Что имеем не храним потерявши ценим. Смысл слов «Имея - не ценим, а потерявши, плачем»

В разделе на вопрос Кто автор выражения "Что имеем-не храним, потерявши плачем"? заданный автором шеврон лучший ответ это ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ – ПЛАЧЕМ – это русская народная пословица.
Если наш современник использует в своём стихотворении народную пословицу, это вовсе не значит, что он её автор.
Пословица эта существовала задолго до рождения автора приведённых выше стихов. Она записана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона (1825 – 1908):
Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ (ѣ – это буква ять, заглавная и печатная она выглядит так: Ѣ; ъ на конце глаголов – это буква ер; эти буквы и ряд других букв были упразднены в 1918 году) .
Сама графика подтверждает, что запись произведена в дореформенное время, когда не только Валентина Багинского, но и его родителей (и даже, по всей видимости, его бабушек и дедушек) на свете не было. Да и на годы жизни М. Михельсона обратите внимание.
Пословица ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ – ПЛАЧЕМ приводится в Викисловаре – в словарной статье, посвящённой слову ссылка , она есть во всех сборниках русских народных пословиц и поговорок, в том числе и в.
Кстати, сам Багинский не присваивает себе авторство данных слов: обратите внимание на кавычки – он эту пословицу ЦИТИРУЕТ.

Ответ от Анастасия. [гуру]
Валентин Багинский. Жанр высказывания: лирика; философия.


Ответ от Приспособленчество [гуру]
народ


Ответ от Алина Грибанова [новичек]
Автор: Валентин Багинский
«Что имеем, не храним;
Потеряем – плачем», -
Из таких смешных картин
Жизнь идет и скачет.
Охранитель – палача –
Призывает в службу,
Чтобы страхом от меча
Нависал над «нужным».
Палачу – всё по плечу,
Пень или колода:
«Лишний орган отсечу.
Страх храните строго».
Охранитель – к службе ряс,
Преклонив колени,
Чтоб за совесть тот потряс, -
«Нужное» - к моленью.
Совесть потрясти – мастак,
Дока он известный:
«То, что нужно, - нужно – так.
Стыд храните крестно. »
«Что имеем, не храним… » -
Трудная загадка.
«Что имеем» - это дым,
Из песчинок – кладка.
Нет ответа – есть вопрос –
Над «имею» квотой.
Он невидим, очень прост,
До смешного: «Кто ты? »
За окном – туман, метель…
Воронью – нет дела.
Еле слышна птичья трель.
Небо – светло-серо.
Заметель. Откосы крыш
Сквозь туман белеют…
Нет, - погода не для лыж…
Кто-то звонит в двери.

Именно так!

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Того, что имеет, человек не ценит. Обладание, владение чем-то воспринимается как данность. Лишь с потерей приходит понимание важности утраченного.
О былом здоровье вспоминают с появлением болезней. Жгучая потребность поговорить по душам с родителями является с их уходом. Когда дети были маленькими, выслушивать их, ласкать, баловать не было ни сил, ни времени, ни желания. Выросли, всё появилось, да им не нужно

Автором выражения «что имеем — не храним, потерявши плачем» является поэт, драматург-переводчик, режиссер Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879). Одноактный водевиль такого названия был им создан в начале 1840-х, одобрен цензурой в 1843 году, поставлен в 1844 году. Водевиль имел успех, много лет шел на сценах русских многих театров, одна из постановок, например, состоялась 16 марта 1894 года в Варшаве. Кроме водевиля «Что имеем — не храним, потерявши плачем» Соловьёв сочинил, перевёл, переделал с французского ещё множество водевилей, комедий и драм

    Девичьи клятвы, или Вся беда от романов
    Тетушки и добродетель
    Старый математик
    Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем
    Колечко с бирюзой
    Волшебная Роза, или Уездные честолюбцы
    Домик холостяка, или Не рой яму, сам попадешь
    Что и деньги без ума
    Небо и земля или Жизнь художника
    Невесте сорок пять, приданого сто тысяч
    Чудная девушка, или Редкость XIX века
    А справочку навести не мешает!
    Ночное привидение или Преступник поневоле
    Война в малом виде, но в большом свете
    Вдвоем поехали, втроем воротились
    Вдова замужем, или Мертвый живому житья не дает
    Отец — жених, а дочь невеста, или с Больной головы на здоровую

Однако, не смотря на популярность спектакля, крылатым фразеологизм «» стал благодаря сочинению «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», в 1854 году опубликованном в номерах втором и шестом журнала «Современник»

Мысли, аналогичные выражению «что имеем — не храним, потерявши плачем»

  • Цену людям, нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем (Писемский)
  • То, что у нас есть, мы не признаем (Шекспир)
  • Добро потерянное - добро оцененное (Иоганн Готфрид Гердер)
  • Ненавидим добродетель при жизни, исчезнувшую с глаз с завистью ищем (Гораций)
  • Душа желает то, что потеряла (Петроний)
  • Тогда только мы считаем наше хорошим, когда мы потеряли, что имели (Тит Макций Плавт)

Применение пословицы в литературе

«Вот уж воистину: что имеем ― не храним, потерявши ― плачем…» (Михаил Щукин. «Белый фартук, белый бант…»)
«Потерять можно только то, что имеешь. Что имеем ― не храним… А я Машу не взял» (Алексей Иванов «Географ глобус пропил»)
«Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши ― плачем» (Леонид Утесов «Спасибо, сердце!»)
«Мы, русские, что имеем ― не храним, чего не имеем ― тем хвастаемся!» (Сергей Залыгин «Комиссия»)
«Ценность, как бы она ни была субъективна, я могу с чем-то сравнить, выразить, осознать, пусть даже и запоздало («что имеем не храним, потерявши плачем»), а значимость…» (Владимир Леви «Искусство быть собой»)
«Обыкновенно люди не ценят того, что им дано, ― банальное ― Что имеем, не храним, Потерявши, плачем. Но кому выпало счастье жить в «волшебном городе на берегах Невы» ― ценили его, гордились им и любили его» (Г. В. Иванов «Закат над Петербургом»)
«Мы не дорожим тем, что достается легко, ― что имеем не храним, хотя потерявши плачем» (А. А. Фет «Из деревни»)

Пословицы являются истинным выражением того, что происходит с людьми или окружающим миром. Народ очень точно подмечает как человеческие слабости и силу, так и явления природы. В короткой фразе таится глубинный смысл, который можно передать множеством различных слов. Пословица «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» из той категории народной мудрости, когда одна короткая фраза заменяет длинные объяснения.

Пословицы русского языка

Богатое наследие, которое оставил русский народ, издревле сочиняя пословицы и поговорки, касается многих аспектов жизни.

Эти многовековые наблюдения за поступками людей и их последствиями лежат в основе многих русских пословиц. «Друзья познаются в беде», - говорят в народе, подразумевая, что только испытания могут показать, истинная дружба или нет. И так во всех сферах жизни.

Пословицы о потере чего-либо так же многочисленны в русском фольклоре, например: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».

Что имеем - не храним

Первая часть высказывания посвящена привычке людей на то, что у них есть прямо здесь и сейчас, и не ценить этого. Человеческое сознание умеет как быстро приспосабливаться к любым условиям, так и привыкать к тому, что его окружает.

Когда в жизнь человека входит какое-то чувство, например дружба, любовь или симпатия, то оно осознается как важное только некоторое время. Вскоре воспринимает друга, возлюбленного или возлюбленную как то, что всегда будет рядом. С ними можно ссориться, настаивать на своем, даже расставаться и сходиться, и считать, что так будет вечно. В этом случае очень полезно вспоминать поговорку: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».

Любовь и дружба просто становятся частью ежедневной жизни человека, и восприятие начинает притупляться, становясь привычкой. Восстановить потребность осознанно видеть любимого человека или друга и воспринимать важность его присутствия в жизни помогает разлука. Когда любимые или друзья расстаются, появляется душевная пустота, которую заполнить может только их возвращение. Именно в такие моменты осознается важность присутствия таких людей в жизни.

Потерявши - плачем

Сложнее, когда любимый человек или друг умирает или уходит навсегда. Они уже никогда не станут частью жизни человека. Такое осознание действительно вызывает чувство невозвратной потери, особенно если это связано со смертью. Именно в такие моменты выражение «Имея - не храним, потерявши - плачем», обретает смысл.

То, что стало привычной частью жизни, ушло, возврата нет, и глубина потери осознается только с утратой. Очень сказал писатель Льюис Стивенсон: «То не потеряно, о чем не жалеют». Именно когда создается чувство пустоты и жалости об утраченном, возникает плач по нему.

И если с потерей вещей и работы справиться легко, получив новые, то дружескую или любовную связь порой очень сложно наладить вновь.

Пословицы о потере

Утрата чего-либо и сожаление по этому поводу свойственны людям. Это не становится проблемой, если человек воспринял потерю как ушедшее прошлое и отпустил ее. Часто привязка в виде сожаления не дает новому войти в жизнь людей, и тогда у них начинаются проблемы.

Это свойства. «Не будь тетерей, борись с потерей», - так в шуточной форме говорили в народе, предлагая человеку адаптироваться к жизни с утратой. Это дает понять, что жить в постоянных воспоминаниях о чем-либо утраченном - это напрасное дело.

То же касается выражения «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Пословицы и поговорки на эту тему предлагают вовремя ценить то, что есть прямо сейчас.

Василий Стеклянников

Рассуждения и мысли о потерях, о том, как вернуть все назад, и как жить дальше - это основная философия, которая возникает в уме человека, получившего урок от жизни по пословице: «Что имеем - не храним, а потерявши - плачем». Василий Стеклянников, молодой российский поэт, написал на эту тему стихотворение в стиле рэп в 2008 году.

Этот стих посвящен утраченной любви. Переживания героя по этому поводу вызывают грусть и сочувствие у читателей. Молодой человек переживает, что постоянно сам рушит свое счастье, и ему приходится «закрыть» свое сердце от любви, чтобы «не терзать муками и так растрепанную душу».

Для героя стихотворения все заканчивается печально, он не справляется с отчаянием и грустью потери, поэтому на рассвете садится в машину и на большой скорости не вписывается в поворот. Его удел смотреть на любимую «с небес» и сожалеть о сделанном. Теперь и ее сердце разбито и «заржавеет» вместе с его сердцем.

Это печальная история о том, как человек не ценит того, что рядом с ним. Этот юноша не справился с проблемой, поэтому пословица «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» как нельзя лучше вписывается в текст стихотворения.

Автор очень хорошо сумел раскрыть суть этого выражения. Вывод, к которому каждый читатель должен прийти самостоятельно, - это необходимость ценить то, что ему дано. Не стоит воспринимать жизнь и весь мир как данность. Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы не обращать внимание на то, что нас окружает.

Работа, быт, проблемы - все это лишает людей осознания бытия. К сожалению, оно наступает только после утраты того, что, оказывается, было по-настоящему дорого.

Своим стихотворением молодой поэт обращается, скорее, к душе читателя, чем к его сознанию.

Читая о печальной судьбе молодого парня, каждый читатель вспоминает те потери, которые являются важными для него. Каждый переживает утрату по-своему, но главное при этом - получить урок на всю жизнь: цени и люби то, что у тебя есть прямо сейчас. Не в прошлом, не «может быть, когда-нибудь в будущем», а здесь и сейчас.

Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Название одного из водевилей (1844) русского драматурга-водевилиста С. Соловьева.
Но выражение стало популярным, как афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Афоризм из "Плодов раздумий" (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Что имеем, не храним, потерявши, плачем" в других словарях:

    Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ. Есть старый (отецъ), убилъ бы его; нѣтъ стараго купилъ бы его. «Цѣну вещи узнаешь, какъ потеряешь». Ср. Цѣну людямъ, истинно насъ любящимъ, мы, по большей части, узнаемъ въ то время, когда ихъ теряемъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Есть старый (отец), убил бы его; нет старого купил бы его. Цену вещи узнаешь, как потеряешь. Ср. Цену людям, истинно нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем. Писемский. Тысяча душ. 2, 9. Ср. Eher schätzet man das… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Что имеем, не храним, потерявши, плачем - крыл. сл. Афоризм из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux de Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки, названные водевирами, а позднее водевилями. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Коллективный псевдоним русских писателей: Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича, Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменен… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Список серий американского телевизионного сериала «Частная практика» в жанре медицинской драмы с Кейт Уолш в главной роли доктора Эддисон Форбс Монтгомери.Сериал вышел на экраны 26 сентября 2007 года и выходит по настоящее время. Сериал… … Википедия

    КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

    СЛОВНО ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ - кто быть; жить, чувствовать себя В полной безопасности, под покровительством,под надёжной защитой. Имеется в виду, что лицо (обычно женщина) или социальный коллектив (X) не имеет в жизни проблем и трудностей, поскольку всю заботу о ней (о нём)… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Камера хранения , Соколов Б.. Название книги отталкивается от известной поговорки: «Что имеем -не храним, потерявши - плачем». Чтобы не терять почвы под ногами и оставаться людьми, необходимо беречь от забвения богатство,…

Мы сидели уже не один час в этом кафе. Все новости были рассказаны, новые наряды показаны, горячие вопросы обсуждались уже по второму кругу, даже на политику переключились. Я начала откровенно зевать и поглядывать на часы. Муж позвонил двадцать первый раз - в общем пора было закруглятья и ехать домой.

Полин, ты как-будто никуда не торопишься. Че это тебе муж не звонит?
- Да, нет, почему… я честно говоря даже не знаю, где он...- как-то виновато ответила она, пряча глаза.
- Как это? - мы с Ленкой откровенно выпучили глаза и рты пораскрывали.
Сообразив, что брякнула что-то лишнее Полина натянуто улыбнулась и ответила, шутя.
- Ну, в смысле он у меня не ревнивый. Скорее всего с друзьями в боулинг пошли, вот и не звонит…
- Везет же, - подхватила Ленка, - у меня б… А, ну да, я ж уже рассказывала.

Повисла какая-то неловкая пауза, я посмотрела на Полину и почему-то ей не поверила.

Вова, ее муж, был что называется мужчиной мечты. По крайней мере, внешне. До того хорош, что женщины, провожая его завороженным взглядом, еще долго вздыхали. Одним словом, женщины его любили, а он беспордонно этим пользовался. Каких только красавиц не было с ним рядом, а женился на нашей Польке. Поля не выделялась на фоне других совершенно ничем. Эдакая серая мышка. Тихая, спокойная, домашняя. Друзья Вовы еще долго делали большие удивленные глаза после свадьбы и не раз, провожая ее взглядом, вопрошали: «Ну что ты в ней нашел?!»

Вова победно улыбался и говорил о том, что любит она его, как Бога, холит и лилеет. Ни слова упрека, ни скандалов, словом, о чем еще ему мечтать можно было? «А что с этими длинногими делать? Они к плите не знают с какой стороны подойти. В голове одни шмотки! А я поесть люблю, причем вкусно и много...»

Полю он любил, по-своему, но никогда не ревновал, ни закатывал сцен типа «где ты была?», и сам никогда себя не утруждал оправдываться в своем отсутствии.
Полька любила его наверно слишком сильно, если можно было так выразиться. Мы с Леной много раз пытались ее «расшевилить».

«Тебе надо как-то изменить себя - перекрасить волосы, подстричься, вообще изменить прическу, стиль одежды… И не сидеть дома, как верный пес, дожидаясь блудного мужа.»

«Раз не пришла бы ночевать, посмотрели, как бы он запел. Заведи себе любовника в конце концов! Не хочешь буквально, я попрошу своего знакомого, будет тебе днем и ночью названивать, и смс-ки вагонами слать, пусть поймет, - тебе тоже мужики проходу не дают. И глаза разует, какая ты красавица. А такую красоту надо беречь, чтоб кто-нибудь шустрый на кривой кобыле не объехал. Может хоть чуть-чуть испугается. Трястись за тебя будет и опасаться, что может потерять.» - твердили мы с Ленкой на перебой. «Совсем ты его разбаловала, вот он тебе на шею и сел. Жена верная дома сидит, никуда не денется - вот и расслабился. А ты между прочим женщина. И очень эффектная… особенно, если снимешь с себя эту „мешковину“ и оденешь нормальные тряпки. Такую фигуру нельзя прятать - это ж преступление!»

Полька была непоколебима. Но, как говорится, вода камень точит. И даже железному Полькиному терпению рано или поздно должен был прийти конец. Вовка не первый раз приходил домой под утро, изрядно «наигравшись в боулинг». На вопросительные взгляды жены махал рукой и отвечал дежурное «че-то с пацанами засиделись» и валился спать. А с утра Полька ему рассольчик, горячий борщик, 100г… Вова улыбался, вздыхал тяжко (мучаясь то ли похмельем, то ли совестью)и говорил «какая ж ты у меня золотая!»

В этот раз он превзошел самого себя…

Поля, пыталась дозвониться, но в 10 раз услышав в трубке "… недоступен или находиться вне зоны действия...", бросила телефон и легла спать…
Кто-то отчаяно колотил ногами в дверь. Сон как ветром сдуло. В первое мгновение Поля испугалась, вскочила, хотела будить мужа, потом сообразила, что это собственно муж наверно и ломает двери, и поплелась открывать.

На пороге, шатаясь стоял Вова в компании двух девиц, которые его бережно поддерживали. Рубашка застегнута всего на одну пуговицу, воротник в помаде, растрепанный какой-то, на груди отчетливо выделялся засос…
- Поля! Я при-шел! - веселися Вова, - девчонки, помогли до дома добраться, - тщательно выговаривая каждое слово, все-таки произнес он.
Троица дружно ввалилась в прихожую и тут же оказалась на полу. Девицы взвизгнули, Вова заржал… Молча, переступив через них, Полина зашла в свою комнату, оделась и ушла… Ушла совсем. Прошло два месяца. Сколько раз он ей звонил, просил прощния, умолял вернуться… Ничего.

Я сидела и смотрела на нее, помешивая уже давно остывший чай. Поля выглядела усталой какой-то, а во взгляде не было ничего. Совершенно пустые, «мертвые» глаза. Я даже не знала, что говорить. Лучше бы она рыдала, била посуду, материла мужа на чем свет стоит… ну хоть что-нибудь делала… Чем так.
Тишину нарушил звонок в дверь. Я бросилась открывать. На пороге стоял Вова. Клянусь, я никогда в жизни ни видела его таким потерянным! Складывалось впечатление, что человек был тяжело болен или только что перенес тяжелую болезнь. А в глазах такое отчаяние. У меня сердце сжалось. В первое мгновение я даже замешкалась малость, он ли? Я молча пропустила его и осталась в коридоре, чтоб не «путаться под ногами». Вову стало по-человечески жалко. Он прошел в кухню. Полина даже головы не повернула в его сторону. Сидела на подобие истукана и пялилась в стену напротив. Вова сел на пол, обнял ее ноги и… заплакал. Мне стало как -то не по себе. Он плакал долго, навзрыд, то опуская голову, то заглядывая в ее глаза. А она смотрела сквозь него и даже ни один нерв ни дернулся на ее лице. Складывалось впечатление, что она вообще ничего не видит и не слышит вокруг.
- Поля, девочка моя, я умру без тебя, не бросай меня, не уходи. Я больше никогда тебя не оставлю ни на минуту, слышишь… Я забуду всех своих друзей, мне никто не нужен, кроме тебя… Прости меня. Нет, ну хочешь, ударь меня, ударь, я заслужил это… Я подлец. Поля, ну не молчи, - крикнул он, встал на колени и стал трести ее за плечи. Каменное лицо, пустые глаза, ни слез, ни эмоций.
Я готова была уже сама разрыдаться и простить этого несчастного Вову, лишь бы все это закончилось. Она молча встала, легонько отодвинула Вову в сторонку, вышла в коридор, посмотрела на меня безразличными глазами и сказав «что-то я устала, поеду я...» и ушла…

Похожие публикации