Дом и гости фамусова в комедии "горе от ума". 

Комедия «Горе от ума» вызвала много шума в русской драматургии. Автор затронул огромное количество вопросов, которые волновали народ в 20-х годах 19 века. Основной проблемой произведения является противостояние настоящего и прошлого.

Главный герой Чацкой представляет собой будущее поколение, которое жаждет перемен. Его образ противопоставлен Фамусову и его единомышленникам. Фамусовское общество - консерваторы, которые бояться перемен. Эти люди составляют элиту дворянской Москвы. Для них всех характерно корыстолюбие, чинопочитание и невежество.

Первым в доме появляется самый важный для хозяина гость - Скалозуб. Он думает исключительно о военной карьере и является сторонником устоявшегося порядка. Цель бала - поиск богатой невесты. Фамусов желает выдать свою дочь Софию за Скалозоба. По его мнению, молодой человек - «золотой мешок».

Порог дома переступает чета Горичей. Чацкий был знаком с Платоном Михайлович еще до того, как он женился. Он был веселым и бодрым человеком. Но свадьба подменила его, и теперь он «муж-слуга». Его супруга Наталья Дмитриевна не позволяет ему даже «рта открыть». Сам Платон Михайлович с таким положением дел уже смерился и осознает, что жена изменила его.

Затем в доме появляется семейство Тугоуховских. Княгиня желает найти достойного жениха для своих дочерей, поэтому старается угодить князьям. Заприметив Чацкого, она отправляет мужа пригласить жениха к себе.

К гостям присоединяются бабушка с внучкой графиней Хрюминой. Внучка никак не может найти себе мужа и постоянно сетует на жизнь. Когда они вошли, девушка начала жалеть о столь раннем приезде. Ей не с кем потанцевать и познакомиться. Чацкого возмущает такое поведение внучки, и он обращается к ней с возмущенной речью.

Также порадовал своим присутствием один из самых порочных людей - Загорецкий. О нем шепчут: «вор», «лгунишка» и «мошенник». Однако, несмотря на это, двери фамусовского общества для него открыты. Он пытается услужить человеку, который может ему помочь и это злит Чацкого.

Не пропустила такое мероприятие и шестидесятилетняя Хлестова, которая знает себе цену и имеет свое мнение. Для нее крепостной - это собака, которой можно помыкать. Однако даже ей Чацкий смог выразить свое возмущение.

Последним в дом входит Репетилов. Герой использует хорошее отношение к себе авторитетных людей для своего блага. Он дискредитирует идеи настоящего времени и устраивает тайные собрания раз в неделю.

На балу присутствуют и другие люди, ничем не лучше названных. Для них важны сплетни, богатство, карьера, слухи, но ни в коем случае не обыкновенные человеческие блага. Среди таких людей Чацкий выгодно отличается. Он против крепостного права, низкопоклонства, услужливости, засилья иностранцев и так далее. Увидев этих людей, главный герой потерял надежду обрести единомышленников.

В гости к Павлу Фамусову, своему лидеру, приезжает "элита" московского светского общества, чьи "старопомещичьи" взгляды (чинопочитание, крепостничество, невежество и пр.) высмеивает Грибоедов. Все они - "прогнившие" аристократы, мир прошлого, который противопоставляется Чацкому.

Вот краткая характеристика гостей Фамусова с небольшими цитатами из текста пьесы.

Полковник Скалозуб

Военный, сделавший быструю карьеру. В обществе притворяется прямолинейным "солдафоном", видя в этом определенный шарм. Не любит вольнодумства и считает, что за человека должен все решать более высокий чин и все должны соблюдать старые порядки:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Скалозуб богат, поэтому Фамусов, видя в нем потенциального жениха для Софьи, благоволит ему. Приехал на бал первым.

Горичи

Муж с женой, старые знакомцы Чацкого. Платон Горич служил вместе с Чацким и был интересным ярким человеком. После женитьбы на Наталье Дмитриевне попал под ее влияние и стал подкаблучником. Платон осознает свое положение, но даже не пытается его изменить, хотя это его тяготит.

Чацкий не знал, что красавица Наталья замужем за Платоном и даже попытался с ней пофлиртовать:

Чацкий: Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна: Я замужем.
Чацкий: Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Князья Тугоуховские - пожилые супруги, пытающиеся найти для своих дочек хороших (состоятельных) женихов. Княгиня - злобная властная женщина. Князь - глухой безвольный подкаблучник. В гости к Фамусову они приехали за женихами и даже стали присматриваться к Чацкому, но, выяснив его финансовое положение, перестают обращать на него внимание.

Ещё не гласно бы, с ним говорить опасно.
Давно бы запереть пора.
Послушать, так его мищинец
Умнее всех, и даже князь-Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий!!!..

Хрюмины

Графини Хрюмины - старая дева и ее бабушка. По причине отсутствия мужчины, Хрюмина была весьма злой женщиной. Поэтому никто и не хотел с ней иметь дела. В гости к Фамусову Хрюмина приехала в поисках суженого (жалеет, что приехала на бал слишком рано - танцевать не с кем). Пытаясь показать свое "превосходство", Хрюмина изображает тягу ко всему заграничному и старается показать осведомленность в последних веяниях моды. Чацкому Хрюмина не нравилась и он отпускает в ее сторону весьма колкие замечания.

Вот нас честит!
Вот первая, и нас за никого считает!
Зла, в девках целый век, уж бог её простит.

Загорецкий

Как эдаких людей учтивее зовут? Нежнее?
— человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

Загорецкий - плут и аферист, умеющий расположить к себе (с помощью лести и услужливости) кого угодно. Поэтому, несмотря на его дурную репутацию, его терпят в обществе и сам Фамусов принимает его у себя на балу.

Извольте продолжать, вам искренне признаюсь,
Такой же я, как вы, ужасный либерал!

Репетилов

Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Приехал на бал последним. Репетилов - жалкий, пустой человек, женившийся "по расчету". К его сожалению, тесть, важный чиновник, не помог ему с карьерой, опасаясь упреков в предвзятости. Очень много говорит и ничего не делает. В отставке пустился вовсе тяжкие:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

Хлестова

Весьма грубая женщина пожилого возраста (барыня) с собачкой. Единственная из всего женского московского общества, она не преклоняется перед всем иностранным, в её речи нет иностранных слов и она почти не разбирается в армейских полках. Всем этим автор даёт понять, насколько далека она от современного московского общества в силу своего преклонного возраста.

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?..
- Мученье! Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ночь - светапреставленье!
От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку;

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье.

Дом и гости Фамусова в комедии "Горе от ума"


Дома новы, да предрассудки стары…

Москва, начало XIX столетия.
Заглянем в гости к московскому дворянину, Павлу Афанасьевичу Фамусову.
Дом выглядит довольно зажиточным и гостеприимным. В нем есть парадные сени с большой лестницей, два этажа, множество антресолей, просторный бальный зал, обставленным диванчиками и софами. Большие часы своим звоном приветствуют всех еще в самом начале действия. Здесь проживают Фамусов с дочерью Софьей, секретарь Молчалин. Многочисленная челядь (Лиза, Петрушка, Филька и Фомка…) с раннего утра топчется по дому: «все метут и убирают».
Интересно, какая атмосфера царит в этом благополучном доме, чем живут его хозяева и многочисленные гости?

Хозяин этого респектабельного дома – Фамусов Павел Афанасьевич, почтенный московский дворянин, пользующийся расположением столичных кругов. На первый взгляд – добродушный, остроумный, веселый человек, радушный и гостеприимный хозяин.

Но вскоре перед нами предстает образец алчности, самолюбия, невежества. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Являясь «управляющим» казенного дома, Павел Афанасьевич почти не занимается делами, но ждет от службы повышения чина, денег, орденов.

Косность и моральная «затхлость» царят в его доме.

К Фамусовым часто съезжаются гости. "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!” Кто же они – цвет московской знати того времени?

Первыми появляется чета Горичей. Жена хвастливо подчеркивает, что ее мужу прочили место коменданта Москвы. Платон Михайлович когда-то служил с Чацким, разделял его взгляды. Ныне же находится целиком под каблуком у жены и тайно вздыхает о своей прежней славной жизни.
Затем нагрянула многочисленная семья Тугоуховских. Семейство озабочено поиском богатых женихов для шести дочек. Княгиня очень гордится своим титулом. Она, как и Фамусов, сторонница браков по расчету: ее интересуют только богатые и титулованные женихи.
У графинь Хрюминых – та же цель. Графиня-внучка находится в постоянных поисках жениха и уже успела озлобиться. Уничижительно относится почти ко всем гостям. С удовольствием приняла участие в травле Чацкого, который сравнил ее с «французской модисткой».
Барыня Хлестова – жестокая крепостница, "Фамусов в юбке”, невежественная и ворчливая старуха. Она яростно защищает "прошедшего житья подлейшие черты”, выступает против всего нового, что может угрожать привычной жизни.
Антон Загорецкий - лгун и отъявленный мошенник. Он всегда готов «прислуживаться», только бы расположить нужного ему человека. Все гости хорошо его знают, но принимают у себя дома «мастера услужить».
Последним появляется Репетилов – очень яркий образ. Он напускает на себя таинственность и значимость с его "тайными собраниями по четвергам» и «секретнейшим союзом», а на самом деле является никчемным болтуном, разглагольствующим о передовых идеях.
Гости Фамусова ведут праздную жизнь – развлекаются на балах, веселятся и сплетничают, играют в карты. Им чужды идеи просвещения, им и так хорошо в их убогом мирке, где имеют значение мундиры и титулы, богатство и количество крепостных. Силой своего таланта Грибоедов изобразил их так ярко и четко, что для всех читателей дом Фамусова и его гости предстают живой картиной барской Москвы первой четверти XIX столетия.

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, - «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених, а также «Кто беден - тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня - «командирством», а Хлестова - резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал - найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб­лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
- Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод­ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:
Не­счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорятотъявленный мошенник, плут,
Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац­кий не смог не высказать свое мнение:
И оскорбляться вам смешно б;
Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:
Не поздо­ровится от эдаких похвал,
И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек­ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу­мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе­тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино­странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу­жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день - и потерял надежду найти единомыш­ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:
...из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день про­быть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...

    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...

    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...

Похожие публикации