Что делать мальчик всего боится. Ребенок боится: что делать? Дружной семье ничего не страшно

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Что делать, если ребенок боится ? Тема сегодняшней статьи «Детские страхи : причины, последствия и как побороть».

Если ребенок боится… Детские страхи: причины, последствия и как побороть.

Детские страхи — естественная реакция на познание окружающего мира. Маленький ребенок еще беспомощен, у него совсем немного жизненного опыта. Его могут испугать раскаты грома, лай собак, внезапное отключение света в квартире· и многое другое. К проявлениям детских страхов надо относиться спокойно, но не игнорировать их. Ребенок не должен оставаться со своими страхами наедине, он нуждается в поддержке и помощи.

Обычно в три-четыре года дети начинают бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Если ребенок боится засыпать в темноте, посидите с ним перед сном, расскажите ему веселую, добрую сказку или какую-нибудь забавную историю. Положите в кровать его любимую игрушку. Пусть он засыпает с включенной настольной лампой или ночником. Детские страхи ни в коем случае не нужно усиливать. Если ребенок боится темноты или остаться один в комнате, нельзя подвергать его «закаливанию», например, запирать одного в темном помещении, чтобы «привыкал». Таким отношением вы можете травмировать психику малыша.

По мнению психологов, ·детские страхи нельзя считать капризами и нельзя за них наказывать. Не называйте ребенка трусом, не высмеивайте. То, что взрослому кажется пустяком, ребенком воспринимается совсем по-другому. Ребенок должен чувствовать, что его понимают. Объясните ему, что такие же страхи свойственны и другим детям, успокойте, скажите, что ему ничто не угрожает, что вы всегда будете рядом. Проявляйте максимальное сочувствие к его состоянию.

Вообще с маленькими детьми надо больше смеяться, шутить, отвлекать их от невеселых мыслей. Не следует говорить, что за ним придет Баба Яга или еще какое-нибудь чудовище. Замечательный русский публицист, автор многих статей на педагогические темы Николай Васильевич Шелгунов (1824-189 гг.) писал о том, что нет ничего хуже, чем запугивание детей домовыми, волками, ведьмами. «Чувство страха , вытекающее из чувства самосохранения, конечно самое могущественное чувство, — отмечал он «Письмах о воспитании», — и оттого-то им нужно пользоваться не только с крайней экономией, но что еще важнее, направлять его в верную сторону».

Родителям надо бережно и осторожно учить детей преодолевать страхи:

1. Например, можно использовать игровые методы коррекции. Известно, что лучший способ избавиться от переживаний — выразить их. Детские психологи в качестве «лекарства» от страхов рекомендуют рисование. Дети любят рисовать и охотно исполнят вашу просьбу. Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Потом этот рисунок разорвите на мелкие части и выбросите со словами: «Вот так мы поступили с твоим страхом!».

В рисунке страх во многом уже реализован как нечто произошедшее. Выражая свои негативные эмоции на бумаге, ребенок станет постепенно освобождаться от страха.

2. Возможен и другой вариант — сделать страх смешным, нелепым. Например, «надеть» на нарисованного монстра забавную панамку и огромные галоши, на Бабу Ягу — веселенький сарафанчик с рюшками и оборками, а волку пририсовать поросячий хвостик. Страх надо лишить ореола могущества.

3. Детские страхи можно побеждать и с помощью проигрывания ситуаций. Если малыш боится идти в поликлинику — возьмите игрушечного мишку, зайца, слоненка, куклу и поиграйте в поликлинику. Можно предложить ребенку сочинить сказку, в которой он будет смелым и добрым героем, побеждающим зло. Такое сочинение поможет ему почувствовать себя увереннее, сильнее.

Ночные страхи

Иногда у детей бывают ночные страхи. Ребенок может проснуться среди ночи, заплакать, закричать. Причиной ночных страхов часто становятся различные устрашающие впечатления, особенно если у ребенка они были перед сном. Поэтому не рассказывайте детям на ночь страшные истории, и, конечно, совсем недопустимо, чтобы они смотрели вечером фильмы — «ужастики».

Возникновению ночных страхов у детей могут способствовать и вечерние скандалы родителей. Когда ребенок начинает ходить в школу, у него появляются новые, так называемые «школьные» страхи. Он боится не соответствовать ожиданиям родителей, боится опоздать в школу, не ответить на уроке, боится насмешек одноклассников. В этот ответственный период к ребенку необходимо проявить максимум внимания, помочь снять страхи.

Детские страхи в основном имеют временный характер, и они быстрее проходят там, где ребенок окружен любовью и заботой, где с ранних лет в нем уважают личность. Но бывает, что страхи становятся навязчивыми. Если у ребенка наблюдаются постоянная повышенная тревожность, проблемы в освоении новых навыков, тики, навязчивые в освоении состояния новых следует обратиться к специалисту.

Что же может провоцировать и усиливать детские страхи?

Фильмы и мультфильмы, где действуют агрессивные герои. Дети очень впечатлительные и герои, олицетворяющие зло, могут вызывать у них чувство страха. Многие современные западные мультфильмы — типичные боевики. Они наполнены жестокими сценами, в них звучит грозная музыка, раздаются истошные крики. Под воздействием таких мультфильмов у ребенка может формироваться мрачная, угрожающая картина мира.

Конфликтные отношения между родителями. В семьях, где взрослые часто ссорятся, дети растут нервными, пугливыми, они более подвержены тревогам, чем те которые воспитываются в спокойной, благоприятной обстановке.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей, когда детей наказывают даже за малейшие провинности. Если ребенка принуждают делать то к чему он не готов, не считаются с тем, что он устал или расстроен, постоянно повторяют: «Не так, переделай, опять плохо» — у ребенка развиваются страхи порицания и наказания. В такой семье ему не хватает тепла и доброты, и это может привести к тому, что он будет чувствовать себя незащищенным перед любой опасностью.

Излишняя тревожность и мнительность родителей отрицательно влияют на детей. Если родители всего боятся, то и детям эти страхи будут передаваться. Ребенок может превратиться в маленького «человечка в футляре», который боится и дождя, и ветра, санок, и качелей. Если же взрослые в семье оптимистически относятся к жизни, то и ребенку легче избавиться от страхов .

Конечно, разумную осторожность у детей надо воспитывать, более того, их необходимо предупреждать о возможных опасных ситуациях. Ребенок доверчив, вряд ли это детская доверчивость можно ставить ему в вину. Но детская доверчивость может привести к трагедии. Очень важно, не подорвав веру ребенка в доброту мира, научить его видеть и распознавать реальную опасность. Всеми возможными способами объясняйте сыну или дочке, что бывают и плохие взрослые, общение с которыми грозит бедой. Для начала подойдут и сказочные персонажи, потом используйте жизненные примеры. Долг родителей — объяснить ребенку, как надо вести себя с незнакомыми людьми, как избежать возможного нападения.

Несколько правил личной безопасности ребенка:

Избегай безлюдных мест: пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

Не гуляй до темноты.

Не отправляйся один в дальние поездки.

В людных местах держись поближе к родителям, не отходи и не отбегай.

В определенные часы по мобильнику созванивайся с родителями.

Не открывай дверь никому, кроме своих домочадцев.

Не входи с незнакомыми людьми в лифт.

Никогда не садись в чужую машину, что бы тебе ни обещали.

Ничего не бери у незнакомых людей.

На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» — и непременно уходи. Расскажи об этих предложениях родителям.

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу — громко кричи, зови на помощь, вырывайся и убегай.

Проявляйте бдительность, если вы заметили рядом с ребенком подозрительного человека — не оставайтесь безучастными. Простой вопрос: «А ты знаешь этого дядю (тетю)?» — может спасти ребенку жизнь.

Мы с Вами поговорили о том, что делать, если ребенок боится . Рассмотрели причины и последствия детских страхов , если с ними не работать.

Любви Вашей семье, радости, взаимопонимания и «правильных страхов».

Не забывайте писать комментарии:)

Подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Украина» №7/79 2013 (www.zoj.com.ua).

(Visited 1 781 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Итак, продолжаем тему детских страхов. В прошлый раз мы говорили

Сегодня мы будем говорить про возрастные страхи детей 3-7 лет.

Этот возраст характеризуется окончательным формированием «Я» ребенка, активным развитием социальных навыков (ребенку становятся интересны другие дети). Повышается самостоятельность малыша. Интенсивно развивается мышление, воображение, а вместе с ними повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте для детей остается очень важна безусловность родительской любви.

Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, конфликтно, недостаточно эмоционально, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в следующие детские страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: скелеты, бабайки, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

Ребенок стремится к самостоятельности, но, с другой стороны, боится ее, и в этот период для него важна поддержка родителей. Они могут сгладить этот период, создав для ребенка стабильную среду, обеспечив ему уверенность в завтрашнем дне.

Также важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе, а для этого ему необходима поддержка родителей, важно правильно сбалансировать границы, запреты, права и обязанности ребенка.

Еще хотелось бы отметить важность общения со сверстниками в этом возрасте. При общении дети проигрывают беспокоящие их темы, страхи, и тем самым их прорабатывают, приобретают навыки психологических защит, устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Детские страхи от пяти до семи лет

Этот возраст бывает очень насыщен различными страхами. В этот период активно развивается мышление детей, способность к обобщению, классификациям, осознание действительности.

На этом этапе дети часто ставят родителей в тупик тем, что задают вопросы, а логическим следствием из этого вопроса является «А куда я денусь?» . Очень важна реакция родителей на этот вопрос.

Если взрослые излишне эмоционально реагирует на эти вопросы, теряются, мнутся, то тем самым подчеркивают нестандартность, «опасность» темы, фиксируют внимание ребенка на этих вопросах. «Если родители так волнуются, пугаются этого вопроса, то, значит, и мне надо этого бояться» , — вот примерно такова логика у ребенка.

Когда же родители избегают этих тем, заминают их, то у ребенка может, во-первых, сформироваться чувство стыда по отношению к «половому» вопросу и, во-вторых, появиться ярко выраженный страх смерти, так как «родители сами боятся мне про это говорить, наверное, это что-то жуткое».

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Как поговорить с ребенком про смерть?»

Однако, если родители спокойно отнесутся к темам рождения и смерти, не будут устраивать из этого какое-то особенное событие, то и дети воспримут эту тему так же, как и все остальные, и не будут на ней зацикливаться. Изначально для ребенка вопросы «Откуда я взялся?» и «Что такое смерть?» равнозначны вопросам «Почему дует ветер?», «Отчего небо синие?» и т.п.

Обычно ребенок на протяжении месяца или двух активно интересуется этими вопросами. Возрастной страх смерти может переживаться по-разному. Кто-то будет приставать ко всем с вопросами «А когда я/ты/мама/бабушка и т.п. умрет?», с просьбами не умирать.

Кто-то может начать бояться нападения, машин (аварий), грозы, пожара, лифтов и тому подобного, то есть, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Кто-то с новой силой может начать бояться темноты, страшных персонажей: вампиров, скелетов, ведьм, крокодилов, собак и так далее.

Признаки активного переживания этого страха можно заметить и в играх ребенка. Это игры в войну, больницу, различные нападения и т.п., часто ребенок начинает брать в играх на себя негативную роль, например, роль злодея, который всех убивает.

Чем же могут помочь родители на этом этапе развития?

Во-первых, спокойно и конкретно все объяснить . Только, конечно, не надо вдаваться в анатомические подробности. Для ребенка понятие «смерть», «душа» еще слишком абстрактны, так как их нельзя увидеть или попробовать. Как именно объяснять ребенку — это решает каждый родитель сам, некоторые объясняют с точки зрения религии, другие говорят, что душа улетает на облако и оттуда наблюдает за остальными и так далее.

Есть еще один вариант, помогающий детям наглядно понять данную тему — это использование метафоры, сравнения. Например, жизнь цветка (цветок растет, цветет, вянет, но он оставляет семена, из которых вырастут новые цветы), или круговорот воды в природе.

Важно также постараться объяснить временные рамки, ведь для ребенка 5-7 лет «не скоро» — это и через неделю, и через год, он время ощущает не так, как взрослые. Поэтому очень важно обозначить время при помощи событий из жизни: выйдешь замуж, родишь детей, появятся внуки и т.п.

Ближе к школьному возрасту у детей может появиться Обычно это провоцируется самими родителями. Если они суетятся по этому поводу, а это значит — значительно увеличивают нагрузку на нервную систему, то ребенок истощается физически и психически еще до начала учебы в школе.

Как и родители, он тоже начинает активно переживать переход в статус школьника. Из этого вывод: родителям самим не надо так нервничать по поводу учебы в школе.

Я перечислила основные страхи детей дошкольного возраста.

Все переживают их по-разному. Кто-то незаметно, кто-то ярко выражено. Но в любом случае, ребенок не может справиться с ними без поддержки взрослого, без защиты родителей, без уверенности в них и себе.

Родители могут обеспечить ребенку максимально комфортную среду. Под этим я понимаю четкий режим, стабильность семейной ситуации, четкость и рациональность правил и границ, принятие личности ребенка, адекватную оценку активности ребенка.

Когда мне было лет пять, я подобрала во дворе пробку от бутылки и попробовала ее на зуб. Неожиданно ко мне подошли две девочки постарше. Одна из них сказала: «Ах! Теперь ты умрешь!» «Не умрет», - заступилась за мою жизнь ее подруга. «Умрет-умрет! - настаивала первая. - Моя бабушка говорила, что пробки смертельно ядовиты. А бабушка - врач...» Вокруг меня собрался весь двор. Порассуждали о том, могут ли врачи ошибаться. А потом начали ждать моей кончины. Я тоже ждала, мысленно «отписав» свои игрушки младшей сестре.

С тех пор прошло двадцать лет, десять из которых я не могла спокойно смотреть на валяющиеся на асфальте пробки и люто ненавидела ту девочку, которая превратила часть моей жизни в жестокий невроз. Видимо, поэтому, когда у меня появился собственный ребенок, я твердо решила: уж я-то его пугать не буду! Не хочу, чтобы у него были страхи и комплексы! Только странное дело: я малыша не пугаю, по сто раз на дню объясняю, что в темной комнате никого нет, а в окно нашего 16-го этажа никто залезть не может, тем не менее ребенок все равно боится!

Откуда рождается страх? И как его побороть? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу профессору Ростиславу АРОНОВУ.

Познание мира всегда сопровождается страхами, - объяснил мне профессор Аронов. - Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предков, заложенный в наше подсознание, охраняет ребенка от боли (вызывая страх падения, ожога, укола, укуса...), нападения (страх темноты, закрытой комнаты, незнакомого помещения...) и т.д.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные возникают как отображение психического и личностного развития ребенка. Невротические «вырастают» из возрастных, если ребенок не может справиться с конкретным страхом.

В идеале появление и существование страхов подобно обычной болезни: первое время они очень яркие, ребенок мучается. Однако через две-три недели происходит перелом - «болезнь» идет на убыль. В норме через месяц после возникновения конкретного страха ребенок избавляется от него. Если же в течение это времени интенсивность страха не уменьшается, то речь уже идет о страхе невротическом.

Такой страх не только мешает ребенку жить, «разъедая» его душу, но также вызывает характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими.

Страхи могут трансформироваться и закрепляться, сохраняясь вплоть до взрослого возраста, калеча характер и существенно затрудняя человеку жизнь.

Почему одни дети боятся резких звуков, а другие - незнакомых людей?

Стимулы страха связаны с возрастом, т.к. зависят от процессов развития и созревания. В том возрасте, когда познание мира происходит в большей степени через слух (первые месяцы жизни), ребенок боится резких звуков. Когда у него активизируются зрительные зоны мозга (6 - 12 месяцев), малыш начинает опасаться того, что видит… Так, страх перед незнакомыми людьми не может возникнуть у детей первых месяцев жизни - у них еще не развита способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает между 6- и 9-месячным возрастом, именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается. Но многие родители даже не подозревают о том, чего боится их ребенок. Другие с удивительной безрассудностью высмеивают страхи своего малыша, потому что искренне считают их пустяковыми. В результате страхи ребенка закрепляются, а его отношения с родителями рушатся. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять взрослым.

Давайте разберемся с теми демонами, которые бушуют в душе вашего ребенка. Детям разного возраста свойственны свои страхи. Сегодня мы поговорим о дошкольных страхах.

ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ

Дети боятся перепада температур и резких звуков.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте основные анализаторы - кожная чувствительность и слух. В глубокой древности наши новорожденные предки находили мать по теплу, исходящему от ее тела, или по характерным звукам, издаваемым ею. И по сей день комфортная температура и «интимные» (негромкие) звуки создают у ребенка ощущение защищенности. Холод, жара, громкие и неожиданные шумы пугают малыша.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: как это ни парадоксально, многие родители закладывают в основу выработки послушания именно чувство страха, совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы усмирить младенца, они кричат на него (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). Так здоровые дети начинают превращаться в законченных невротиков.

СОВЕТ: в таком нежном возрасте договориться с ребенком невозможно, и ваш личный пример пока для него не подмога, поэтому, чтобы ребенок легче пережил свои страхи, старайтесь оберегать его от этих раздражителей.

6 МЕСЯЦЕВ - ГОД

Ребенок пугается незнакомых людей и обстановки, чужих домов, новой одежды и средств транспорта.

ПОЧЕМУ: на первое место в качестве анализатора мира выходит зрение, и количество страхов увеличивается как снежный ком. Защитный рефлекс диктует малышу: все незнакомое (люди, предметы) может нести опасность. Вот почему малыш капризничает, когда его переодевают: мама снимает с него уже привычную одежду и одевает другую, которая ему не знакома и, возможно, навредит...

Его пугают предметы, «изменяющие свое поведение»: например, когда кухонный комбайн, до того молчавший, вдруг начинает шуметь - малыш плачет. Он пугается пылесоса, электробритвы… Многие дети испытывают настоящий ужас перед «норами»: отверстиями стока в ванной, воздуховодами. Срабатывает подсознательный инстинкт: из отверстия может появиться змея, а змея для наших предков представляла одну из смертельных опасностей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: во многих семьях главным воспитателем в семье становится пылесос или подобный шумливый предмет. Его включают, когда ребенок слишком расшалится. Шансы остаться психически стабильным у малыша уменьшаются.

СОВЕТ: закройте отверстия стока в ванной мелкоячеистыми решетками. Не торопитесь, переодевая ребенка. Дайте ему потрогать новую одежду, изучить ее, только после этого одевайте малыша.

Дети боятся разлуки с родителями, в том числе во сне.

ПОЧЕМУ: ребенок начинает осознавать бескрайность мира и испытывает страх потеряться в нем. Малыш опасается потерять родителей, капризничает, если его оставляют с незнакомыми людьми. У многих детей возникают проблемы с засыпанием, потому что во сне они не могут постоянно видеть и слышать родителей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: желая добиться от чада большей послушности, мама прячется за деревце или угол дома - пусть малыш испугается, что она пропала! Метод, конечно, действенный, ребенок протянет ручку и некоторое время не будет убегать от мамы, но… ночью его будут мучить ночные кошмары - первый признак закрепления страхов в этом возрасте.

СОВЕТ: ежедневно разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные - малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха - обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.

Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте у ребенка складывается некий порядок жизни «я и дом» и иерархические отношения «я и родители», которые являются для него своеобразной опорой. Когда он вынужден сменить жилье или начать посещать детсад, его слаженная система рушится. Переезд вызывает страх не только перед новым местом, но и новыми соседями, даже новыми деревьями...

Посещение детского садика заставляет заменять связи с родителями общением со сверстниками и воспитателями.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: в этом возрасте дети особенно пугаются «лихих» родительских обещаний: «Сдам тебя в детдом!», «Позову дядю!», «Отдам твои игрушки другим детям!», «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек»… Произносить такие угрозы - большая ошибка.

СОВЕТ: определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

Подарите ребенку талисман - предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.

Дети боятся неизвестности: темноты, «мертвого пространства», одиночества.

ПОЧЕМУ: ребенка пугает так называемое «мертвое пространство». Это пространство порождает прямоугольная мебель. Представьте комнату со шкафом. Ребенку в этой комнате страшно. Родители подводят его к шкафу, открывают дверцы: «Пусто!» А страх не развеивается. Малыш и сам не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится мертвого пространства - того, которое он не может «объять» взором над шкафом.

Причина в том, что ребенок чувствует защищенность только тогда, когда способен контролировать все окружающее пространство. Анализируя обстановку, его мозг отмечает, что над шкафом имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: не стоит произносить фразы типа «Запру в ванной и выключу свет», «Выставлю на улицу!», «Выброшу тебя на помойку!», «Уйду и не вернусь», «Будешь хулиганить - тебя заберут хулиганы и бандиты!»

СОВЕТ: по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы и мертвое пространство.

Если ребенок спит рядом с вами, не «выселяйте» его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.

Ребенок боится смерти.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте человек осознает, что жизнь не бесконечна, а люди не вечны, и это бывает для него серьезным потрясением. Дети начинают понимать, что и они сами, и их родители смертны. Некоторые переживают первую семейную утрату - уходит из жизни старшее поколение.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: очень опасно стращать малыша: «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Страх смерти наиболее разрушителен.

СОВЕТ: до девяти-десяти лет детям лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это переживание может вызвать у них скрытые страхи. Но при этом старайтесь при детях упоминать про умерших родственников. Из таких разговоров ребенок выносит важное открытие: после смерти человек… продолжает существовать. Пусть в разговорах, в сердцах близких людей, но он не пропадает окончательно.

Дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте для ребенка крайне важно понятие семьи. Больше всего на свете он опасается стать нелюбимым и быть отвергнутым своей семьей. У детей из неполных и неблагополучных семей таких страхов больше.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: приводя в пример себя, не напирайте на идеально положительные качества: «Мама и папа всегда убирают свои вещи!» Такие слова пробуждают у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей.

СОВЕТ: расставьте по дому фотографии, где вся ваша семья запечатлена вместе. Когда родители на работе, ребенок может ощущать их присутствие, глядя на эти фото.

ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!

Могут ли у ребенка появиться «внештатные» страхи - те, о которых вы не рассказали?

Да. Большую роль в возникновении страхов играет так называемое «психическое заражение», когда ребенок узнает от родителей или сверстников, что чего-то «надо» бояться. Или когда родители интуитивно или сознательно стараются оградить своих чад от ситуаций, которые их пугали или пугают (собак, лифтов, таблеток). Дети очень чувствительны и расценивают это следующим образом: «Мама старается охранить меня от чего-то очень страшного. Я должен этого бояться!»

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Как помочь ребенку преодолеть страх?

Ваша реакция на его страх должна быть сопереживающей. Продемонстрируйте свое неравнодушие. Но не переусердствуйте: чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

ПРОГОВОРИТЕ! Попросите ребенка рассказать о своем страхе, описать чувства. Чем больше он будет говорить, тем быстрее рассеется страх.

Если ребенок сам спросит о волнующей его теме (например, проблеме смерти), постарайтесь дать исчерпывающий ответ. В психотерапии это называется «информационная поддержка» - она обеспечивает чувство безопасности ребенка.

ПРОРИСУЙТЕ! Попросите малыша нарисовать то, что его пугает. Уберите рисунок, а через несколько дней предложите обсудить его. Если ребенок с дрожью в голосе комментирует нарисованное, то данный страх по-прежнему значим для него. Если же он не может вспомнить, что нарисовал, - это благоприятный признак: страх практически побежден. Для полнейшего излечения можно предложить ребенку уничтожить свой страх: порвать рисунок на клочки, сжечь его или дорисовать так, чтобы победить пугающий момент (скажем, «посадить» Кощея за решетку).

ПРИКАСАЙТЕСЬ! Ребенок постоянно испытывает потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Погладьте ребенка по голове, посадите на колени, возьмите его лицо в свои ладони, посмотрите ему в глаза и нежно расспросите, что же его беспокоит.

Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

… Если вы не можете самостоятельно справиться со страхами своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту. Возрастные страхи дошкольников, сохраняющиеся у детей старше 10 лет, - это фактор развития тяжелых неврозов и предрасположенности к девиантному поведению: алкоголизму, наркомании...

Исследования Гарвардского университета (США) показали: Родительское поведение и мировосприятие играет важную, но отнюдь не решающую роль в развитии социальных страхов у детей. Более важным является фактор наследственности. У молодых родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (старше 35 лет) дети более беспокойны и менее уверены в себе. Если ребенок совсем ничего не боится, это не очень хорошо. Родители «запредельно» бесстрашных детей обязательно должны показать сына или дочь врачу.

Похожие публикации