Криминал где родители издеваются над детьми. Издевательство над ребёнком — это преступление

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

Почему это происходит?

Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

Кто становится объектом травли?

При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

Чем помочь ребенку?

Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

Следствие, воспитательница с февраля по май 2018 года жестоко обращалась со своими маленькими подопечными. На записях с камер видеонаблюдения кадры, от которых хочется плакать.

Мальчик, видимо, не хотел спать во время тихого часа. На записи видно, как воспитательница грубо вытаскивает его из кровати и выталкивает в другую комнату. Ребёнок, не удержавшись на ногах, кубарем летит на пол.

Следующая запись: женщина в наказание заталкивает испуганного воспитанника в тёмную комнату и закрывает за ним дверь.

Третье видео: воспитательница шлёпает спокойно стоящего ребёнка по попе и хватает его за ухо.

Четвёртое: на занятии педагог грубо дёргает за руку воспитанника и, как тряпичную куклу, рывком усаживает его рядом с собой на стул.

Для одного из мальчиков такое воспитание обернулось психологической травмой: он стал бояться темноты. Родители попросили записи с камеры и, увидев всё это, немедленно обратились в полицию. Сейчас по факту насилия над детьми возбуждено уголовное дело.

Психологи и психиатры рассказали Лайфу, как понять, что в саду происходит что-то страшное, и вовремя принять меры.

Изменение поведения

По словам детского психиатра Анны Портновой, если поведение ребёнка изменилось в худшую сторону, это может говорить о том, что он большую часть своего времени находится в эмоциональном напряжении.

Тревожными сигналами для семьи должны быть слёзы и отказ ребёнка ходить в садик. Ещё одним знаком может стать внезапно проснувшаяся злость малыша к своим родителям, братьям и сёстрам.

Физическая агрессия становится для маленького человека допустимой нормой поведения, потому что он эту агрессию видит со стороны воспитателя, - объясняет Портнова. - Ребёнок начинает обижать сверстников, отыгрываясь за собственные унижения в детском саду.

Поговорить с воспитателем

По мнению детского психотерапевта Айны Громовой, если поведение малыша стало отличаться от "досадовского", то стоит обязательно пообщаться с воспитателем и задать ему все волнующие вопросы.

В моей практике был случай. Трёхлетняя малышка с удовольствием ходила в частный садик, пока там не сменилась воспитательница. Девочка стала отказываться от посещения, потом призналась, что не хочет именно к этой женщине, - говорит Громова. - Её мама подошла к педагогу и вежливо рассказала о реакции своей дочери. В ответ та разразилась гневными возмущениями по поводу того, что родители сомневаются в её профессионализме.

По словам детского психотерапевта, если на вопросы родителей воспитатель отвечает агрессией, значит, он тем более не будет сдерживать себя в общении с беспомощными детьми.

Родители не должны просто отвести ребёнка в садик и считать, что всё хорошо, слепо полагаясь на профессионализм сотрудников, - говорит Громова. - Нужно разговаривать с теми людьми, которые по долгу работы весь день проводят с вашим ребёнком, а также общаться с другими родителями.

"Как дела, малыш?"

По словам Анны Портновой, на приёме у психолога часто выясняется, что ребёнка обижают в садике. При этом родители с удивлением узнают об этом.

Специалист пояснила, что малыши боятся рассказывать о наказаниях воспитателя в своей семье. Дети не могут критически оценивать поведение взрослого, для них он авторитет.

Ребёнок думает, что плохо себя вёл и поэтому его наказали, - объясняет Портнова. - Что же он будет о своём плохом поведении рассказывать маме.

Специалист поделилась случаем из своей практики. Обеспокоенные родители привели на приём пятилетнего сына. По их словам, мальчик стал капризным, вредным, начал часто задирать своего младшего брата.

Я стала расспрашивать ребёнка, как у него дела в садике, с кем он дружит, какая у него воспитательница, нравится она ему или нет, почему, - говорит психиатр. - Потом я спросила, наказывает ли она других детей, каким образом. Так, выяснилось, что воспитательница берёт детей за ухо или шлёпает по попе. Потом мальчик признался, что с ним тоже случалось такое. Для родителей эта новость была настоящим откровением.

По словам Портновой, многим мамам и папам даже не приходит в голову поговорить с детьми о том, что происходит в детском саду. Часто родители забирают ребёнка домой, будучи уставшими после рабочего дня, и для них важно, чтобы к ним никто не приставал.

Специалист рекомендует родителям обязательно расспрашивать ребёнка о его делах и заботах. Стоит избегать прямых вопросов, особенно таких: "Били ли тебя в садике?" Спрашивать нужно так, чтобы ребёнок начал просто рассказывать о своей жизни, начиная не с самых тревожных моментов. Лучше спросить, что он ел сегодня, кто себя плохо вёл в группе, какие смешные моменты были в садике, а какие страшные.

В трёхлетнем возрасте дети рассказывают о том, что видят. Они охотно начинают разговаривать о садике, делиться впечатлениями, но часто родители говорят: "Давай потом поговорим, я устал", - объясняет детский психиатр. - И потом удивляются, почему в подростковом возрасте ребёнок замкнут и ничего не рассказывает. А лишь потому, что он просто не привык это делать.

Впрочем, воспитатели могут запретить детям говорить о том, что происходит в саду, запугав чем-нибудь.

Поиграть в садик

Можно поиграть с ребёнком в детский сад. Допустим, мягкие игрушки будут детьми, а кукла - воспитательницей. По словам детского психолога Светланы Клюваевой, в моменты спонтанной игры ребёнок чувствует себя естественно и выдаёт всё, что слышит и знает. Если кукла всё время говорит динозаврику: "Ты наказан, иди в тёмный угол", - это тревожный знак. Тем более если кукла начинает драться.

Светлана Клюваева советует также обращать внимание на то, как малыш играет сам с собой (он может повторять слова, услышанные в саду), и на то, как он рисует.

Один из самых известных приёмов детских психологов - попросить малыша нарисовать какое-нибудь несуществующее животное. Если зверь получится в итоге с рогами, шипами, зубами, значит, ему (и автору рисунка) всё время приходится защищаться от жестокого мира. Если же это счастливое существо, то и у ребёнка, скорее всего, хорошее эмоциональное состояние. Также стоит обратить внимание на цвета, которые выбирает юный художник, - мрачные они или светлые.

Поможет специалист

По мнению Айны Громовой, детский садик необходим маленькому человеку. Там он учится общаться вне семьи, социализируется, заводит друзей. Если что-то пошло не так и вы не можете справиться самостоятельно, лучше обратиться к психологу. Детская психика хрупкая, как ёлочная игрушка. И всё, что происходит в саду, может отразиться на характере и жизни пока ещё маленького человека.

Ну вот как можно так поступать - это ведь дети! Просто даже по человечески, неужели люди стали настолько безразличными, что могут себе позволить такое обращение с малышами... Даже как-то в голове не укладывается:(

В самарской больнице медики запирали детей-сирот в темных палатах с разбитым окном, чтобы «не доставали своим ревом»

По факту жестокого обращения с малышами возбуждено уголовное дело

Обычное детское отделение обычной областной больницы. Таких в стране тысячи. Серые коридоры, сквозняки, детский плач. Вот только одних детей успокаивают встревоженные мамочки, а на других всем наплевать.

В самарской больнице имени Семашко малышей, поступающих из детских домов и приютов, называют «одиночками». Часами они плачут от боли и холода, но внимание медсестры им уделяют по остаточному принципу. Уколы и питание сначала - «нормальным детям», пишет Екатерина ФЕДОРОВА (kp.ru)

«Ребенок бился головой о дверь и звал маму»

Месяц назад мы с сыном провели в этом аду пять дней, - вспоминает самарчанка Елена Корнева, - до сих пор в ушах стоит плач двухлетнего сироты Вани. Его поселили одного в палате в конце коридора, а чтобы малыш не выбежал, дверь подперли шваброй. Я слышала, как ребенок бился головой о дверь, кричал и звал маму… Многие не выдерживали, просили медиков открыть дверь.

Занимайтесь своими детьми. Это сирота. У него такая доля, плакать! - грубо одергивали мамочек санитарки.

От безысходности и страха малыш разбил в палате окно. В комнату ворвался осенний холодный ветер, но вместо того, чтобы перевести ребенка в другую палату, медики просто завесили окно старой простыней.

Елена Корнева: Я не буду молчать и закрывать глаза на то, как издеваются над детьми-сиротами
Фото: открытые источники

Из его палаты дурно пахло, ребенок маленький, постоянно писался от холода. В начале сентября в больнице были проблемы с отоплением, а он постоянно был в маечке и шортиках. И это при том, что мы спали в спортивных костюмах под одеялами! - вспоминает Елена, - Я ни разу не видела, чтобы палату Вани убирали. Повсюду на полу валялись игрушки и грязные штаны. Только днем Ваню на 15 минут выводили из его «камеры».

А через несколько дней в отделение привезли еще одного «одиночку». Максимке из Тольяттинского дома ребенка исполнился всего годик. Мест в палатах не было, и его положили прямо в коридоре.

Ребенок плакал от голода, детскую смесь ему дали прямо в упаковке. Малыш захлебывался. Одна из мам предложила медсестре пузырек, но медсестра его просто отшвырнула, - рассказывает Елена.

Ночью малыш постоянно ревел, но успокаивать его никому не разрешали.

У него гепатит C. Держитесь от него подальше, - отгоняла сердобольных мамочек санитарка.

В заявлении в Росздравнадзор Елена написала, что когда 10 сентября из-за ремонта всех перевели в другое крыло здания, Максимку поселили в угловой палате. А про Ваню и вовсе забыли.

Ребенка оставили одного в том крыле, заперли и ушли. Представляете? Объяснили, «чтоб не доставал своим ревом», - в шоке от жестокости медиков Елена.

Дефицит рабочих рук и сострадания?

В ответ на жалобу Елены Корневой сотрудники Управления Росздравнадзора по Самарской области проверили в больнице … ненадлежащее оформление бумаг.

Мы проверили документы, - прокомментировала пресс-секретарь Управления Росздравнадзора по Самарской области Оксана Дюкова. – Все обстоятельства, связанные с информацией о непрофессиональном обращении с детьми, проходившими там лечение, сейчас выясняют следователи.

Проверка показала, что во время нахождения детей в больнице им. Семашко работники этого учреждения причинили физические и психические страдания детям, - подтвердила помощник руководителя следственного отдела по городу Самаре СУ СКР по Самарской области Елена Пряничникова.

За истязания над несовершеннолетними в отношении руководства больницы возбудили уголовное дело.

Больница получает от пациентов много упреков по поводу чистоты

Врачи свое поведение комментировать отказываются. В интервью самарским СМИ заявили, что «мамаша, которая написала жалобу, - больная на голову, ей просто заняться нечем».

Нечего лезть в нашу работу, вы ничего не понимаете! Мы не успеваем уследить за всеми, - отбиваются медики от вопросов.

На сторону медиков встало и руководство сиротских учреждений.

Мы постоянно отправляем детей на лечение в эту больницу, - заявила главврач дома «Солнышко» Татьяна Кудинова. – В этот раз ребенок был на плановом лечении. К нам он вернулся здоровый, без признаков насильственных действий. Вчера приезжали представители от Астахова, они осмотрели мальчика и убедились, что с ним все в порядке.

Для многих мамочек описанное – не новость. Но оправдывает ли ремонт, нехватка рабочих рук черствость и равнодушие людей, которые давали клятву Гиппократа?

Я никогда в жизни не видела такого жестокого обращения с детьми. Не буду писать про то, как медперсонал грубил нам и как там обращались с нашими детьми. Но я не буду молчать и закрывать глаза на то, как издеваются там над детьми-сиротами! За них заступиться некому. Бедные малютки итак обделены по жизни, и мне непонятно, чем они заслужили такое зверское отношение к себе, – призывает к справедливости Елена Корнева.

Сейчас в деле разбираются следователи.

ОФИЦИАЛЬНО

«У нас нет специального персонала, чтобы следить за пациентами из детских домов»

Максим Карпухин, главный врач больницы им. Семашко

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

В среднем за месяц на лечение приезжает 2-3 ребенка из детских домов. Специального персонала для того, чтобы следить за ними, у нас нет. Приходится обходиться своими силами, при этом штат отделения укомплектован всего наполовину. Все, о чем рассказывает Елена Корнева, происходило во время ремонта и переезда отделения из одного крыла в другой. Тогда была суматоха, медсестры не успевали следить за малышами. А одной из причин этого инцидента могло стать недовольство мамочки: когда ее сыну делали капельницу, она просила ускорить этот процесс. Медсестры отказали, потому что этого делать нельзя. Ну а фото, которые она разместила в интернете, не указывают на противоправные действия со стороны медиков. Например, разбросанные вещи не успели собрать, это же дети – они еще те сорванцы.

С детьми вообще работать очень интересно, они как губка впитывают то, что им рассказывают, если беседовать с ними как с равными.

Ребята угощали меня конфетами, вафлями и печеньем, на которые глаза мои уже не смотрели. Хватали за руки, залезали на колени, на спину и даже на шею. А родительский день вообще был кошмаром - каждый пытался познакомить своих маму-папу-бабушку с «Володей, который всё знает».

Меня рвали на части, но в качестве некоторой компенсации иной раз я слышал, как ребенок говорил родителям, что хочет стать путешественником, биологом, конструктором, летчиком, космонавтом, выращивать ветвистую чёрную пшеницу или добывать золото из морской воды… И меня радовало, что не начальником и не депутатом мечтает быть, как в наши дни чаще всего бывает.

Девочки в кружке тоже были, но, в основном, приходили мальчики и было заметно, что им не хватает отцовского внимания. Со временем с некоторыми из них установились настолько близкие отношения, что они мне доверяли свои мальчишеские секреты, а это неожиданно стало большим испытанием для моих нервов.

О своих несчастьях они не говорили вслух - обняв за шею, они шептали мне на ухо, стесняясь, но, в то же время, нуждаясь в том, чтобы их услышали. И услышанное порою шокировало меня.

Кудрявый мальчик Миша, сын моего непосредственного начальника, рассказал, что отец бьёт его кухонной разделочной доской по голове, поэтому у него всегда болит голова, когда по небу ходят тучи. Я тогда не мог знать, как жестоко подросший Миша отомстит отцу, умышленно спуская свою молодую жизнь в унитаз и глядя, как отец страдает, не в силах на него повлиять.

Часто дети говорили о своих отцах с дрожью в голосе, потому что им запретили жаловаться, а на щуплых лопатках у них были шрамы от отцовского ремня.

Над некоторыми детьми родители издевались более утонченно:

  • запирали в комнате и много часов не выпускали в туалет, а если ребенок описался, то тыкали в испачканное носом;
  • насыпали на пол крупу и заставляли стоять на коленях;
  • привязывали скотчем руки и ноги к стулу, обеспечивая полную неподвижность тела, которое затекало и сильно болело;
  • запихивали в шкаф, заставляя скорчиться в три погибели и сидеть так часами (вообще китайская пытка!);
  • запирали в кладовку, гасили свет и скребли ногтями по двери, нагоняя ужас…

Я и не представлял, что домашнее насилие имеет такие масштабы и так жестоко!

А когда я рассказал об услышанном на утренней планерке, то начальник лагеря Василий Васильевич ничуть этому не удивился. И добавил к моей коллекции детских несчастий еще один пример: сын нашей поварихи Леша, который в пятнадцать лет все еще скачет на веточке, изображающей коня, роняя слюну на дорогу, а по дорожкам ходит боком, словно краб.

А причина его умственной отсталости в том, что отец, подозревая мать в неверности, бил её кулаками в живот, надеясь убить плод в утробе…

Copyright "Всероссийский бизнес-клуб"

Похожие публикации