Можно ли держать дома собаку. Собака в доме: можно ли ужиться с песиком в одной квартире? Почему нельзя освятить дом в котором живет собака

Религия всегда шагала рядом с человеком и его жизнью. И выгнать из человека веру в бога не получалось и не получится никогда. Даже в смутные времена гражданской войны, когда разрушались и уничтожались храмы, а священников расстреливали веру в бога уничтожить не удалось. В религии существует много запретов и обрядов, которые не все знают, а многие даже и не догадываются о них. Самые главные заповеди мы с вами все хороши знаем, их 10 – не убей, не укради и так далее.

Многие знают или думают, что знают о том, что держать собаку в доме христианам запрещено, а вот почему держать собаку в доме христианам или православным запрещено сказать точно не могут. Давайте в этом вопросе с вами попробуем разобраться.

Почему запрещено православным держать собаку в доме

Многие из вас помнят свое беззаботное голопузое детство, когда вас отправляли в деревню к бабушке и вы там все лето занимались непонятно чем, бегали, купались в речке, утром пили теплое парное молоко и клянчили у бабушки щенка.

А получив, этого самого щенка вы сразу же переходили ко второй стадии операции упрашивали бабушку разрешить вам взять нового друга к себе в кровать и вообще, чтоб он жил в доме. Бабушки, понятное дело, всяческими путями от этого нас отговаривали, а когда отговорить не получалось просто запрещали и жил наш щенок на улице под крыльцом. Мы тогда не понимали почему нельзя собаку держать в доме. А ответ на самом деле прост, по некоторым церковным канонам держать собаку в доме запрещено, так думают многие верующие люди, а наши бабушки в деревнях обычно очень верующие и набожные. Почему запрещено держать собаку в доме христианину?

Многие думают, а некоторые священники об этом говорят, что собака она подобна волку, а раз так, то она нечистая. Если собака войдет в дом где висят иконы или в освященное помещение, то помещение нужно снова святить. На самом деле – это большое заблуждение. Есть религиозные обряды и верования, а есть околорелигиозные. И такие вот верования считаются от лукавого. Если обратиться к святому писанию, то никаких запретов на содержание собак или других животных в доме нет и быть не может. Ведь все мы твари божьи, а, значит, должны жить вместе, дружить и делить пищу.

Можно найти средневековые источники где действительно говорится о том, что собаку нельзя приводить в храм. Но это не относится к тому, что собака нечистое животное. Запрет был наложен потому, что собаки себя беспокойно ведут, могут иметь неприятный запах и так далее, а других запретов на собак нет. В исключения попадает только змея, ведь если верить библейским историям именно в змею вселился дьявол, чтоб обольстить Еву. До некоторых пор христианин, который встретил на своем пути змею должен был ее убить. Итак, делаем вывод, если вы законопослушный христианин, то заводить собаку и жить с ней в одном доме под одной крышей не возбраняется.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Это тоже одно из заблуждений, мусульманам можно держать в доме собаку и плохо относиться к этому животному запрещено. Да и, вообще, к любому животному относится плохо в исламе запрещено святым писанием. Если и запрещается держать собаку в доме, то только из соображений собственной гигиены. Собака может перенести болезнь или заразу, но если у вас пес чистый и вы регулярно делаете ему прививки, то содержать собаку в доме можно.

Тоже самое, можно сказать, и о представителях других религий, в общем, ни в одной религии вы не встретите прямого запрета содержания собаки в доме. Может быть,написано, что собаку в доме держать не рекомендуется, но вот запрета вы там не найдете.

Если вдаваться в религию, то есть такое мнение, в котором сходятся и христиане, и исламисты – собака не имеет души. Вроде как душа только человеческая после смерти не исчезает, а отправляется на страшный суд и там уже решают куда ей, этой душе отправляться дальше в рай или ад. С этим утверждением можно поспорить и в доказательство мы хотели бы привести одну небольшую историю, которая была рассказана ветеринаром из одной клиники.

Есть у собаки душа или нет

На протяжении десяти лет в эту клинику на осмотры и за лечением обращался мужчина с немецкой овчаркой, пса звали «Васей» почему так, сказать трудно.

Так вот в момент, когда врач делала Васе прививку или укол собака прикусывала ей рукав халата и зажмуривала глаза, не издавая ни звука. К сожалению пес заболел страшной болезнью, врач поставил диагноз рак. Долго боролся хозяин за жизнь питомца, но пришел момент, когда пес не мог спать, а только выл от боли. Собаку пришлось усыпить. Горю того мужчины не было предела, врач тоже сильно переживала, ведь знала этого пса со щенячьего возраста. Ваську похоронили, а его хозяин больше никогда не заводил себе собаку.

Но через некоторое время на пороге клиники появилась маленькая девочка со щенком овчарки в руках, висящие ушки, веселый взгляд с искорками, любопытный нос, все как обычно. Девочка принесла своего нового любимца на прививку. Когда щенка посадили на стол и врач взяла в руки шприц, щенок осторожно взял рукав ее халата в зубы и зажмурился…

Так, есть у собак душа или нет? Такие умные, верные, преданные животные, которые готовы пойти за своим хозяином в огонь и воду и, если нужно отдать за него жизнь не могут не иметь души.И если вам зададут вопрос почему нельзя держать собаку в доме, задайте вопрос в ответ, а почему нельзя? Можно держать собаку в доме и нужно, только о гигиене забывать не стоит. Для того, чтоб собака не принесла вам вреда нужно вовремя делать прививки собаке, осматривать собаку после прогулки на улице. Посещать врача для профилактики или вызывать его домой и тогда никаких проблем с содержанием собаки у вас не будет, какую бы религию вы ни исповедовали.

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить».

Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука» - стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.

Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, - пишет он. - Для Древнего Востока, для страниц Библии собака - это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях - во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) - можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, - не делайте глупости».

Правда, в средневековых соборных документах Русской Православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.

Кто-то заводит собаку для души, а кто-то для охраны. Мы уже писали о . Сегодня мы бы хотели уделить внимание вопросу содержания таких собак на цепи. Стоит ли собаку садить на цепь? Не вредят ли такие «цепные» условия содержания её здоровью? И как приучить животное к ограниченной свободе? Обо всём этом предлагаем узнать прямо сейчас…

Можно ли собаку держать на цепи

Наши с вами предки особо не задумывались над ответом на этот вопрос. Но после , появления , салонов красоты, и дорогих аксессуаров – понятие "собака на цепи" не воспринимается уже столь однозначно. Некоторые даже думают, что это разновидность насилия над животным. Ограничение его свободы. Так ли это на самом деле? Предлагаем рассмотреть аргументы в пользу «за» и «против» содержания собак на цепи.

Почему нельзя держать собаку на цепи

Некоторые специалисты считают, что посадив собаку на цепь, вы больше не можете рассчитывать на дружеские отношения с ней. Цепной образ жизни негативно влияет и на поведение собаки. Она становится злобной, агрессивной и может броситься без причины. Ограниченная возможность передвижения приводит к атрофии мышечных тканей, и это негативно сказывается на общем состоянии здоровья питомца. В итоге вы получаете дикого, озлобленного, больного пса, который только и мечтает сорваться с цепи и убежать подальше отсюда.

Почему можно держать собаку на цепи

Если вы берёте собаку для охраны территории участка или дома, собака лучше справится со своей задачей – если будет сидеть на цепи. Кстати, таким образом вы убережёте и свои клумбы и грядки – нередко они становятся жертвами в процессе активных . Цепной образ жизни дисциплинирует питомца, он становится более послушным. В конце концов, это служебная сторожевая собака, и её задача сторожить. Главное, не забывать о собаке на цепи, регулярно её кормить, заниматься. В этом случае цепное содержание животного не станет синонимом плохого содержания. Напротив, ваш питомец будет рад вам служить, так как будет знать, что вы заботитесь о нём, любите его.

Подтверждают пользу такого варианта содержания собак и зоопсихологи. Для сознания собаки очень важно, чтобы у неё было какое-то дело, цель, миссия. У представителей сторожевых пород этот инстинкт очень силён. И когда у собаки нет возможности его реализовать – она чувствует себя несчастной и бесполезной. Совсем другое дело, когда она, как охранник, не дремлет и охраняет ваш покой.

Хотело бы обратить внимание, что

Когда приучать собаку к цепи

Посадить на цепь взрослое животное, которое ранее никогда не было с ней знакомо и вело свободный образ жизни – сложная задача. Здесь может даже возникнуть психологическая травма у питомца. Поэтому лучше сразу определиться, когда вы заводите щенка, будете ли вы держать его на цепи или нет. Если да – то, с первых дней его появления в вашем доме садите его на цепь. Наоборот, в маленьком возрасте он быстрее привыкнет к цепи, чем когда он подрастёт и цепь станет для него неприятным открытием.

Будьте готовы к тому, что даже щенку в первые дни будет тяжело сидеть на цепи, он может скулить, проситься на волю. Здесь очень важно не пойти на поводу у собаки, не дрогнуть и не спустить её с цепи. Выдержите эти несколько дней – дисциплина в дальнейшем вам будет гарантирована. А чтобы щенку было не так одиноко на цепи – чаще к нему подходите, кормите его вкусняшками, положите рядом игрушки, специальные безопасные , которые он сможет грызть…

Как приучить собаку у цепи

Некоторые специалисты советуют постепенно приучать щенка или взрослую собаку к цепи, некоторые – более категоричны. В каждом из способов есть свои недостатки и преимущества, но при их выборе стоит ориентироваться на индивидуальные особенности характера вашего питомца. Вы ни в коем случае не должны сломать собаку, она просто должна понять, что цепь – это её работа, а поскольку она вас любит – ей приятно работать для вас. Так что практикуйте, и ориентируйтесь по ситуации. Можно сразу посадить животное на цепь, с первого дня его появления в вашем доме, а можно приучать постепенно, устраивая несколько "цепных" часов в день, постепенно увеличивая время, которое собака сидит на цепи. Последний вариант больше подойдёт для приучения взрослых собак и щенков, которым не слишком нравится перспектива цепной жизни.

Особенности содержания собаки на цепи

Несмотря на то, что собака сидит на цепи – казалось бы, с этим всё понятно, есть некоторые особенности такой формы содержания. И сейчас мы вам расскажем о них.

Выгул

Даже цепная собака должна иметь возможность гулять, конечно же, в вашем сопровождении. Хотя бы 1 раз в день вы должны спускать её с цепи, надевать и и отправляться с ней на прогулку. Если собака хорошо обученная, послушная и знает команды, а вы гуляете в таких местах, где её можно спустить – дайте ей возможность в волю побегать. Поверьте, сидеть на цепи круглые сутки – действительно нелегко. Поэтому питомцу нужно хорошо размять лапы и выпустить пар, чтобы потом он мог спокойно вести себя на цепи.

Отпускать животное на самовольные прогулки без вашего присмотра – категорически запрещается.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.

В детстве многие из нас, замечая на улице милого щенка, красивую домашнюю собаку или даже несчастного бездомного пса, мечтали о том, чтобы родители разрешили завести такое же животное. Но мамы и папы шли на уступки далеко не всем, и в многих детская мечта завести четырехлапого друга плавно переросла в обдуманное желание взрослого человека иметь питомца. Но даже имея возможность завести и покормить собаку, жители городов, ранее не имевшие опыта содержания животных в доме, все равно сомневаются: можно ли держать собаку в квартире? Не будет ли животному плохо в четырех стенах? Смогут ли сами хозяева ужиться с собакой? Не будет ли домашний любимец доставлять слишком много хлопот?

Собака в доме: да или нет?

Ряд людей, далеких от кинологии и никогда не державших в своей квартире собаку, могут навести огромное количество аргументов, почему нельзя держать собаку в доме. И самыми распространенными из доводов против пса в квартире являются:

  1. Собака – животное, что любит свободу и должно много бегать, поэтому в доме ей будет плохо.
  2. Собака непременно будет являться причиной антисанитарии в квартире, а также всегда может принести из улицы инфекцию.
  3. От собаки в доме много вреда и шума, так как она будет постоянно бегать, лаять, грызть мебель и др.
  4. запрещают держать собаку в том же помещении, где живут люди.

Каждый человек, живущий не в загородном доме с просторным двором, а в квартире, и планирующий завести собаку, наверняка хотя бы раз слышал вышеперечисленные аргументы против 4-лапого питомца в доме. Однако ли действительно собаке в доме не место, и людям, не имеющим коттеджа с большим огороженным участком, придется отказаться от своей мечты иметь собаку? Или все же противники содержания собак в квартирах заблуждаются, и человек вполне сможет ужиться с песиком в одном доме?

Выйдя рано утром в парк в спальном квартале любого города, можно увидеть многих людей, выгуливающих своих домашних питомцев, причем на поводке водят как маленьких той-терьеров и пикинессов, так и пушистых самоедских лаек и маламутов и огромных сентбернаров и кане-корсо. Все эти собаки живут в квартирах, и ни сами псы, ни их хозяева не выглядят несчастными и замученными, а значит, собака в доме – это не так уж и страшно.

Простое наблюдение за людьми, уже имеющими собаку в доме, способно поставить под сомнение аргументы противников содержания псов в квартире. А мнение опытных кинологов и заводчиков полностью противоречит доводам против собак, живущих в одном помещении с людьми. Специалисты опровергают вышеприведенные аргументы о том, почему нельзя держать собаку в доме, так:

  1. Никакое животное, в том числе и собака, не бегает 24 часа в сутки. 2-3 часа активных упражнений на улице вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность песика в движении, поэтому при условии собака будет вполне счастливой, живя в доме с любимыми хозяевами.
  2. От собак, хозяева которых осуществляют за ними должный уход (кормят качественными кормами, регулярно купают, вычесывают, моют лапы после прогулки, делают все прививки и др.), грязи и антисанитарии в доме не будет. А что касается принесенной с улицы инфекции – с большей вероятностью опасные болезнетворные бактерии принесет на одежде, обуви или на немытых после поездки в общественном транспорте руках в дом сам хозяин, а не его собака.
  3. Взрослые воспитанные собаки бегают на улице во время выгула, а дома ведут себя очень спокойно и ничего не грызут, а значит, для того, чтобы пес не мешал комфортному проживанию хозяев, его нужно дрессировать и воспитывать. Причем мнение о том, что воспитать можно только маленького щенка, ошибочно – дрессировке поддаются собаки любого возраста.

Что касается распространенного в народе мнения о том, что религии (в частности – православное христианство) запрещают держать собаку в доме, оно полностью ошибочно и является псевдо-религиозным предрассудком. В Новом завете Библии, прямо указано, что ни одно животное не является «нечистым» с точки зрения Бога, а значит, сам по себе факт содержания в доме собаки (как и любого другого животного), никак не влияет на отношение высших сил к человеку. Священники и высшее духовенство православной церкви также опровергают мнение, что собаку нельзя держать в доме. Самостоятельно убедиться в этом может каждый пользователь интернета, просто зайдя на авторитетные православные сайты, на которых священники неоднократно положительно отвечали на вопросы верующих о допустимости содержания собаки в доме.

И конечно, рассматривая аргументы за и против содержания песика в доме, нельзя не упомянуть и об физиологических особенностях разных пород собак. В природе все собаки изначально жили в подходящих им условиях: пушистые лайки, хаски и маламуты – на холодном севере; короткошерстые мастифы и терьеры, канне-корсо, таксы, короткошерстые чихуа-хуа – в теплых климатических поясах; не мыслящие своей жизни без воды ньюфаундленды – на побережье моря и др. Сейчас же люди заводят собак, ориентируясь на свои личные предпочтения и редко обращая внимание на то, подойдет ли питомцу климат их города. Поэтому в ряде случаев собаку держать в доме не только можно, но и нужно – к примеру, самоедской лайке будет очень некомфортно на улице в 40-градусную жару, а короткошерстый чихуа-хуа просто замерзнет, если ему придется длительное время находиться вне дома в морозную погоду.

Правила и нюансы содержания собаки в доме

Несмотря на то, что собаку вполне можно держать в доме, нельзя не признать того, что лучшие условия для содержания пса – это просторный двор, по которому животное может бегать, когда захочет, и в котором установлена просторная утепленная будка или вольер. Однако за неимением возможности предоставить песику в распоряжение приусадебный участок, хозяева собак, живущих в квартире, должны обеспечить своему питомцу максимально комфортные условия проживания. Эти условия следующие:


Собака – лучший друг человека, и песик, живущий в доме, может не только охранять жилье, но и подарить своим хозяевам много положительных эмоций. Однако для того, чтобы жизнь в одном помещении с собакой была комфортной, следует с особой тщательностью заботиться о воспитании, физическом здоровье и эмоциональном состоянии питомца. Поэтому прежде чем заводить собаку в доме, человеку следует основательно подумать, готов ли он впустить в свою жизнь и быт живое существо, о котором нужно заботиться почти так же, как о маленьком ребенке.

Похожие публикации