Классный час на тему "Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным"

На прошлом занятии речь шла о подростковом возрасте. Мы выяснили, какие особенности у подросткового возраста и как правильно воспринимать себя в этом возрасте.

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросах: что такое самостоятельность; как это: быть самостоятельным?

Каждый из вас понимает самостоятельность по-своему. Кто-то скажет: «я сам (а) готовлю себе еду»; кто-то - «я сам (а) выбираю себе одежду для торжеств»; кто-то - «я сам (а) приводу в порядок свой внешний вид (глажу одежду, чищу ботинки и т.п.)», а для кого-то другие вещи. На основе этого самостоятельности мы можем дать следующее определение:

Самостоятельность - это способность человека самому решать то, кто он, и то, какой он.

Конечно же, самостоятельность - черта взрослого человека. И в период перехода из детской жизни во взрослую подростку кажется, что это необходимый атрибут, который подтверждает то, что он уже взрослый. Но чаще всего самостоятельность воспринимают как разрешение своеволия - «делаю то, что сам хочу». Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Задавая себе вопрос, для чего человеку нужна самостоятельность, можно прийти к выводу, что самостоятельность нужна для того, чтобы каждый из нас был отдельной личностью, индивидуальностью. Еще в детском возрасте наступает момент, когда ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, чтобы родители ему не мешали. Девочки могли пытаться приготовить какое-то блюдо без помощи взрослых, мальчики - вбить гвоздь или что-то смастерить.

Рис. 1. Первые проявления самостоятельности ()

Это первое проявление желания самовыразиться, сказать, что «я хочу, умею и могу что-то сделать сам, я такой же, как вы». Первая попытка могла быть не самой удачной, но с течением времени вы попробовали сделать то же несколько раз и обрели уверенность. И позже вам стали даже доверять определенные необходимые поручения: сделать покупки, убрать в собственной комнате, помыть посуду, присмотреть за младшими братом или сестрой, ухаживать за растениями или домашними животными. Важно в этом всем то, что самостоятельность - это уверенность в своих силах, в том, что вы знаете, как это делают, и вы умеете это делать. Когда к вам приходит уверенность в том, что вы можете что-то сделать, а главное хотите - это знак того, что вы стоите на пути к формированию себя как самостоятельного взрослого человека.

Часто в переходном возрасте подростки видят самостоятельность в том, чтобы отказываться от всего, что предложено старшими. Например, в вопросе, что надеть на праздник, мнение ваших родителей и ваше собственное может кардинально отличаться. К примеру, мама предлагает вам нарядные, по ее мнению, вещи, а вы считаете, что они не соответствуют вашему возрасту и вашим интересам, не выражают вашу индивидуальность.

Рис. 2. Одна из попыток самовыразиться ()

То же касается стрижки: раньше вас не волновала ваша стрижка, а теперь появились предпочтения. Такие маленькие изменения происходят во многих сферах. Иногда они особо не заметны и являются естественными, а иногда могут приводить к нехорошим последствиям.

Это происходит тогда, когда возникает подмена понятий, когда в качестве самостоятельности рассматривают вседозволенность. На данном уроке мы не собираемся поучать вас или читать нравоучения. Вы сами прекрасно знаете, что курить, хулиганить, ругаться - нехорошо, а распитие алкогольных напитков еще и противозаконно. Мы вместе с вами хотим разобраться в понятии «самостоятельность» и его проявлениях. Конечно, некоторые взрослые люди ведут себя именно так и дают не очень хороший образец поведения, наследовать его - проще всего, ведь для этого не нужно много усилий. Плохое поведение и вообще все плохое почему-то гораздо лучше запоминается и кажется более ярким. Так, например, придуманные самостоятельно смешные стишки запоминаются с первого раза, тогда как стихи великих поэтов приходится подолгу учить; негативные герои фильмов всегда запоминаются очень хорошо и позиционируют себя ярче положительных персонажей.

Рис. 3. Джокер из фильма «Бэтмен. Черный рыцарь» ()

Но все же в фильме мы ожидаем хорошего финала, ждем того, чтобы добро восторжествовало. К этому стоит стремиться и в жизни. Если на действие в фильме мы повлиять не можем, то наша жизнь полностью в наших руках. Сейчас, в подростковом возрасте, к примеру, вы можете начать курить, попробовать спиртное, начать хулиганить, использовать нецензурную лексику и пр., при этом, возможно, к вам придет упоительное чувство свободы. Ведь раньше, в детстве, вы не могли этого делать, т.к. не имели такой возможности и были слабы физически.

Ложные проявления самостоятельности

Теперь вы не боитесь совершать определенные поступки, и от этого появляется чувство весомости своих действий, самостоятельности собственной личности. Но следует понимать, что это не совсем так, ведь вседозволенность по отношению к себе может привести к плохим последствиям. Такой путь ведет не к самостоятельности личности, а к тому, что человек становится отрицательным. Наверняка, вы сами можете вспомнить подобные примеры. Грубое копирование не самых удачных моделей поведения может привести к плачевным последствиям.

Рис. 6. Подростки в исправительной колонии

Если вы глубже начнете задумываться над тем, что является свободой для человека, вы поймете, что на самом деле свобода - это самоограничение. Свободный человек сам себя ограничивает и в этом его свобода: он вправе выбирать, что нужно ему, что не нужно. В умении себя ограничивать заключается сила воли человека, сила его характера: «Я не курю, потому что не хочу вредить своему здоровью», «Я не употребляю спиртных напитков, потому что это слабость».

Задумайтесь над тем, что такое подлинная самостоятельность. Это не очень удачные модели поведения, которые вы можете примерять на себя, или это процесс взросления и становления личности, когда вы сами в состоянии отвечать за собственные поступки, процесс самовоспитания себя как личности и полноценного члена общества. Мы с вами уже говорили о том, что личность формируется на протяжении всей жизни и это тяжелый труд. Воспитание самостоятельности не менее важный и тяжелый процесс. Не идите по легкому, неправильному пути.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение, 2004. ().

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

1. Ответьте на вопрос на стр.32. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.

2. Расскажите о том, что вы умеете делать самостоятельно.

3. * Нарисуйте иилюстрацию на тему «Моя самостоятельность», объясните, что вы имеливвиду.

Все люди, взрослея, приобретают какой-либо жизненный опыт, а вместе с ним и определенные черты характера. Одной из таких является самостоятельность. Это важное качество, которое необходимо в жизни каждому человеку.

Самостоятельность – это умение принимать решения без постороннего вмешательства, здраво оценивать положительные и отрицательные стороны какого-либо вопроса, и на основе этого делать вывод, как поступить. Самостоятельность подразумевает, что человек сам ставит для себя определенные цели и сам их достигает. Это свойство начинает проявляться в раннем возрасте, когда у ребенка появляется желание сделать что-то самому. Это естественная человеческая потребность. Очень важно давать детям проявить инициативу, чтобы не отбить желание делать что-то самим в будущем.

Быть самостоятельным – не значит отказываться от посторонней помощи, это значит уметь выбрать для себя верный жизненный путь, иметь свою точку зрения, уметь постоять за свои интересы. Человека, обладающим этим качеством, можно назвать по-настоящему взрослым, ведь это единственно верный критерий оценки формирования личности.

Примером проявления самостоятельности может служить главный герой рассказа «Уроки французского». У него не было средств к существованию в чужом городе и без родных, поэтому он решил играть на деньги чтобы хоть что-то заработать для себя. Он понимал, что его мать не может отправлять больше, и он не хотел обременять ее сообщением о том, что живется ему там очень трудно. Именно поэтому он принял это решение, а впоследствии и ответил за свой выбор. Это характеризует его как самостоятельного человека.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина обличает героев произведения в неумении жить без посторонней помощи. Оказавшись на острове, они не могли сделать абсолютно ничего для своего выживания, потому что ничему не учились и ничего не знали. Им пришлось найти мужика для того, чтобы он их обслуживал. Генералы являются олицетворением дворянства, полностью зависевшего от крепостных. Они выступают антипримером самодостаточности и самостоятельности.

Чтобы стать успешным и счастливым человеком, не стоит делать то, что считают нужным другие люди, нужно уметь думать самому, многому учиться и быть ответственным за свои решения. Очень важно воспитывать в себе самостоятельность, ведь будущее каждого человека находится в его же руках.

Вариант 2

Чем старше взрослее становится человек, тем самостоятельнее. И это понятно. Новорожденный не может быть самостоятельным потому что еще ничего не умеет ему надо всему учится, а научившись люди стремятся отделиться и стараются действовать по своему разумению. Та что же все-таки самостоятельность? Поступать только так как требует твое «Я» или прислушиваться к окружающим? Вопросы интересные, стоит над этим подумать.

Со временем человек не только получает навыки выполнять определенную работу, но должен это делать без напоминания и вовремя.

Маленький ребенок может сам одеваться, кушать, убирать игрушки, но все это после напоминания взрослых. Подрастая это уже надо делать самому, потому что появляются более сложные дела и, если не освоит азы будет сложно осваивать новое. И не потому что понадобятся какие-то суперзнания, а потому что эта работа ежедневная и постоянная.

Сколько бы человек не говорил о самостоятельности, но, если он не может выполнить без напоминания работу ни о какой самостоятельности речи не может быть. Чем старше человек, тем больше таких дел появляется. Помыть обувь и приготовить на завтра костюм для учебы. Выучить уроки, помочь родителям по хозяйству или просто видя, что мама не успевает сделать за нее посильную работу. Вот это и будет самостоятельность. Да, это сложно, но в конечном итоге появится уверенность в себе, а также уважение со стороны взрослых. Ради этого стоит стараться, чтобы потом было легче становиться личностью и завоевывать признательность начальства на работе и быстрее двигаться по карьерной личности.

Самостоятельный человек никогда не позволит себе поступать вопреки желаниям своих близких, сперва свои действия он согласует с родителями, в случае необходимости докажет свою точу зрения, почему надо поступать так, а не иначе. Для некоторых самостоятельность это позднее возвращения домой, непослушание, желание делать все наоборот.

Только научившись всему и соблюдая правила общежития и уважая своих близких можно с уверенностью сказать, что человек стал самостоятельным. Ведь одеваться, кушать, убирать за собой можно научить и обезьяну, но трезво мыслить может только человек.

Сочинение про Самостоятельность

Самостоятельность – важное качество личности человека. Это навык самообслуживания, например: приготовить себе еду, убрать за собой, постирать свои вещи, навести порядок в доме. Уметь принимать решения самому, отвечать за свои слова и поступки.

К сожалению, не каждого человека можно назвать самостоятельным. Зачастую, родители неправильно воспитывают детей, отбивая у них это качество. Например, одному моему знакомому, когда он приходит со школы, мама всегда накрывает на стол, чтобы он поел. Накладывает суп, нарезает хлеб, наливает и приносит чай. Это конечно хорошо, что мама о нём заботится. Но этому парню никогда не приходилось делать это самому, а это плохо. Его мама просто не научила его. Она всё время пресекала любые его попытки сделать что-либо: «Не трогай нож, я сама нарежу», «Я сама солью воду с макарон, а то обожжёшься!» и тому подобное. Со временем он привык, что ему всегда, приносят всё красиво разложенное по тарелочкам. Однажды, когда я был у него в гостях, а его родители на работе, мы захотели выпить чаю. Представьте себе, он не знал где находятся кружки и ложки! Он долго искал сахар и чай, не мог ровно нарезать хлеб! Я конечно очень удивился. Уже давно пора было, научиться таким простым вещам.

Если честно, я горжусь своей самостоятельностью. Я благодарен родителям за то, что они научили меня этому. Недавно мне исполнилось четырнадцать лет и пришло время получать паспорт. Я сам, ходил и собирал все необходимые документы, фотографировался, сидел в очередях и общался с работниками паспортного стола. И многие удивлялись тому, что я пришёл без мамы или папы. Так же и мои одноклассники рассказывают, что всю эту процедуру сделали за них родители. Я считаю это – неправильно. Каждый должен быть самостоятельнее, ведь это поможет в будущем. Уже совсем скоро, мы все поедем учиться, в другие города. Там некому будет делать всё за нас.

Самостоятельность – это также, помогать другим. Например, помочь маме помыть посуду, сходить в магазин за продуктами или пропылесосить. Важно сделать это без маминых подсказок или просьб. Просто заметить, что ей нужна помощь. И тогда она будет знать, что воспитала самостоятельного и уже почти взрослого человека. Если человек не умеет обслуживать себя, не умеет постоять за себя или принять какое-либо решение сам, то ему придётся трудно. Да и приятнее сделать что-то самому, а не ждать, когда тебе всё преподнесут.

9 класс, 15.3. ОГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Деревья в снегу (6 класс)

    Зимой бывают такие дни, когда природа особенно прекрасна. Выпавший белый пушистый снег ровным покрывалом ложится на землю, на деревья, на крыши домов. Он преображает землю до неузнаваемости

  • Родители Петра Гринева из Капитанской дочки сочинение

    Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка». Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных.

  • Марк Крысобой в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение Булгаков

    В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

  • Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс

    Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…

  • Сочинение Добро и зло в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Мне очень понравился роман «Мастер и Маргарита», захватывающий и мистический. Там много юмора. По поводу добра и зла… Точно, что всё там не так просто – не так, как в сказках.

Они мечтают о самостоятельности и возможности решать, как им жить, не оглядываясь и, не подчиняясь. К сожалению, мало, кто способен на это. Но, желание быть самостоятельной говорит о том, что вы на правильном пути. Потому что только так можно получить от жизни то, что хотите вы, а не окружающие. А это и есть счастье.

Качества самостоятельного человека

Все мечтают быть независимыми, но мало кто понимает, а что же это такое. Некоторые считают, что это право делать то, что хочется и никому не подчиняться, и это так и есть, но они забывают, что одновременно с этим им придется нести ответственность за свой выбор, решения и поступки. Независимый человек обеспечивает всем необходимым себя самостоятельно и лишь в редких случаях обращается за помощью, зная, что когда-то понадобится и его поддержка.

За свободу выбора приходится платить свою цену, о чем нельзя забывать тем, кто устал слушаться во всем родителей или свою вторую половинку. Если вы самостоятельно принимаете решение, то и винить в результате будет некого. Тот, кто осознает все последствия сделанного выбора, сумеет стать самостоятельным, как бы ни было тяжело, тот же, кто решил попробовать, но не обдумал последствия, обречен на крах.


Невозможно измениться, если подсознательно к этому абсолютно не готов и не желаешь становиться взрослым человеком, который когда-нибудь обязательно сделает ошибку и будет вынужден нести ответственность, нередко испытывая ещё и чувство вины.

Перед тем, как сделать первый шаг, запомните, чтобы все получилось, не надо себя винить в том, что вы не такая успешная и независимая, как другие. У каждого свой путь. У кого-то родители вообще не обращали на неё внимания, и она была вынуждена стать самостоятельной, чтобы выжить, а кого-то задавили вниманием. На это влияет и темперамент, и нервная система, у кого-то она крепкая и сильная, а сам человек активный и смелый, а кому-то ещё нужно поработать над собой, чтобы избавиться от страхов и сомнений.

Часто несамостоятельность связана и с тем, что людям так намного удобнее и легче выжить. Им хорошо, когда за них все решают, объясняя, что и как им делать. Правда, такая позиция слишком шаткая, так как в трудной жизненной ситуации такой зависимый человек просто не выживет. Для него любая проблема станет непреодолимой. Об этом надо помнить, когда у вас растут дети. Нельзя их окружать тотальным контролем и заботой, иначе они обречены вырасти неуверенными в себе и абсолютно несамостоятельными людьми, которых пугает малейшее отступление от жизненного плана. Жизнь слишком непредсказуема, чтобы надеяться, что все будет в точности так, как задумано, и что с вами всегда будут люди, которые в любой ситуации прибегут к вам на помощь. Рано или поздно может случиться так, что помощь не придет со стороны, и помогать себе придется только самой.



Фото: как стать самостоятельной

Постарайтесь понять, что способствовало тому, что вы выросли не такой самостоятельной, как хотели бы. Если дело в родителях, значит перестаньте советоваться с ними по поводу и без. С этой минуты принимайте любые решения сами. Неважно, уверены вы в результате или нет. Будь что будет. Изучите имеющуюся информацию в интернете, но не слишком затягивайте, и сделайте. Иначе вы так и продолжите надеяться на то, что родители подскажут ответ, а слишком долгое блуждание по просторам интернета в поисках нужного ответа вообще сделает бессмысленным какие-либо перемены.


Начните меняться и в малом. Не стремитесь сразу же к большим свершениям. Привычка быть самостоятельной важна в любом деле. Идете в магазин за покупками, не берите с собой подруг, не спрашивайте продавцов, покупайте сами. И когда вернетесь домой, не спешите за одобрением к подругам или супругу. Вещь должна нравиться вам и точка. Не нужно никому ничего докладывать, показывать. Не ждите комментариев от других. Вам нравится… Вы довольны. Так и должно быть.

Точно также покупайте продукты, предметы домашнего обихода. Единственным исключением, может стать приобретение дорогой вещи, так как, не посоветовавшись, легко обидеть любимого. Он решит, что вам на его мнение плевать. Но когда он сам покупает, не спросив ваше мнение, сообщите ему, что хотели бы теперь, чтобы он с вами советовался. Не обвиняйте его в невнимательности, он просто уже привык, что вы не участвуете в серьезных решениях, а полагаетесь на него. Объясните, что теперь хотите научиться быть самостоятельной и вам понадобится его помощь.


Подумайте о том, чтобы завести домашнее животное. В приютах для бездомных животных всегда ждут своих хозяев несчастные собаки и кошки. Да и на улице их не меньше. Забота о братьях наших меньших, прогулки с ними, кормление, внимание к их здоровью, их потребностям, тем более что сами они их озвучить не могут, научит принимать решения самостоятельно, и быстро. Ничто так не воспитывает уверенность в себе и своих силах, как ответственность за других и своевременная им помощь.

Но если не уверены, что справитесь, лучше просто приходите в местные приюты для животных погулять и покормить животных, помочь со сбором средств и проведением стерилизации. Помощь нуждающимся благотворно сказывается на нашей самооценке и вселяет в нас уверенность в своих силах и в правильности принятых нами решений. Когда человек уверен в себе, он очень быстро учится быть самостоятельным.

Как стать самостоятельной

Учитесь правильно распоряжаться финансами, даже если живете с родителями. Проанализируйте свои расходы и доходы. Изучите кредитные обязательства. Если их нет – прекрасно, постарайтесь, чтобы и не было. Кредиты необходимы исключительно в сложной ситуации, когда нет другого выхода, а также, если есть высокая вероятность, что его использование позволит увеличить доходы, например прибыль от бизнес-проекта. В любом случае, размер долговых обязательств не должен превышать 25% от размера доходов.


После 25 лет проживать с родителями, значит, подвергать психику лишнему напряжению, что явно не способствует тому, чтобы стать самостоятельнее. Пока человек живет рядом с родителями, он так и остается ребенком, как бы ни пытался отстоять свое право самому решать с кем общаться, куда ходить и когда возвращаться.

Поэтому очень важно найти возможность заработать достаточно денег, чтобы снять самое доступное жилье. Лучше снять квартиру или дом с друзьями или подругами, чем выслушивать поучения и родительские наставления. Человек не сумеет стать независимым и самостоятельным, если подсознательно будет знать, что ему есть на кого надеяться и куда бежать.

Крутяк! 15

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным - значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье - их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек - тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность - важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

У нас сегодня классный час. У любого классного часа или урока должна быть тема. Тему нашего классного часа я пока объявлять не буду. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем с вами говорить сегодня на классном часе.

Я думаю, что после прослушивания сказки вы сразу поймёте. Сказка называется «Белочка -Припевочка».

В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка - Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки. Белочка ела их, благо-дарила маму и прыгала дальше. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. А Припевочка стала печаль-ной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама», - грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало ве-село, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи - нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала - не полу-чается. Еще раз - опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано - сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку - там орешки, другую сорвала - и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные, и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголода-лись. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали - всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Работа над содержанием сказки.

Почему белочку называют «припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала.)

А жить беззаботно жить хорошо? (До определённой поры.Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя.)

А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной)

Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого нет рядом и надеяться не на кого. Нужно задуматься, правильно ли ты живешь?

Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит.

Ну, кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

Итак, тема классного часа - Что такое самостоятельность? Что значит быть самостоятельным?

Мы с вами узнаем, что такое самостоятельность, нужна ли она человеку, как можно её развивать, насколько в нас развита самостоятельность.

А чтобы раскрыть понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, давайте порассуждаем и составим динамическую таблицу.

Я предлагаю вам главные качества самостоятельного человека- это ответственность, взрослость и свобода дополнить эти понятия отвечая на вопросы.

Ответственность за что? (за результат)

Взрослость в чем? (в выполнении действий без подсказок)

Свобода в чем? (в выборе решения)

Ребята, а вы сможете сформулировать определение понятия «самостоятельность» опираясь на таблицу.

Самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы и нести ответственность за это действие.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «свободный микрофон» Я беру у вас интервью.

Приходилось ли вам проявлять самостоятельность по дороге в школу; на контрольной работе; когда оставались одни дома; приготовлении еды; выбор одежды. В чем проявляется самостоятельность?

Много ситуаций когда вы должны проявить самостоятельность. А что это значит?

Физминутка

Кто самостоятельно может провести физминутку?

А сейчас мы с вами проведем групповую работу «Кто больше?»

Мы разделим вас по рядам, на 3 команды. Сейчас вам нужно выбрать одного представителя от команды, который будет защищать ваш проект. Сейчас я раздам вам карточки с составляющими самостоятельность.

Итак, сначала вы совещаетесь в парах. Первый ряд, подумайте, когда и какие решения вы можете принимать. Второй ряд- у вас на карточке написано быть независимым, от кого и от чего можно быть не зависимым. Третий ряд- быть успешным, в чем?

Определим какая из команд самая самостоятельный.

Вы работали в группах, это и есть самостоятельность, вы сами без подсказок справились с заданием.

Сейчас давайте определим степень самостоятельности каждого из вас. Сейчас проведем не большое анкетирование.

1.Я выполняю домашнюю работу…

2.Я выполняю домашние обязанности…

3.Я хожу в магазин…

4. Покупаю одежду…

5.Я хожу на кружки, потому что…

Посчитайте одинаковое количество букв. Если у вас преобладает количество букв «А»- то вы очень самостоятельный, то «Б»- то еще не совсем самостоятельной, «В»- то вам нужно работать над своей самостоятельностью, «Г»- задумайтесь над своими действиями.

Остаются прежние команды по рядам, проведем игру под названием «Сделай сам». Сейчас мы раздадим вас составляющие части какого то действия, ваша задача расположить в правильном порядке. Первый ряд-приготовление обеда; второй-уборка комнаты; третий-работа над рефератом. Кто выполнит поднимите руку(проверка на слайде). Для того чтобы проявлять самостоятельность, нужно разобраться в обстоятельствах. Чтобы самостоятельность не навредила. Иногда проявление излишней самостоятельности может навредить. Сейчас мы убедимся посмотрев известный вам мультфильм «Лунтик». В чем ошибка Кузи? (сам-ть ответственность за результат, не умеешь не берись).

Я раздаю карточки, на них написаны качества, на слайде написана фраза, «Для развития моей самостоятельности, мне надо…» Сейчас поставьте + возле тех качеств, которые вы считаете правильными продолжением для фразы.

Ответственность

Доверие

Справедливость

Рассеяность

Невнимательность.

Сохраните эти листочки и работайте над своей самостоятельностью.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком. Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?

Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?

Похожие публикации