День космонавтики с детьми первой младшей группы. Занятие ко дню космонавтики по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе с использованием триз

Детский центр «Акварель»

Занятие ко дню космонавтики

по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе с использованием ТРИЗ

Тема

подготовили воспитатели

Бахарева Юлиана Владимировна

Бездетко Татьяна Михайловна

2016 г.

г. Новосибирск

Тема : «Большое космическое путешествие»

Цель: расширять знания детей о космонавтике и космосе.

Задачи: использовать ТРИЗ технологию, познакомить детей с планетами солнечной системы, кометами и астероидами, рассказать о Белке и Стрелке и о первом человеке в космосе – Ю. Гагарине, рассказать о подготовке к полёту, о космической еде и невесомости.

Оборудование: плакат «Планеты Солнечной системы», скафандры из ватмана по количеству человек в подгруппе, картинки по теме «Космос», звёздочки для награждения, тюбик со сгущенным молоком, одноразовые ложечки, морфтаблица, планшет для составления вопросов, карточки с изображением комет и астероидов.

Ход занятия

    Организационный момент.

Воспитатель приглашает ребят выйти из группы в приёмную, чтобы посмотреть свои рисунки и поделки ко дню космонавтики. Напоминает детям, что сегодня 12 апреля – день первого полёта человека вокруг Земли.

Ребята, мы хотим вас пригласить в большое космическое путешествие. А в путешествие отправятся те, кто ответит на следующие вопросы:

Кто первый полетел из людей в космос? Солнце планета или звезда? Что летает вокруг Земли и может быть полной, неполной или вообще невидимой? Какие планеты вам известны? На чём полетел Юрий Гагарин в космос? Почему после полёта космонавтам тяжело на Земле ходить? Нужны ли космонавтам в полёте ложки и вилки? Какие животные помогли учёным изучать полёты в космос? В каком месяце совершил свой полёт Ю. Гагарин?

( дети, ответившие на вопрос, проходят на стульчики у доски, на ней плакат с планетами солнечной системы)

    Повторение планет солнечной системы.

Воспитатель:

Посмотрите на плакат, кто назовёт звезду нашей системы. (Солнце)

Давайте повторим все планеты солнечной системы с помощью пальчиковой игры:

Андрей Усачев

На Луне жил звездочёт (смотрим в воображаемую трубу)

Он планетам вёл учёт: (пальчиком показываем на планеты по плакату)

МЕРКУРИЙ - раз, (по порядку разгибаем пальцы кулачков)

ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Кто не видит - выйди вон !(сначала руками закрываем глаза, потом указательными и средними пальцами показываем шаги по бедру)

Воспитатель:

Ой, смотрите, какой-то конверт?! (читает)

Это письмо от учёных, в котором содержится просьба сфотографировать кометы и астероиды, чтобы узнать, насколько они далеко или близко от Земли.

Что ж, нас просят о помощи. Поможем учёным? Мы отправимся в космическую экспедицию. Проходите на медосмотр. Наш врач проверит ваше зрение, мышление и знания.

(подготовлен стенд с иллюстрациями о космосе и дети называют изображение и рассказывают, что им известно)

Дети:

Это Юрий Гагарин. Он первый полетел в космос.

Это Белка и Стрелка. Они помогли учёным.

Это ракета, Восток-1, на ней летал Гагарин.

Это наша Земля и Луна.

Это скафандр для космонавта.

Это космодром.

Это космонавты в состоянии невесомости.

Это космическая еда.

Это космонавты в открытом космосе.

Воспитатель:

Чтобы полететь в космос, космонавты проходят специальную подготовку в центре по подготовке космонавтов. Сейчас посчитаем наш пульс в покое. Нам нужно укрепить свой организм и поможет в этом весёлая зарядка.

    Физминутка

(под фонограмму «Если очень захотеть – можно в космос полететь»

дети повторяют ритмичные движения).

Дети считают пульс и сравнивают с нормой для детей за 10 секунд.

    Строительство ракеты.

Воспитатель:

Ребята, мы прошли подготовку к полёту, теперь нам нужно дружно построить ракету.

(дети ставят стульчики друг за другом по два, впереди ставится рисунок ракеты «Восток-1»)

А без чего космонавт не может лететь, ведь в космическом пространстве нет воздуха.

Дети: без скафандра.

Надеть скафандры, экипажу занять свои места!

    Полёт и выполнение съёмки объектов.

(дети надевают подготовленные из ватмана имитацию скафандров и под фонограмму со звуком взлетающей ракеты «отправляются в полёт»)

Мы вышли на орбиту и состыковались с космической станцией, можно сделать снимки комет и астероидов. Кометы это ледяное тело в виде звезды с хвостом. Астероид – это космическое тело, в виде огромного камня. В слоях атмосферы маленькие астероиды сгорают, оставляя огненный хвост.

Сделайте свои снимки (дети передают игрушечный фотоаппарат друг другу и выполняют «съёмку», воспитатель в это время раскладывает под стульчики иллюстрации комет и астероидов).

Работа закончена – пора на Землю! (звучит гул ракеты, затем дети снимают скафандры)

    Работа с морфтаблицей (ТРИЗ)

Воспитатель:

Дорогие космонавты, сдайте свои снимки в архив. Чтобы помочь учёным, распределите снимки в соответствии с цветом (верхний ряд занимают карточки с цветами, во второй ряд дети ставят снимки комет и астероидов соответственно цвету), давайте проверим всё ли верно.

    Отдых после путешествия.

Воспитатель:

Спасибо вам за помощь, теперь учёные уверены, что кометы и астероиды пролетят мимо и нашей планете ничто не угрожает! Ребята, после полёта вам нужно отдохнуть. Проходите к доске и садитесь по-турецки, закройте глаза и послушайте спокойную музыку

(в это время воспитатель на доске магнитами прикрепляет картинки двух разных ракет).

Давайте вспомним стихотворение Юрий Гагарин В. Степанова

Юрий Гагарин В. Степанов

В космической ракете (держат руки над головой, имитируя острый нос ракеты)

С названием «Восток»

Он первым на планете (поднять один палец вверх)

Подняться к звездам смог (тянемся за руками вверх, став на носки). Поет об этом песни (дирижируем руками)

Весенняя капель:

Навеки будут вместе (руки над головой держим в замке)

Гагарин и апрель!

Игра «Найди пять отличий»

Давайте поиграем – возьмите подзорные трубы и найдите отличия у ракет (ТРИЗ – называют объекты, которые отличаются по цвету, размеру, месту нахождения и по количеству).

А теперь пора подкрепиться, получите космические ложки. Отгадайте, пожалуйста, какая космическая еда в тюбике (тюбик со сгущёнкой заклеен бумагой, имитируя еду для космонавтов).

(ТРИЗ – Технологическая карта по обучению формулировке вопросов)

Прочитайте вопрос и дайте ответ.

Какая еда в тюбике по вкусу?

Еда в тюбике по вкусу похожа на сгущёнку.

Правильно!

    Итог.

Воспитатель:

Ребята, что мы делали на занятии?

Дети:

Делали космическую зарядку, летали в космос, фотографировали кометы и астероиды, ели космическую еду, надевали скафандры, играли.

Воспитатель:

Вы справились с заданием и заслужили звёздочки героев. Сохраните их и вечером расскажете родителям о нашем большом космическом путешествии!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4

Проект в младшей

группе

«День космонавтики»

Руководитель проекта: воспитатель, С.А. Бондаренко

Венгерово 2016г.

Актуальность проекта: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Проблема: дети не знают праздник - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект.
Обоснование проблемы:
1. Родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, а именно, Дню космонавтики.
2. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы «Пчёлки», педагоги, родители.

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.

Задачи:
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе, дисциплинированность, любознательность. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране. Воспитывать у детей умение слушать взрослых.
4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.

Предполагаемый результат проекта:
1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.


Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей «« Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики», выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».

Реализация проекта:

Работа с родителями:


- консультация «Знакомим ребенка с космосом»;
- папка – передвижка « Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики»;
- беседа «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом, праздником «День космонавтики», первым космонавтом»;
- рисунки, сделанные совместно с детьми «Этот удивительный космос».

Работа с детьми (см. приложения):


1. Рассматривание материала по теме «Космос»;
2. Беседа «Какое бывает небо?»;
3. Аппликация «Космическое путешествие»;
4. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос»;
5. Выкладывание из счетных палочек (путем наложения) ракеты, звездочки, самолета, солнышко (или выкладывание из геометрических фигур);
6. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»;
7. Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»;
8. Сюжетно–ролевая игра «Полёт в космос»;
9. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
10. Физкультминутка «Ракета»;
11. Просмотр мультфильмов «Винни Пух», «Незнайка на луне».
Итог работы:
1. Выставка работ «Этот удивительный космос»
2. Коллективная работа с детьми «Космическое путешествие»

Приложения

Беседа «Какое бывает небо?»

Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
Воспитатель:
Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:
Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро как вечер красным подсвечен,
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.
Воспитатель:
Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).
Воспитатель:
Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь (Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... (Небо.)

Рассматривание материала по теме «Космос»


Просмотр презентации «Космическое путешествие с Незнайкой» и мультфильмов



Чтение стихотворений на тему «Космос», загадывание загадок

Земля
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
ххх
Солнечная система
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время
ххх
Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
Легко с тобой живётся!
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
-Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.
ххх
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
ххх
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю..."
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел
Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир-
Не чудо ли для всех?!-
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу-
Мне надо только подрасти-
И в космос полечу!!!
Автор – Татьяна Шапиро
ххх
Прекрасно нёбо звёздное,
Прекрасен мир планет.
Но вам скажу серьёзно я:
Земли прекрасней нет!
Пусть Млечный Путь и стелется,
Алмазами пыля,
Но верит, ждёт, надеется
Любимая Земля,
Пусть дальняя галактика
И манит, и зовёт,
Но в праздник космонавтики
Вокруг весна цветёт,
И сердце так уверенно
Стучит тебе в ответ:
Доказано, проверено-
Земли прекрасней нет!
ххх
Римма Алдонина
Звёзды
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда

Интерес к Космосу пробуждается уже в раннем возрасте. Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром.
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный...(спутник)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ...(комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам...(Луна)

Подвижные игры

«Солнышко и дождик»
Цель:
Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей-
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

«Солнечные зайчики»
Цель:
Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.

Пальчиковая гимнастика

«Солнышко светит»
Цель:
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.
Материалы: Круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.
Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).

«Тучки»
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).

Дыхательная гимнастика «Ветерок»:

тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. (Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз).

Физкультминутка «Ракета»

Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимает руки вверх и машем)


Аппликация «Космическое путешествие"

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Космическое путешествие». Учить детей составлять изображение ракеты из готовых форм (квадрата, треугольника, кружков разных размеров). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность, уверенность.
Предварительная работа:
Беседа о космосе (открытки, фотографии, дидактические пособия). Подвижные игры «Солнышко и дождик». Выкладывание ракеты из разных предметов (карандашей, счетных палочек, шнурков).

Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Материалы, инструменты, оборудование.
Ватман голубого (серого, фиолетового) цвета, бумажные формы – квадраты, треугольники, кружочки, клей. Материал для рассматривания.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение «Ракета»:
Пилот в космической ракете
на Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

Воспитатель составляет на фланелеграфе или магнитной доске изображение ракеты из геометрических форм (корпус – квадраты, нос-треугольник и т.д.). Обращает внимание детей на детали, подготовленные для работы. Дети составляют аппликации.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают)

Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
(Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
(Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут на месте легким бегом).
После занятия.
Оформление выставки «Космическое путешествие». Чтение стихотворения:
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!







Консультация «Знакомим ребенка с космосом».

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.

«Почему Луна превращается в месяц?

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отлив ы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.

«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды.
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Спойте с малышом песенку «Солнышко»:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется.
(Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап –кап, кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, (Грозят пальчиком.)Ты нас, дождик, догоняй!

Анна Дандыль
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «День космонавтики»

Занятие в первой младшей группе на тему «Весна. День космонавтики

(познание + развитие речи + продуктивная деятельность)

Цель :

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; напомнить об изменениях, происходящих весной в природе.

Дать первоначальные сведения о Солнце и Земле, космосе и первых космических полетах .

Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитывать любознательность.

Материал.

Заготовки для практической деятельности с контурами космических объектов , нанесенными мелками, мелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка; изображения весны, грача и созвездий; желтый мяч; мяч-макет Земли; макет космического летательного аппарата; две игрушки – собаки.

Ход урока

Воспитатель :

Детки, вы все очень умненькие, сообразительные, ну-ка, отгадайте загадку, какое время года я загадала :

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла. (весна)

Воспитатель : ребята, а какие весенние праздники вы знаете?

Молодцы! Сегодня у нас (дата, месяц апрель солнечный, но ветреный. А какие еще весенние месяцы знаете? Давайте дружно скажем : «Март, апрель и май – никогда не забывай» .

Приметы весны всем известны. (Детям показывается весенняя картинка) Что светит ярче? Что тает? Кто прилетает? (Демонстрируется изображение грача и картина «Грачи прилетели» ) Весной к нам возвращаются грачи. Гнезда они строят на высоких деревьях, в городских парках или на деревьях, растущих вдоль тротуаров. Давайте с вами на минуточку превратимся в грачат.

Физкультминутка

Все грачата крепко спят,

И по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре,

Будет шумно во дворе.

“Грачата ” просыпаются, машут “крыльями”, “летают” (бегают, размахивая руками) . Во время “полета” “грачат” воспитатель говорит :

Вышла тетя на дорожку,

И грачатам сыплет крошки.

Сыплет из чашки воображаемые крошки и поет :

Тут грачата прилетали,

И все крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук,тук,

Ножками стучали.

Дети садятся на корточки и “клюют”. Воспитатель приговаривает :

Собака по двору гуляла,

Всех грачаток распугала.

Берет игрушечную собачку, “лает” и догоняет убегающих “воронят”.

Воспитатель : Ну-ка, умнички-грачишки, повторите, что же весной ярко светит, греет, припекает? Солнышко! А вы знаете, что Солнышко – это большая звезда, вокруг которой планета Земля прогуливается по кругу? (Воспитатель показывает большой желтый мяч, вокруг него «обходит» мяч-макет меньшей величины, изображающий планету.)

Воспитатель : Ребята, а что же это за собачка разогнала грачат, кто же у нас в гостях? Давайте познакомимся!

Меня зовут Белка! Я – собака-космонавт ! Много лет назад стартовал космический корабль "Восток", экипаж которого состоял из двух собак - меня и моей подружки Стрелки. Через некоторое время наш корабль совершил виток вокруг планеты. (Воспитатель показывает модель космического корабля , который «облетает» макет Земли). Облетев вокруг Земли, экипаж отправился обратно на Землю. После этого путешествия, хорошенько подумав, ученые пришли к выводу, что никакой опасности для человека пребывание в космосе не представляет . И вслед за Белкой и Стрелкой, 12 апреля 1961 г., в космос отправился и человек – Юрий Гагарин. Ну, а потом уже и многие другие смогли посмотреть на Землю из космоса . С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем день космонавтики - праздник космонавтов и всех , кто помогает им успешно летать в космос .

Воспитатель : Вот это история! А где же твоя подружка, Стрелка?

Отдыхает. Вчера мы с ней испытывали новые тренажеры для космонавтов и устали . Но, мне кажется, что она все-таки заспалась. (Белка «подходит» к Стрелке, которую заранее положили спать на диван.)

Белка – Эй, подружка, ты чего грустная и сонная скоро же праздник у нас?

Стрелка - Да вот, спать хочу, а через полчаса надо опять по делам.

Белка - Умаялась? Ну, давай, ложись, поспи, а мы посмотрим.

Стрелка – Хорошо, посмотрите, а через пол часика разбудите, а то мне еще к празднику готовиться.

Белка - Спи, спи, обязательно разбудим, не волнуйся.

Улеглась Стрелка, а Белка вокруг нее бегает, суетится.

Белка - Может подстилку подстелить?

Стрелка - Я спать хочу, не надо, так усну.

Белка - Как не надо? Как не надо? На подстилке мягче будет!

Белка бежит за меховой подстилкой и тащит ее к Стрелке. Хвост поднимает, под лапы подкладывает.

Белка - Может тебе перед праздником костюм почистить?

Стрелка - Что тебе еще?

Белка – Костюм почистить?

Стрелка – Не надо, отстань. Просто смотри, чтоб не проспала более получаса.

Белка - Может тебе шерсть расчесать?

Стрелка – Да оставь же меня, Белка, спать охота!

Белка – А хочешь, я тебе сказку расскажу?

Стрелка - Да нет же, не надо!

Белка - Жили были Космонавт Баз , Робот Валли и обезьянки-астронавты Титан, Лина и Хэм, и вот одна обезьянка…

Стрелка - Ох, Белка, измучила ты меня!

Белка - Ну спи, спи, а я песенку спою! «Ключ на старт, снова взлет, снова новый предстоит полет. Эй, пилот, давай, не трусь… 5-4-3-2-1- пууск…»

Стрелка - Ну, Белка, ну, спасибо, удружила! (поднимается и собирается уходить)

Белка - Э? Куда ты? 30 минут не прошло! А сама просила через пол часика!

Воспитатель : Стрелка, не обижайся на подружку. Просто она хочет, чтобы детки узнали, что в апреле мы празднуем День Космонавтики ! Это же и твой праздник, так что повеселись вместе с нами.

Если бы я всегда была такая же грустная, то не смогла бы совершить свой главный полет вокруг Земли. Ну, ладно, попробую. Вы уж меня повеселите, порадуйте, и скажите ласковые слова.

Воспитатель : Ребята, давайте скажем такие слова Стрелке.

Упражнение «Скажи ласково» .

Собака – собачка.

Хвост – хвостик.

Корабль – кораблик.

Нос-носик.

Солнце – солнышко.

Костюм – костюмчик.

Звезда – звездочка.

Да, мне немного веселее стало. А можете ли вы еще что-то интересное рассказать ?

Игра «Один- много» .

Детям воспитатель напоминает, что праздник День Космонавтики весенний , и что он для всех, для каждого малыша и взрослого, поэтому весенних слов должно быть много :

Ручей – ручьи – много ручьев

Трава – травы – много трав

Солнце – много солнца

Сосулька – сосульки – много сосулек

Гнездо – гнезда – много гнезд

Почка- почки – много почек

Белка - Хорошо, а, может быть, поиграем?

Воспитатель : Хорошо, поиграем в космонавтов . Отправимся в полет на космическом корабле , понаблюдаем за созвездиями! Ребята, ученые, которые наблюдают и изучают звезды, обнаружили, что если внимательно посмотреть на звезды, то их группы могут напомнить нам различные фигуры. (показывает картинки, с упрощенным изображением разных созвездий)

Давайте посмотрим внимательно на эти созвездия. Как бы вы их назвали? (Дети придумывают названия)

Стрелка – Подождите, подождите, какой же праздник у нас будет без интересных рисунков ? Ребята, вы любите выдумывать, а рисовать? Нарисуйте мне, пожалуйста, красивые рисунки, а я отнесу их в космический центр , для тренирующихся космонавтов .

Воспитатель детям предлагает лист бумаги, на котором заранее нарисованы мелками контуры различных космических объектов . Дети должны закрасить мелками кометы, планеты и прочие изображения, а затем красками, поверх изображения закрасить весь лист.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Хорошо поработали! (Вместе с детьми полюбоваться рисунками и отметить, что все очень старались, рисовали аккуратно, правильно, с любовью.) Белка и Стрелка, спасибо вам большое, за то, что вы нам рассказали о таком празднике, как День Космонавтики . Благодаря вам, мы узнали, что он празднуется 12 апреля и что первыми в космос , оказывается, полетели собаки.

Ребята, а вы запомнили, что Земля крутится вокруг Солнца и что первым человеком в космосе стал Юрий Гагарин ? Молодцы! Давайте соберем ваши работы и отправим их в космический центр , нашим космонавтам . (Собирают работы. Прощаются с собаками.)

Комплексное занятие во второй младшей группе «Путешествие в космос»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине; закрепить умение рассказывать уже знакомый текст по схеме,активировать слуховые и зрительные анализаторы,закрепить знание геометрических фигур и умение выкладывать их по образцу; развивать у детей речь.воображение и мышление, умения взаимодействовать друг с другом; Побуждать детей к совместной деятельности;воспитывать у детей умение слушать взрослых.

Активизировать словарь: планета,созвездие,ракета, скафандр, луна.

Методы и приёмы: игровые,наглядные, словесные. проблемно-поисковые, практические.

Оборудование: таблица мнемотехники, портрет Ю.А. Гагарина, альбом «Белка и стрелка»,выставка книг о космосе, выставка работ на тему «Космос», конструктор (плоскостной),образец «ракеты», карты с изображением созвездий, скафандр на каждого ребёнка, волшебный цветок

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Беседа с детьми :

Ребята,чей портрет мы видим?

А кто полетел в космос раньше Ю.А.Гагарина?

Дети, а вы хотели бы стать космонавтами?

Давайте с вами вспомним стихотворение « Мы космонавты» и расскажем его с помощью схемы.

Основная часть:

Раздаётся стук в дверь,входит Незнайка и плачет.

Воспитатель: здравствуй Незнайка! Что случилось?

Незнайка: ребята у меня беда я хотел полететь на …забыл как называется,но я знаю про нею загадку,помогите мне её отгадать:

ночь приходит - она восходит,

утром на смену –солнце приходит.(луна)

Да, да! Какие вы молодцы! Я хочу полететь на луну, там растёт цветок, который исполняет желания, а у меня их так много! Вот только ракета у меня сломалась..

Воспитатель: не переживай Незнайка! Ребята давайте поможем Незнайке,построим ракету

/дети строят ракету из плоскостного конструктора на полу по образцу/

Воспитатель: теперь наша ракета готова к полёту. Ребята,вы хотите отправиться в космическое путешествие? А что необходимо одеть космонавту? Что бы полёт прошёл удачно вот вам всем по скафандру.

ЗВУЧИТ КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Воспитатель: наш маленький космический корабль пролетает по вселенной.А сейчас мы пролетаем мимо звездочек.Давайте остановимся и разглядим их повнимательнее?

/Дети подходят к созвездиям/

Воспитатель: Ребята,посмотрите,летели мы в космос,а попали как будто в зоопарк! Маленькие звёздочки собираются вместе у самой большой звезды побольше и получается целое созвездие.Посмотрите здесь созвездие ЛЬВА, а это что за созвездие?…./дети называют созвездия опираясь на животных которые изображены на картах созвездий/А вот созвездие большой и малой медведицы их можно увидеть над вашим домом,когда совсем темно. Люди говорят, что медведицы – это заколдованные принцессы.

Физминутка

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Космонавты»

/ЗВУЧИТ КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА/

Воспитатель: и вот появились планеты.Давайте подлетим поближе,чтобы разглядеть их тоже. Как интересно! Какие они разноцветные! Ребята,а что это за планета? почти вся синяя?

/Дети отвечают ЗЕМЛЯ,/а почему на ней так много синего цвета?/ответы детей/

Воспитатель обращает внимание на солнце - оно самое большое.

Воспитатель: Внимание,дети, мы прилетели на луну

Незнайка: Вот здорово,ребята вот он волшебный цветок! Ребята,а у вас есть желания?(ответы детей)

Воспитатель: А у тебя,Незнайка,какое желание? Да я мечтаю о том,чтоб у меня было очень много друзей!

Воспитатель: ребята,а вы хотите быть друзьями Незнайки?(Да!) Ну вот,Незнайка,видишь сколько у тебя сразу появилось друзей!

Незнайка: у моих друзей в солнечном городе тоже столько желаний!

Воспитатель: в следующее путешествие,Незнайка,мы обязательно возьмём твоих друзей! Правда,ребята? Ну а сейчас нам всем пора возвращаться в детский сад! Ребята занимайте места в ракете!

ЗВУЧИТ КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие?А тебе Незнайка?

Незнайка: Спасибо! Очень понравилось с вами путешествовать! Но мне пора возвращаться в свой цветочный город!

Воспитатель: Незнайка ты забыл свой рюкзак!

Незнайка: Я совсем забыл, ребята, вы же теперь все мои друзья! Я хочу подарить вам цветы, они тоже волшебные, в каждом цветочке есть сюрприз. Эти цветы растут в моём цветочном городе!(дарит и прощается)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Дети отвечают на вопросы по занятию.

«Космическое путешествие»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Познание»(формирование элементарных математических представлений) «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение.

Цели деятельности педагога: познакомить с праздником «День космонавтики», профессией космонавт; воспитывать уважение к людям, активность, самостоятельность; закрепить умение ходить по кругу, взявшись за руки; учить бегать врассыпную, прыгать с места; учить слушать и понимать стихотворения; закрепить знание геометрической фигуры круг; повторить цвета; развивать активность, память, мышление.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: заинтересованно слушает рассказ педагога о Дне космонавтики, отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических играх, рассматривает картинки, с интересом слушает стихотворения.

Материалы и оборудование: картинки с изображением Земли в космосе, космического корабля, ракеты, портрет Ю. А. Гагарина, обручи, скакалки, набор предметов для игры «Что пропало? »

1. Организационный момент.

Воспитатель. Скоро праздник- День Космонавтики. Высоко к звездам, в космос, летают люди-космонавты.

2. Беседа о космонавтах.

Воспитатель. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин (показ портрета) .

Дети внимательно рассматривают портрет Ю. А. Гагарина.

Воспитатель. Какой человек изображен на портрете?

Дети описывают внешние черты космонавта.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Пусть дышится Гагарину легко,

Пусть мчится сквозь закаты и рассветы.

Никто и никогда так далеко

Не отрывался от родной планеты.

Он мужеством Отчизны наделён,

Он бросил неизведанному вызов.

Никто и никогда ещё, как он,

Вдруг всей Земле не становился близок.

Товарищ наш вернулся полный сил!

Он - высший взлёт штурмующего века -

Сердца народов он объединил

Великой гордостью за человека!

Борис Дубровин

Воспитатель. О ком стихотворение?

Какой Гагарин в стихотворение?

Ответы детей. (герой, отважный, мужественный, великий)

3. Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По группе разложены обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу.

Воспитатель читает стихотворение:

Ждут на быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Дети разбегаются и занимают места в «ракетах».

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы все готовы к полету.

4. рассказ о космическом корабле.

Мы взлетаем на наших кораблях.

Воспитатель показывает картинку космического корабля.

Воспитатель. Это космический корабль. На нем космонавты бороздят просторы космоса. Эти корабли очень большие и быстрые.

5. Знакомство с видом земного шара.

Первое, что видит космонавт очутившись в космосе - это наша планета Земля.

Воспитатель показывает картинку Земли (вид из космоса).

Воспитатель.

Посмотрите! Какая она красивая!

Какой формы наша планета?

Какие цвета вы видите?

6. Подвижная игра «Космический прыжок»

Воспитатель. Чтобы космическому кораблю долететь до далекой планеты, ему нудно совершить космический прыжок.

На полу лежат параллельно две скакалки на расстоянии 30-40 см.

Дети прыгают через них.

Воспитатель. Мы с вами совершили космический прыжок.

Пора возвращаться домой.

Дети садятся на свои места.

7. Дидактическая игра «Что пропало? »

Воспитатель. Посмотрите сколько всего мы привезли из путешествия. Выкладывает на стол разные предметы.

Космонавты очень внимательны. Давайте с вами поиграем.

Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет один из предметов. Дети открывают глаза. И называют предмет, который исчез.

Игра проводится несколько раз.

8. Рефлексия.

Какой праздник скоро наступит?

Как называется человек, который летает в космос?

На чем он летает?

Похожие публикации