По шкале от 1 до. Использование интервальных шкал в опросах

Серия из 10 видео-уроков, в которых я делюсь домашними заданиями по игровой импровизации. Цель этих уроков - начать практиковать импровизацию в реальной жизни! Минимум теории и максимум практики. Пробуйте и познавайте импровизацию на своем личном опыте!

Домашка по импровизации 1 / Новое - хорошее

Записывайте каждый день вечером 3 события или впечатления, которые вам доставили в этот день радость. Три события - это всего лишь минимум, их может быть гораздо больше!

Смотрите и делитесь комментариями!

Домашка по импровизации 2 / Хейокас

Импровизация - это смелость идти в новое. Мы выходим на сцену и творим истории на глазах у зрителей. Это как прыжок в неизвестность - мы делаем то, чего заранее на планировали. В этом и заключается притягательность импровизации. В жизни мы тоже можем практиковаться с помощью ХЕЙОКАСОВ! Хейокас - это то, чего вы никогда не делали раньше. Что-то необычное, свежее, удивляющее!

Смотрите, пробуйте и делитесь этим видео с друзьями!

Домашка по импровизации 2 / 100 хейокасов

Из прошлого задания вы уже узнали что такое хейокас и даже наверняка попробовали его сделать. Поздравляю! Продолжайте в том же духе!

Вперед! И если вам нравятся задания - смело делитесь с друзьями!

Домашка по импровизации 4 / Работа с вниманием

Тренировка внимания - одно из самых важных заданий. Мы не способны ничего делать без активного и осознанного внимания. Главная особенность такого внимания - вы всегда знаете на что оно направлено, и вы сами руководите этим процессом. Задание очень веселое и помимо развития внимания дает еще и массу позитивных эмоций!

Пробуйте, экспериментируйте и рассказывайте друзьям!

Домашка по импровизации 5 / Практика "Сдвиг"

Основная задача этой практики - научиться управлять своим состоянием, поведением и эмоциями. Останавливаем себя в любой момент и задаем простые вопросы: "Кто я? Что я делаю? Чего хочу?" Осознаем свое текущее состояние и что-то меняем. Можно менять не слишком сильно, но тем не менее менять - пробовать новые стратегии и реакции в жизни!

Удачных занятий и делитесь своими успехами!

Домашка по импровизации 6 / Снимаем кино!

Продолжаем тренировать внимание и осознанность. Практика "Съемка кино" - это отличная актерская техника, которая позволяет воспитать своего внутреннего наблюдателя. Именно Внутренний наблюдатель импровизирует, делает выбор и играет!

Делитесь этим видео с друзьями и практикуйте вместе!

Домашка по импровизации 7 / Снимаем кино про себя

Следующий шаг - мы снимаем кино, в котором вы и есть главное действующее лицо, главный герой. Это продолжение упражнения из шестого задания!

Домашка по импровизации 8 / Работа с эмоциями

Это упражнение направлено на управление своим состоянием. Иногда мы не в силах справиться с негативными эмоциями, и они захлестывают нас. В этом упражнении я даю простое задание, которое позволяет удерживать свое состояние. Мы начинаем с очень простых ситуаций: дома, на прогулке, в кафе - где ничто не может помешать нам. Практикуя это, мы в дальнейшем можем менять свои эмоции всегда и везде!

«Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить» — размышления над страницами книги Патрисии Мэдсон.

Перефразируя поэта Константина Симонова, можно сказать, что книги пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

Книга Патрисии Мэдсон, выпущенная недавно издательством «Манн, Иванов и Фербер», безусловно полезна, а оптимизм, благожелательность и стремление к доброте, которыми пронизаны страницы книги, позволяют мне назвать ее прекрасной.

Учим уроки импровизации

Уроки импровизации от Патрисии Мэдсон внешне мало похожи на учебное пособие. Тем не менее, и даже более того, её можно назвать «инструкцией к применению».

Каждая глава («правило») заканчивается коротким перечнем рекомендаций.

Но главное, пожалуй, в том, что многие мысли автора вызывают у читателя какие-то собственные ассоциации, сравнения, размышления. Заставляют оценить свои собственные привычки, правила поведения, методы работы.

Во время чтения книги читатель невольно пытается представить себя учеником Патрисии и по-новому взглянуть на свои жизненные проблемы и ситуации.

«Уроки» нельзя просто «выучить». Нужно научиться применять правила в жизни. И этот процесс начинается уже во время чтения.

Кому нужны уроки импровизации?

Большинство из нас много времени уделяет и даже своего свободного времяпровождения.

И это правильно: как в наше суетное время без планов, задач и регламентов?

П.Мэдсон утверждает, что «Сегодня мы стали рабами собственного инстинкта планирования. Для многих из нас забота о завтрашнем дне является единственно возможным способом существования. Мы планируем все до деталей. Мы составляем длинные списки, переживаем или бесконечно теоретизируем о том, когда нам надо что-то предпринять. Самое главное в нашей жизни - это безопасность. Кажется, мы окончательно потеряли способность видеть свежим, незамыленным взглядом и предпринимать то, что заставляет нас выходить из зоны комфорта».

При этом генетически мы запрограммированы на органическое взаимодействие с окружающим миром, на живую реакцию, на импровизацию.

Чарльз Дарвин писал: «На протяжении долгой истории человечества (и животного мира) выживали те, кто научился наиболее эффективно сотрудничать и импровизировать».

Нам предлагается вернуться к нашим природным способностям, «начать жить, дыша полной грудью, осуществлять свои мечты, исследовать что-то новое и, рисуя, смело выходить за контуры».

Как это сделать?

Импровизация -это метафора, путь, система, поведение, и научиться ей может каждый. Начните жить спонтанно. И тогда вы сможете легко урегулировать конфликт с начальником, успокоить капризного ребенка и адекватно реагировать на любые сюрпризы, которые готовит вам судьба.

Патрисия утверждает, что «хорошие навыки импровизации пригодятся всем: бизнесмену, предпринимателю, студенту вуза, рабочему, домохозяйке, художнику, врачу, да и любому, кто ищет работу».

«Откуда есть пошли» уроки импровизации?

Патрисия Мэдсон многие годы преподает актерское мастерство в американских ВУЗах.

Она была удостоена высшей университетской награды за выдающиеся достижения в преподавательской деятельности - премии Ллойда Динкельшпиля (Lloyd W. Dinkelspiel Award).

Кроме того, Мэдсон преподает в Институте Эсален, в Калифорнийском институте трансперсональной психологии, а также участвует в работе программы для аспирантов Стэнфордского университета.

На протяжении десяти лет она была американским координатором Школы традиционных японских искусств оомото, расположенной в г. Камеока.

Эту книгу Патрисия Мэдсон писала больше 20 лет. Уроки базируются на практическом опыте обучения в группе Stanford Improvisors («Стэнфордские импровизаторы»), которая бала организована ею в 1991 году.

«Столпами» используемых ею методов импровизации она называет преподавателя театрального дела профессора Кита Джонстона и специалиста по японской психотерапии Дэвида Рейнольдса.

Замечу, что японские приемы и традиции, примеры из восточной философии, буддийские притчи часто используются в книге, наряду с приемами актерской импровизации.

Мое восприятие уроков импровизации

Мне было легко осваивать материал книги не только потому, что написана она в простой и понятной форме.

Дело в том, что многие принципы, подходы, рекомендации Патрисии Мэдсон в том или ином виде мне знакомы и используются на практике.

Некоторые приемы являются для меня проверенным инструментом действия в тех или иных жизненных ситуациях. Просто мне не приходило в голову использовать этот термин — «импровизация».

Но как раз это и было для меня особенно привлекательным. Я практически не спорил с автором по сути конкретных мыслей. Мне не приходилось что-то преодолевать в своих представлениях, «врубаться» в тему.

И вместе с тем, многие привычные вещи увиделись в новом свете. У многих приемов высветились дополнительные грани.

А главное: очень полезные и практичные советы выстроились в единую целостную систему самосовершенствования, систему личностного роста.

Поясню эту мысль о своем личном восприятии на свежем примере.

Так получилось, что чтение (изучение, поглощение) книги по времени совпало с довольно драматическими событиями в моей личной жизни.

В начале июня 2014 года в Горном Алтае произошло невиданное каких не было последние 50 лет.

Мой домик в селе Манжерок попал в зону стихийного бедствия. Весь участок был затоплен полутораметровым уровнем паводковых вод, цокольный этаж до самого потолка был залит водой.

Мы с женой три дня и три ночи провели на верхних этажах «осажденного» дома с тревогой наблюдая за подъемом воды.

После того, как Катунь вернулась в свои берега, взорам предстала В затопленном этаже безнадежно испорчены холодильник, стиральная машина, мебель, разный прочий скарб.

В сарае пропал весь электроинструмент, необходимый для деревенской жизни: бензопила, циркулярка, дрели и проч.

Весь участок покрыт 10-сантиметровым слоем ила и грязи, так что грядки, клумбы (творение моей жены) и стриженый газон (мои 6-летние труды) погибли.

Помимо большого объема работы по ликвидации последствий стихийного бедствия и соответствующих финансовых затрат, встала проблема психологического плана: где найти душевные силы на восстановления того, что было создано за несколько лет?

Решение возникло как бы само собой: не восстанавливать утраченное в прежнем виде, а все создавать по-новому!

По-существу, мы решили реализовать новый проект, учесть все прежние ошибки, претворить в жизнь то, что давно хотелось сделать.

Сейчас большая часть работ по «восстановлению народного хозяйства» уже выполнена. Получается очень даже неплохо. В ближайшее время я опишу результаты своих непосильных трудов.

Но главное не в этом. Создавать новое всегда интересно. В процессе работы появляются новые идеи, есть возможность проявить фантазию, вдохновиться новыми результатами.

Кто бы мог подумать, что ликвидация последствий стихийного бедствия может быть увлекательным и даже веселым занятием?

Занимаясь этим делом и выбирая время для знакомства с книгой Патрисии Мэдсон, я вдруг увидел, что мое спонтанное решение точно укладывается в «уроки импровизации»!

Не стану подробно анализировать ситуацию, но читатель увидит эти соответствия уже из самих названий «уроков».

Кое что об уроках импровизации

Не думаю, что в одной статье можно сколько-нибудь внятно изложить все содержание этой содержательной (простите за каламбур) книги.

Приведу только название глав — уроков.

  • Первое правило. Соглашайтесь
  • Втрое правило. Не нужно готовиться
  • Третье правило. Присутствие решает все
  • Четвертое правило. Начните где угодно
  • Пятое правило. Будьте посредственным
  • Шестое правило. Внимательность
  • Седьмое правило. Смотрите фактам в лицо
  • Восьмое правило. Не сбивайтесь с курса
  • Девятое правило. Цените подарки
  • Десятое правило. Пожалуйста, ошибайтесь
  • Одиннадцатое правило. Действуйте прямо сейчас
  • Двенадцатое правило. Заботьтесь друг о друге

В приведенном выше личном примере, я интуитивно действовал в соответствии с правилами вторым, четвертым, седьмым, десятым, да, пожалуй, и тринадцатым!

Патрисия Мэдсон предупреждает, что эта система не распространяется на все исключительно обстоятельства. Мы не можем совершенно исключить планирование из нашей повседневной жизни.

Мы должны заранее позаботиться о своей пенсии, спланировать отпуск и предварительно заказать авиабилеты. Мы не можем пустить на самотек важные мероприятия, например, свадьбу. Нет необходимости продолжать перечень «планируемых» мероприятий и дел.

Беда в том, что мы очень мало места в нашей жизни оставляем эмоциональным решениям, спонтанным действиям, импровизации.

В оригинале книга Патрисии Мэдсон называется так: «Improv Wisdom: Don’t Prepare, Just Show Up» , что, вероятно, можно перевести примерно так: «Мудрость импровизации: Не нужно готовиться и пыжиться — просто начни!»

Уроки импровизации — домашнее задание

Пересказывать содержание книги, как уже было отмечено выше, занятие бесполезное.

Для того, чтобы понять, нужна ли Вам эта книга, на мой взгляд, важно проникнуться самой философией Патрисии Мэдсон.

Надеюсь, что этому поспособствуют отдельные рекомендации из разных глав.

  • Слово «да» - это мускул, который надо тренировать, чтобы вселить оптимизм и надежду.
  • Дайте возможность себя удивить.
  • Придите, прибегите, припрыгайте туда, где вам нужно быть.
  • Чтобы куда-либо прийти, не нужно никакой мотивации.
  • Используйте ритуалы для того, чтобы начать какой-либо процесс.
  • Все начала хороши, выбирай на вкус.
  • Начните с очевидного.
  • Как только вы начали действовать, стоящая перед вами задача упрощается.
  • Не стремитесь быть совершенным.
  • Осмельтесь быть скучным.
  • Этот момент уже не повторится. Цените его.
  • Не стоит бороться с реальностью.
  • Принимайте людей такими, какие они есть.
  • Бессмысленных импровизаций не бывает.
  • Во всем, чем мы занимаемся, заложен смысл. Даже в самых незначительных вещах.
  • Если вы не попадаете в цель, цельтесь точнее.
  • Важны даже самые незначительные действия. Все, что мы делаем, может помочь другим.
  • Пусть «спасибо» станет вашей мантрой.
  • Если вы не ошибаетесь, значит, вы не развиваетесь.
  • Напортачили? Это уже в прошлом, поэтому думайте о том, что сделаете дальше.
  • Совершайте ошибки уверенно и не унывайте.
  • Суть импровизации - это действие.
  • Действуйте, чтобы понять, что делать дальше.
  • Попробуйте делать что-либо не так, как обычно, и это поможет вам увидеть действительность новыми глазами.
  • Доброта спасет в условиях кризиса и хаоса.
  • Дарите себя людям.
  • Всегда превращайте позитивные мысли в слова и действия.
  • Чтобы подарить доброту, не нужна причина.
  • Научитесь находить радость во всем, чем вы занимаетесь, включая самые будничные заботы.
  • Научитесь превращать занятие в игру. Игра - необходимая предпосылка развития человека.
  • Если что-то вам не по вкусу, измените свой вкус.
  • Сделайте что-нибудь для веселья и удовольствия.

Доставьте себе удовольствие — прочтите книгу Патрисии Мэдсон

Патрисия Мэдсон

Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить

Improv Wisdom:

Don"t Prepare, Just Show Up

Издано с разрешения Crown Archetype, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Random House LLC и литературного агентства Synopsis

© Patricia Ryan Madson, 2005

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. OOO «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Сделай себя сам

Тина Силинг

Призвание

Кен Робинсон

Найти свое призвание

Кен Робинсон и Лу Ароника

Разожги огонь!

Даниэлла Лапорт

В этом году я…

М. Дж. Райан

Посвящается моей матери Виржинии Райен (1920–1998), которая всегда говорила только «да», а также моему мужу и партнеру по импровизации Рональду Мэдсону

Я бесконечно благодарна студентам, которые в течение сорока лет посещали мои занятия и пробовали все сумасбродные вещи, которые я им предлагала. Благодаря вам у меня самая лучшая работа в мире – учителя

Даны человеку два вида ума,
Один в детстве пуст, как бродяги сума.
В него набирает он цифры и факты,
Уменья и нужные в жизни контакты.
Туда, как щенок, он таскает из книжки
Объедки теорий, идеек отрыжки.
И эту помойку коллекционеры,
Частенько считают фундаментом веры.
Там древних и новых наук мешанина,
Ослам интеллекта привычна мякина.
С подобным умом можно вырасти в мире,
Начальником стать в позлащенном мундире.
Хорошая память на скопище данных
Продвинула вверх легион бесталанных.
И с этим умищем ты можешь свободно
Гулять по науки полям плодородным,
Богатые знания там пожиная…
Но есть интеллекта и форма иная.

Джелаладин Руми

Предисловие к русскому изданию

Наблюдая по телевизору за соревнованиями зимней Олимпиады в Сочи, я думала: «А ведь россияне – такие же жители нашего быстро меняющегося мира, как и мы. Пожалуй, им тоже пригодится эта книга». Темп жизни на нашей планете ускорился за десять последних лет, прошедших со времени первого издания этой книги в США. У всех прибавилось забот. Сегодня решать многие проблемы приходится мгновенно – такова обратная сторона распространения мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов. Во многих ситуациях делать выбор теперь сложнее, так как его вариантов стало гораздо больше. Даже заторы на дорогах переносить стало еще мучительнее. Столько всего нужно сделать, а времени больше не становится.

Возможно ли в таких условиях составить подробный план на всю жизнь и строго его придерживаться? Если вы уже пытались сделать это, то знаете, что эта стратегия не работает. Даже если такой план у вас есть, его все время приходится менять в силу вмешательства непредвиденных обстоятельств. Жизнь непредсказуема и текуча, она постоянно меняется. Бо льшую часть условий внешнего мира мы контролировать не в силах – например, погоду, экономику, даже настроение членов нашей семьи. И мир не перестает нас удивлять. Что же нам делать? Как можно без лишнего стресса отправляться на встречу с новым днем? Те выводы, к которым приводят исследования такого явления, как импровизация, подскажут нам, как вести себя в такие непостоянные времена.

Предложенная в книге подборка рекомендаций прошла долгий путь с тех пор, как я впервые представила ее аудитории Стэнфордского университета. С ними познакомились жители Великобритании, Германии, Тайваня, Кореи, Японии, Италии, Китая, Мексики и Южной Америки. Теперь ими могут воспользоваться и русскоязычные читатели.

Хорошие навыки импровизации пригодятся всем: бизнесмену, предпринимателю, студенту вуза, рабочему, домохозяйке, художнику, врачу, да и любому, кто ищет работу. Это важная составляющая профессиональной подготовки сотрудников полиции и пожарных служб, которые обычно действуют в критических ситуациях. Дизайнеры с помощью этого умения создают новые продукты.

Очень много людей может извлечь выгоду из импровизации, потому что она предлагает очень простой жизненный подход. Будьте позитивными. Скажите миру «да». Не сражайтесь с реальностью, а примите ее. Будьте изобретательны. Помогайте другим трудиться и осуществлять мечты. Работайте в команде. Это весьма простая подборка правил. В них нет ничего необычного. Это просто здравый смысл, к которому сегодня обращаются все реже.

Мы привыкли полагаться на заумные схемы и инструкции, когда нужно что-то сделать. Советы же из этой книги очень просты. Она предлагает вам внимательно оглядеться по сторонам и приметить больше деталей в обычном мире, окружающем вас каждый день. Еще она учит тому, что допускать ошибки не только допустимо, но и полезно. Ошибка не враг! Порой она может подсказать вам верный путь к решению насущной проблемы.

На прошлой неделе я забыла купить картофель на обед, так что пришлось импровизировать. Заменив его кукурузой, я приготовила очень вкусную поленту, которую подала вместе с курицей. Блюдо вышло просто объедение! В современной жизни часто возникают ситуации, когда «планы» нас подводят и нужно импровизировать в последнюю минуту. Научившись этому искусству, вы сможете жить с улыбкой, которую не сотрут с вашего лица даже допущенные ошибки.

Мне очень лестно представлять себе эту книгу в руках, карманах и портфелях россиян. С чувством радости я дарю вам ее в надежде, что все ваши импровизации приведут к большому успеху!

Патриcия Мэдсон

Вступление

Когда мне было одиннадцать лет и мы жили в Ричмонде, штат Вирджиния, мама купила мне раскраску по номерам, на которой был изображен ветвистый клен. Я была в восторге от шелковистых кистей, шероховатого холста и масляного запаха красок. Я прилежно раскрашивала, использовала только рекомендованные в инструкции цвета и старалась не вылезать за линии. Картина получилась прекрасной, и папа гордо объявил: «Наша Пэтси – настоящий художник». После этого у меня было очень много других раскрасок по номерам и я неизменно старалась придерживаться границ рисунка.

Раскраски по номерам помогли мне понять стиль жизни, главная заповедь которого была: «Всегда играй по правилам». Используй проверенные методы. Выучи наизусть свои реплики из сценария. Копируй великих мастеров. И хотя я считала себя художником (точнее, актрисой, потому что тогда играла в театре), я во всем слепо следовала правилам и установкам. В театре с этим просто: тебе дают роль с репликами и твоя задача сводится к тому, чтобы они звучали реалистично. В общем, ничего сложного. Я окончила Университет Уэйна, а затем аспирантуру и получила диплом преподавателя. Следующие три года была актрисой в театре Хилберри (Hilberry Classic Repertory Company) при этом университете. После нескольких сотен выступлений на сцене я стала старшим преподавателем актерского мастерства в Университете Денисона. Я хотела жить нормальной и предсказуемой жизнью, сняла дом на склоне холма в Гранвилле, начала собирать предметы мебели и искусства, а также обзавелась большим числом друзей среди университетских коллег.

Мне очень нравилась моя работа. Зарплата была невысокой, но выплачивалась регулярно, социальный пакет был щедрым, престиж преподавателя – высоким, каникулы – длинными, а социальная защищенность, которая гарантировалась мне как одному из сотрудников небольшого преподавательского коллектива, и уверенность в завтрашнем дне были такими, о которых можно только мечтать. В общем, я была всем довольна и хотела только одного: чтобы университет предоставил мне бессрочный контракт. Я внимательно изучила кадровую политику университета и поняла, что мне надо активно браться за все то, что смогу выигрышно представить в своем преподавательском резюме. Я стала членом комитета по улучшению работы университета, а затем и его председателем. Я была региональным директором программы искусств Нью-Йорка в рамках Ассоциации высших учебных заведений, расположенных в районе Великих озер. Я дружила с «правильными» людьми. Я вела девять групп студентов и неизменно выражала готовность читать лекции и вести семинары для тех, кому необходимы дополнительные баллы. Я начала пользоваться популярностью и на пятый год работы в университете получила поощрение за успехи в преподавательской работе. Мое резюме преподавателя в сочетании с большим опытом и дополнительной работой, которую я вела в университете, выглядело солидно. Собеседование по вопросу о предоставлении мне бессрочного контракта прошло успешно. Я уже готовилась взять ссуду в банке под залог приобретенного дома.

Похожие публикации