Ирландский стиль в одежде мужчины. Ирландские народные танцы: история и особенности

5.8k (155 за неделю)

Национальный мужской костюм

Традиционно, в Северной Ирландии одежду шили из шерсти и льна. Мужская половина населения одевалась следующим образом: первым слоем, на голом теле было принято носить плотную льняную рубашку, поверх которой накидывали просторный шерстяной плащ. В классическом североирландском плаще не предусмотрен капюшон, рукава и даже разрезы для рук. Плащ представляет собой цельнокроенный кусок ткани, закрепленный крупной фибулой (или брошью). Богатые люди иногда надевали поверх первой рубахи, вторую, более короткую, которую делали из тонкого льна более изысканной выделки.
Коронованным особам по обычаям, шили одежду из шелка. Верхние туники, чтобы подчеркнуть статус монарха, расшивали замысловатыми и сложными узорами. Красивая ручная вышивка была для ирландцев предметом гордости. Местными рукодельницами часто использовались другие декораторские приемы в одежде - воротники, нижнюю часть плащей и рубашек, рукава обшивали плетеной тесьмой. Популярным было прикреплять к одежде разноцветные клинья из дорогой ткани, прошивать внешний шов контрастными нитями.

Обычаи ирландского гардероба

Начиная с эпохи средневековья, на территории «изумрудного острова» для обозначения принадлежности ирландца к какой-либо области деятельности или в качестве семейного, родового отличия, оттенки одежды использовались в соответствии с разрешением специального «декрета о цветах». Постановление гласило, что каждый человек вправе выбрать для своего гардероба ткань с определенным рисунком и цветом, который будет подчеркивать его индивидуальность. Более обеспеченные граждане могли позволить себе плащи и рубашки, сшитые из яркого многоцветного материала, простолюдины одевались значительно скромнее. Для женщин этикет допускал более утонченное одеяние - его декорировали необыкновенно красивыми кружевами, золотыми нитями или кусочками шелка и бархата. Основное требование, которое предъявляли к верхней одежде - она должна быть теплой. На национальные костюмы ирландцев повлияла плохая погода, характерная для этих мест. Постоянные ветра и сырость вынудили здешний народ носить плащи или пиджаки, изготовленные из клетчатой шерстяной ткани . Классическим головным убором ирландцев считается кепка с клинышком . С 20 века к такому аксессуару добавились черные пальто, скроенные по типу шинели и длинные не продуваемые плащи.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

5.33

10 1 3 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Читайте также:
Комментировать.
10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0
Ваше имя (не обязательно):
E-mail (не обязательно):

Традиционными материалами, из которых в Ирландии шилась национальная одежда, всегда были шерсть и лен. Мужчины в этой стране поверх длинных льняных рубашек надевали теплые и довольно просторные шерстяные плащи. Кстати традиционный ирландский плащ не имеет ни рукавов, ни капюшона, ни разрезов для рук. Это – цельнокроеный кусок материи, который закрепляли большой брошью (фибулой). У состоятельных людей было заведено на нижнюю льняную рубаху одевать еще одну, но теперь уже короткую. Изготавливали такие вещи также изо льна, но только в этом случае он отличался особо тонкой выделкой.

Что касается одежды коронованных особ, то она могла быть сшита даже из шелка. Верхнюю тунику часто декорировали разноцветными, очень сложными вышитыми узорами. Кроме вышивки национальная одежда ирландцев могла украшаться плетеной тесьмой (низ изделия, рукава и воротник), клиньями из разноцветной ткани и контрастными нитками (внешние швы).

Ранее в Ирландии действовал особый декрет о цветах, который гласил, что каждый ирландец мог использовать для украшения своей одежды четко определенное сочетание и количество цветов (это напрямую зависело от рода деятельности ирландца и его положения в обществе). У более обеспеченных граждан национальные наряды были намного многоцветнее и ярче, чем у простолюдин.

На национальный мужской ирландский костюм во многом повлияло не что иное, как постоянная плохая погода и сильные ветра. Поэтому ирландцы носят поверх рубашек плотные клетчатые или буклированные пиджаки, под которые еще поддевается свитер или жилет. В Ирландии традиционным головным убором служит неизменная кепка клинышком. В двадцатом веке к такому костюму были добавлены черные тяжелые пальто шинельного кроя и длинные плащи.

Сегодня национальный ирландский костюм у многих ассоциируется, прежде всего, с одеждой танцоров степа или кейли. Их наряды удачным образом объединили воедино народные орнаменты, а также древние и современные детали одежды. У женщин – это короткое яркое платье, расшитое разноцветной вышивкой и сильно расширенное книзу, а у мужчин - пиджак, рубашка с галстуком и юбка.

Ирландия может похвастаться незаурядным национальным костюмом, который примерно с 16 ст. не узнал огромных изменений. Самыми востребованными материалами, из которых ладилась одежда, были, конечно, лен и шерсть.

Главным атрибутом костюма прослыла льняная рубашка и плащ из шерсти, предпочтительно с капюшоном. Знать же наверх длинной рубахи надевала еще одну более добротную. Часто такая верхняя рубаха была вышита очень сложными узорами и орнаментами. Интересно, что во времена Бриана существовал определенный лимит на цвета в одежде. Чем богаче был ирландец, тем ярче и красочнее одежду ему позволялось носить. Продолжительное время такого атрибута, как штаны ирландцы не знали, а с появлением викингов пришла и мода на штаны. Эти брюки делали из кожи, потом же начали задействовать льняную материю. А вот широкие плащи, которые обшивались шерстяной тесьмой, слыли особенностью этой народности вплоть до колонизации.

Из-за постоянных войн ирландцы начали утеривать свой национальный костюм, поскольку пришлось бытовать в бедности. Эта народность перенимала европейский стиль, а потом резко перешла на английский стиль одежды. А вот уже в 18 веке можно было встретить ирландца одетого в камзол и гетры из шерсти. Также национальным атрибутом считались и короткие панталоны и рубашка, но уже не крашеная. При этом была своеобразная причудливая обувь - деревянные башмаки, каковые отличались грубостью формы.

Гэльская лига (The Gaelic league) была основана в 1893 году, чтобы стимулировать и поддерживать интерес к ирландской культуре и языку, бывшим важной частью "движения кельтского возрождения". Дуглас Хид, один из основателей, говорил о необходимости де-англизировать ирландскую нацию. Ирландский костюм был выбран одним из путей достижения этого. Нэлли О Брайен, член исполнительного комитета Гэльской лиги, в 1911 году объявила: "Человек, у которого ирландский язык на устах, должен иметь ирландскую одежду на плечах».

19 век знаменуется появлением клетчатого пиджака, под который принято было надевать жилетку либо же примитивный свитер. Особенностью образа была смешная кепка клинышком. 20 век определил появление длинного пальто, которое имело схожесть с шинелью.

Сейчас с “национальным костюмом” прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.

У женщин - это яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого “плаща” выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится, или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развиваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.

У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте - это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака юбки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.


Цветом Ирландии считается зеленый. Зеленый цвет в Ирландии зачастую сочетается с солнечным рыжим. У многих ирландцев рыжие от природы волосы. Ярким и красочным, как само лето, является и ирландский костюм.

«Путь домой»
Художник Барри Магуайр

Ирландия – страна с богатой и интересной традиционной культурой. Особенно славятся ирландские народные танцы. А одежда исполнителей народных танцев любой страны– это всегда одежда, связанная с народным костюмом.

В День святого Патрика ирландские танцы, возможно, отплясывает вся Европа. И, конечно же, США, где живут многие потомки ирландских эмигрантов. Праздник небесного покровителя Ирландии, святого Патрика, сегодня очень популярен. Цвет праздника зеленый. Зеленый цвет считается основным и в ирландском народном костюме.

Кельтские мотивы


Культура Ирландии тесно связана с кельтскими традициями. Современные ирландцы – потомки кельтских племен, когда-то заселяющих обширную территорию Западной и Центральной Европы. Разумеется, в Ирландии, как и во многих других европейских странах, на традиционную древнюю языческую культуру повлияло принятие христианства. Но, тем не менее, христианство не смогло вытеснить более древние традиции.


Художник Барри Магуайр

Любой страны, в том числе и Ирландии, - это то, что на протяжении многих столетий носили простые люди – крестьяне. В отличие от костюмов аристократов, которые изменялись на протяжении веков от стиля к стилю - костюм в романском стиле, костюм в стиле барокко, рококо и так далее, одежда крестьян оставалась практически неизменной.


«Зеленые рукава»
Художник Данте Габриэль Росетти

Чаще всего, крестьянский европейский мужской костюм – это брюки и рубаха, женский – юбка и рубаха или же платье. Но при этом свою праздничную одежду крестьяне всегда украшали рисунками - орнаментами. В орнаменте сохранялись еще языческие дохристианские традиции. Это могли быть и узоры, символизирующие бога-солнце, и узоры, связанные с богиней плодородия, а также символы-обереги.

Орнаменты ирландского костюма имеют древнее кельтское происхождение.

От народной одежды к национальному костюму

Сам народный или же национальный костюм Ирландии появляется в XIX веке, как и национальные костюмы других стран Европы. Собственно говоря, в XIX веке в Европе формируется понятие наций. И ученые люди каждой нации начинают активно изучать культуру, историю и традиции своей страны. При этом большое внимание уделяется изучению жизни и быта простого народа.


«Ирландский танец»

В XIX веке, а именно во времена , европейских мыслителей и художников больше не интересует, в отличие от прошлых столетий, наследие Древней Греции и Рима, история королей и их побед. В период романтизма мыслители и художники идут в простой народ.

И на основе народного костюма, то есть одежды простых людей, но не повседневной, а праздничной, формируются национальные костюмы. Так происходит и с национальным костюмом Ирландии.


При этом возникают и свои трудности. Ирландия на протяжении долгого времени находилась под влиянием Англии. Также в Ирландии в свое время побывали викинги, которые тоже во многом изменили традиционную одежду ирландцев. Таким образом, о кельтском костюме к XIX веку сохранилось очень мало информации.

Ошибка с килтом и рыбацкие свитера


В XIX веке появилась идея о том, что ирландцы носили юбку-килт. Такая юбка и по сей день встречается в костюме танцоров. Ирландская юбка-килт в отличие от шотландской не клетчатая, а однотонная, чаще всего оранжевого цвета. Сегодня у танцоров ирландских танцев можно увидеть и зеленую юбку-килт. Но позже выяснилось, что в VI-XVII веках никаких юбок ирландцы не носили.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Мужской одеждой ирландцев VI-XVII веков являлась длинная нижняя рубаха. Называлась она лэйна. Богатые люди носили две рубахи. Верхняя рубаха была более короткой. Ее украшали разноцветной вышивкой. Шились рубахи изо льна. Лен – традиционная ткань для одежды простых людей практически во всем мире. Помимо льна еще один обычный для крестьянской одежды материал – шерсть.

Штаны в Ирландии появились во времена викингов. Изначально штаны делались из кожи, как и у викингов. Затем их стали шить изо льна.

К XVII веку в ирландском костюме появляется и свитер. Традиционные ирландские свитера называются аранскими, так как именно на Аранских островах их впервые начинают вязать.

Существует даже особый стиль вязания – аранское вязание. Аранское вязание – это вязание, при котором образуется узор из переплетения кос и скрещивания петель.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Первоначально аранские свитера были белого или же серого цветов (сегодня можно увидеть и зеленые свитера) и украшались орнаментами с личными знаками или же инициалами того человека, который носил данный свитер. Изначально аранские свитера были традиционной одеждой рыбаков.

Еще одним элементом ирландского мужского костюма сегодня являются удлиненная куртка или пиджак из плотной материи, которые, скорее всего, появляются уже в XVIII веке под влиянием костюма горожан. Под куртку или пиджак сегодня танцоры ирландских народных танцев поддевают либо описанный выше свитер, либо жилет. На ногах носят килт либо короткие штанишки и шерстяные полосатые гетры. И, конечно же, обязательная часть ирландского народного костюма - большой суконный берет.

Красный кельтский плащ брэт

Еще одна вещь, обязательная для народного костюма Ирландии – это шерстяной плащ с объемным капюшоном. Плащ, похожий на плед, носили еще в кельтские времена. В VI – ХVII веках в Ирландии такой плащ носили как мужчины, так и женщины. Назывался данный плащ брэт. Его шили из плотной шерстяной ткани и скрепляли при помощи броши на плече или же груди, либо завязывали у горла тесьмой. Такой плащ очень хорошо защищал от ветров и холода. Плащи брэты были однотонные – синие, черные, серые, но чаще всего красного цвета.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Женские платья в ирландском национальном костюме


О женском костюме кельтских времен к XIX веку было известно еще меньше, чем о мужском костюме. Сегодня женской народной одеждой в Ирландии считается платье с подчеркнутой линий талии и расширяющееся книзу. Исполнительницы ирландских народных танцев носят такие платья однотонные зеленого цвета либо с юбкой в полоску. Еще один элемент женского народного костюма Ирландии – шали, украшенные яркой каймой.

Таким образом, в XIX веке на основе исторических данных о народном костюме Ирландии, а также под влиянием развития интереса к народным ирландским танцам формируется национальный костюм Ирландии, который и существует по сей день.




Фото 1 из 1

Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать очень долго. Тем более, что в реальности особой национальной одежды уже давно нет, а с “традиционным костюмом” прежде всего ассоциируются костюмы танцоров.

Начиная с VI по XVI–XVII век ирландцы носили приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки или даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine).

Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена короля Бриана Бору (XI век) существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители имели разную стоимость, поэтому цвета костюма действительно зависели от достатка.

Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения территории Ольстер, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев до окончательной колонизации.

В начале XVII века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.

В XVIII веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют лепрекона или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило, уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.

В Ирландии XIX века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода – отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из литературных героев того времени мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.

Особо нужно сказать о рыбацких (аранских) свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из аранских свитеров.

Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного “кельтского” костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале XX века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.

Сейчас с “национальным ирландским костюмом” прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.

У женщин это укороченное яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой и аппликациями. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого “плаща” выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развеваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.

У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте – это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака юбки, которая сейчас воспринимается как подражание шотландским килтам, а исторически, скорее всего, имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.

Елена Семенюк

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Похожие публикации