Что такое любовь и какой она бывает: взгляд психологов. Что такое любовь к противоположному полу? Аргументы науки и жизни

Любовь - что это такое? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью?

Тоска по человеку, сексуальное влечение, светлые мечты, желание человеку добра - всё ли это любовь? А может, любовь - это что-то большее чем чувство? Как узнать, что это любовь?

Попробуем разобраться в том, что такое любовь.

Любовь это забвение себя


Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь. Когда любишь женщину, этой любовью начинает просвечивать весь мир вокруг. Ведь это не оттого, что женщина собой всё заполонила, хотя такое бывает, но это другое, не любовь...
Читать дальше

Зависимость – подмена любви


Если эти отношения часто причиняют нам боль, у нас появляется представление, что любовь это мучение, едва ли не болезнь. Действительно, возможно, ваши отношения больны. Только, скорее всего, правильное название их не «любовь», а «зависимость».
Читать дальше

Что такое любовь?


Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность - это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь. Когда человек влюблен, его чувство, конечно же, выражается словами «Я ее (его) люблю». Однако сразу же возникают две проблемы.
Читать дальше

Любовь не причиняет страданий


Любовь не причиняет страданий, она делает людей счастливыми и благодарными друг другу за терпение и уважение в столь самоотверженном подвиге, который они рука об руку по жизни этой несут вместе. Любовь это когда ты живёшь для другого человека, живешь его жизнью, ты дорожишь каждой минутой с ним, тебе с ним хорошо всегда, даже когда он что-то не по-твоему делает.
Читать дальше

Любовь – это сопереживание


Что такое любовь? Для себя самый верный признак любви я нашёл у апостола Павла: «радуйтесь и радующимися и плачьте с плачущими». Когда радость человека подлинно становится моей радостью, когда всё, что его радует, радует меня, а его боль становится моей болью, здесь есть любовь. На более низком уровне я сказал бы – это сопереживание.
Читать дальше

Любовь – это когда ты любишь человека с его недостатками


Любовь это, наверное, когда ты любишь и недостатки другого человека. Если человек тебе кажется красивым, умным, талантливым – это не обязательно любовь. Другое дело, если ты знаешь и любишь те недостатки, которые у него есть.
Читать дальше

Нет человека, который не обладал бы талантом любви


Нам, людям, конечно, дан очень большой аванс. Нет человека, который бы не обладал даром любви. И жизнь каждому человеку как раз дана, чтобы он этот талант развивал и приумножал. Это действительно талант. Можно его закопать из страха быть непонятым, наказанным, а можно его культивировать, обрабатывать и приумножать.
Читать дальше

«Я не хочу печалить вас ничем» – тоже признак духовной любви


Что такое любовь? Любовь это состояние души, и присуще только человеку, как образу Божьему. Раньше говорили не «я его люблю», а «я его жалею». Слово «любовь» слышалось в храме, а не дома. Значит ли это, что не было любви? Нет. Само слово «жалею» означает, что что-то жалит человека, уязвляет, т.е. я нахожусь по отношению в состоянии боли за этого человека. Вот она какая, настоящая любовь.
Читать дальше

«Стерпится – слюбится» – это самое зерно любви


Законом является то, что если вы самое главное решили – что он твой муж, а ты его жена, – то как бы тебя что-то ни огорчало в нем, а ему в тебе, но если вы самое главное решили, то всё будет, любовь будет. Любовь обнимет вас и будет сопровождать вас всю жизнь. А когда дети пойдут, то это состояние ещё больше умножится.
Читать дальше

Настоящая любовь делает человека лучше


Мы знаем, что такое любовь. Этому чувству удалось раскрыть в нас самое прекрасное, что Бог в нас заложил. Переживая настоящую любовь, ты узнаешь в себе новое, чего раньше не знал. Во всяком случае, настоящая любовь никогда не может сделать человека хуже, чем он был.
Читать дальше

То, что не вечно, не имеет права называться любовью


Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить. Действительно, если хочешь иметь хорошую жену, то выбирать можно долго и тщательно, и всё равно идеальную не найти. А если ты хочешь стать мужем, стать-то им ты можешь при любой жене. Какая бы жена ни попалась, ты сам будь хорошим мужем – вот и всё! Настоящая любовь– это состояние двух людей («два в плоть едину»), а влюбленность – это просто чувство.
Читать дальше

Экология познания. Психология: Мне известны многие стороны личности другого человека: не только достоинства, но и недостатки, пороки и противоречивость его натуры. Я осведомлен о его мыслях и чувствах. Мне известно, что происходит в его душе.

Любить - значит знать любимого человека

Мне известны многие стороны личности другого человека: не только достоинства, но и недостатки, пороки и противоречивость его натуры. Я осведомлен о его мыслях и чувствах. Мне известно, что происходит в его душе. Я знаю, что скрывается за социальной и ролевой маской, и мне известно, каков этот человек на самом деле.

Любить - значит заботиться о благополучии того, кого любишь

Моя забота продиктована искренней любовью. Она не давит на любимого человека, и я не превращаю его в свою собственность. Напротив, моя забота - источник свободы для нас обоих. Если ты мне небезразличен, я забочусь и о том, чтобы ты развивался как личность. Я надеюсь, что ты сможешь полностью реализовать все свои возможности. Это значит, что я не мешаю тебе делать то, что ты делаешь, хотя временами я испытываю некоторый дискомфорт.

Любить - значит уважать достоинство человека, которого я люблю

Если я тебя люблю, я вижу в тебе самостоятельного, не зависящего от меня человека. Я уважаю твои нравственные ценности, мысли и чувства. Я не настаиваю на том, чтобы ты отказался от своей индивидуальности ради соответствия моим представлениям о тебе. Я могу позволить тебе сохранить свою самобытность, я даже буду содействовать этому. Я не стану обращаться с тобой как с вещью, и не буду использовать тебя для удовлетворения своих потребностей.



Любить - значит брать на себя ответственность за любимого человека

Если я тебя люблю, я чутко воспринимаю большинство твоих личностных потребностей. Подобная ответственность не означает, что я стану делать для тебя то, что ты в состоянии сделать сам. Яме стану проживать за тебя твою жизнь. Ответственность - это понимание того, что моя личность и мои поступки влияют на тебя. Но во многом именно от меня зависит, счастлив ты или нет. Любящий способен и обидеть того, кого любит, и пренебречь им. В этом смысле для меня любить - значит брать на себя ответственность за то, как скажутся на тебе мое поведение и мои поступки.

Любовь - это совершенствование обоих: и любящего, и любимого

Я люблю тебя, и эта любовь делает меня лучше. Для меня ты - стимул, и мне хочется полностью реализовать свои возможности. Моя любовь - такой же стимул для тебя. Заботясь о другом и ощущая его заботу, каждый из нас совершенствуется. Мы делимся друг с другом жизненным опытом, что не умаляет значения каждого из нас как личности.

Любить - значит быть преданным тому, кого любишь

Любовь - это преданность тому, кого любишь. Преданность вовсе не означает полного отказа от себя во имя другого или перманентных отношений. Но она означает безусловную готовность быть рядом с любимым человеком, когда ему тяжело, когда его мучают сомнения, когда он страдает и преодолевает трудности. Это также и готовность делить с ним спокойные и радостные минуты.

Любить - значит быть уязвимым

Я доверился тебе и открылся. Ты можешь причинить мне боль, отвергнуть меня, и я вообще могу тебя потерять. Но, несмотря на боязнь потерять тебя, я должен позволить тебе стать значимым для меня человеком, - вот что такое любовь. Поскольку ты - не совершенство, ты вполне можешь заставить меня страдать. В любви не может быть никаких гарантий, и никто не может обещать тебе, что она будет длиться вечно. Любить - значит участвовать в жизни другого человека и делить с ним тот опыт, который он приобретает. Я люблю тебя, а потому хочу проводить с тобой время и делить с тобой значимые стороны твоей жизни. Но одновременно я хочу делить с тобой важные события своей жизни.

Любить - значит доверять тому, кого любишь

Я люблю тебя, а потому верю, что ты примешь мою заботу и мою любовь. Я верю, что сознательно ты не заставишь меня страдать. Я верю, что для тебя я - человек, которого можно любить. Я верю, что ты не бросишь меня. Я верю, что наша любовь взаимна. Если мы доверяем друг другу, нам нечего скрывать друг от друга, незачем носить маски и притворяться. Мы можем продемонстрировать друг другу свою истинную сущность.

Любить - значит доверять самому себе

Огромную роль в любых отношениях играет доверие к любимому человеку. Но не меньшее значение имеет и возможность доверять самому себе. Если вы не решаетесь положиться на себя, вы вряд ли сумеете поверить человеку, желающему разделить с вами любовь.


Любить - значит быть способным принимать недостатки

В отношениях, основанных на любви, бывают минуты опустошенности, когда мы почти готовы махнуть на все рукой. Бывают минуты напряжения и минуты, когда мы чувствуем, что порвать отношения невозможно. Истинная любовь - не безоблачное счастье. Однако мы способны пережить и тяжелые времена, потому что помним наше прошлое и можем представить себе наше будущее, если разберемся в наших проблемах и покончим с ними.

Любовь - это свобода

Любовь дается по доброй воле. Моя любовь к тебе не зависит от того, оправдаешь ты мои ожидания или нет. Человек, испытывающий настоящую любовь, не говорит: «Я полюблю тебя тогда, когда ты превратишься в совершенство или когда станешь таким, каким я хочу тебя видеть». Настоящая любовь - это дар, который тебе вручают, не требуя ничего взамен. Она не ограничена никакими предварительными условиями.

Любовь к человеку означает потребность в нем

Если без тебя я ничего собой не представляю, значит, мою любовь к тебе нельзя назвать истинно свободной. Если ты покинешь меня, мне будет грустно и одиноко, но я смогу выжить. Если же без тебя я не смогу выжить, значит, я не свободен и не могу подвергать сомнению наши отношения или критиковать твои действия. Боясь потерять тебя, я удовлетворюсь меньшим, чем мне нужно, а это приведет к обиде.

Любить - значит отождествлять себя с любимым человеком

Если я люблю тебя, я могу проникнуться твоими чувствами и смотреть на мир твоими глазами. Это возможно потому, что в тебе я вижу себя, а ты видишь во мне себя. Подобная близость вовсе не означает, что мы неразлучны. Разлука и расстояние иногда очень важны для отношений любящих друг друга людей. Расстояние может не только придать новый импульс отношениям, но и способно помочь любящим открыть в себе новые черты. Благодаря этому они, встретившись, увидят друг друга в новом свете. Парадокс любви в том, что два существа, становясь единым целым, остаются индивидуальностями.

Истинная любовь невозможна без адекватной самооценки

Любить - значит освободиться от иллюзии полного контроля

Чем энергичнее я стремлюсь к полному контролю, тем хуже мне это удается. Любовь предполагает отказ от попыток контролировать все и вся. Она предполагает открытость событиям, которые происходят вокруг нас. Такая открытость означает, что человек способен удивляться. Чем больше в любви неожиданного, тем дольше она живет. Предсказуемость убивает любовь. Удивление и изумление - вот сущность любви. Превратить любовь в узницу повседневности - значит лишить ее страсти и навсегда утратить ее. опубликовано

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Что такое любовь? Этим вопросом каждый из нас задавался не один раз – и каждый раз не мог выразить это словами. Почему это чувство посещает человека, в чем секрет его власти над нами, как определить, что то, что мы испытываем к другому человеку, и есть та самая любовь?

Что значит любовь?

Это, пожалуй, самое интимное чувство, которое может испытывать человек по отношению к другому человеку. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.

В чем смысл любви? Считается, что только любящий человек способен понять другого человека и принять его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь считается одной из составляющих человеческой социализации и характерна исключительно для homo sapiens – вполне вероятно, что «из обезьяны человека» сделала именно способность любить, а не трудиться. Без любви человек не может понять окружающих и самого себя, найти себе место в этом мире, получать от жизни удовольствие. Это несчастный человек, лишенный главной радости жизни. И только человек любящий сможет познать жизнь во всей ее красе, ощутить всю полноту чувств, которые можно испытывать по отношению к другому человеку.

Сложно ответить однозначно на вопрос, в чем суть любви. Несмотря на существующие определения, любовь для каждого человека индивидуальна и способна сподвигнуть на совершенно разные поступки, действия, эмоции. Для одних это источник вдохновения, стимул для творчества. Для других – разрушающая сила, изматывающая и не приносящая радости (в большинстве случаев это касается безответной любви). Для третьих – это просто блаженство и полное растворение в другом человеке.

Любовь стоит отдельно от других человеческих чувств, отличаясь от них своей духовностью, возвышенностью, побуждением к созиданию и самосовершенствованию. Один из главных «симптомов» любви – когда человек получает больше удовольствия от того, что отдает, чем от того, что получает, при этом не требуя ничего взамен. Речь идет не о материальных вещах, а о духовных – грубо говоря, любя, мы отдаем человеку свою жизнь, ведь отныне все помыслы, все радости и печали связаны с любимым человеком. Именно поэтому не может называться любящим человек, относящийся к любви только с потребительской точки зрения, стремящийся лишь получить от другого человека его внимание и заботу.

Типология любви

В поисках ответа на вопрос «Что такое любовь?» люди находились с давних времен. Еще древние греки вывели целую классификацию типов любви, которая является довольно разумной и не утратила своей актуальности в наше время. Согласно этой типологии, любовь бывает следующих типов:

- «эрос» - любовь-страсть, неизменными спутниками которой являются преобладание чувственной стороны, физиологической потребности друг в друге, пафосность, ревность, полная самоотдача и жертвенность, в которой человек теряет собственное «я», полностью растворяясь в объекте любви;

- «филиа» - любовь-дружба, опирающаяся на духовную составляющую отношений. Это любовь-симпатия, возникшая в результате общения двух людей, которых связали общие интересы, взгляды на жизнь, взаимопонимание и взаимоуважение;

- «сторге» - любовь, в основе которой лежат родовые связи. Это любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братом и сестрой. Сторге – любовь нежная и спокойная, основанная на взаимном доверии;

«агапе» - любовь разумная, основанная на объективной оценке достоинств и недостатков любимого человека. В этой любви не место чувствам и эмоциям – за дело берется разум. Возможно, разумная любовь не настолько поэтична, как страстный эрос, но она более долговечна и созидательна.

В чем суть любви – мнение ученых


У ученых свой взгляд на то, что значит любовь. Согласно последним исследованиям антропологов, любовь – это всего-навсего химические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме.

Так, во время страстной любви мозг вырабатывает допамин – вещество, повышающее возбуждаемость, дающее ощущение эмоционального подъема. Выработка этого вещества непостоянна, она длится от 6 месяцев до 3 лет, и этого времени обычно достаточно для того, чтобы влюбленные связали свои жизни для воспроизведения потомства.

Впоследствии выработка допамина прекращается, страсть притупляется, а супруги вздыхают, говоря о том, что «быт заел, и любовь ушла». На самом деле все не так печально – допамин может вырабатываться в мозгу в результате новых ощущений. Для этого нужно не забывать привносить романтику в отношения на протяжении всей совместной жизни.

Смысл любви для каждого из нас заключается в чем-то своем, интимном и непередаваемом словами. Любовь многогранна, как никакое другое человеческое чувство. Познавший истинную любовь человек счастлив, но еще больше счастлив тот, кто смог сохранить ее спустя долгие годы.

Что значит любовь? В физиологии этот процесс сопровождается выбросом дофамина и серотонина - гормонов, что вызывают чувства счастья и эйфории. Обычная химическая реакция, которая никогда не будет длиться вечно. Так почему же столь эфемерное чувство, которое нельзя логически объяснить, вычислить и обосновать, становится неотъемлемой частью жизни?

Любовь

Итак, У этого термина есть множество интерпретаций. Казалось бы, такое простое слово, но именно в нем заложена суть и смысл человеческого существования. Любовь - это чувство свойственное только человеку - глубокая привязанность и симпатия к другому.

Это одна из тем в мировой культуре и искусстве. Людям всегда нравится рассуждать о любви. О ней говорили древние философы, писали поэты, судачили знаменитости. Любовь - это заботливое и внимательное отношение к кому-то. О ней можно говорить вечно, но правильному проявлению этого чувства нужно учиться. Любовь - это бескорыстная и радостная забота, она не должна быть слепой, а основываться на разуме.

Точки зрения философии

Понятие любви всегда было частью философских дилемм. В философии ее часто считали субъективным индикатором счастья. Вот только у каждого философа это счастье было разным. Любовь отождествляли с красотой, знанием, вселенной или сексуальностью.

Например, Эмпедокл считал, что любить - значит стремиться к единению с Вселенной. Для Платона это чувство было неразрывно связано со сферой познания. Аристотель и вовсе заявлял, что любовь есть не что иное, как дружба, но никак не чувственное влечение. Но в то же время он написал очень точную цитату о любви: «Любить - это значит желать кому-то того, что считаешь для него благом, и по мере сил доставлять ему эти блага ».

Суфийские философы и литераторы Персии приравнивали любовь к вину. Как красная жидкость наполняет сосуд, так же и любовь наполняет человека духовностью.

В Средние века любовь стала объектом поэзии и религиозной мистики, во времена Возрождения это понятие находит выход в стремлении к красоте, в эпоху барокко любовь считали абсолютным познанием, что приносит наслаждение. В новой философии уже начала прослеживаться взаимосвязь любви и сексуальности, что особенно отчетливо проявляется в учениях Фрейда.

Какой бывает любовь?

И все же это лишь термин, возведенный в рамки диалектических учений. Сколько ни разговаривай о любви, а так и не сможешь дать ей точное описание. Поэтому уже давно принято разделять ее на несколько видов. Русский философ В. Соловьев говорил, что любовь - это влечение одного существа к другому для взаимного дополнения в жизни. В соответствии с этим он определил три ее основные категории:

  • Нисходящая - она дает больше, чем получает взамен. Например, любовь родителей. У человека эта категория может проявляться, как желание защитить слабого и постепенно эта любовь трансформируется в национально-государственный быт.

  • Восходящая - она больше получает, чем отдает взамен. Полностью противоположный пример - любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям.
  • Половая - она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности и стать символом идеального соотношения между эгоистичным «Я» и общественным «Мы»

Составляющие

Также философ говорит, что это чувство состоит из трех основных составляющих:

  1. Жалость. Это чувство свойственно для родительской любви.
  2. Благоговение. То есть почитание и чувство благодарности перед своим защитником и покровителем.
  3. Чувство стыда. Вместе с жалостью и благоговением оно образует форму супружеской любви.

Вот что значит любовь, симбиоз чувств, которые испытывает человек в процессе своей социализации.

Аксиома

Но если на минуту оставить в покое науку и обратиться к человеческим чувствам напрямую. Любовь - это не такая простая вещь, она многогранная, вечная, искренняя и настоящая. Философам свойственно все упрощать, а ведь в мире существует столько прекрасных стихов, песен и рассказов о любви. Да, без сомнений, кто-то из ученых изречет, что все истории о любви это миф, который вводит человечество в заблуждение ради продолжения рода. Вот только это чувство невозможно разложить на молекулы или измерить притяжение двух людей по формуле. Это аксиома, в которую нужно просто поверить, какой бы иррациональной она ни казалась.

Конечно, существует немало историй любви с несчастливым концом. Люди сходятся и расходятся, говорят о вечных чувствах, а потом изменяют, вступают в брак, и страдают от домашнего насилия. Можно привести сотни и тысячи примеров неудачных отношений, но это вовсе не значит, что любви не существует, просто ее очень часто путают с влюбленностью.

Любовь и влюбленность

Все проблемы в любви начинаются с непонимания того, что есть любовь, а что влюбленность.

  • Влюбленность - разрушительное чувство . Любовь благотворно сказывается на человеке. Она дарит силы, способствует творчеству и помогает достигать поставленных целей. Влюбленность же провидит к снижению работоспособности. У человека пропадает желание развиваться, и очень часто, оказавшись в пучине бездумного влечения, личность отказывается от своих прошлых интересов, стремлений, хобби. Со временем появляется раздражительность и усталость. Влюбленные строят воздушные замки, несовместимые с реальностью, любящие же превращают реальность в мечту.

  • Влюбленность мирится с недостатками . Глупое предположение, что любимого нужно принимать со всеми его недостатками. Если действительно любишь человека, то помогаешь ему становиться лучше. Влюбленность - это «розовые очки» за которыми не видно реального положения вещей.
  • Влюбленность не выдерживает разрыв. Если на слабый костер подует ветер, то он непременно погаснет. Сильное пламя от ветра разгорается еще сильней. Любящие люди в разлуке осознают, что их чувства крепнут изо дня в день. Для влюбленных расстояние ставит точку в отношениях, как говорится « с глаз долой - из сердца вон».

Любовь и влюбленность - это разные вещи. Для первой свойственно вечно гореть, вторая же очень быстро гаснет.

Счастье

Любовь и счастье всегда идут рядом. Это высшие эмоции, которыми могут похвастаться только люди. Животным неведомы эти чувства, они могут ощущать только удовлетворение от покоя и сытости. И все же человек не устает удивлять. В нем могут сочетаться как животные, так и божественные начала.

Люди не любят напрягаться, поэтому они мечтают о том, что все их желания свершатся как по мановению волшебной палочки. В таких случаях за счастье принимается сытый покой, а любовь начинает отождествляться с чувством сексуального влечения или социальной установкой «пора заводить семью».

Не всегда любовь может приносить радость и наслаждение. Она никогда не принесет чувства постоянного покоя. И все же она неразрывно связана с понятием счастья, под которым следует понимать ощущение полноты и осмысленности бытия. И здесь речь идет вовсе не о таких показателях, как дом, карьера, семья, а совсем о других характеристиках. Человек может иметь все и быть глубоко несчастным, а может чувствовать глубокое удовлетворение от простого существования в этом мире. Такой человек любит себя, окружающих и свою жизнь. Он принимает мир во всем его многообразии, и жизнь кипит внутри него, наполняя реальность несокрушимым смыслом. А самые яркие эмоции дарит счастье выстраданное, достигнутое собственными усилиями, и оно действительно связано с любовью. Возможно, к человеку, может, к делу или жизни, но в любом случае любовь и счастье - это две стороны одной медали.

Песни

Любовь дарит вдохновение, и даже отношения с печальным концом могут стать успешной историей. Лучшие песни о любви доказательство тому, что это чувство вечное, неподдельное и несокрушимое. Например, композиция Уитни Хьюстон I Will Always Love You считается настоящим гимном любви, этот хит не теряет своей популярности уже несколько десятилетий. Или песня Лары Фабиан Je Taime, от которой действительно мурашки по всему телу. Лучшие песни о любви никого не оставят равнодушными даже если пройдет еще не одно десятилетие их все так же будут продолжать слушать.

Любить или быть любимым?

Любовь - лучшее чувство, которое может испытывать человек. Но слушая музыкальные произведения или читая романтические истории, невольно задаешься вопросом, что же все-таки лучше: быть любимым или любить. Люди, столкнувшиеся с неудачными отношениями, свято верят в то, что лучше быть любимыми, чем полностью отдавать себя человеку, которому это вовсе не нужно. Однако как спросил когда-то один мудрец, отвечая на этот вопрос: «Что для тебя важнее - правая нога или левая?».

Чтобы понять всю важность этого чувства, стоит почитать рассказ о любви Германа Гессе «Август». Здесь рассказывается о матери, которая пожелала для своего ребенка, чтобы его все любили. Так и произошло, вот только избалованный любовью окружающих мальчик вырос жестоким и эгоистичным. Он бесцельно прожигал свою жизнь, пользовался благосклонностью окружающих и даже любовь к женщине воспринимал как кратковременное развлечение. Однажды соседский старик его спросил, какое желание он бы хотел исполнить, на что герой ответил, что хотел бы уметь любить.

Глупости

Людям свойственно совершать множество глупостей. Они могут принимать за любовь чувство привязанности или обычного влечения. Люди могут быть зависимыми от других, скрываться за «розовыми очками» и не принимать реальность мира. Страдая десятилетиями от собственной слабости, незрелости и глупости, многие уверяют, что любви не существует. Это красивая сказка, живущая в книгах или фильмах, но в реальном мире ей нет места.

Настоящая любовь - это союз двух самостоятельных, разумных и зрелых личностей, которые стремятся наполнить жизни друг друга счастливыми моментами, помогают друг другу преодолевать препятствия и становиться лучше. Л.Н. Толстой однажды написал очень точную цитату о любви: «Любовь, в которой есть только жизнь, появляется в душе человека как едва заметный росток. Он так похож на ростки сорных трав, человеческих похотей, что принято называть любовью. Сначала людям кажется, что это именно тот росток, из которого должно вырасти могущественное дерево жизни, и другие ростки точно такие же. Поэтому сначала люди предпочитают хвататься за ростки сорных трав и вскармливать их своими поступками. Вот только бурьян растет быстрее и глушит тот единственный, дающий жизнь. Но хуже всего то, что люди узнают о существовании ростка любви, пытаются отыскать его, и тем временем затаптывают его, принимая за любовь побег совершенно иной травы. А еще хуже, когда люди находят этот единственный росток, хватаются за него грубыми руками, начинают пересаживать и исправлять. И тогда побег умирает, так и не успев расцвести. Потом же эти люди кричат, что все это вздор и сентиментальность. Они просто не понимают - росток любви нежный, он не терпит прикосновений, а могущество обретает только когда разрастается. Ему нужно, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое его взращивает ».

Похожие публикации