Аллергия, расстройство пищеварения и другие проблемы при введении прикорма. Когда и как вводить первый прикорм при грудном вскармливании

Прикорм – это начало введения новых видов продуктов для восполнения энергетических затрат малыша.

На основании данных исследований ВОЗ были разработаны общие правила прикорма:

  • первый продукт в меню малыша вводится между 4 и 6 месяцами: в шесть месяцев для естественников, в 4 — 4,5 месяца для деток на смесях;
  • большое внимание обращается на готовность к новому виду пищи;
  • прикорм по месяцам предусматривает введение различных видов пищи: каш, овощей, мяса, кисломолочных продуктов;
  • пища должна быть в растёртом виде (пюре). При наличии зубов можно пробовать кусковое питание;
  • – залог здоровья, его необходимо продолжать до двухлетнего возраста.

Педиатр, врач высшей категории Яков Яковлев считает: «К цифре 6 нужно хорошо относиться. Это прекрасный возраст для принятия взрослой пищи».

При введении прикорма после оптимального срока ребёнок начнет терять в весе, испытывать недостаток в микроэлементах. В наихудшем варианте грозит отставание в развитии.

При раннем введении новых продуктов повышается риск развития аллергии из-за неготовности ферментов пищеварительной системы.

Правила прикорма

  • давать новую пищу нужно с 5 граммов, увеличивая порции за 2 недели до 150 граммов;
  • ребёнок должен быть здоров;
  • первый прикорм нежелателен в летний период года;
  • другой продукт должен вводиться только после адаптации к предыдущему, примерно каждые 2 — 3 недели;
  • пища должна быть только что приготовленной, тёплой.
  • нужно смотреть внимательно за состоянием ребёнка. Если возник понос, лучше на время убрать продукт из меню и через неделю попробовать вновь.

Прикорм в 6 месяцев

Первое блюдо у малыша овощное. При дефиците веса — каши. Начинаем с гипоаллергенных брокколи, кабачка и цветной капусты.

Брокколи имеет не самый приятный вкус, поэтому оставляйте его напоследок.

Можно покупать овощные пюре в баночках либо готовить их самостоятельно. При приготовлении пюре следует взять овощ, помыть, почистить. Варить лучше на пару. Затем готовый овощ поместить в блендер. Измельчить до пюреобразного состояния.

Самые вкусные пюре у фирмы Gerber, но по ценовому критерию они намного дороже, чем «Бабушкино лукошко».

Не добавляйте специи, соль, сахар до двух лет.

За 2 недели ребёнок должен привыкнуть к кабачкам. Следите за состоянием кожных покровов и стулом.

Цветная капуста станет следующей ступенькой в расширении рациона питания, но при условии отсутствия сыпи и других элементов на коже малыша.

Давать нужно до кормления грудью, в 12 часов дня.

Можно предлагать 5 — 6 раз одно блюдо. Если малыш не съел всю предложенную ему порцию, возможно, он просто сыт .

Одни из последних в овощном прикорме – тыква и морковь. Являются аллергенными продуктами, будьте внимательны.

Картофель – самый поздний из всех овощей по введению в меню ребёнка. Весьма аллергенный продукт, для усвоения которого нужна уже зрелая ферментативная функция кишечника.

Важная информация для тех родителей, которые интересуются, .

Прикорм в 7 месяцев

На очереди фрукты и каши. Начинаем с зелёного яблока и груш. После предложите чернослив, абрикос, персик или сливу. Конечно, в летнее время выбор фруктов гораздо больше.

Фрукты вводим, как и овощи, начиная с чайной ложки, с одного фрукта, через месяц переходим на другой.

Каша — кормилица наша

Ввод прикорма в 7 месяцев следует начинать с безмолочных каш. До 12 месяцев нет необходимости в коровьем и козьем молоке, как советуют бабушки. Эти молочные продукты повышают кислотность желудка, могут спровоцировать развитие гастрита или язвы.

Добавлять в кашку можно грудное молоко или смесь.

Начинайте с безглютеновых каш – кукурузной, гречневой или рисовой. Для детей до года глютен достаточно сложен для переваривания.

Не бойтесь покупать детские каши в магазинах. Они уже измельчены и готовы к употреблению, лишь разбавив водой. Никаких добавок не нужно. Фирма Nestle выпускает ряд очень вкусных каш по приемлемым ценам.

Каши даются на завтрак, можно вместе с фруктами. По количеству так же, как и с овощами. В кашу можно добавить 1/2 чайной ложки сливочного масла.

8 месяцев — мясная пора

К этому времени малыш уже имеет полноценный завтрак. Сейчас сформируем меню на обед. Первые мясные блюда — кролик и индейка, так как они гипоаллергенны. Начинаем с 5 граммов баночного мясного пюре как отдельно, так и смешивая с овощами. Мясное блюдо можно готовить самостоятельно в виде фарша.

После индейки и кролика дается говядина, курица, телятина. От свинины лучше отказаться до 2 лет.

В баночное мясное пюре не добавляем растительное масло. Но если вы самостоятельно готовили, то следует добавить ½ чайной ложки растительного масла в овощи или в мясное пюре.

Желток — кладезь витаминов

Желток даём 2 раза в неделю, начиная с ¼ части. Добавляем в блюда либо разводим молоком. Как правило, даётся утром. Затем к году увеличиваем до половины.

Таблица введения прикорма на завтрак и обед на грудном вскармливании

прикорм 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев
Овощное пюре - - 5-100 грамм - -
Фруктовое пюре - - - 5-100 грамм -
Фруктовый сок - - - 40-50 мл -
каши - - - 5-100 грамм -
мясо - - - - 5-100 грамм
желток - - - - ½-1/4

Не забываем давать грудное молоко.

Таблица прикормов на искусственном вскармливании

прикорм 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев
Овощное пюре 5-100 грамм
Фруктовое пюре 5-100 грамм
Фруктовый сок 40-50 мл
каши 5-100 грамм
мясо 5-100 грамм
желток ½-1/4

Пришло время творога и кефира

Украинский врач Комаровский О.Е. советует начинать прикорм с кефира, так как он похож на материнское молоко. Но ВОЗ рекомендует иначе. Кефир лучше покупать детский, фирмы «Наша Маша» или «Фрутоняня». Кефир должен быть несладким и без красителей.

Начинаем также по «золотому правилу» — с чайной ложки. Кефир даём на ужин в 20.00. Творог также выбираем детский: «Агуша», «Тёма». Творог начинаем с чайной ложки и к 1 году доводим до 50 граммов. Даём вечером на ужин вместе с творогом.

10 месяцев — кусковое питание

Ребёнку можно давать печенье, сушки, так как у малыша уже есть необходимое количество зубов. Фрукты давайте кусочками, очистив от кожуры.

Ребёнок с едой должен всегда быть под присмотром!

Фруктовые соки лучше делать самостоятельно. Магазинные содержат много кислот и сахара.

В 10 месяцев 2 раза в неделю давайте рыбные блюда. Начинайте с нежирных сортов — хек, треска, окунь.

Что нельзя давать до 1 года?

  • манную кашу не следует давать часто, так как она мешает усвоению железа и может спровоцировать развитие анемии;
  • конфеты, шоколад;
  • козье, коровье молоко;
  • тропические фрукты, цитрусовые.

Общая таблица введения прикорма детей

прикорм 4 мес. 5 мес. 6 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 10 мес.
Овощное пюре 5-100 гр.
Фрукт. Пюре 5-50 гр.
Фрукт. Сок 40-50 мл
каши 5-100 гр.
мясо 5-100 гр.
желток ½-1/4
рыба 5-100 гр.
творог 5-50 гр.
Кефир 5-100 гр.

Питание в «банках»

Продукты готовятся только из экологически чистых, бережно выращенных фруктов и овощей. Такой вид питания имеет гарантированный состав. Проходит множество проверок. Невозможно встретить на прилавках детское питание низкого качества.

В таком питании отсутствуют консерванты. Почему же они так долго хранятся? Вакуумная упаковка и асептические условия хранения не позволяют портиться продукту.

Вы можете начать введение прикормов с промышленных продуктов. Затем, когда ребёнок привыкнет, готовить самостоятельно. Обязательно смотрите сроки годности.

Прикорм детям с атипическими реакциями

Очень сложно прикармливать ребёнка, если у него есть проявления аллергии. Необходимо учитывать следующие правила:

  • не добавлять сахар в готовые блюда, особенно в соки;
  • начинать прикорм только при «чистой» коже;
  • соблюдать монокомпонентность. Не смешивайте несколько овощей или фруктов. Так будет проще выявить, на что аллергия, если она появится;
  • сладкие фруктовые соки, картофель, морковь, тыкву оставьте напоследок, к 10-11 месяцам;
  • яйцо, рыбу лучше вводить с 12 месяцев;
  • к каждому новому блюду малыш привыкает минимум 7 дней;
  • если появляется сыпь, новый продукт отменяется;
  • при наличии аллергии на коровье молоко вероятны аллергические реакции и на говядину.

До года закладывается здоровье малыша. Правильное сбалансированное питание поможет избежать многих проблем в будущем. Новые пищевые продукты обязательно понравятся ребёнку, если будут приготовлены с любовью. Каждый малыш индивидуален, и только мама сможет понять, когда начнется новый период прикармливания.

Прикорм – это не докорм и не замена основного приема пищи. Новый продукт водится с целью разнообразить рацион ребенка, познакомить с другими вкусами, постепенно приобщить к взрослой еде. Многие родители ошибочно считают, что при грудном вскармливании малышу всего хватает, можно повременить с прикормом. На самом деле, позднее введение тоже способно привести к разным проблемам вплоть до полного отказа от нормальных продуктов.

Содержание:

Когда вводить прикорм

Детям на грудном вскармливании прикорм вводится позже, чем искусственникам, если на то нет других показаний. При плохом наборе веса или в экстренных ситуациях (предвидится разлука с матерью, она заболела и прочее) сроки сдвигаются в меньшую сторону. Но при любых обстоятельствах нужно оценить готовность ребенка.

Основные признаки:

  1. Пропал рефлекс выталкивания языком. С рождения у ребенка он присутствует, оберегает от попадания в рот инородных предметов.
  2. Вес с рождения увеличился в два раза. У недоношенных детей в 2,5 раза.
  3. Ребенок сидит с поддержкой или самостоятельно. Лежачего малыша знакомить с твердой пищей нельзя.
  4. Появился интерес к взрослой еде, малыш открывает ротик, вытягивает нижнюю губу, реагирует на ложку и пищу родителей.
  5. Появились жевательные навыки. Ребенок не просто сосет попавший в рот предмет, а работает челюстью.

Необязательно все эти признаки должны присутствовать. Каждый ребенок развивается индивидуально. Обычно к полугоду можно начинать прикорм при грудном вскармливании, но многие педиатры настаивают подождать до 7-8 месяцев. В любом случае, готовность незамеченной не останется, родители сами все поймут.

Интересно: Иногда признаком готовности к прикорму является появление зубов. На самом деле, эта примета не имеет никакого научного обоснования. У одних детей они появляются до полугода, у других 8 и даже 10 месяцев.

Видео: Доктор Комаровский о прикорме

Педагогический прикорм: все за и против

Педагогический прикорм – распространенная схема знакомства ребенка с взрослой едой. Она существовала много тысячелетий, но только недавно обрела название. Малышу постепенно дают продукты с общего стола. Это удобно, не нужно тратить время на отдельное приготовление пищи, нет необходимости покупать дорогостоящее детское пюре или каши , не возникают проблемы с отсутствием аппетита, в компании он всегда появляется. Эта методика была долго популярной. С 5-6 месяцев (иногда и раньше) грудничкам давали наваристые супы, мясо на мослах, картофельное пюре и другие блюда, приготовленные для всей семьи. Однако педиатры единогласно против этой системы:

  1. У этой методики нет научной базы.
  2. Употребляемое блюдо зачастую не приносит пользы, а иногда вредит неокрепшему организму малыша.
  3. Сложно контролировать размер съеденных порций, особенно с первой по пятую, когда счет идет по граммам.
  4. Консистенция не подходит маленькому ребенку. На первых порах он может давиться кусочками.
  5. При возникновении аллергии будет сложно отследить виновника, так как реакция может проявиться не сразу, а через несколько дней.

Педагогический прикорм не может быть постепенным, так как остальные члены семьи вряд ли захотят на протяжении недели питаться однообразно. Не менее остро встанет вопрос о способах приготовления пищи, так как малышу нельзя давать жареные, соленые, перченые, жирные блюда.

Видео: Доктор Комаровский о педагогическом прикорме

Общие правила введения прикорма

Изменение рациона требует от родителей повышенного внимания к ребенку. Важно следить за самочувствием, настроением, стулом и кожными покровами. Если возникнут какие-либо изменения, нужно немедленно прекратить ведение прикорма.

Основные правила:

  1. Прикорм вводится только здоровому ребенку. Если у малыша недомогание, прорезываются зубы, в ближайшее время ожидаются прививки, то знакомство с новым продуктом нужно отложить.
  2. Знакомство с каждым продуктом длится не менее 7 дней. При отсутствии негативной реакции можно дополнительно вводить новый вид.
  3. Нельзя смешивать несколько видов овощей (или фруктов), если ребенок не знаком с каждым из них.
  4. Консистенция прикорма должна быть гомогенная, полужидкая. Постепенно, по мере взросления ребенка, блюда можно делать гуще, допускать крупинки, затем комочки.
  5. Нельзя давать одну и ту же еду 2 раза в день.
  6. Прикорм не является самостоятельным приемом пищи. На первых порах его предлагают в дополнение к материнскому молоку перед едой, позже заменяют одно кормление.

Важно! Любой новый продукт, независимо от его вида, вводят постепенно, начиная с 5 г. Даже если ребенку понравился вкус, нельзя пренебрегать этим правилом, чтобы не провоцировать риск развития аллергии.

С каких продуктов начать прикорм

Соки – спорный продукт. Когда-то они давались детям самыми первыми. Сначала с 3 месяцев, затем их стали вводить в 4 месяца. Но, как показывают последние исследования, пользы от подобных напитков мало, они содержат много кислоты, несут серьезный вред детской пищеварительной системе, в будущем могут стать причиной гастрита. При грудном питании соки плохо сочетаются с молоком. Их введение рекомендуется отложить до 8-12 месяцев.

Идеально для первого прикорма подходят овощи , особенно если у малыша имеется лишний вес. Если же ребенок, напротив, набирает мало, педиатры рекомендуют начинать с каш. Популярное фруктовое пюре желательно ввести после овощей. Так как оно имеет сладкий вкус, малыш может просто отказаться от другой пищи. Вообще, в определенные месяцы жизни родители сами выбирают подходящий продукт, исходя из общих рекомендаций. Например, доктор Комаровский рекомендует начинать с детского кефира, но также в 7-8 месяцев можно предложить ребенку мясо или рыбу , особенно, если кисломолочный напиток не придется по вкусу. Если что-то не пошло, всегда существует альтернатива.

Таблица введения разной пищи при грудном вскармливании

Продукт

Возраст (месяцы)

Фрукты, г

Творог, г

Прикорм в 6 месяцев: овощи

Овощи идеально подходят здоровыми детям, находящимся на грудном вскармливании. Обычно ребенку предлагают пюре. Оно непременно должно пройти термическую обработку и содержать только один компонент. Можно использовать баночное детское питание. В идеальном варианте первым должен быть кабачок . Он имеет нейтральный вкус, легкую текстуру, хорошо усваивается детским организмом и содержит много клетчатки. Если у малыша имеются проблемы со стулом, кабачковое пюре их поможет решить.

Какие еще овощи дают в 6-7 месяцев:

  • брокколи;
  • цветная капуста;
  • морковь;
  • тыква.

Картофель лучше ввести после первых 2-3 видов овощей. Также нужно внимательно отнестись к белокочанной капусте. Она провоцирует вздутие в животе, боли, проблемы со стулом. Репу и редиску, свежие огурцы и помидоры малышу предлагают только после года.

Прикорм в 6,5-7 месяцев: фрукты

Если ребенок с удовольствием есть овощи, рацион регулярно расширяется и пополняется, фрукты можно отложить еще на 1-2 месяца, то есть ввести после 8. Для прикорма в основном используется термически обработанное пюре, домашнее или покупное. Начинают знакомство с зеленых яблок. Далее предлагают груши, если нет проблем со стулом, так как они нередко провоцируют запоры.

Какие еще фрукты предлагают ребенку:

  • персики;
  • абрикосы;
  • сливу;
  • банан;
  • ягоды.

Высокой степенью аллергенности обладают цитрусы, клубника и малина, гранат. Но не стоит забывать про индивидуальную непереносимость. Реакция может появиться даже на обычное яблоко или грушу.

Прикорм с 7-8 месяцев: творог

Предложить с полугода можно творог , если имеются показания: рахит , недостаточный набор веса, дефицит кальция, плохие биохимические анализы крови. Но чаще всего малыши, которые находятся на грудном питании, крепкие и здоровые. Поэтому творог вводят не раньше 7, а лучше 8 месяцев. Очень важно, чтобы это был продукт для детского питания.

Критерии выбора творога:

  • жирность (до 10%, лучше в пределах 5%);
  • отсутствие добавок;
  • нежная консистенция;
  • свежесть.

Нельзя давать ребенку купленные на рынке молочные продукты. Также не подходят сладкие массы с добавками, сахаром, добавочными жирами, особенно растительными. Творожный продукт – узаконенный аналог творога, но в нем нет ничего полезного, тем более для растущего организма. Если нет возможности купить качественное питание, то есть вариант приготовить его самостоятельно.

Прикорм с 7-8 месяцев: каша

Не стоит знакомить ребенка с кашами раньше 7-8 месяцев, если он прекрасно набирает вес. При избыточной массе тела злаковый прикорм можно отложить почти до года, вместо него активно расширять рацион фруктами, овощами, кисломолочными продуктами. Главный критерий выбора крупы – отсутствие глютена. Начинать прикорм можно с гречки, риса или кукурузы.

Каши можно готовить самостоятельно или использовать растворимые полуфабрикаты для детского питания. Важно вводить блюда без молока и других добавок в виде фруктов, ягод, сахара. Только чистый злак, допускается небольшое количество соли и масла.

Прикорм с 8 месяцев: кисломолочные продукты

Доктор Комаровский предлагает детям на грудном питании первыми вводить кисломолочные продукты, то есть детский кефир. Он полезен для желудка, благотворно влияет на работу кишечника, но не очень популярен. Обычно его дают детям после 8 месяцев. Помимо кефира, можно предлагать детский йогурт и биолакт. Все напитки без добавок, фруктов, сахара и усилителей вкуса. Жирность продуктов средняя, в пределах 3%.

Прикорм с 8 месяцев: мясо, птица

С мясом нужно знакомить детей до года, так как оно является источником ценных веществ. Продукт вводят в виде пюре, паровых котлет, отварных фрикаделек. Можно использовать детские консервы, которые также добавляют к овощам, в первые блюда.

Какое мясо (птицу) можно использовать:

  • индейку;
  • конину;
  • говядину;
  • крольчатину.

Не рекомендуется рано вводить курицу, так как она вызывает аллергию. Тяжелые для детского желудка виды мяса: баранина, утка, гусь, козлятина. Помимо мяса, после 10 месяцев 1-2 раза в неделю дают субпродукты. Наибольшей ценностью обладает говяжья (телячья) печень.

Прикорм с 8 (12) месяцев: рыба

Рыба – нужный продукт в рационе ребенка, но она нередко вызывает аллергию. Если никаких предпосылок к реакции нет, прикорм начинают с 8 месяцев. Но ни в коем случае не нужно совмещать с мясом или птицей. Сначала одно, после удачного знакомства можно начинать вводить другое. При склонности к аллергическим реакциям продукт откладывают до возраста одного года.

Какая рыба подходит ребенку первого года жизни:

  • минтай;
  • навага;
  • речной окунь.

Следует избегать жирных сортов рыбы, с которыми детскому желудку справится сложно. Как и в случае с мясом, прикорм готовят самостоятельно или приобретают баночные консервы. Пюре или котлеты желательно совмещать со знакомыми ребенку овощами, несладкими кашами, супами. Рыбу не нужно давать ежедневно, достаточно заменять ею мясо 2 раза в неделю.

Видео: Рыба для детей до года

Дополнительные продукты

Кроме основных продуктов, при грудном или любом другом питании, ребенку нужны добавки. Обычно это масла, специи, яйцо. До года дают только желток , можно куриный или перепелиный . Также к добавкам относят мучные изделия. Не стоит до года увлекаться печеньем и хлебом, так как они содержат глютен, дрожжи, сахар и другие, пока не нужные малышу добавки.

Таблица введения дополнительных продуктов

Предостережения и возможные проблемы

При введении прикорма могут возникнуть 2 проблемы: аллергия и расстройство работы пищеварительной системы. В любом случае нужно сразу прекратить кормление, временно перейти на грудное питание, дать детскому организму время на восстановление. Повторное знакомство с новой пищей возможно только после исчезновения всех симптомов и не раньше, чем через неделю.

Обязателен прием противоаллергических препаратов. При расстройстве стула понадобятся противодиарейные лекарства, например, «Смекта». При коликах, вздутии и других проблемах с кишечником поможет «Эспумизан», укропная вода или чай из фенхеля. Постепенность введения и внимательность – залог успешного прикорма.


Маргарита Штанова, консультант по уходу за ребенком:

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама. Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама.

Почему нельзя начинать прикорм с соков? Сок — это очень тяжелый продукт, в котором много кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик. Представьте, у человека проблемы с желудком, с печенью, почками… Какая у него диета? Кашки! Хорошо проваренные, иногда — на воде, без молока. А не соки. Ребенок ест молочко грудное, которое усваивается почти полностью…

Последствиями раннего введения сока может быть:

раздражение ЖКТ, дисбактериоз, проблемы с почками, проблемы с поджелудочной железой (как следствие — огромное количество больных панкреатитом в нашем поколении). Аллергия может проявиться не сразу. Бывает, что где-то через месяц после раннего введения сока появляется диатез «непонятно на что, ничего нового не давали».

Теперь — про сок и анемию. Методика ввода прикорма сока была особенно распространена в период до 70х годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце 60х в Америке и Европе появились первые рекомендации по ограничению подобных пищевых мероприятий для детей. Россия как всегда в хвосте, наблюдения за «буржуинскими детьми» веса не имеют, нужно самостоятельно раз 15 наступить на грабли, чтобы осознать смысл происходящего. Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних соковливаний, и собралась информация, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями. Опасность подстерегала не только в виде моментальных аллергических проявлений, но и в последующих реакциях взрослеющего организма.

ЖКТ ребенка уже с рождения, получая неадаптированную пищу (а рекомендации давать соки были начиная с 3-х недель), работал в экстремальных условиях, «на износ». И в момент физиологических стрессовых периодов (предподростковый и подростковый возраст) просто банально срывался, награждая ребенка букетом заболеваний типа гастритов, панкреатитов, проблем со слизистой кишечника и т.д. И опять-таки, обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание (а в тот период считалось ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, чем поддержать грудное вскармливание, да и матери рекомендовалось как можно скорее воспользоваться услугами яслей, чтобы выйти на трудовую вахту) — ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Вот как раз и стал актуален принцип «меньшего зла».

Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутствия грудного молока, на молочной смеси не сбалансированного состава с кристаллическим сахаром (а наши мамы должны помнить, как высеивали сахар из смесей ситом) из коровьего молока или кефира, для ребенка более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, в то время как проблемы ЖКТ, во-первых, более отдалены во времени и, во-вторых, потенциально знакомы и теоретически излечимы. А теперь цифры: приведу пример на железе. Точнее на его содержании в различных пищевых источниках, подходящих для ребенка грудного возраста и потребностей ребенка в нем. В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 грамм.

Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность — 50-75%. Ни один продукт в мире не дает такой. Т.е. всасываемое количество в мкг/100 грамм составляет около 20-30. В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка 0,2-0,4 мг/100 грамм (в обогащенных смесях 0,6мг/100 грамм). C учетом его биологической доступности (а это составляет порядка 20%) всасываемое количество составляет от 40 до 120 мкг/100 грамм. По данным ВОЗ 20 мкг/100 грамм является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста 6-8 месяцев в среднем. В смесях, в которых нет стимулирующих всасывание дополнительных факторов, содержание железа, как можно увидеть — завышено. А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы содержание железа в два раза меньше чем в грудном молоке 0,02 мг/100 грамм. Биологическая доступность низкая — 10%… и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 грамм смеси.

Т.е. для ребенка, который в ТО время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была ОЧЕНЬ актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества. Особенно актуально это было для недоношенных детей, потому что собственные запасы из-за сокращенного срока перинатального развития были минимальны, и как правило истощались уже к 2-м месяцам до минимального уровня. Соки выступали хоть какой-то альтернативой решения подобной проблемы.

Действительно ХОТЬ КАКОЙ-ТО. Потому что ребенку, возраста физиологической незрелости к прикорму, предложить твердую пищу невозможно (кусочки, пюре). Исключительно жидкую. Такую, как соки и бульоны. Так вот, соки… содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около 0,4-0,5 мг/100 грамм. Биологическая доступность — 1-2%. т.е. всасывается порядка 4 мкг/100 грамм. Потому- то, к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (порядка 4-х месяце) у ребенка в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа — сока.

По крайней мере хотя бы эти 100 грамм сока в день. Но если их сразу дать ребенку — он, простите, загнется. Потому то вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект. А почему рекомендация была всеобщей — да причина проста — мало какой педиатр будет разбираться, действительно ли мать кормит хорошо грудью, не докармливая коровьим молоком? И рекомендация должна быть стандартизированной! Может мать обманывает или не договаривает об особенностях питания младенца? А ребенок страдает.

Потому-то, исходя из принципа меньшего зла, эту рекомендацию сделали всеобщей. Если и будет какой-то вред — он будет малым, по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей. Вот, собственно и все… Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей, плюсы ввода сока потеряли акутальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?

Итак, как правильно начать ?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно.

Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша.

При правильном введении прикорма самочувствие малыша не ухудшается, животик не «расстраивается», он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит… Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко — совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года.

Пищевое поведение малыша — не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи , если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми. Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически «давятся», потом начинают выплевывать кусочки «через один», половину — глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления? Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола — параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру.

А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями , и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола? Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим.

Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище.

Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма? Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса?

До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит? Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным. Нужно перестать кормить ребенка отдельно .

Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо «делать вид» что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать — давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм? Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.

Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск.

Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется .

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители — аллергики ? Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно.

Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: «один шаг вперед, два шага назад». Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней. Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают? Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях.

Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите, не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся… Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много.

И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания. «Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро.

Введение прикорма – обязательный этап для каждого малыша, позволяющий перейти к так называемой «взрослой» пище.

В первые месяцы жизни дети получают все необходимые для нормального роста вещества из грудного молока и (или) смесей для питания, но позже, с развитием органов пищеварения, этого становится явно недостаточно.

Для того чтобы новая пища хорошо усваивалась и прикорм не навредил ни крохе, ни маме, нужно соблюдать определённые правила.

Для чего нужно вводить прикорм?

1 Естественная потребность в питательных веществах . Действительно, грудное молоко – невероятно ценный продукт, способный обеспечивать грудному ребёнку полный питательный комплекс. Но малыши растут быстрее, чем мы можем себе представить, и уже на 6-й месяц жизни им нужно гораздо больше витаминов, микроэлементов и минералов для гармоничного роста.

2 Отдых для мамы . Далеко не все женщины могут кормить ребёнка грудью долгое время, особенно когда с момента первого прикладывания прошло большое количество времени. Если вы чувствуете, что буквально «иссякли», не переживайте и не вините себя – значит, свою норму вы уже выполнили.

3 Помощь в физиологическом развитии . Пища, имеющая более густую консистенцию, чем грудное молоко, оказывает влияние на своевременное развитие желудочно-кишечного тракта, моторику кишечника, правильное формирование жевательного аппарата.

4 Воспитательный аспект . Если вы уже долгое время кормите грудью, и при этом не чувствуете себя устало, у вас хорошая лактация и малыш активно прибавляет в весе, это просто замечательно.

Но вполне логично, что чем дольше малыш питается только посредством грудного вскармливания, тем сложнее ему будет перейти к более разнообразному меню.

Следовательно, чем раньше малыш начнёт употреблять пищу вместе с взрослыми, тем проще ему будет привить культурные навыки и правила поведения за столом.

5 Координация движений . Чрезвычайно важно развивать моторику рук с раннего возраста, способствовать тому, чтобы хватательные движения были более скоординированными, не хаотичными. С введением прикорма у малыша появляется возможность самому пробовать поддерживать ручками посуду, с которой происходит кормление.

Когда лучше начинать вводить прикорм?

Вводить прикорм не следует раньше 6-го месяца.

В этом нет ни практической, ни педагогической необходимости. Исключение составляют те случаи, когда мамочка по той или иной причине была вынуждена отказаться от грудного вскармливания в пользу специальных смесей.

Тогда дополнительная пища вводится несколько раньше, с 4-5 месяца.

Интересно! Десерты для детей 1 года жизни

Также раннее введение прикорма назначается тогда, когда малыш сильно не добирает в весе или у него обнаружена анемия. Продлить кормление грудью следует в том случае, если на момент наступления 6 месяца ребёнок чем-то болен, у него повышена температура или расстроен кишечник.

Как понять, что малыш уже готов к введению прикорма?

Всё же какие-либо жёсткие временные рамки в детских проблемах – всего лишь формальность. Существуют критические границы, а в их пределах решают вопрос «начинать-не начинать» только лишь индивидуальные особенности.

Поэтому будьте внимательней к своему малышу: он сам подскажет, когда наступит заветное «пора».

Помните, что слишком ранний прикорм гораздо опаснее позднего, так как может вызвать аллергическую реакцию или непереносимость определённой пищи.

1 Отсутствие выталкивающего рефлекса. Груднички обладают способностью выталкивать пищу, потому как приспособлены только к сосанию. Со временем эта особенность проходит, появляются новые рефлексы – жевательные.

Поднесите ложечку ко рту ребёнка, и если её содержимое отправится обратно, то с введением прикорма стоит подождать.

2 Повышенный аппетит. Ребёнок активно кушает и просит добавки. Малыши на грудном вскармливании могут съесть обе груди и остаться голодными, а на искусственном – более одного литра готовой смеси в сутки.

3 Интерес к пище родителей. Ребёнок может тянуть ручки к вашей еде, пытаться её попробовать. Но это может быть и признаком того, что организм малыша уже вполне готов к употреблению разнообразной пищи, и простым любопытством.

4 К 4-5 месяцу малыши, как правило, начинают учиться сидеть, сохранять вертикальное положение туловища. Для кормления это также немаловажно.

5 Само собой предполагающее переход к более твёрдой пище событие – появление первых молочных зубов.

Какие правила следует соблюдать, вводя прикорм?

В первую очередь, прикорм не должен пониматься как полная замена грудному молоку.

Наиболее эффективно прикладывать малыша к груди или до еды, или после еды (ребёнок будет как бы запивать пищу молоком). Также для того, чтобы ребёнок лучше воспринимал новые для себя вкусовые ощущения, допустимо разжижение прикорма грудным молоком.

Первая для малыша взрослая пища должна состоять из одного и только одного компонента, не содержать ни соли, ни сахара, ни тем более перца.

Лучшим видом прикорма на первых порах считается пюре из сезонных овощей, фруктов, являющиеся основными поставщиками витамина С, железа, фолиевой кислоты.

Овощи не должны содержать слишком грубой для малыша клетчатки, лучший вариант – тушёные или приготовленные на пару морковь, картофель, кабачки, тыква, цветная капуста

Из фруктов предпочтительны не кислые яблоки, бананы, персики. Начальные порции не превышают 1-2 чайных ложек мягкого пюре, увеличивать их следует постепенно.

Интересно! Каши в прикорме: все, что нужно знать маме

Между введением новых видов прикорма целесообразно делать интервал в неделю, давать малышу возможность привыкнуть к каждому из них, следить за реакцией его организма на пищу. После можно чередовать блюда, комбинировать продукты между собой.

Не следует кормить малыша насильно. Дети сами знают, сколько им нужно, чтобы наесться и чувствовать себя при этом хорошо. Используйте для кормления ложечку со сглаженными краями, чтобы не травмировать полость рта ребёнка.

Позволяйте ребёнку самому брать еду руками, но под вашим чутким наблюдением. Вполне естественно, что первое время пищу будет попадать куда угодно, кроме места своего прямого назначения: на лицо, на пол, на одежду. Но все эти действия помогут со временем научиться малышу кушать без помощи взрослых.

Уже к 7-8 месяцу пищеварительная система ребёнка адаптируется к употреблению каш.

Можно использовать как фабричные смеси, обогащённые витаминами и минералами, так и самостоятельно сваренные крупы.

Каши следует доводить до разваренного состояния, а после измельчать с помощью блендера. Идеальным вариантом для первой каши ребёнка считается лёгкая для усваивания рисовая с небольшим количеством сливочного или растительного масел. Можно попробовать вводить каши на молочной основе, но если у малыша наблюдается аллергическая реакция на молоко, то стоит всё же вернуться к крупам, сваренным на воде.

В этом посте я публикую выдержки из моих практических работ. Они включают в себя как советы, данные мне лично, так и обращения, подобранные в интернете, специально для разбора их на практике. Тут вы с большой долей вероятности встретите и советы, которые уже услышали от бабушек, педиатров или «опытной мамочки», которая «троих накормила же как-то и твоего накормит». Под советом я пишу в чем его вредность и далее как заменить эти действия на корректные с точки зрения «Естественного прикорма» (ЕП)
Пожалуйста, не путайте его с «Педиатрическим», цель которого быстрее внедрить общий стол и заменить кормления привычной едой (грудное молоко / смесь). Цель ЕП - постепенный переход от жидкой пищи к общему столу. Этот вид прикорма более щадящий для ЖКТ и учитывает уровень развития нервной системы, а также учит формированию устойчивого правильного пищевого поведения, однако требует больше трудозатрат мамочки на самых первых этапах. В то же время помогает избежать трудностей в дальнейшем, вызванных чрезмерным форсированием событий и быстрым наращиванием объёмов. Решение в любом случае за вами. Какова ваша цель: побыстрее и посытнее, а дальше «как пойдет», или с четкой целью учить ребёнка кушать самостоятельно сразу, пускай медленне и менее чисто. Учить понимать, что он ест, нравится ли ему этот вкус, хочет ли он больше или он насытился. Всему этому учит естественный прикорм, более долгий вначале и в интересах ребенка, а не педиатра и галочки в журнале «прикормлен».

? Вредный совет 1: «Ваш ребёнок плохо набирает вес, начинайте прикорм с 4 месяцев с каш»

Как правило, это совет педиатра для мамы маловесного ребёнка. Его дали и мне, и моей сестре. Причём нам, например, педиатр же озвучила сама и вредность своего совета. Это звучало так: «Будьте готовы, что проблемы с животом усилятся, т.к. ЖКТ ещё недостаточно сформирован». А обоснование, помимо малого веса было ещё такое, что «В 4 не введете - ребёнок останется без витаминов, т.к. к 6 мес. уже всё из мамы высосет». Так, вместо того, чтобы расширить и обогатить рацион мамы, поднажать на ГВ, была рекомендация ввести каши и тем самым расстроить только формирующуюся микрофлору и работу ЖКТ. Микрофлору, которая так важна для формирования иммунитета, заменить полезные иммунные бактерии грудного молока на кашу. Да, каша богата клетчаткой и более калорийна, но давать её нужно в большом объеме, чтобы это оказало влияние на прибавку в весе. Большие объёмы опять же в 4 месяца к хорошему не приведут, а в дозе прикорма это будет просто бесполезно. На вес это влияния не окажет. Помимо всего прочего, в 4 месяца говорить о появлении пищевого интереса - очень рано. О нем не было сказано вообще. Т.о. мы получили совет, в котором не учтены 2 главных критерия ввода прикорма: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес).

☝️Особо отмечу! Слишком раннее введение прикорма чревато последствиями со стороны ЖКТ ребенка: понос/запор, боли в животе, аллергия в виду незрелости ферментов. В 4 мес. пищеварительная система может не справиться с перевариванием иной пищи, кроме привычной жидкой (гм / смесь), т.к. ферменты ещё недостаточно созрели, плюс кислотность желудка гораздо ниже кислотности взрослого организма, что также может вызвать негативные последствия в связи с ранним вводом взрослой пищи.
Плюс в 4 месяца лактация еще недостаточно хорошо установлена, есть реальный риск вытеснить грудное вскармливание, которое до 6 месяцев крайне необходимо ребёнку и с точки зрения формирования ЖКТ и для становления иммунной системы малыша. В обычной пище нет ни грамма тех нутриентов, что содержатся в грудном молоке помимо иммуноглобулинов.

Итак, исходная ситуация: ребенок набирает по нижней границе первые 3 мес. по 550 граммов. Это ниже педиатрических таблиц, однако, соответствует современным нормам - минимум 125 гр./неделю. Прикладывать чаще к груди, не только по требованию ребенка, но и по инициативе мамы. Наладить ГВ, если нужно с консультантом. Самой маме сохранять спокойствие и наблюдать. Перестать взвешивания каждый день, и даже каждую неделю. Кормить. Забыть про граммы и весы. Больше гулять и улучшить собственное питание. Обсудить с педиатром и гинекологом возможность ввода поливитаминов (консультация специалиста важна ☝️). Обогатить свой рацион: овощи, фрукты, злаки, мясо. Обсудить ввод пробиотиков себе и ребенку (наверное, это с гастроэнтерологом, раз такой педиатр, или другим педиатром, если есть возможность). Наблюдать. Мой ребёнок добрал вес за 4 и 5 меся по 1 кг только на ГМ.
Что касается ввода прикорма. Наблюдать за развитием малыша. Для ввода прикорма необходимы 2 условия: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес). Ориентироваться необходимо в первую очередь на эти факторы. А проблемы с весом решать иным способом. Т.к. цель ЕП, не увеличение веса, а плавный переход от жидкой пищи к твердой. ЕП знакомит малыша с новыми вкусами и рационом семьи, и не применяется с целью набора веса. Более подробно по этапам ввода прикорма в теме Первый прикорм или как не сойти с ума от норм и рекомендаций

? Вредный совет 2: «Давайте яблочный сок с 3 мес. по 2-3 капли и увеличивайте» (совет каждой второй бабушки моих подруг и даже до сих пор некоторых педиатров?)

Этот совет - пережиток советской педиатрии. Он не только вреден, даже опасен. Как пишет педиатр Яков Яковлев «В настоящее время введение соков и фруктов в рацион ребенка ранее 6-8 месяцев считается ненужным. Это связано с отрицательным влиянием их на желудочно-кишечный тракт ребенка, особенно в возрасте ранее 4 месяцев. Также раннее ведение соков способствует появлению у ребенка аллергических реакций, колик, жидкого стула, снижению прибавок в массе тела и т.д.» А вводить соки в объеме нескольких капель или миллилитров просто бессмысленно, так как никакой пищевой ценности они не представляют.

? Альтернативный вариант решения проблемы

В виду высокой кислотности соки вводятся не ранее 1 года (рекомендации ВОЗ) Их следует добавлять в один из уже введенных прикормов в качестве вкусовой добавки. Также можно их предложить ребенку после того, как он получит основную пищу (кашу, овощи, мясо). Если ребенок отказывается от соков или фруктов, то безболезненно можно временно исключить их из рациона. Основная задача прикорма по жидкостям - научить ребенка пить из чашки. Более того, ценность воды в качестве жидкости выше и сформирует у малыша полезную привычку на всю жизнь: пить не менее 1 л. в день в уже взрослом возрасте. А соки и компоты - это вторично и придумано производителями соков для увеличения продаж сока в детском сегменте (куда ж без маркетинга?). Например, про это также говорит доктор Комаровский.

? Вредный совет 3: «Если ребенок не хочет есть какой-то продукт, подмешайте его в любимый»

Этот совет вреден сразу по двум аспектам:

  1. Суть прикорма - познакомить ребёнка с новыми вкусами, развить пищевой интерес, а не во что бы то ни стало накормить всем и познакомить ребенка со всем рацион семьи. Тут есть риск не только отбить охоту от нового, но и от любимого, вкус которого изменится.
  2. Ребёнок раскроет обман, и есть риск, что откажется от прикорма вовсе. Плюс у него может сформироваться недоверие в принципе к поступкам мамы, а это уже более сложный вопрос. И касается формирования привязанности, которое будет подорвано таким, казалось бы, безобидным шагом и желанием мамы накормить «из любви» же.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок отказывается от какого-то продукта, в этом нет ничего критичного. Бывает, дети интуитивно чувствуют, что этот продукт по какой-то причине не подходит именно в данный момент. А возможно, ребенок просто консервативен в еде. Настаивать на употреблении продукта не нужно, сделайте перерыв. Потом выставьте его ещё раз. Возможно, с 3-5 раза ребенку станет интересно узнать новый вкус. Опять же таких попыток может быть до 10 −15. В любом случае, нужно наблюдать за ребенком, показывать позитивный пример, кушать его самой и даже театрально нахваливать как бы самой себе. Не настаивать на том, чтоб ребенок пробовал, этот продукт вкусный, с чего бы вам им делиться. Задача ребенка кормить себя самого, когда-то, с большой вероятностью, он сам проявит интерес, если вы будете с аппетитом кушать и создавать «дефицит» как в мультике про Винни-Пуха: «мед вроде бы есть и вот уже нет». Хорошо если этот продукт будут кушать и другие члены семьи также с аппетитом, спрашивать добавку. Если же интерес к какому-то продукту не придёт, ищите, чем можно заменить. Возможно, ребенку просто не нравится что-то в этом продукте (запах, вкус, цвет). И это тоже нормально.

Цель: Ввести новый продукт любой ценой, повысить питательную ценность прикорма, быстрее ввести новое, скрыть новое, чтобы не заморачиваться. Т.е. накормить новым продуктом, от которого отказывается.

В целом я ответила на этот вопрос в ситуации 3. Маскировка пищи не соответствует задачам естественного прикорма: знакомство со вкусами, постепенный переход от жидкой пищи к обычной, поддержание пищевого интереса и формирование пищевого поведения. В этом совете явно формирование извращенного вкуса и пищевого поведения: сейчас я съем эту бяку и получу «вкусняшку». Это не способствует понимаю ребенка: нравится мне этот продукт или нет, и есть ли у него в принципе шансы мне понравиться. Мозг не может получить эту информацию при маскировке. Плюс является угрозой: раскрытие обмана сформирует недоверие к поступкам родителей. И далее недоверие в целом, что в свою очередь подорвет здоровую привязанность ребенка и веру. Если брать по нарастающей (если ситуации будут дублироваться и/или применяться и в других областях жизни ребенка).

? Альтернативный вариант решения проблемы

Дайте ребенку самому решить, будет он кушать этот продукт или нет, понять, какой это вкус, какой запах, что он чувствует. Сформировать собственное мнение, нравится ему новинка или нет. Если не нравится сейчас, настаивать на употреблении не нужно, пройдет время, всё изменится. Если считаете этот продукт исключительно важным - продолжайте сами его кушать с аппетитом. Однако, в любом случае всегда можно найти замену по аналогичному составу витаминов и микронутриентов. Если в дальнейшем ребенок не захочет кушать этот продукт, ничего страшного. Часто дети первых лет жизни едят 8-10 продуктов и вполне себе счастливы. Вам же лучше - меньше заморачиваться с готовкой. Просто покупайте периодически что-то новое, иногда даже не свойственное вашей местности, культуре. Пускай ребенок видит, что разнообразие - это нормально. Что вот этот забавный розовый фрукт с белой мякотью в крапинку (драконий глаз) действительно можно кушать и даже приятно кушать. Если ребенок боится нового, в принципе робкий в т.ч. и в еде, со временем будет смелее. Главное, поддерживайте его в его любопытстве, не отказывайте в кусочке, если просит, и не настаивайте, если отказывается.

?Вредный совет 5: «Пусть ребенок участвует в приготовлении своей любимой еды»

Цель: заинтересовать ребенка пищей, пусть таким методом, чтобы потом накормить.

Цель прикорма - знакомство с разными вкусами. В том, что ребенок участвует в приготовлении пищи нет ничего плохого, однако это несет в себе иную цель: развитие навыков, социализация. Для этого можно просто готовить и совсем не обязательно есть.
Сейчас ребенка будет легко накормить любимой едой, но когда он наиграется, есть риск в отказе от прикорма. Т.е вредность в том, что совет дан на сиюминутный момент, а в перспективе может навредить итоговой цели прикорма - переход на общий стол. Также вредность в том, что ребенка могут заставлять кушать то, что он приготовил.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Лучше сделать акцент именно на знакомство с новыми вкусами и развитие пищевого интереса (ПИ). Возможно, потребуется больше времени, однако в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды. Необходимо брать ребенка с собой во время трапез, кушать самой маме, желательно, чтобы другие члены семьи кушали разные блюда, в т.ч новые. Показывали пример. Так ребенок увидит, что кушать новое интересно и не менее вкусно, чем то, что он уже успел полюбить. Любимые блюда должны появляться на столе не чаще обычного графика и готовить отдельно для малыша любимое не стоит. Лучше показывать, что новое тоже очень вкусно своим примером, т.е. с аппетитом поеданием последнего. Дать, когда малыш сам попросит новое. Если в какой-то прием пищи ему ничего не понравилось, не страшно, что-то возможно вызовет интерес в следующий раз. Главное он видит, что всё поданное в тарелке быстро исчезает, значит, это то же скорее всего вкусно.

?Вредный совет 6: «Считайте калории - предлагайте высококалорийную еду»

Цель: Накормить посытнее, но меньшим объемом (для малоежек).
Стремясь накормить посытнее мама забывает о возможных последствиях с ЖКТ (аллергии, запоры, поносы, вздутие). Организм ребенка отреагирует, и маме придётся решать уже иные задачи. К сожалению, такие советы не редкость в погоне за стрелкой весов. Стремясь соответствовать нормам набора веса или из боязни быть поруганной в очередной раз педиатром, мама забывает, что перед ней прежде всего человек со своей конституцией, особенностями развития ЖКТ. Особенно важно ☝️ ребенок может недополучать разных полезных веществ из других малокалорийных продуктов.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Ребенок сам выбирает, что он будет кушать, исходя из своих вкусовых предпочтений. Мама контролирует объем пищи, однако как раз в меньшую сторону, чтобы малыш не переедал. И параллельно дает пример, как вкусно кушать то или то.
Стремитесь разнообразить рацион семьи, 1-2 раза в неделю выставляйте что-то новое, чтобы малыш имел возможность знакомиться с новым вкусом. Также можно готовить блюда или выставлять продукты, не свойственные региону проживания, показывая ребенку, что есть и иные продукты, и из них что-то может ему понравиться. Чаще ходите в гости или кафе, особенно где есть другие родители с детьми. Это и новые вкусы, и пример других людей. Это поможет малоежке расширить границы рациона и получать разные микронутриенты (витамины и минералы).

Цель: Ну, пускай ест хоть так. Или накормить более привычным, удобным, быстрым, аккуратным способом.

Извращение понятия «прикорм» и в конечном счете 0 результата. Такие советы формируют «малоежек», для которых «Педиа шу» придумал целый чудо-напиток. Спрос рождает предложение. Такие советы красиво вещают с экранов телевизоров для поднятия продаж. А зачем напрягаться - дайте соломинку. Сначала смесь, потом соломинку. Что вы мучаетесь, материнство - это вам не каторга.
Цель прикорма - научить ребёнка кушать самому. Давая пищу привычным способом, у него не только не будет стимула научиться, можно также в принципе пропустить период появления самого важного: пищевого интереса. А после его угасания научить ребенка кушать будет сложнее.
Данный совет помогает накормить сейчас, но не помогает на долгосрочную перспективу.
Плюс, ребенок не учится жевать и глотать, не учится пользоваться столовыми приборами. Одним словом, зачем, вы это делаете?!

? Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок по каким-то причинам не кушает прикорм в нормальном его виде, возможно, его ЖКТ еще не готов, рефлекс выталкивания не угас, ферменты не развиты, нервная система не сформирована. Прежде всего, ответьте себе на вопрос «зачем вы это делаете и по какой причине?». Хотите завершения ГВ досрочно? - вы на верном пути. Жидкий прикорм, в конечном счете, вытолкнет грудное молоко (особенно если возраст до 6-7 мес.) И вам придется вводить смесь. Однако в ней нет и доли тех ценных иммуноглобулинов, которые есть в вашем молоке. Грудное молоко - это прививка от всех болезней, так говорят мировые педиатры. Давая кашу в бутылке, вы не решаете проблем с питанием и не добавляете ценности пище. Каша нужна для знакомства со вкусом крупы, сегодня гречневая, завтра рисовая и т.д. Для развития навыков жевания (через соску её жевать не надо). Более того, например, углеводы ферментируются слюной. Нет смысла пить кабачки, их надо жевать.Совет один - отложите важные домашние дела, взрослые члены семьи вполне в состоянии поесть сами. Если они против несоленых каш и овощей - пускай режут себе колбасу. И присаживаются к столу. Сварите 2-3 блюда без соли и сахара, приготовьте приборы, усадите малыша на колено. И день за днем терпеливо, малыш будет учиться у вас, а вы помогать. Через 20 лет вы вообще не будете знать, каким «картоном»: «ролтоном» или «дошираком» он сегодня обедал. И это зависит от вас. От того, насколько сейчас вы научите его своим терпением перетирать деснами кабачки и крупы. Будет ли он кушать здоровую пищу или мезим после еды зависит от вас, с этих самых первых минут.
Начинайте прикорм сначала вне зависимости от возраста, чтобы он ел сам. Всё, что вы дали до этого из бутылки, - это не прикорм. Это решение ваших проблем с насыщением.
Важно поощрять в ребенке самостоятельность, хвалить за аккуратность и игнорировать, если что-то наоборот пролилось или упало. Между приемами пищи - еда недоступна. Только фрукты и вода находятся на видном месте. Воду пьют все, в любое время. А фрукты можно попросить. Это будет стимулировать ребёнка кушать самостоятельно, а не как он делал раньше через соску или грудь, - только открывал рот.

?Вредный совет 8: «Делайте добавки и применяйте уговоры «ну, ещё один кусочек за папу…»»

Цель: Накормить большим объемом.
Ещё один совет на пути к малоежке. У ребенка нет интереса к еде, как к ценности. Он не понимает, зачем ему это всё есть. Сейчас это «замамканье» решит вопрос (краткосрочно), а в год ребенок просто откажется есть т.к. эта игра ему надоест.
Накормить большим объёмом через уговоры не ведёт к формированию собственных предпочтений в еде, также мозг ребенка должен сам научиться понимать, насытился ли организм или нет. Т.о., давая много сейчас, в будущем есть риск, что ребенок не научится ловить сигналы организма: голоден ли он, хочет ли он ещё каши или нет, и хочет ли вообще эту кашу. Родители как бы решают тут за него. Это в перспективе может сыграть во вред.
Плюс, большой объем пищи приводит к проблемам с пищеварением.

? Альтернативный вариант решения проблемы

Я бы скопировала предыдущий ответ. Добавив то, что надо кормить себя, формировать ажиотаж вокруг пищи, она не безгранична. Ты не успел, просидел за игрой, мультиком - пища закончилась. Жди нового приема. Как говорит др. Комаровский «голодный ребенок ест». Ничего страшного не произойдёт, если ребенок пропустит трапезу, тогда к следующей он будет уже более расторопным. Сейчас вы играете в игру «ложечка за маму», чуть позже «каша за киндер-сюрприз», еще год-два и в результате ребенок уже сам диктует вам правила игры. И скорее всего они будут очень далеки от правильного пищевого поведения.
Уберите акцент с ребенка и «ложечек». Красиво накрывайте стол, приглашайте к трапезе всю семью, делайте еду видимой, а удовольствие от процесса непосредственно приема пищи зримым. Ребенок сам проявит интерес и попросится на колени. Потом начнет выпрашивать кусочки. Давайте ограниченно, еда вкусная и просто так она никому не достанется. «Сначала съешь, что попросил, потом получишь больше. Да, смотри, будешь играть с едой, больше может не достаться, все ведь хотят кусочек».
Если ребенок не садится за стол, начинает звать вас или кого-то из домашних играть, объясните, что пока не покушаете, не придете. Придется ему посидеть и подождать. Возможно, сначала он будет забираться к вам от скуки или интереса, посмотреть, а что тут все делают. Потом инстинкт «накорми себя» сработает. Также ни под каким предлогом не следует возвращаться к старым методам. Игры закончены, ребенок это должен четко понимать.

В этом посте наглядно разобраны часто-встречающиеся ситуации ошибочного поведения во время ввода прикорма и его становления. Как правило, все они имеют краткосрочный эффект. Однако, как и в любых других вопросах, я предпочитаю сразу смотреть, а что мы получим в итоге.
Надеюсь, мои «анти-советы» помогут вам выстроить процесс более естественно и безболезненно для вас и ребенка. Конечно, потрудиться придется. А выбор в любом случае за вами.

Любите детей - кормите адекватно, берегите их маленькие животики и микрофлору?

Похожие публикации