Что одевали в древней греции. История костюма: Древняя Греция

Костюм Древней Греции(1)Одежда,обувь.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.




Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств).





Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.




Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.



Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).



Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.



Греческий хитон

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.




Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.



В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.

Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.






Мужской костюм Древней Греции


В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



Греческий гиматий


Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.



В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов.



Мужской и женский гиматий


Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.



Мужской и женский хитон


У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.



Греческая хламида

Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.


Женский костюм Древней Греции


Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.


Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову.



Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.

Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.

В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани.



Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».





Греческий гиматий

Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.

Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.

В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.



В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.

Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.

Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.


На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии


На женщине: пеплос с декоративной каймой



На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии


На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел



Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.


Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас


Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем


Обувь в Древней Греции


Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.

Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками».




Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».

Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.


Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.

Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.


Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.




Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали.



В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.



Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.




Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.


Петас надевали эфебы — свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, — очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.

У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым.




Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.

Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.




Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже — плетеная шляпа.

В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

Расцвет древнегреческой культуры отно­сится к V-IV вв. до н.э. Греки достигли мно­гого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство мира.

Впервые в истории человечества в осно­ве эстетического идеала красоты человека лежала гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, широкий кругозор и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой силь­ного тренированного тела. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организо­ванность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

Одежда древних греков - хитон (мужской и женский)

Руководствуясь этими принципами, греки создали совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кус­ков мягкой, эластичной, прекрасно драпиру­ющейся ткани. Различают костюм доричес­кий , шерстяной - балканских греков (то есть живших на Балканском полуострове) и вытеснивший его ионийски й, полотняный ­малоазийских греков (то есть обитавших в Малой Азии), точнее передававший формы человеческого тела.

Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, которая отнимала много време­ни. Эту работу обычно выполняли слуги. Строгость и простота костюма ценились более всего. Сама форма драпированной одежды способствовала выработке гордой и изящной осанки. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обуче­ния молодежи.

Одежду изготовляли из шерстяных, льня­ных или смешанных тканей. Если шерсть и лен были свои, то шелка и хлопчатобумаж­ные ткани привозили из стран Востока.

Уже с VI в. до н.э. свободные греческие мужчины носят широкий хитон (одежда из одного-двух кусков ткани, скрепленных на плечах двумя небольшими застежками ­фибулами ) с поясом. Иногда хитон имел ко­роткие рукава, сделанные из того же куска ткани. Его обязательно надевали под доспе­хи. Хитон считался нижней одеждой, и взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах. Длина хитона зависе­ла от возраста его владельца: пожилые люди носили длинный хитон, а молодежь - более короткий. Обычно он доходил до колен.

Чаще всего (например, в Спарте) носи­ли только верхнюю одежду - плащ из прямоугольного куска ткани, или гиматий , в который можно было полностью завернуться. Чтобы он лучше держался на плечах, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы-утяжелители. Изящным считался ги­матий, доходивший до середины икр. Не­большие гиматии обертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку. В непогоду плащ накидывали на плечи. Кон­цы плаща легко перебрасывались на спину, если необходима была свобода движений.

Одежда ремесленников, рабов и крестьян была примерно такой же, как у государствен­ных деятелей и аристократов, но короче и проще и из более грубой ткани. Рабам одежду и обувь рабовладелец выдавал дважды в год. Голову простолюдина покрывал остроко­нечный войлочный колпак - пилос . Другим видом головного убора был фригийский кол­пак. Пастухи и вовсе одевались в козьи и ове­чьи шкуры. Собираясь в путешествие или са­дясь на коня, грек надевал прямоугольный плащ - хламиду родом из Фессалии (провинция Греции) с кистями на концах; петас - фетровую шляпу с загнутыми полями и низкой тульей (как у посланца богов Герме­са) - нередко ее носили на ремешке отбро­шенной за плечи; сандалии из кожи на проб­ковой или веревочной подошве, укрепленные на икрах ремнями, или короткие сапожки – крепиды . Высокие резные сапоги эндромины надевали толькo на торжества и главным об­разом военачальники. Обувь использовалась только для выхода на улицу, а дома и бедные и богатые ходили обычно босиком.

Одежда белого цвета была привилегией аристократии; красные и желтые - жен­щин, зеленые, серые и коричневые - сель­ских жителей. Черные одеяния означали печаль и скорбь их обладателя. В хламиды пурпурного цвета могли облачаться лишь военачальники.

До совершеннолетия (16 лет) юноши носи­ли довольно длинные волосы, подхваченные обручем, после и в зрелом возрасте - корот­кие. Не часто стричься могли лишь люди преклонных лет. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась одним из признаков мужества. Обычай брить бороду возник толь­ко в эпоху Александра Македонского, то есть в конце IV в. до н.э.

Доспехи греческих воинов были легкими; отличались искусной отделкой и рациональ­ностью. Латы тяжеловооруженных бойцов (гоплитов) состояли из металлической кира­сы, украшенной рельефными изображения­ми; поножей и сандалий из толстой кожи на двойной кожаной подошве. К плечам и подо­лу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защища­ли плечи и нижнюю часть тела и в то же вре­мя не стесняли свободы движений. Составлен­ная из этих ремней юбочка называлась зомой .

Панцирь легких пехотинцев делался из очень толстой, иногда проклеенной, ткани па фетровой подкладке. У конницы поверх кирасы нашивались бронзовые бляхи в виде чешуек. Каждая местность Греции имела свою форму шлема : беотийский закрывал не только голову, но и нос и щеки, а гребень был украшен высоким султаном из конского хвоста или перьев; дорийский отличался низ­ко спускающимся забралом; коринфский почти полностью защищает глаза.

Воuн-гоплuт

Основным критерием женской красоты в Древней Греции была естественность пропор­ций тела; красивыми считались правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, большие выпуклые глаза и подчеркнуто округлая линия бровей.

Женская одежда, особенно в Ионии (Малая Азия) была разнообразна и не только изящна и сексуальна, но и богата и нарядна, так как для нее использовали очень тонкие, порой прозрачные ткани. Гречанки из Ионии носили разноцветные льняные хитоны с широкими длинными рукавами, крестообразно подпоясывающиеся на талии и под грудью. Обычно девушки подпоясывали хитоны на талии, а замужние женщины - под грудью. Бюст поддерживался широкой упругой лен­той - неким подобием современного лифчи­ка. Верхней одеждой служил также гиматий, он был меньше мужского и богаче украшен орнаментом.

Жительницы Балканской Греции предпо­читали хитоны и гиматии из шерсти - голу­бые, лиловые, желтые, пурпуровые, а на пра­здники или торжества - со сложным вытканным рисунком. Особым шиком среди гречанок-модниц (в частности, спартанок) считался пеплос - кусок прямоугольной ткани, застегнутый на правом плече. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахива­лась, и были видны нога и правое бедро. Мод­ным было сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ-гиматий - другого.

Древнегреческий плащ-пеплос

Для занятий гимнастикой молодые де­вушки надевали короткий хитон и для удоб­ства спускали его с одного плеча. Рабыни не имели права носить гиматий, а их хито­ны были намного короче, чем у свободных гречанок.

На солнце и в непогоду, в знак печали или по какой-то иной причине женщина могла закрывать лицо диплодием (диплодионом) - верхним свободно падающим отворо­том пеплоса, как головным покрывалом, ­столь он был просторен. Во время летней жа­ры поверх покрывала булавками прикрепляли изящную соломенную шляпку - фолию , предохранявшую лицо от загара.

Сандалии у женщин были намного изящ­нее, наряднее и мягче, чем у мужчин. Они также любили обуваться в шнурованные башмаки из красной свиной или телячьей кожи, плотно облегавшие ноги до икр. Обувь без каблука придавала походке плавность. Гетеры (позднее и куртизанки) носили обувь, подбитую гвоздями, шляпки гвоздей, отпеча­тавшись на земле, оставляли надпись: «Сле­дуй за мной».

Большое значение имело искусство при­чески. Наблюдательность, чувство меры и тонкий художественный вкус позволяли гре­чанке с помощью одной лишь изящной при­чески стать более красивой и стройной. Фор­мой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а потому и более гибкой шеи, отчего гречанки казались осо­бенно грациозными. Пластике женского те­ла греки придавали огромное значение. При­чески были разнообразны, но всегда гармони­ровали с одеждой, украшениями, фигурой и характером женщины.

Обычно греческие женщины носили длин­ные волосы. Традиционной считалась приче­ска из поднятых волос, поддерживавшихся гребнем, повязкой или сеткой; пряди волос закрывали лоб почти до бровей (высокий лоб у женщин-гречанок не считался признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, образуя так называемый греческий узел. Его скрепляли шпильками и узкими ленточ­ками. Короткие стрижки, украшенные обру­чем, встречались реже. Самыми красивыми считались светлые локоны, поэтому весьма популярна была окраска волос, особенно у аристократок. Отсюда пошло выражение «златокудрые греки».

Сложные прически, украшенные золоты­ми сетками и диадемами, были привилегией гетер, так же, как пестрая и яркая одежда. Внешний облик почтенных матерей знатных семейств отличался сдержанностью и скром­ностью.

Прическа гречанки

Гречанка считала свой туалет завершен­ным, лишь слегка освежив лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, она румянилась, подкраши­вала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах - лекифах, которые нередко представляли собой настоящие произведения искусства. Гречанки пользовались зонтиками, защищавшими от лучей солнца, и различными веерами, чаще всего в форме листа.

Тонкие и изящные ювелирные украшения из золота или его сплава с серебром - диаде­мы, шпильки, сетки для волос, серьги, брас­леты, ожерелья, застежки-фибулы и дру­гие - дополняли костюм гречанок. Особенно изящно выглядели браслеты в виде свернув­шейся змеи. Их надевали на руки у предпле­чья и запястья, а также на ноги у лодыжек. Разнообразные украшения в виде миниатюр­ных скульптурок Ники, Афродиты, лебедей из драгоценных металлов искусно оттеняли женственность и красоту гречанок, чей облик надолго стал идеалом женской красоты для европейцев. Несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

Моду и одежду Древней Греции отличали пять особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность.

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н. э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком.

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткали материю. Ткань не сшивалась,а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн. Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи: по канонам того времени платье не кроили, т.е. скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции: «все в меру», и никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия - целесообразность - соблюдалось неукоснительно. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям подразумевалось само собой, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

История развития античной одежды, которую мы наблюдаем в течение длительного времени - от эпохи минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма - показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды.

Сам древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы. Она была частью древнейшей "догомеровской" одежды греков - четырехугольного шерстяного плата, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена , а как женская — пеплос . Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу — без кройки и шитья. Этот принцип можно считать открытием древнейшей эллинской культуры.

Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта дорийская одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья, и, так как изготовлялась из шерсти, то была очень тяжела.

По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Потом на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени, ионийцев, появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой - хитон, рубаха-юбка, повсеместно, без исключения, шитая, которую вскоре стали украшать искусно уложенными складками.

Сделать одежду грациозной и легкой может только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти. Полотняная одежда позволяет заметить легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более зримой. Геродот упоминает об ионическом хитоне, который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречащая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Через ионийский мир она распространилась и среди других племен, пока греко-персидские войны не пробудили, вместе с сознанием противоположности эллинов и «варваров», также и тягу к национальной одежде и не привели к ее возвращению в том чистом, первоначальном виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. Однако заимствованные элементы не были полностью отвергнуты — они слились с исконными, чтобы в новом единстве расцвести в классическом греческом наряде.

Ионийская одежда, частично вытеснившая, как уже было сказано, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок.

Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей, но его надевали и возничие во время состязаний; наконец, хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков. Женский гардероб благодаря ионийской моде стал намного богаче: кроме шитого полотняного хитона, который играл важную роль наряду с дорийским пеплосом, появился ряд новых форм, например скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Надо думать, что эта ионийская женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чисто белое полотно, но и украшенное отделкой, а также роскошные восточные ткани.

Эту одежду одевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий люд, воины и молодежь; длинный же вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

В классическую эллинистическую эпоху дорический пеплос опять в почете, вероятно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старой одежде, ибо дорический пеплос теперь украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими всевозможными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темнозеленый и серый - выражал печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и позднее, в средние века, были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета, «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д.

Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ... был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен... Потом увидел я на теле его блестящую нижнюю одежду».

В античное время этот верхний роскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия, он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурового цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок назывался гиматион (himation), пожилые мужчины прикрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо. Женщины в непогоду прикрывали им головы.

Ионийский наряд, как уже говорилось, был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформа началась со Спарты и,в большей или меньшей степени, охватила всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность. Слияние дорийского стиля с ионийским следует представлять себе таким образом: дорийский стиль отказался от сильного натяжения и тесного прилегания тканей, дав складкам возможность падать свободно, а ионийский утратил свою чрезмерную искусственную утонченность, отчего выиграли в живописности драпировки. В результате этого слияния возник классический стиль греческой одежды, каким он является в V и IV вв. до н.э. Только эта одежда, с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под нею телу возможность жить собственной жизнью.

Нужно сказать еще о следующих деталях: хлена мужчины доходит до колен и подпоясывается. Пеплос женщины окутывает всю фигуру, верхняя треть или четверть куска ткани отворачивается наружу, затем весь кусок складывается вдвое по вертикали. Верхняя точка сгиба помещается под левым плечом, а участки кромки с обеих сторон от нее выводятся на плечо и здесь скрепляются (застежкой или булавкой); потом передняя и задняя части полотнища таким же образом соединяются на правом плече. Пеплос можно было также подпоясывать. Однако эта старинная форма дорийского пеплоса, сохранившаяся, в частности, в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа стали сшивать от бедра до низа, так что возникла разновидность тесно прилегающей юбки, которую подпоясывали в талии.
Хитон, рубаху со швом на плечах, поначалу носили как мужчины, так и женщины, мужчины — не подпоясывая, вместе с покрывающей левое плечо накидкой — гиматием. Женский хитон мог и не сшиваться — тогда он скреплялся застежками на плечах. Его стали подбирать с помощью пояса на талии (или позже — под грудью) таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos — греч. лоно, утроба; пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки.
Наряду с нею носили также настоящую накидку (diploidion, diplax ), которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой. Гиматий, прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, играл роль плаща. Один его угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову. Мужчины могли носить его без хитона, как единственную одежду. В противоположность просторному гиматию — одежде женщин и взрослых мужчин, юноши (эфебы) и молодые воины носили хламиду — легкий короткий плащ для верховой езды, также прямоугольный (1 м. в длину, 2 м. в ширину), с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом.

Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу петас, плоскую, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми (или дугообразно вырезанными) полями, как, например, у посланца богов Гермеса. Этот головной убор тоже фессалийского происхождения. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную, остроконечную или конусообразную войлочную — пилос и так называемую фригийскую с падающим вперед верхом.

В классический период в качестве нового вида одежды появился плащ, называемый хламис (chlamys), родом из Фессалии, который использовался для верховой езды и путешествий. При плохой погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шляпу, называемую петасос (petasos) или пилос (piles).

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, короткие волосы. Во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки.

В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным.

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе. Исключение для женского головного убора делает более поздний эллинистический период, принесший некоторое смягчение суровых нравов: судя по восхитительным статуэткам элегантных беотиек из Танагры, они охотно носили оригинальную фессалийскую соломенную шляпу, которая, вероятно, прикреплялась булавками поверх прикрывающего голову гиматия или насаживалась на свободно сплетенную конусообразную гильзу, подобно тем плетеным шляпам, которые и сейчас носят в Индокитае для защиты от солнца. Кроме гиматия, женщины закрывали голову очень коротким покрывалом (kredemnon ), которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Относительно цвета тканей, за неимением достаточно хорошо сохранившихся памятников, можно высказывать только предположения, опирающиеся на свидетельства древних писателей. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко — так, чтобы это бросалось в глаза.
Демокрит из Эфеса в VI в. до н.э. описывает пеструю одежду в ионийских городах; Шлиман при раскопках гробниц в Микенах обнаружил много украшений для одежды, сделанных из листового золота. Гомер говорит о пестрой хлене мужчин, украшенной цветами и различными сценками на красочном фоне. Описаны темно-пурпурные хламиды, затканные звездами (а первоначально эта фессалийская одежда была очень скромной), и т.п. Для женской одежды тоже хватало красок: Гомер называет пестрыми также и пеплосы. Некоторые цвета имели особое назначение, например шафранно-желтый — для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов — убранство гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров — полосы, четырехугольники, точки; шашечный и цветочный узоры. Мы вправе считать греческую одежду красочной (в наименьшей мере — в ранний период, в наибольшей — о чем свидетельствуют эллинистические статуэтки из Танагры — в поздний), тем более что, как известно, многие скульптуры раскрашивались, а элементы зданий — храмов и домов — имели цветную отделку.

Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца и диадемы или налобные повязки. В период эллинизма, когда влияние греков проникает в Италию, Египет и в Азию, греческое искусство, а вместе с ним и одежда, утрачивают блеск и ясность. В Грецию снова проникают элементы восточного вкуса, главным образом через ткани, которые привозились в страну. Это было тонкое полотно из Египта, шелк из Китая и хлопчатобумажные ткани из Индии.

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Сандалии из переплетенных ремешков на кожаной подошве делались для выхода на улицу, дома же и бедные и богатые ходили, по большей части, босиком.

Следы античной моды мы можем найти и в средние века, когда античная одежда была полностью изменена, так же, как вся античная философия и античные мифы. В конце XVIII века, когда так восхищались греческой демократией, античная мода снова появилась - и то на короткое время и в рабском её копировании. Не прижилась она ни в моде прерафаэлитов XIX века, ни в период 1890-1910 годов, когда её пропагандировали реформисты и Поль Пуаре.

Почему же в истории моды не произошло возрождения античной одежды, в то время как в искусстве и в производстве художественных изделий время от времени возрождаются те или другие исторические эпохи? Вероятно, потому, что мода не стала искусством, а стала чем-то иным. Её стали создавать портные, швеи, модистки, которым ближе действительный мир, нежели изучение памятников старины и трактатов о них.

Мода Древней Греции. Ранний период. VI-V вв. до н.э.

I,2,4,6. Женщины и девушки в туго облегающем хитоне, доходящем до колен, украшенном полосами и узорами, с поясом в области бедер. На грудь и плечи ниспадает короткий элемент одежды наподобие жакета или косынки, являющийся частью самого хитона, который располагается строго определенным образом и скрепляется на плечах булавками или застежками. Постепенно, по мере того, как одежду начинают изготавливать из льняного полотна вместо шерсти и она становится мягче, верхняя ее часть образует напуск, что становится предпосылкой для появления новых форм. Одна из них — гиматий, свободно лежащая накидка (плащ). Женщины часто покрывали им и голову.

3. Мужчина в длинном нарядном, разрисованном цветами хитоне, и гиматий. То и другое — с орнаментом по краям. Окладистая борода и длинные волосы.

5. Юноша в короткой накидке — хлене, без хитона.

1 - 3. Женщины и девушки в одеждах из тонких тканей (льняного полотна или крепа, виссона или хлопка) с мягкими складками, многочисленными драпировками и напусками в верхней и нижней части. Складки, сделанные по верхнему краю одежды, зашивали, зажимали или заглаживали. Одежда, которая первоначально сшивалась, теперь накладывается на тело, образуя драпировки. Гиматий покрывает голову и плечи.

4. Юноша в коротком полотняном хитоне, скрепленном на плечах и подпоясанном.

5. Короткий плащ — хлена и дорожная шляпа — петас.

6. Мужчина в длинном хитоне с мягкими складками и гиматии с маленькими свинцовыми грузами в углах.

1,2. Женщины при отправлении погребального обряда.

3. Драпировка в дорический шерстяной хитон с ниспадающей накладкой.

4. Девушка (перед одеванием), накладывающая нагрудную повязку строфион или пояс.

5. Девушка в полотняном хитоне с короткими рукавами, надевающая накидку (плащ) — хламиду, которая скрепляется на плече застежкой или булавкой.

Мода Древней Греции. Эпоха расцвета. V-IV вв. до н.э.

1. Изображение с погребальной стелы в Орхомене.

2. Статуя.
3. Римская мраморная копия (около 280 г. до н.э.) с греческой бронзовой статуи Демосфена.
4. Статуя Софокла (около 340 г. до н.э.)
5. Статуя Гефеста, бога кузнечного ремесла. Короткий хитон, скрепленный только на левом плече и оставляющий свободной правую руку, — одежда ремесленника. На левом плече и руке — маленькая накидка.
6. Аполлон Кифаред, предводитель муз, в длинном пеплосе — женской верхней одежде (традиционное изображение). Римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.
7. Афина Паллада в пеплосе. Поверх него, как накидка, — эгида с головой Медузы Горгоны. Статуя работы Фидия.
8. Дельфийский возничий в длинном подпоясанном хитоне.
9. Амазонка в коротком подпоясанном хитоне. Бронзовая статуя работы Поликлета (ок. 470 г. до н.э.).
10,11. Госпожа и служанка. Аттический надгробный рельеф.
12. Отдыхающий кулачный боец в хламиде

1. Боевая колесница. У возничего — шлем со створками, закрывающими щеки. Меч закреплен высоко на поясе.
2. Надгробная стела Аристиона (конец VI в. до н.э.). На наплечниках — звезда, на нагруднике — львиная голова. По краю кираса украшена тремя металлическими декоративными полосами. Выше локтя левой руки и на бедрах виден укороченный хитон (т.н. экзомий).
3. Ахиллес перевязывает раненого Патрокла, который сидит на щите, сняв шлем, так что видна войлочная шапка. Панцирь с подвижными наплечниками удлинен кожей или полотном с металлическими накладками для защиты нижней части корпуса. Под панцирем — короткий военный хитон. У Ахиллеса — шлем с высоко расположенными щитками для щек. Вооружение периода греко-персидских войн.
4. Гоплит — тяжеловооруженный воин.
5. Гоплит. Прилегающие поножи. Щит в виде овала неправильной формы — т.н. беотийский.
6. Воин с копьем. Шлем с большим гребнем. Украшенные поножи. Поверх короткого хитона плотно охватывающая тело кираса — торакс. К плечам и нижнему краю кирасы прикреплены ременные полоски с металлическими бляхами, образующие защитную юбку — зому.
7. Шлем с жестко закрепленными щитками для щек и двумя поперечными гребнями.
8. Шлем позднеархаической эпохи, предшествовавшей периоду расцвета.
9. Пирушка (симпосион). Рисунок на вазе. По краю вазы — орнамент с изображениями сосудов для охлаждения вина, кувшины, чаши и пр.
10. Любовная пирушка. Мужчина полулежит, девушка сидит.
11. Пирующий в венке, с кубком и рогом для вина.
12. Канфар — большой сосуд для питья в форме кубка с высоко поднятыми ручками, преимущественно на высокой ножке.
13. Фиал — чаша без ручки.
14. Ритон — кубок в виде головы быка, из ноздрей которого вытекает вино.
15. Килик — открытая плоская чаша на ножке с ручками.
16. Ойнохоя — кувшин с одной ручкой для розлива вина.
17. Женщина, несущая на блюде сотовый мед. В правой руке — канфар.
18. Акробатка в переднике, передвигающаяся на руках между острыми мечами.
19. Мужская фигура из свиты Диониса (в руках — канфар, атрибут Диониса).
20. Странствующий музыкант с флейтой-авлосом и лирой.
21. Флейтист-авлет с перевязью для флейты, в оригинальном праздничном наряде - длинном хитоне и безрукавке.
22. Сиринга, или флейта Пана, многоствольная флейта, составленная из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбленный музыкальный инструмент греческих пастухов.
23. Женщина, играющая на псалтерионе (древнем многострунном инструменте, разновидности лиры).
24. Лира с округлым резонатором.
25. Женская фигура со струнным инструментом (разновидностью кифары), на котором играли с помощью плектра — палочек для извлечения звука.
26. Музыкантша, натягивающая струны лиры и настраивающая инструмент.
27. Арфа треугольной формы. 5. Девушка в плаще и остроконечной фессалийской шляпе от солнца, белой с красными краями.
6. То же, что и 4, вид сбоку.
7. Девушка (Артемида с гончей), одетая наподобие амазонки: хитон с высоко повязанным передником и розовая хламида, поверх — шкура лани, удерживаемая синим поясом. Высокая обувь с перекрестной шнуровкой — крепиды.
8. Две обнявшиеся девушки в дорийских хитонах без рукавов и коротких плащах. У девушки слева волосы тщательно зачесаны наверх, справа — две толстые косы уложены вокруг головы.
9. Молодая женщина (в хитоне и пеплосе) с Эротом — богом любви.

Прически и головные уборы в Древней Греции

В ранний период греческой культуры мужчины носили искусно уложенные локоны и самые разнообразные косы, часто скрепляя их тесьмой или удерживая налобной повязкой (1 — 7).

Только в V в. до н.э. большинство мужчин начинает стричь волосы или укорачивать их и укладывать более простыми способами (8).

Женщины в ранний период делали очень искусные прически из локонов, прядей и косичек, причем щипцы и иные средства искусственной завивки играли в этом важную роль. Но столь трудоемкие прически, по-видимому, не были повседневными: на ряде изображений, относящихся к VI в. до н.э., показаны прически гораздо более скромные. При этом широко использовались повязки, косынки и т.п. (15 — 19).


Головными уборами у мужчин служили гладкая шапка и мягкая шерстяная шапка с загнутым краем. Особую разновидность представлял известный «фригийский колпак» — такие шапки, красные или черные, и поныне носят итальянские и португальские рыбаки. Мягкие шапки, видимо, постепенно трансформировались в более жесткие с отвернутыми краями. Два основных типа шляп: остроконечная с узкими полями — пилос (10) и широкополая дорожная — петас (5). Петас можно было снять и опустить на спину, он держался на тесемках (8).

Оценить материал:

При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была, пожалуй, единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче - сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.

Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лен. Их красили в красный, фиолетовый, желтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звезды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V-IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная желтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками - меандром.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.

Похожие публикации