Имена связанные с праздником рождества христова. Рождество Христово: даты, история, традиции

Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:

золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;

ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;

смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.

За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

Празднование Рождества

В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется . Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника

С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.

Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.

Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.

Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский:
  • Митрополит Сурожский Антоний

Ночь с 6 на 7 января считается самой главной в году. Это Рождественский сочельник — ночь перед Рождеством. Почему сочельник? Потому что в этот день в старину варили сочиво — пшеничный взвар с мёдом и орехами. Это постное — но сытное — блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

В сочельник нельзя принимать обычную пищу, пока на небе не появится первая звезда, напоминающая о явлении звезды на востоке. Она возвестила о рождении Иисуса Христа. Смотреть, не появилась ли первая звезда, нужно выйдя во двор: из окна звезду не увидишь — не к добру. Ещё немаловажно, что Рождество не встречают в будничной одежде — это к бедности. А ровно в полночь глава семьи открывает окно, чтобы впустить в дом Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие.

Ужин в сочельник — главное событие Рождества. Стол следует накрыть белоснежной скатертью и расставить на нём двенадцать блюд — по числу апостолов, — и все постные. Наши предки в память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешается ставить лишь с наступлением 7-го числа — Рождества.

Перед самым началом трапезы, если в доме есть иконы, следует поставить перед ними восковые свечи и прочитать молитву. Затем можно приступать к трапезе. По традиции трапеза должна быть безалкогольной. Все блюда должны быть постными, без мясной основы, без молока и сметаны. Во время трапезы следует говорить только о хорошем, о добрых делах.

Для детей в Рождественский сочельник считается хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это избавит от неудач и болезней в последующие 12 месяцев.

Как приготовить сочиво

Продукты: 1 стакан очищенных зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г очищенных грецких орехов, 2—4 столовые ложки мёда.

Зёрна пшеницы потолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, подливая немного тёплой воды. На воде из толчёных зёрен сварить обычную рассыпчатую постную кашу, охладить, подсластить по вкусу мёдом. Мак залить небольшим количеством кипятка и дать набухнуть. Растереть, добавить мёд. Всё перемешать и добавить к пшенице. В конце добавить толчёные грецкие орехи. Пшеницу можно заменить рисом.

Рождество Христово

Из истории праздника Рождество

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы) и сообщили, что на востоке на небе появилась новая звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца, поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу; и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, потому что царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Рождество в нашу жизнь вернулось не так давно. Во времена Советского Союза об этом празднике не принято было даже упоминать. Зато теперь это вполне официальный праздник, выходной день.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряженые — здесь мирно уживаются язычество и христианство. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить — мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить — мы тебя будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.

Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

Молитва Господня «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, я ко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас отлукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Рождественские вертепы

В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Беларуси более двухсот лет назад. По домам ходили христославы, славившие рождение Спасителя, а вместе с ними — группа ребят, показывавших вертеп. Вертепы бывали разные — большие, с рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.

Давайте же заглянем в окошко маленького домика-вертепа: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают Младенца дыханием... Огонёк свечи колеблется от замирающего дыхания зрителей. В неровной тени простенькие куклы, незаметно управляемые кукловодом, оживают — и свершается чудо: плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Никто уже не скажет, что рождение Христа — сказка. Всё именно так и было!

В наши дни на Рождество в церквях и храмах принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рождённому Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.

Как справляют Рождество в других странах

В Сербии Рождество Христово называется Божич — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучия дома. Цикл рождественских праздников длится вместе с подготовкой к нему больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается — 27 января, в день святого Саввы.

В Болгарии на Рождество в особый рождественский пирог — погачу — запекают старинную серебряную монету, которая передаётся из поколения в поколение. Перед тем как разрезать пирог, его осматривают: если на поверхности есть пузырики - это к семейному счастью. А самым счастливым будет тот, кому достанется кусок пирога с монеткой.

И в старые времена, и сегодня на Рождество и после него, на святочной неделе, принято гулять, играть и веселиться. А ещё на Святки принято было гадать, что православие почитало за грех. Ведь во время гадания можно встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на Святки «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без тол icy, повредить не может...».

Во время Святок различают «святые вечера» (7— 13 января) — для весёлых гаданий, «страшные вечера» (14—19 января) — для опасных, рискованных гаданий, а самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер — в ночь на старый Новый год (канун 14 января). Гадают обычно вечером, когда стемнеет. Надо выключить телевизор, музыку, убрать праздничный стол. В комнате должен быть полумрак. Пусть только ёлка сверкает огнями и мерцают свечи. Гадания требуют тишины и внимания.

Рождество – особый праздник. И даже люди, ни разу не перешагнувшие порог церкви, с упоением готовятся к его празднованию. А для истинных христиан это один из самых значимых церковных праздников. Согласно традиций праздник отмечается с размахом. Но мало кто знает, почему православные празднуют Рождество 7 января. Так как существуют и другие даты праздника, и Рождество у католиков и православных припадает на разные числа.

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.

О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.

Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.

Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.

Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.

Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.

Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.

Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Рождество – православный праздник, и верующие особенно остро и глубоко в этот день переживают встречу с Христом. Это момент, когда осознание корней и традиций празднования происходит радостно и красочно. Праздник дарит тепло и веру, разжигает в душах людей свет.

До рождения Христова люди были далеки от Бога и возможность встречи с Творцом просто отсутствовала.

Поэтому Бог вынужден был преодолеть грань, отделяющую людей смертных и грешных от жизни вечной и радостной, что проявилось явлением Божьим в образе человеческом. Он послал к людям своего сына, который и должен был рассказать людям о Царствие Божием, и привести их к вере. Именно эту встречу и празднуют православные на Рождество.

Предшествует празднику православный пост – перед Рождеством христиане придерживаются Филиппова или . Начинается пост 28 ноября и длится вплоть до Рождества. Заканчивается сорокадневный пост в рождественское утро.

Празднование же начинается со Сочельника. Вечерять семьи садятся только после появления первой звезды.

До этого 6 января не положено трапезничать. На столах должно быть , каждое из которых имеет собственное значение и важность. Основным блюдом считается сочиво, от чего и пошло название Сочельник.

С рождественского Сочельника начинаются Святки, которые длятся еще две недели. Заканчиваются Святки еще одним немаловажным праздником – Водокрещением, которое празднуют православные 19 января или 13 января по старому стилю.

Всю ночь перед Рождеством идут праздничные служения в церквях. А сутра 7 января положено разговеться, так как заканчивается пост.

Традиционно накрываются богатые столы на Рождество с , и , .

Люди поздравляют близких, родных и просто знакомых с праздником. Православное поздравление с Новым Годом и Рождеством несет добрые помыслы и пожелания веры.

Церкви и дома обязательно украшаются хвойными ветками и другой рождественской атрибутикой. Обязательно ставится и рождественская елка, которую положено украшать яркими игрушками, мишурой, огнями. Эта традиция связана с происхождением райского дерева и «райскими» яблочками на нем.

Особенно интересны рождественские колядки. Дети и молодежь еще с вечера начинают ходить по домам с пожеланиями добра.

В некоторых селениях, когда православные празднуют Рождество, сохранились традиции устраивать вертепы. На деревянном ящичке крепятся фигурки. Участники вертепа показывают при помощи этих фигурок библейский сюжет, связанный с рождением Христа. Они поют песни, читают колядки.

В благодарность хозяева благодарят их конфетами, сладостями, колбасой, деньгами.

Обязательно дарят православные подарки на Рождество. Эта традиция связана с пожеланием добра, богатства, счастья родным, близким, дорогим людям.

Подарки кладут под рождественскую ель или раскладывают в специальные сапожки, носочки.

Праздник проходит всегда весело и радостно. С застольями, песнями, плясками, поздравлениями и подарками. Поэтому праздник Рождество очень любим и детьми, и взрослыми, и даже теми, кто к православным традициям относится равнодушно или скептически.

Видео: православные истории для детей

Смотрите в видео мультфильм о Рождестве Христовом

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ. ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский , который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм о событии Рождества Христова.

Похожие публикации