«Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках биологии» - Урок. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках биологии Темы духовно нравственного воспитания на уроках биологии

Духовно - нравственное воспитание на уроках биологии

«Ребенок восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи - развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника»

«Основными воспитательными целями изучения биологии в школе являются:

Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

Воспитание ценностного отношения к живой природе. Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму.

Посредством изучения биологии создаются условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя:

- Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

- Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

- Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

- Патриотический - компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

- Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»

Это способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Средства духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии: оформление кабинета; использованние литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток!

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:

    нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

    патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

    здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

    гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

    политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

Из опыта работы.

Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства.

Создание нового отношения человека к природе – задача, вытекающая из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем» , говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения , а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Урок по теме «Растение - целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и органов растения» ( VI класс)можно начать следующим образом. На доске вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь» под общим названием «Береза в произведениях великих художников». Звучат слова учителя: «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной зеленью распустившейся березы (обращаемся к картине «Березовая роща»)! Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою корой (обращаемся к картине «Золотая осень»)! А зимой, когда после морозного тумана иней обсыплет тысячами блестящих кристаллов свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце, подобно алмазному дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем, которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном убранстве? (Обращается к картине «Берлинская лазурь».) Словно видишь перед собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели, повиснув в воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.

И как контраст - другие «слезы» березы.

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут -

То вместе с ними стонет мать-земля».

И далее учитель говорю о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели; напоминает о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.

Не менее важной нормой нравственности человека является чувство патриотизма. Это чувство – могучая движущая сила общества, проявляющаяся в гордости за свою Родину, за ее мощный прогресс, в настойчивом желании участвовать в созидательном труде, внести свой вклад в развитие и процветание своего родного края, своей республики. Чувство гордости за страну воспитывается на тех уроках, на которых сообщаются данные о наших растительных и животных богатствах и о мероприятиях государства по охране и воспроизведению этих богатств (о деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т. д.). Например, учебный материал по темам: «Млекопитающие» рассматривается на уроках биологии в 7-м классе.

Патриотизм воспитывается у учащихся и посредством чтения научно-популярных книг и статей в учебниках нового поколения курса биологии о достижениях отечественной биологической науки, о жизни и деятельности выдающихся ученых-биологов, селекционеров.

При изучении в 7 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой врач И.В.Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого счастья, на земле, такого прекрасного, что за представление о нём можно отдать всё, что есть личного, и самую жизнь» . А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А.Деминского: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное

расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.»

Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам учёных.

При изучении темы в 6 классе «Вегетативное размножение растений» мы знакомимся с выдающимся украинским поэтом и художником Т.Г.Шевченко, который находясь в ссылке (крепость Новопетровское) был лишён права писать и рисовать, тогда он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной степи возник чарующий оазис. Это своего рода подвиг великого поэта. Обсуждаем с учениками, какой способ размножения использовал в своей работе Шевченко.

При изучении темы «Распространение плодов и семян» знакомлю учеников с известным учёным-астрономом Н.А.Морозовым. Он был многие годы заточён царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.

При изучении в 9 классе темы «Основы селекции » рассказываю детям о подвиге учёных которые в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись: Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…

В 8 классе при изучении темы «Жизненная ёмкость лёгких» объясняю, что особенно велика она у людей, занимающихся спортом, знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.

В практике работы наметилась определенная система работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, которая включает в себя следующие элементы:

Анализ и отбор содержания учебного материала, важного для воспитания учащихся;

Ознакомление школьников с фундаментальными основами биологической науки, с диалектическим подходом к изучению явлений;

Широкое использование связей биологии с другими учебными предметами, включение биологических знаний в общую систему знаний о научной картине мира;

Применение специальных вопросов и заданий, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности мировоззренческих знаний;

Выработку у школьников ценностного отношения к живой природе, умений применять знания в практической деятельности;

Использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность учащихся и способствующих выработке духовно-нравственных убеждений.

Духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»


(кустовое методическое обьединение)

Петрова Людмила Григорьевна
учитель биологии МОУ «Рудногорская сош»
первой квалификационной категории

п. Рудногорск
Нижнеилимский район
Иркутская область
2013 год

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности
№1 Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.№2«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:-Нравственный предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.-Гражданственный формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.-Политехнический предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.-Патриотический компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.-Здоровьесберегающий предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)
№3Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

№4
Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.
№5
Диалог
В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.
Обратимся к конкретным примерам. Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации. Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия. В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.
№6
Оценка информационного воздействия на учеников
Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»
Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно.История героизма врачей и ученых проверяя на себе воздействие холерных бацилл. Сохранение коллекции семян в бло¬кадном Ленинграде это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена хлеб будущего.
№7
Ролевые и деловые игры
Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.
Тема: Влияние человека на животный мир
После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

№8
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.
По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока. Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.
На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.
Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ «ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»
Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути. (Китайская пословица)
Землетрясения, наводнения, извержения в
Содержание предмета биологии является благодатной почвой для нравственного воспитания учащихся. На протяжении всех лет обучения (с 6 по 11 класс) основным объектом изучения является живой организм.
Именно поэтому, изучая особенности строения живых организмов, значение их в природе, ребята практически на каждом уроке обращаются к таким общечеловеческим ценностям как добро и зло, гуманное отношение к живому.
Необходимо умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к Родине, к родной природе; чувства милосердия и сострадания, содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.
№9
На протяжении нескольких лет нами собиралась коллекция стихотворений, пословиц, цитаты из художественных произведений, высказываний известных людей, которые можно использовать на уроках биологии, предлагать их учащимся для обсуждения.
На уроках мы используем репродукции картин русских художников, зачитываем выдержки из художественных произведений, стихотворения, показывающие красоту природы.
№10
Воспитание должно охватывать не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний. Как сказал Платон - «Созерцая прекрасное, человек возвышает себя»
На уроках, посвящённым темам охраны растений и животных, воспитываются у школьников чувства милосердия и потребности оказывать помощь нуждающимся.
№11
При изучении организма человека мы стараемся показать учащимся ценность жизни человека, природы, планеты Земля, гармонии в отношениях человека и природы.
Большое значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно- психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак.
Воспитывать школьников как будущих отцов и матерей – это значит воспитывать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлому, половой распущенности.
Хочется вспомнить слова Сухомлинского В.А.: « Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у Вас будут дети. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а, прежде всего великое творчество»
Вывод:
Необходимо затронуть материалом сердца учеников, взволновать и заставить думать. Между знанием, как себя вести, и между правильными действиями лежит огромное расстояние, которое не пройти за один урок. От требования «Ты должен» к состоянию «Я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. И чтобы это произошло, нужно повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте своей деятельности, так как один поступок ещё ни о чём не говорит.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

2013 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания — воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, — все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка — природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. — заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» — 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. — М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

Нравственное воспитание на уроках биологии через
личностно ориентированный подход к образованию

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно. В силу специфики нашей профессии мы бываем свидетелями того, что многие дети в кругу своих сверстников при обсуждении различных проблем высказывают очень умные мысли, дают правильные советы. Но, оставшись один на один с действительностью, ведут себя совершенно иначе.
Почему так происходит, где были допущены ошибки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Можно лишь попытаться пересмотреть те приемы и методы, которые мы применяем в своей деятельности.
Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?

Помочь нам, педагогам, в решении этой проблемы поможет использование личностно ориентированного подхода к образованию. С одной стороны, это предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Личностно ориентированный подход предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развития ученика и стремление к ним.

Можно сказать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»

Основные человекообразующие функции личностно ориентированного образования следующие:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средством реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение своей жизни с их учетом;
социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.
Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.
Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.

Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации через три основных признака.

 Первый признак – на уроке используется диалог. Диалог весьма важен, т.к. является тонким «инструментом» прикосновения к ребенку. В процессе диалога происходит осознание учеником своих глубинных личностных ценностей и пристрастий.

 Второй признак – на уроке используется задача как содержание учебного материала. Она должна обладать смысловой значимостью для школьников.

 Третий признак – игра как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.

В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Обратимся к конкретным примерам.
Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации.

Тема: Домашние животные

Дети очень любят рассказывать о своих домашних питомцах. У них есть такая возможность, но вначале мы беседуем о том, какие животные называются домашними, почему их так назвали? С какой целью человек стал приручать диких животных? Чем домашние животные отличаются от сельскохозяйственных? О чем нужно подумать каждому, желающему завести домашнего питомца?
Работаем с отрывком из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР МЕЖДУ ЛИСОМ И МАЛЕНЬКИМ ПРИНЦЕМ
- Пойди взгляни еще раз на эти розы, - предложил Лис Маленькому принцу. – Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пришел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ни что. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он неединственный в целом свете. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это я ее поливал каждый день, ее, не вас, накрывал стеклянным колпаком, ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай! – сказал он.
- Прощай! – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдал ей свои дни.
- Потому что отдал ей свои дни, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу.
- Я в ответе за мою розу, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Чтобы детям легче было понять смысл прочитанного, задаю им вопросы.
Кого в своей жизни приручили вы?
Расскажите, в чем заключается ваше особое отношение?
Чему Лис научил Маленького принца?
Как вы считаете, будет ли у вас много настоящих друзей, если вы воспользуетесь советами Лиса?

Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе

Из курса «Мир вокруг нас» дети знают о формах воды в природе, ее значении в жизни живых организмов, о том, что вода «не стоит на месте». Для обобщения знаний читаю сказку В. Леви.
КАПЛЯ
Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала.
Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то…
Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат.
Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация… А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке… Я могла бы быть брызгом ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда… Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а…»
Нет не упала наша Капля, не упала, а… Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже.

Ребята, какую красоту имел в виду автор?
Кто-то скажет, что капля воды сама по себе красива. У некоторых возникнет мысль, что вырастут красивые цветы, напоенные водой. Кто-то увидит красоту снега, правильную форму снежинки, морозные узоры на стекле.
- А можно ли, по вашему мнению, Каплю сравнить с Человеком? Тогда о какой красоте в этом случае пойдет речь?

Использование данного произведения помогает заставить детей задуматься не только о физической красоте человека, но и о красоте духовной, красоте его поступков.

Тема: Семейство Сложноцветные

Знакомимся с особенностями строения цветка растений данного семейства, выясняем, почему оно так названо. Рассматриваем гербарии и рисунки растений. Рассказываю о культурных растениях и, в первую очередь, о подсолнечнике. Спрашиваю:
- Почему растение так названо?
- А какие эмоции испытываете вы, видя это растение?
Далее зачитываю рассказ В.А. Сухомлинского

ПОДСОЛНЕЧНИК ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит темный, молчаливый, будто ждет чего-то настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только поле цветущих подсолнечников горит-пламенеет. От них будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный день в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучи, и выглянет голубое небо. Снов радостно засмеется поле.

Ребята, каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?
Э. Роттердамский сказал: «Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой».
- А как называют человека, который радостно воспринимает жизнь? Встречались ли вам оптимисты, и какое впечатление у вас осталось после общения с ними?
- Как вы думаете, почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир? Влияет ли возраст человека на восприятие мира?

Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия.

Тема: Значение и охрана птиц

Вначале мы обсуждаем причины, в результате которых сокращается численность птиц. После говорим о том, что в последнее время участились случаи вывоза из зарубежных стран редких и экзотических животных, содержать в неволе которых очень сложно. Дети сами высказывают мысль о том, что в клетке, в вольере без должного ухода и внимания животные чувствуют себя плохо, часто погибают. В ответ на это читаю им индийскую сказку.

О КУПЦЕ И ПОПУГАЕ
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить в Бенгалию по торговым делам.
- Я уезжаю. Что привезти тебе? – спросил попугая купец.
- Я по твоей милости ни в чем не нуждаюсь, - ответил попугай, - но все же у меня к тебе есть просьба. В Бенгалии на таком-то поле растет большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.
- Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.
В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева.
Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнес эти слова, попугай пошатнулся и свалился кверху лапками на дно клетки.
Купцу было очень жаль попугая, и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти его друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.
А попугай вспорхнул и улетел.

Далее работаем с текстом.
Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в клетке?
Каким образом попугай добился свободы?
Есть ли у вас попугай или другие птички? Как вы думаете, хорошо ли им живется? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?

Некоторые животные, выброшенные нерадивыми хозяевами на улицу, попадают в зоопарки и цирки. Бывали ли вы в зоопарке, и какие ощущения у вас остались после этого посещения? Читаю стихотворение Л. Татьяничевой.

Степной орел в вольере душной
Себя не чувствует орлом.
Глядит устало, равнодушно
В квадратный сетчатый проем.
Его глаза горчично-желты,
В них отрешенность, а не крик.
Стуча о клетку клювом стертым,
Бормочет что-то, как старик.
А он бы вправе крикнуть людям,
Чей кров непрошенный обрел:
«Как вы могли меня принудить
Забыть о том, что я – Орел!»

Тема: Внешнее строение и образ жизни рыб

После обсуждения основных вопросов темы спрашиваю:
- Ребята, как вы понимаете смысл поговорки: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше?»
Дети высказывают свое мнение, а я продолжаю.
- Скажите, а где человеку лучше и что он может сделать для того, чтобы изменить свою жизнь?
Предложений и мыслей много. Далее предлагаю послушать следующую философскую сказку В.М. Лизинского.

РЫБА
Рыба плавала в своих глубинах и жаловалась себе на то, что кругом одно и то же, что жизнь идет размеренно и однообразно. Иногда, встречая старых толстых рыб, она, молодая и гордая своей молодостью, спрашивала: и что, это называется жизнь, и так все время плыть неизвестно куда, в этой мглистой темноте? И отвечали ей старые израненные временем и природой, философические бойцы: не спеши, в тишине есть скрытая, удивительная простота и радость. Фи! – отвечало им молодое создание и выпрыгивало из воды, чтобы оглядеться и расширить свое представление о мире.
Но однажды, разыгравшись и развеселившись, молодое дарование угодило на удочку и увидело, и услышало, и почувствовало, как бородатый рыбак стал выдирать с болью крючок из рыбьих жабр, а потом, невзирая на мольбы и стоны, бросил юнца в корзину к его собратьям. Придя в себя, юнец напористо стал спрашивать у прижавшихся к нему рыбин: что же теперь будет? Съедят тебя – отвечали соседи. Грустный он стал оплакивать свою несостоявшуюся судьбу. Вечером рыбаки стали отбирать рыбу для ухи и для жарки, при этом они пили водку, крякали и обсуждали рыбьи достоинства. И так получилось, что юнец их не вдохновил, и они бросили его обратно в море. Надышавшись воды, юнец отважно поплыл в неизвестность.

Продолжаем дискутировать.
- Ребята, а как вы относитесь к позиции главного героя сказки?
Вот здесь проявляется весь спектр детских ощущений: кому-то жалко, кто-то абсолютно безразличен, но есть и те, кто позлорадствовал, мол, нечего было из воды высовываться.
Парирую собеседнику:
- А что, лучше жить по принципу «Моя хата с краю, ничего не знаю?» Очень жаль, что среди вас есть те самые «юнцы», которые не знают, чего хотят от жизни. Поверьте, с таким безразличным отношением ко всему будет сложно найти свое достойное место в обществе.

Конечно, достучаться до каждого очень сложно, но если систематически уделять этой работе хоть немного времени, уверена, эффект будет.

Тема: Введение. Биология – наука о Жизни

В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.
Не дай нам, Господи, сорваться!
Нам слово Божие верни –
В мелеющую речь славянства,
В горячечную речь Чечни.
Чей мальчик в маске или в каске?
Он в Нальчике шел в первый класс…
Обертывается эхом Кафки
Братоубийственный Кавказ?!
Спать не дают мне безыскусные
Слова танкиста среди тел:
«Я не могу наматывать на гусеницы
женщин и детей».
(А. Возиес)

Христианская заповедь гласит: «Не убий». Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара – дара жизни – большой грех. Убийство считается одним из смертных и самых страшных грехов.

«Иногда мы слышим упрек: «Около двадцати веков христианство проповедует любовь к ближнему, но эти проповеди не могли помешать тому, что время от времени человечество ввергалось в кровопролитные войны». Хотелось бы спросить: сколько времени существует медицина? Как будто очень много, и, не смотря на это, люди болеют. Мы не знаем. Что было бы с человечеством, если бы медицина не боролась всеми доступными ей мерами с эпидемиями. Мы не знаем и того, что было бы с человечеством, если бы христианская религия не боролась, в частности, с войнами и людскими пороками». (Св. Лука)
Обращаюсь к классу. На кого и почему, по вашему мнению, не распространяется норма «Не убий»:
на комаров;
на всех животных;
на инопланетян;
на врагов Отечества;
на личных врагов;
на убийц;
на кого-то еще?
В очередной раз говорим о том, что у человека нет права решать, кому даровать право на жизнь, а кому нет.

Оценка информационного воздействия на учеников

Обратная связь способна и должна предоставлять оперативную информацию психолого-педагогического характера, которая дает возможность отслеживать образовательный процесс в целом. Обратная связь состоит в том, что ученик (ученики) или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других или друг друга с целью его оценки, коррекции.

Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»

Тема: Развитие представлений о Вселенной

Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно, осмелившегося открыто бороться со всеобщим убеждением в неизменности и конечности мира, освещенным авторитетом Церкви. Он не только поддерживал мнение Н.Коперника о том, что Солнце – относительный центр мира, но и утверждал, что Солнце – не единственное светило во Вселенной. Оно, как и Земля, - лишь рядовое небесное тело. Выступая за научное знание, раскрытие законов природы, преодоление примитивных суеверий, Дж. Бруно был неугоден Церкви и был сожжен как еретик на костре инквизиции.

Тема: Торфяной мох. Образование торфа

Шел 1919-й г. На севере нашей Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начина¬лось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Новотельное вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навоз¬ную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хо¬рошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.

Тема: Иммунная система организма
История героизма врачей и ученых никогда не закончится...
Холера давно была извест¬на в Европе и наводила ужас на людей. Индия, Африка, Китай, Россия были зна¬комы с ее опустошительными эпидемия¬ми. В 20-х гг. 19 века в эпидемию холеры в Одессе умерла половина всех заболевших. В 1830 г. холера вспыхнула в Москве, что совпало по времени с пуш¬кинской Болдинской осенью, когда поэт не мог возвратиться в белокаменную к своей красавице жене. В августе 1831 г. холера собрала свой страшный урожай в Берлине и Гамбурге. Причем некоторые города Германии болезнь как бы обошла, шагнув во Францию, Англию и через океан - в Северную Америку. В 1892 г. в Германии вновь вспыхнула эпидемия хо¬леры. В Гамбурге заболели 18 тыс. чело¬век, из которых 6 тыс. умерли.
Макс Петенкофер - первый, кто встал на пути холеры. Его опыт был произведен 7 октября 1892 г. Чтобы доказать правильность защищае¬мой им теории, он на глазах многочис¬ленных свидетелей выпил взвесь холер¬ных вибрионов. Результат этого опыта, похожего на самоубийство, был удивите¬лен: Петенкофср не заболел! Опыт ученого повторил его уче¬ник Рудольф Эммерих и тоже остался жив. Но два других ученика, молодые ученые, повторившие смертельный опыт великого гигиениста, погибли от холеры. Макс Петенкофер, не пережив трагедии, застрелился. Было сделано главное - эк¬сперимент на людях.
И другие исследователи проделывали этот опыт, проверяя на себе воздействие холерных бацилл. В этой связи следует назвать, прежде всего, русских врачей - это И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, Д. К. Заболотный, И. Г. Савченко. В 1888 г. Николай Федорович Гамалея первым пред¬ложил использовать для защиты от холе¬ры мертвые бациллы. Их безвредность он испытал вначале на себе, а затем на своей жене. Даниил Кириллович Заболотный и Иван Григорьевич. Савченко приняли в присутствии комиссии врачей заразное начало, предварительно проглотив опре¬деленную дозу убитых микробов. Влади¬мир Хавкин, много лет проработавший в Индии, без ущерба для здоровья ввел себе вначале небольшую дозу ослабленных ба¬цилл холеры, а затем более крупную свежих. В результате он открыл возможность бациллоносительства у человека, способ¬ного заражать других людей.
Опыт, проведенный на себе Ильей Ильичем Мечниковым, протекал очень дра¬матично. Тогда во Франции, где он рабо¬тал, свирепствовала холерная эпидемия. Мечников, получивший в 1908 г. Нобе¬левскую премию за свои бактериологи¬ческие исследования, проглотил большое количество «холерных запятых» и остался здоров. Примеру Мечникова последовал его ассистент Латапи. Результат был тоже отрицательный. Тогда третий сотрудник лаборатории проделал над собой то же самое. Это был доктор Жюпий. Он забо¬лел настолько тяжело, что его жизнь ви¬села на волоске. Мечников был потрясен и заявил, что покончит с собой, если Жюпий умрет. К счастью, он выздоровел. Благодаря работам этих ученых совре¬менная медицина располагает профилак¬тическим средством - вакциной против холеры, которая принимается через рот и защищает людей от заболевания. Она помогает локализовать и ликвидировать очаги холеры.

Тема: Первое эволюционное учение

В историю науки он вошел под именем Ламарка. Имя его полностью – Жан Батист Пьер Антуан де Монэ, шевалье де Ла Марк. Когда-то у некоторых народов считалось – чем длиннее имя у человека, тем больше повезет ему в жизни. Увы, длинное имя Ламарка не спасло его от неудач. Ему не везло при жизни, ему не везло и после смерти – даже могилу великого ученого «потеряли», и прошло много десятилетий, прежде чем люди оценили тот огромный вклад в науку, который сделал этот человек.
С детства он мечтал быть военным, а его отдали в иезуитскую школу, готовя к карьере священника. Он хотел стать музыкантом, а вместо этого сделался конторщиком в банке. В конце концов, увлекшись ботаникой он стал одним из признанный авторитетов в этой области, но был назначен на кафедру зоологии
Благодаря кропотливому труду и прозорливости, Ламарку смог увидеть и доказать то, что до него никто еще не делал. Он является автором первого эволюционного учения. Но обстоятельства складывались так, что буржуазия, которая пришла к власти во Франции, решила – ей не нужны никакие учения, которые хоть чуть-чуть намекают на малейшие изменения.
Но ученый не останавливался на достигнутом. Забытый всеми, он продолжал работать даже тогда, когда почти полностью лишился зрения. Его мысли записывала дочь. Спустя много времени именно эти рукописи позволили восстановить доброе имя Ламарка.
Умер ученый в полной нищете и забвении.

Описывают еще один интересный факт его биографии. Когда он, болел желтухой, вынужден был долгое время жить в мансарде, никуда не выходя. Многие в таком положении выглядели бы несчастными и жалкими, но не Ламарк. Он лежал в своей маленькой клетушке и сквозь единственное чердачное оконце следил за плывущими в небе облаками. И по прошествии долгих месяцев тщательных наблюдений он выполнил работу по анализу видов облаков и предсказанию погоды по ним. Он установил, какую погоду предвещают густые кучевые и протянувшиеся по небу тонкие пальцы перистых облаков. Благодаря этой работе Ламарк может по праву занять место в ряду выдающихся ученых-метеорологов.

Тема: Прокариотическая клетка

…Это было в Испании около 800 лет назад. Испанцы воевали с маврами за обладание Пиренейским полуостровом. Борьба длилась много лет; мавров постепенно оттесняли в южному побережью.
Испанцам удалось взять Кордову. Правитель города эмир Альмансор отступил вместе с остатками армии. Нечего было и думать продолжать вооруженную борьбу. Но Альмансор решил сражаться до конца, любыми средствами и любой ценой…
…К лагерю испанцев подошел человек. Часовые с удивлением узнали Альмансора. В знак повиновения и раскаяния он был босой, с непокрытой головой. Сдаваясь на милость победителей, он готов был принять христианство и отречься от ислама. Испанцы уважали храбрых противников. Пленник был с почетом принят военачальниками и крещен. Король пожаловал ему титул гранда.
Через несколько дней Альмансор заболел. Но заболел он не один – ужасная болезнь поразила всех, кто входил в его палатку, кто ел и разговаривал с ним. Это была чума. Скоро болезнью было охвачено все войско испанцев. Почти каждый больной умирал.
Умер Альмансор. Но перед смертью рассказал, что нарочно заразился чумой в приморском городе, чтобы истребить испанское войско и отомстить завоевателям.

Тема: Происхождение культурных растений

Большую роль в изучении мест произрастания диких предков культурных растений сыграли экспедиции, организованные Н.И. Вавиловым. В путешествиях этот человек вел себя героически в нестандартных ситуациях. Но еще обльший подвиг был совершен им и его сотрудниками в годы Великой отечественной войны.
В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа – 14 ослабевших от голода человек, не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Пе¬чальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов - хранитель риса, А.Г. Щукин - хранитель масличных культур, Л.М. Розина - хра¬нитель овса... Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в бло¬кадном Ленинграде - это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена - хлеб будущего.
Находясь в заключении, Н.И. Вавилов не только сам не падал духом, но и поддерживал своих сокамерников. Им были прочитаны многочасовые лекции по биологии, генетике, сельскому хозяйству. Можно было только позавидовать стойкости духа и самообладанию этого человека в столь трудное время.

Тема: Проблема сохранения биологического разнообразия

На зеленом склоне холма, на самом гребне кратера Нгоронгоро, между уникальным заповедником Серенгети и выделенным из него резерватом, находится необычный памятник. На нем высечено: «Михаэль Гржимек. 12.4.35. – 10.1.59. он отдал все, что имел, даже свою жизнь за то, чтоб сохранить диких животных Африки».
Многие посетители этого заповедника останавливаются у памятника, но далеко не все знают, что Серенгети, может быть, уже перестал бы существовать как заповедник, если бы хмурым декабрьским днем 1957 года Михаэль Гржимек вместе со своим отцом – известным отцом Бернгардом Гржимеком не отправились на самолете в Африку.
С гибелью этого ученого дело охраны природы потеряло одного из самых энергичных и отважных борцов. Когда М.Гржимек летел на самолете на высоте примерно 200 м, в правое крыло с размаху врезался летящий навстречу гриф. В крыле образовалась большая вмятина, оказались блокированы тяги управления, машина сильно накренилась на правое крыло и через несколько секунд разбилась.
Когда весть о гибели молодого ученого разнеслась по всему миру, отовсюду в адрес отца стали поступать деньга на памятник Михаэлю. Но Бернгард решил распорядиться ими иначе. Можно представить себе, как хотел он соорудить прекрасный памятник сыну, однако он использовал деньги на организацию лаборатории имени Михаэля Гржимека, которая сейчас превратилась в Международный научный институт. Это – настоящий памятник мужественному Михаэлю. Но самый лучший памятник ему – сотни и тысячи животных, сохранившихся в Серенгети.

Ролевые и деловые игры

Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.

Тема: Влияние человека на животный мир

После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

Бизон. Я думаю, что люди не забыли о трагедии, которая случилась на обширных равнинах Северной Америки.
Там жили мы, сильные и красивые. Наши многомиллионные стада занимали пространство в 40 км в ширину и 80 в длину. Каждый из нас отличался добродушием: мы с охотой уступали дорогу более мелким и слабым животным. Если в центр стада попадал человек, он мог быть совершенно уверен, что ему вреда мы не причиним.
Это нас и погубило. Спустя некоторое время в степях стали появляться охотники и те, кто мог хотя бы держать ружье. Вскоре началось строительство железной дороги от Чикаго до Сан-Франциско. Нашим дешевым и вкусным мясом стали кормить рабочих. Перед натиском человека мы пугались, и наши попытки уйти от пуль не имели успеха: стиснутые друг другом со всех сторон, мы метались под выстрелами и погибали.
Страшно вспоминать, но у тысяч убитых вырезали лишь по куску мяса, а остальное оставалось лежать кровавым месивом на равнине.
По новой дороге потянулись составы, из окон вагонов высовывались люди и стреляли, ведь правление железной дороги должно было окупить затраты на строительство, вот и обещало об удивительной охоте.
Вообще с 1870 по 1875 годы ежегодно уничтожалось примерно 2,5 миллиона нас, бизонов.

Слон. Еще несколько тысячелетий назад ни одно военное сражение не обходилось без нас. Естественно, многие гибли в бою. На нас охотились и местные жители – они высоко ценили мясо, а язык, сердце и кончик хвоста у них вообще считался деликатесом. Наши клыки использовались как поделочный материал. Особенно кичились этим богатые, которые не знали, куда девать деньги.
Между тем потребность в нашей кости росла, и стали создаваться «компании» по обеспечению всех желающих этим материалом. Постепенно среди нас не стало великанов, бивни которых весили по нескольку десятков килограммов. Но спрос не падал. Только в Англии в 1955-1960 годах ежегодно продавалось около трех тысяч килограммов слоновой кости.
Нас становилось все меньше и меньше, но продолжали истреблять. Впрочем, теперь обратили внимание и на наши ноги – из них стали делать корзины для мусора. Шутка ли – из одного слона их получается четыре. Очень выгодно!

Странствующий голубь. В 1909 году зоологи обещали награду тому, кто укажет место нашего гнездования. За сто лет до того, как была объявлена награда, американский зоолог видел нашу стаю, состоящую по его подсчетам из 2 230 272 000 птиц. Когда мы пролетали над каким-нибудь местом, то казалось, наступала ночь, когда останавливались на ночлег, на деревьях в лесу не хватало сучков, и мы устраивались ярусами на спинах друг друга. Нередко даже толстые суки ломались под нашей тяжестью, а ведь каждый весил всего 200-250 граммов.
Казалось, нам не страшны никакие превратности судьбы. Но прошло 30 лет, и была объявлена награда за пару голубей. Всего 30 лет!
Американские индейцы знали, что наше мясо вкусно, но убивали столько, сколько им было нужно. А вот белые поселенцы не знали не хотели знать никаких законов. Они сбивали нас палками в полете. Солдаты заряжали пушки картечью, чтобы одним выстрелом обеспечить ужин целой казарме, фермеры глушили нас жердями, досками, ловили сетями.
Нескольких лет такой охоты было вполне достаточно, чтобы мы исчезли. В 1880 году уже кочевали лишь небольшие стаи, 1 сентября 1914 года в возрасте 29 лет в зоопарке города Цинциннати умерла последняя из нас.

Бескрылая гагарка. Наше истребление, пожалуй, было самым варварским. Мы были постоянным поставщиком мяса и жира. Это не могло повлиять на нашу численность. Но вот появились «торговые люди», и мы начали гибнуть. Люди быстро усвоили, что на нас выгодно охотиться в период гнездования. В этот период мы собираемся большими колониями на побережье и спокойно сидим на гнездах, согревая единственное яйцо и бережно оберегая единственного птенца. Вот тут-то и появлялись люди. Шли в ход палки, жерди, камни. От беспомощности мы забирались на скалы, в ужасе метались по берегу.
Особенно сильно мы пострадали в 1808 и в 1813 годах, когда на заготовку мяса отправились два больших корабля. Нас били палками, душили руками, топтали ногами. Берега острова Гайерфугласкера стали скользкими от крови раздавленных яиц и птенцов.
После этого численность нас стала быстро сокращаться. Но нас продолжали искать – теперь уже платили большие деньги: бесследно исчезнувшие мы стали высоко цениться коллекционерами. И вот в 1844 году были добыты еще две птицы – последние бескрылые гагарки.

По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока.
Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.

На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.

Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ
«ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»

Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути.
(Китайская пословица)

Землетрясения, наводнения, извержения в

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Фаткулина Ольга Александровна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 28

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося - непрерывный процесс, который не прекращается на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, и который, конечно, продолжается в школе. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Поскольку природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), присутствует в базовых национальных ценностях, то посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток! И таких примеров можно приводить огромное количество.

Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создавать условия для развития творческих способностей школьников, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение удивительной красоты Российской природы. Человека, наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Учителю биологии в своих изысканиях можно опереться на уникальный опыт В.А. Сухомлинского (ведь воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему) и его высказвание, что «природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога».

Организуя ежегодные походы, экскурсии, я могу продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях и наблюдать результат своего труда. Возвращаясь в класс, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к увиденным в естественных условиях растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Мы с ребятами участвовали в окружной акции «Чистый берег», экологических конкурсах «Берегите птиц!», «Знай и люби свой край», «Окружающий мир». Придумывали свои акции: «Сохрани дерево», «Прислушайся к природе, вдруг она просит твоей помощи» и других. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Таким образом, задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

В связи с этим мною разработана программа духовно - нравственного развития учащихся на уроках биологии, цель которой обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предмета «Биология».

Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:

    нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

    патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

    здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

    гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

    политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, и портретные галереи ученых и выставки и стенды, и использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

В заключении хочу сказать: ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000

Похожие публикации