Определение загадок. Их происхождение

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки". Наиболее точное определение загадки принадлежит В. П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность".

Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом "зашифрована" отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание - не случайно народ сложил загадку о за­гадке: Без лица в личине.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства - загадки распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной. Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах). Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщи-ка", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востровсрхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - просты-гою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять.



У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия).

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась про­дуктивной. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных.

Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики"

Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незамет­но воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохраня­лась их обучающая функция.

Тематика загадок

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бы­том и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Поня­тия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых

разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесо­образно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. - изменялись и загадки. Из памяти уходили произведе­ния, в которых требовалось отгадать предметы редко встречаю­щиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роня­ет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельчес­кие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о про­цессах крестьянского труда - таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. На­пример, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (па­ровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха - стальная рубаха, враг в овраг, черепа­ха - куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет - на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит - дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Загадка это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание; не случайно народ сложил загадки о загадке: «Без лица в личине». Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. Однако они встречаются и в форме прямого вопроса: «Что с земли не подымешь?» (тень). Поэтому более точно определение загадки как «поэтического замыслова того описания какого-либо предмета или явления, сделанного с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Истоки загадки восходят к тайной речи первобытного общества (в обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадки). Загадки были способом раскрытия религиозной тайны: не случайно они встречаются в Ведах, Библии, мифологическом эпосе разных народов мира.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной магической речью - зашифрованным языком, направленным на обеспечение урожая, успеха в охоте, скотоводстве, земледелии. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в календарных и семейных обрядах, былинах, сказках, песнях. С течением времени древняя функция загадки постепенно угасла, но их поэтическая форма оказалась продуктивной. К загадкам начали относиться как к способу испытания сообразительности, появились новые загадки о предметах и явлениях. Так сложился фольклорный жанр, который не имел ни каких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. В большинстве загадок описание дано от третьего лица, но может быть и от имени отгадываемого предмета (при этом используется олицетворение): «Меня бьют, колотят, ворочают, режут-я все терплю и всем добром плачу» (земля). Очень характерно использование имен собственных в роли нарицательных: «Стоит Чурило, замазано рыло» (светец). В загадках широко используются метафоры, метонимии, сравнения, антитезы, эпитеты, аллитерации, звукоподражания.

Некоторые загадки созданы способом комического словотворчества: «Стоит пендра, на пендре лежит дендра и говорит кондре: «Не лазай на пендру, там не одна кандра - и ундра есть» (печь, дед, кот, каша и утка). Используется игра омонимами: «От чего утка плавает?» (от берега). Обычно загадки частично или полностью рифмованы; рифма может служить подсказкой к разгадке. Лучшим по полноте и систематизации русских загадок является сборник Д.Н.Садовникова «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач». Тематика загадок тесно связана с бытом и трудом народа. Жители городов уже не загадывают загадки о сохе, бороне, косе, вилах, цепах, о процессах крестьянского труда. Однако возникли новые загадки: «До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит» (паровоз); «На пушку не похожа, а палит - дай Боже» (гвардейский миномет «Катюша»). В современном фольклоре загадки бытуют в детской аудитории, а также среди подростков и взрослых. У взрослых загадки имеют шуточное или сатирическое содержание, приближены к анекдоту. Анекдотические загадки иногда образуют циклы («Армянское радио»). Распространены озорные (двусмысленные) загадки эротического характера, которые существовали и в старом крестьянском фольклоре: «Без рук, без ног, на бабу скок» (коромысло). Загадки широко вошли в художественную литературу Они занимали видное место в средневековых произведениях, построенных в вопросноответной форме («Беседа трех святителей»). Загадки включены в композицию древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских» (15 в.).

Загадки - один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки. Существует несколько определений загадки. Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка - описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса». В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Основной прием описания в загадке - метафора (по подобию).

С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность .

Для процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок:

1."Природа и человек".

2. "Хозяйство и материальный быт".

3. "Общественный и семейный быт".

4. "Культура".

5. "Загадки-шутки, загадки-задачи".

Например:

«Сине покрывало весь мир укрывало», - так четко отображается в загадке небо.

«Что нас кормит, а кушать не просит?»).

«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»

«Без крыльев летает, без ног бежит»

«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

«Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

«Летом одевается, зимой раздевается».

«Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

«Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп).

«Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать).

«Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

«Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию»

Загадки - описания (3-4 года) .
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна - у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.
Птицы: ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка - в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания… … Википедия

Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

ЗАГАДКА, загадки, жен. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или… … Толковый словарь Ушакова

Может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает З. в связи с формулами параллелизма и склонен видеть в ней одночленный параллелизм… … Литературная энциклопедия

Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

загадка - бледная (Минский); жестокая (Бальмонт); мучительная (Л.Андреев); нераскрытая (Белый); туманная (Ратгауз) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913.… … Словарь эпитетов

Загадка - Загадка ♦ Enigme Задача, которую мы не в силах решить, но не потому, что она превосходит наши средства познания (тогда это была бы тайна), и не потому, что она не поддается доводам логики (тогда это будет апория), а потому, что она неверно… … Философский словарь Спонвиля

Загадка - ЗАГАДКА, жанр народно поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. По форме (мерная речь, созвучие слов и рифма) народная загадка… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Жанр народно поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего … Большой Энциклопедический словарь

- (евр. хида, сокрытое, сплетенное). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении З. слово хада встречается в Суд 14:12 19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З. притча (Притч 1:6),… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Загадка Н. Ф. И. , Андроников Ираклий Луарсабович. Впервые статьи И. Л. Андроникова, вошедшие в этот сборник, увидели свет в издательстве "Детская литература" в далёком 1949 году. В то время книжка заключала в себе только две вещи:" Портрет"…
  • Загадка Н. Ф. И. , Андроников И.. Впервые статьи И. Л. Андроникова, вошедшие в этот сборник, увидели свет в издательстве "Детская литература" в далёком 1949 году. В то время книжка заключала в себе только две вещи:" Портрет"…

Загадка Загадка — ,загадки, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.

Смотреть что такое «загадка» в других словарях:

Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица…

Загадка - может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры.

Также фото с непонятными и не объяснимыми явлениями, картинки с иллюзиями, видео-загадки и многое другое. Мы в нашем детском журнале тоже используем загадки. Радует, что вы указываете авторов произведений. Спасибо за загадки и за полученное удовольствие от общения с собственными детьми.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха. Александров Л. Г. О возможности философско-космологической интерпретации загадок «Чистилища» Данте // Вестник Челябинского университета.

В загадке присутствуют предметы, связанные с правильным ответом — поэтому именно этого отличает загадку от других обобщающих вопросов. Если оратиться к учебникам типа Вики, то вы получите сухой закон, что загадка это какое-то там выражение, которое загадывает одно посредством другого и развивает логику и мышление и т.д. Есть пословица: «ответ всегда древнее чем вопрос». Такое понятие как «загадка» многим известно с самого детства.

В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический об …далее… Одна из самых сложных загадок природы, которая выросла перед физиками XX века, …далее… Толковый словарь помогает развить грамотную речь и избежать досадных ошибок при употреблении русских слов. Наша база толковых словарей русского языка бесплатна и будет постоянно развиваться.

Многие, должно быть, слышали подобное выражение — загадка Сфинкса. Гигантская каменная скульптура льва с лицом человека находится вот уже много столетий в Гизе, рядом с пирамидами. Очевидно, природа постаралась разместить его так, что один раз в год тень от сфинкса в верхней его точке совпадает с вершиной главной пирамиды в момент восхода солнца. Весь комплекс вместе со сфинксом составляет некий иероглиф, хранящий послание, пока не разгаданное наукой.

Секреты, над коими работает современная наука, связаны с познанием души человека. Вера в богов всегда помогала людям выживать в самых тяжелых условиях. Территория вокруг Гроба Господня тщательно охраняется - как до, так и во время церемонии нисхождения Благодатного огня. Но никакого обмана до сих пор так и не удалось обнаружить.

Похожие публикации