думайте, что к ним обращаются только с заболеваниями. Нет. Иногда источником недостаточной мотивации к познанию становятся родители или их поведение. Найти, устранить такую причину невозможно без стороннего взгляда, но хорошо, чтобы ситуацию оценивал человек, обладающий хорошими знаниями.

  • Будьте вашему ребенку родителем, а не учителем. Ваша задача не столько научить, сколько поддержать, направить. Не берите на себя роль наставника, чтобы давать строгие оценки навыкам. Подбодрите его, если ему сложно, похвалите, когда все получается.
  • Никогда не говорите малышу, что у него не получится или не справится. Вера в способности крохи поможет ему преодолеть вызовы, а вам сохранить бодрость духа и спокойствие.
  • Поддерживайте, стимулируйте повторять сложное для выполнения действие до полной победы. Расскажите и покажите, что вам тоже не всегда все удается с первого раза, а достичь совершенства можно, только упорно занимаясь.
  • Не перегружайте. Если видите, что малыш устал, отложите занятие, дайте ему время на свободную игру или отдых. Игра позволяет проанализировать полученные знания, применить их на практике. Дайте время сбросить напряжение.
  • Не злитесь, не кричите, не расстраивайтесь, если ребенок отказывается заниматься. Попробуйте найти причину. Возможно, предложенная вами модель научения не совсем подходит вашему чаду или у него есть другие основания избегать познания нового.
  • При обучении ориентируйтесь на интересы вашего крохи. Одинаково хорошо разбираться во всем не получится, поэтому постарайтесь прислушаться к пожеланиям ребенка. Не можете самостоятельно показать, рассказать ему о чем-то, найдите кружок или книгу, которые смогут утолить жажду информации. Не пренебрегайте желанием что-то узнать или научиться делать.
  • Не сравнивайте с другими детьми, сравнивайте только с ним в прошлом, указывайте на достижения, а не ставьте чужую планку. Психологический комфорт влияет не только на успеваемость, но и на поведение. Дети не всегда могут объяснить свои поступки или нежелание что-либо делать. Иногда это ответ на события, не связанные с учебой или занятиями. Помогите разобраться в себе, решить возникший вопрос.
  • Не следует использовать занятия в качестве наказания или заменять ими игры или развлечения. У каждого вида деятельности должно быть свое время, а если ребенок шалит, лучше воспользоваться другим способом для прекращения нежелательного поведения. Не ассоциируйте в его понимании занятия и наказание. Это негативно скажется на стремлении заниматься этой деятельностью.
  • Не реагируйте слишком эмоционально на ошибки малыша, не отпугивайте его своей реакцией. Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны научиться совершать ошибки и исправлять их. А очень бурная реакция взрослых может вызвать у них страх перед возможностью совершить промах. Это напрямую скажется на любознательности, желании исследовать этот мир.
  • При возникновении затруднений в воспитании и обучении, смело обращайтесь к специалистам, которые помогут найти ответы на ваши вопросы, подскажут варианты для предотвращения негативных последствий.
  • Всем свойственно ошибаться, но умение вовремя найти свою ошибку, признать ее и попытаться исправить поможет воспитать упорство. Если понимаете, что где-то поступили не совсем правильно, будьте честны с собой, постарайтесь исправить положение.

Наши дети – наше будущее. От нас зависит, какими они станут, каких высот добьются в жизни. Каждый родитель желает своему чаду только лучшего, поэтому не стоит забывать, что в погоне за знаниями и отличными навыками, важно соблюдать равновесие, быть в первую очередь любящим родителем. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, помогая ему формировать необходимые умения для будущих побед. Помогая, внимательно относясь к сложностям своего ребенка, вы сможете не только дать ему возможность и мотив для успешной учебы, но и создадите теплые, доверительные отношения. Именно они помогут избежать трудностей в подростковом возрасте.

Похожие публикации