У ребенка болит живот во время еды. Ребенок плачет во время еды

Абсолютно все родители сталкиваются с ситуацией, когда во время кормления ребенок отказывается принимать пищу. Обычно это сопровождается слезами, соплями и криками ребенка, в то время как мама всячески пытается успокоить и накормить малыша. Она рассказывает ему сказки, поет песенки и всячески играя пытается накормить свое дитя. Если у нее ничего не получается, то подключается отец, затем бабушка и дедушка. Ребенку могут даже силой заталкивать пищу, от чего он кричит и плачет еще больше.

Представили себе такую ситуацию? Хотите научиться справляться с капризами маленького ребенка во время кормления? Если да, то Вы именно там, где нужно. Ниже на Доме Знаний я расскажу, как накормить капризного ребеночка.

Итак, дорогие родители, нервы и плач малыша за столом - проблема, волнующая всех, кто с ней столкнулся. Одни детки едят мало, другие много. Мамы и бабушки, в отличие от более спокойных отцов и дедушек, пытаются полностью контролировать прием пищи ребенка, переживают, нервничают и нередко повышают голос. Если посмотреть со стороны, то можно даже не понять, кто именно был инициатором истерик, малыш, мама или бабушка.

Теперь ответьте на вопрос, почему люди едят? Ответа на этот вопрос два:

  1. Едят, потому что проголодались
  2. Едят, а точнее поглощают пищу, заедая проблемы. Этот ответ ребенка не касается.

После ответа возникает еще один вопрос: Когда Вы кормите ребенка (плачущего, нервничающего и пр.), он голодный? Суть этого вопроса в какой-то мере отображается в поговорке "Голод - не тетка, есть заставит". Да, пока у ребенка не появится аппетит, кушать он не будет.

Что такое аппетит?

Не вдаваясь в научные термины, аппетитом можно назвать ожидание организмом новой порции пищи после всасывания желудком и кишечником последней поступившей порции.

Если человек принимает пищу регулярно по часам, например, как в армии, то к определенному времени в желудок поступают пищеварительные соки, раздражающие его стенки, если пища не поступила. А если человек еще и услышит звук столовых приборов, почувствует вкусный запах пищи, то соки в желудке станут вырабатываться намного сильнее, вызывая чувство голода и аппетит.

Точно также аппетит появляется и у ребенка.

Читайте также: Капризы при одевании и на прогулке.

Что делать, если ребенок отказывается кушать?

Здесь более детально остановимся на вопросе, почему дети отказываются кушать.

1. Ребенок не голоден.
Возможно, ребенок недавно поел и еще не проголодался? В таком случае отправьте его нагуливать аппетит и проследите, чтобы он в это время ничего не "перехватил"!

2. Перекусы.
Может в промежутках между приемами пищи ребенок успевает что-нибудь скушать, так сказать "перекусил"? Это может быть печенье, фрукты, конфеты, ягоды, мороженое и т.д. Если это произошло, то считайте, что ребенок фактически поел, т.к. сладкое очень быстро утоляет аппетит, насыщая организм большим кол-вом углеводов. Чтобы этого не происходило, уберите все, чем ребенок может перекусить.

3. Пища у ребенка вызывает отвращение.
Обычно это происходит, если после 6 месяцев малыша переводят на прикорм (новые виды более твердой пищи) с дальнейшим переходом на общий стол. Всю новую еду давайте ребенку не спеша, иначе нежелания и бурных протестов есть не избежать.

Чтобы слез было поменьше, новую пищу давайте ребенку по одной ложечке. Затем смотрите на реакцию, и если малышу понравилось, то давайте еще. Готовьте только вкусные блюда, а от тех, которые не очень - откажитесь. Также знайте, что предпочтения иногда передаются по наследству, поэтому не готовьте ту пищу, которую Вы сами не любили в детстве, или сначала дайте попробовать ложечку и опять же посмотрите на реакцию.

Читайте также : Кормление ребёнка в 5мес. - 1 год.

4. Возможно, ребенок заболел?
Измерьте у малыша температуру, и если он действительно заболел, то срочно звоните врачу и не настаивайте на кормлении. Детский организм в это время тратит все силы на борьбу с болезнью, а когда они будут заканчиваться, то он сам попросит кушать. А еще лучше во время болезни уточните диету у врача.

5. Семейные неурядицы, ссоры, ругань, скандалы.
Если между взрослыми в семье нет гармонии, понимания и любви, то у маленького ребенка появляются страхи, из-за которых он начинает страдать, становится уязвимым. В таком состоянии аппетит ребенка пропадает, и он отказывается от приема пищи.

6. У ребенка не сформировано правильное пищевое поведение.
90% случаев отказов детей от пищи связано именно с этим пунктом.

Но что же значит это пищевое поведение? Рассмотрим простой пример из мира животных. Когда у тигра просыпается чувство голода, он понимает, что должен поесть. Он прячется в зарослях, определяет будущую жертву, после чего медленно подкрадывается к ней, выпрыгивает из кустов и набрасывается на свою еду. Все, жертва готова и тигр может приступать к еде.

Этим примером я хочу обратить Ваше внимание и на пищевое поведение ребенка.

У тигра это: "возникновение голода" - "поиск еды" - "охота" - "прием пищи".

То есть, перед тем, как поесть, животные прикладывают для этого какие-то усилия. Именно это должен делать и ребенок. Схема такая же: "возникновение голода" - "поиск еды" - "охота" - "прием пищи", только замените охоту на самостоятельный прием пищи (на работу ложкой).

Надеюсь, все понятно.

Читайте также: Поведение родителей.

Откуда же берутся проблемы кормления?

Да все просто. Родители не придерживаются пищевого поведения (цепочки). Еще не проголодавшегося ребенка они стремятся собственноручно плотно накормить, а когда спохватываются, их малышу уже больше года, а он только и может, что открывать безвольно рот и ждать, пока мама положит туда еду. Он не чувствует, что нужно прилагать усилия (брать ложку и самому кушать). Так возникает привыкание, а родители плачутся, что не могут накормить ребенка и не могут заставить его кушать самостоятельно. А еще помимо этого он отвлекается на представления от мамы, бабушки и других членов семьи. Это приводит к нарушению пищеварения.

А представьте, что в 10-12мес. малыш начинает интересоваться самостоятельным приемом пищи, пробует брать ложку, не попадает в рот, проливает на себя, вымазывает новую кофточку. Кусочки еды выпадают изо рта и мама, конечно же, не сдерживается и берет ложку в свои руки. Это ошибка! Инициатива должна принадлежать ребенку, а мама может только помогать.

Не переживайте о вымазанной одежде и разводах на кухне. Это все пройдет, как только ребенок научится и привыкнет "охотиться" (кушать) самостоятельно.

Ошибки по привитию навыков приема пищи.

Многие родители совершают серьезные ошибки, связанные с привитием самостоятельного приема пищи:

  1. Кормление через силу (насильственное).
  2. Гиперопека, которая перерастает в силовое кормление.
  3. Энергозатраты не соответствуют получаемой пище (перекармливание).
  4. Поиск несуществующих заболеваний у ребенка.
  5. Готовят по нормам из справочников, и если ребенок не съел какие-то 5-10г, разводят панику и снова же насильно кормят.
  6. Создают у ребенка избирательный аппетит, при котором дают только то, что он любит, отказываясь готовить другие блюда, ссылаясь, будто он не съест.

Стратегия проста: выполнять свои обязанности с учетом принципа разделения ответственности и подавлять в себе соблазн сделать что-то за ребенка. Например, когда моему младшему сыну Куртису было два года, он охотно забирался на свой высокий стульчик, готовый выполнять свою часть обязанностей в кормлении. Однако в голове у него застряла мысль, которую он непременно хотел проверить на мне. Куртис усаживался на стульчик, складывал руки на груди и заявлял: «Я не хочу кушать». Не знаю, с чего он взял, что его прием пищи является моей заботой. Поскольку это был мой третий ребенок, я уже знала, что делать в подобной ситуации. Возможно, она возникала потому, что мальчик хотел выяснить, что же произойдет дальше.
Так или иначе, я знала предполагаемый сценарий. Мне отводилась реплика: «Дорогой, но ты должен поесть!» У Куртиса хитро блестели глаза, и я понимала, что это приглашение к сражению. Думать приходилось быстро. Я боялась, что мальчик может действительно отказаться от еды. В голодном состоянии он становился вспыльчивым, возбудимым, и с ним очень тяжело было справиться. Я также понимала, что он пытается заставить меня сделать множество вещей, по большей части унизительных. Я должна была просить, умолять, угрожать, пытаться действовать подкупом и играть в игру «вот летит аэроплан». Дело было еще и в том, что я не имела права и возможности заставлять его есть, если он этого не хотел. И я говорила: «Хорошо, ты есть не хочешь. Тогда просто составь нам компанию на пару минут, а потом можешь идти». Это ставило Куртиса в тупик: игра могла бы получиться такой интересной, а мама не захотела в нее играть. Мальчик сидел с нами примерно минуту, а затем говорил: «Я тоже хочу». Он съедал свою порцию и просил добавки. Так трапеза и проходила.
Куртис давал мне недвусмысленное приглашение сделать за него работу по приему пищи. Если бы я его приняла, из трапезы не получилось бы ничего хорошего. Позже я приведу еще примеры проблем, с которыми вы можете столкнуться.

«Я не голоден»

«Я не голоден» является небольшой вариацией на предыдущую тему. Разница здесь только в расчете времени. Вы зовете ребенка к ужину; он с головой ушел в игру и не имеет ни малейшего понятия о том, что у него должен был уже кончиться запас энергии. Может помочь пятиминутное упреждение, но даже если вы его сделаете, малыш скорее всего искренне ответит: «Я не голоден». Хотя, возможно, ему просто интересна ваша реакция на его слова. Ответ: «Дорогой, ты должен был уже проголодаться; ты не ел несколько часов» будет означать, что у ребенка получилось то, что он хотел. Вы пересекли запретную линию и взяли на себя ответственность ребенка за то, сколько есть и есть ли вообще. Он выиграл эту игру, потому что у вас нет способов заставить его есть. Однако вы можете сделать шаг назад, вернувшись на свою территорию. Вы отвечаете за то, что есть, когда и где, то есть на вас лежит ответственность за режим и ограничения. Скажите следующее: «Ты не хочешь кушать, но мы-то хотим. Посиди с нами немного». Велика вероятность того, что, оказавшись за столом, ребенок отключится от игры и заинтересуется едой. Хотя, возможно, и нет. В этом случае через две-три минуты разрешите ребенку выйти из-за стола. Не держите его там в надежде, что он поест, иначе в следующий раз он вам не поверит. Если ситуация, когда малыш все-таки отказывается поесть, повторяется часто, установите таймер. Всем будет гораздо легче оставаться по свою сторону разделительной линии ответственности, когда трапеза имеет четкие границы. Отпуская ребенка из-за стола, говорите: «Следующая еда во время перекуса». Имейте в виду, что эти слова предназначены скорее вам, чем вашему малышу. Он понимает вас, потому что дети ясельного возраста вообще понимают гораздо больше, чем нам кажется. Но он вашим словам не поверит: для него это всего лишь теория, которая требует проверки.

«Теперь я голоден»

Наш хитрый малыш встал из-за стола, не поев, и отправился играть дальше. Спустя пять минут он возвращается и просит кушать. Соблазн велик. Перед вами ваш бедный ребенок с глазами, полными мольбы. Какой родитель сможет отказать несчастному малютке в еде? И имейте в виду, что попытка ребенка взять на себя вашу обязанность по режиму и ограничениям не является отвратительным поведением избалованного ребенка; Это всего лишь эксперимент с целью изучить, где кончаются ограничения. Поэтому вы говорите: «Нет, ты сказал, что не хочешь есть. Иди играть».
Ребенок не ответит что-то вроде: «Извини меня. Мне очень жаль». Нет. Скорее всего, он примется хныкать, плакать, расстраиваться, висеть у вас на руке. Ваша обязанность игнорировать его поведение до тех пор, пока он не перестанет капризничать. Если вам повезет, малыш прекратит вести себя подобным образом уже через несколько секунд и вернется к занятиям, которые вы одобряете. После этого вы можете обратить внимание ребенка на что-нибудь, кроме еды, например: «Смотри, какая замечательная книжка/машинка/пазл». Если он продолжает капризничать, скажите ему: «Нет, ты не можешь это делать» и оставьте его с самим собой на несколько минут. Чтобы прервать сражение и дать ребенку возможность успокоиться самостоятельно, посадите его на пол или на невысокий стул. Не злитесь на него, не читайте нравоучений, не ворчите. Тем самым вы окажете ему внимание и этим поощрите за плохое поведение. Будьте деловиты, игнорируйте его до тех пор, пока он не успокоится. Затем дайте ему возможность поиграть, но не капризничать. Вы должны четко осознавать, что то время наедине с самим собой является обучением, а не наказанием. Без подобного обучения ребенок не будет знать, какое его поведение вы одобрите.
Прежде чем научиться твердо настаивать на своем, вы наверняка пройдете через множество экспериментов. Вы позволите ребенку вернуться за стол, но, оказавшись там, он снова откажется есть и испортит вам трапезу своим отвратительным поведением. Если вы быстро учитесь, вам хватит нескольких концертов, чтобы осознать необходимость умения настаивать на своем. Если вы учитесь медленно, не унывайте: у вас все получится. Если вы вообще не умеете учиться, обратитесь за помощью. Борьба подобного рода непродуктивна - она портит отношения и лишает вас удовольствия от еды.

«Мне это не нравится!»

Вашему ребенку не нужен язык, чтобы сказать, что он не нашел на столе ничего привлекательного и кушать выставленное перед ним блюдо не собирается. Вашим лучшим ответом будет проигнорировать его. Еще вы можете сказать: «Тебе не обязательно это есть - здесь много другой еды». Неплохим ходом будет ободрить ребенка, но вы должны быть готовы к отсутствию у него реакции. Мой старший сын Лукас смотрел на еду и сообщал: «Мне не нравится». Я обычно отвечала: «Попробуй. Тебе должно понравиться». Тогда он охотно пробовал, и в большинстве случаев пища ему действительно нравилась. Однако Лукас знал, что ему необязательно пробовать, если он этого не хочет, и если пища ему не нравится, он не обязан ее есть. Но даже такое мягкое стимулирование выглядело для Куртиса как вторжение на его территорию. Однажды, когда я сказала ему: «Попробуй, тебе понравится», он бросил на меня весьма красноречивый взгляд. Если и когда ваш ребенок пробует новую пищу, вы можете сказать: «Я вижу, ты попробовал ее», но никогда не говорите: «Какой ты храбрый. Я горжусь тобой. Ты мой маленький ангелочек». Одобрение необходимо, но похвала отнимет у ребенка удовольствие свершения. Похвала делает его прием пищи вашей собственностью, и малышу становится нечем гордиться.
Тупиковые ходы, с которыми у вас есть соблазн поэкспериментировать, могут начинаться словами: «Это вкусно, тебе понравится», «Это сделает тебя большим и сильным» или «Ты должен взять хотя бы немного». Неосторожные высказывания подразумевают давление на ребенка, они переходят границу разделенной ответственности. Вы и так делаете все возможное, чтобы ваш малыш поел. То, что пища вкусна, вы демонстрируете на собственном примере. Урок правильного питания не поможет - детей не волнует, насколько пища полезна, их больше заботит ее вкус Дальнейшие эксперименты с предложением «одного кусочка» оставляю на ваш страх и риск. Заставляя ребенка съесть хотя бы один кусочек пищи, вы нарушаете его право выбора. Вам это сойдет с рук, если ваш малыш послушен, но если он похож на Куртиса, дело плохо.
На фразу ребенка: «Я не буду это есть!» самым непродуктивным ответом является: «Чтобы ты тогда хотел?» Несмотря на усталость, вам приходится вставать из-за стола, готовить на скорую руку замену. К усталости добавляется раздражение, а если ребенок все равно отказывается есть, то и отвращение. Отказывается же ребенок очень часто. Теряете вы оба: вы - потому что не
можете насладиться ужином, а ребенок -потому что за отсутствием выбора и его последствий не получает нужного опыта. Если ребенок отказывается кушать, последствием его поступка является голод сразу после трапезы. Убедитесь, что в этом виноват он, но не вы.

«Хочу каши. Пожалуйста»

Сейчас мы поговорим о ребенке ясельного возраста, который обозревает стол и, не найдя ничего по вкусу, требует альтернативы. Мало того, требование он сопровождает волшебным словом. Вы спросите себя: «Что не так с кашей? Я не должна ничего готовить дополнительно; каша удобна и к тому же мы просто можем поставить ее на стол на случай, если ребенок откажется от всего остального». Не сомневайтесь: я объясню, что такого неправильного в каше. Если вы услужливо готовите альтернативное блюдо, то лучше всяких слов доносите до ребенка послание: «Я не ожидаю, что ты научишься кушать». Помните: ребенок хочет расти с уважением к приемам пищи, но с удовольствием изберет путь наименьшего сопротивления, если вы позволите. Родители с какой-то гордостью сообщают мне, что всегда держат на столе банку с арахисовым маслом на случай, если их ребенку не понравится основное блюдо. Логика, конечно, в этом есть. Дело в том, что арахисовое масло питательно и может заменить собой мясо. Таким образом, ребенок получит нужные питательные вещества, даже если откажется от основного блюда. Некоторые считают, что замененное блюдо должно быть простым: никакого сахара в каше, никакого желе на арахисовом масле. Погоды это не делает: смысл послания остается тем же. В питательном отношении с подобной стратегией все в порядке, но в плане развития - нет. Готовность предложить альтернативное блюдо делает ребенка ответственным за меню и не дает ему возможности научиться есть питательную и разнообразную пищу, выставленную на семейном столе. Незнакомое блюдо вызывает у ребенка неприятие (впрочем, как и у нас). Если вы не будете давить на малыша, он справится со своим отношением и постепенно научится любить новую пищу. Когда альтернатива под рукой, ребенок не сможет стать организованным и ничему не научится. Возможно, вас удивляет, почему я рекомендую постоянно выкладывать на стол хлеб и не одобряю кашу и арахисовое масло. Потому что хлеб является обыденной частью трапезы, им не заменяют другие блюда, и вся семья его с удовольствием ест. А вот арахисовое масло или каша являются альтернативой другим блюдам.
Вариации на тему «арахисовое масло на столе» подобны тактике, когда овощи запрятывают в блюда, чтобы ребенок их поел. Гордые своей смекалкой родители рассказывали мне о моркови в мясном рулете, измельченных цукини в соусе для спагетти и свекле в шоколадном кексе. Умные хитрости, но все-таки хочу повторить: подобная стратегия хороша в питательном отношении, но в плане развития в ней нет ничего полезного. Честно говоря, я и сама проделывала подобные трюки в надежде, что дети поедят. Мне она не помогла: дети всегда были на шаг впереди меня. Практика показывает, что если вы изо всех сил стараетесь впихнуть еду в ребенка, вы пересекаете запретную черту разделенной ответственности. Мало того, ваш ребенок быстро вычислит, в какие блюда вы прячете овощи, и вскоре начнет отказываться не только от овощей, но и от самих блюд. Все дело в намерениях. Нет ничего страшного в том, чтобы класть тертую морковь в мясной рулет, если ребенок овладел умением есть морковь и если та добавляет блюду вкус и аромат. Однако дело обстоит куда хуже, если ваше намерение - обмануть малыша, чтобы он поел моркови. Ваша нечестность в отношении еды сделает ребенка подозрительным. К новой пище он будет относиться настороженно и враждебно.

Одну маму, которая пришла ко мне на прием, заботил слишком хороший аппетит ее 18-месячной дочери. Девочку удочерили, когда ей было 4 месяца. Новые родители специально ездили за ней в Китай. По приезде туда они с облегчением обнаружили, что малышка ухожена, ее не ограничивают в еде и всячески поощряют хорошо кушать. Сначала девочка ела много. Ей нравилась ее молочная смесь, легко прошел и переход сначала на твердую, а потом и на обычную пищу. В общем, отсутствием аппетита малышка не страдала. Однако теперь ее мать беспокоилась, что та ест слишком много, потому что вес ребенка быстро увеличивался и уже превышал норму. Я привыкла к подобным историям. Их рассказывают родители тех приемных детей, которые жили в условиях с недостаточным питанием. Такие обездоленные в младенчестве дети, попав в нормальные условия, начинают очень много есть и никак не могут насытиться. Если взрослым путем множества повторений удается убедить ребенка, что еды достаточно, что никто не собирается отнимать ее у него, тот вскоре успокаивается и перестает быть таким ненасытным. Однако если взрослые тревожатся из-за слишком хорошего аппетита ребенка и начинают ограничивать малыша в еде, ребенок начинает есть еще больше. Но в данном случае ситуация была другая, и я не могла связать переедании девочки с ограничениями в пище. Ее мама уверяла меня, что вся их большая семья так радовалась здоровому аппетиту девочки, что та во время еды постоянно оказывалась в центре внимания. «Посмотрите, как хорошо она кушает!» - восклицали тетушки, дядюшки, дедушки и бабушки, с умилением взирая на то, с какой жадностью девочка атакует пищу. И я получила ответ: малышке нравилось угождать, она научилась радовать аудиторию своим аппетитом. Конечно, чтобы знать точно, мне требовалось взглянуть на ситуацию более внимательно, не ограничиваясь коротким разговором с матерью. Моя теория о том, что детям свойственно обзаводиться странными привычками, если те радуют их родителей, подтвердилась. Случаи, когда дети слишком много едят, встречаются не реже, чем случаи, когда дети, словно по команде, начинают отрыгивать пищу или набивать ею рот, становясь похожими на бурундучков. В самом начале такое поведение является случайным, но, видя реакцию родителей, дети делают это снова и снова. Какой ребенок откажется от возможности порадовать родителей, если тем так нравится вскакивать из-за стола, вытаскивать его из высокого стульчика и бежать к раковине, чтобы ребенок мог продемонстрировать свои таланты в рвоте на бис? Ребенку, экспериментирующему над контролем, доставляет большое удовольствие, когда родители обхаживают его, пытаясь вытащить еду у него изо рта. Не демонстрируйте лишних эмоций, когда обтираете лицо малыша или вытаскиваете у него из-за щек запасы «на черный день», игнорируйте его поведение - только тогда у малыша не появится странных пищевых привычек и он не возьмет над вами власть. Мораль этой истории? Относитесь спокойно к тому, как ест ребенок. Его страшное поведение во время еды тоже не стоит лишних эмоций.

«Я сам»

В самый разгар обсуждения необходимости ограничений мы не должны забывать о стремлении ребенка к независимости, стремлении быть отдельной личностью. Как я уже говорила, чтобы успешно справляться с едой, дети должны удовлетворять свои эмоциональные нужды. Нутриционист из Индианаполиса Пэм Эстес рассказывает о 13-месячном Тобине. Эстес участвует в программе, предназначенной для детей до трех лет, которые имеют пороки развития-или нуждаются в особом уходе по состоянию здоровья. Такая программа есть в каждом штате, и в Индианаполисе она называется «Первые шаги». Тобин родился умственно отсталым и вдобавок его кости формировались неправильно. Он хорошо справлялся с питанием из соска, но в возрасте четырех месяцев, когда мать попыталась перевести мальчика на твердую пищу, дела пошли настолько плохо, что ей пришлось вернуться на исходные позиции. К дню знакомства Эстес с семьей с мальчиком уже работали врачи: специалист по трудовой терапии пытался уменьшить восприимчивость его рта, а физиотерапевт помогал ему с умением контролировать мышцы. Процедуры не пугали ребенка, не отбивали у него охоту к мягкой пище. Он мог жевать и глотать, но пища не вызывала у него интереса. Мама малыша жаловалась, что кормление ребенка занимает у нее весь день и что во время*него мальчик часто отрыгивает даже полужидкую пищу. Казалось, Тобину нравится держать пищу в руках. Но ему было трудно положить ее в рот, а когда это все-таки получалось, его рвало. Вес малыша падал, и его пришлось перевести на молочную смесь, которую Эстес назвала «суперсмесью». Она содержала 30 калорий на унцию (30 г), что превышает содержание калорий в твердой пище. Эстес не любит подобные молочные смеси, как и я. Мне также не нравятся смеси типа «быстрый завтрак» и другие богатые калориями жидкие молочные смеси. Они мешают ребенку учиться есть, мешают родителям учиться кормить. Казалось, Тобин разделяет наше мнение о подобных молочных смесях, потому что он ел смесь все неохотнее.
Во время семейных трапез мальчик в своих ходунках присутствовал за столом. Его кормили отдельно. Эстес предложила сделать мальчика полноправным участником того, что происходит за столом. Для этого его нужно было включить в семейные трапезы на общих основаниях. Родители согласились: они принесли его к столу, закрепили в высоком стульчике и положили перед ним кусочки тех блюд, которые ели сами. Эстес рассказывала, что мальчик выглядел даже меньше, чем был на самом деле, среди всех окружавших его подушек. Но она строго предупредила родителей, чтобы те не смели заставлять Тобина есть, и попросила радостно хлопать в ладоши, когда мальчик попытается сделать это самостоятельно. Представьте себе изумление родителей, когда они увидели, как оживилось лицо ребенка. Он сосредоточился на еде и стал пытаться подцепить пищу. Сначала он просто гонял кусочки по подносу своего стульчика. Тут ему на помощь при шла мама: она нашла оптимальное расстояние, которое позволяло ребенку легко дотянуться до еды. Все получилось отлично. Тобин быстро усовершенствовал контроль над мускулами, который был ему нужен, чтобы доносить пищу до рта, жевать и глотать. Рвотные движения тоже перестали быть проблемой, поскольку мальчик теперь сидел прямо и ел самостоятельно. Родители Тобина наблюдали за действиями сына в абсолютной тишине - настолько они боялись помешать совершающемуся чуду. Их восхищало, как решительно мальчик боролся за право кушать самостоятельно. Тобин знал, что ему нужно делать, и когда помощники оставили его в покое, он начал прекрасно справляться с приемом пищи.
Эстес говорит, что никогда не забудет благодарных слез в глазах матери Тобина. Работая с детьми, нуждающимися в особом уходе по состоянию здоровья, она обнаружила, что такие дети и их родители только выиграют, если поймут, что у детей есть способности и что лучшая помощь в данном случае - найти и развить эти способности. Она считает, что «подобное отношение и определяет разницу между кормлением, где присутствуют страх, озабоченность и отчаяние, и кормлением с уверенностью, целесообразностью, даже радостью», и продолжает: «Дети очень часто удивляют нас, если мы отступаем и позволяем им справляться с питанием самостоятельно».
«Интересно, кто решит эту проблему», - думала я, наблюдая, как Эмма, моя внучка двух с половиной лет, оспаривает у родителей право самостоятельно завязывать шнурки. Решимости ей хватало, но, к сожалению, недостаток возможностей был налицо. Родители расстраивались, поскольку прекрасно это осознавали. Будучи в завидном положении наблюдателя, ответ я получила почти сразу: проблема решится, когда Эмма обретет нужные навыки. Сейчас ей была нужна помощь понимающих, обеспокоенных и преданных родителей, которые могут отступить, чтобы дать малышке возможность учиться, делать собственные попытки и вообще быть личностью. В этой компании Эмма была не единственной, кто менялся: вместе с ней менялись и ее родители. Они учились позволять девочке быть независимой. Когда-нибудь Эмма действительно захочет научиться завязывать шнурки. Сейчас ее попытки - просто способ утвердить себя.
На том этапе, когда девочка обретет нужные навыки и проблема найдет свое решение, она превратится в дошкольника. Это верно и для вашего ребенка. В один прекрасный день вы позовете его к ужину, и он охотно прибежит. Вы предложите ему попробовать новую пищу, и сопротивления не будет. Вы сможете оставить его в комнате одного, не боясь, что пострадает или он, или комната. Когда этот день придет, ваш малыш станет дошкольником, а в доме воцарится мир.
На этом этапе нам предстоит работа по внедрению принципов поведения и питания в кормлении детей. Это те же принципы, которые мы использовали на протяжении первых лет жизни ребенка. Однако теперь мы делаем еще один значительный шаг вперед в деле кормления с любовью и здравым смыслом: мы вводим принцип воспитания послушного, думающего и независимого ребенка. Тот северный бог, о котором мы говорили, нуждался в дошкольнике, чтобы его пожелание было выполнено. В этом и заключаются возможности и опасности дошкольного возраста.

Явление, когда у ребенка после еды болит живот, может возникнуть даже у абсолютно здорового малыша. Если это случается редко, то в большинстве ситуаций не является предпосылкой к серьезным последствиям. В основном, единоразовые боли в животе возникают из-за переедания или продолжающегося развития пищеварительной системы и проходят без вмешательства через 1-2 часа. Однако, в некоторых случаях боль указывает на заболевание или патологию желудка. Если боли в животе имеют регулярный характер и сопровождаются рвотой, поносом и другими проявлениями организма, то желательно задуматься над причинами такого состояния ребенка и над предположительными действиями, которые необходимо совершить.

Основные причины

Колики

У подавляющего большинства детей колики отмечаются в первые два-три месяца жизни. Ученые до сих пор не выяснили точные причины возникновения коликов, однако одна из наиболее распространенных версий гласит, что причиной является воздух, который ребенок случайно заглатывает во время кормления либо при плаче. Воздух сжимает стенки неокрепшего желудка, тем самым вызывая сильную боль. Также в отдельных случаях причиной может стать неправильное приготовление смеси или режим питания.

Чтобы выявить колики у ребенка, нужно внимательно понаблюдать за его поведением: он будет очень беспокоен и взбудоражен, а также может начать вскрикивать во время приема пищи и после.

Основные симптомы коликов:

необъяснимая обеспокоенность, бледность, плач, ребенок поджимает ноги к животу, что указывает на резкие боли в желудке.

Когда ситуация обостряется, следует тут же воспользоваться помощью опытного врача или лекарствами. Среди популярных и эффективных средств можно выделить следующие:

Линекс Бифиформ Ацепол

Если ситуация позволяет повременить с лекарствами, то можно использовать другие методы для оказания помощи ребенку - народные средства. Положительная сторона в том, что в их составе отсутствуют искусственные вещества, что лишь позитивно скажется на ребенке.

Среди наиболее полезных народных средств выделяют:

Укропная вода - это раствор фенхельного масла. Она уменьшает давление на стенки желудка, снимает воспалительные процессы, а также снижает спазмы гладких мускул. Ромашка и бессмертник. Считаются противовоспалительными травами. Для приготовления нужно смешать высушенные травы бессмертника и ромашки в равных количествах, залить кипятком, а затем оставить завариваться на протяжении 20-30 минут. После этого процедить и пить по 100 гр. 3 раза в день до еды.

Ко всему прочему избавить ребенка от болей поможет массаж, поглаживание живота и правильная диета матери - ведь всё, чем питается мама ребенка, попадает в ее молоко, а затем - в кишечник малыша.

Пищевые отравления

Дети страдают пищевыми отравлениями в разы чаще, чем взрослые. Их организм недостаточно окреп, чтобы противостоять внешним факторам, вызывающим расстройства пищеварения. К тому же дети то и дело не моют руки и могут попробовать на вкус несъедобные вещи, что в подавляющем большинстве случаев вызывает острую реакцию организма.

Признаки пищевого отравления:

жалобы на боль в животе, слабость, капризность, тошнота и рвота, болезненное глотание, двоение в глазах, повышение температуры тела, нарушение дыхания (в редких случаях), диарея.

Токсины в животе у ребенка, выделяемые бактериями, воздействуют на слизистые стенки желудка. Признаки проявляются по разному: все зависит от источника отравления, но обычно это происходит через пару часов после употребления некачественного или непереносимого продукта.

Основными причинами отравлений у детей являются:

низкое качество продуктов, непереносимость, несъедобные предметы, ядовитая пища.

Организм ребенка обладает слабой защитой от пищевых отравлений, поэтому безопасные для взрослых продукты могут негативно на нем сказаться.

Среди таких продуктов можно отметить:

мясо, морепродукты, яйца, сыр, зелень, мороженое.

Чтобы предотвратить пищевое отравление, следует аккуратнее относиться к рациону ребенка, не допускать некачественных и просроченных продуктов, фастфуда, правильно хранить и готовить пищу. Но если отравления избежать не удалось, то необходимо помнить, что режущая боль, возникающая в области желудка, у детей намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому меры стоит принимать очень быстро.

Первое, что нужно сделать - промыть желудок, чтобы удалить остатки пищи отравляющие ребенка. Для этого малышу требуется выпить 1,5-2 литра кипяченной воды комнатной температуры, а лучше слабого раствора марганцовки или соли. В удалении оставшихся токсинов поможет активированный уголь и другие препараты с сорбирующим эффектом.

Самостоятельно проводить лечение ребенка стоит лишь при лёгкой токсикоинфекции с малым нарушением общего состояния. При наличии у ребенка многих симптомов отравления либо нескольких, но протекающих в тяжелой форме, необходимо обратиться к врачу, который окажет квалифицированную медицинскую помощь.

Запоры

В подавляющем большинстве случаев запор обусловлен проблемами кишечника, в т.ч. врожденными дефектами желудочно-кишечного тракта. Также он может быть вызван нарушением пищевого режима и/или неправильным питанием (у грудничков может быть следствием дефицита грудного молока), обезвоживанием, нервными потрясениями и лекарственными препаратами.

Основными симптомами запора у грудничков и более взрослых детей являются частые режущие боли в области желудка и болезненная дефекация.

Дополнительными симптомами могут быть: беспокойный сон, отказ от еды, вздутие живота, отсутствие газов и беспричинный плач.

Запор можно быстро вылечить в домашних условиях. Основные рекомендации:

Рацион питания должен состоять из продуктов, которые ускорят передвижение содержимого по кишечнику: овощи, фрукты, ягоды, каши. Одной из эффективнейших ягод является чернослив, который необходимо растолочь в пюре либо сделать сок и разбавить водой в соотношении 1:1. Необходимо пить много воды, не менее 50 мл на 1 кг веса. Употреблять настой льняного семени: одна чайная ложка сырья на стакан кипятка, напиток должен настояться около 4 часов, пьется вечером перед сном.

Патологии органов пищеварения

Еще одной причиной болей в животе после еды у ребенка могут быть патологии пищеварения. У детей болезни желудка и кишечника распространены наиболее сильно - 100 детей из 1000 подвержены таким заболеваниям.


Среди основных болезней стоит отметить:

Гастрит - болезнь, связанная с воспалением и разрушением слизистой оболочки желудка, может быть вызвана различными причинами: химическими веществами, в т.ч. содержащимися в газированных напитках и фаст-фудах, высокими и низкими температурами пищи, инфекцией, физическими, умственными и эмоциональными перегрузками.

Факторами, провоцирующими возникновение гастрита, являются нарушение обмена веществ, переедание, пищевые аллергии.

При возникновении заболевания дети жалуются на:

болевые ощущения в верхних отделах желудка, которые, в зависимости от выраженности воспаления, могут быть как слабыми, почти незаметными, так и очень сильными, мучительными, тяжесть и дискомфорт, изжогу и отрыжку, плохой аппетит, тошноту, часто переходящую в рвоту, понос или запор.

Точно диагностировать гастрит поможет только эндоскопическое исследование, но предложить заболевание можно при пальпации, при этом в области эпигастрия будет возникать боль, иногда можно прощупать спазмированный желудок.

Проводить полноценное лечение должны специалисты, однако состояние улучшит правильно подобранная диета.

Эзофагит - воспаление пищевого тракта, вызываемое химическим, термическим, механическим воздействием на слизистую оболочку пищевода. У детей чаще всего возникает при аллергии на лекарства, проглатывании химических веществ или каких-либо предметов, а также из-за воздействия соляной кислоты, попадающей из желудка в пищевод при ослаблении сфинктера, выполняющего роль перегородки.

Провоцирующими факторами являются:

переедания; нарушенная моторика желудка, 12-перстной кишки, печени и желчного пузыря; проблемы с нервной системой; заболевания позвоночного столба; врожденные патологии.

Эзофагит имеет несколько стадий развития, на каждой из которых происходит усиление боли в животе, также появляются следующие симптомы: острая и жгучая боль за грудиной, расстройство глотания, изжога, отрыжка, тошнота, рвота, повышение температуры.

Диагностика эзофагита проводится при помощи эзофагоскопии или эзофагогастроскопии, которое показывает изменения в слизистой только пищевода или пищевода и желудка соответственно. Также может быть проведена эзофаготонокимография, показывающая насколько физиологично происходит работа нервно-мышечных сокращений пищевода и сфинкера.

Лечение заключается в промывании желудка, соблюдении режима питания и диеты и другой немедикаментозной терапии, а также приёме лекарственных средств. При осложнении и в критических ситуациях вопрос помощи пациенту решается на операционном столе.

Панкреатит - воспаление поджелудочной железы. Спровоцировать панкреатит могут: операции на желудке, травмы живота, заболевания двенадцатиперстной кишки, инфекционные заболевания, пищевые отравления, наличие глистов, неправильный рацион и режим питания.

Основной симптом острого панкреатита - сильнейшая боль в верхней части живота, как правило, опоясывающего характера, которой обычно сопутствуют:

тошнота и рвота; вздутие живота и метеоризм; повторяющийся понос; повышенная температура; появление белого налета на языке.

Диагностика панкреатита проходит обычно в условиях стационара и включает в себя общий и биохимический анализы крови, копрограмму, анализ мочи и ультразвуковое исследование органов брюшной полости.

Лечение включает в себя соблюдение диеты, прием витаминов, обезболивающих и спазмолитических препаратов, заместительную терапию ферментами.

Синдром раздражения толстой кишки . Проявляется обычно вздутием живота, урчанием, спазмами и болями, которые уменьшаются после дефекации, нарушениями работы кишечника. Нередки чередования поносов и запоров.

Точные причины возникновения СРТК неизвестны, однако явление может быть связано с:

повышенной активностью части или частей пищеварительного тракта, наследственными факторами, дисбактериозом, малоподвижным ритмом жизни, наличием глистов, питанием, при котором наблюдается дефицит пищевых волокон, неблагоприятным психоэмоциональным фоном.

При частом появлении вышеперечисленных симптомов, ребенок всесторонне исследуется с помощью различных инструментальных и лабораторных методов, с целью исключения различных органических патологий.

Обычно используются:

УЗИ брюшной полости; ирригископия; ЭГДС; колоноскопия; рентгенография желудка с барием; исследование кала на наличие глистов; выявление воспалительных процессов в крови и моче.

В случае отсутствия патологий и воспалительных процессов, назначается пробная терапия, включающая в себя коррекцию питания (заключается в частом 5-7 раз приёме пище и исключение газообразующих продуктов), применение спазмолитических, ветрогонных, седативных, пробиотических, сорбирующих, антидиарейных или слабительных препаратов, массажей, ЛФК, физиопроцедур (грязелечение, озокеритолечение, парафинолечение, электрофореза).

При отсутствии положительного эффекта назначаются другие методы диагностики, позволяющие выявить истинную причину заболевания и назначить адекватное лечение.

Синдром нарушенного всасывания - широкий круг состояний, при которых нарушено усвоение различных питательных веществ. Причины могут быть как приобретёнными (плохое питание ребенка, на фоне которого развиваются различные заболевания ЖКТ), так и врождёнными (генетические предпосылки).

Симптомами заболевания являются газообразование, вздутие живота, хроническая диарея, срыгивание, иногда рвота. Кроме того, из-за неусвоения необходимых организму веществ отмечается гипотрофия и гипотония мышц, полигипоавитоминоз и другие подобные дефицитные состояния.

Диагноз устанавливается путем лабораторного исследования крови, кала, мочи, также помощь могут оказать рентгеновские снимки, на которых будут заметны участки атонии и спазма, а также наличие газов и жидкости в просвете кишки.

В зависимости от степени тяжести и выраженности клинических симптомов гастроэнтеролог назначает специальную диету, парентерально вводятся витамины и микроэлементы, электролитные и белковые смеси.

Неврологические причины

Боль в желудке часто вызвана стрессами. Иногда родители заставляют детей насильно принимать пищу, что приводит к сдавливанию желудка, и, в свою очередь, - к сильной боли в районе живота. Ни в коем случае нельзя создавать для ребенка стрессовые ситуации во время еды: заставлять его есть чрезмерно большие порции, ругать и кричать во время приема пищи.

Родителям следует адекватно относиться к отказу ребенка от еды - причины на это он может иметь самые разные: от заболеваний пищеварительной системы до неаппетитного вида блюда.

Оптимальным решением проблемы является назначение питательных смесей и введение витаминно-минеральных комплексов. Также желательно научиться подавать пищу в привлекательном виде, пытаться готовить вместе с ребенком.

Боль в животе во время еды

Боль в животе у детей часто может возникнуть и во время приема пищи. Главными причинами появления боли могут быть: запор, болезни хирургического характера (непроходимость кишечника, язва, аппендицит) и кишечные инфекции (ротавирус, дизентерия и другие).

Родители обычно теряют под ногами почву - они не знают, что предпринять и как облегчить страдания ребенка. Действия родителей напрямую зависят от первопричины появления боли. У ребенка стоит выявить симптомы, которые точнее укажут на вину происходящего, а затем, исходя от количества симптомов и интенсивности боли, необходимо либо помочь самостоятельно, либо вызвать скорую помощь.

Первая помощь

Если у ребенка обнаружились симптомы, говорящие о боли в желудке, необходимо выполнить следующие рекомендации:

Выявить причину боли. Следует сопоставить все факты: время появления симптомов, продолжительность и интенсивность, вспомнить основные признаки главных причин возникновения боли. После определения причины необходимо принять меры, которые индивидуальны для каждой из причин. Например, для решения проблемы с запором требуется обильное питье и соответствующее питание, а при коликах народные средства и массаж. При отсутствии улучшения вызвать скорую помощь, чтобы специалисты решили проблему на месте или, в тяжелых ситуациях, отвезли ребенка в больницу для серьезного лечения.

Ни в коем случае нельзя класть ребенку на живот грелку - это только ухудшит состояние и усилит воспаление, если оно присутствует. Также не стоит давать никаких обезболивающих средств и лекарств со сложным составом.

Боль в желудке у ребенка не всегда свидетельствует о развивающейся болезни. Данный симптом заслуживает тщательного внимания, но не стоит преждевременной паники. Для полной ясности картины ребенка желательно показать специалисту, который объяснит почему у ребенка может болеть живот, а также подскажет правильную модель поведения.

Вам все еще кажется, что вылечить желудок и кишечник тяжело?

Судя по тому, что вы сейчас читаете эти строки - победа в борьбе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта пока не на вашей стороне…

И вы уже думали о хирургическом вмешательстве? Оно и понятно, ведь желудок - очень важный орган, а его правильное функционирование- залог здоровья и хорошего самочувствия. Частые боли в животе, изжога, вздутие, отрыжка, тошнота, нарушение стула… Все эти симптомы знакомы вам не понаслышке.

Но возможно правильнее лечить не следствие, а причину? Вот история Галины Савиной, о том как она избавилась от всех эти неприятных симптомов… Читать статью >>>

Часто желание накормить своего привереду становится задачей №1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки!. Но правильно ли это — пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден?

Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Ошибка 1. Накормлю любой ценой.

Примерно с 1 года, когда ребенок начинает ходить, у него появляется множество новых более интересных занятий, поэтому часто прием пищи отодвигается на второй план. Усадить за стол и накормить такого непоседу становится крайне сложной задачей. Кроме того, после года многие дети становятся более разборчивыми в еде и не всегда хотят есть то, что им предлагают. Обычно именно в этот период родители начинают жаловаться на плохой аппетит своего чада. Чтобы заставить поесть своего привереду родители идут на различные уловки, – пытаются накормить во время игры, включают крохе мультфильмы, читают книжки, сами выступают в роли клоуна с ложкой.

В некоторых случаях это помогает отвлечь малыша, а родителям достичь желаемой цели. Но в действительности, руководствуясь лучшими побуждениями, родители не только разрушают культуру приема пищи, но и наносят вред здоровью ребенка. Любые развлечения во время еды, так же как и кормление в неподходящей для принятия пищи обстановке не дают ребенку возможности настроится на прием пищи, сосредоточиться на процессе, полноценно ощутить вкус и аромат еды.

В результате, пищеварительная система крохи оказывается не готовой к поступлению пищи, не выделяется достаточное количество пищеварительных соков и ферментов, нарушаются нормальные физиологические процессы пищеварения. К тому же, отвлекаясь на посторонние занятия, ребенок плохо пережевывает пищу, что в итоге затрудняет ее переваривание и усвоение.

Сидя перед телевизором и завороженно глядя на экран малыш послушно открывает рот, не обращая внимания на количество съеденного и не контролируя процесс насыщения, в итоге легко может возникнуть переедание, которое еще больше перегружает неподготовленную пищеварительную систему крохи.

Если приемы пищи в такой обстановке становятся системой, постоянные нарушения пищеварения в дальнейшем могут привести к развитию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и к ожирению. Именно по этим причинам необходимо воспитывать у ребенка привычку принимать пищу только за обеденным столом, не отвлекаясь на посторонние дела. Кроме того, родителям важно понимать, что необходимым условием нормального пищеварения является наличие у ребенка аппетита. Аппетит – это не только желание есть, но и отражение готовности детского организма к перевариванию пищи. В здоровом организме аппетит возникает на основе состояния голода, это происходит только когда желудок и верхние отделы тонкого кишечника освободились от ранее съеденной пищи, справилась с работой печень и поджелудочная железа, всосалась и усвоилась организмом большая часть питательных веществ. Аппетит способствует эффективному пищеварению, помогает организму настроиться на прием пищи, способствует выделению слюны и желудочного сока, стимулирует перистальтику желудка и кишечника, и соответственно пища, съеденная без аппетита - труднее переваривается и плохо усваивается.

Если ребенок в промежутках между кормлениями весел, жизнерадостен и активно осуществляет познавательную деятельность, но когда подходит время обеда отказывается от еды, значит в данным момент он просто не голоден. В таком случае родителям следует проявить терпение и перенести кормление на более позднее время, даже если для этого придется отклониться от режима и пропустить один прием пищи, зато в следующий раз ребенок охотно усядется за стол и поест с аппетитом. Если же помимо отказа от еды родители находят в поведении малыша настораживающие признаки, следует обратиться к врачу за исключением более серьезных причин, вызывающих снижение аппетита у малыша.

Ошибка 2. Не одно – так другое.

По мере взросления вкусы малыша и отношение к тем или иным блюдам могут меняться. Бывает, что ребенок отказывается от ранее любимых блюд, или каждый день требует одно и то же блюдо. Часто в такой ситуации мамы и бабушки, желая накормить малыша, начинают предлагать ему несколько вариантов блюд на выбор. В результате, малыш становится все более привередливым, требуя постоянной возможности выбора, а маме приходится все больше времени проводить на кухне.

Безусловно, меню ребенка должно быть разнообразным, но не стоит потакать капризам маленького гурмана и каждый раз выставлять на стол многочисленные яства. Если ребенок в очередной раз отказывается есть предложенное блюдо, требуя взамен что-то другое, значит скорее всего он не голоден, в таком случае следует спокойно убрать тарелку и предложить крохе покушать попозже, когда он проголодается.

Ошибка 3. Общество чистых тарелок.

Многие родители воспитанные на правиле всегда оставлять после еды пустую тарелку, часто требуют того же от своих детей. Нередко мамы, обеспокоены тем, что малыш не съедает свою «возрастную норму» и недополучает питательных веществ, поэтому заставляют его доедать всю порцию. Между тем, такая настойчивость совсем не полезна для ребенка и может привести к различным нарушениям аппетита и, как следствие, проблемам со здоровьем в будущем.

С одной стороны, заставляя насильно есть уже насытившегося ребенка, можно спровоцировать у него неприятие к данной пище и вызвать негативное отношение к приему пищи в целом.

С другой стороны, каждый раз требуя от малыша доесть до конца, родители нарушают естественную способность ребенка прислушиваться и понимать потребности своего организма. В результате, в дальнейшем у ребенка может сформироваться привычка переедать, т.е. есть, несмотря на отсутствие чувства голода, просто для получения удовольствия от вкусной пищи. Если малыш постоянно оставляет еду на тарелке, возможно, маме просто следует уменьшить ему размер порции, и если он не наелся, пусть лучше попросит добавки.

Ошибка 4. В гостях – не дома.

Часто родители не уделяют должного внимания поведению ребенка за столом дома, но приходя в гости, начинают одергивать и ругать ребенка за те поступки, которые дома не считаются «преступлением». Такое поведение родителей, безусловно, не вносит ясность в представление ребенка о принятых правилах поведения. Если родители хотят привить малышу хорошие манеры, не стоит делить застольное поведение на «домашнее» и «для гостей», необходимо чтобы требования к поведению ребенка за столом везде были одинаковы. Кроме того, в правилах этикета нужно упражняться постоянно, поэтому учить малыша правилам поведения за столом следует в домашней обстановке, и не стоит одергивать и критиковать ребенка в присутствии посторонних.

Полезные советы:

1. Личный пример.

Как известно, ребенок в первую очередь учится на примере своих родителей, во всем копируя их манеру поведения, в том числе и поведение за столом. Если родители сами не соблюдают правил гигиены, едят на бегу, перехватывая что придется, не придерживаются здорового питания и не задумываются об эстетической стороне вопроса, глупо требовать от ребенка культурного поведения за столом. Родители должны в первую очередь сами являться положительным примером для своего чада, ведь личный пример гораздо эффективнее любых наставлений и замечаний.

2. Режим питания.

Большую роль в формировании здорового пищевого поведения ребенка играет соблюдение режима питания. Прием пищи через определенные интервалы времени обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, у малыша к определенному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, появляется аппетит и ребенок более охотно усаживается за обеденный стол. Кроме того, при соблюдении режима питания улучшается переваривание и усвоение пищи. Для малышей старше года, как правило, устанавливается режим питания с 4 - 5 разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 - 4 часа, при этом желательно не отклонятся «от расписания» больше чем на полчаса, в противном случае не будет вырабатываться пищевой рефлекс. Не следует надолго растягивать прием пищи, продолжительность кормления не должна превышать 20-30 минут.

3. Полезные ритуалы.

Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения за столом важно создать систему ритуалов - определенную последовательность действий, которая изо дня в день сопровождает кормление малыша: помыть руки душистым детским мылом, усадить в детский стульчик, повязать нагрудник, поставить на стол посуду и приборы, положить салфетку, после еды вытереть рот салфеткой, поцеловать в ответ на «спасибо». Все действия желательно сопровождать пояснениями, разговаривать с малышом во время приема пищи следует спокойным ласковым тоном. Ритуалы умиротворяюще действуют на психику ребенка и помогают сформировать позитивное отношение к приему пищи, а постоянное выполнение одних и тех же действий воспитывает в ребенке привычку, и, немного повзрослев, он будет проделывать все то же самое самостоятельно.

4. Украшение блюд и сервировка стола.

Диетологам давно известно о влиянии сервировки и убранства стола на аппетит и пищеварение. Красиво поданные блюда и сервированный стол привлекают внимание, повышают настроение и вызывают аппетит. Хорошо известно, что маленьких гурманов гораздо больше привлекает вид приготовленного блюда, чем его запах и вкус, если поданное кушанье интересно оформлено, его охотнее попробует даже ребенок с плохим аппетитом. Еда на тарелке ребенка любого возраста всегда должна выглядеть эстетично. Для украшения готовых блюд можно использовать овощи и зелень, из нарезанных овощей можно сделать цветочек или веселую мордочку, можно красиво полить блюдо соусом и т. д. Хлеб следует также подавать на отдельной тарелочке. На столе у малыша обязательно должны быть салфетки.

Очень важно постепенно приобщать ребенка к сервировке стола, чтобы малыш учился правильно накрывать стол. Дети очень любят подражать взрослым, участие в подготовке к трапезе развивает у ребенка чувство причастности к «взрослому» делу, настраивает на желание проявлять за столом аккуратность, на стремление культурно себя вести, при этом, как правило, за самостоятельно накрытым столом малыш с гораздо большим удовольствием кушает предложенные блюда.

5. Атмосфера за столом.

Немаловажной является спокойная доброжелательная позитивная атмосфера за семейным столом, взрослые и дети должны садиться за стол в хорошем настроении. Находясь в комфортной обстановке у ребенка будут формироваться положительные ассоциации с приемом пищи. Кроме того, хорошее настроение способствует повышению аппетита и лучшему усвоению пищи.

Очень важно поддерживать традиции семейных обедов и ужинов. Трапезы в семейном кругу не только прививают необходимые навыки поведения за столом, но и помогают найти взаимопонимание с взрослыми членами семьи. Семейные обеды, которые стали традицией, очень благотворно влияют на здоровье, как детей, так и взрослых. По данным исследований, дети регулярно участвовавшие в семейных обедах гораздо чаще придерживаются здорового питания в старшем возрасте.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Отец и сын: Насколько важна роль папы в воспитании мальчика

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Главный секрет воспитания детей

Советы родителям

Просмотрено

Сейчас почти каждый родитель озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Похожие публикации