Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери? Как музыка и речь влияют на плод в утробе матери.

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 - й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.

Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.

Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.

На 6 - 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.

В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.

Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.

После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.

Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!

Влияние музыки на плод

Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?

Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).

Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.

Какую музыку можно давать слушать плоду?

Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».

С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала...

Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.

Как прекрасен период беременности для будущей мамы: ожидание и предвкушение встречи со своим самым дорогим человечком. Беременные женщины задумываются о том каков их малыш: черты лица, пол, похож ли на маму или на папу, но не всегда размышляют о том, что ребенок может что-то чувствовать и переживать, находясь в материнской утробе. Многообразие ощущений открывается для младенцев достаточно рано. Существует множество различных способов для исследований этих моментов.

Эмоциональная связь между ребенком и мамой

Специалисты, изучая мир младенцев, пришли к удивительным открытиям, которые дали толчок к познанию перинатальной психологии, как науки о психическом и педагогическом развитии детей внутриутробно. Исследование ученых показывает то, как малыш реагирует на эмоции и настроение мамы, а также окружающую ее обстановку.

Ребенок копирует деятельность и поведение матери. Если женщина спит, ребенок тоже засыпает и успокаивается. Если будущая мама занимается активными действиями, то и малыш дает о себе знать энергичными шевелениями. Особо кроха чувствует эмоции и состояние своей родительницы. Негативные переживания, мысли, радостные мгновения - все это малыш проецирует на себя. Обмен мировосприятием объясняется тем, что зарождаются гормоны, которые образовываются в организме при эмоциях женщины и поток этих гормонов передается малышу через пуповину. Поэтому ребенок чувствует все то же самое, что его мама.

Чувствует ли ребенок в животе у мамы прикосновения и боль

Нервная система малыша развивается очень рано. Уже к 7-ой неделе у крохи развита чувствительность кожи и появляется реакция на раздражители, то есть он способен почувствовать боль. Прикосновение к телу ребенка провоцирует его на ответную реакцию. Младенец с 15 недель может ощущать прикосновение к животу мамы. Пройдет немного времени и он научится отвечать на такой жест толчками.

Чувствует ли ребенок в животе у матери вкус пищи

У малыша развито осязание. Если мама питается сладковатой пищей, то околоплодные воды насыщаются сладким вкусом и ребенку это нравится - он с удовольствием глотает вкусную для него воду. И наоборот при употреблении мамы острой, соленой пищи, малыш кривится от неприятного вкуса.

Видит ли ребенок в утробе

Реакция на свет проявляется у детей к 6 - 7 месяцам. Ребенку не нравится, когда этот раздражающий фактор направлен на него - он инстинктивно отворачивается и пытается убежать.

Как ребенок в животе реагирует на курение мамы

Малыш остро реагирует на мысль мамы о том, чтобы покурить. От этого его сердечко бьется быстрыми темпами, вселяя тревогу: при курении у женщины сужаются сосуды, по которым ребенку перестает поступать кислород в достаточной степени.

Слышит ли ребенок в утробе матери: голос и музыка

Очень интересно, что к 5 - 6 месяцам ребенок слышит звуки и реагирует на них. Благодаря этому открытию, перинатальные психологи проводят тренинги с будущими мамами о том, как важно воспитание еще не родившихся детей. Существуют эксперименты о влиянии звуков на малышей. Например, при повышенной громкости сердце крохи начинает биться быстрее.

Самое поразительное - это то, что малыш может запоминать звуки, и после рождения реагировать на них также, как и внутриутробно. К примеру, если спокойная музыка, колыбельная собственного исполнения мамы усыпляет еще не родившегося младенца, то и после рождения воздействие этих факторов могут быть такими же. Соответственно малыш запоминает голоса родных, которые все время окружают его маму. Если папа, братик или сестренка общаются с “животиком”, то кроха может запомнить голос и фразы. После рождения он сразу узнает их, когда услышит.

Как общаться с ребенком в утробе матери

Ваша любовь к малышу началась с хороших новостей о беременности и она росла с каждой секундой. Точно также крепнет и эмоциональная связь между вами. С 24 недели малыш начинает осознанно реагировать на внешние раздражители, и вы можете чувствовать толчки ребенка. Именно в это время появляются бесценные воспоминания и начинается взаимное общение между вами.

Способов для общения с малышом до рождения много. Самые простые - это разговаривать с ребенком: произносить нежные слова, называть его по имени, чтобы маленький привык к голосам близких. Говорить стоит о том, какие чувства любви вызывает этот комочек счастья и как вы ждете его появления на свет. Впрочем, маме говорить вслух совсем не обязательно - ее эмоциональный посыл кроха обязательно услышит. Папа может общаться с ребенком, положив руку на живот мамы, дождаться шевеление малыша и в этот момент сказать ему что-нибудь доброе и ласковое.

Можно включить музыку, которая нравится будущей матери. Очень благоприятно воздействуют песни в мамином исполнении, причем не важно какие у нее вокальные данные. Устраивайте ребенку сеанс спокойной классической музыки. Мамочке следует лечь - расслабиться и наслаждаться прослушиванием спокойной классики.

Малыши запоминают те мелодии, которые они слышали во время жизни в утробе. Если вы поставите эту же музыку послушать после рождения, то заметите как ваш малыш реагирует на нее. Вероятнее всего малютка начнет улыбаться и успокоится.

Что испытывает ребенок при родах

Современные ученые все глубже исследуют взаимосвязь матери и ребенка. Что же чувствует малыш во время родов? Специалисты, изучающие эту область, проводили много экспериментов: вводили людей в состояние глубокого гипноза для того, чтобы можно было заглянуть в прошлое на бессознательном уровне. Таким образом человек вспоминал, как он рождался. Затем эти факты сопоставляли с рассказами матери - совпадения оказывались стопроцентными. Перинатальные психологи утверждают, что все воспоминания, в том числе о родах остаются в нашей памяти.

Итак, что же рассказывают эти люди? Когда ребенок проходит по родовым путям, он чувствует страдание, страх и ужас. Это огромный опыт на всю человеческую жизнь. Объясняется это тем, что наша жизнь наполнена нелегкими препятствиями, мы испытываем боли и горести, переживаем неприятности. Таким образом наш опыт прохождения по родовым путям переносится на сложную взрослую жизнь. Ребенок, рождаясь испытывает огромные потрясения:

  • яркий свет
  • перепад температуры
  • прикосновение к коже
  • изменение запахов
  • преображение звуков

Но, самое страшное и неприятное, о чем люди рассказывали из эксперимента - это ужас первого вздоха. Когда человек совершает свой первый вздох - открываются легкие - это очень болезненный процесс. Испытуемые ощущали себя в это время между жизнью и смертью. Представьте себе какие ощущения испытывает ребенок, когда он рождается!

Что чувствует и воспринимает ребенок в первые часы после рождения

И вот ребенок родился. Акушерка протирает пеленкой, показывает маме и выкладывает малыша на живот. Перинатальные психологи советуют в это время, какие бы ни были трудные и сложные роды, как бы вы не устали, нужно обязательно с радостью встретить своего новорождённого человечка, ведь он прошел такой трудный путь и столько всего преодолел. Первая встреча ребенка с матерью очень важна и значима.

Когда ребенок родился, внимательно посмотрите в его глаза. Раньше считалось, что при рождении младенец ничего не видит или видит только в черно-белом цвете. Но на самом деле ребенок видит очень хорошо на расстоянии 30 сантиметров. Сразу после рождения, он будет внимательно вас рассматривать. Первое, что малыш будет делать - это искать ваши глаза. Ребенок плохо держит головку, но все же будет ее поднимать с усилием, глаза могут быть заплывшими, отечными, один глазик может быть совсем закрыт, но ребенок всеми путями будет пытаться искать ваши глаза.

После вашего контакта малыш опускает голову, обнимает ваш живот маленькими пальчиками и обхватывает ножками, будто не хочет, чтобы его забрали от мамы. Малыш с удовольствием слушает мамин голос, монотонные звуки его успокаивают, а ощущения тепла, которыми окутан ребенок в объятиях мамы, дают защиту и умиротворение.

После рождения старайтесь как можно больше носить малышей на руках и не слушайте тех, кто говорит о том, что это вредно и способствует приучению ребенка к рукам. На самом деле тепло материнского тела - это самое что ни на есть важное для детей общение и чувство защищенности.

Связь между матерью и ее ребенком действительно поразительна и удивительна:

  • Малыш реагирует на прикосновения мамы
  • При повреждении сердца матери стволовые клетки младенца мигрируют в поврежденный участок и восстанавливают его
  • Ребенок мужского пола оставляют свои клетки ДНК в мозгу у мамы, которые скорее всего защищают маму от болезни Альцгеймера
  • Антитела переносятся от мамы к ребенку через плаценту и грудное молоко и защищают малыша от смертельных болезней
  • После рождения малыша грудное молоко настраивается в зависимости от пола младенца

Слышит ли мать плод и когда? Что видит плод и на что реагирует? Что он чувствует когда к животу прикасаются? И приятно ли ему это вмешательство? Можно ли установить взаимный контакт матери и ребенка до его рождения? Как передается информация от матери к ребенку? И что значит дородовое воспитание? И стоит ли ему уделять время.


По медицинским данным осязание появляется у плода раньше всего. Это примерно7-12 недель. Он начинает реагировать на прикосновения. Сего помощью распознаются различные виды прикосновений и температурных воздействий. Вкус и обоняние появляется у ребенка в 18 недель. Уже на 10 неделе происходит закладывание «Вкусовых» точек языка. Когда он пьет околоплодные воды он ощущает их вкус, а их вкус меняется в зависимости от питания матери. Слуховой и вестибулярный аппарат плода формируется к 22 неделям. Находясь в утробе матери плод уже слышит, но ему мешает шум материнского кишечника, сосудов, стук сердца, поэтому внешние звуки до него доходят плохо. Но свою мать он слышит очень хорошо, так как акустические вибрации доходят до него через ее организм. Новорожденные узнают песни, которые пела ему мать, стук сердца и ее голос. Для того чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить в него. Поэтому еще до рождения ребенок слышит звуки идущие извне, а в ответ на слишком резкие реагирует «вздрагиванием» или «шевелением». Реакция зрачков у плода на свет наблюдается с 24 недель беременности.

Интересные сведенья: «Ребенок слышит тоны сердца матери, ее голос. И именно поэтому новорожденный способен отличить голос матери от голосов других людей» «На поздних этапах внутриутробного развития у ребенка начинает появляться простейшие «реактивные движения», жизненно необходимые после рождения (зачатки хватательных движений и поворачивание головы в сторону прикосновения» «Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам и усидчивее. Поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они учатся регулировать выдох»

Существует также 3 пути передачи материнских эмоций плоду и обратно , это:

1.Традиционный - через маточно-планитарный кровоток. Через плаценту проникают гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Например, гормон стресса, эндорфины и т.п.;

2.Волновой - электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.д. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка находясь в благоприятном месте, принимает не любой сперматозоид, а только тот который совпадает с ней по электромагнитным излучениям. А оплодотворенная яйцеклетка тоже извещает материнский организм о своем появление на волновом уровне.Через этот волновой механизм передаются материнские эмоции и ее мыслеобразы, которые в дальнейшем закладывают в ребенка представления о послеутробной жизни.

3. Водный- через жидкую среду организма. Вода является энергоинформационным проводником, и мать плоду может передать определенную информацию просто через жидкостные среды организма. Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно?

Перинатальная психология утверждает,что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы перинатального (дородового) воспитания .

1) Достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Наши бабушки советуют беременным женщинам смотреть на красивое, тогда дитя будет ладным и складным. Смысл этой народной мудрости очень прост - ваши яркие положительные эмоции, ваш психологический комфорт и благоприятные ощущения передаются будущему малышу. Смотрите чаще на красивые вещи, на природу прогуливаясь в парке или в лесу, прислушивайтесь к пению птиц, смотрите на воду (речка, море, озеро) она снимет напряжение поднимет настроение

2) Очень хорошо, если мать рисует, даже не у меня этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Продумывайте образ вашего будующего ребенка, попробуйте его нарисовать на бумаге, вложите в этот образ все ваши мечты.

3) Огромный положительный эффект имеет рукоделие. Вязание, вышивка, шитье успокаивает нервы и дает возможность подумать и помечтать, при этом с результатом провести время, чтобы совесть не мучила и проявив свое творчество. Хотелось бы отменить, что занятие творчеством вдохновляет женщину и выявляет в ней более женские черты характера нежность, усидчивость, кропотливость и наполняет ее иньской энергией.

4) »Мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Внимание : физическая нагрузка д.б. разрешена вашим лечащем врачом.

Помните: .Беременность не время для рекордов; Не доводите себя до изнеможения; .Избегайте занятий, чреватых падениями (верховая езда, велосипед, водные лыжи) Будьте особенно осторожны в начале и в конце беременности

К физкультуре и спорту относиться:

1.Дыхательные упражнения тренируются все типы дыхания которые потребуются матери во время родов.

2. Йога. Лучше специальный комплекс для беременных, он позволит научиться дышать, расслабляться, снимет напряжение и поднимет настроение.

3.Гимнастические упражнения направленные на тренировку суставов и мышц тазовой мускулатуры, для того, чтобы ваш организм был готов к родам, а так же упражнения на расслабление необходимые для того, чтобы научить женщину расслабляться для облегчение родовой деятельности.

4. Плаванье - огромное удовольствие, причем совершенно безопасное - ведь вода вас держит. В занятиях в воде много преимуществ. Прежде всего оказывает успокаивающее действие, вес тела в воде снижается, поэтому будущей маме так легче сохранять устойчивость. Толчки во время занятий гасятся водой. Матка и плод становятся легче, благодаря чему уменьшаются боли в пояснице, снижается давления на суставы.

5) Общайтесь с ребенком: разговаривайте с ним мысленно и вслух, пойте ему песни, кладите руку на живот, чтобы он чувствовал ваше тепло, привлекайте отца будущего и ребенка и его младших сестер и братьев.

А КАК ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ И ОБЩАЕТЕСЬ СО СВОИМИ МАЛЫШАМИ?

Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию и только к 30 неделе после зачатия звук воспринимается им как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос.

Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди.

Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Впрочем, ваш голос он запомнит одним из первых, поскольку слышит его чаще всех. В результате проведенных учеными исследований удалось выяснить, что пульс плода замедляется, когда он слышит голос матери.
Еще было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку - его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Еще один интересный факт. Дети, которым матери включали классическую музыку в 2 и 3 триместрах, развивались быстрее, говорить начинали раньше, чем те, детки, которые не получали музыкальной стимуляции. А еще они легко запоминали музыкальные отрывки и имели музыкальные способности.

Как видите, с детьми нужно заниматься еще до рождения. По крайней мере с ними нужно разговаривать, петь им песни, рассказывать сказки и тогда между вами установится очень крепкая связь, которая поможет вашему малышу лучше и быстрее адаптироваться в таком новом и неизведанном для него мире.

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.


До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.


Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Укажите первый день последней менструации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны .


Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.


Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.


Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.


Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.


Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.


О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Похожие публикации