Мужественность и женственность: гендерная метафора. Истинная женственность и мужественность

Известно, что бывают мужчины более и менее мужественные, а бывают даже и женственные; бывают и женщины, обладающие разной степенью женственности, вплоть до женщин мужественных или мужеподобных. Такое впечатление они производят сначала своей внешностью (чертами лица, фигурой, голосом), потом и более основательно - своим поведением, повадками, манерами.

На сцене от этой стороны поведения в большой мере зависят обаятельность образа, а иногда и убедительность сюжета. Если, например, сюжет построен на том, что героиня пьесы привлекательна своей женственностью или герой - мужественностью, а в спектакле они этих качеств лишены, то поступки их партнеров, а вслед за тем и развитие событий делаются неубедительными для зрителей. Такое случается.

Каждое из рассмотренных выше «производных измерений» опирается на то или другое «основное». Так, все, что связано с благовоспитанностью, начинается с обязывающей дружественности. Возрастная характеристика опирается на инициативность. Аналогично этому отличие мужественности от женственности коренится в представлениях о соотношении сил.

Мужчине положено быть сильным {111); в основе женственности - использование права на слабость . Право это - своеобразная, требующая своего признания сила - сила привлекательной слабости. Она претендует не только на внимание, на снисхождение к себе, но даже и на повиновение; иногда претендует категорически и безапелляционно. Мужественность не терпит никакого к себе снисхождения.

Мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики. Женственность - правом непосредственных побуждений вопреки логике, разуму и физической силе; реальный факт - привлекательность - не нуждается в логических обоснованиях. Сила женственности заключена, таким образом, в уязвимости партнера, в его зависимости {112). Привлекательность для партнера - обещающая, дразнящая и ускользающая - делается своеобразной, но вполне реальной силой, преодолевающей иногда все другие. Примитивная, упрощенная и наиболее распространенная форма использования этой силы - кокетство. Но кокетство может быть и весьма тонким, скромным, изящным и остроумным. В последнем случае оно и есть сущность женственности. Черты женственности, вытекающие из этой сущности, обнаруживаются на всех «измерениях» борьбы.

Так, женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой, а пользоваться ею, но не так и не для того, для чего она в каждом случае предоставляется. Женственность обнаруживается преимущественно не в наступлении и не в обороне, а в контрнаступлении - в таком маневрировании в контрнаступлениях, которое в итоге может оказаться самым настойчивым, энергичным и умело проведенным наступлением, но наступлением как бы вынужденным. Для женственности характерно не превращение определенной стратегии в тактику (так сказать, по нисходящей линии), а наоборот - возведение тактики до уровня стратегии (по восходящей линии). Не логический ход от цели к средству, а своеобразное использование чуть ли не любого средства - превращение его из средства достижения, казалось бы, одной цели в средство достижения цели другой, может быть, прямо противоположной. Здесь, говоря словами Дж. Неру, «средства управляют целью и меняют ее» (106, стр.390).


Женственность обнаруживается в умении бороться преимущественно за цели позиционные. Так и должно быть. Сила женственности неприменима в деле как таковом, где конкретные знания и умения обеспечивают успех. Поскольку женщина проявляет высокое мастерство в деловой борьбе и занята только делом, даже успешно выполняя его, она теряет долю женственности, хотя в другое время, может быть, обладает ею в избытке. В борьбе же позиционной, в области оттенков, многозначных намеков и подразумеваемых обобщений силы женственности находят себе полное применение.

Использование деловых поводов для позиционной борьбы и внесение позиционных мотивов в деловую борьбу - приемы борьбы, характерные для женственности. С позиций женственности (если позволительно так выразиться) любые деловые результаты борьбы суть следствия взаимоотношений, достигнутых в борьбе позиционной. С позиций мужественности, наоборот, те или иные взаимоотношения - результат борьбы деловой.

Поэтому мужественность тяготеет к борьбе за цели в настоящем времени, а женственность - к борьбе за будущее, не слишком отдаленное.

Поэтому логика женственности своеобразна, причудлива - похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт логически необоснованной пристрастности (симпатии или антипатии), а на этой посылке может быть воздвигнута цель логически безукоризненно стройных выводов и точных умозаключений с безошибочным учетом множества самых разнообразных факторов...

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Эта сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется самоуверенность.

В представлениях о партнере - о соотношении интересов и сил - с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женственная логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений.

При явно и откровенно антагонистических взаимоотношениях с партнером женственность не является силой, и борьба с врагом требует от женщины мужественности. Неприкрытая враждебность делает логику женственности бессмысленной, глупой. Женственности свойственно поэтому либо провокационно маскировать враждебность дружественностью, либо находить в интересах партнера хоть что-то объединяющее, родственное своим интересам. Если это удается, то возникает чаще всего позиционная борьба с позиций относительной дружественности за дальнейшее сближение. Здесь женственность находит себе применение и нередко дает конкретные деловые результаты. Но если в такой борьбе враждебность, вызванная сопротивлением партнера, прорывается наружу, то тут же и в той же мере пропадает женственность. Поэтому женщины избегают ссор между собою в присутствии мужчин, мнением которых дорожат.

Но дружественность, как характерная черта женственности, своеобразна. Она - дружественность в некоторых границах, идущая не до конца, не беспредельно. Такая незавершенность дружественности вытекает из склонности деловую борьбу заменять позиционной и ставить в зависимость от последней. Позиционная борьба подразумевает некоторую недоговоренность во взаимоотношениях, поэтому женственность требует такого представления о сходстве интересов, которое допускает возможность большей близости. Значит, принятая и признаваемая обеими борющимися сторонами дружественность должна быть неполной - не окончательной {113).

Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях - черта, характерная для мужественности: от дружественности, ограниченной пределами вполне конкретного дела, до дружественности безусловной, беззаветной и безграничной, характерной для юности, как это было отмечено выше. «Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе», - утверждает Лабрюйер (75, стр.77).

Право на слабость, как сила женственности, является таковой тем более, чем менее сама носительница этого права сознает его, рассчитывает на него и обнаруживает это {114). Но сила эта постоянно сочетается с вполне реальными силами любого другого рода и даже с могуществом. Сила женственности тогда и настолько дополняет другие силы женщины, когда и насколько, специально не заботясь о том, она пользуется привлекательностью слабости, не прибегая к рациональным обоснованиям своих требований или просьб.

В характере обмена информацией женственность и мужественность проявляются в признаках, вытекающих из тех, что мы сейчас рассмотрели. Стремление к использованию инициативы в контрнаступлении влечет за собой скупость в выдаче информации, намеки на ее многозначительность - стремление так повернуть диалог, чтобы, держась по видимости темы партнера, в действительности перевести его на свою тему (например, говоря как бы о деле, в действительности вести разговор о взаимоотношениях, а говоря о взаимоотношениях, клонить к делу).

Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повышенном внимании к тому, куда партнер клонит - какие обобщения он подразумевает {115). В обмене информацией женственность тяготеет, таким образом, не столько к обмену смыслом произносимых речей, сколько к обмену тем, как эти речи и слова произносятся. Пауза, жест, интонация в таком обмене могут играть решающую роль.

Дружественность требует щедрости и доверия; они ведут к откровенности. Но женственность подразумевает дружественность своеобразную. Для нее характерна чрезвычайная откровенность при некоторой загадочности, многозначности выражений, которые влекут за собой различное толкование одних и тех же выражений разными людьми и в различное время. Мужественность тяготеет в обмене информацией, наоборот, к однозначности и определенности.

Черты мужественности, как и черты женственности, взаимосвязаны {116). Любая отдельно взятая черта из тех, например, что были, рассмотрены, не создает женственности или мужественности в целом, и любая в гипертрофированном виде разрушает то и другое. Так, скажем, деловитость, точность и определенность поступков сами по себе могут ничем не напоминать мужественность, а воплощать лишь педантизм, если не пошлость. Также грубо преувеличенный интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься только этой стороной жизни окружающих - это уже не женственность, а, скорее, карикатура на нее...

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, - он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть своей женственностью, - она тут же начинает ее терять.

Каждой актрисе и каждому актеру в их повседневном поведении присуща какая-то мера женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям спектакля, и житейский навык приходится, следовательно, преодолевать на пути от себя к образу. Поэтому в работе с актерами режиссеру приходится иногда добиваться от актеров то большей женственности, то большей мужественности, которых требует ход борьбы в спектакле. Но на репетициях требования немедленного результата, как известно, ведут к штампам. Надежнее обходный путь - использование основных «измерений», при котором актриса или актер будут вынуждены непроизвольно мобилизовать то из женственности или мужественности, чем каждый располагает. Такие резервы у каждого есть, даже если он не подозревает об этом и не привык пользоваться ими в быту.

Впрочем, в современном театре эта сторона спектакля обычно учитывается и, в сущности, предрешается при распределении ролей. В труппе всегда должны быть актеры достаточно мужественные и актрисы достаточно женственные, чтобы можно было не заботиться на репетициях о выработке этих качеств поведения. Но если актер всегда мужествен , а актриса всегда женственна , то ведь это не больше как минимум (если не штампы...). А в жизни даже и самый мужественный человек бывает то более, то менее мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в зависимости от множества причин {117). Поэтому поиски художественной меры и разнообразия степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать выразительности борьбы в спектакле, даже после безошибочного распределения ролей.

Когда и в какой мере должна быть мужественна и женственна Комиссар в «Оптимистической трагедии» В.С. Вишневского? Должна ли быть мужественна (когда, в чем, в какой степени) Глафира в «Волках и овцах» Островского? Елизавета - в «Марии Стюарт» Шиллера? Должен ли быть (когда и в какой степени) мужествен Подколесин в «Женитьбе» Гоголя? Обломов Гончарова? Вопросы эти могут быть адресованы не только актерам.

«Производные измерения» на первый взгляд больше касаются актеров и выходят за границы режиссерской компетенции. Но если образ, создаваемый актером, зависит от его партнеров, то, все устанавливаемое этими «измерениями», не минует и режиссера. В женственности и мужественности это отчетливо обнаруживается. Так, Комиссар в «Оптимистической трагедии», в зависимости от толкования пьесы, должна, вероятно, в определенных сценах поражать женственностью, а в других - мужественностью и своих партнеров и зрителей. Да и у Глафиры, если она принадлежит не к «овцам», а к «волкам», должна быть неожиданная мужская хватка, контрастирующая с чертами, благодаря которым она покорила Лыняева.

Мужественность - женственность.

Г. Хофштед определяет маскулинизм (мужественность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются ассертивность , добывание денег и приобретение вещей (материализм) и не придается особого значения заботе о людях. Он определяет феминизм (женственность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни.

Согласно исследованиям Г. Хофштеда, маскулинные общества более жестко определяют гендерные роли, чем феминистские общества.

Измерение «мужественность - женственность» имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, выбора способа решения наиболее сложных задач, для разрешения конфликтов (табл. 3.4).

Таким образом, рассмотренные параметры позволяют охарактеризовать организацию и выявить ведущий тип организационной культуры.

Таблица 3.4

Характеристика «мужской» и «женской» культуры организации

Параметр культуры

«Мужская» культура организации

«Женская» культура организации

Роль мужчины и женщины

Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать детей

Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей

Доминирование

Мужчина должен доминировать в любой ситуации

Различие между полами не влияет на занятие властных позиций

Главная ценность

Успех - единственное, что значимо в жизни

Качество жизни

Жизнь и работа

Жить для работы

Работаю, чтобы жить

Что является важным

Деньги и хорошие материальные условия

Мужчины и окружение

Стремление

Всегда быть лучшим

Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других

Отношение к свободе

Независимость

Солидарность

Уважать тех, кто добился успеха

Сочувствие неудачникам

Принятие решений

Интуиция

На основе различного сочетания этих параметров Г. Хофштед провел культурное картирование организаций многих стран мира. Например, по параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры - низкая дистанция власти (индивидуализм); Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти (индивидуализм). В таких странах, как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония, преобладает культура - высокая дистанция власти (коллективизм).

Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.

Как выглядят проявления различных организационных культур на рабочем месте (по Г. Хофштеду), показано в табл. 3.5.

Проявления организационной культуры на рабочем месте

Таблица 3.5

Культура, ориентированная на процесс

Люди избегают рисковать. Люди тратят меньше усилий. Каждый день похож на другой

Культура, ориентированная на результат

Люди свободно чувствуют себя в незнакомой ситуации.

Люди прикладывают максимум усилий.

Каждый день бросает работникам новый вызов

Культура, ориентированная на работу

Акцент на выполнении работы. Важные решения принимаются отдельными сотрудниками. Организация заинтересована только в том, чтобы люди выполняли свою работу

Культура, ориентированная на сотрудников

Уделяется внимание личным проблемам. Важные решения принимаются сообща. Организация заинтересована в благополучии своих сотрудников и их семей

Профессиональная культура

Люди думают о будущем на много лет вперед.

Личная жизнь сотрудников считается их личной проблемой.

При найме на работу играет роль только компетентность

Цеховая культура

Люди не задумываются о далеком будущем.

Правила организации охватывают поведение на работе и дома.

При найме на работу играют роль семья, социальный класс и школа

Открытая система

Организация и ее сотрудники прозрачны для новичка и стороннего человека.

Почти каждый подходит для работы в организации.

Новым сотрудникам требуется всего несколько дней, чтобы почувствовать себя как дома

Закрытая система

Организация и ее сотрудники закрыты и засекречены для своих членов. Только люди, наделенные особыми качествами, подходят организации. Новым сотрудникам требуется более года, чтобы почувствовать себя на своем месте

Окончание

Жесткий контроль

Каждый осознает значение себестоимости.

Время собраний пунктуально соблюдается.

Существует много шуток по поводу работы и организации

Слабый контроль

Никто не осознает значение себестоимости. Время собраний соблюдается приблизительно.

Всегда серьезное отношение к работе и организации

Прагматическая культура

Акцент на удовлетворении потребительских потребностей. Результаты более важны, чем процедуры.

Прагматическое, а недогматическое отношение к вопросам этики

Нормативная культура

Акцент на четком исполнении процедур. Корректное выполнение процедур более важно, чем результаты.

Высокие стандарты в вопросах этики, даже в ущерб результатам

  • Ассертивность - настойчивость, напористость.

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

Человек рождается с естественной биологической принадлежностью к тому или другому полу, но эта принадлежность сама по себе ещё не гарантирует того, что биологический мужчина окажется непременно мужественным, то есть будет обладать соответствующим для мужчины поведением, а биологическая женщина будет в том же смысле женственна. Сейчас очень популярно обсуждать, что такое женственность и мужественность, в чём они проявляются, и как построить гармоничные отношения.

Обусловлено это тем, что на самом деле далеко не каждые женщина и мужчина понимают, что такое женственность и мужественность, что в свою очередь оказывает огромное влияние на их отношения в паре. И это подтверждает тот факт, что сейчас одним из самых популярных запросов клиентов является желание понять, почему отношения не складываются, и как найти идеального партнёра. Наше самоощущение пола и самосознание во многом определяются социальными и культурными влияниями, стилем воспитания в детстве, которые, к сожалению, в нашем современном мире встраивают в нас больше мужские стратегии, учат быть сильным, властными, где-то агрессивными, строить карьеру, достигать целей. И это с одной стороны прекрасно, но, с другой стороны, при таких обстоятельствах мужчине сформировать образ мужественности и идентифицироваться с ним намного легче, чем женщине понять, что такое женственность. И, как результат, мы видим много женщин с сильно проявленными мужскими качествами. Тем не менее, можно встретить и мужчин с подавленной или несформированной по тем или иным причинам мужественностью. Они более мягкие, утончённые, ранимые и зачастую также несчастны. Так как же формируется мужественность и женственность? И как это влияет на нашу жизнь и на те отношения, которые мы пытаемся создать? Попробуем в этом разобраться.

Наши убеждения, мысли, поступки зависят от нашего самоощущения, которое неразрывно связанно с тем, что спрятано в глубинах психики. И один из таких аспектов, спрятанных в нашем подсознании — это образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Эти субличности составляют важную часть нашего внутреннего мира и во многом определяют наше поведение.

Можно выделить факторы, которые влияют на формирование этих субличностей. Ими являются:

  1. Влияние родительских и других значимых фигур в жизни человека;
  2. представления общества, которые складывались веками;
  3. современные тенденции и мода.

Иногда формируются несколько образов — желаемый и реальный, между которыми, как правило, существует большая разница, которая приводит к некому внутреннему конфликту. Так родителями нам передан один образ, который становится частью нас самих и в свою очередь может сильно расходится с теми образами, которые нам транслирует общество, и чем больше разница между этими образами, тем сложнее это переживается человеком. Например, у девочки сформировался образ женщины, на который повлияла мама, но современные тенденции общества пропагандируют другой образ женщины, который сильно расходится с первым образом, и это противоречие вызывает недовольство собой, неуверенность и все вытекающие из этого последствия. Помимо того, что в каждом человеке формируется внутренний образ своего пола, также и создаётся образ противоположного. Эту тему развивал ещё Юнг, который в своей теории выделял архетипы — врождённые идеи, воспоминания или информация, переданная от родителей, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Один из таких архетипов — это Анима, которая представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Для гармоничного развития личности мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, и, соответственно женщина должна проявлять свои мужские качества так же, как и женские. Если же какие-то из качеств остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Таким образом, в каждом человеке существуют сформированные образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Ведь именно благодаря этим образам, человек понимает себя и противоположный пол, а также строит отношения исходя из этих представлений.

Так же и в своих работах А. Маслоу высказывает мнение о том, что понятия "мужское" и "женское" не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать и только вводят людей в заблуждение. Те качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, часто в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот.

Давайте рассмотрим эти внутренние образы более детально.

Внутренний Мужчина — это "достигаторство", воздействие на внешний мир, конкуренция, борьба, рост, руководство и управление. Ему приписывают такие качества как агрессивность, уверенность, организованность, твёрдость, предприимчивость, доминирование, независимость, безэмоциональность, властность, решимость, активность. В нашем современном мире, полном конкуренции, несомненно важно развивать именно Внутреннего Мужчину. Этот образ помогает нам на работе, в социуме и является важной частью как мужчины, так и женщины.

Внутренняя Женщина — это любовь, семья, чувства, погружённость в себя, покой, умение наслаждаться, ведение дел ради процесса и удовольствия, она воссоздаёт, сохраняет, принимает. Из качеств выделяют: чувствительность, эмоциональность, мягкость, гибкость, тактичность, нежность, покорность, мечтательность, заботу, игривость, лёгкость. К сожалению, в современном мире очень часто все эти качества воспринимаются наравне со слабостью, а ведь они так необходимы в жизни. Контакт с Внутренней Женщиной часто нарушен как у женщин, так и мужчин.

Где же баланс? Так вот принято считать, что в человеке, нормальное соотношение этих внутренних образов должно быть в пропорции: 70% своего пола, 30% — противоположного. Это позволяет нам легко проявляться, и соответствовать своему полу, и понимать противоположный пол. Но как это часто бывает, данное соотношение нарушено, что сказывается на всех жизненных сферах.

Например, если у женщины нарушен гендерный баланс 70-30, и преобладает Внутренний Мужчина, то она начинает конкурировать и соревноваться с мужчинами, излишне берёт на себя инициативу, становится агрессивной и жёсткой, теряет контакт со своими чувствами и телом. Психологически она перенимает мужскую модель. Так как образ Внутреннего Мужчины напрямую влияет на восприятие и построение отношений с реальным мужчиной, то союз такой женщины с партнёром превращается в вечную борьбу и желание доказать свою правоту, или же к ней притягиваются слабые мужчины. Как, например, часто случается, что девушка встречает парня и размышляет: "В принципе он для меня неплохой вариант, но есть моменты, которые меня не устраивают — он глуповат и немного медленный. Но ничего страшного, я сделаю из него то что надо!" . И принимается из него делать настоящего мужчину. Эта позиция, которую проявляет девушка в этом случае, больше соответствует внутреннему мужчине. И если в этих отношениях её молодой человек активно проявляет своего внутреннего мужчину и видит в ней в основном качества её внутреннего мужчины, то их отношения превратятся в вечную конкуренцию и борьбу за власть в доме. Ведь в мужском обществе всегда есть структура, есть главные и второстепенный, и поэтому всегда есть конкуренция. А если же её партнёр будет больше из позиции внутренней женщины — принимающий, понимающий, гибкий, а она хочет его видеть активным, целеустремлённым карьеристом, результатом будут скандалы и вечное недовольство с её стороны.

Для мужчин также очень важно выстроить контакт со своей Внутренней Женщиной, посмотреть, кто и как повлиял на формирование этого образа, понять, как этот образ влияет на выбор партнёра в любовных отношениях. Потому что зачастую мы смотрим на других людей через призму наших внутренних образов, не воспринимая их такими, какие они есть на самом деле, ожидая определённого поведения и поступков, что, как правило, приводит к взаимному недопониманию и конфликту. Образ Внутренней Женщины в мужчине позволяет ему быть сострадательным, гибким, деликатным. Мужчины, не принимающие свою внутреннюю женщину, становятся чересчур жёсткими, резкими, конкурентными.

Отношения с противоположным полом выстраиваются на основе наших внутренних ощущений, и человек должен понимать ту позицию, в которой он находится, осознавать те качества, которые он проявляет, и предполагать возможные последствия этого проявления в отношениях. И здесь можно сделать акцент на трёх важных моментах. Первое — это то, что Внутренние образы нашего гендерного пола влияют на наше самоощущение и самовосприятие, а, соответственно, и на тот наш образ, который мы несём в социум. В свою очередь восприятие внутреннего образа противоположного пола во многом определяют наше восприятие реальных людей этой гендерной группы, а также влияют на выбор партнёра. И это второй важный момент. И третий — человек неосознанно выстраивает отношения с противоположным полом именно по образу и подобию отношений своих Внутренних Мужчины и Женщины. И самое сильное влияние на формирование отношений этих внутренних субличностей оказывает в свою очередь родительская семья человека, демонстрируя отношения между супругами (заботу друг о друге, распределение обязанностей и т.п.). Именно отношения в семье становятся образцами полоролевого поведения для ребёнка. Поэтому очень важно осознавать, какую модель поведения между супругами вы формируете в своей семье.

Вот почему, для того, чтобы выстроить гармоничные отношения с избранником, прежде необходимо узнать характер и жизненные программы своего Внутреннего Мужчины и своей Внутренней Женщины, сформировать у них единые ценности, выстроить отношения, основанные на принятии, поддержке и взаимопонимании, чтобы в реальной жизни и в реальных отношениях не проигрывать свой внутренний сценарий, основанный на конфликте, а наслаждаться единством и гармонией, которая в первую очередь исходит из вашего внутреннего мира и просто отражается в реальности.

Таким образом, субличности Внутренний Мужчина и Внутренняя Женщина позволяют человеку идентифицироваться со своим гендерным полом, развить некоторые качества противоположного пола для более успешной реализации себя, влияют на выбор нашего партнёра, а также определяют модель отношений в паре.

Наш внешний мир — это отражение нашего внутреннего. Поэтому познание себя и изменение своего внутреннего мира неизбежно меняет нашу реальность.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности или женственности его характера. Этот анализ поможет нам объяснить наблюдаемый уже давно феномен мужественных женщин и женственных мужчин и дополнит ваше понимание характеров описываемых социотипов.

При погружении в сферу межличностных отношений соционических типов открываются мощные неисследованные пласты, на разработку которых потребуется труд не одного поколения исследователей. Одним из таких пластов является природа женского и мужского начала в типе. Эта проблема всегда была актуальной. Менялись стереотипы поведения, стандарты красоты, социальные роли мужчины и женщины, но загадка проявления мужского характера в женщине и женского в мужчине оставалась долгое время неразгаданной.

Что же является первичным в определении мужественности и женственности? Анатомия, физиология или психология мышления? А может быть, комбинация тех и других качеств? Насколько значимы факторы наследственности, воспитания, социальной среды?

Существуют различные, даже полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале обоих полов, но особенно это касается женщины: бывает, что ее возвышают и даже обожествляют, а иной раз, наоборот, низводят до уровня детородной машины. Это различие во взглядах во многом обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Различные христианские конфессии также по-разному относятся к проблеме соотношения женского и мужского духовных начал: в православии доминирует культ мужского начала - Христа, в католицизме - женского - девы Марии. Ортодоксальные мусульмане принижают женщину до уровня бессловесного исполнителя мужской воли и практически отказывают ей в наличии творческого начала. Буддизм наиболее терпим в этом отношении и предполагает равенство возможностей в "просветлении" и "спасении" для мужчины и женщины. Этим он отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине - Еве и автоматически переносится на ее сестер по полу. По канонам как Ветхого, так и Нового Заветов роль безусловного лидера в семье и обществе отводится мужчине.

Но взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке. Половые различия накладывают свой отпечаток на способ реализации этих способностей, но типные признаки являются определяющими в выборе цели и методах ее достижения.

Различными исследователями в области типологии личности делались попытки классифицировать социотипы по доминированию в них женских и мужских признаков. Нами в практике личного и семейного консультирования накоплен огромный статистический материал в области взаимоотношений между супругами, но имеющаяся информация до выхода этой публикации не подвергалась обобщению, анализу и классификации. Проведенное в процессе работы над книгой сопоставление практического опыта и своих наблюдений с концепциями других авторов позволило нам выйти на новый, более глубокий уровень понимания типных особенностей, в том числе таких понятий, как "женственность" и "мужественность".

Поскольку для большинства цивилизованных народов установились более-менее единые стандарты, касающиеся женских и мужских стереотипов поведения, перечислим их и сопоставим с принятыми в типологии признаками.

Для мужественности:
1.
а) надежность (за мужчиной "как за каменной стеной");
б) последовательность (сказал - сделал);
в) предсказуемость поступков;
г) постоянство привычек и занятий;
д) приверженность системе, нормам, принципам;

2.
а) объективность оценок;
б) независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
в) прямолинейность в высказываниях;
г) бескомпромиссность;
д) суровость, сухость и безэмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.
а) реалистичность (воспринимаю мир таким, каков он есть);
б) практичность;
в) владение ручными навыками;
г) высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
д) хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.
а) лидерские задатки;
б) демонстративность;
в) уверенность в словах и поступках;
г) склонность к расширению деятельности и контактов.

Для женственности:
1.
а) гибкость в поведении;
б) спонтанность поступках;
в) сильная зависимость от своего текущего состояния;
г) частая переключаемость;

2.
а) зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
б) субъективность в оценках и суждениях;
в) повышенная эмоциональность;
г) эмпатия (сопереживание);

3.
а) наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
б) глубокая проницательность;
в) неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности;
г) склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.
а) скромность и застенчивость;
б) ориентация на внутренние личностные мотивы;
в) уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
г) узкий круг интересов и контактов.

Взаимосвязь перечисленных качеств с известными юнговскими признаками дает возможность говорить о типах, соответствующих критериям "настоящего мужчины" и "настоящей женщины". Набор признаков для первого образа следующий: рациональность, логика, сенсорика, экстраверсия, а социотип, имеющий эти признаки - логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) или Управляющий.

Опыт общения с людьми этого типа показывает, что мужчины, принадлежащие к нему, выглядят очень мужественно, и соответственно себя ведут.

Что касается женщин этого типа, им часто присущи мужественные черты, проявляющиеся в плотности (большой мышечной массе) телосложения, высокой физической выносливости, поведенческих реакциях, характерных скорее для мужского стереотипа, чем для женского; резкости, прямолинейности, даже грубоватости. Они склонны подчинять и управлять; аргументируют свои доводы с помощью логики и фактов; мягкость, нежность и податливость расценивают как проявление слабости и зависимости.

Образу "настоящей женщины" соответствует набор совершенно противоположных признаков. Здесь подразумевается иррациональность, этика, интуиция и интроверсия. Тип личности, соответствующий им - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) или Лирик. Мягкость, женственность, обаяние и некоторая загадочность, характерные для этого типа, придают особую привлекательность представительницам прекрасного пола.

Мужчины-Лирики, которым тоже присущи эти качества, сталкиваются в жизни с массой проблем, весьма трудноразрешимых при их женственном характере. С юности они обычно являются объектом повышенного сексуального интереса, особенно для своих очень "мужественных" дуалов - девушек-Лидеров. Поскольку врожденная уступчивость Лирика уравнивает шансы претенденток на его любовь, вокруг него постоянно кипят страсти, которые иногда даже переходят в "разборки" на почве чувств, когда девушки выясняют отношения с соперницами с помощью традиционно мужских "аргументов".

В браке мужчины-Лирики легко уступают лидерство, идя по пути наименьшего сопротивления - ведь лидерство обычно подразумевает и ответственность. Но такая политика вызывает частую агрессию со стороны жены, особенно если ей кроме "женских" обязанностей (кухня, стирка, магазины), приходится заниматься еще и "мужскими" делами: прибить полку к стене, поменять розетку, вставить замок в дверь и т.д. Уклончивость мужей-Лириков в хозяйственно-бытовых вопросах порождает семейные конфликты, а их частые романы на стороне - эмоциональные взрывы. Такие браки часто распадаются, или, сохраняясь, толкают мужских представителей этого типа к разным, компенсирующим их положение, средствам: алкоголю, наркотикам, изменам и т.п.

Мы выделили только два крайних полюса во всей типологии, хотя можно проанализировать каждый тип с точки зрения его андрогинных качеств. Такой анализ был бы интересным, особенно для психологов и психоаналитиков, но важность и специфичность темы требует отдельного рассмотрения, и мы надеемся, что когда-то сможем опубликовать этот материал отдельно. Поэтому здесь мы ограничимся примером дифференцированного подхода к наличию признаков "мужественности" и "женственности" в типах по принципу убывания для обоих полов традиционно мужских характеристик:

Логико-сенсорный экстраверт (Управляющий)
Сенсорно-логический экстраверт (Лидер)
Логико-сенсорный интроверт (Инспектор
Сенсорно-логический интроверт (Мастер)
Логико-интуитивный экстраверт (Экспериментатор)
Интуитивно-логический экстраверт (Новатор)
Логико-интуитивный интроверт (Аналитик)
Интуитивно-логический интроверт (Критик)
Этико-сенсорный экстраверт (Коммуникатор)
Сенсорно-этический экстраверт (Политик)
Этико-сенсорный интроверт (Хранитель)
Сенсорно-этический интроверт (Посредник)
Этико-интуитивный экстраверт (Наставник)
Интуитивно-этический экстраверт (Вдохновитель)
Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)
Интуитивно-этический интроверт (Лирик)

Из приведенной классификации видно, что самые "мужественные" типы характеризуются сочетанием логики и сенсорики. Далее, идет четверка с логикой и интуицией. За ними - типы личности с этикой и сенсорикой. Замыкает таблицу самый "женственный" клуб этико-интуитивных типов. В жизни эта классификация подтверждается как внешними данными типов, так и их поведением.

При выборе сферы деятельности и профессии "мужественные" типы женщин часто отдают предпочтение традиционно мужским занятиям: управлению, строительству, вождению транспорта, работе в правоохранительных органах и т. п.

"Женственные" типы мужчин идут в искусство, культуру, сервис, педагогику. Сказанное вовсе не означает, что в 100% случаев мужчина, имеющий в типе "женские" признаки выглядит и ведет себя по-женски. Мы говорим о тенденции типа. При этом нужно учитывать такие дополнительные факторы, как среда, наследственность, воспитание, национальные и социокультурные традиции.

Стереотип женского характера включает такие качества как этику - способность тонко чувствовать и лавировать в отношениях; интроверсию - скромность и осторожность в поступках, ориентацию больше на свой внутренний мир и круг близких, нежели на служение обществу; интуицию - мечтательность, одухотворенность и непрактичность в делах; иррациональность - гибкость и приспосабливаемость к меняющимся ситуациям, непредсказуемость в поведении, быструю восприимчивость. Иными словами - женщина ассоциируется с типом Лирика.

Стереотип мужского характера полностью противоположный. За ним стоит: логика - объективность и разум, господствующий над чувствами; экстраверсия - активность и смелость, ориентация на внешний мир; сенсорика - практичность, расторопность в делах, реализм и лидерство; рациональность - решительность, планомерность, негибкость, устойчивость во взглядах и позициях, надежность и последовательность во всем. Получается, что идеал мужественности - тип Управляющего.

Если создавать женскую и мужскую типологию и описывать отдельно мужские и женские характеры, делать специальные опросники для диагностики, необходимо учитывать, как накладываются эти общие психологические половые признаки на каждую модель типа.

В современной сексопатологии накоплено много данных, подтверждающих, что проявления гомосексуальности и других отклонений в поведении, являются в большей степени врожденными аномалиями, а не признаками развращенности. Наблюдения показывают, что "женственные" типы мужчин и "мужественные" типы женщин чаще склонны к половым аномалиям, чем в случае совпадения половых и типных признаков.

Городская субкультура, особенно в индустриально развитых странах с демократическими традициями, более терпима к свободному проявлению гомо- или гетеросексуальных тенденций. В сельской местности, особенно в странах слаборазвитых, с сохранившимися патриархальными традициями, за природные отклонения приходится дорого платить и в психологическом, и в физическом плане.

Конечно, для благоприятных семейных отношений оптимален вариант, когда муж относится к экстравертному "мужественному" типу, а жена - соответственно к интровертному "женственному". Но, к сожалению, типы в социуме распределены неравномерно. По-видимому, на преобладание в регионах среди населения одних типов над другими влияют различные факторы: этносоциальные, климатические, ландшафтные и другие. Все они требует специального исследования.

Ограниченность вариантов выбора влияет на качество отношений в семье, психологический комфорт и воспитание подрастающего поколения.

Как известно, прочность брака напрямую не связана с романтикой любви и бурными чувствами. Статистика показывает, что чаще распадаются браки, основанные именно на чувствах. Суровые реалии жизни, вмешательство родителей, но чаще всего типная несовместимость разрушают хрупкое здание, созданное любящими. Трезвый, прагматичный подход подчас является для современной семьи более надежной основой.

С учетом уже известных нам характеристик "мужественности" и "женственности" возможны следующие варианты союзов:

А) тождества - оба партнера имеют либо "женственный" либо "мужественный" типы;
б) дополнения - один партнер относится к "женственному" типу, а другой - к "мужественному".

Американские исследователи типологии личности установили, что наибольший процент браков приходится на пары, у которых число сходных типных признаков составляет два и больше, а стремление к тождеству превалирует над комплементарностью (дополняемостью). Опрос семейных пар показывает, что дуальных (т. е. основанных на принципе дополняемости) браков значительно меньше, чем недуальных. При этом установлено, что дуальные браки бывают чаще основаны на любви, а большинство недуальных строятся на основе общих духовных или материальных интересов, уважения или авторитета.

Дуальность способна реализовать свои возможности только при том условии, что каждый из партнеров готов принять ценности другого, но очень часто эти ценности бывают антагонистичны. В союзах же, близких к тождеству, цели и средства их достижения в большинстве случаев совпадают.

В этих вариантах нет четкого разграничения по юнговским типам, они только могут указывать на тенденции отношений. В первом варианте - тождества, если оба партнера имеют "женственные" типы, отношения строятся преимущественно на эмоционально-чувственной основе, постоянно кипят страсти и выплескиваются через край. В паре "мужественных" наоборот - деловое соперничество и столкновение материальных интересов, увязание в хозяйственно-бытовых проблемах и недостаток теплоты в отношениях.

Второй вариант - дополнение, ближе к оптимальному, особенно если он подкреплен определенной автономией в сфере личных интересов. Один партнер всегда интересен другому именно своей непохожестью во всем.

По мере накопления в соционике эмпирического материала становится ясно, что первоначальные описания интертипных отношений не могут удовлетворять специалистов, работающих с реальными людьми, а не с абстрактными типами. Подтипные особенности, темпераменты, психоформы, акценты, половые различия и андрогинные качества типа ("мужественность" и "женственность") вносят свои коррективы в интертипные отношения, делают их гораздо сложнее, но одновременно помогают решать самые запутанные проблемы личной жизни.

Похожие публикации