Если ребенок не хочет кушать в садике. Что делать если ребенок не хочет есть в садике

Слова воспитательницы «А ваш опять ничего не ел» или «Поклевала, но что толку!» могут довести любую маму до нервного срыва. Что делать с маленьким бунтарем, который отказывается от детсадовских разносолов?

Прежде чем впадать в депрессию и угрожать вылить остатки супа ребенку за шиворот, нужно разобраться в причинах такого поведения. Вот самые распространенные из них:

1. Малышу не нравится садовская еда.

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище - в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • : геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Ужин: запеканки, тушеные овощи (свекла, тыква).
  • Напитки: чай, компот, какао с молоком, напиток лимонный, кефир, цикорий.

Конечно, полюбить все вышеперечисленные блюда не сможет ни один ребенок. Ничего страшного, если он откажется от горохового супа, но с удовольствием съест котлету и пюре.

2. Малыш - малоежка от природы, и он физически не может съесть все, что предлагают в саду.

На самом деле, по словам педиатров, это абсолютная норма. Особенно если малыш небольшого роста и обладает спокойным характером. Обычно с возрастом это проходит - к 6-7 годам начинают есть даже самые убежденные «неедяки». Обязательно попросите воспитательницу не заставлять малыша доедать подчистую все, что лежит на тарелках.

3. Отказ от еды - это бунт.

Такое часто встречается, когда ребенок только-только пошел в детский сад, у него сменилась группа или воспитательница. Ему некомфортно, и он выражает этот протест голодовкой. Ругать такого ребенка значит ухудшить его состояние. Вот правильный порядок действий:
  1. Окружите его лаской и вниманием, уделяйте больше времени;
  2. Попробуйте поиграть «в детский сад» с помощью кукол и различных фигурок. Позвольте ребенку играть роль воспитателя, и возможно, вы узнаете что-то новое об их отношениях.
  3. Разговаривайте с малышом - ему важно знать, что его любят, понимают и слышат. При необходимости вместе посетите .
  4. В самом крайнем случае подумайте о том, чтобы забрать малыша из детского сада хотя бы на полгода-год, пока кроха не дорастет до коллектива. Ведь страдает не только его здоровье, но и психика.

4. Ребенку не подходит садовский режим питания.

Конечно, если малыш привык есть в другие часы, ему будет трудно перестроиться. Вот что можно сделать:

  • немного поменять режим питания, которого вы придерживаетесь дома - кормить в выходные и праздничные дни по времени, близкому к садовскому (в 9 утра - завтрак, в 12:30 - обед, в 16:00 - полдник), без перекусов;
  • вовремя класть малыша на дневной и ночной сон и обязательно гулять;
  • не кормить ребенка перед детским садом (подумайте, а вы сами хотели бы утром съесть две тарелки каши - одну дома, а другую - на работе?);
  • выходить в садик чуть раньше и не спеша, чтобы малыш мог нагулять аппетит.
Не давайте малышу с собой конфеты или печенье. Ребенок будет знать, что у него перекус, и точно откажется от садовской еды.

5. Ребенок ест, но не наедается.

К сожалению, сегодня и это реальность, ведь на питании в детских садах экономят. Как результат - низкокалорийные продукты, маленькие порции. Поэтому если ваш кроха уже по дороге из детского сада просит есть, не думайте, что он сознательно голодает в течение дня. Возможно, он просто не наедается «садовским» меню. В таком случае все надо делать наоборот:

  • кормите ребенка

Многим родителям знакома такая проблема, когда малыш отказывается кушать. Но если дома этот вопрос легче решить и проконтролировать, в детском саду он вызывает некоторые трудности. Проблема осложняется и тем, что в таких учреждениях действует строгий распорядок и режим. И малыш, не поев в определенное время, не сможет покушать в другое, когда захочет. В этой статье мы рассмотрим, что делать, если ребенок отказывается есть в детском саду.

Почему ребенок не ест в детскому садике

Чтобы найти решение, важно выяснить, почему ребенок не ест в детском саду. Наиболее распространенной причиной является адаптационный период, когда малыш только начал ходить в садик. В первое время он должен привыкать к новым условиям и разлуке с мамой, в результате чего испытывает сильный стресс. Часто ребенок плачет, капризничает и отказывается от еды. В данном случае нужно помочь малышу адаптироваться к новым условиям. Как это сделать, мы рассмотрим ниже.

Вторая причина – ребенок не привык пище, которой кормят в детском садике. В новом месте он столкнется с разнообразием блюд, среди которых будут и новые. Кроме того, в садике вряд ли будут давать любимую еду крохи. В данном случае важно разнообразить домашний рацион ребёнка и включить блюда, которые дают в садике.

Если дома не установлен определенный режим дня, это негативно скажется на поведении и желаниях ребёнка. Если здесь он может сесть кушать, когда захочет, в садике так сделать не получится. Обязательно приучайте ребенка к распорядку дня и кормите после пробуждения не позднее 1-1,5 часа, обед и ужин давайте каждый день в одно и то же время. Со временем выработается условный рефлекс, и кроха начнет сам просить кушать в определенный момент.

Если ребенок поел дома перед садиком, там он уже не захочет кушать завтрак. Поэтому не кормите малыша перед выходом, чтобы он проголодался. Не давайте ребенку с собой конфеты и печенье, чтобы он не перебил аппетит.

Иногда отказ от еды – манипуляции со стороны ребенка, чтобы вызвать жалость, чтобы не ходить в садик или, чтобы родители забрали пораньше. Ведь он знает, что мама и папа будут переживать, что кроха остается голодным. В результате они забирают чадо из садика пораньше или вовсе иногда разрешают туда не ходить.

В этом случае важно поговорить с малышом и объяснить, что поход в садик необходим и это его “работа”. Не потакайте капризам и соблюдайте режим! Подробнее, что делать, если ребенок не слушается, постоянно капризничает и использует различные манипуляции, читайте .

Еще одной причиной, когда ребенок не хочет есть, может стать заболевание. При начинающейся простуде, гриппе или ОРВИ, аппетит значительно снижается или вообще исчезает. Кроме того, у крохи может болеть живот, наблюдаться расстройство пищеварения и нарушение стула, рвота или тошнота. В данном случае малыш ничего не ест, но каждое заболевание сопровождается и другими симптомами. Поэтому обратите пристальное внимание на состояние малыша.

Что делать, если малыш не ест в садике

  • Не заставляйте малыша кушать насильно и не ругайте его. Это может только усугубить ситуацию и напугать кроху;
  • При первом походе в садик или переходе в новый подождите, пока кроха привыкнет. Вскоре он сам начнет кушать;
  • Попросите воспитателя посадить ребенка за столик или рядом с малышами, которые быстро и хорошо кушают. Наблюдая за такими детьми, возможно он начнет подражать им;
  • Если малыш съел что-то в детском саду, обязательно похвалите его;
  • Готовьте дома подобные и примерные блюда, что дают в садике. Пусть малыш привыкает к такой пище;
  • Обязательно научите грудничка обращаться со столовыми приборами и посудой, кушать ложкой и пить из чашки без помощи взрослых;
  • Не кормите малыша перед выходом из дома и не давайте в дорогу конфеты, печенье, фрукты и другой перекус;
  • Приучайте грудничка быть благодарным людям, которые приготовили для него еду. Постарайтесь объяснить крохе, что отказ от пищи станет неуважением к повару и очень обидит его. Из-за хорошего и правильного воспитания ребенок не станет отказываться от предложенной еды;
  • Готовьте домашние блюда вместе с ребенком. Пусть он научится уважать труд повара. Обязательно похвалите кроху за старания;
  • Не забирайте ребенка из садика раньше, чтобы покормить дома;
  • Не зацикливайтесь на проблеме, не устраивайте допросы и не ругайте малыша. После садика можно поинтересоваться, чем сегодня кормили, и что ребенок съел, не более того.

Адаптация к детскому саду

Часто от еды отказываются детки, которые только пошли в садик. Нарушение привычного ритма жизни и продолжительная разлука с родителями, новое окружение и правила вызывают стресс у каждого ребенка. Особенно у малыша, который до этого не испытывал самостоятельности и не контактировал с другими детьми. Из-за этого может повыситься капризность и нервозность, появятся отказы от еды и конфликты со сверстниками. Некоторые детки замыкаются в себе и тоже перестают кушать.

Ребенка может пугать страх перед неизвестностью. Кроме того, из-за переизбытка впечатлений, новых событий, эмоций и впечатлений детская психика еще может не справиться. Крохе может не понравиться строгость воспитателей и большое количество запретов. Кроме того, теперь он должен многие вещи делать самостоятельно.

Как помочь ребенку привыкнуть к садику

  • До похода в садик обязательно обучите ребенка самостоятельному выполнению элементарных вещей, чтобы он мог кушать, одеваться и раздеваться, обуваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых;
  • За два-три месяца до похода в детский сад начинайте переходить на режим, установленный в детском саду. Особое внимание уделите режиму питания и подъему. Строго соблюдайте режим даже по выходным дням, тогда малыш без проблем вольется в новый график и ритм жизни;
  • Подробно расскажите ребенку о садике. Объясните, что это за место и зачем туда ходить. Можно сказать, что это детская “работа”, где он должен проводить день. Расскажите, чему он сможет научиться в садике, что он может играть и гулять, что он познакомиться там с новыми детками и сможет найти новых друзей;
  • Заранее узнайте примерное меню садика и приучайте ребенка к новым блюдам, если он не кушал такую пищу до этого;
    С ранних лет организуйте совместные игры, досуг и общение со сверстниками, чтобы малыш социализировался, привыкал к другим деткам и не боялся общаться;
  • Первые две недели оставляйте ребенка в садике на два-три часа и постепенно готовьте кроху к продолжительному отрыву от родителей и дома. При необходимости два-три дня можно побыть в группе вместе с малышом;
  • Постепенно и плавно увеличивайте время пребывания в садике до четырех часов, а затем и переходите на полный день. Делать это нужно, когда эмоциональное состояние малыша придет в норму, он будет хорошо спать и кушать;
  • Не кричите на кроху с утра, когда собираетесь в садик, если он что-то не успевает или вы опаздываете. Лучше помогите ему собраться;
  • Не пугайте малыша детским садом и не используйте детское учреждение, как наказание. Не говорите, что не заберете малыша вечером домой! Это вызовет сильнейший страх и стресс у крохи, а садик будет ассоциироваться со страшным местом;
  • Обязательно уделяйте внимание ребенку. Расспрашивайте, что он делал, как у него дела. Важно, чтобы малыш не чувствовал себя брошенным. А разлука с родителями не должна ощущаться так остро;
  • Но и не доставайте ребенка чрезмерной опекой. Не допускайте затянутое и сложное расставание утром, немедленное или преждевременное возвращение домой из садика;
  • Строго придерживайтесь режима и не потакайте капризам ребенка;
  • Не высказывайтесь негативно в адрес воспитателей и детского учреждения при ребенке. Он будет чувствовать негатив и недовольство по отношению к садику.

В любом случае у ребенка должен быть адаптационный период, при котором он начинает ходить в садик только на два-три часа. Причем в первое время это лучше делать в сопровождении родителей. Постепенно увеличивайте время нахождения в садике, и уже через месяц малыш сможет спокойно оставаться там.

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

В детском саду ребенка ожидает множество перемен, в том числе и переход на другое питание

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: );
  • метод манипуляции взрослыми.

Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов - например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.

Воспитательница - главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети.


Если дома ребенок привык есть только один тип пищи, в садике ему сложно переключиться на непривычные блюда

Считается, что избирательность в еде - проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась - например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.


Причиной плохого аппетита может стать шатающийся зуб или опухшая десна

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество - важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.

Соблюдение режима дня дома помогает ребенку скорее привыкнуть к правилам дошкольного учреждения

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду - кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек - проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Петрова Татьяна
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»

Консультация для педагогов

«Как научить ребенка есть в детском саду »

«Не буду, не хочу, не нравится!» – говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в детском саду . Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежеланием малышей вкушать блюда, приготовленные опытными поварами-профессионалами. И причина этого вовсе не в поварах. Причину, пожалуй, надо искать в семье ребенка .

Чаще всего ситуация оказывается до банального проста – дело в том, что домашняя еда очень отличается от пищи, которой кормят детей в детских садах . Малышам бывает трудно перейти от бабушкиных отбивных из куриной грудинки на рыбные котлеты и гарнир из отварной моркови, и поэтому они отказываются кушать.

Некоторые дети только в детском саду узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. У некоторых детей появляется даже рвотный рефлекс на какое-то блюдо. Можно даже составить статистику, какую еду дети едят в саду , а какая практически у всех остается нетронутой.

В этом случае стоит провести беседу с родителями, если они заинтересованы, чтобы ребенок хоть что-нибудь съедал, они прислушаются.

Родителям можно посоветовать включать в меню следует только те блюда, которые дети употребляют в детском саду , ибо в большинстве случаев домашняя пища сильно отличается от детсадовской . Если в свое время ребенок будет употреблять в пищу борщ, запеканку и кисель дома, то, вероятней всего, он будет есть это с удовольствием в детском саду . Также важным является сам способ приготовления пищи. В детских садах еда не содержит большого количество приправ, жиров и различных специй. Следовательно, родителям следует готовить такую пищу, тем более что изобилие приправ и специй не самым лучшим образом влияет на пищеварительную систему.

Есть еще несколько причин, по которым ребенок не ест в детском саду .

Это может быть скрытый протест против воспитателя (который не нравится, против сверстников (с которыми ребенок не может найти общий язык) и даже против родителей (которые заставляют идти ребенка в детский сад ) . Причиной может быть элементарное упрямство. Чем больше уговариваешь ребенка , тем обратнее результат, стоит только не обратить внимание, как он сам начинает есть .

Одной из причин может быть подражание, когда по каким-либо причинам одному из детей позволяется не садиться за стол.

Очень часто родители при ребенке говорят , чтобы ребенка не заставляли есть , что ребенком понимается как одобрение его плохого аппетита.

Бывает, что малыш отказывается есть из-за неаппетитного вида блюда, например, гороховой каши, заляпанной скатерти.

Примеры сервировки стола и оформления блюд. (Презентация к консультации )

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть . Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами.

Но в желании воспитателя и родителей накормить ребенка очень важно не навредить ребенку , не перейти тонкую грань, когда забота превращается в насилие.

Стоит ли насильно заставлять ребенка есть ?

Родители стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами : от мягкого "За маму, за папу, за бабушку. " до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.

Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении , - рассказывает детский психолог , кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки. Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема : с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть .

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком . Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом".

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть , не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома , но и в детском саду , а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями. Став старше, ребенок , скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т. п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

В любом случае воспитатели в этом вопросе должны индивидуально подходить к каждому ребенку , совместно с родителями выявляя причину плохого аппетита, нежелания есть .

Примеры игровых вариантов.

«Королева Стола и король» . Корона надевается ребенку , который лучше всех поел.

«Почетный стол» на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.

Медаль «За самую чистую тарелку»

Игра «Ресторан»

Чтение книги. Ребенок заслушивается и забывает, что не хотел кашу. Доказано, что за просмотром мультфильмов ребенок съедает больше , ест, что дадут.

Можно договориться с малышом о простом правиле : «Если не хочется есть , съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».

Когда ребенок идет в сад – это само по себе большое испытание, как для него, так и для его родителей. Но еще больше тревоги вызывает ситуация, если ребенок отказываться есть в саду. Почему это происходит? И что с этим делать?

Когда ребенок поступает в детский сад мамы и папы стремятся сделать все для того, чтобы ему там было хорошо. Ведь в дошкольном учреждении малышу предстоит провести 2-3 года, и хочется, чтобы это время было запечатлено в памяти как счастливые картины детства, а не кошмарные моменты из фильмов ужасов. Родители активно участвуют в жизни сада, модернизируют окружающую обстановку, обновляют детскую площадку, покупают развивающие игрушки и яркие наборы для творчества, но как только они сталкиваются с проблемой отсутствия аппетита у ребенка, часто остаются сами с ней наедине.

Сотрудники детского сада не могут или не желают им помочь. Что, впрочем, одинаково грустно. Давайте обсудим, что могут сделать сами родители, чтобы ребенок был сыт в детском саду? И какие действия они вправе требовать от воспитателей?

Меню, пожалуйста! Или почему ребенок не ест?

Не секрет, что еда, приготовленная в домашних условиях на порядок вкуснее той, что предлагают детям повара детского сада. И вины в этом самого дошкольного учреждения, безусловно, нет. Просто домашний стол более разнообразный, родители готовят с учетом пожеланий ребенка и приправляют еду нежной трепетной любовью.

В то время как в детском саду еда, как правило, обезличена. Малыш не знает, кто ее приготовил, у него вызывают беспокойство новые вкусовые оттенки, и как следствие, включается механизм самозащиты: «не буду есть, как бы чего не случилось!».

Решить эту проблему предельно просто. Нужно объяснить ребенку, что родители всецело доверяют сотрудникам детского сада. Добрые повара готовят деткам питание из хороших и свежих продуктов, и хотя меню отличается от домашнего, оно такое же полезное, и что совершенно точно – безопасное.

Если это не приносит свои плоды, и ребенок по-прежнему капризничает, не желая поднести даже ложку ко рту, проблему стоит изучить всесторонне. Ищите причину, по которой ребенок не желает есть!

«1, 2, 3, 4, 5 – я иду искать!» Или где прячется аппетит?

Как вы уже догадались, самой распространенной причиной игнорирования кашек и супов в детском саду ребенком является отсутствие аппетита. Не будем сейчас говорить о медицинских аспектах этого факта, это в компетенции детского врача. Но обозначим главные моменты, чтобы вы, дорогие родители, знали, как ситуацию изменить к лучшему.

Медицинские трактаты говорят о том, что потребность в еде у каждого человека разная, сугубо индивидуальная. Вы это знаете по себе. Вам может быть удобно вставать рано утром и завтракать, другие же люди могут поглощать пищу не ранее полудня. И это нормально! Важно другое, потребность ребенка в еде должна совпадать с распорядком питания в детском саду. Потому, готовясь к поступлению в сад, имеет смысл заранее согласовать время завтрака, обеда и ужина.

Еще один момент, потребность ребенка в еде также обусловлена генетическим фактором, проще говоря, зависит от интенсивности роста. Если мама и папа дошкольника невысокого роста, закономерно, что ребенок будет кушать чуть меньше, чем другой малыш, у которого родители могли бы входить в сборную России по баскетболу. Это кажется невероятным, но это факт.

И последнее, во многом аппетит зависит от энергозатрат ребенка, чем больше он двигается, тратит своей энергии, тем лучше у него аппетит. Приведем пример для сравнения.

Как вы думаете, какой из двух малышей быстрее справится со своей порцией еды: тот, который весь день провел на коврике в детской, увлеченно рисуя или тот, который бегал, прыгал, принимал участие в активных играх? – Ответ очевиден! Отсюда следствие: если здоровый малыш отказывается от еды, первое, что нужно сделать – «активизировать» его. Для этого начать делать утреннюю зарядку, по возможности закаляться, больше времени проводить на свежем воздухе и, конечно же, – играть, бегать, веселиться.

«Ни-че-го я не хочу!». Или избирательная проблема

Если ребенок до посещения детского сада был избирательным в еде, не стоит ожидать, что проблема разрешится сама собой. Часто она, наоборот, усугубляется. Склонности и привычки малыша не дают ему комфортно жить в коллективе, есть то, что кушают все дети, так как хочется чего-то «сладенького и особенного». Не будем заострять внимание на том, что это педагогические ошибки воспитания взрослых, лучше расскажем, как выпутаться из собственноручно сплетенных сетей.

Интересна позиция в этом вопросе доктора Комаровского. Если ребенок не желает есть суп (до чего же он вкусный и ароматный!), лучшим выходом из ситуации будет нагулять аппетит. Единственное лекарство, которое спасет капризулю – чувство голода. Малыш побегает, попрыгает, немного устанет и с удовольствием проглотит все то, что приготовили для него заботливые родители.

Единственная сложность в трудном процессе «переучивания» ребенка и прививания ему новой культуры еды в том, что родители часто сами не выдерживают жесткости в этом вопросе, рано сдаются и идут на поводу малыша. А последнего, кстати, хлебом не корми, а дай сосисок, бананов и конфет.

Но если вы желаете, чтобы ребенок вырос «всеядным», этот путь придется пройти. Естественно, по дороге к финишу нужно исключить или уменьшить количество перекусов. Не давать ребенку конфет, яблок и печенья. И вот тогда, в нужное время и обозначенный час, ребенок с легкостью справится с супом, а может и попросит добавки.

Ребенок не ест в саду. Действия родителей

Давайте попробуем сложить последовательный алгоритм действий, что нужно делать взрослым, если малыш противится еде?

1. Выработайте совместно с воспитателем единую тактику. Четко обозначьте, как поступать сотрудникам детского сада, если ребенок отказывается есть, или не доедает свою порцию. Разумеется, наставить в этом вопросе «кормите любой ценой!» не стоит. Не ест – не насилуйте!

2. Попросите воспитателя задействовать вашего ребенка в сервировке стола к обеду. Обычно дети, которые прикладывают усилия в накрывании на стол, затем с удовольствием поглощают пищу.

3. Дома вместе с ребенком воспроизведите обстановку трапезы в детском саду. Усадите за обеденный стол игрушки малыша или накройте ребенку вместе с друзьями. Пообедав пару раз в компании, ребенок избавится от чувства тревоги и вместе со всеми станет есть предложенные блюда.

4. Измените отношение ребенка к еде. Готовьте вместе с ним разнообразную пищу, чтобы он привык к различным вкусам.

5. Попробуйте уменьшить калорийность домашнего рациона. В перспективе это приведет к улучшению аппетита. Главное, чтобы меню малыша по-прежнему было сбалансированным.

6. Разговаривайте с ребенком, говорите ему о том, как важна для детского организма еда. «Невозможно вырасти большим и сильным, если не ешь кашу» - это закон.

7. Никогда не сопровождайте процесс поглощения пищи нотациями или разговорами о проблемах. Иначе у ребенка может возникнуть плохие ассоциации, когда пища ассоциируется с неприятными моментами жизни, вызывает беспокойство.

8. Проявите терпение! Если ребенок плохо кушает, обыграйте эту ситуацию в сказках и играх. Почитайте с малышом мотивирующие сказки, посмотрите мультфильмы, в которых главные герои все вместе обедают за обеденным столом. Нарисуйте семью зайцев, которая дружно ест морковку и белочек, дружно грызущих орешки. Помните, все в ваших руках.

Приятного аппетита!

Похожие публикации