“Проблема взаимоотношений поколений” сочинение. Проблемы поколений в семье: причины и способы решения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ И БИЗНЕСА

Кафедра дисциплин социально-гуманитарного цикла

По дисциплине: «Этика деловых отношений»

Тема: «Проблемы взаимоотношения поколений»

Руководитель:

Е.В. Зарипова

Исполнители:

Студенты группы 57М-2

Л.А. Андреева

К.А. Бабаханова

О.А. Голубева

Н.А. Иванов

Оренбург 2010


Введение

Поиски взаимопонимания

Проблема переоценки ценностей

Заключение

Список литературы


Введение

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII - век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века - юность; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.


Поиски взаимопонимания

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Общие увлечения - по следам интересов и увлечений детей – предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам.

Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Связь и преемственность поколений

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века - юность; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);

передача собственности по наследованию;

степень зависимости и ответственности между поколениями;

государственная политика по отношению к разным поколениям;

соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

понижение социального статуса пожилых людей;

изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;

обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

Дом престарелых - тихий приют или позорная старость?

Настоятель Софийского собора в Пушкине основал Социальный дом в селе Поги Ленинградской области пять лет назад. Теперь это – образцовое хозяйство и настоящий домашний уют для тех, кому посчастливилось попасть сюда на склоне лет. В Социальном доме – все условия для комфортной жизни пожилых людей. Просторные уютные комнаты, библиотека, столовая. За каждым из пожилых постояльцев ухаживает от трех до шести человек персонала – нянечки, медсестры, психологи…

Определить престарелого родственника в Социальный дом – удовольствие не из дешевых, день проживания обходится в 4 тысячи рублей. Позволить такой уход за стариками могут только очень обеспеченные люди. Кроме того, есть варианты, когда деньги на содержание дают благотворительные фонды – но это всегда индивидуально.

«Бывает, родственники привозят сюда стариков на три недели-месяц – чтобы мы о них заботились, пока дети в отпуске. Но есть постояльцы, которые живут годами», - говорит отец Геннадий. - «Мы не только заботимся о физической стороне жизни старых людей, но и приуготовляем их морально к смерти. Многие начинают нормально воспринимать предстоящий уход из жизни, готовиться к нему.

Рядом с гостиницей - церковь Смоленской иконы Божьей Матери. В ней постояльцев провожают в последний путь. Тут же – кладбище. Многие просят заранее показать им место вечного упокоения. Говорят, умиротворяет

Подворье практически полностью обеспечивается собственным натуральным хозяйством. Кроличий и птичий дворы, свинарник, просторный коровник – солидное фермерское хозяйство работает с применением самых современных технологий. Есть пасека. Экологически чистые продукты подворья известны далеко за пределами села Поги. Работают на ферме в основном выходцы с Кавказа, Средней Азии и республик СНГ. Коренное население предпочитает пить. Алкоголизм здесь - массовое явление.

Настоятель подчеркивает – действительно, сегодня такую заботу о стариках могут позволить себе только богатые люди, но в будущем подобные дома престарелых должны становиться доступными для многих семей. Пусть и не настолько фешенебельные…

Жизнь вместе с родителями плюсы и минусы (квартирный вопрос)

Когда молодые выбирают партнера для жизни, мало кто задумывается о том, что вместе с любимым осуществляется выбор его семьи и родственников. Это становится явным чуть позже, когда приходится жить не только с тем, кого любишь, а еще с теми, кого, мягко говоря, совсем не знаешь.

Много разных анекдотов, сатиры на тему тещи и свекрови. Возможно, многие из нас таким образом пытаются смягчить остроту чувств в этой непростой теме и перевести ее из разряда проблемы в юмор. Так легче с этим справится, а если серьезно то почти треть пар расходится по причине того, что сложно ужиться с мамой, папой любимого(ой).

Особенно усложняются отношения молодой пары, если она живет на территории родителей. Тогда в привычный уклад уже сложившейся семьи вносится много перемен, которые влекут за собой смену ролей, перестройки образа жизни для молодых и для их родителей. Для того чтобы все встало на свои места нужно время, терпение и умение договариваться. Но чаще всего именно этого не хватает.

Что важно учитывать при построении отношений с близкими любимых?

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Родителей не выбирают. Часто бывает непросто в отношениях со своими мамой и папой, не говоря уже о чужих. Родителей можно только принять, строить с ними отношения, а переделывать нереально.

2. ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ. Конфликты отцов и детей, конфликты поколений это естественный процесс эволюции. И здесь очень важно осознавать свои убеждения и уважать ценности старшего поколения, ведь именно на них нас воспитывали.

3. ГРАНИЦЫ. Хаос и конфликты чаще случаются там, где нет разделения территории и ответственности. Особенно в нашей стране, где вместе могут жить несколько поколений, а взрослые дети часто бывают очень зависимы от своих родителей. Молодой паре необходимо очень быстро взрослеть и приобретать самостоятельность, формировать свою историю, ритуалы, а не растворяться в родительской семье.

4. КОНКУРЕНЦИЯ. Первая любовь мальчика это мама, взаимозависимость может длиться долго и тогда он «маменькин сыночек». Взрослея, сын удаляется от мамы и отдает свою любовь уже другой женщине, своей избраннице. И тогда наступает очень сложный период для всех, как разделить объект любви, чтобы всем хватило внимания.

Для многих мам уход сына переживается очень трудно, особенно если он единственный, она чувствует себя ненужной и одинокой. Начинает искать изъяны в его пассии, вместо поисков новых смыслов и построения своей жизни без него.

Похожая ситуация складывается когда отец ведет свою дочку к алтарю и передает свою любимицу другому молодому мужчине. Ему может казаться, что этот выбор недостоин дочери, что никто не сможет заботиться и любить его дочь как он.

5. ВЗАИМОПОДДЕРЖКА. В каждом поколении, человеке, ситуации есть свои ресурсы и недостатки. Не бывает только хорошего или плохого. В возрасте всегда есть опыт и мудрость, знания и навыки. В молодости – задор, активность, сила. Этими возможностями можно делиться, они объединяют разные поколения и дают чувство общности.

6. ОБЩЕНИЕ. Чем больше людей живут вместе, тем сложнее выстраивать контакты. Некоторые члены семьи теряют свои семейные роли, уединяются, отгораживаются и перестают взаимодействовать с другими. Иногда начинается передача своих посланий и мыслей через кого-то другого. В этих случаях необходим прямой диалог с каждым членом большой семьи.

Но не секрет, что иногда все складывается как нельзя лучше, тещи и свекрови, тести и свекры занимают очень важную позицию в жизни молодых и становятся поистине родными людьми, а иногда и заменяют собственных родных. Необходима мудрость и выдержка, чтобы построить свою семью и сохранить теплые отношения между собой, со своими близкими, и с родителями партнера. Стать по-настоящему взрослым, свободным человеком можно, лишь поняв, что идеальных родителей и отношений в мире не существует.


Проблема переоценки ценностей

Современный период развития российского общества характеризуется все более нарастающим процессом осознания необходимости активизации гражданско-патриотического воспитания. Наиболее актуальна данная проблема для молодежных групп, находящихся в возрастном периоде активной социализации. Среди факторов, влияющих на формирование гражданственности и патриотизма, важное место занимает отношение к историческому прошлому государства.

Проведенное исследование показало, что из исторических событий, вызывающих наибольшую гордость у современной молодежи, прежде всего, выделяются, те, которые связаны с военными успехами русского воинства, проявлением героизма и боевого духа народов России. Наиболее значимым событием, безусловно, является Великая Отечественная война: 73,6 % опрошенных назвали это событие в числе приоритетных, вызывающих гордость за страну. Среди основных событий, которыми также гордится городская молодежь, выделяются те, которые связаны с победой над Наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 г. (11,9 %), с достижениями в освоении Космоса (9,0 %), а также с наиболее яркой эпохой в истории России, связанной с именем Петра I (4,7 %), когда Россия продемонстрировала миру и самой себе огромную потенциальную силу. Можно заключить, что наши современники гордятся в основном теми событиями, в которых проявлялась сила, но сила, связанная созиданием и защитой. К числу событий были отнесены: Октябрьская социалистическая революция, свержение монголо-татарского ига, отмена крепостного права, перестройка, открытие первого университета, создание письменности и др.

Какие же события у современной молодежи вызывают негативное отношение?

Среди основных негативно воспринимаемых событий, были названы: перестройка (14,7 % от общего числа опрошенных); Октябрьская социалистическая революция (11,6 %); Сталинизм (10,7 %).

Данные события объединяют переломность, кризисность развития, что негативно отражается на жизни простых людей, снижает их материальный уровень, разрушает привычный уклад жизни. Среди негативно оцениваемых событий также: распад СССР, война в Чечне и Афганистане, репрессии, крепостное право, татаро-монгольское иго, коммунистическая идея, дефолт, опричнина, русско-турецкая и русско-японская войны и т.п. В общей совокупности этим событиям дали негативную оценку около 80 % опрошенных молодых горожан.

Часть исторических событий вошла как в число позитивно оцениваемых, так и негативно воспринимаемых событий. Отношение к событиям формируется через призму информационно-идеологического влияния, а также определяется социально-экономическим положением респондентов. Данное различие важно учитывать при организации гражданско-патриотического воспитания, более отчетливо определяя объективность (субъективность) события, а также позитивные и негативные последствия.

И совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. 1.5 Проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми. Отрочество- период, когда подросток начинает по - новому, оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в...

С ним". Функция социального характера заключается в том, чтобы направлять и формировать человеческую энергию внутри данного общества во имя функционирования данного общества. Сравнительный анализ китайской и японской культур ВВЕДЕНИЕ Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с...

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

(4 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....

Проблемы во взаимоотношениях между представителями разных поколений, к сожалению, явление достаточно частое, и конфликты могут возникнуть не только в тогда, когда молодожены и их родители проживают под одной крышей. Отношения между поколениями могут быть напряженными и тогда, когда у всех есть отдельное жилье, ведь родители зачастую пытаются руководить молодыми семьями «дистанционно».

Вопросы об отношениях со старшим поколением касаются, как правило, того, насколько представители этого поколения должны влиять на жизнь молодой семьи. Как правило, старшие родственники претендуют на большую власть, младшее же поколение стремится ограничить эту власть.

  • Как ограничить власть родителей мужа/жены в семье?
  • Как деликатно сообщить собственным родителям, что вы не нуждаетесь в их активном участии в вашей семейной жизни?
  • Какая дистанция со старшим поколением будет здоровой и позволит новой семье существовать по своим собственным законам, не теряя при этом родственных связей?

В этой статье рассмотрены причины проблем между поколениями в семье и возможные способы их решения.

В чем заключается суть семейной иерархии

Тема власти, права оказывать влияние на принятие важных решений (воспитание ребенка, досуг, образ жизни) – это вопрос иерархии отношений. Когда иерархические отношения ясны, семья пребывает в спокойных, понятных каждому ее участнику отношениях.

В большинстве случаев при изменении состава семьи (заключении брака, появлении ребенка, смерти кого-то из родственников) система иерархии отношений поколений в семье куда-то движется, изменяется. Часто при заключении брака или появлении ребенка начинается иерархический конфликт между представителями старшего и младшего поколений. В народе он часто известен как конфликт с тещей или свекровью. Эти две ситуации, богато отраженные в фольклоре, имеют часто именно такую подоплеку: протест против излишней власти старшего члена семьи.

В целом: иерархия – результат естественного процесса соперничества. Иногда при одинаковых шансах на лидерство двух человек происходит постоянная сильная борьба за власть. И тогда в семье жить труднее, потому что все заняты военными действиями, цель которых - установить свое первенство и право принимать решения.

Множество людей действительно годами борются против власти старшего поколения, изводят себя в переживаниях о том, что собственные родители или родители супруга никак не желают встать на то место, где их хотелось бы видеть. Со стороны старшего поколения, как правило, предъявляются чувства обиды, жалобы на неблагодарность и полную неразумность «детей».

Чтобы разобраться в том, как можно решить данный конфликт между поколениями, нужно рассмотреть саму суть иерархии.

Иерархия – это система подчинения низших элементов системы высшим, более влиятельным элементам системы. Иерархическое устройство -это результат соперничества людей и вообще живых организмов. Принцип торжества сильнейших организмов действует повсеместно, в том числе и в семье.

Наверх иерархии попадает тот, кто сильнее, у кого больше ресурс, выше готовность действовать, больше сил, умений, энергии, готовности к преобразованиям. Этот человек и оказывается во главе просто потому, что его природные характеристики подходят для лидерства.

Существует ли «правильная» иерархия? Есть ли доказательства того, что, например, во главе иерархии должен стоять человек определенного пола, возраста или социального статуса? Например, можно ли считать, что во главе иерархии должен стоять непременно мужчина, потому что так было веками? И правильно ли пытаться выстроить свою семейную иерархию по такому образцу, даже если реальные характеристики мужчин в семье не соответствуют их высокому предназначению лидера?

Разговоры о том, что существуют правильные конфигурации иерархии, в которые надо вписаться, напоминают басню Крылова «Квартет», где герои верили, что им достаточно рассесться в правильном порядке, и они смогут сыграть красивую музыку. Так же неубедительно выглядят попытки насильно выдвинуть на лидерство человека, подходящего лишь по формальным признакам (например, старшего мужчину), но не соответствующего формату лидера по своим человеческим качествам.

Иерархия является законом природы, и во главе оказывается именно тот, кому там правильно быть: наиболее энергичный человек, готовый принимать решения, принимать риск совершения ответственных действий. При этом пол и возраст человека (если только это не ребенок) решающего значения не имеют!

Может возникнуть вопрос о том, как в традиционных обществах веками поддерживалась определенная иерархия с четко прописанными ролями и взаимоотношениями всех поколений. Ведь в традиционном обществе не было вопросов о том, кому правильно быть главой семьи и кому надо подчиняться. Как обеспечивалась стабильность лидерства в этих условиях, почему иерархических конфликтов разных поколений было меньше?

Вероятнее всего, дело в традиции воспитания, которая не менялась в течение очень длительных периодов времени. И этой воспитательной традицией с самого раннего возраста людям предписывались определенные роли, которые ложились в самую основу личности человека. Женщина, воспитанная в этой традиции, с самого начала своей жизни тренировала подчиненную роль, ее природные иерархические притязания просто гасились серией воспитательных воздействий. Женщина изначально видела себя в подчиненном положении. Причем особо сильные члены человеческого общества женского пола все равно управляли, влияли на ситуацию. Однако это делалось «женскими методами»: с помощью интриг, через манипуляции облеченными властью членами общества. Женщина, обладающая природными задатками лидера, и в традиционных культурах могла быть значимой фигурой. Однако она пользовалась теми методами, которые общество принимало, и формального лидерства мужчины не оспаривала.

Четкие предписания относительно власти в семье, которые обеспечиваются традиционными культурами, снижают тревожность, так как все знают, какое место им занять. То же касается взаимоотношений поколений в семье со старшими. Как правило, в традиционных культурах есть вполне понятные законы, кому и до какого момента следует подчиняться. Причем, как правило, новый член семьи принимается на правах нижнего члена иерархии. Невестка или зять принимаются на правах младших членов семьи, они обычно обладают весьма ограниченной властью. Положение вещей, когда старшие претендуют на большее, чем хочется младшим, весьма традиционно. Так что у авторитета «старшего поколения» богатая история.

В современном мире ситуация с властью в семье более гибкая, нет предписаний, кто кого должен слушаться и по чьим правилам играть.

Конечно, определенные правила все-таки существуют, но они гораздо более различны в разных семьях, определяются больше семейной историей, чем предписаниями общества. Очевидно, что у такой ситуации есть как плюсы, так и минусы.

Проблема конфликтов поколений возникает в том случае, когда молодые, которые создают новую семью, заводят в этой семье ребенка, претендуют на большую независимость от старших, т. е. бабушек-дедушек. Ситуация эта весьма распространенная.

Отношения к детям часто становятся камнем преткновения между родителями (бабушками и дедушками) и детьми (родителями ребенка). Как лечить, чему учить, как одевать, что запрещать? Родители уверены, что решать это - их прямая обязанность, но старшее поколение имеет свое мнение на этот счет. Почему же существует конфликт между разными поколениями, когда старшие не уступают право решения своим детям?

Причины проблем в отношениях между поколениями

Прежде чем рассмотреть способы новой семьи стать более автономными, рассмотрим причины того, почему старшие члены семьи остаются на лидирующих позициях, не хотят уступать первенства.

Часть этих причин лежит на поверхности. Поскольку лидерство в семье, наиболее высокая иерархическая позиция – это результат естественного соперничества, то на этой позиции оказывается тот, у кого больший жизненный ресурс, кто сильнее. По мнению других членов системы, он может обладать самыми разнообразными недостатками: иметь дурной нрав, быть недостаточно умным и образованным, поступать неэтично. Однако он обладает энергией, жаждой действий, стремлением руководить. Кроме того, в его руках могут быть и другие важные ресурсы, например -материальный или временной ресурс. Очень трудно отодвинуть от власти старшее поколение, если вы живете на деньги родителей или на их территории, они сидят с вашими детьми или активно помогают в хозяйстве. В этих случаях стремление к власти подкреплено и усилено другими видами ресурсов (время, деньги).

До тех пор пока молодая семья финансово или каким-то иным образом тесно связана со старшим поколением, фактически зависит от них, претензии старшего поколения на влияние будут мощными. Родители, представители старшего поколения могут быть очень активными, часто они активнее младших членов семьи. Их позиции в жизни и притязания могут действительно превосходить позиции младших членов семьи.

Другой не менее важной, но менее очевидной причиной власти старшего поколения является инфантильная психологическая зависимость от старших в семье. Человек может находиться в зависимости от родителей по причине того, что он психологически питается через этот канал. Конечно, при нормальных отношениях взрослого человека с родителями он непременно питается теплыми чувствами от этих отношений. Болезненная ситуация неразрывной, но тяготящей человека связи создается, когда связи с родителями остаются основными на протяжении всей жизни человека. То есть связь с родителями, отношения с ними не отходят на второй план, уступая место более интенсивным связям с собственной семьей, а остаются такими же близкими и сверхважными, как в детстве, не разбавляясь другими влияниями. Тогда человек считает самым близким себе кого-то из родителей, остается как бы больше ребенком своих родителей, нежели становится мужем или женой своей второй половины. Таких примеров множество, повзрослевший человек все-таки пребывает в детской позиции по отношению к собственным родителям, часто это считается нормальным. Такая ситуация питается энергичной поддержкой старшего поколения. «Ты для меня всегда маленькая!», «Ты всегда для меня ребенок!», «Мать всегда будет главным человеком в жизни!», «Никого ближе мамы не будет» - такие фразы не кажутся в нашей культуре необычными.

Интересно, что ситуация психологической зависимости не обязательно сопровождается теплыми отношениями с родителями. Она отличается интенсивными, напряженными, но совсем не обязательно хорошими отношениями с родителями. Часто это ситуация вечного спора, противостояния, попытки отомстить, доказать нечто или добиться признания родителей. Взаимоотношения разных поколений, а именно отношения детей с родителями могут быть главными отношениями в жизни человека на протяжении множества лет, всей жизни. В двух следующих примерах описаны различные конфигурации тесной связи с родителями.

Психологическая зависимость от родителей даже без финансовой подоплеки влияет на то, насколько серьезную роль старшее поколение будет играть в вашей семье. Часто люди не осознают этой психологической зависимости именно в результате того, что отношения с родителями не особенно теплые. В таком случае человек может считать, что ни о какой зависимости от них речь не идет, напротив, он действует вразрез с предписаниями родителей, не следует их образу жизни.

Главным признаком того, что психологическая зависимость присутствует, является большое количество психической энергии, которая существует в отношениях. Не столь важно, с каким знаком это напряжение: близок ли человек с родителями и предпочитает их компанию компании всех остальных людей или, напротив, не может находиться в одной комнате со своими родителями. В обоих случаях можно говорить о незавершенных эмоциональных процессах между родителем и его взрослым ребенком.

Если взрослый человек в отношениях с родителями играет роль ребенка, то родители будут стремиться оказывать на него свое «родительское» влияние. Если вы постоянно запрашиваете поддержку, ищете помощи, спрашиваете совета или очень задиристо ведете себя со своими родителями, в них просыпается родительский инстинкт. Ведь так ведут себя либо дети, либо подростки, - слабые члены семейной системы, которыми надо управлять. Родительский инстинкт порождает властную позицию, из нее действует престарелый родитель, если его ребенок демонстрирует инфантильное поведение.

Как молодой семье выйти из-под влияния старшего поколения

Выйти из ситуации, в которой старшее поколение оказывает на вашу семью слишком сильное влияние, можно с помощью трех основных стратегий.

1. Укрепляйте отношения в своей семье.

Наиболее типичная ситуация заключается в том, что притязаниями старшего поколения недоволен только один из супругов, второй же не видит в них ничего особенного.

Дистанцирование часто видится верным выходом из ситуации, когда общение неприятно. Это понятный и в каком-то смысле логичный выход. Проблема поколений в семье, однако, в том, что одновременно люди хотят влиять на тех, от кого они дистанцируются, а это становится невозможным. Отойдя от общения на внешнем уровне, человек оставляет внутри себя нерешенный конфликт между представителями разных поколений, в котором и пребывает все время, пока не общается с тем членом семьи, от которого он дистанцировался.

В особенном положении находятся те члены семьи, которые застревают между враждующими сторонами. В примере, который проведен выше, муж должен перейти на сторону одной из женщин, что практически невозможно для него. Создается так называемый конфликт лояльностей, когда невозможно присоединиться к одной из враждующих сторон без того, чтобы почувствовать себя предателем по отношению к другой стороне.

Если вас беспокоят отношения со старшим поколением в семье, то свою энергию вы должны направить не на то, чтобы доказать окружающим, как они не правы, а на то, чтобы улучшить отношения со своей второй половиной. Ситуация конфликта со старшим поколением обычно отличается обратным: супруги отдаляются, теряя при этом возможность общаться и поддерживать друг друга.

Шаги, которые помогут вам укрепить пространство своей семьи:

  • Создавайте свои собственные уникальные традиции. Конечно, преемственность семейных традиций - это большая ценность, которую нужно сохранять. Однако каждая семья уникальна и должна создать свои традиции. Они могут включать в себя традиции родительских семей, трансформировать их, дополнять или менять. Традиции, которые создали именно вы, помогут укрепить то уникальное пространство между вами, которое и называется семьей. Новые семьи должны порождать новые правила, наследуя (но не копируя) опыт предыдущего поколения.
  • Принимайте решения совместно и сообщайте о них от лица вашей семьи. Сообщайте окружающим о том, какие действия будет предпринимать семья.
  • Проводите часть праздников отдельно от старшего поколения, позвольте себе создать праздники, на которые не допускается никто, кроме вашей семьи.

2. Избавляйтесь от психологической зависимости.

Психологическая зависимость, инфантильная позиция в отношениях с родителями могут провоцировать их чрезмерную включенность в вашу жизнь и дела семьи. Мы не всегда понимаем, что своим собственным поведением поддерживаем эту ситуацию.

Проанализируйте свое отношение к родителям (или родителям супруга).

  • Стараетесь ли вы на словах или в поступках доказать нечто родителям? Часто спорите с ними?
  • Приходится ли вам частенько возмущаться по поводу бесцеремонных высказываний родителей, их категоричных указаний, как вам себя вести?
  • Звоните ли вы родителям часто, иногда по нескольку раз в день?
  • Предпочитаете ли вы проводить все свободное время с родителями?
  • Чувствуете ли вы настойчивую необходимость сообщить родителям о важных выборах в вашей жизни, прежде чем принять решение?
  • Сильно ли вы расстраиваетесь, если родители не одобряют ваши поступки?
  • Часто ли вы возвращаетесь в своих мыслях к тем эпизодам, когда родители плохо обошлись с вами?
  • Чувствуете ли вы, что помимо своей воли следуете установкам родителей, воспроизводите их стиль, повторяете судьбу?

Если на большинство вопросов вы ответили «да», значит, у вас есть признаки психологической зависимости от родителей.

Психологическая зависимость не равноценна любви и привязанности между людьми, часто она даже осложняет проявление этих чувств.

Избавление от психологической зависимости - вопрос глубоко личный, это процесс взросления личности. Он не может произойти быстро, как правило, требует времени. Часто этот процесс естественный, он происходит с течением вашей жизни, путем осознания своих личных ценностей, анализа опыта жизни, принятых решений. Если же вы чувствуете, что психологическая зависимость становится проблемой отношений поколений, которая мешает вам жить так, как хочется, то наилучшим выходом для вас станет обращение к психологу.

3. Работайте над своей жизненной состоятельностью.

Зависимость от старшего поколения часто существует на основе несостоятельности младшего. Выход в таком случае состоит в укреплении своих жизненных позиций, обеспечении материальной базы своей семьи, географическом отделении от старших.

Человек сам выбирает, к какой иерархии ему принадлежать, в каких областях он будет конкурировать за первенство. По своей воле он, как правило, может уйти из одной иерархии, присоединиться к другой. Так, например, человек может присоединиться или отделиться от иерархии в области профессии, спорта, какой-либо области мастерства. Так же можно отделиться и от семейной системы, создав свою собственную систему.

При материальном, географическом отделении происходит создание своей собственной иерархии, где вы можете занять место, которое соответствует вашим силам и амбициям. Вместо того чтобы быть частью большой системы, место в которой вас почему-то не удовлетворяет, вы можете создать свою собственную систему и занять в ней более завидное положение.

Часто решения молодой семьи, желающей отделиться, обслуживают как раз идею совместности, единой семейной системы. Например, семья собирается на все выходные и праздники вместе, совместно покупает недвижимость, планирует отпуск, отчитывается по всем важным решениям. Это важно понимать и не принимать решений, которые обслуживают нежелательную для вас ситуацию зависимости от родителей. Если, например, вас угнетает чрезмерная опека ваших родителей, их постоянное вмешательство в дела вашей семьи, то решение купить квартиру в том же доме, скорее всего, ситуацию усугубит.

Рост независимости от родительской семьи не означает разрыва с ней. Здоровая психологическая дистанция обеспечивает спокойные и теплые отношения в семье, а симбиотические отношения чреваты излишним напряжением, постоянным внешним и внутренним выяснением отношений. Многие традиции нашей культуры тормозят рост автономии человека, препятствуют его психологическому отделению от родителей. И это касается не только подрастающих в семье детей, но и взрослых членов семьи. Старшее поколение может бессознательно (а иногда и вполне сознательно) удерживать детей рядом с собой, оставлять «при себе». Не секрет, что для старшего поколения это становится способом избавления от одиночества, продления активной жизни, наполнения своей жизни смыслом. «Вся моя жизнь в детях», «Для себя я жить не умею, только ради детей», «Дети моя единственная радость в жизни» - такие и подобные установки не считаются в нашей культуре нежелательными. Эти и подобные установки не столько укрепляют связи между представителями разных поколений, сколько способствуют нездоровой зависимости и затрудняют взросление «детей». Человеку, которому с раннего детства внушается, что он единственный смысл, радость и опора родителей, очень трудно от этих родителей отделиться ради создания своей собственной семьи. Будучи «единственной радостью», «смыслом» жизни родителей, он не имеет внутреннего психологического права эту жизнь покинуть, отделяясь от родителей, испытывает чувство вины. Для такого человека идея отдаления от родителей может выглядеть очень опасной, подрывать основу семейных связей. Иногда можно наблюдать, как связям с родителями приносится в жертву собственная семья, а иногда и вся жизнь.

Отграничение собственной психологической территории, пространства новой молодой семьи, в конечном счете оздоравливает ситуацию. Кризис сопровождает любой рост, в том числе развитие молодой семьи, ее отделение от расширенной семьи (семьи родителей). В период кризиса, как подробно описывалось в первой части книги, происходит трансформация внутреннего мира человека и его связей с окружающими. Родительская семья в этот период переживает так называемый «кризис пустого гнезда», когда дети уходят и нужно искать новое наполнение своей жизни, не удерживая детей рядом.

Если молодая семья отделилась успешно, это в конечном итоге положительно скажется на всех членах семьи, участники системы перейдут на новый жизненный этап. Создание своей собственной семьи со своими правилами, осознание своей отдельности от старшего поколения позволит вам:

  • сплотить свою семью;
  • сделает свободнее и теплее отношения со старшими. Теперь, когда позиции определены, никому не надо бороться за независимость или власть, играть двойную роль и скрывать негативные чувства;
  • направить свою жизненную энергию на достижение собственных целей, не растрачивая ее на войну за власть в семье.

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное. положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят стоить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Проблема «Отцов и детей»

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы – дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.

Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множество проблем. Вопрос «отцов и детей, волновал представителей разных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна времени написания, но имеет много общего с ее современным вариантом звучания. Автор представляет читателю суждения своих героев: «…сын отцу не судья…», «Пилюля горька – а проглотить ее нужно».

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание – это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» – это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример…

Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в школе, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и послевоенных условиях. В его восприятии жизни устоялись определенные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Чаще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.

В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе – недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевиднее конфликтная развязка.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.

Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывается вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Тургенева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: Чему тебя учили – оказывается – вздор… путные люди этакими пустяками больше не занимаются… ты, мол, отсталый колпак…» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною проблемной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумываются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как правило, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собственное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям – качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

Проблема взаимоотношения поколений актуальна

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Комментариев к научной работе: 0

В.Т. Литовский описывает проведенные им социологические опросы, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами » и «детьми». Так, на вопрос: актуальна ли проблема в наше время, отмечается, что около 80% респондентов посчитали эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения формируются восприятия “другого” поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные . В ходе рассуждений представлена авторская точка зрения исследователя по реальным взаимоотношениям между поколениями в современном российском обществе. Суть проблемы — в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.

В.Т. Литовский считает, что пути решения этой проблемы лежат в воспитании, оно должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах. Так же, особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи. Хорошо бы, если бы молодой человек становился высокопорядочной личностью не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения. К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений.

Эта проблема очень актуальна в наше время, но, на наш взгляд, дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современные поколения, и вовсе дело не в эпохах. Этот вопрос будет актуален во все времена. Главная причина, — это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно дают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он то же не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время, у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства, и не желает отставать от сверстников.

Часто отцы, отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему отцов и детей. Отцы и дети говорят на разных языках.

www.scienceforum.ru

проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений (ЕГЭ по русскому)

В тексте В. Тендрякова, предложенном для анализа, затрагивается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений. Она возникла в обществе «не вчера», а имела место быть еще в 7, веке до нашей эры.

Автор раскрывает проблему на примере семьи Севы. Герой-рассказчик,родитель Сева, взволнован поведением своего ребёнка, это не даёт ему покоя:»Щемит в сердце, хоть кричи!» Ну и в тоже время он прекрасно понимает, что в жизни каждого подростка наступает момент, когда ему кажется, что он взрослый и забота семьи ему не нужна: «В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности.» Только герою от этих мыслей не легче.

Позиции В. Тендрякова по этой проблеме видна из заключительных фраз рассказчика: разногласие между поколениями существует всегда, и каждый человек через это проходит, но каждый должен стремиться находить компромисс.

Это проблемы неоднократно затрагивали в своих произведениях русский писатели.

Например, К.П Паустовский в рассказе «Телеграмма» описал девушку, которая было не в радость жить с матерью в деревне и она уехала в Ленинград. Там она занималась карьерой, забыв про мать, не обращай внимание на письма, в которых самый родной человек просит её вернуться домой.

Так же в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» видна большая разница между старшим и младшим поколением. Тарас Бульба-представитель старшего поколения. Долг перед родиной для него превыше всего. Андрий — сын Тараса, представитель младшего поколения. Для него любовь оказалась важнее долга перед родиной, с чем отец не смог.

Таким образом, проблема взаимоотношений отцов и детей всегда волновала людей, она остается актуальной и по сей день.

Вечная проблема отцов и детей (Итоговое сочинение)

Вечная проблема «отцов и детей» всегда актуальна. Она тревожила многих и является очень важной.

Поколение «отцов» старается сберечь то, во что оно верило и стремилось к покою. А поколение «детей», всегда находится в движении и не понимает старших. Данная проблема проявляется во многих сферах жизни, например, в семье и на работе.

Столкновение «отцов и детей» сказалось в творчествах многих русских писателей. Образцом может стать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений выражается во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства к родителям. С одной стороны, он говорит, что любит их, а с другой – презирает «глупую жизнь». При всем этом родителям очень дорог их сын, они очень любят Евгения, и только эта любовь смягчает взаимоотношения с сыном.

Также, примером является комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все, несмотря на то, что она грубая и алчная помещица. Но сын отворачивается от нее в самую трагическую минуту в ее жизни. Данный пример учит нас тому, что родители все делают во благо своим детям, но дети это, к сожалению, не всегда ценят и не понимают.

Когда «дети» понимают насколько беспокоятся о них родители, часто бывает слишком поздно. Примером может служить произведение Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма», в которой девушка Настя, живя далеко от мамы, в Ленинграде, получает телеграмму, из которой узнает, что ее мать больна. Важные дела, не позволили ей поехать к матери, и когда она поняла утраченную возможность проведать мать, оказалось поздно: ее мать умерла.

Проблема «отцов и детей» очень важная, нужно пытаться идти на уступки, ценить моменты, заботу близких, беречь родителей. Либо однажды может стать слишком поздно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Похожие публикации