Речевое развитие ребенка в 8 месяцев. Игрушки из подручных материалов

В возрасте год и 8 (или 20 месяцев) уже можно говорить об индивидуальных особенностях и развитии ребенка как личности. До этого возраста, как правило, дети имеют примерно одинаковые способности, но теперь уже есть личные вкусы и предпочтения.

Ребенок в год и 8 месяцев меняется каждый день

Общее развитие ребенка

Когда ребенку исполнился 1 год и 8 он уже должен испытывать естественное желание самоутвердиться и помочь окружающим. Поэтому необходимо приучать ребенка к уборке и домашним делам. Дайте ему возможность уже сейчас реализовать свой потенциал – 20 месяцев вполне подходящий для этого возраст. Он уже может уметь держать в руках легкую кружку или класть подушку на кровать. Ребёнок в состоянии запомнить, где лежат его , и может различать основные цвета.


В 1,8 года малыш может самостоятельно играть до 20 минут

В 1 год и 8 месяцев он может играть со сверстниками и начинает проявлять свой характер. Не стоит подавлять его индивидуальность, ведь в будущем ему нужно уметь отстаивать свою точку зрения.

Речевые способности ребенка

На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им.

Совет: общайтесь с ребенком как можно больше. При этом следует описывать окружающие предметы и обогащать эти рассказы различными эпитетами.

Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе. Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента. При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.


Приучение к горшку и развитие речи - главные задачи возраста

Совет: проговаривайте свои действия вслух. При этом используйте простые предложения но с разными частями речи (существительными, глаголом и прилагательным.)

Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку ». Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками. Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.


Общение со сверстниками обязательно для этого возраста

На речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста. Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев.

Особенности питания ребенка в этом возрасте

Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.


Примерное меню для детей до 2-х лет

А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые. Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши. Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.


Развитие самостоятельности в приеме пищи

Какие должны быть игры у ребенка в 1 год и 8 месяцев

Ребенок должен уметь самостоятельно бегать и избегать препятствия. Кроме того он не должен бояться подниматься по ступенькам.


Пазлы для детей до 2-х лет

Совет: общайтесь с ребенком в игровой форме. Он должен чувствовать внимание и заинтересованность со стороны родителей.

  1. Игра «Положи на место» для активных и непоседливых детей. Она отлично стимулирует память. Необходимо собрать предметы, которые всегда находятся на определенном месте. Например, фотография ы рамочке или пульт от телевизора. И попросить кроху разложить их по местам.
  2. Игра под названием «Боулинг» потребует дополнительных реквизитов: мяч среднего размера и несколько любимых ребенком предметов. Они должны быть легкими и свободно помещаться в руке. Их нужно поставить в линию. А после малыш должен бросать их, имитируя игру в боулинг. Это отлично развивает координацию и моторику.
  3. Для каждого важно подражать взрослым. Поэтому игра «Приготовим обед» понравится практически всем. Посуду можно выделить либо из обычной кухни. Либо купить игрушечный набор. В 20 месяцев дети без труда могут играть таким инвентарем.

Совет: нельзя пренебрегать банальными развлечениями в виде пазлов или кубиков. Они чудесно влияют как на память и внимательность, так и на мелкую моторику рук.


Развивающие игры для детей 1 год 8 месяцев

Малыш в возрасте 1 год и 8 месяцев может уметь собирать пазлы без помощи взрослых (хотя стоит контролировать этот процесс из-за мелких предметов) и различать цвета. Помимо игр он должен уметь и находиться в воде.


Даже купание можно превратить в интересную игру

Поэтому стоит использовать игрушки для ванной не только как развлечение, но и как дополнительную возможность для развития. Попросите малыша показать, как плавает уточка или плывет кораблик.

Время чтения: 4 минуты

День за днем ребенок растет и меняется, каждый миг неповторим. Любящая мама задает себе вопросы: что должен уметь ребенок в 8 месяцев, как привить необходимые навыки и разнообразить питание восьмимесячного малыша? Дневной сон становится короче, и дети уже активно начинают осваивать пространство, играть в новые игры.

Психическое развитие ребенка в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте грудничок уже более активно проводит время вне сна. Может демонстрировать свое умение использовать звуки, мимику, жесты для привлечения внимания к себе. Лепечет, отличает речь чужого человека от голоса мамы и папы, внимательно прислушивается к разговору взрослых . Дети участвуют в совместных играх с близкими, слушают стихи, сказки, прибаутки. Дети активно развиваются, и родители имеют возможность запечатлеть их успехи на фото.

Ваш карапуз становится более коммуникабельным, для него важен эмоциональный контакт. Может бояться остаться без внимания мамы,испытывать страх перед чужими людьми. Начинает показывать, что он хочет, и проявлять негативные эмоции, если что-то не нравится. Дольше задерживает внимание на заинтересовавших процессах: может долго смотреть как падает снег, бежит вода. Больше развита концентрация внимания и память, так, малыш быстро находит взглядом предметы, называемые мамой.

Особенности восьмимесячных детей

Если вы регулярно посещаете врача-педиатра, он с удовольствием подробно объяснит вам, что должен уметь ваш ребенок в 8 месяцев. В это время малышу уже понятно значение многих слов, он показывает в книжке знакомые предметы и животных, понимает запреты, проявляет свои потребности и желания. Ребенок любит бросать игрушки и следит, как и куда они летят, и как мама возвращает их обратно. Может брать предметы и гладить ладошкой, изучая рельеф поверхности: гладкий или шершавый.

Если говорить о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев в плане физического развития, то в этом возрасте дети свободно переворачиваются со спины на живот и обратно, уверенно садятся и активно ползают . Нередко ребенок самостоятельно встает на ножки — например, в кроватке, держась за бортики. Примерно в это время прорезываются верхние резцы — значит, пора обогащать рацион новой твердой пищей.

Восемь месяцев – время, когда закладывается основа для дальнейшего развития речи, сенсорного аппарата, органов чувств, моторики. Речь пополняется любимыми звуками и слогами, проговаривая их и складывая во всевозможные сочетания, младенец прислушивается к собственному голосу. По многочисленным исследованиям, развитие различных зон коры головного мозга мальчиков и девочек разнится, из чего можно сделать вывод, что сценарии восприятия мира и развития у них отличаются.

Девочки

Если опираться на данные Всемирной организации здравоохранения, можно иметь в виду, что в восемь месяцев для девочек нормальным будет вес 6,3-10,2 кг, рост 64-73,5 см . Из наблюдений за развитием мальчиков и девочек можно заметить, что в целом девочки склонны больше обращать внимание на детали предметов, дольше играть на одном месте. Для них характерно более быстрое развитие речи.

Мальчики

По данным ВОЗ, параметры веса мальчиков в восьмимесячном возрасте колеблются от 6,9 до 10,7 кг, роста от 66,2 до 75 см. Активный рост в этом периоде замедляется, прибавка в росте может составлять в среднем 2 см в месяц, в весе -около 500 г. При этом надо помнить, что увеличение веса и роста у каждого ребенка индивидуально. Мальчики, как правило, не сидят на одном месте, они склонны к освоению новых территорий (кухня, другие комнаты). Замечено, что у мальчиков, в отличие от девочек более развито дальнее зрение, и они обладают более острым слухом.

Навыки ребенка в 8 месяцев

Вот что, как правило, умеет ребенок в 8 месяцев: брать безопасные предметы и складывать их в емкость, разбирать и собирать матрёшку, развивая мелкую моторику. Произносить слоги, выполнять просьбы, изложенные коротко и внятно: «Дай мячик!», «Держи игрушку». Ежедневная активность помогает приобрести физические навыки. В этом возрасте дети удерживают тело в вертикальном положении, самостоятельно садятся из положения лежа и возвращаются в него, переворачиваются, уверенно ползают на четвереньках, занимаются игрушками.

Как развивать ребенка в 8 месяцев

Детям нравятся игры в любом возрасте, и вашему восьмимесячному карапузу доставят много радости активные игры с мамой. Играя, ребенок научится соотносить предметы и события (кукла спит, машинка едет). В этом возрасте важна стабильность: систематически делать зарядку, играть, гулять, читать. Очень полезно будет общение с живой природой: на прогулке показывайте малышу деревья, цветы, облака. Давайте возможность тактильно ощутить разницу поверхностей: трава, кора дерева, вода, камень, песок.

Чему учить

Для увеличения пассивного словарного запаса легко учить ребенка в 8 месяцев, играя. Называйте предметы в доме, героев на картинках в книжках, описывайте природные явления во время прогулок. Играйте в «ладушки», прятки . Научите ребенка выполнять простые действия, показывая сначала и называя то, что делаете, а после попросите его повторить.

В восьмимесячном возрасте можно малышу учиться:

Пить из чашки;

Пытаться кушать самостоятельно;

Хлопать в ладошки;

Махать ручкой, приветствуя папу и маму;

Нажимать на кнопки музыкальной игрушки;

Закидывать мячик в ведерко и доставать его оттуда.

Как заниматься с ребенком

В восьмимесячном возрасте можно продолжать делать с малышом динамическую гимнастику, много общаться, два-три раза в день бывать на свежем воздухе и рассказывать обо всем, что окружает во время прогулки. Дома заниматься с ребенком с помощью карточек с картинками, читать сказки, стихи, петь песенки — все это поспособствует всестороннему развитию вашего чада.

Видео

Развитие малыша после полугода ускоряется. В восемь месяцев кроха осваивает новые навыки. Он уже умеет сидеть, ползать и даже стоять, держась за опору. Некоторые дети учатся произносить первые осмысленные слова. Родители в этот период должны делать всё возможное, чтобы поддержать кроху и помочь ему, но ни в коем случае не «развивать» малыша сверх разумной меры, не подгонять естественные темпы освоения умений и речи.

Физическое развитие малыша на девятом месяце

После 6 месяцев у ребёнка снижаются темпы роста: он уже не так быстро растёт и набирает вес . Однако, становится более самостоятельным. Родители всё чаще замечают, что ребёнок играет некоторое время самостоятельно, а если ему нужна та или иная игрушка, он с лёгкостью может достать её. Но взрослые должны тщательно следить за безопасностью малыша, ведь юный исследователь может добраться до тех предметов, которые опасны для его здоровья.

Вес и рост восьмимесячных девочек и мальчиков

Согласно календарю развития, за восьмой месяц ребёнок становится тяжелее примерно на полкило и выше на 1,5–2 см. Таким образом, его вес в конце этого периода составляет в среднем 8–9 кг, а рост - 67–71 см. Не стоит переживать, если малыш набрал чуть меньше или больше. Каждый ребёнок развивается индивидуально. Поэтому дети одного возраста могут выглядеть по-разному. Мальчики и девочки в восьмимесячном возрасте по физическим показателям похожи. А различия зависят не от пола, а от других факторов, среди которых важную роль играет наследственность.

Согласно статистическим данным, вес восьмимесячных мальчиков варьируется от 7 кг до 10,7 кг, а вес девочек немного меньше: 6,2 кг - 10,2 кг. По росту дети обоих полов почти не отстают друг от друга. Мальчики - 66-75 см, девочки - 64-73,5 см.

К концу восьмого месяца ребёнок уже может обладать тремя или даже четырьмя зубами. Как правило, это бывают нижние и верхние центральные резцы, но могут быть и другие зубы. Не стоит паниковать, если на девятом месяце жизни у малыша появляется лишь первый зуб - процесс прорезывания зубов проходит индивидуально и зависит от большого количества факторов.

Нормы сна и бодрствования

Ребёнок уже подрос и стал более самостоятельным, но ему ещё требуется дневной сон. Врачи объясняют это тем, что ежедневно малыш запоминает большой объём информации и его нервная система нуждается в отдыхе.

В 8 мес. ребёнок спит 13 - 14 часов в сутки, из них днём - 3–4 часа, а ночью около 10. Дневной сон распределяется на 2–3 раза.

Что должен уметь делать восьмимесячный младенец

В 8 месяцев ребёнок уже научился управлять собственным телом, мышцы укрепились и организм постепенно готовится к вертикальному положению. Но сроки физического и психологического развития у детей одного возраста могут отличаться. Однако, есть установленные нормы, которым должен соответствовать восьмимесячный малыш.

Умения и навыки

В 8 месяцев ребёнок должен обладать такими навыками:

  • уверенно сидеть самостоятельно;
  • хорошо переворачиваться набок, со спины на живот, с живота на спину;
  • вставать, держась за опору и пытаться делать шаги;
  • быстро ползать;
  • ставить один предмет на другой;
  • лепетать и повторять простые слоги;
  • хлопать в ладоши;
  • хорошо следить глазами за движущимся предметом.

Тревожные сигналы: когда обращаться к врачу

Родителям необходимо самостоятельно следить за развитием ребёнка. Конечно, ежемесячные плановые визиты к врачу никто не отменял. Но бывает, месяц назад малыш развивался согласно нормам, а потом родители начинают замечать, что он стал отставать в развитии. В каких случаях стоит проявить беспокойство:

  • если ребёнок не умеет держать спину и сидеть самостоятельно;
  • не переворачивается;
  • не становится на четвереньки;
  • не пробует ползать;
  • не держит игрушки в руках.

Часто такие проблемы возникают из-за гипертонуса. И после нескольких курсов массажа всё приходит в норму. Но бывают случаи, когда подобные признаки сигнализируют о наличии патологии. И тогда нужно не упустить время и начать лечение.

Гипертонус - это нарушение мышечного тонуса тела ребёнка, которое выражается в перенапряжении мышц.

Развитие ребёнка в 7–8 месяцев - видео

Развитие речи

В возрасте 8 месяцев развивается понимание речи окружающих. Малышу нравится слушать, когда с ним разговаривают взрослые, он уже может повернуть голову и отыскать глазами названный объект. В лепете появляются новые звуки и слоги.

А многие действия становятся осознанными:

  • играет в «ладушки»;
  • машет рукой в ответ на приветствие;
  • на просьбу мамы или папы дать игрушку, берёт нужную и отдаёт родителям.

Если малыш перестал лепетать

В восемь месяцев некоторые дети говорят первое слово, другие продолжают проговаривать слоги, пытаясь произнести слова.

Если ребёнок активно произносил звуки, слоги и вдруг перестал это делать, стоит обратиться к врачу.

Но бывают ситуации, когда малыш перестаёт лепетать. Причин может быть множество и определить конкретную сможет только врач. Самыми распространёнными являются:

  • Слабый мышечный тонус лица. Чаще возникает у детей-искусственников. Во время грудного вскармливания ребёнок не только получает пищу, но и укрепляет мышцы лица.
  • Проблемы со слухом. Причиной ухудшения слуха может быть травма или осложнение после инфекционного заболевания.
  • Психологические проблемы. Часто малыш перестаёт говорить после испуга, поэтому нужно избегать резких звуков и шума.

Как ускорить развитие речи в восемь месяцев

Некоторые родители на приёме у врача жалуются, что малыш плохо произносит звуки и непонятно выговаривает слоги. Часто это связано с тем, что сами родители, во время разговора с ребёнком, искажают слова. Этого делать нельзя. Нужно разговаривать с малышом как с человеком, который понимает всё, что ему говорят. Только в этом случае младенец будет запоминать правильное произношение слов и пытаться повторить.

Особенности ухода

Как и прежде, с утра проводятся гигиенические процедуры - умывание, чистка зубов, поход на горшок и подмывание. Вечерний ритуал тоже пока не особо поменялся - ежедневное купание, чистка зубов, перед купанием можно пробовать высаживать на горшок. Помимо этих процедур, в течение дня по мере необходимости нужно мыть ребёнку руки и подмывать после каждой смены подгузника.

Купание

Водные процедуры превратятся в интересное времяпрепровождение и добавят малышу положительных эмоций, если в воду положить яркие игрушки, которые не тонут. А маленькую детскую ванну лучше заменить большой, взрослой.

Не стоит забывать о безопасности во время купания. На дно ванны рекомендуется постелить специальный коврик против скольжения.

Время вечернего купания - 25–30 минут. Но если ребёнок не любит купаться или капризничает, достаточно 10–15 минут.

Прогулки

Гулять с малышом на свежем воздухе нужно не менее двух часов в день. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключение составляют сильные морозы и ливни.

Специалисты рекомендуют организовать хотя бы один дневной сон на улице, так как свежий воздух полезен для укрепления иммунитета. Но в холодное время года стоит одевать ребёнка потеплее, ведь он практически без движения лежит в коляске.

Массаж и гимнастика

Ежедневно ребёнку нужно делать массаж и проводить гимнастику, которые постепенно укрепят его мышцы.

Массаж восьмимесячному ребёнку нужно делать нежно и мягко. Его реакция на данную процедуру обязательно должна быть положительной. Нельзя массировать область печени и область половых органов ребёнка, а при массировании спины нельзя использовать поколачивание и похлопывание в области почек. Если у малыша на коже есть какие-либо высыпания, то лучше на время воздержаться от процедуры. Противопоказаниями также являются патологии сердца, грыжи, инфекционные заболевания.

Для занятий с ребёнком подойдут такие упражнения:

  1. Приседания с поддержкой.
  2. Перевороты со спины на живот.
  3. Ползание за игрушкой.
  4. Поднятие выпрямленных ног из положения лёжа на спине.
  5. Переступание, шагание стоя с поддержкой.
  6. Упражнение на фитболе: покачивания вперёд-назад.

Восьмимесячный ребёнок проявляет интерес к другим детям, поэтому ему понравятся занятия в группе. Существуют фитнес-тренировки для мам с малышами, где профессиональный тренер показывает специальные упражнения. Такие занятия будут полезны не только крохе, но и молодой маме.

Фитнес с малышом 8 месяцев - видео

Питание восьмимесячного ребёнка

Восьмимесячный малыш питается всё более разнообразно, оставляя в качестве основной пищи материнское молоко. Дети на искусственном вскармливании к этому возрасту оставляют только одно кормление смесью.

Ребёнок принимает пищу пять раз в день с интервалом четыре часа. Задача родителей - научить его есть разнообразные продукты. Меню состоит из таких продуктов:

  • каши молочные и безмолочные;
  • мясо: говядина, кролик, индейка;
  • овощные пюре;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла;
  • фруктовые пюре и соки.

Как развивать и чему учить 8-месячного ребёнка

Малыш много времени уделяет игрушкам. Но теперь он не просто держит их в руках и рассматривает, ему интересны действия с предметами. Погремушки становятся неинтересны. Юному исследователю нужны новые развивающие игрушки:

  • кубики, пирамидка;
  • музыкальные игрушки;
  • развивающие коврик и книжки;
  • тактильные подушечки, наполненные камешками, горохом или фасолью.

При покупке игрушек родителям следует обратить внимание на возрастные ограничения. Игрушка не должна содержать мелкие детали. Ведь дети любят всё пробовать на вкус.

Пришло время познакомить ребёнка с рисованием. Можно приобрести пальчиковые краски, которыми он будет творить первые картины с помощью пальцев. Таким образом, развивается не только мелкая моторика, но и творческий потенциал ребёнка.

Как ещё развлекать малыша? Можно предложить ему поиграть с различными бытовыми предметами: деревянными ложками, кастрюлями, мисками.

Игры с ребёнком 8 месяцев - видео

Время сидеть - мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что не следует торопиться давать на позвоночник ребёнка вертикальную нагрузку (не торопить сидеть и ходить), так как в будущем это чревато сколиозом. Врач называет сроки, когда малыш должен самостоятельно сидеть - 8–9 месяцев. А главный критерий того, что он может сидеть сам - если он сидит не заваливаясь. Зато очень полезно стимулировать ползание, так укрепляются мышцы спины.

Доктор Комаровский о раннем развитии - видео

Доктор также говорит о том, что с младенцем нужно регулярно заниматься. Важно знать, что раннее развитие не вредит, если родители умеют прислушиваться к его желаниям. Упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы малышу было интересно и увлекательно. Но если он капризничает или не хочет выполнять задания, лучше отложить занятия на другое время или день.

В восемь месяцев ребёнок становится более самостоятельным. В этом возрасте он уже осознанно выражает эмоции и различает интонацию голоса. А также у него появляются любимые предметы и игры. Родителям необходимо создать все условия для того, чтобы малыш развивался гармонично.

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Время идет, и малыш становится все взрослее. Он уже многое понимает и с удовольствием участвует в общении взрослых. Ребенок 6 месяцев внимательно следит за родителями, слушает, что они ему говорят, и связывает их речь с окружающей действительностью.

В период 6-8 месяцев ребенок делает очень большой скачек в речевом развитии. Это не означает, что он начинает говорить или произносит первое слово. Достижения в этом возрасте касаются в основном понимания речи.

Развитие детей происходит разными темпами, кто-то в 8 месяцев еще не будет искать глазками папу или бабушку, но это не означает, что с таким ребенком не стоит заниматься. Наоборот, с немного отстающими малышами нужно работать более настойчиво и более терпеливо. Неудачи в развитии речевых навыков — временное явление, ваше чадо обязательно наверстает упущенное, главное, чтобы вы не опустили руки и ежедневно вместе с ребенком тренировались.

Спокойствие матери во время занятий с малышом в большой степени обеспечивает хорошие результаты обучения. В состоянии раздражения учеба не даст желаемого результата, ребенок просто не будет воспринимать то, что вы ему говорите, ведь в этом возрасте карапуз все еще очень остро чувствует настроение мамы.

Упражнения на понимание речи окружающих строятся на трех китах: говорим, показываем, общаемся.

Говорим. Мама обязательно должна разговаривать с ребенком, причем это должно быть не сюсюканье, а нормальная человеческая речь. Например, утром с малышом нужно здороваться, желать ему доброго утра, спрашивать, как он спал, рассказывать, как провела ночь мама и т.д. Во время разговора малыша лучше называть по имени, себя - мамой, папу - папой. В семьях, где, например, папу зовут каждый раз по-другому: то папой, то Иваном Ивановичем, то Ваней, ребенок дольше разбирается в ситуации. Лучше, если человек или предмет будут ассоциироваться у малыша с одним названием.

Не всегда, разумеется, стоит называть предмет «правильно», ребенок 6 месяцев гораздо быстрее освоит, что мамина грудь - это «титя» или «сися», а кошка - «киса». Короткие названия предметов будут бытовать первые два-три года, пока словарный запас малыша не вытеснит их. Сейчас они необходимы вашему чаду, чтобы быстрее и легче войти в мир взрослых вещей.

Показываем. Ребенок 7 месяцев не скоро поймет, о чем говорит мама, если не увидит это своими глазками. Например, предлагая малышу поиграть с плюшевым зайцем, необходимо продемонстрировать игрушку, рассказать о ней, показать, как именно можно играть с «заей», указать на основные отличительные признаки этой игрушки (длинные уши). Такой рассказ должен предварять каждое обращение к зайцу или другой игрушке.

Точно такая же технология наглядности должна сопровождать и знакомство с людьми и с бытовыми предметами. Многие детки, сидя на руках у взрослых, обожают исследовать их лицо, волосы, одежду. Криками «нельзя» карапуза не остановить, однако из этой ситуации можно извлечь пользу. Расскажите непоседе, где глазки, где ушки, где носик и т.д. Очень скоро ребенок станет по вашей просьбе отыскивать на лицах близких знакомые ему детали.

Общаемся. Упражнения по развитию речи могут быть продиктованы не только вашими интересами и требованиями, малыш тоже может вносить темы на обсуждение. Например, если он заинтересовался каким-то бытовым предметом, не нужно сразу же его отбирать, объясните малышу его назначение, особенности, покажите как он применяется. Естественно, рассказ должен быть «по-детски» простым.

Общение с малышом лучше всего проходит во время игры или какого-то бытового действия, например, когда мама поливает цветы или стирает. Ребенка завораживают мамины действия, он очень внимательно за ними наблюдает и в конечном итоге быстрее усваивает полученные знания.

Понимание речи взрослых является важным этапом развития ребенка. Недостаток общения может сказаться на скорости речевого развития малыша. Проявите немного терпения, и первое слово ребенка будет достойной наградой.

Похожие публикации