Перспективный план оод по ручному труду в старшей группе. Перспективный план работы кружка ручного труда «Оч.Умелые ручки

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная деятельность «Самоделкин» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду Дополнительная образовательная деятельность рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Самоделкин» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Организационно-методическое обеспечение

Для успешного усвоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

Цель: Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи: Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей. Формировать речевую деятельность. Развивать творческие способности ребенка. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам. Развивать у детей технические навыки с материалами (тесто,семена, крупы, бумага, ткань, нити).

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Структура занятия: Первая часть занятия - упражнения на развитие координации пальцев рук - пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия - продуктивная деятельность.

Формы обучения:

  • Специально организованные занятия;
  • Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы: Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.

Практическая ценность , заключается в следующем:

  • Представлена работа с разнообразными материалами.
  • Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.
  • Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.

Используемый материал:

  • акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;
  • клей, клеевые кисти, клеенки, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань, соленое тесто.

Перспективный тематический план

Тема занятия

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Сентябрь

1 неделя

«Вот какая репка»

(лепка из соленого теста)

Цели: вызвать у детей интерес к созданию объемного изображения (как настоящие) с которыми можно играть. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Учить украшать поделку дополнительными деталями (веточками), разукрашивать. Учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их.

Приемы:

  • В кругу - рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»
  • Обследование овоща.
  • Образный этюд: «Тянем - потянем репку»
  • Оценка: «Вот какие мы, молодцы!»

Соленое тесто, веточки, гуашь, дощечки, салфетки, кисточки.

Сентябрь

2 неделя

«Выросла репка большая, пребольшая»

(аппликация

из листьев)

Цели: познакомить с природным материалом - листьями. С помощью взрослых создавать образы из листьев (репка), отбирая листья нужной формы и цвета и приклеивая их к плоским формам. Учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их.

Приемы:

  • Д/и «На что похож листок?»
  • Прием достраивания образца с помощью выразительных средств
  • Анализ поделок.
  • Оценка «Подарок солнышку». Выберите свое настроение и подарите солнышку.

Сентябрь

3 неделя

«Посадил

дед репку»

(обрывная аппликация)

Цели: познакомить со свойствами бумаги. Научить создавать изображение из небольших фрагментов бумаги, наклеивая их в пределах контура. Учить аккуратно работать с клеем, вытирать руки салфеткой.

Приемы:

  • Показ воспитателя последовательности выполнения поделки
  • Пальчиковая игра «Николенька - гусачок»
  • Изготовление поделки
  • Рассматривание работ

Небольшие кусочки цветной бумаги (желтой и зеленой), плоскостная форма с нарисованным контуром, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Сентябрь

4 неделя

«Репка сладкая»

(коллективная работа)

Цели:

Приемы:

  • Аудиозапись: «Звуки лета»
  • Образный этюд: «Тянем-потянем репку»
  • Пальчиковая игра «Николенька-гусачок»
  • Создание композиции.
  • Оценка: «Вот какие молодцы!»

Октябрь

1 неделя

«Я от дедушки ушел!»

(лепка из соленого теста)

Цели: учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней. Вызвать интерес к созданию поделки из пластического материала. Украшать поделку декоративными деталями. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

Приемы:

  • Показ воспитателем последовательности выполнения поделки.
  • Анализ поделок.
  • Оценка: «Улыбка»

2 неделя

«Веселый колобок»

(объемная поделка из бумаги)

Цели: учить детей с помощью взрослых создавать образы из бумаги (колобок), отбирая вырезанные детали и приклеивая их к плоским формам. Научить придавать готовым поделкам, выразительность, дорисовывая фломастерами детали. Развивать образное мышление, творческое воображение.

Мотивация: Колобок очень скучает. У него нет друзей. Как можно ему помочь?

Приемы:

  • Выбор и подготовка материалов.
  • Показ способов изготовления поделки
  • Оценка: «Помашем солнышку»

Готовые формы (туловище - круг 2 дет., ножки и ручки), клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.

Октябрь

3 неделя

«Развеселый колобок»

(аппликация из нарезанных ниток)

Цели:

Приемы:

  • Загадки о персонажах сказки «Колобок».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
  • Изготовление поделки
  • Выставка: «Развеселый колобок».
  • Оценка: «Улыбнемся»

Октябрь

4 неделя

Театр из коробок «Колобок»

из бросового материала)

Цели:

Приемы:

  • Пальчиковая игра «Ножки, ножки, где вы были?»
  • Д/и «На что похоже?»
  • Показ способов действий.
  • Д/и «Составь образец»
  • Изготовление поделки.
  • Оценка: «Пиктограммы»

Ноябрь

1 неделя

«Мы, милашки, неваляшки»

(поделка из соленого теста)

Цели: продолжать учить создавать выразительные образы живых существ по мотивам песен, стихотворений. Показать сходство пластических образов, созданных из комка бумаги и соленого теста. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение.

Приемы:

  • Аудиозапись песни «Мы, милашки, неваляшки»
  • Д/и «На что похоже (комочек из бумаги)»?
  • Игра с танцевальными движениями «Делай как я!»
  • Изготовление поделки.
  • Выставка готовых работ.

Соленое тесто, пуговицы, бисер, гуашь, дощечки, салфетки, кисточки.

Ноябрь

2 неделя

«Неваляшки»

(поделка из бумаги и картона)

Цели: учить детей наклеивать готовые формы, предварительно создав композицию на листе бумаги. Побуждать к дополнению аппликативного образа декоративного образа декоративными элементами (штрихами, пятнышками, мазками), нарисованными красками или фломастером (по выбору). Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к окружающей действительности и отображению своих впечатлений в творческой деятельности.

Приемы:

  • Пальчиковая игра «У маленькой Мэри»
  • Аудиозапись: «Мы, милашки, неваляшки»
  • Обыгрывание поделок: придумаем сказку.

Готовые формы из бумаги, картонная основа, клей, кисточки, салфетки, клеенки, гуашь, фломастеры.

Ноябрь

3 неделя

«Здравствуй, Неваляшка»

(коллективная работа)

Цели: продолжать знакомить со свойствами бумаги. Научить создавать изображение, скатывая ее в комочки и наклеивая в пределах контура, отрывая и однослойно наклеивая. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Приемы:

  • Образный этюд: «Неваляшки»
  • Д/и «На что похоже?»
  • Прием достраивания образца с помощью выразительных средств.
  • Оценка: «Пиктограммы»

Бумажные салфетки или гофрированная бумага красного цвета, контурное изображение, клей, салфетки.

Ноябрь

4 неделя

Игрушка

«Неваляшка»

из бросового материала)

Цели: учить создавать объемные поделки из бросового материала, наклеивая готовые формы на коробочки. Придавать выразительность готовым формам, дорисовывая детали фломастерами. Воспитывать аккуратность.

Приемы:

  • Слушание аудиозаписи «Мы, милашки, неваляшки»
  • Выбор образцов.
  • Выбор материала.
  • Изготовление поделки (по образцу).
  • Оценка: «Улыбнемся»

Готовые формы - круги, коробки, фломастеры, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Декабрь

1 неделя

«Новогодние игрушки»

(поделка из соленого теста)

Цели: учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста. Показать разнообразие форм игрушек: округлые (яблоко, ягодка, мандарин, шар, печенье), конусообразные (шишка, сосулька, морковка), спиралевидные (улитка, крендель, бублик). Развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Вызвать желание украсить елочку игрушками-самоделками.

Мотивация . Скоро Новый год, а елочка не наряжена. Что же делать, чем ее украсить?

Приемы:

  • Аудиозапись: «В лесу родилась елочка»
  • Выполнение поделки, помощь воспитателя.
  • Анализ поделок.

Соленое тесто, бусины, пуговицы, шпагат, дощечки, стеки, салфетки, гуашь, клей, кисти, клеенки.

Декабрь

2 неделя

«Ветки снегом припорошены»

(поделки из природного материала)

Цели: с помощью взрослых учить детей создавать декоративные композиции; научить придавать готовым поделкам выразительность, оформляя их дополнительными деталями; воспитывать аккуратность при работе с клеем ПВА.

Приемы:

  • Образный этюд: «Снег кружиться»
  • Проблемный вопрос: «Чем украсить веточку на Новый год?»
  • Изготовление поделки
  • Оценка: «Выбери картинку»

Ветки осины, клей, манная крупа, кисти, салфетки, клеенки

Декабрь

3 неделя

«Домики со снежной крышей»

(поделка из бумаги и картона)

Цели: помочь овладевать последовательностью действий, умение дополнять поделку выразительными средствами. Развивать мелкую моторику рук, речь детей, умение придумывать сказку, обыгрывать поделку. Воспитывать желание помогать друг другу.

Приемы:

  • Изготовление поделки (по замыслу, схеме, образцу).
  • Обыгрывание поделок: придумаем сказку.
  • Рассматривание работ: «Какая понравилась?»
  • Оценка: «Улыбнемся солнышку»

Заготовки из картона и цветной бумаги, вата, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Декабрь

4 неделя

«Белый, белый снеговик»

(коллективная работа)

Цели: познакомить со свойствами бумаги. Научить создавать изображение, скатывая ее в комочки и наклеивая в пределах контура, отрывая и однослойно наклеивая. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Приемы:

  • Аудиозапись: «Звуки зимы»
  • Образный этюд: «Лепим, лепим снеговика»
  • Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…»
  • Создание композиции.
  • Оценка: «Вот какие молодцы!»

Бумажные салфетки или гофрированная бумага желтого цвета, контурное изображение, клей, салфетки.

Январь

2 неделя

«Огуречик, огуречик…»

(лепка из соленого теста)

Цели: учить детей моделировать разные игрушки из соленого теста. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Вызвать желание обыгрывать игрушки-самоделки.

Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Приемы:

  • Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
  • Д/и «Запах в коробочке».
  • Оценка: «Пиктограммы»

Соленое тесто, пуговицы, бисер, гуашь, дощечки, салфетки, кисточки.

Январь

3 неделя

«Петушок, петушок…»

(поделка из ниток)

Цели: учить создавать изображение из нарезанных ниток, наклеивая их в пределах контура; учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их.

Приемы:

  • В кругу - беседа о домашних птицах
  • Поисковое задание: найдите такой же цвет в своей одежде, как у петушка в оперении
  • Изготовление поделки.
  • Обыгрывание поделки: расскажем знакомые потешки о петушке
  • Оценка: «Пиктограммы»

Контурное изображение на листе формата «А-3», клей, кисти, нарезанные нитки, детали для украшения поделки, салфетки.

Январь

4 неделя

«Курочка-рябушечка»

(работа сбумагой)

Цели: продолжать знакомить со свойствами бумаги; научить создавать изображение отрывая и однослойно или многослойно наклеивая (пушистые птички); склеивать колечки из готовых полосок; с помощью взрослых создавать образы из бумаги (курочка), отбирая вырезанные детали и приклеивая их к плоским и объемным формам; учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их.

  • Д/и «Отгадай загадку, узнаешь что внутри».
  • Загадки о героях любимых сказок.
  • Рассматривание иллюстраций сказки и последовательности операций по изготовлению поделки.
  • Рассматривание образцов, выбор по желанию (показ способов действий).
  • Изготовление поделки (по образцу)
  • Оценка «Солнышко»

Готовые формы - круги, коробки, бумага белая и цветная, фломастеры, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Февраль

1 неделя

«Заяц и лиса»

(поделка из листьев)

Цели: продолжать учить детей использовать природный материал для выполнения аппликации. Развивать конструктивное мышление, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать умение внимательно слушать, взаимодействовать.

Приемы:

  • В кругу - беседа о посещении зоопарка, цирка, о наблюдениях, впечатлениях (рассказы детей).
  • Загадки о животных.
  • Чтение отрывка из сказки «Заюшкина избушка»
  • Изготовление поделки
  • Оценка: «Настроение солнышка»

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Февраль

2 неделя

«Домики для зайца и лисы»

(поделка из бросового материала»

Цели: учить создавать объемные поделки из бросового материала, наклеивая готовые формы на коробочки. Придавать выразительность готовым формам, дорисовывая детали фломастерами. Воспитывать умение внимательно слушать, терпение, умение проявлять самостоятельность.

Приемы:

  • Д/и «Отгадай загадку, узнаешь что внутри».
  • Д/и «Ящик ощущений».
  • Комбинируем, дополняем вместе (помощь педагога), помощь детей друг другу.

Готовые формы - круги, коробки, фломастеры, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Февраль

3 неделя

«Мой папа самый смелый»

(поделка из ткани)

Цели: продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из бумаги и ткани. Закреплять навыки аппликации (умение пользоваться клеем, салфеткой). Развивать ручную умелость, координацию движений. Воспитывать самостоятельность.

Приемы:

  • Рассматривание образцов, выбор по желанию (показ способов действий).
  • Выбор образцов, анализ схемы трудового процесса.
  • Прием достраивания образца с помощью выразительных средств.
  • Выполнение поделки, помощь воспитателя.
  • Оценка: «Пиктограммы»

Заготовки из картона, цветной бумаги и ткани, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Февраль

4 неделя

«Для папочки

и мамочки»

(аппликация из гофрированной бумаги)

Цели: продолжать учить детей делать поделки из различных материалов: оклеивание плоскостных форм в технике обрывной аппликации и украшение формы цветами из гофрированной бумаги. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Приемы:

  • Д/и «На что похоже?»
  • Выбор образцов, анализ схемы трудового процесса.
  • Прием достраивания образца с помощью выразительных средств.
  • Оценка «Подарок солнышку» Выберите свое настроение и подарите солнышку.

Готовые плоскостные формы, цветная и гофрированная бумага, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Март

1 неделя

«Мамочка любимая!»

(коллаж из ткани)

Цели: научить созданию простых коллажей из разнообразных кусочков, кружевного полотна, тесьмы (сотворчество детей и взрослых); учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их. Воспитывать стремление радовать близких подарками, сделанными своими руками.

Приемы:

  • Д/и «Отгадай загадку, узнаешь что внутри».
  • Опыт: «Мокнет - не мокнет».
  • Выполнение поделки
  • Подарок маме, бабушке - вручение поделки со словами любви, нежности
  • Оценка: «Улыбнемся друг другу»

Готовая форма, кусочки ткани, тесьмы, гофрированная бумага, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Март

2 неделя

«Яркие подсолнухи»

(лепка из соленого теста)

Цели: вызвать у детей интерес к созданию объемного изображения (как настоящие). Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Учить украшать поделку дополнительными деталями (семечками), разукрашивать. Воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.

  • Проблемная ситуация «Что подарить ребятам из нашей группы».
  • Выполнение поделки.
  • Анализ поделок.
  • Оценка: «Красота своими руками»

Соленое тесто, семечки, дощечки, стеки, салфетки.

Март

3 неделя

«Ярче солнышка сияет»

(поделка из ниток)

Цели: продолжать учить создавать изображение из нарезанных ниток, наклеивая их в пределах контура; учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их. Воспитывать стремление радовать близких подарками, сделанными своими руками.

Приемы:

  • Загадки о подсолнухе
  • Выполнение поделки.
  • Анализ поделок.
  • Оценка: «Дружочек»

Контурное изображение на листе формата «А-3», клей, кисти, нарезанные нитки, детали для украшения поделки, салфетки.

Март

4 неделя

«Под солнышком подсолнушки»

(поделка из гофрированной бумаги)

Цели: продолжать учить детей создавать изображения, используя различные по фактуре материалы; развивать навык сминания бумаги, координируя движения рук; воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Приемы :

  • Загадки о подсолнухе.
  • Образный этюд «Семечки в подсолнушке»
  • Выполнение поделки.
  • Анализ поделок.
  • Оценка: «Дружные ребята»

Контурное изображение подсолнуха, цветная и гофрированная бумага, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Апрель

1 неделя

«Мышонок»

(лепка из соленого теста)

Цели: вызвать у детей интерес к созданию объемного изображения (как настоящие) с которыми можно играть. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Учить украшать поделку дополнительными деталями (бисером, тканью, нитками), разукрашивать.

Приемы:

  • Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Глупый мышонок»
  • Пальчиковая игра «Мышка»
  • Образный этюд: «Мышонок»
  • Изготовление поделки.
  • Оценка: «Вот так молодцы!»

Соленое тесто, нитки, бисер, гуашь, стеки, дощечки, салфетки.

Апрель

2 неделя

«Чудо-дерево»

(коллективная работа)

Цели: продолжать учить детей создавать декоративную композицию, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание делать поделку сообща.

Приемы:

  • Чтение стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево»
  • Пальчиковая игра «Раз, два, три»
  • Образный этюд: «Деревце растет»
  • Изготовление поделки.
  • Оценка: «Пиктограммы»

Тонированная бумага большого формата, тесьма, фольга, картинки, кусочки ткани, гуашь, кисточки, клей, салфетки, клеенки.

Апрель

3 неделя

«Вот так ложка»

(бросовый материал)

Цели: познакомить с новым материалом для изготовления поделки (одноразовая посуда). Показать способы украшения поделки (фломастеры, самоклеящаяся пленка, тесьма, кусочки ткани). Воспитывать желание помогать друг другу.

Приемы:

  • Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
  • Образный этюд: «Ложки-матрешки»
  • Рассматривание образцов.
  • Изготовление поделки.
  • Оценка: «Красный, желтый, зеленый»

Бросовый материал, тесьма, самоклеящаяся бумага, кусочки ткани, фломастеры, скотч.

Апрель

4 неделя

Открытка «Подснежник»

(работа с бумагой)

Цели: познакомить с новым способом изготовления поделки в технике оригами. Формировать умения работать с бумагой (складывать ее в разных направлениях). Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Приемы:

  • Пальчиковая игра «Дружные ребята»
  • Образный этюд: «Подснежник»
  • Объяснение и показ способов изготовления поделки.
  • Изготовление поделки.
  • Оценка: «Улыбнемся солнышку»

Картонные заготовки для открыток с вырезанной сердцевиной, бумажные заготовки для подснежника синего и зеленого цвета, клей, кисти, салфетки, клеенки, фломастеры.

1 неделя

«Улитка»

(лепка из соленого теста)

Цели: продолжать вызвать у детей интерес к созданию объемного изображения (как настоящие) с которыми можно играть. Формировать умение раскатывать столбик из соленого теста прямыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать аккуратность.

  • Д/и «На что похоже?»
  • Выбор образцов, анализ схемы трудового процесса.
  • Изготовление поделки.
  • Обыгрывание поделок: придумаем сказку.
  • Оценка: «Молодцы!»

Соленое тесто, веточки, бисер, дощечки, стеки, салфетки.

2 неделя

«Бабочка»

(коллективная работа с нитками)

Цели: продолжать учить детей создавать изображение различными изобразительными средствами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Приемы:

  • Загадка о бабочке.
  • Пальчиковая игра «Цветок»
  • Изготовление поделки.
  • Игра малой подвижности «Бабочка летает»
  • Оценка: «Пиктограммы».

Контурное изображение на листе формата «А-3», клей, кисти, нарезанные нитки, детали для украшения поделки, салфетки.

3 неделя

«Божья коровка»

(бросовый материал)

Цели: продолжать учить детей изготавливать объемные поделки из разнообразного материала, в том числе и бросового. Формировать навык декорирования поделки различными выразительными средствами. Воспитывать фантазию, творческую активность.

Приемы:

  • Рассматривание альбома «Насекомые».
  • Д/и «На что похоже?»
  • Изготовление поделки (по схеме, образцу).
  • Обыгрывание поделок: придумаем сказку.
  • Оценка: «Цветные ладошки»

Бросовый материал (одноразовые тарелки), самоклеящаяся пленка или бумага, фломастеры, скотч, проволока.

4 неделя

«Здравствуй, лето!»

(поделка по желанию)

Цели: создать праздничное настроение в связи с наступающими летними каникулами; воспитывать творческую активность.

Образцы поделок выполненных за год. Фотоальбом «Творим и мастерим!».

Список используемой литературы:

  1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. - М.:Эксмо, 2008. - (Азбука рукоделия).
  2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. - Спб.: Детство-Пресс: 2010г.
  3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.
  4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. - Москва, 2011. - Издательский дом «Цветной мир».
  5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
  6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.
  7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г. 8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

Наталья Костенко
Перспективное планирование по ручному труду (старшая группа)

Перспективное планирование по ручному труду (старшая группа )

Тема недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

Формы Условия Формы Условия

«Здравствуй, детский сад» Коллективное панно «Прекрасный лес» печать листьями по бумаге (кн. 11 стр. 5) Ватман, краски, кисти,

листья разных деревьев «Букет цветов»

Печать по трафарету (кн. 11,стр. 8) Картон, тампон из поролона, гуашь, трафарет.

«Дорожная азбука» «Наземный транспорт» изготовление машин из спичечных коробков (кн. 3,стр. 26) «Наш помощник –светофор» изготовление светофора из спичечных коробков (кн. 3, стр. 27) Спичечные коробки, клей, цветная бумага.

«Моя страна» Коллективная работа «Кокошник, воротник»

Украшение бусинами, бисером, стеклярусом в русско-народном стиле

(кн. 1,стр. 86) Бусины, стеклярус, бисер,

Нитка, иголка, основа изделия. Украшение браслетов, воротничков бисером, стеклярусом (кн. 1, стр. 86.) Бусины, бисер, стеклярус, нитка, иголка, основа.

«Урожай» Работа по парам «Консервированные овощи» пластилинография (кн. 7 стр. 9) Силуэт банки из картона,

пластилин,

простой карандаш. «Консервированные фрукты» пластилинография (кн. 7,стр. 16) Силуэт банки,

пластилин, карандаш.

«Краски осени»

«Животный мир» Коллективная работа «Бумажный зоопарк» изготовление животных в технике Оригами (кн. 4. стр. 48,57,73) Бумага для оригами, схема складывания Изготовление деревьев, ёлочек для «Бумажного зоопарка» (кн. 4. стр. 87) Бумага для оригами, схема складывания.

«Я-человек» «Забавный человечек»

Изготовление человечков из проволоки (кн. 1,стр. 95) Проволока, трубочки для коктейлей, бусины. Изготовление украшений для человечков из пластмассовых трубочек (кн. 1,стр. 102) Проволока, трубочки, для коктейлей, бусины.

«Народная культура и традиции» «Ведерки на коромысле»

Изготовление сувениров из бумаги (кн. 1,стр. 47) Картон, бумага, проволока, клей. Изготовление гармошки и

балалайки из картона (кн. 1,стр. 47) Картон, бумага, шаблон.

«Наш быт» «Разноцветный коврик»

Изготовление коврика из плетёных косичек (разноцветные нитки) (кн. 1,стр. 81) Разноцветные нитки, клей ПВА, картон. Украшения на голову, ободок (кн. 1, стр. 81) Разноцветные нитки.

«Дружба» «Крокодил Гена и Чебурашка» Поделка из древесных грибов (кн. 2, стр. 12,43) «Весёлый человечек» Поделка из древесных грибов (кн. 2, стр. 13) Древесные грибы, веточки, проволока, клей, пластилин, шило.

«Транспорт» Изготовление объёмных игрушек (транспорт) из гофрированного картона

(кн. 3, стр. 16) Гофрированный картон, ножницы, клей ПВА. Рамка для фото «Машина»

(кн. 12, стр. 76) Цветной картон, клей, ножницы, фотографии.

«Здоровей-ка» «Чиполино» (кн. 1,стр. 74) Лук,листья,палочки-спички, прочий природный материал. «Игрушки с грядки» поделки из природного материала (кн. 1,стр. 75) Овощи,палочки, прочий природный материал.

«Кто как готовится к зиме» «Мягкий медвежонок»

Игрушки из поролона (кн. 1,стр. 106) Поролон, клей ПВА, гуашь, кисти. Изготовление грибов, ягод, орешков из поролона (зимние запасы) Поролон, клей ПВА, гуашь, кисти.

«Здравствуй,зимушка-зима» Коллективная работа : Панно «Домик в зимнем лесу» использование манной крупы в аппликации (кн. 8, стр. 97) Картон, клей, цветная бумага, манка. Ёлочные игрушки с использованием манной крупы (кн. 8, стр. 99) Цветной бархатный картон, карандаш, ножницы, клей, манка.

«Город мастеров» «Незабудковая гжель»

Изготовление чайника из бумаги украшенного гжельским узором (кн. 1,стр. 22) Белый картон, бумага,

гуашь, кисти, образец узоров, Подарочные коробочки.

(кн. 1, стр. 19) Плотная бумага, цветная бумага, серпантин,

конфетти, клей.

«Мир сказок» «Волшебный ящик»

Изготовление сцены для кукольного театра. Коллективная работа

(кн. 5, стр. 88) Большая коробка, цветная бумага, разная ткань, клей ножницы. Изготовление кукол для пальчикового театра «Кукла-наперсток »

(кн. 5, стр. 91) Картон, шаблон куклы,

Фломастеры, клей.

«Новогодний калейдоскоп» «Снеговик» Изготовление игрушки из полиэтиленовой пленки (дождика) (кн. 1, стр. 91) Шаблон, лента или пленка разной ширины (или дождик) Игрушки на елку в форме шара из «дождика»

(кн. 1, стр. 91) «Дождик» , шаблон из картона.

«Рождественские каникулы» Коллективная работа : Карнавальный костюм «Царевич» из пластиковых бутылок (кн. 3,стр. 139) Пластиковые бутылки, кусочки пенопласта, цветной полиэтилен, ножницы Мебель для куклы из пластиковых бутылок (кн. 3, стр. 135) Пластиковые бутылки, ножницы.

«Рождественская ярмарка» «Кружевные вазочки» Изготовление вазочек из кружевного полотна или тюля (кн. 1 стр. 88) Кружевное полотно, тюль, крахмальный клейстер, кисти. Изготовление кружевных тарелочек, коробочек из кружева (кн. 1, стр. 88) Кружево, тюль, крахмальный клейстер.

«В гостях у сказки» «Была коробка простая, стала рыбка золотая» Изготовление игрушек из разных коробок (Кн. 1, стр. 97) Коробки,цветная бумага, фантики от конфет, кусочки ткани, нитки, тесьма, ленты, клей. Игрушки из коробок с «Кудрявым мехом»

(кн. 1, стр. 98) Коробки, цветная бумага, клей, ножницы.

«Этикет» «Декоративная вазочка» украшение вазы крупой и другими сыпучими материалами (кн. 3,стр. 47) Гречка, горох, семечки, фасоль и т. д,клей ПВА,пластилин. «Декоративная тарелочка» украшение

тарелки крупой (кн. 3,стр. 47) Крупа, клей, пластилин.

«Моя семья» «Необыкновенные рамочки» изготовление рамок для фотографий из ткани (кн. 1, стр50) Карт, ткань, поролон, толстая иголка, толстая нитка. Настенные игрушки из поролона (кн. 1, стр. 51) Картон, разноцветная ткань, поролон, толстая иголка, толстая нитка, тесьма.

«Азбука безопасности» Коллективная работа : плакат «Спички детям не игрушка!» Ватман, цветная бумага, ножницы, карандаш, Плакат «Опасные предметы» Ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.

«Наши защитники» Объемные игрушки из бумаги «Матрос» (Кн. 5, стр. 72) Альбомный лист, цветная бумага, карандаш, линейка, клей. Объемные игрушки «Танк» (кн. 5, стр. 73) Цветная бумага, клей,карандаш, шаблон.

«Маленькие исследователи» «Свинья –копилка» Папье-маше (кн. 5, стр82) Воздушный шарик, кусочки газеты, клей, краски. Изготовление маски из папье-маше

(кн. 5, стр. 81) Шаблон маски, кусочки газеты,клей,краски

«Женский день» Подарок для мамы «Букет роз» Цветы из бумаги, скрученной в жгутики

(кн,8, стр. 68) Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. Причёски для девочек.

(кн. 8, стр. 70) Белая бумага, фломастеры, ножницы.

«Миром правит доброта» «Птенчики в гнезде» Поделка из скорлупы яйца (работа по подгруппам 2-3 чел ) (кн. 2,стр. 67) Скорлупа яйца, сухая трава, цветная бумага, клей, перья. Игрушки из скорлупы грецкого ореха (мышка, жучок, божья коровка, лодочка) (кн. 2,стр. 69) Скорлупа грецкого ореха, скорлупки мелких орехов, пластилин.

«Быть здоровыми хотим» Аппликация из ниток «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!» (кн. 12. стр. 79) Картон, шерстяные или акриловые нитки, клей. Изготовление цветов из ниток (кн. 12,стр. 77) Картон,клей, нитки.

«Весна шагает по планете » Коллективная работа «Цветущая яблоня» Объёмная аппликация.

(кн. 10,стр27) «Букет сирени» Объемная аппликация (кн. 10, стр. 14) Цветная бумага, калька, шаблон, клей.

«Цирк» Изготовление игрушки из конуса «Веселый клоун»

(кн. 6,стр. 107) Шаблон конуса, цветная бумага, клей. Объёмная аппликация «Петрушка» (кн. 10,стр. 10) Картон, шаблон, цветная бумага, ножницы, клей.

«Встречаем птиц» «Журавлёнок» Поделка из шишек (кн. 2,стр. 20) Сосновая шишка, желудь, перья, мох, пластмассовая крышка, цветной провод, пластилин. «Птичка-подвеска»

(кн. 8, стр. 131) Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.

«Космос» Панно «Космос» печать листьями по ткани (кн. 11,стр. 7) «Космические корабли»

Печать листьями по ткани (кн. 11, стр. 7) Ткань, сухие листья, гуашь, поролон.

«Волшебница вода» «Сами садик мы посадим и не будем поливать!»

Коллективная посадка мини-садика

(кн. 1, стр. 99) Две пятилитровые пластиковые бутылки, песок, земля, черенки растений. Изготовление лейки из пластиковой бутылки

(кн. 1,стр. 96) Пластиковая бутылка, ножницы.

«День Победы» Объемная аппликация «Вечный огонь» (кн. 10,стр. 26) Креповая бумага, цветной картон, клей,кисти. Изготовление цветка «Гвоздика» (кн. 10,стр. 26) Креповая бумага, клей, деревянная палочка или проволока.

«Праздник весны и труда » Коллективная работа : «Игрушки-мобиле» (кн. 13,стр. 16) Цветной картон, фломастеры, нитки, иголки, клей ножницы, шаблоны Подвесная игрушка «Голубь» оригами (кн. 4,стр. 62) Бумага, карандаш, нитка, иголка.

«Мир природы» Панно «Весёлая лужайка»

Пластилинография

(кн. 7. стр. 44) Картон, пластилин. «Бабочка» пластилинография

(кн. 7,стр61) Картон, пластилин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Творим и мастерим. Л. В. Куцакова 2008г

2.100 поделок из природных материалов. И. В. Новикова 2004г

3. Чудеса для детей из ненужных вещей. М. И. Нагибина 1997г

4. Оригами и развитие ребёнка. Т. И. Тарабарина 2006г

5.365 весёлых уроков труда . М. Левина 2000г

6.100 поделок из бумаги Г. И. Долженко 2004г

7. Детский дизайн. Пластилинография. Г. Н. Давыдов 2006г

8. Старичок-Лесовичок . И. А. Лыкова 2005г

9. Бумажная мозайка. Х. Линд 2007г

10. Объёмная аппликация. И. М. Петрова 2003г

11. Детский батик. А. П. Аверьянова 2008г

12. Аппликация. Е. А. Румянцева 2009г

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

«Конструирование – Ручной труд» в подготовительной группе

Ручной труд – конструирование

Неделя

Лексическая тема

Тема

Задачи

Литера-

тура

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

«Книжка»

С.В Соколова, стр.15

«Мастерим по замыслу»

Развивать творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу. Закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

Л.В. Куцакова, стр. 53

Осень. Признаки. Осенние месяцы

«Салфетка для Осени»

Закрепить представление о различных видах тканей, их свойствах.

Учить вдевать нитку в иголку, делать бахрому. Развивать творчество у детей. Воспитывать умение детей трудиться сообща.

Л.В. Куцакова, стр. 104

Овощи. Труд в огородах

"Бусы для Осени»"

Учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.

Октябрь

Фрукты. Труд в садах

«Овощи и фрукты, полезные продукты»

(аппликация из ткани)

Учить детей аппликации из ткани – подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картинку из нескольких частей.

Развивать цветовосприятие, самостоятельность.

Земля-кормилица. Ягоды. Грибы.

«Гриб»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 17

Хлеб – наше богатство

«Веселый

перепляс»

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 111

Лес. Хвойные и лиственные деревья

«Старик лесовик»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 41

Ноябрь

Моя страна Россия. Москва-столица

Работа с иллюстрацией «Здания»

Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; Развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.

Л.В. Куцакова, стр. 20

Мой город. Строительные профессии

«Проект города»

Упражнять детей в составлении планов строительства; совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать собственные выводы.

Л.В. Куцакова, стр. 37

Транспорт. Виды транспорта

(грузовой и пассажирский)

«Машины»

Формировать представления детей о машинах для уборки урожая, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; формировать объяснительную речь.

Л.В. Куцакова, стр. 25

Профессии на транспорте. Трудовые действия

«Роботы»

(схема робота)

Расширять знания о робототехнике; упражнять в создании схем и чертежей, в конструирование из разных строительных наборов и конструкторов; развивать фантазию, воображение, внимание.

Л.В. Куцакова, стр. 33

Декабрь

Бытовая техника

«Соломенный мальчик»

Учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 83

Посуда. Виды посуды. Материалы.

«Снегирь»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 31

Зима. Зимние месяцы. Приметы. Зимние забавы

«Снеговик»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 59

Новый год

«Дед Мороз»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр 153

Январь

Зимние виды спорта

Зимующие птицы.

«Кормушка для зимующих птиц»

Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» - учить видеть кормушку для птиц в деталях строительного материала, объединенных определенным образом.

«Дошколь-

ное образо-

вание»

2/2009, «Руки учат говорить»

Домашние животные. Их детеныши. Труд в с/х

«Котенок»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 21

Дикие животные Юга

«Тигренок»

Учить детей закручивать, а затем склеивать заготовку в цилиндр, соединять между собой цилиндры при помощи полосок. Упражнять в нарезании бумаги узкими полосками.

Новикова И. В.Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр.Занятие4. стр. 63.

Февраль

Дикие животные Севера

«Пингвин»

Упражнять в склеивании полоски петелькой, вырезании по разметке, в срезании углов заготовки, плавно их закругляя.

Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр. » Занятие12. стр. 78.

Рыбы аквариумные, пресноводные и морские.

«Мосты»

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов.

Л.В. Куцакова, стр. 42

Защитники Отечества. Военные профессии

«Вертолет»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 195

Одежда. Виды тканей. Ателье.

«Ателье для кукол»

Продолжать учить детей пользоваться иголкой, ниткой. Выполнять швом «вперёд иголку» одежду для игрушек: фартуки для кукол и воротники для зверей. Учить подбирать подходящие нитки, доводить начатое дело до конца.

Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» стр. 87-89

Март

Праздник мам. Профессии мам

«Тюльпаны»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 152

Обувь, головные уборы

«Лебедь»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 103

Профессии взрослых. Инструменты

«Железная

дорога»

Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним; развивать пространственное мышление, самостоятельность в нахождение собственных решений.

Л.В. Куцакова, стр. 50

Квартира, мебель, части мебели.

«Лоскутное одеяло»

(лоскутная аппликация)

Продолжать детей обучать простейшим приёмам обрабатывания ткани. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, самостоятельность.

Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»

Апрель

Весна. Приметы, Месяцы. Первоцветы, труд весной

«Солнышко» (поделка из ниток - ручной труд).

Упражнять в приеме кругового ткачества. Развивать умение вырезать из картона круг, закреплять нить. Развивать внимание при работе нитью (ныряет в круг, движется по кругу). Закреплять правила техники безопасности в работе с ножницами, нитью.

«Поделки из ниток» И. В. Новикова.

Земноводные

«Царевна

лягушка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Л.В. Куцакова стр. 48

Перелетные птицы

"Грачи прилетели"

Разбудить воображение детей; учить ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки; развивать интерес к окружающему миру и к конструктивной деятельности. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки.

Насекомые

«Божья

коровка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Л.В. Куцакова, стр. 227

Май

День Победы

Развивать: детское творчество; конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу; выполнять разнообразные интеллектуальные действия.

Закреплять умение: собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления; рассуждать, доказывать свою точку зрения; критически относиться к своей работе и деятельности сверстников.

Куцакова, Л.В.

Конструирование из строительного материала

Стр. 53

День Победы

««Флажок»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 15

Цветы садовые, лесные, полевые

«Творим и мастерим» (по замыслу)

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

Л.В. Куцакова, стр. 53

Лето. Школа

«Бабочка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; закрепить умение следовать инструкциям педагога; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 370

Литература:

1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Подготовительная группа.

2. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.

3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.

4. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2004 г.

5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.

6. Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»

7. Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр. »

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами)

Алгоритм действий

Определение и формулирование цели НОД

Продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги в технике оригами

Требования к выполнению :

Цель связана с темой НОД, должна быть четкой, конкретной, однозначной, соответствовать возрасту;

Должны отражать этапы достижения цели и быть техническими, изобразительными, композиционными по содержанию, направленными на личностное развитие ребёнка, отражать используемые материалы;

Учёт ведущего вида деятельности, разнообразие, нестандартность, приближённость к интересам детей, отражение тематического планирования;

Связь предшествующего опыта с темой, с материалами, с техникой выполнения планируемой НОД;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Требования к речи и невербальному общению;

Опора на возрастные особенности детей, учёт ведущего вида деятельности, особенностей развития мышления. Формулировка требований словесная и через символы. Учёт требований к речи педагога;

Разнообразие планируемого материала по средствам представления, по средствам воздействия

Рациональное использование зонирования группы , смена видов деятельности;

Опора на различные каналы получения информации (модальности, учёт особенностей памяти дошкольника, использование различных видов наглядности в соответствии с темой, целью и задачами НОД;

Учёт специфики нагрузки на отдельные группы мышц в зависимости от вида продуктивной деятельности. Умение предусмотреть игровое взаимодействие детей. Связь с темой НОД;

Учёт методических требований и соответствие возрасту;

Формулирование задач в соответствии с целью и видом деятельности

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Учить четко следовать устным инструкциям воспитателя;

Воспитывать умения работать коллективно, способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.

Развивать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно ;

Создание условий :

Предварительная работа,

- подготовка материала ,

Организация рабочего места

Организация обстановки

Чтение рассказа Г. А. Скребицкого « Грачи прилетели »

Заучивание стихов о весне;

Наблюдение на прогулках за признаками наступающей весны (синева неба, белоснежные кучевые облака, высоко поднимается и ярко светит солнце);

Рассматривание репродукций картин известных художников (И. Левитана, А. Саврасова, иллюстраций на которых изображена ранняя весна);

Картины и иллюстрации с изображением ранней весны, с изображением разных птиц;

Репродукция картины И. Саврасова « Грачи прилетели »

План-схема выполнения работы;

Ватман с изображением дерева;

Бумага чёрного и белого цвета

Ножницы, клей, кисточки, подставки под кисточки, матерчатые салфетки;

На ковре организовывается мини картинная галерея : мольберты с репродукциями картин выше названных художников. Изображения разных птиц. Затем дети переходят к столам, которые готовы к выполнению работы.

Мотивация деятельности детей, форма представления идеального конечного результата, формулирование требований к нему

Рассматривание картин.

Ребята, а мы сами можем сделать картину о весне? Что на ней должно быть изображено? (ответы детей) Как мы можем её сделать? (дети – нарисовать) А ещё мы можем сделать картину в технике оригами . Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

Воспитатель : - ребята, у меня есть картина с изображением весны, но мне кажется, там чего-то не хватает. Дети подмечают, что там нет птиц, и что одна из примет – это прилёт птиц .

Но птицы должны быть правильно сложены, красивые, гордые. Для этого вам придётся постараться.

Обращение к чувственному опыту детей через использование дидактического наглядного материала Давайте с вами вспомним, какие бывают перелётные птицы? Какие из них прилетают первыми и возвещают о приходе весны? Посмотрите, как художник изобразил эту величавую птицу (дети составляют описательный рассказ)

Определение последовательности и способов работы детей (процесс выполнения и сформированность у детей технических умений) .

Посмотрите, как я буду делать :

Беру лист чёрной бумаги, сгибаю его по диагонали (вспоминаем как сделать квадрат из прямоугольника, отрезаю лишнее, хорошо проглаживаю линию сгиба;

Затем лист разворачиваю и загибаю углы к линии сгиба, проглаживаю;

Теперь загибаю нижние углы к лиги сгиба, проглаживаю. Открываю нижние углы и разрезаю нижние углы по линии сгиба до середины. Получившиеся уголки отгибаю в разные стороны.

Складываю работу пополам. Отогнутые уголки – это лапки птицы.

Верхний острый угол загнуть вовнутрь – это получится клюв;

Как вы думаете, чего не хватает моему грачу ? (глаз) Глаза я вырежу из бумаги белого цвета и приклею на голову. Лишний клей убираю салфеткой. Вот какая красивая и гордая птица у меня получилась.

Я схему выполнения оставлю на доске, можно будет посмотреть.

И вспомним правила безопасности работы с ножницами (дети повторяют правила)

Самостоятельная деятельность детей, приёмы руководства деятельностью детей. Дети самостоятельно складывают птицу, воспитатель (при необходимости) использует приё мы : напоминание, пояснение, индивидуальный показ, обращение к опыту детей.

Предлагает во время работы каждому из детей придумать историю про свою птицу, (как грач оказался у нас в гостях, откуда прилетел ).

Приёмы организации взаимодействия детей, педагога с детьми, учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Приёмы снятия мышечного и умственного напряжения

Физминутка « Грачи »

Вот на ветках грачи ! Не кричи» (указательный палец к губам)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распустились пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя руками)

Головой вертят (поворот головой влево, вправо)

Полететь хотят (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, …. прилетели (летают)

И опять на гнёзда сели. (присели)

Приёмы стимулирования качественного и своевременного выполнения задания Воспитатель просит детей поторопиться, время занятия подходит к концу, Дети, закончившие быстрее других, первыми будут располагать своих птиц на ветках и успеют рассказать свою историю про птицу.

Форма подведения итога, сравнение с ИКР, соответствие требованиям Все птицы наклеиваются на ватман с изображением дерева. Дети внимательно рассматривают получившуюся картину, дают оценку своей работе и работе товарищей. Объясняют, чья работа больше понравилась и почему. Учёт ведущего вида деятельности, использование приёмов рассматривания, оценки и сравнения полученных продуктов, варианты использования педагогических посредников. Приёмы формирования адекватной взаимооценки, самооценки

Обсуждение и определение возможных вариантов использования полученного продукта в других видах деятельности.

Воспитатель :

Ребята, у вас получилась настоящая весенняя картина! Её можно повесить на выставку нашего детского сада, которая скоро будет оформляться, и все смогут любоваться глядя на неё.

Уборка рабочего места, сбор оборудования, его размещение в местах хранения.

Предложить детям убрать свои рабочие места для поддержания порядка в группе .

Мотивация, соответствие организации и приёмов руководства возрастным особенностям.

Цель:

Более углублённо познакомить детей с рябиной.

Задачи:

Познакомить детей с использованием рябины в разных видах деятельности.

Рассказать детям легенды связанные с рябиной.

Продолжать учить составлять описательный рассказ.

Закрепить умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия.

Ознакомить с правилами безопасности работы с иглой.

Научить делать бусы из рябины.

Предварительная работа: целевая прогулка по территории сада, рассматривание деревьев, имеющихся на ней; сбор листьев для гербария и поделок; чтение стихов про деревья.

Конспект интегрированной НОД по экологии и ручному труду для детей подготовительной группы «Рябина»

Материал: коробка, письмо, ягоды рябины, листья рябины и других деревьев с записочкой, тарелочки, иголки с крупным ушком, нитка капроновая, иллюстрация с изображением дерева рябины, кора рябины, яблоки, увеличительное стекло.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла в группу, а около дверей нашла коробочку. Как я её не крутила, не знаю, что в ней. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. (открываем коробку). Смотрите, в коробке лежит картинка какого-то дерева, ягоды на веточке, листочки от деревьев, записка и письмо. Что бы это могло значить? Кто знает, что это за дерево, и какие это ягоды? Правильно ребята, это дерево рябина, и ягоды рябины. Скажите, а у нас на площадке растёт рябина? (нет, а на территории детского сада растёт? (да)

Кто же нам написал письмо? Давайте почитаем.

Текст письма:

Здравствуйте ребятушки! Пишет вам Царица Осень. Я живу в деревне Кобрино, около домика Арины Родионовны. Хочу вам передать гостинец - рябиновые ягодки, чтобы вы здоровёхонькие были, бодренькие и весёленькие. А ещё я вам написала много интересного про Рябинушку, от куда она взялась, и почему у нас на Руси стали рябину ценить и уважать.

# Рябина - это дерево высотой до 10 метров. Ствол со светло-серой корой, крона ажурная, развесистая. по этому и говорят "Кудрявая рябина".Листья с резным краем, плоды ярко-красные, похожи на маленькие яблочки. Плоды вначале горько-вяжущие, а после того как их подморозит первый мороз, приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь.

Ребята, а давайте проверим, действительно ли рябиновые ягодки похожи на маленькие яблочки (воспитатель раздаёт детям увеличительные стёкла, ягоды рябины и яблоки) Посмотрите внимательно, чем они похожи и чем отличаются. (Ответы детей)

# Растёт рябина в лесах, но человек давно посадил её поближе к себе. Это одно из морозоустойчивых деревьев. Рябина переносит морозы до -50 градусов. Живёт рябина до 200 лет.

# От куда же взялось название такое - рябина?

На латинском языке слово рябина состоит их 2 слов. Одно переводится как "терпкий", а второе "ловящая птиц". Это так, потому, что с давних времён существовал обычай приманивать птиц в силки ягодами рябины.

# Кто питается рябиной? Это птицы дрозды, синички, свиристели, скворцы, а в городах ещё и вороны. Иногда на ягодный пир слетается столько птиц, что ягодки падают на землю, и там они становятся добычей лесных мышек, ежей, лосей и даже медведей. (воспитатель показывает иллюстрации животных)

# Очень на Руси рябину любили. В народном календаре даже праздник такой был "Пётр-Павел рябинник", он проходил как раз в конце сентября, когда созревали ягоды рябины. В этот день ветки с плодами развешивали под крышами домов, сараи, ворота и даже втыкали рябиновые ветки на краях поля. Люди считали, что рябина защитит их от всяких бед.

# А ещё на свадьбах использовали рябину. Да, вот только послушайте. Молодожёны клали листья рябины в свою обувь, а ягодки прятали в карманы - это они делали для защиты от колдунов и ведьм. Дерево рябины обязательно сажали перед домом, считали, что это защитит семью и хозяйство от бед и сохранит счастье.

# Рябину воспевали в песнях, слогали ей стихи, пословицы и загадки.

# Из рябины готовят много всяких вкусностей. Например из неё варят варенье, конфеты, пастилу, делают настойки. Очень вкусна рябина залитая мёдом.

# И в медицине не обошлись без рябины. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. На севере, летом, больных людей выносили и клали под рябину, так как считали, что дух рябиновый отгоняет болезни. Варенье из рябины использовали как успокоительное средство.

Ещё древние греки и римляне обнаружили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это и наши предки. Для того, чтобы дольше сохранить воду для питья, они бросали в неё ветку рябины, после чего вода приобретала приятный вкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют обеззараживать воду в походах.

Ребята, давайте устроим эксперимент. Нальём в чайничек воды, положим в него ягоды рябины и потом проверим, какой вкус у воды станет. Правда ли то, что говорит Царица Осень?

# В домашнем хозяйстве тоже использовали рябину. Из неё делали музыкальные инструменты. Молодыми ветками кормили домашних животных, а ягодками птиц.

Ребята, а какие музыкальные инструменты из дерева вы знаете? (балалайка, гусли, дудочки)

# Существует народная примета:Если в лесу много рябины, то будет дождливая осень.

Вот так, мои милые ребятушки! Кушайте на здоровьице. До свиданьица!

Ваша Царица Осень.

Ай да Осень-молодец, прислала нам такую ценную ягодку. Вот спасибо! Расскажите мне, пожалуйста, почему на Руси ягоды рябины очень ценились, что вам больше всего запомнилось из моих рассказов? (ответы детей).

Теперь давайте прочитаем записку.

«Ребята, угадайте, от каких деревьев эти листья и есть ли среди них листья рябины?»

Воспитатель раскладывает перед детьми листья от разных деревьев. Берёт по одному листочку и спрашивает, от какого дерева (ответы детей) Находят листочки рябины и сравнивают их с другими. Расскажи, чем похожи листья рябины на листья вяза?

(индивидуальные ответы детей) Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

А сейчас мы будем делать подарок для мамы или бабушки, кто как захочет. Он будет не только красивым, но и очень полезным. Перед вами на столе лежат иголки. Давайте повторим правила работы с острыми предметами.

С иголкой работать только сидя за столом (не ходить, не бегать);

Не крутиться с иголкой в руках;

Не размахивать рукой, в которой иголка;

Не подносить иголку к лицу (глазам, носу, рту, уху) ни себе, ни кому либо;

Не тыкать иголкой себя и соседа своего;

При окончании работы иголку втыкать в строго определённое для неё место (игольница, блюдечко, подушечка);

Передавать иголку соседу тупым концом вперёд;

Молодцы!

А теперь я покажу вам как надо делать бусы из рябины.

Берёте иголку с ниткой в правую руку, а ягоду в леву;

Протыкаете ягоду насквозь;

Протягиваем ягодку по нитке до узелка;

Берём следующую ягодку и делаем тоже самое, протыкаем, протягиваем;

Когда нитка кончится, надо связать вместе для кончика.

Ребята, посмотрите, какие красивые бусы получились.


Марина Куликова
Перспективный план по ручному труду в подготовительной группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

подготовительной группе )

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с разными видами ручного труда »

1. С работами на стекле.

2. С разными видами аппликации из бумаги.

1. С работами из мягкой цветной проволоки.

2. С работами из ниток (аппликация) .

1. Знакомство с работами, связанными крючком.

2. Знакомство с аппликацией из ткани.

1. Знакомство с аппликацией из манной крупы.

2. Знакомство с работами, сделанными из опила, цветной губки.

======================================================

«Стекло»

1. Знакомство с правилами подготовки стекла к работе .

(промыть, обклеить края стекла изолентой) .

2. Нанесение рисунка тушью на стекло.

1. Учиться правильно наносить пластилин на стекло.

2. Учиться правильно наносить пластилин на стекло.

1. Выбор рисунка, нанесение его на стекло.

2. Самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа.

2. Оформление работ (чистка стекла, подклеивание фона) .

«Бумага»

1. Знакомство со способом рвания бумаги.

2. Выбор и нанесение рисунка.

1. Выполнение работы

2. Выполнение работы

1. Выполнение работы

2. Выполнение работы

1. Оформление работы (рамочка)

2. Оформление выставки работ

«Цветная проволока»

1. Рассматривание проволоки, знакомство со способом работы с проволокой.

2. Изготовление поделок (колечко) .

1. Изготовление поделок (колечко)

2. Изготовление поделок (браслет)

«Нитки»

1. Знакомство с разными видами ниток

2. Выбор и нанесение рисунка на бумагу.

1. Нарезание ниток для аппликации

2. Изготовление поделок, оформление.

«Крючок»

1. Знакомство с крючком

2. Учиться правильно держать крючок.

1. Учиться вязать цепочку из воздушных петель

2. Учиться вязать цепочку из воздушных петель

1. Учиться вязать полустолбик

2. Учиться вязать полустолбик.

1. Учиться вязать столбик без накида

2. Учиться вязать столбик без накида

«Крючок»

1. Закрепление вязания цепочки, столбиков, полустолбиков.

2. Закрепление вязания цепочки, столбиков, полустолбиков.

1. Выбор рисунка для аппликации, нанесение его на бумагу.

2. Вязание цепочки для аппликации.

3 и 4 неделя

Выполнение работы

Если дети справились с работой – предложить связать шарфик для куклы.

«Ткань»

1 Знакомство с разными видами ткани

2 Знакомство с разными способами работы с тканью (аппликация – из целого куска, из отдельных частей) .

1. Выбор рисунка, разрезание его на части

2. Подготовка ткани (вырезание частей для аппликации из ткани)

3 и 4 неделя

Выполнение работы, оформление (рамочка)

«Манная крупа»

С крупой

2. Выбор и нанесение рисунка.

1. Нанесение крупы на рисунок

2. Нанесение крупы на рисунок

1. Раскрашивание работ

2. Раскрашивание работ

1. Оформление работ

2. Оформление работ

«Опил»

1. Знакомство со способом работы

2. Выбор и нанесение рисунка

1. Выполнение работы, оформление рамки.

«Цветная губка»

1. Знакомство со способом работы

2. Выбор и нанесение рисунка, нарезание губки.

1. Выполнение работы

2. Выполнение работы

Публикации по теме:

Чтобы нам сделать стебель нужно из белого бумаги скатать трубочку. Затем из полосок цветной бумаги делаем заготовки для цветов, нарезая.

Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать расширять и углублять знания детей о дереве, ставшим символом России-березе. 2. Уточнять и конкретизировать.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Валентинка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Валентинка»Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Звездочки» Тема: «Открытка для папы» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Открытка для папы» Провела: воспитатель Вокуева А. С. Февраль 2016 ГБ.

Программное содержание: - Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру. - Закреплять навыки самостоятельного изготовления.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Изготовление масок для игр-драматизаций» Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок» Воспитатель Фадеева Н. В. Тема: Изготовление.

Похожие публикации