Детские страхи. Консультация для родителей

Консультация для родителей «Детские страхи».

Каждый человек, когда - либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие эмоции на ровне с радостью, удивлением, восхищением, удовольствием и другими, являются откликами нервной системы на происходящее и окружающее вокруг него. Многие страхи свойственны определённой возрастной категории и имеют временной характер. Детские страхи обычно, как возникают, так и проходят со временем, исчезая бесследно, при условии понимания взрослыми причин и следствий их происхождения. Но, если страхи сохраняются на долгий период времени, то это, возможно, проявление психического неблагополучия ребёнка, что непосредственно связано с «климатом» в семье, наличие каких-то конфликтных ситуаций, неблагоприятное поведение родителей, а также зависит от психологического окружения ребёнка.

Дети от 1 года до 3 лет зачастую боятся громких, резких звуков, одиночества, уколов и врачей.

Дети от 3 лет до 5 лет. Возможны страхи одиночества, темноты, чужих людей.

Дети от 5 лет до 7 лет. Возможны страхи перед вымышленными негативными образами, осознание не вечности человека, впервые страх смерти, страх потерять близких людей - бабушек, дедушек, родителей.

Дети от 7 лет до 11 лет. Страх не соответствия нормам и требованиям социального окружения, то есть быть не такими, какими их хотят видеть окружающие люди: родители, сверстники, педагоги.

Подростки с 11 лет до 16 лет. Боятся физических изменений, которые происходят с ними, потерять позицию уважения у сверстников, одиночества, отвержения, не понимания.

Конечно, все разделения возрастов на данные категории являются примерными, и возможны колебания, либо полное вычленение каких - то страхов и тревог из формирования личности, так как каждый ребёнок развивается по - своему, неповторимому маршруту.

Вот несколько советов, как помочь ребёнку справиться со страхами:

Зачастую детский страх появляется из-за неприметных для родителей событий: услышанные страшные сказка, рассказ, увиденный страшный телевизионный кадр, театральная постановка. Что бы помочь ребёнку предложите разобраться в сложившейся ситуации, позволяйте проигрывать свой страх с игрушками или в сюжетно - ролевой игре, постоянно подбадривая и поддерживая ребёнка, таким образом сброс эмоционального напряжения приведёт к психологическому равновесию. Увеличьте время нахождения ребёнка на свежем воздухе, предложите перед сном выпить успокаивающий травяной чай (если нет аллергии, купайте перед сном в тёплой ванне, применяйте ароматерапию, например, с лавандой, мятой; делайте массаж. Наладьте микроклимат в семье и старайтесь не решать вопросов в присутствии ребёнка, меньше тревожьтесь, показывайте уверенность и собранность. При страхе темноты, вместе с ребёнком проверьте все тёмные места в доме, и обязательно загляните под кровать. Если после всех ваших усилий не наблюдается положительной динамики, то обратитесь к специалистам: неврологу, психологу.

Консультация для родителей «Конфликты с детьми. Их причины и способы устранения»

Избежать конфликтов с детьми нереально. Однако вы вполне можете свести их количество к разумному минимуму. Каковы же типичные проблемные ситуации и как с ними справляться? Часто мы, сами того не подозревая, закладываем основу для будущих конфликтов с крохой в самые первые дни и месяцы жизни. Многие родители отдаляют ребенка от себя, требуя от него такой степени независимости, к которой младенец еще не готов: кладут спать в отдельную кровать, а то и в другую комнату, кормят по графику и стараются пореже брать на руки, «чтобы не избаловался», раньше времени отлучают от груди. В итоге кроха начинает бурно протестовать: ему одиноко, страшно, неудобно, невкусно… .К счастью, есть иные, мягкие способы естественного ухода за новорожденными. Достаточно перестать мучить малыша (и себя) режимом, махнуть рукой на ночной перерыв в кормлении и положить кроху к себе в кровать, как утраченная связь между мамой и малышом восстанавливается и конфликт исчерпывается.

Не задушите в объятиях. Бывает и наоборот, излишне тревожные родители боятся отпустить малыша от себя, ограничивают его поисковую и двигательную активность: не дают ползать по полу, чтобы не испачкался или не схватил что- нибудь опасное, не разрешают залезать на стулья, чтобы не упал, берегут от любого сквозняка, чтобы не простудился… Сильные, от природы инициативные дети бурно протестуют против гиперопеки, а не получив возможности легальным способом проявлять активность, начинают хулиганить, портить вещи или врать. Если малыш не склонен к бунту, он покоряется, правда несколько отставая в развитии от своих более бойких сверстников. Зато с таким меньше хлопот! Но со временем и родители, и воспитатели и учителя начинают возмущаться: Безынициативный, безответственный, ничем не интересуется. А где же ему было научиться ответственности и инициативе, если буквально с пеленок ребенку постоянно доказывали, что инициатива опасна и ведет к непоправимым последствиям, а ответственность за все его поступки лежит на взрослых, т. к. все решения принимали они! Так как же найти золотую середину между дефицитом внимания и гиперопекой?

Если на прогулке разрешить двухлетнему ребенку самостоятельно гулять по парку (площадке, то он отойдет на определенное расстояние, но постоянно будет держать такую дистанцию, чтобы мама оставалась в поле зрения и в любой момент можно было вернуться. Это и должно стать моделью ваших отношений с малышом.

Постарайтесь, чтобы ребенок всегда чувствовал себя в безопасности, предоставляя ему ту степень свободы, к которой он готов.

Чтобы малыш мог самостоятельно познавать мир, создайте ему дома безопасную среду: уберите все бьющиеся предметы, проверьте качество замков на окнах, расстелите на полу ковер или просто одеяло, чтобы было не больно падать. Пусть он пытается дотянуться, доползти до различных предметов, пощупать и попробовать на зуб то, что попадается ему на пути. Чтобы кроха не скучал, включите ему музыку или сказку и тихонько выйдите из комнаты. Но как только малыш позовет вас, сразу возвращайтесь, так он будет знать, что вы всегда рядом и чувствовать себя в безопасности.

Постарайтесь не ограничивать ребенка в движении или постоянно его страховать. У здорового, активного малыша это вызовет бурю негодования. Лучше поощряйте его выполнять новое для него действие снова и снова, пока навык не будет доведен до совершенства. А приобретя некоторый опыт, неприятные свойства некоторых предметов и закон тяготения, малыш сам начнет лучше реагировать на ваши немногочисленные запреты.

За маму, за папу… .

Очень часто проблемы возникают, когда родители пытаются по своему усмотрению регулировать нормальные биологические потребности ребенка: насильственно кормят, укладывают спать, когда он полон сил, кутают, когда тепло, или закаливают, когда ему холодно. У всех разные потребности в еде. Если малыш здоров, нормально развивается, не давите на него. Ребенок обязательно поест, когда проголодается. Насильственное же кормление приводит только к конфликтам. У крохи вырабатывается отвращение к самому процессу еды, и в итоге могут развиться довольно серьезные заболевания.

Если вы придерживаетесь нетрадиционной системы питания, не настаивайте, чтобы ей следовал и ваш малыш. Вреда для здоровья будет гораздо меньше, если вы насыплете ему ложку сахара в кашу или дадите вожделенный кусок мяса, чем если каждая трапеза будет сопровождаться скандалом.

Любите ходить босиком по снегу, купаться в проруби, париться в бане или заниматься йогой? Не заставляйте делать это ваших детей, если они возражают- насильственные действия не принесут пользы, лишь станут поводом для еще одного конфликта.

Не стоит создавать проблему и из сна. Ребенок все равно будет спать тогда и столько, когда и сколько ему необходимо. Понаблюдайте за своим малышом и помогите ему придерживаться того режима дня, который он сам себе выберет. Активные, любознательные дети после трех лет часто вообще отказываются от дневного сна. Замените его чтением или тихими играми, а вечером укладывайте малыша на час- два раньше обычного.

Еще один из камней преткновения во многих семьях- это уборка и порядок в доме. Главное украшение вашего дома - это ваши дети. Уберите подальше все то, что ребенок может сломать или испачкать. А детскую постарайтесь обустроить так, чтобы в ней можно было лепить и красить, развешивать на стенках рисунки и устраивать уютные «норки», не боясь за судьбу дорогих обоев и мебели.

После двух лет большинство детей с удовольствием принимает участие в уборке. Но если ваш малыш категорически отказывается убирать за собой, попробуйте спрятать часть игрушек, может их так много, что сам вид пола, усеянного «сокровищами» приводит его в уныние. Каждый раз обращайте внимание на то, насколько хорошо и уютно стало в доме после того, как вы убрали. Привыкнув к порядку, малыш со временем и сам научится его поддерживать.

Года в два с половиной с ребенком уже можно договориться, что нельзя брать без спроса и нарочно портить не принадлежащие ему личные вещи других членов семьи, дорогую технику и т. д. Но не следует запрещать малышу ломать свои игрушки: он делает это, чтобы узнать, как они устроены. Не нужно ругать и за то, что иногда малыш проявляет агрессию в отношении к своим куклам: это своего рода тренажеры, на которых он отрабатывает разрешенные и запретные модели поведения.

Что вы развиваете?

Частой причиной конфликта становятся и завышенные требования родителей к своим чадам. Воодушевленные современными методиками раннего развития или успехами знакомых детей, мамы и папы начинают требовать от малыша немедленных результатов в чтении, письме, плавании… Кроха старается изо всех сил и никак не может понять, почему никто не замечает его маленьких, но таким трудом давшихся достижений. Отчаявшись, он теряет интерес к делу, начинаются ссоры и скандалы. Но если занятия подрывают вашу взаимную любовь, они теряют всякий смысл. Поощряйте тягу малыша к познанию, но не теребите, не гоните. И не ждите, что когда- нибудь он станет вашей улучшенной копией, воплотив в жизнь ваши нереализованные амбиции. Нередко конфликты возникают просто потому, что мы не даем себе труда выслушать ребенка и вникнуть в то, что он нам говорит. Не начинайте ругать и наказывать малыша, пока не вникните в его объяснения: возможно, окажется, что он не так уж и провинился.

Есть ряд конфликтов, избежать которых не удается никому. Связаны они со становлением детского характера. Примерно к двум годам ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы личность и начинает экспериментировать, определять границы дозволенного. Малыш буквально доводит родителей до исступления, как будто специально нарываясь на наказание. Здесь нужно проявить твердость. Толково и внятно объясните шалуну, что и почему вы не разрешаете ему делать, и, если он продолжает упорствовать, обязательно накажите. Если родители позволяют малышу делать все, что заблагорассудится, или накладывают и отменяют запреты в зависимости от настроения, кроха, не видя четких границ между тем, что можно и тем, чего нельзя, чувствует себя тревожно и неуверенно.

Достаточно ли любви?

Если вы видите причины дурного поведения ребенка, подумайте: достаточно ли вы уделяете ему внимания, часто ли ласкаете? Даже если вы не имеете возможности проводить с крохой больше времени, постарайтесь с толком использовать каждую из драгоценных минут: потратьте их не на нотации, а на разговор по душам. Начните хвалить своего малыша даже за то, что кажется вам совершенно не заслуживающим внимания и вы увидите, как его поведение изменится буквально на глазах.

Если же конфликта избежать не удается, постарайтесь соблюдать некоторые правила, чтобы он не превратился в бессмысленный семейный скандал:

Четко объясните ребенку, что именно в его поведении вас рассердило. Не читайте длинных нотаций: дети перестают вникать в смысл ваших претензий уже на второй- третьей минуте.

Не запугивайте ребенка и не спекулируйте на его чувствах: никогда не говорите, что не будете его любить или что, наоборот, он вас не любит. Не грозите бросить его или отдать в детский дом.

Не навешивайте «ярлыки». Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он лентяй, драчун, неряха и т. п., малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся: «Мне неприятно, что ты меня обманул», «Я не хочу, чтобы ты дрался» и т. д.

Расшалившегося малыша можно ограничить в движении: поставить ненадолго в угол, посадить на стул.

Скандалистов, любящих «работать на публику», оставьте на некоторое время в одиночестве. Без аудитории он сразу угомонится.

Можно временно запретить ребенку смотреть мультики или играть на компьютере, но не лишайте малыша подарка или долгожданного развлечения, которое было уже обещано: он воспримет это не как наказание, а как обман.

Самое страшное наказание для малыша- это бойкот. Никогда не применяйте его! Лишившись моральной поддержки и возможности общаться с вами даже на час, ребенок почувствует себя бесконечно одиноким, и это может привести к настоящему нервному срыву.

Самое главное- если во время ссоры вы поняли, что незаслуженно обидели малыша, найдите в себе мужество извиниться, признать, что вы были неправы. Не бойтесь, это не только не подорвет ваш авторитет, но и сделает ваши отношения более теплыми и доверительными.

Лариса Готовцева
Как победить детские страхи. Консультация для родителей

Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве.

Причины :

Конфликтная обстановка в семье,ситуация когда ребенок живет на два дома,наличие страхов и тревог у мамы ,жесткие методы воспитания малыша,запугивание и слишком высокие требования.

Страх имеет и позитивный смысл, так как позволяет человеку своевременно мобилизовать свои силы для решения жизненно важных ситуаций. Страх лежит в основе чувства самосохранения.

Немного о возрастных страхах .

От рождения до 6 месяцев : боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений.

6-7 м. до 1 года : страх громких звуков , боязнь незнакомых людей, страх раздевания , смены обстановки, страх высоты .

От 1 до 2 лет : страх разлуки с родителями , боязнь незнакомых людей, страх перед врачами , страх засыпания , травмы.

2-3 года : появляются страхи : отвержения со стороны родителей , незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты.

Для дошкольного возраста : три ярких страха – одиночества , темноты, замкнутого пространства .

От 6 до 7 лет : боязнь неожиданных звуков, потери родителей , физ. насилия, смерти.

Откуда берется страх сказочных персонажей? Страх сказочных персонажей чаще всего отражает наказание или отчуждение от родителей . Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети. Игнорирование этой проблемы может привести к нервотизации ребенка и осложнению его адаптации в детском саду .

Пути решения :

1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят .

2. Не следует заострять внимание на страхе . Нужно отработать страхи в рисунках , лепке, игре и тд.

3. Пока страх – «невидимка» , он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители , артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных » сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх , исполняя роли различных персонажей из сказки.

7. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах . «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его» .

8. Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.

Ночные страхи

Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка .

Ночные страхи ,проявляются прежде всего в сновидениях.

Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Что не следует делать родителям перед сном детей , которые страдают от ночных страхов .

Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши!» ) ;

Играть с ребенком в шумные игры,

Ругать и наказывать ребенка,

Ссорится в присутствии ребенка,

Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать,

Высмеивать страхи , реально осложняющие жизнь ребенка,

Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка,

Плотно кормить жирной и калорийной пищей.

Таблетка от страха перед сном

Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;

Включить мягкий приглушенный свет;

Спокойно пообщаться друг с другом;

Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)

Профилактика страхов

Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей ,

Профилактику страхов начинать надо еще до рождения ребенка;

Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.

Принципы преодоления страхов

Позитивные эмоции;

Чувство уверенности в себе;

Принятие страха ребенка ;

Конкретизация страха ;

Приемы преодоления страхов

Творчество;

Надеюсь, что данная консультация поможет Вам разобраться с причинами возникновения детских страхов и способами преодоления.

Публикации по теме:

Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Детские страхи Детские страхи в детском саду Многие сталкиваются с проблемой, когда их ребенок отказывается ходить в детский сад. Почему возникает такой.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего - то боится: темноты, грома, собак - тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Групповая консультация для педагогов «Страхи и тревожность у детей в детском саду» «Страхи и тревожность у детей в детском саду» Цель: обобщить понятия «детский страх», «тревожность», определить причины возникновения страхов.

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Ранее тему детских страхов мы раскрывали в этой статье.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности

Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь» , «Не бери – обожжешься» , «Не гладь – укусит» . Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

  1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы) . При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.
  2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
  3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
  4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов» , «рассказы о страхах» ) в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
  5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.
  6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника) .

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми) .

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня» .

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша» , поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки» , «Следы невиданных зверей» , «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые) . Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку» , «ля-ля» , «а вот и я» . Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Статья для родителей «Если ваш ребенок боится»

Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы: МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Сегодня я представляю вашему вниманию статью о детских страхах. Все мы иногда сталкиваемся с боязливыми детьми, и знаем, какие это доставляет проблемы и ребенку и окружающим его людям. Поэтому очень важно во время помочь такому ребенку. Материал предназначен для воспитателей ДОУ и родителей.
Цель: Беседа о детских страхах.
Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения этой проблемы.

Если Ваш ребенок боится


Что такое страх, знает каждый человек. Все мы не однократно сталкиваемся с теми или иными страхами в течение всей своей жизни. Особенно много страхов и переживаний мы испытываем в раннем детстве. И задача нас взрослых помочь своему чаду преодолеть волнующие его страхи и избавится от неприятных переживаний.
Детские страхи не всегда являются абсолютным злом. Страх - это сигнал, который подает организм в ответ на какую-то опасность. Испытывая страх, человек, будь то взрослый или ребенок, начинает искать способ преодоления возникшей опасности. Включается инстинкт самосохранения. У детей этот инстинкт развит сильнее, поэтому и страхи выражены ярче, эмоциональней.
Важно понять причину возникшего страха. Очень часто родители сами бывают причиной и источником возникшего страха. Психологи выяснили, что детские страхи тесно связаны с родителями.


Например, чем чаще происходят в семье ссоры между родителями, тем больше страхов возникает у ребенка. Или, желая оградить нашего ребенка от неприятностей, мы сами пугаем его: «Не ходи туда, там Баба-яга…», « Не лезь туда, упадешь…», «Будешь плохо себя вести, отдам тебя Бабаю…» и т.д. Родителям необходимо контролировать в первую очередь себя и свою речь. Старайтесь реже запугивать ребенка. Лучше объясните ему, почему так делать нельзя, и что может произойти.
Многие детские страхи со временем проходят, но некоторые поселяются в душе ребенка надолго, там они накапливаются, растут. И могут переходить в неврозы.
Такие страхи сами не уходят. И малышу необходима помощь взрослого.


Есть несколько советов по преодолению детского страха:
1 Чаще играйте со своим ребенком в такие игры, как прятки, догонялки, жмурки. Они помогут преодолеть основные детские страхи – темноты и неожиданных прикосновений. В игре страх переживается легко и весело.
2 Читайте сказки, показывайте мультфильмы, где герои преодолев боязнь становятся смелыми и храбрыми («Крошка Енот», «Храбрый заяц»).
3 Разыграйте сцену, где любимая игрушка боится того же, что и ребенок. И вместе придумайте, как помочь другу.
4 Если ребенок боится обычных вещей (шума лифта, самолета, резких звуков), просто объясните, как это работает и откуда берется этот звук.
5 Уделяйте своему ребенку больше внимания: чаще сажайте на колени, берите за руку. Говорите, как Вы Его любите.
6 Никогда не высмеивайте его страхи. Лучше расскажите, чего вы боялись в детстве и как справились с этой проблемой.
7 Нарисуйте страх. Пусть ребенок расскажет, как выглядит его страх и нарисует его. Затем, дорисуете этому чудовищу, что ни будь смешное, бантики, на пример. Смешное уже не может быть страшным. Или же другой вариант: посадите чудовище в клетку. Предложите ребенку избавится от страха, пусть он порвет рисунок.



Проведя эти не сложные действия, вы поможете своему ребенку избавится от тревожащих его мыслей, и воспитать в нем решительность и уверенность в себе.
Охи, ахи, охи, ахи,
В темноте гуляют страхи.
Аж испарина на лбу:
Ночью страх влетел в трубу!
Страх второй застрял в окне,
А один сидит во мне.
Он сковал мне ноги, руки,
От меня сбежали звуки,
Онемел язык во рту…
Ненавижу темноту!
Я включила в доме свет,
- Где вы страхи?
- Страхов нет!
Что страшней всего на свете?
То, что выдумали дети!

Консультация для родителей

«Как победить детские страхи?»

Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве.

Почему возникают страхи?

Причины:

Конфликтная обстановка в семье,

Ситуация когда ребенок живет на два дома,

Наличие страхов и тревог у мамы,

Жесткие методы воспитания малыша,

Запугивание и слишком высокие требования.

Страх имеет и позитивный смысл, так как позволяет человеку своевременно мобилизовать свои силы для решения жизненно важных ситуаций. Страх лежит в основе чувства самосохранения.

Немного о возрастных страхах.

От рождения до 6 месяцев: боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений;

6-7 м. до 1 года: страх громких звуков, боязнь незнакомых людей, страх раздевания, смены обстановки, страх высоты;

От 1 до 2 лет: страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы;

2-3 года: появляются страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты;

Для дошкольного возраста: три ярких страха – одиночества, темноты, замкнутого пространства.

От 6 до 7 лет: боязнь неожиданных звуков, потери родителей, физ. насилия, смерти.

Как долго длится возрастной страх?

Несколько месяцев + несколько рецидивов

Откуда берется страх сказочных персонажей? Страх сказочных персонажей чаще всего отражает наказание или отчуждение от родителей. Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети. Игнорирование этой проблемы может привести к невротизации ребенка и осложнению его адаптации в детском саду.

Пути решения:

1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят.

2. Не следует заострять внимание на страхе. Нужно отработать страхи в рисунках, лепке, игре и тд.

3. Пока страх – «невидимка», он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители, артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей из сказки.

7. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах. «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его».

8. Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.

Ночные страхи

Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка.

Ночные страхи,проявляются прежде всего в сновидениях.

Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Что не следует делать родителям перед сном детей, которые страдают от ночных страхов.

Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши! ») ;

Играть с ребенком в шумные игры;

Ругать и наказывать ребенка;

Ссорится в присутствии ребенка;

Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать;

Высмеивать страхи, реально осложняющие жизнь ребенка;

Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка;

Плотно кормить жирной и калорийной пищей.

Таблетка от страха перед сном

Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;

Включить мягкий приглушенный свет;

Спокойно пообщаться друг с другом;

Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)

Профилактика страхов

Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей,

Профилактику страхов начинать надо еще до рождения ребенка;

Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.

Принципы преодоления страхов

Позитивные эмоции;

Чувство уверенности в себе;

Принятие страха ребенка;

Конкретизация страха;

Приемы преодоления страхов

Творчество;

Надеюсь, что данная консультация поможет Вам разобраться с причинами возникновения детских страхов и способами преодоления.

Литература:

Шапиро Е. И. «Если у ребенка страхи? »;

Арефьева Т. А Галкина «преодоление страхов у детей».

Консультацию приготовила: воспитатель ГБОУ детский сад №1989- Готовцева Л,Е.

Похожие публикации