Как отвечать на детские вопросы. Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик

Все родители прекрасно знают, что дети являются от природы очень любознательными натурами, по причине чего постоянно задают вопросы: а почему то, а почему это, а почему пятое, а почему десятое? Но ответить на все эти детские «почему» не так уж просто, и родителей они то и дело ставят в тупик, особенно, если дело касается молодых родителей, ещё не имеющих опыта в воспитании и общении с детьми. Да что тут говорить – даже опытные родители порой не знают, что ответить на тот или иной вопрос своего чада.

Так как же всё-таки отвечать на вопросы малышей, которые ставят в тупик, чтобы не обмануть, не отшутиться и не просто отмахнуться от надоедливого начинающего познавать мир ребёнка, да ещё и оказать на его познавательный интерес ?

В нашей сегодняшней статье мы поговорим именно об этом.

Прежде чем дать ответ на этот серьёзный вопрос, нужно сказать о том, что первым и самым главным правилом является то, что вопросы детей ни в коем случае нельзя игнорировать. И это касается даже тех ситуаций, когда у вас нет времени, вы чем-то заняты или же сам вопрос кажется вам сущим пустяком.

Согласитесь, что бывают случаи, когда то, о чём спрашивает нас ребёнок, кажется нам глупым? Но дело вовсе не в том, что вопросы глупые, а в том, что мы не знаем, как на них отвечать. К тому же в то время как нам – взрослым – всё кажется простым, банальным и очевидным, ребёнок только начинает знакомиться с окружающим его миром и познавать его явления. Это и служит причиной тому, что многие термины, процессы и факты являются для него чем-то новым, странным, необъяснимым, но именно мы есть те люди, которые являются для ребёнка главнейшим авторитетным источником, и отвечать на его вопросы является нашей прямой обязанностью.

Теперь же давайте перейдём от рассуждений к практическим действиям – ниже мы рассмотрим несколько вариантов ответов на заводящие в тупик детские вопросы. И в качестве примера возьмём один из самых распространённых вопросов: «Почему светятся звёзды?».

Ответ «ни о чём»

На вопрос ребёнка, почему светятся звёзды, можно ответить ничего в себе не несущей фразой, например:

  • Потому что светятся и всё
  • Подрастёшь – тогда сам поймёшь
  • Спроси у мамы (или папы/бабушки/дедушки) – она знает

Вы и сами прекрасно видите, что это вовсе никакие не ответы, а просто способ отвязаться от вопроса. Но если вы решили ответить ребёнку именно таким образом, то знайте, что, тем самым, вы говорите ему, что его вопрос неинтересен и глуп. Себя же вы просто успокаиваете тем, что и без внимания малыша не оставили, и на вопрос ответ какой-никакой дали. В действительности же, такие ответы не только не оправдывают детских ожиданий, но и снижают ваш собственный авторитет в его глазах. Результатом станет то, что совсем скоро малыш придёт к выводу, что о серьёзных вещах вас можно не спрашивать.

Провокационный ответ

Другим вариантом ответа на вопрос о звёздах (и любой другой вообще) будет ответ-провокация, например:

  • А с чего ты взял, что они не должны светиться?
  • Как ты думаешь, Земля тоже светится?

Такие варианты ответов уже значительно эффективнее предыдущих, однако применять провокационные ответы можно только в том случае, если вы в состоянии продолжить беседу. Отвечая провокационно, вы активизируете мышление ребёнка, т.к. предлагаете ему подумать, поразмыслить, поискать ответ сообща. Одновременно ребёнок начинает проявлять и любопытство, что не может не радовать. Но есть одна загвоздка – ответ вопросом на вопрос вызывает поток новых вопросов, на которые также придётся отвечать.

Ответ, объясняющий устройство мира

Когда ребёнок спрашивает вас о звёздах, мы можете ответить ему, ссылаясь на то, что таково устройство мира, например:

  • На то Божья воля
  • Таково устройство вселенной
  • На это влияют законы физики

Ответы довольно практичны, и даже сами взрослые могут воспринять их интересными, и даже имеющими философский характер, но вот незадача – для ребёнка они снова будут представлять собой ничего не значащий набор слов. Самое же интересное заключается в том, что отвечая, ссылаясь на устройство мира, вы не даёте малышу совершенно никакой пищи для ума. Дело в том, что ребёнка еще недостаточно жизненного опыта, чтобы оценить и понять такие ответы. Как следствие, ребёнок ничего не возразит, ничего больше не спросит, но ничего и не поймёт.

Ответ научного характера

Здесь можно рассказать ребёнку о том, что:

  • Звёзды представляют собой огромные шары, которые состоят из раскалённых газообразных веществ. Любая из звёзд имеет свой собственный химический состав этих веществ, по причине чего их свет может быть не только белым, но и бледно-красным и даже ярко-синим, что зависит от температуры самих газообразных веществ. Однако мы можем видеть только белые звёзды, т.к. они являются самыми раскалёнными, и лишь их свет доходит до людей, преодолевая миллионы световых лет

Данный ответ, конечно, сокращён, но смысл уловить можно: когда вы даёте полноценный ответ, обоснованный научными данными, вы, с одной стороны, говорите по делу, но, скорее всего, ребёнок вас просто не поймёт. Ко всему прочему, научный ответ не даст ему никакой возможности на осмысление воспринятой информации и формулировку своего собственного умозаключения. Так, вы лишь на корню пресечёте всяческие детские потуги к любознательности, и сделаете из малыша живую энциклопедию.

Преимуществом же научного ответа можно назвать то, что ребёнок некоторое время не будет задавать вопросов. Научные факты могут прийтись по вкусу малышу, который обладая логическим складом ума, сам хочет получить конкретные точные данные.

Ответ сказочный

Ещё одним способом ответа на вопрос на тему звёзд и, опять же, любую другую тему может быть ответ в сказочной форме, к примеру:

  • Потому звёзды пришиты к чёрному полотну неба невидимыми нитками и раскрашены светящейся краской

Отвечая сказочно, имейте в виду, что такие ответы подходят только самым маленьким детишкам, т.к. они любят сказки, как известно, практически всё имеет антропоморфный характер, другими словами, очеловечено. Но проблемой данного типа ответов является то, что они не несут в себе правды, а значит, когда ребёнок подрастёт, он либо начнёт задавать те же вопросы снова, либо будет расти с неверным представлением о реальности, вследствие чего знания в его голове придётся корректировать.

Ответ с несколькими вариантами

Ответ с несколькими вариантами является одним из лучших способов отвечать на заводящие в тупик вопросы. В нашем случае ответ может быть таким как:

  • Кто-то говорит, что это свет планет, которые взорвались
  • Другие говорят, что…
  • В Интернете можно узнать о том, что…
  • А насколько я знаю, ….

Если вы будете отвечать так, то укажете ребёнку на то, что мнений по поводу какого-то одного вопроса может быть несколько. Это позволяет не только расширить кругозор вашего чада, но и направить его на самостоятельные размышления и предоставить возможность сделать личные выводы. Однако затруднение при таком типе ответов будет касаться того, какая именно точка зрения является правильной.

Ответ по теме

Пожалуй, лучший вариант ответа, который только может быть. Касаемо звёзд, он может выглядеть так:

  • Наша вселенная полна удивительных феноменов и загадок. Звёзды светятся, потому что в космосе происходят определённые процессы, результаты которых мы можем наблюдать

Такой ответ будет кратким, вдумчивым и правдивым, что само по себе просто замечательно. К тому же вы сможете дать ответ довольно простыми словами, которые ребёнок будет в состоянии понять. Но и тут не стоит забывать о пространстве для детского воображения, т.е. ответ следует выстраивать так, чтобы присутствовал эффект недосказанности, способный в дальнейшем послужить для получения новых знаний и проведения своих собственных исследований.

Когда ваш подрастающий и начинающий познавать мир ребёнок задаёт вам вопрос, который ставит вас в тупик, не стремитесь скорее отвертеться. Вы должны уделять должное внимание любым, даже, казалось бы, самым абсурдным, затруднительным и неоднозначным вопросам, ведь только так вы сможете вырастить своего малыша человеком мыслящим и смотрящим на мир здоровыми взглядом.

И самое главное – любой родитель должен обладать пониманием того, что если уж он не даст ребёнку ответы на то, что его интересует, то ребёнок может получить ответ (не исключено, что совсем неправильный) от кого-то другого, а влияния на детей посторонних, тем более чужих людей без своего ведома допускать категорически не следует. Так что старайтесь сами давать своему ребёнку те знания, которые он хочет получить, а если вы и сами не знаете ответа, то сядьте вместе с малышом и проведите собственные изыскания.

Познавательных успехов вам и вашим детям!

Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?

Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?

Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.

В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.

Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста

Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .

А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.

В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.

Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

Статья прочитана 12 437 раз(a).

Дети от природы любознательны, у них не ленивый, а очень живой ум, который требует интересоваться всем, что его окружает, и поэтому ребёнок начинает задавать вопросы, бывает даже не очень удобные для родителей.

Эти «неприличные» и многие другие требующие научных знаний вопросы могут завести в тупик не только молодых родителей, но и родителей с опытом.

Самый любознательный период жизни у ребёнка это 3-5 лет, хотя и позже дети много спрашивают, не зря же их называют «почемучками». Ответы на детские вопросы родители порой могут не знать, поэтому взрослым лучше с раннего возраста приучать ребёнка находить ответы на свои вопросы, сначала, вместе с родителями, а дальше самостоятельно в книжках и энциклопедиях. А если дети очень маленькие и не умеют читать, они обращаются за ответом к взрослым, потому что они главный источник информации для них. Чтобы не заглушить интерес у крохи знакомиться со всем, что его окружает в этом мире, не отворачивайтесь от него по причине недостатка времени или не знания ответа на вопрос.

  1. «Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
  2. Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь ?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
  3. «Для того чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся исправить свой ответ.
  4. «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» Научные длинные объяснения утомят ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно.
  5. Ответ должен быть коротким, понятным и правдивым. «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю.

Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?



Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Похожие публикации