Сценарий праздника «Знамя семьи - любовь. Разработка урока истории «Последние Романовы

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Царская семья – идеал христианской семьи»

Полубенко Наталия Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: на основе усвоения исторических духовно-нравственных ценностей формировать у учащихся патриотическое сознание.

Задачи:

    Познакомить учащихся с Императором Николаем II и его семьёй и на их примере показать образец истинного служения Родине, людям.

    Подвести детей к прочувствованному отношению к духовно-нравственным ценностям христианской семьи, осознанию необходимости стремления к идеальным отношениям в семье.

    Воспитывать в детях чувство долга, ответственность, любовь к ближнему, взаимопонимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Царская семья – идеал христианской семьи», видеоролик «Песня о святых царственных мучениках».

Ход занятия:

Учитель.

(СЛАЙД 1)

Ребята, сегодня мы поведем разговор об одной семье. Семье, которая стала идеалом. Семья эта была необычной – это царская семья. Семья Романовых.

Вы мне скажете: «Да когда это было! Мы уже почти столетие живем без царей». А я вам отвечу: «Правильно. Это было очень давно. Но об этом должен знать каждый. Это семья, которая может служить примером еще не одному поколению людей. И не случайно я выбрала для нашего разговора именно эту царскую чету. Семья последнего царя России приняла страшную мученическую смерть от рук советских палачей, и это произошло в городе Екатеринбурге более 90 лет назад – 17 июля 1918 года. А так как мы живем с вами в трех часах езды от города Екатеринбурга, значит, мы должны знать об этом обязательно.

Ну что, готовы вы узнать о царе Николае II и его семье? Значит, сели поудобнее. Мы начинаем.

(СЛАЙДЫ 2, 3, 4)

Святой царь – Страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По случаю его рождения было совершено таинство Крещения Царственного младенца. Великий князь Николай с детства отличался благочестием, чистой душой, горячо всех любящей. Его глубоко трогали всякое горе и нужда человеческая. Царственный отрок проводил много времени за книгой, изучал иностранные языки. Он удивлял учителей необычной памятью и незаурядными способностями. Образование Николая по воле отца Александра III велось строго в русском православном духе. Будущий царь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук, прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте. Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил Николая во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Николай Александрович воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

(СЛАЙД 5) Весной 1894 года Царевич Николай непоколебимо принял решение вступить в брак. Его избранницей стала принцесса Алиса Гессенская.

(СЛАЙДЫ 6, 7)

Родители, наконец, благословили этот брак. Николай II и принцесса Алиса Гессенская обвенчались. Правда, ей пришлось изменить веру и принять Святое Православие. Алиса говорила своему мужу: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом, твой Бог – моим Богом…» Они полюбили православную Православную религию, великолепные храмы и монастыри, торжественные богослужения. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы-мученицы.

Осенью этого же 1894 года Николай II все свое время проводит у постели тяжело больного отца. За несколько дней до кончины царь Александр III произнес следующие заветы. На всю жизнь Николай II сохранил их в своем сердце.

(СЛАЙД 8)

«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я завещаю тебе любить все, что служит благу и достоинству России. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…»

(СЛАЙД 9)

После смерти отца Николай II 2 ноября 1894 года взошел на Престол. В глубине скорби он сказал: «Я не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и воли отца, приму Царский венец…»

Это был поистине Царь-Миротворец. Все его действия были направлены на защиту вселенского мира. За время царствования государь Николай II не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании не была им отклонена. Наоборот, он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд Государя светился неподдельной добротой. Он всегда щедро помогал нуждающимся из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы.

Государь не любил роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховых времен, и он пользовался ими. Его одежда была часто чинена, была с заплатами.

Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Он не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности.

Вот таким был Государь Николай II , который до последних дней своего правления оставался преданным России. В марте 1917 года Император ради спасения России передает Царскую власть брату Михаилу. В своем дневнике он записал: «Кругом измена, трусость и обман…» Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить Русское Право.

(СЛАЙД 10)

В семье Государя Николая II было четыре дочери. Девочек назвали русскими именами: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Они были необычайно красивы, от них нельзя было отвести глаз. Несмотря на то, что они были принцессы, они отличались скромностью и простотой. Никогда не высокомерничали, как некоторые девочки сегодня. У них не было слуг. Они сами гладили белье, прибирали в комнате, работали в огороде. Освободившись от занятий, убегали к дворовым слугам – посудомойкам или сторожихам – чтобы нянчить их детей. Они не сидели без дела ни минутки.

(СЛАЙД 11)

12 августа 1904 года на свет появился пятый ребенок, мальчик, наследник Российского престола, Царевич Алексей Николаевич Романов. Он родился в разгар Русско-Японской войны и стал утешением Царской Семьи и всей России. Царица Александра любила маленького Алексея и больше всего переживала за его здоровье.

(СЛАЙД 12)

Уже в один год Цесаревичу был поставлен страшный диагноз – гемофилия (несвертываемость крови). Страшна была малейшая ранка, порез, ушиб, неосторожное движение, так как это могло привести к кровотечению, большой потере крови.

(СЛАЙД 13)

Алеша уже с детства понимал ужасы тяжелой наследственной болезни и все время себя сдерживал. Он ведь, как и все мальчики, был живой, веселый, подвижный. Ему, как и всем, хотелось побегать, поиграть в теннис, покататься на велосипеде, но не разрешалось – это было опасно. Его приходилось оберегать. Случалось, что Царевич оказывался надолго прикованным к постели, лежал в бреду и был на краю смерти. Медицина не могла помочь Алексею. Сколько тогда слез проливала Государыня над кроваткой сына и разделяла с мальчиком боль и страдания. Именно поэтому Царица Александра Федоровна очень редко улыбалась и была всегда грустна.

Алексей с раннего детства был ласковым, приветливым, чутким, заботливым ребенком. Несмотря даже на тяжелую болезнь мальчика, Государь и Государыня воспитывали сына в строгости, приобщая его к военному делу. Часами мог Алексей играть в войны, парады, маневры. В его детской было много солдатиков, игрушечной боевой техники.

(СЛАЙД 14)

Простота и скромность были отличительной чертой Царской Семьи. Они вели тихую, скромную жизнь, не любили балов. Одевались просто, передавая одежду друг другу. Алеша до трех лет носил платья сестер.

(СЛАЙД 15)

Родители воспитывали в детях чувство долга, преданность Родине. Они все хотели служить своей стране, русскому народу.

(СЛАЙД 16)

Каждый вечер семья собиралась вместе. Они отдыхали. Старшие дочери играли на рояле, читали стихи, читали и обсуждали книги. Младшие вместе с Царицей занимались рукоделием. Отец Николай II был высоко образованным человеком. Он читал историю, отрывки из Чехова и любимой книги Евангелия.

Все дети хорошо учились, были усердны, изучали иностранные языки. Кроме этого, все девочки вышивали, шили, вязали.

Когда девочки подросли, они стали шить одежду для бедных, отправляя ее в приюты. В I Мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат.

(СЛАЙД 17)

Когда началась война, старшим дочерям Ольге и Татьяне сшили костюмы сестер милосердия. В лазарете они перевязывали раненых, убирали за ними в палатах, помогали хирургу во время операций. Великие Княжны со слезами молились о самых тяжелых больных, писали за них письма. Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились порой в 2 часа ночи.

Как вы думаете, а младшие сестры – Мария и Анастасия – разве не помогали раненым?

Они упаковывали и готовили перевязочные материалы, бинты. Играли с ранеными в блошки, в рубль, в войну, болтали, отвлекая их этим от страданий.

Великие Княжны очень любили своих родителей. Они считали для себя праздником прогуляться с Государем или проехаться всем вместе в санях по улице. Когда маме нездоровилось, сестры неотлучно по очереди дежурили при ней. Царевен объединяла крепкая и нежная любовь.

(СЛАЙД 18)

Они придумали для себя общее имя ОТМА, сложенное из первых букв их имен. Такую подпись они ставили на подарках и письмах, посланных от всех четверых.

Алексей тем временем тоже подрастал. Он легко привязывался к людям, любил их. У него было много друзей, солдаты тоже были его друзьями. У Царевича было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем».

Как вы думаете, может мальчик в 11 лет иметь воинское звание, быть на войне?

(СЛАЙД 19)

Оказывается, может. Когда Алексею было 11 лет, шла Первая Мировая война. Царевича воспитывали вблизи линии фронта, в исключительно мужском окружении. Находясь на линии фронта, Алексей с отцом жили в небольшой комнате, спали на жестких походных кроватях. Даже на линии фронта его учителя преподавали ему уроки по русскому языку, русской словесности, французскому и английскому языкам, арифметике, истории, географии, естествознанию и Закону Божьему.

(СЛАЙД 20)

За это время Царевич возмужал, избавился от застенчивости. Здесь за мужество при посещении линии фронта в сфере огня он получил свою первую солдатскую награду – медаль на Георгиевской ленте.

Ребята, как вы думаете, такой чуткий, благородный, добрый, верный долгу мальчик мог бы стать великим императором?

Но он не стал Государем, не взошел на Российский Престол, хотя надеялся приносить благо народу. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - такова была заветная мечта мальчика.

Когда в 1917 годы предали Царя, новые власти заключили под арест всю его семью. Великие Княжны в это время находились в Александровском дворце Царского Села. Они болели корью.

(СЛАЙД 21)

Так начались для них полтора года ареста и ссылки.

В далеком холодном Тобольске, в Сибири Царскую семью поселили в небольшом двухэтажном особняке бывшего губернатора. Жизнь здесь стала скучной: дом, дворик, небольшой сад, одни и те же люди вокруг. Места для прогулок почти не было. Они сами пилили дрова, но дров не хватало, чтобы протопить дом. Но и в это трудное время дети не переставали усердно учиться, и ни на что не жаловались. В письмах знакомым они писали, что устроились очень хорошо.

Самое тяжкое испытание ждало Царскую семью в Екатеринбурге, где их охраняли даже каторжники. Они заставляли Царевен играть на пианино, сопровождали их до уборной, грязно ругались, пьянствовали. Но Царевны прощали им издевательства, вежливо к ним обращались. Ничто злое не могло испортить их чистых сердец. В Екатеринбурге они сами стирали и гладили белье, штопали одежду, мыли посуду, по очереди читали тяжело болевшему брату, учились печь хлеб и готовили. Во всем находили повод для радости, несмотря на закрашенные масляной краской окна, глухой высокий забор вокруг дома, где их поселили, на то, что спать им приходилось на полу на матрасах.

Однажды ночью всей Царской семье приказали одеться по-дорожному и спуститься в подвал. Им обещали очередную поездку к новому месту заключения. Но их обманули. Они приняли мученическую смерть. Их расстреляли и еще живых кололи штыками. Дата изуверского убийства – 17 июля 1918 года.

Тела убитой Царской семьи тайно вывезли за 20 км от Екатеринбурга. Три дня сжигали их тела. Было уничтожено все.

(СЛАЙД 22)

На месте закопанных останков Царской семьи образовалась яма. Это место сейчас называется Ганина Яма. Это место – святое, земля здесь тоже святая. На этом месте в наше время выстроен монастырь.

Конечно, кровь Царской семьи падает и на нас, а не только на тех, кто совершил это страшное преступление. Сегодня мы понимаем, что убийство семьи Романовых было роковой ошибкой. Более 90 лет Россия несет на себе этот грех. Образ Николая II и всей его семьи стали святынями. У них можно просить помощи, молиться их образам. Царская семья – идеал христианской семьи. Он очень нам сейчас нужен.

(СЛАЙД 23)

Помнишь ли ты имена их, Россия?

Кровью залита их жизни заря:

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, –

Четыре дочери голубицы было у нашего Царя.

Когда ты видишь крыл голубиных сиянье

В лазури неба, над золотым церковным крестом,

Это их души – чистые вестники покаянья,

Посланные тебе, Россия, самим Христом.

(Просмотр видеоролика «Песня о Святых Царственных мучениках» Ж. Бичевская)

Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие:«Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви.»(к 400-летию Дома Романовых)

Целевая группа детей-учащиеся 6 класса.

В традициях русской православной культуры первейшее место занимает семья.В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа,ею было принято гордиться, на нее надеяться.
Поэтому данная разработка способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой, здоровой, благополучной семьи.
Поэтому учащиеся должны научиться укреплять в семье доброту и взаимопомощь, уметь старательно выполнять свои обязанности, быть милосердными, опираясь на примеры личностей Святой Царственной семьи. Именно бескорыстная любовь помогает посвятить себя другому, жить друг для друга.Так и было в семье Романовых, в которой брак приносил счастье, а семейная жизнь являлась чистой, богатой,полной.
Цель: Возрождение отечественных традиций семейного воспитания, восстановление системы духовно-нравственного воспитания в семье на культурно-исторических традициях.Ознакомление учащихся с семейными традициями в Царской семье.
Задачи:Дать учащимся понятия:


- о культуре семейных отношений.
Проведенное мероприятие актуально, так как семья- это основа государства.
Оно было направлено на формирование ценностного отношения к отечественной истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая 2.
Данная разработка способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой,здоровой, благополучной семьи.

Внеклассное мероприятие:

«Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви.»

Цель: Восстановление системы духовно-нравственного воспитания в семье на культурно-исторических традициях, возрождение отечественных традиций семейного воспитания. Ознакомление учащихся с семейными традициями в Царской Семье.
Задачи:Дать учащимся понятия:
- о семье как социальной, духовно-нравственной и культурной ценности в жизни отдельного человека, общества, государства;
- о христианской любви и милосердии как основах семейного благополучия;
-о культуре семейных отношений.

1.Слово учителя

В традициях русской православной культуры первейшее место занимает семья. В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа,ею было принято гордиться, на нее надеяться.
Царская Семья для нас- идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, между родителями и детьми многодетной семьи.
Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова, размышляя о браке и семейной жизни писала, что «смысл брака в том, чтобы приносить радость».Подразумевается, что супружеская жизнь-жизнь самая счастливая, полная,чистая, богатая.После заключения брака двое должны жить друг для друга.
Считаю созвучными строки: И увидеть в любимых глазах
Благодарности светлую искру,
Ощутив, как на счастья весах
Перевесило счастье близких!

Вопросы учащимся.Ребята, а что вам известно о Николае II?

2.Выступление учащегося.

Сообщение об императоре Николае II.

Последний Российский император Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 в Царском Селе.
Рождение нового великого князя было отмечено в Петербурге 101 орудийным залпом!
Николая воспитывали в соответствии с традициями, сложившимися в Царской Семье.Его отец был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином.Эти же качества он воспитывал у своих детей.
А Мария Федоровна прививала детям с раннего возраста хорошие манеры, учтивость и скромность, религиозность.
Она ни на минуту не позволяла Николаю забывать о своем предназначении. Цесаревич хорошо усвоил уроки матери.Это был деликатный, скромный,тактичный и воспитанный юноша.Родственники любили его и ласково называли «милый Ники».
Николаю, его братьям и сестрам были доступны далеко не все радости детства и юности..
Им не разрешалось играть в шумные игры, привлекать к себе внимание детской возней, нельзя было общаться с теми, с кем бы им хотелось.
Самым любимым развлечением было разводить костер в отдаленном уголке парка и лакомиться печеной картошкой.
Его военная карьера началась в 5-летнем возрасте со звания шефа лейб-гвардии резервного пехотного полка, а к 1880 году Николай Александрович получил уже звание подпоручика. А 2 марта 1881 года он был назначен атаманом казачьих войск.
В 1884 году 16-летний цесаревич присягнул « на верность Престолу и Отечеству»
К 23 годам своей жизни Николай-высокообразованный человек с широким кругозором. Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы.Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу.
Никто не знал, когда Николаю Александровичу придется вступить на престол.
Это случилось на 27- году его жизни.
26 мая 1896 года в Москве состоялась коронация Николая Александровича. Вместе с российской короной он принял огромную страну, раздираемую противоречиями и конфликтами.
Николай II отличался скромностью, душевной мягкостью, чрезвычайной добротой, природным благородством, верностью слову, сердечностью, исключительно бережным отношением к чувствам других людей.
Кроме твердой воли и блестящего образования, Николай обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной деятельности. Прежде всего огромной трудоспособностью. В случае необходимости он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. Кстати говоря, охотно занимался и физическим трудом.
Через всю свою жизнь император пронес любовь к одной женщине, которая стала матерью его пятерых детей. Это была Алиса Гессенская,немецкая принцесса.С ней он познакомился в юности…

3.Слово учителя.
Невыдуманная история.

Они впервые встретились, когда ему было 16 лет, а ей 12.Между ними сразу зародилась сердечная дружба, они очень понравились друг другу. Когда ему исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак.Однако ответ отца был краток: «Ты очень молод, для женитьбы еще есть время»Такова была родительская воля.Почитай отца своего-гласит пятая заповедь: что сказано отцом, то есть закон. Молодой человек безропотно смирился и стал ждать.Сердечная дружба на протяжении десяти лет ожидания перешла в святую, беззаветную, самоотверженную любовь.Эта любовь соединила их жизни, дала рождение пятерым детям и перешла в Вечность.
4.Выступление учащегося.
Государыня Императрица Александра Феодоровна

Принцесса Аликс, будущая Императрица Александра Феодоровна, родилась в Германии и была шестою из семерых детей в семье. Аликс росла ласковой, нежной, немного застенчивой девочкой. В семье ее называли «солнышко» за добрый и приветливый нрав. Строгие нравственные принципы и чистоту Аликс унаследовала от своей матери, которая воспитывала детей в духе простоты и милосердия. Одежда всех детей в семье была скромна, так же как и пища: овсяная каша на завтрак, вареное мясо с гарниром на обед и рисовый пудинг, печеные яблоки, фрукты. Спали на простых солдатских койках. Утром, по викторианскому обычаю, введенному в систему воспитания английской королевой Викторией (бабушкой принцессы Аликс), - холодные ванны.
Принцесса Аликс получила блестящее образование - уже к пятнадцати годам хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику, владела немецким, французским и английским языками. По мнению многих, она была блестящей пианисткой и у нее был хороший голос. Перед замужеством, благодаря своим успешным занятиям, получила при Оксфордском университете степень доктора философии.
Принцесса Аликс была девушкой глубоко религиозной, воспитанной в лучших традициях лютеранской веры.Она знала, что не может стать русской императрицей, не приняв святого Православия.Поэтому она была принята в лоно Православной Церкви с наречением имени Александра
.За полгода до помолвки Аликс написала Николаю 133 письма, а жених невесте-127 писем.
Чтение писем Аликс к Николаю.
Их бракосочетание состоялось 27 ноября 1894 года. После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье-такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук.Соединившись наконец, мы связаны на всю жизнь».В своем труде «О семейной жизни»Александра Феодоровна отмечала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь.Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому».

Вопрос к учащимся:А вы как думаете?Действительно так строятся отношения в семье? (Ответы)
А что вам известно о царских детях?
Что знаете об их жизни в Александровском дворце?

5.Творческая работа учащегося «Моё знакомство с Александровским дворцом» (на материале посещения и занятия в Александровском дворце).

Много раз мне приходилось гулять по прекрасному Александровскому парку, любоваться Александровским дворцом снаружи. На экскурсию по интерьерам дворца я попал впервые. Это семейная резиденция императора Николая II. Александровский дворец очень уютный - скатерти на столах, уютные диваны и кресла, ковры. Это дворец для жизни. Кажется, что вот-вот появятся его обитатели, зазвучат голоса, и все во дворце оживет.
На детской половине представлены подлинные игрушки царских детей. Я узнал, во что императорские дети играли, как отмечали праздники, чем увлекались. Но не только праздно проводили дети свое время. Нам показали расписание учебных занятий, некоторые дети были заняты с 9 утра и до 8 часов вечера лишь с перерывами на завтрак и прогулку. Нам повезло прикоснуться к старинным вещам, подержать в руках игрушечный чайный сервиз.
Нам довелось сыграть в старинную русскую настольную игру - бирюльки. Также и императорские дети развлекались этой игрой. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек.

Слово учителя. А теперь мы с вами поиграем.
Игра с присутствующими. В ее основе вопросы и задания о семье Романовых. Затем дети составляют лото, заплетают косички из ленточек.
7.Сообщения детей. Выступление 1 учащейся.
Царские дети.Великая княжна Ольга.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Она стала первым ребенком в семье Николая II.
Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличалась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой унаследовала от матери черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врождённым чувством справедливости, не любила враньё. Этим она сразу располагала к себе людей. Взрослея, Ольга Николаевна все больше времени проводила с отцом. Николай II брал с собой дочь на Богослу-жение и на смотр полковых учений. Ольга Николаевна Романова была шефом Третьего Гусарского Елизаветинского полка. В годы войны с Японией Император любил гулять с дочкой; лишь она была ему утешением в то, полное драматизма и трагических событий, время. Ольга была глубоко верующим человеком. С детства для неё были характерны честность и прямота. Княжна была всегда искренна, а иногда даже чересчур откровенна. Ольга Николаевна была обаятельна и весела.
В свободное время царевна любила кататься на лошадях, общаться с братом - царевичем Алексеем, играть на рояле. Когда Ольге стали выдавать первые деньги на личные нужды, она первым делом решила оплатить лечение ребёнка-инвалида, которого она часто видела во время прогулок. Мальчик сильно прихрамывал и потому ходил с костылями. Ольга долго откладывала часть личных денег на его лечение.
Вскоре грянула Первая мировая война. Ольга Николаевна, как и её мать и сёстры, была сестрой милосердия. Сначала Великая княжна была хирургической сестрой. Работа не из легких. Ужасы хирургических операций Ольга не смогла долго выносить. Быть сестрой милосердия она продолжила, но не в хирургическом отделении. Встречая на вокзале новых раненых, доставленных прямо с фронта, княжне не раз приходилось мыть больным ноги и ухаживать за ними. Однако себя княжны выдавали редко, на равных общаясь с простыми русскими солдатами. Во время войны Ольга и её сёстры были членами комитета помощи солдатским семьям, где проделали большую работу. Ольга много делала для блага общества, однако очень стеснялась своей публичности.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова беззаветно любила свою Родину и семью, очень переживала за больного царевича Алексея, сорадовалась сёстрам, сопереживала матери и тревожилась за отца.
Выступление 2 учащегося.
Великая княжна Татьяна.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна, Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне были сильно развиты чувство долга и склонность к порядку во всём. Из-за болезни матери Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, и Великую княжну это нисколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала здравым умом. В случаях, требующих решительных действий, всегда оставалась собой.
Если Ольга Николаевна была ближе к отцу, то вторая дочь больше времени проводила с Императрицей. Самолюбие было чуждо княжне. Татьяна всегда могла бросить свои дела и оказать внимание родителям, если оно требовалось. Застенчивость Княжны зачастую принимали за высокомерие.
Это опять же было отмечено современниками, близкими к Татьяне Николаевне. Княжна была натурой поэтической, жаждала настоящей дружбы и доверия.
Царевна Татьяна была глубоко религиозна, любила молиться и разговаривать с близкими людьми о религиозных делах. С началом Пер-вой мировой войны Татьяна стала сестрой милосердия. Перед поездкой в лазарет Татьяна, встав в самую рань, брала различные уроки. Потом, вернувшись с перевязок, - опять уроки. Потом опять лазареты. К вечеру девушка бралась за рукоделье. Из этого можно сделать вывод об удивительной трудоспособности княжны. Татьяна, как и Ольга, очень любила детей. Сёстрам посчастливилось иметь множество крестников, которые были ими горячо любимы. Княжны любили приглашать детей во дворец и делать им различные подарки.
Вернёмся к периоду жизни Татьяны во время мировой войны. В лазарете Татьяна трудилась не покладая рук. Труд её был тяжел, но она с достоинством с ним справлялась, на зависть окружающим. Все отмечали профессионализм Княжны, даже самые требовательные к сёстрам милосердия - доктора. Старшая сестра - Ольга - с трудом переносила вид ран солдат. А вот Татьяна Николаевна не раз жаловалась на то, что ей не поручают работу с трудными случаями. А ведь ей было всего 17 лет. Помимо этого, Татьяна основала «Татьянинский комитет», который оказывал помощь пострадавшим от войны. Образ жизни двух старших дочерей царской четы, Ольги и Татьяны, был замкнутый и строгий; он состоял из труда, молитв, обучения и благотворительной деятельности. Долг перед Россией и Богом - вот что было основой жизни Татьяны Николаевны Романовой.

Выступление 3 учащейся.
Великая княжна Мария Николаевна

Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая княжна Мария была типичной русской девушкой. Ей были присущи добродушие, весёлость и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. По воспоминаниям некоторых её современников, он была очень похожа на своего деда Александра III. Мария Николаевна очень сильно любила своих родителей. Она была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы. Дело в том, что она была слишком маленькой для старших дочек (Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших детей (Анастасии и Алексея) Николая II. У Великой княжны были большие синие глаза. Она была высокая, с ярким румянцем на щеках - истинно русская красавица.
Мария Романова была воплощением доброты и сердечности. Сестры даже немного пользовались этой добротой. Мария Николаевна была очень проста и добродушна. Любила говорить с обычными людьми. Мария Николаевна прекрасно знала имена жён охранников Царской семьи, знала, у кого сколько детей и всегда интересовалась их делами.
В семье Романовых Мария была самая ласковая и приветливая. Она обожала играть с маленькими детишками. Мария Николаевна Романова была не менее религиозна, чем её старшие сестры, и всегда полностью отдавала себя молитвам, стойко перенося длинные церковные службы. Марии были свойственны глубокие внутренние переживания, которыми она почти ни с кем не делилась. Лишь чуткое сердце матери Александры Фёдоровны иногда о чём-то догадывалось. Во время Первой мировой войны Мария Романова вместе с сёстрами работала в госпитале. Ухаживала за ранеными и всячески помогала им. Царевна была непри-хотлива и отзывчива. Она всегда была готова оказать услугу, помощь, без лишней церемонности и суеты. В дни событий февраля 1917 года Мария Николаевна была единственной опорой Императрицы. Все дети царской семьи, кроме Марии, заболели корью. Мария Николаевна проводила около них много времени.
Царевна Мария Николаевна Романова была очень мужественна. Она умела терпеть боль и невзгоды. В марте 1917 года она сильно болела. У неё было воспаление легких. Мария очень переживала и старалась не быть в тягость близким.

Выступление 4 учащегося.
Великая княжна Анастасия.

Великая княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвёртым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император полюбил четвёртую дочь не меньше, чем остальных своих детей.
Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия Романова по своей резвости могла дать фору любому мальчишке. Анастасия Николаевна носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестёр. Спальня четвёртой дочки была убрана не богато. Обязательно каждое утро Анастасия Николаевна принимала холодный душ. Усмотреть за царевной Анастасией было нелегко - ребёнком она была очень шустрым. Любила лазить где ни попадя, прятаться. В бытность ребёнком Великая княжна Анастасия любила пошалить, а также посмешить окружающих. Помимо весёлости, в характере Анастасии были такие черты, как остроумие, смелость и наблюдательность. Во всех проделках царевна считалась заводилой. Следовательно, она была не лишена лидерских качеств. В шалостях Анастасию Николаевну Романову позднее поддерживал её младший брат, наследник царского престола - царевич Алексей.
Отличительной чертой юной царевны была способность подмечать слабые стороны людей и очень талантливо их пародировать. Однако шаловливость девочки не переросла во что-то неприличное. Наоборот, воспитанная в христианском духе, Анастасия превратилась в создание, которое радовало и утешало всех окружающих её близких людей. Когда Анастасия во время войны работала в госпитале, про неё начали говорить, что в присутствии царевны пляшут даже раненые и больные, до того она была прекрасной и весёлой. Впрочем, когда надо, она была искренней сострадалицей и утешительницей. В госпитале Анастасия Романова приготавливала бинты, занималась шитьём для раненых и их семей. Занималась она этим вместе с Марией. Потом они на пару сокрушались, что, в силу возраста, не могут, как их старшие сёстры, в полной мере быть сёстрами милосердия. Посещая раненых солдат, своим обаянием и остроумием Анастасия Николаевна заставляла на время забыть их о боли, она, утешала всех страждущих своей лаской и нежностью.
Среди раненых, с которыми Анастасии удалось повидаться, был и прапорщик Гумилёв - тот самый Николай Гумилёв, которого мы знаем как известного поэта, яркого представителя «Серебряного века». Находясь в лазарете, он посвятил княжне стихотворение «Ко дню рожденья». Написано оно было 5 июня 1916 года в лазарете Большого Дворца.
Спустя годы офицеры и солдаты, побывавшие в госпиталях, очень тепло вспоминали Великих княжон. Военные, воскрешая в памяти те дни, словно озарялись неземным светом. Раненые солдаты интересовались судьбами Великих княжон. Русские воины предполагали, что все четыре сестры выйдут замуж за четырёх балканских принцев. Русский солдат хотел видеть княжон счастливыми и молился о них, проча им венцы королев европейских государств. Однако всё вышло совсем не так... Судьба Анастасии, как и судьба всей Царской семьи, окончилась в подвале Ипатьевского Дома. Здесь оборвалась династия Романовых.
С начала 20-х годов XX века в Европе постоянно появлялись девушки, выдававшие себя за Великую княжну Анастасию Романову. Все они были самозванками, имеющими желание нажиться на горе русского народа. Дело в том, что всё царское золото было завещано Анастасии Николаевне. Поэтому находились авантюристы, желавшие прибрать его к рукам.

Выступление 5 учащегося.
Цесаревич Алексей.

Цесаревич Алексей был пятым ребёнком в семье Николая II, и по-настоящему долгожданным. С первых дней царствования Государь мечтал о наследнике, но Господь посылал ему только дочек. Вся царская семья горячо молилась о рождении мальчика. Вскоре после прославления преподобного Серафима Саровского, которого Царь очень почитал, Императрица сообщила мужу, что у них будет ребёнок. Семья полагала, что именно по молитвам святого Серафима Бог откликнулся на их молитвы.
Цесаревич Алексей родился 12 августа 1904 года. Как назвать новорождённого, Царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем. Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Так же Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова, и император хотел назвать сына в честь великого предка.
Царевич Алексей унаследовал всё лучшее от отца и матери. Родители очень любили его, и он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим героем. Юный царевич старался подражать ему во всём. Юный царевич Алексей обладал прекрасными волосами, большими серосиними глазами, кожа лица была нежно-розовой, а на пухленьких щечках виднелись очаровательные ямочки. Когда на лице царевича сияла улыбка, её нельзя было назвать иначе, как ангельской.
Спустя несколько лет после рождения Наследника оказалось, что он болен неизлечимой болезнью - гемофилией. Он в любой момент мог истечь кровью; любой, даже слабый ушиб причинял ему огромные страдания. Болезнь царевича Алексея стала страшным ударом для Царской семьи и всего государства.
Были пред приняты все меры, чтобы оградить ребенка от травм, но он был очень резвым мальчиком и хотел играть во все те игры, в которые играли другие дети.
Несмотря на болезнь, царевич Алексей рос неприхотливым ребенком. Не капризничал, не проявлял ни злобы, ни раздражения. Он очень любил людей, старался им помочь, никогда не оставался равнодушным. Особенно царевич жалел тех, кто, по его мнению, был несправедливо обижен. Алексей говорил, что, когда он будет царствовать, то в России не станет бедных и несчастных. Маленький царевич говорил: «Я хочу, чтобы все были счастливы». В общении Алексей был искренен и прост. Больше всего он не любил ложь. Царевич обладал решительным, но вместе с тем мягким и ласковым характером. Алёша очень сильно любил всё русское, был настоящим патриотом.
Царевич Алексей был шефом всех казачьих войск. Казаки очень любили своего юного атамана и своего будущего Императора. Генерал Пётр Николаевич Краснов описывал один случай, который произошёл в момент, когда Наследнику было всего-то полтора года. В январе 1907 года Николай II решил показать сына лейб-гвардии Атаманскому полку, где служил Краснов. Когда Император с царевичем Алексеем проходили мимо казаков, то Краснов заметил, как у казаков из его сотни закачались шашки. Досада появилась в сердце Краснова. «Неужели устали!» - подумал он и пошел вслед за Государем. Вдруг наклонился штандарт. Окончательно возмущённый, Краснов взглянул на знаменосца и увидел, что по лицу сурового вахмистра текут слёзы. Государь с Наследником шёл вдоль строя казаков, а воины плакали, оттого и качались шашки в могучих русских руках... «Остановить это качание я не мог и не хотел», - вспоминал Краснов. Алексей тоже любил своих воинов. Однажды, в возрасте шести лет, он увлечённо играл со своими сёстрами, и тут ему сообщили, что пришли казаки. Царевич сразу же прекратил все игры и принял гостей.
Царевич Алексей из игрушек признавал только солдатиков. Уж очень нравилось ему с ними возиться. Нравилась Царевичу и солдатская еда.
То, что давали за царским столом, Алексей ел не всегда. Тайком от родителей он убегал на царскую кухню, где просил чёрного хлеба и обычных щей. «Такую еду едят мои любимые солдаты, - говорил царевич, - хочу, как они».
Наследник взрослел. Ему нужно было много учиться, чтобы стать достойным царём. Но всерьёз взяться за науку Алёше мешала болезнь.
Однажды царевич неаккуратно прыгнул в лодку, и у него началось внутреннее кровотечение.
Болезнь проходила очень тяжело, но Царевич выжил. После окончательного выздоровления он засел за учёбу всерьёз. Как отмечали учителя, Наследник был очень умён и, как его сестра Великая княжна Ольга Николаевна, схватывал всё на лету.
Вскоре грянула революция. Злодеи сначала арестовали Царскую семью, а затем зверски убили её. Алексей погиб, как воин - от пуль и штыков.

8.Слово учителя. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила семью Романовых к лику святых страстотерпцев.Теперь во многих храмах мы можем подойти к иконе Святых Царственных мучеников.Они знали, что такое трудности, горести, они слышат наши воздыхания к ним.Вы знаете о Феодоровском храме в нашем городе, который часто посещала императорская семья.Думаю, что пришло время сходить в этот храм.
Дети, сегодня вы узнали много интересного о жизни семьи Романовых.
Рефлексия.Какими сведениями о жизни императорских детей пополнились ваши знания?Что вы узнали о семейных традициях в Царской Семье?Какие выводы вы смогли сделать по культуре семейного воспитания?Что помогает сохранить семью?
Хотелось бы, чтобы вы помнили слова апостола Павла:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»

Самоанализ воспитательного мероприятия.
Проведенное мероприятие было актуально, так как семья-это основа государства, наследница нравственных, духовных обычаев, традиций, культурных ценностей.
Оно было направлено на формирование ценностного отношения к отечественной истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая П.
Дети познакомились с традициями семейного воспитания на примере Царской Семьи Романовых.
Список литературы

1. Татьяна Лазарева. «Красота спасет мир».Учебно- методическое пособие.-Москва « Артос-Медиа»..2006
2. Алексий Мороз.Т.А.Берсенева. «Уроки добротолюбия». –Санкт-Петербург «Сатисъ», 2004
3. А. В. Бородина. «Основы православной культуры».Учебное пособие для основной и старшей школы.-М. :Основы православной культуры, 2005
4. Интернет-ресурс ote4estvo.ru/carskaya-semya


Старикова Ирина Яковлевна

Разработка урока истории « Последние Романовы»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)

Цель урока:

для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами метода учебного проекта

- для учащихся:

1. Привитие интереса к истории России, развитие высоких нравственных качеств;

2. формирование представлений о времени деятельности «Последних» Романовых; их роль в развитие нашего государства в конце ХIХ века;

3. понимание определения основных направлений российской внутренней и внешней политики политики;

4.понимание причин, по которым правление Романовых, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о династии Романовых;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

    Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, проекты обучающихся, презентация по теме «Эпоха Романовых», фрагмент из фильмаГ.Панфилова «Романовы. Венценосная семья». портреты Николая II, его семьи, великих князей.

Цитаты-эпиграфы:

«Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Николай I.

Цели этапов урока

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

Создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия:

Российская история полна различными событиями, отрицать которые, а тем более забывать не следует. Их необходимо помнить, разбирать во всех тонкостях и не торопиться с оценками.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

4. Изложение нового материала (25 мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

5. Контроль усвоения (5 мин.)

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

П3, П19, Р7, Л11, Л10

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§ 21, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

    План урока:

Этап урока

Формы деятельности

Организационный эта

Создание рабочей атмосферы на уроке

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Определение темы урока и постановка цели занятия:

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности: фронтальный опрос

Изучение нового материала

Выступления учащихся с готовыми индивидуальными проектами:

1.Первые Романовы.

2.Великие князья: Николай Николаевич Романов, Александр Михайлович, Елизовета федоровна, Геогргий Александрович

3. Николай Константинович Романов

Контроль усвоения

Вопросы оценки степени усвоения нового учебного материала

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания, подготовить опережающее задание (2 недели): подготовьте эссе на темы «Выдающиеся представители семьи Романовых»

Записывают задание в дневник

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего отца Никиты Романовича и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. д.).

Генеалогическое древо Романовых https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы#/media/File:House_of_Romanov_family_tree_(1347-2014)_by_shakko_(RU).jpg

Учитель: Ребята! Теперь откройте страницу 53 учебника и найдите документ из воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году, в России, состоялись торжества в честь 300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным проявлением монархических чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

Начиная с сыновей Павла I все великие князья делятся на две категории: старшие – наследники-цесаревичи, будущие императоры, и все остальные.

На первый взгляд, участь этих вторых завидная: сразу после рождения – все высшие награды империи, которые любому другому, даже родовитому, даже талантливому, даже отдающему все силы на благо царя и Отечества, не всегда удается заработать за долгие годы безупречной службы. А еще – двести с лишним тысяч золотых рублей ежегодно. Только за титул. А еще – бессчетное число преимуществ, которые дает принадлежность к императорской фамилии: собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, возможность путешествовать, куда вздумается, и многое, многое другое. В общем, заслуг никаких и обязанностей, казалось бы, никаких, зато возможности – неограниченные. Есть чему позавидовать.

Недаром Николай I, отец семерых великих князей и княжон, учил своих детей: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». И научил. Никто из Романовых, в отличие от нуворишей, никогда не кичился ни богатством, ни вседозволенностью. Правда, от зависти это их не уберегало.

А то, что видит поверхностный, и уж тем более завистливый взгляд, чаще всего далеко от действительности. На самом деле мало кто вынужден был жить по такому строгому регламенту, как великие князья. Они были лишены свободы выбора – того, что крайне необходимо человеку мыслящему.

Род занятий был им предопределен с момента рождения – только военная служба.

Семейная жизнь тоже была запрограммирована: жениться только на равнородных чужеземках, преимущественно на немецких принцессах. Великие княжны тоже обречены были выходить замуж за иноземных принцев, и никто не спрашивал, нравится им жених или не нравится. Отсюда и несчастливые браки, которые в семье Романовых не были редкостью. Те, кто восставал против навязанных правил, в большинстве случаев расплачивались жестоко. О таких непокорных я обязательно расскажу.

Любопытно, что лишь один из русских царей, Николай I, был императором дольше, чем великим князем. А его старший брат Александр I оставался великим князем до 24 лет и ровно столько же носил корону. Большинство российских императоров значительную часть своей жизни были великими князьями (то есть оставались на вторых ролях). Самые яркие тому примеры – Петр III (21 год великий князь – полгода император), Павел I (42 года – 4 года), Александр III (36 лет – 13 лет).

Очевидно, что их характеры не только сформировались, но и достаточно ярко проявились за те долгие годы, что они ждали своей очереди на трон. Но великокняжеский период жизни монархов известен гораздо меньше, чем годы их царствования. А знать, как они жили до восхождения на престол; кто их учил и воспитывал, кто были их друзья юности; какие страсти владели сердцами будущих монархов, интересно хотя бы потому, что это знание помогает понять истоки некоторых черт характеров самодержцев, которые со временем оказали существенное влияние на жизнь России.

Но на ход событий в стране влияли и те великие князья, что не были рождены для трона: младшие братья, дети и внуки самодержцев (дважды именно они неожиданно оказывались на троне). Об их служении Отечеству, впрочем, как и о недостойных делах некоторых из них, известно очень немного. Этот пробел в знаниях и предстоит заполнить предлагаемой книге.

Ее героями станут 34 человека, в течение двух веков игравшие весьма заметную роль в русской истории. Всего великих князей Романовых было 38, пятеро из них умерли в младенчестве или в ранней юности, так что сказать о них нечего, кроме слов сочувствия. Первым персонажем книги станет великий князь Петр Федорович, родившийся в 1728 году и ставший ненадолго императором Петром III; последним же из законных великих князей Романовых – великий князь Дмитрий Павлович, доживший до 1942 года.

О законных и незаконных – история любопытная и не лишенная поучительности. Придет время, я ее обязательно расскажу.

Привожу список великих князей, с которыми предстоит познакомиться читателям. Он поможет разобраться в непростых семейных связях героев этой книги. Не называю большинство великих княжон, так как они еще в ранней юности были выданы замуж за границу и не оставили заметного следа в отечественной истории.

Данный урок по истории России составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень) лицея 410 г. Пушкин СПб. При работе над учебным материалом учитывались требования ФГОС второго поколения для средней школы. конспект представлен в форме технологической карты урока, введенной в нашем лицее с нового учебного года. Технологическая карта предполагает регламентировать деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Главная цель урока - научить работать с различными маткриалами, перерабатывать учебный материал так, чтоб он стал понятен ученику. В разработке упоминается ЗАДАНИЕ А - прочитайте текст, найдите и выделите основные факты, события и явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Ведущий 1:

Благослови, Господь, семью - творения венец,

На головеночках детей покоится земля,

Родные жители Земли - ребенок, мать, отец,

И человечество само не что-нибудь - семья.

Ведущий 2:

Приветствуем вас, дорогие! Мы рады видеть вас на семейном празднике «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Этот прекрасный летний день выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви.

Ведущий 2:

Бог есть ЛЮБОВЬ. И если Любовь живет в вашей семье, значит, в вашей семье живет Бог.
А в той семье, где живет Бог - царит счастье, мир, покой, согласие, достаток и остальные духовные, душевные и материальные блага.
ВОТ ПОЧЕМУ НАШ ПРАЗДНИК МЫ НАЗВАЛИ «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ».

Ведущий 1:

У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, что бы не случилось. Сегодня мы будем говорить с вами о семье, участвовать в интересных конкурсах и викторинах.

Ведущий 2:

В семейном кругу
Мы с вами растем,
Начало начал - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий 1:

Сегодня приятно видеть людей с приветливой улыбкой, ласковым и добрым взглядом. Именно такие люди создают крепкие и счастливые семьи, в которых вырастают замечательные дети.

Ведущий 2:

И мы с удовольствием познакомим вас с такими семьями.

Ведущий 1:

Вот и прекрасно! Значит, сегодняшняя встреча должна пройти легко и непринужденно, так сказать в домашней обстановке.

В нашей школе много одаренных детей. Их талант проявляется не только благодаря природным склонностям, но и твёрдой воле. Они научились одерживать победу над препятствиями и преградами.

Ведущий 2:

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Ведущий 1:

Ребята из нашей воскресной школы приготовили поздравления:

1.______________________________

Пятую заповедь Божию чти,
Чти свою мать и отца,
К Господу сердце свое возноси:
Сие ублажает Творца.

Жизнь сократится, не чтущих родителей,
Так говорит Господь.
В жизни этому много свидетельств,
Каждый ответит за все.

Матушка – Церковь всем людям родная,
Бог же – Всевышний Отец,
Люби всех людей, не забывая,
Что придет и твой час наконец.

2.______________________________

Любовь - это сила прощать
Грехи и гоненья народа,
Не мстить за себя, не роптать.
Любовь - это наша свобода.

Любовь может всё покрывать
И просто легко всему верит.
Любовь учит не унывать.
Ты можешь себя ей доверить!

3. _______________________________

Мама, папа, ты и я -
Это вся наша семья.
Очень дружно мы живём,
То играем, то поём.

Мы друг другу уступаем
И друг друга не ругаем,
А стараемся понять,
И таким, как есть, принять.

С Днём семьи всех поздравляем,
Жить, как мы живём, желаем!

4. __________________________________

Спасибо, большое спасибо -
Я маме любимой скажу.
За ласку твою когда-либо
Я, мама, тебе отслужу.

Дана ты мне милостью Божьей,
Спасибо тебе за труды.
Даст Бог, и я вырасту тоже
И буду такая, как ты!

5. ___________________________

Мы пишем мамины портреты

В заслуженном венце.

А эти скромные куплеты

Напомнят об отце.

Где есть отец, там дом устроен

Трудами сильных рук.

Он самый мужественный воин

И самый добрый друг.

6. ____________________________

Я ни о чем не беспокоюсь,

Когда отец со мной.

Я как за каменной стеною, за папиной спиной.

Утихнет злой огонь,

Когда мне голову погладит

Широкая ладонь.

Хоть будет ласков или строг он,

Люби его и чти.

Он твой хранитель, данный Богом

На жизненном пути.

7. ____________________________

Улица многих детей калечит:
Там происходят с грехами встречи,
Грязные там открывают секреты
И отвергают святые заветы.

Там дети безбожьем себя марают,
И вскоре духовно они умирают.
С улицы часто неопытный отрок
В ад направляется резво и бодро.

Давайте же, дети, хотя мы и слабы,
Послушными будем, чтоб мамы и папы
Мальчишек пытливых и девочек-умниц
Могли уберечь от греховных улиц.

8. ___________________________

Если в сердце чистота царит,
Дом такой Господь благословит.
Он ведь столько раз Своей рукой
Проводил нас через шторм земной...

Я целую крепко-крепко вас,
Обнимаю сотни тысяч раз
И хочу, чтоб светлой, как заря,
К вечности пришла семья моя!

9. ________________________________

Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это нам награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

10. _________________________________

Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.

11. __________________________________

Дети - это ночью частые вставанья,
Дети - это стирка, глажка и горшки.
Дети - это споры в вопросах воспитанья,
Мамины молитвы, папины посты.
12. ___________________________

Дети - это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети - это опыт, дети - это мы.

Ведущий 1:

Старики, юнцы и дети,
Взрослые и малыши.
Все за праздник, тот,
В ответе, ведь сегодня,
День Семьи!
За столом елозят дети,
На диване старики.
Празднично все разодеты,
И приветливы, милы.
Поздравляю от души,
Всех Вас, с Праздником Семьи!

Ведущий 2:

Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети. Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности - любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Ведущий 1:

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Сейчас небольшая разминка:

Продолжите пословицы и поговорки:

Не родись красивой, а родись (счастливой).

У семи нянек дитя (без глаза).

Гость на пороге - счастье в... (доме).

Дом без хозяйки... (сиротка).

Дом вести... (не бородой трясти).

Яблоко от яблони... (не далеко падает).

Чем богаты, ... (тем и рады).

В гостях хорошо, ... (а дома лучше).

А какие вы знаете мудрые цитаты из Библии о семье, детях?

(Выслушивание высказываний).

Загадка:

Если взять
Любовь и верность,
К ним добавить
Чувство нежность,
Все умножить
На года,
Что получится…
(Семья)!

Конкурсы:
Ведущий 2:

Ну, а теперь разобьемся на команды. (Создаем 4-5 команд, во главе с одним-двумя родителями. В каждой команде по 5-10 ч-к).

(Члены каждой команды сидят, например, на одном ряду)

НАЗВАНИЯ КОМАНД:

Послушная семья.
Радостная семья.
Мудрая семья.
Терпеливая семья.
Кроткая семья.

1. Конкурс «КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА».

Ведущий 1:

Семья во всем должна поступать так, как говорит об этом Божье Слово. Она должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие и истинную учтивость друг к другу.

Чудесным прообразом неба станет дом, которым руководит Дух Господень. Исполняя волю Божью, муж и жена будут уважать друг друга, питать взаимную любовь и доверие.

ЗАДАНИЕ:
Написать как можно больше качеств, которыми должны обладать члены христианской семьи.
Время выполнения, пока звучит музыка.(муз.номер)

ИТОГИ:

Приз (тряпичная кукла), в конце - победитель – обладатель большего кол-ва кукол.

Ведущий 1:

Никогда не забывайте о том, что вы должны сделать свой дом светлым и счастливым для себя и своих детей, проявляя качества Спасителя. Если вы приведете Христа в свой дом, то всегда сможете отличить добро от зла. Вы сможете помочь своим детям стать деревьями праведности и приносить обильный плод Святого Духа.

Беда может постичь любого. Пусть же терпение, дух благодарности и любовь ярко светят в сердце вопреки тому, что день может быть весьма мрачен.

В доме будет светло, если он станет местом, где всегда звучат слова поощрения и совершаются добрые дела, где вежливость и любовь живут постоянно.

2. Конкурс «КАК ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ?»

Ведущий 2:

Насколько молодые люди образованны, и в какой мере им с детства привиты добродетели, самообладание и воздержание, таким будет и их влияние в обществе. Если их оставить без просвещения и контроля, в результате чего они сделаются своевольными, невоздержанными в аппетитах и страстях, то соответствующим будет и их влияние на формирование общества.

В жизни мы должны быть очень наблюдательными, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Сейчас мы проверим, как у Вас и ваших детей развито внимание:

1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Может ли петух назвать себя пищей? (Нет, петух не умеет говорить)
4. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
5. Почему собака бегает? (По земле)

1. За чем во рту язык? (За зубами)
2. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
3. Как написать "сухая трава" 4 буквами? (Сено)
4. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)
5. В каком слове, состоящем из 5 букв 5 "О"? (Опять)

1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)

1. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
2. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
3. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане)
5. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)

1. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
2. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
3. Что находится между городом и деревней? (Союз "И")
4. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
5. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)

ИТОГИ:

3. Конкурс «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ».

Ведущий 1:

Родители не только должны заботливо оберегать будущее счастье и интересы своих детей, но также сделать свой семейный очаг, насколько это возможно, привлекательным местом. Это имеет гораздо более важные последствия, чем приобретение вещей и накопление денег. Дом не должен испытывать недостатка в солнечном свете. Чувства, связанные с семьей, должны храниться живыми в сердцах детей, чтобы они могли вспоминать дом своего детства как место, где, как и на небе, царят мир и счастье. И тогда, став взрослыми, они возвратятся домой, чтобы стать поддержкой и благословением для своих родителей.

ЗАДАНИЕ:

Составить список семейных трудовых обязанностей. Мы не просим выделять обязанности для папы, для мамы, для детей. Напишите все возможные обязанности.
Время выполнения, пока звучит музыка. (муз.номер)

ИТОГИ:
Победу засчитывают той команде, которая указала больше добрых качеств.

Приз (тряпичная кукла)

Даже самый скромный труд является делом Божьим. Вся работа, которую нам необходимо делать, - будь то мытье посуды, уход за больными, приготовление пищи или стирка, - имеет моральный смысл... Простой, на ваш взгляд, труд тоже должен кто-то делать; и тот, кто выполняет эту работу, должен считать, что она необходима и почетна, и что в своей, хотя и скромной миссии он совершает такое же дело Божье, как и Гавриил, посланный к пророкам. Каждый должен работать на своем месте и в соответствующей сфере. Женщина в своем доме, выполняющая простые повседневные обязанности, может и должна проявлять верность, послушание и любовь так же искренне, как и ангелы в своем служении. Повиновение Божьей воле делает почетным всякий труд, который необходимо выполнить. И не забывайте: труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым.

4.Конкурс «ВКУСНЫЕ ВОПРОСЫ».

Ведущий 2:
Труд был назначен человеку, чтобы сделать его счастливым. - Бог любит все прекрасное. Он дал нам безошибочное доказательство этого в делах Своих рук. Он насадил для наших прародителей прекрасный сад в Едеме. Величественные деревья всевозможных видов произрастали на земле для пользы и красоты. Были созданы великолепные цветы редкой красоты всех цветов и оттенков, наполнявшие воздух благоуханием... Божий замысел состоял в том, чтобы человек находил свое счастье в занятиях с тем, что сотворили Его руки, и чтобы его потребность в пище восполнялась плодами с деревьев сада.
Адаму было поручено ухаживать за садом. Творец знал, что Адам не может быть счастлив без подобной работы. Красота сада радовала его, но этого было недостаточно. Он должен был трудиться, чтобы упражнять дивно устроенные органы своего тела. Если бы счастье заключалось в бездеятельности, то человек в своем состоянии святой невинности остался бы незанятым. Но Тот, Кто сотворил человека, знал, что может сделать его счастливым; и после сотворения Он поручил ему предназначенное для него дело. Обетование о будущей славе и постановление о том, что человек должен усердно трудиться, чтобы иметь хлеб насущный, даны с того же престола.

Мы хотим загадать Вам «вкусные загадки»:

1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)

2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

3. Большое пирожное. (Торт)

4. Любимая ягода медведя. (Малина)

5. Булочное изделие, которым можно порулить. (Баранка)

6 Картофель всмятку. (Пюре)

7. Околпаченный работник кухни. (Повар)

8. Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

9. Еда, которой Журавель кормил Лису. (Окрошка)

10. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

11. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

12. Любимое блюдо украинцев и кубанцев из овощей. (Борщ)

13. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

14. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)

15. Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

За правильный ответ, приз (тряпичная кукла) чья команда больше соберет – победитель.

ОБЩИЙ ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ- КУКОЛ.

Ведущий 1:

Памятный подарок участникам и зрителям:

Рецепт хорошего дня.
Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.
Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям.
Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.
Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.
Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Приятного аппетита! Удачного дня!

Ведущий 1:

Вы, наверное, обратили внимание на нашу необычную выставку. Заранее был объявлен конкурс газет о семье, а также на лучшее семейное фото.

Ведущий 1:

Каждая христианская семья должна иметь свои правила, а родители своей манерой общаться друг с другом должны подавать детям драгоценный живой пример того, какими они желают их видеть. Необходимо постоянно заботиться о чистоте речи и проявлять истинную христианскую вежливость. Учите детей и молодежь уважать себя, быть искренними перед Богом, хранить верность своим принципам; учите их уважать Закон Божий и повиноваться ему. Святые принципы будут управлять их жизнью и воплощаться в общении с другими людьми. Они будут создавать атмосферу чистоты, которая побудит слабые души устремляться к горнему, к святости и небу. Пусть каждый урок будет направлен на то, чтобы возвысить и облагородить характер и чтобы записи в небесных книгах были такими, которых бы вы не постыдились на суде.

И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. И МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРОНЕСТИ ЭТО ЗНАМЯ ЛЮБВИ ЧЕРЕЗ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ! АМИНЬ.

Маленький посёлок на стыке границ трёх стран – России, Норвегии и Финляндии. Вместе с детьми – 260 человек. Взрослые работают в основном на Пазском каскаде гидроэлектростанций. Крайний Север, 100 км от райцентра, невозможная дорога. Но красивая природа, добротное жильё, хороший клуб. Пять лет назад мы создали православный приход. Пытаемся скопить средства на строительство храма Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери. Устраивали благотворительные ярмарки, а перед ними концерты, соревнования, конкурсы. А год назад решили поставить спектакль «Они ушли от нас святыми… Реквием», посвящённый Царственным мученикам.

Идея его родилась давно, когда в газете «Вера» мы прочли о подобной постановке, прошедшей в своё время в Перми. Написали пермякам, её организаторам, в частности матушке Ольге Ануфриевой. Та быстро откликнулась, прислала и сценарий, и фонограмму музыкального сопровождения композиции, за что ей большое-большое спасибо. Правда, мы несколько переделали сценарий, перечитав предварительно немало литературы о Царственных страстотерпцах.

Для участия в постановке пригласили детей из местной школы при ближайшей погранзаставе. Роль Императора поручили молодому инженеру ГЭС Ивану Вишневскому, Императрицу сыграла заведующая детским садом Елена Савина. Премьера состоялась в феврале 2016-го – в месяц, когда династия Романовых впервые появилась на мировой исторической арене, и в феврале же 1917 года она была свергнута. Мы знакомили зрителей с документальными свидетельствами жизни Царской Семьи, начиная с венчания на царство Императора Николая II и до расстрела их всех в Ипатьевском доме. В конце спектакля прозвучали пронзительные строки стихотворений М. Волошина и Е. Евтушенко, исполненные мыслями о покаянии за совершённый тяжкий грех, говорящие о необходимости исправления «всем миром», чтобы «высветлить» будущее нашей многострадальной Родины.

В этой постановке не было задумано актёрской игры как таковой, скорее её можно назвать литературно-музыкальной композицией. Но нам показалось важным, чтобы на сцене были живые люди в образе членов Царской Семьи – как иллюстрация того, что Царственные страстотерпцы жили среди нас. И больше того – что они и сейчас с нами, уже как святые, которым можно молиться.

Действие началось со сцены фотографирования Семьи за круглым столом (они любили и фотографировать, и фотографироваться – такие красивые, улыбчивые, дружные). На столе – рукоделия, прислонённая к большому подсвечнику Библия (вечерами читали её вслух). И закончился спектакль у этого же стола, когда дети прижались к старшим, закрыв лица, в ужасе от надвигающейся катастрофы. Заключительная сцена – Семья выстраивается на авансцене так же, как расположены они на иконе, у каждого в руках его крест. Композиция почти беспрерывно сопровождалась записями классической музыки (Рахманинов, Чайковский), духовными песнопениями в исполнении хора Оптиной пустыни, песнями в исполнении Людмилы Кононовой, Светланы Копыловой, Жанны Бичевской.

Зрители были очень внимательны, постановка произвела на них сильное впечатление. После спектакля долго молча разглядывали в фотоклубе нашу фотовыставку, подготовленную заранее. Материалов мы собрали много, с любовью оформили большой стенд.

Благодарим и сотрудников редакции любимой газеты «Вера», которые прислали нам по нашей просьбе некоторые материалы к спектаклю. Мы повторили представление в апреле на сцене районного Дворца культуры в пос. Никель. Судя по отзывам зрителей, спектакль тронул многие сердца. А в фойе ДК была развёрнута благотворительная ярмарка. Спасибо юным и взрослым жителям нашего посёлка Раякоски, кто своими добрыми руками сотворил чудесные вещи и сувениры! Нам удалось собрать пожертвования в сумме 12 тысяч рублей, которые пойдут на строительство храма.

Зовут нас и в города Североморск, Заполярный, в норвежский Киркенес, где много наших соотечественников. Постараемся выступить и там.

Михалёва Нина Васильевна, врач пос. Раякоски, режиссёр и ведущая спектакля

Похожие публикации