Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы. Психологические особенности детей средней группы детского сада

Возрастные особенности детей средней группы»

Время бежит быстро, дети становиться старше. У них появляются собственное мнение, свои интересы, вкусы, предпочтения как у взрослого, но мы забываемся, что прошел лишь год, и требуем порой от ребенка невозможного исполнения простых для нас действий (усидчивости, исполнительности), но ребенок к этому еще не готов.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2-3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6-7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Подготовила:

Воспитатель МДОУ №75,

Сотова Екатерина Владимировна.

Транскрипт

1 Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет) Возраст от четырех до пяти лет это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4 5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками. Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4 5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5 7 см и набирает 1,5 2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Психическое развитие ребенка в возрасте 4 5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются

2 произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15 20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4 5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка. Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4 5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4 5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4 5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте

3 первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4 5 лет. Эмоциональные особенности:В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4 5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4 5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4 5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся

4 тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4 5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире. Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться. Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4 5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4 5 лет родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

5 Семья это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4 5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Возраст от четырех до пяти лет это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.

«Психологические особенности ребенка 4-5 лет» Возраст от четырех до пяти лет это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Пятый год жизни является периодом интенсивного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» г. Сыктывкара Консультация для родителей Составитель: Мальцева А. В., воспитатель высшей квал. категории Возраст от четырех

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ По примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд.,

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 года жизни» Составила Белова А. Н., воспитатель Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет) Возраст от четырех до пяти лет это средний

Развития детей 1 младшая группа На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь,

МБДОУ 17 «Белочка» Мы растем и развиваемся, обо всём узнать стараемся Минилбаева М.А., воспитатель гр. «Веснушка» Возрастные особенности развития детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет это средний

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 35 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАСТОЯЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

Возрастные особенности Возрастные особенности Детей 5-6 лет детей 5-6 лет Социальное развитие Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным? способность

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г.санкт-петербурга Подготовила

ГБДОУ детский сад 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга 2018 Подготовили воспитатели: Красноперова С.А. Забродина Ю. В. Мы всегда рядом со своим ребѐнком и, зачастую, не замечаем

Аннотация к рабочей программе средней группы Настоящая рабочая программа разработана на основе программы воспитания и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» (авторы Т.И. Гризик,

Возрастные особенности детей 4 5 лет Возраст от 4 5 лет период относительно затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Более сильной становится потребность в друзьях,

«Возрастные особенности детей 4 5 лет» Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС

«Возрастной портрет ребёнка» способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. способность сосредоточенно работать 10-15 минут; способность оценить качество своей работы в общем;

Воспитатель Науёкене Наталья Анатольевна Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Вот почему необходимо и важно знать о возрастных особенностях,

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

МДОУ детский сад «Солнышко». Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Непоседы». Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет» Воспитатели: Рамазанова Л.А. Неделькина Н.И. Спирово 2015 Цель собрания:

Паспорт программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» Рецензент - зам. директора по УВР Кирнос Л.Л. Организация- исполнитель Муниципальное казѐнное учреждение дополнительного

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 106 «Лазурный» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Курочкина А.П.

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Организационное собрание Время проведения: сентябрь Форма проведения: беседа-диалог воспитателей с родителями

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ» ПРОЕКТ «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» Проектирование информационной среды ПРОЕКТ «Активизация познавательной деятельности младших школьников на

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение г. Новокубанска детский сад 10 «Казачок» Тема: Психологическая готовность ребенка к школе! Подготовила: педагог-психолог Подгерская М.В. Что

Аннотация к рабочей программе (второй младшей группы) Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы разработана на основе образовательной программы муниципального

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2-3 лет Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование

Возрастные особенности детей 3-4 лет. Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. В возрасте 3-4 лет происходит переход малыша от раннего к дошкольному детству, к новым отношениям

Возрастные особенности дошкольного возраста Дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности.

Готовность ребенка к школе Для родителей будущих первоклассников. Подготовила Абрамова Марина Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 24 Готовность к школе - это не только набор определенных умений

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, введен в действие с 01.01.2014 г. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» В вашей семье появился новый человек. Важен каждый день и каждый час для его развития. Шаг за шагом

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей второй категории

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» РЕКОМЕНДОВАНА Методическим советом ДДТ протокол 1 от 31.08.2018 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДДТ И.Ю. Филиппова Приказ

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12. 2012 273

Методика развития речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС Подготовила: старший воспитатель Севастьянова Е.А. Речевое развитие по ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры;

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Купцова Елена Александровна Воспитатель МАДОУ «Д/С 20 ОВ «Мозаика» г. Чистополь, Республика Татарстан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ

Развитие речи у детей дошкольного возраста Речь одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 «МАЛЫШОК» Психологические аспекты сюжетно ролевой игры. Консультация для воспитателей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад 75» г.о.самара Россия, 443091 г.самара, проспект Кирова, 295 Тел 956-47-48 (факс) 956-48-73 Протокол заседания

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве (от 1 года

Степанова Н.А., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Готовить или не готовить ребенка к обучению в

Доклад "Развитие творческих способностей и возможностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Комментированное рисование". Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад 9 Кизел, 2015 Кольчирина

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация различных видов общения как современный метод развития коммуникативных способностей детей» Подготовила: Шаршавенкова Е.А. воспитатель МКДОУ «Детский сад 11 2017

Готов ли ваш ребёнок к школе?. Что такое готовность к школе? Функциональная готовность Интеллектуальная готовность Волевая готовность Мотивационная готовность Социально-психологическая готовность Функциональная

Группы 1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 Показатель 1. п.3.3. ФГОС ДО Требования к развивающей предметно-пространственной среде: П.3.3.1. ФГОС ДО - Соответствие РППС группы возрастным особенностям: Разработана

Пояснительная записка к учебному плану основной образовательной программы ГБОУ Школа 1103 Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного

«Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средством наглядного моделирования» Автор-составитель: Кобзева Анастасия Сергеевна воспитатель детского

Конспект собрания Родительское собрание 1 Средняя группа «Жемчужинки» 30 сентября 2017 г. Подготовила воспитатель МБДОУ «Берёзовский детский сад 9» Пшеничникова Татьяна Фёдоровна Цель: Повышение родительской

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ и ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Особенности развития современных дошкольников Тенденция к усугублению проблем задержки речевого развития дошкольников;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 «Солнышко» Выполнила: воспитатель I категории Пономаренко Елена Анатольевна Игра - это огромное светлое окно, через которое в

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Разработчик: специалист по социальной работе г. Тищенко Белоярский, М.В. 2015г. Каждый

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 79 Г. МУРМАНСКА Основная образовательная Программа МБДОУ 79 г. Мурманска разработана в соответствии с требованиями основных нормативных

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа комплексного развития дошкольников «Гармония» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования

СРЕДНЯЯ ГРУППА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут манятся. Игровые действия начинают выполнятся не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта. Носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами. Наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им

предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: « Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать память при выполнении каких - либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;
появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной
деятельности; конструированием по замыслу, планированием;

совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. РЕЖИМ ДНЯ.

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, самостоятельная деятельность

9.10-9.30; 9.40-10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

Возвращения с прогулки, игры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, воздушные, водные процед

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство

Подготовка к полднику, полдник

Игры, самостоятельная деятельность детей

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, игры

Подготовка к ужину, ужин

Игры, уход детей домой

кол-во

Художественное творчество

Рисование Лепка Аппликация

Физическая культура

Общее количество

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Виды организованной деятельности

кол-во

Познание (Позновательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира)

Коммуникация. Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Рисование Лепка Аппликация

Физическая культура

Общее количество

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Виды организованной деятельности

кол-во

Познание (Позновательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира)

Коммуникация. Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Рисование Лепка Аппликация

Физическая культура

Общее количество

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

День знаний

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге.

Праздник «День знаний»,

Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным

организованный сотрудниками детского сада с участием

окружением ребенка (обратить внимание

родителей. Дети

на произошедшее изменения; покрашен забор, появились новые столы),

праздник не готовят, но

расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель,

активно участвуют в

помощник воспитателя, музыкальный-

конкурсах,

руководитель, врач, дворник, повар и

викторинах; демонстрируют свои способности.

Расширять представления детей об осени. живой и неживой природы (похолодало

Праздник «Осень». Выставка детского

Исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические

творчества.

представления.

Я в мире человек

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные

Открытый день здоровья. Выставка семейных

представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.

Мой город,

Знакомить с родным городом, поселком.

Спортивный

село, моя

Формировать начальные представления о

праздник.

родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

Мониторинг

Заполнение

персональных карт детей.

Новогодний

Праздник «Новый

праздник

деятельности (игровой,

год». Выставка

коммуникативной, трудовой,

детского

познавательно-исследовательскои, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

творчества.

Расширять представления детей о зиме.

Праздник «Зима».

Развивать умение устанавливать

Выставка

простейшие связи между явлениями

детского

живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах,

творчества.

Развернутое содержание работы

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

где всегда зима, о животных Арктики и

Антарктиды.

Знакомить детей с «военными

Праздник,

защитника

профессиями (солдат, танкист, летчик,

посвященный

Отечества

моряк, пограничник); с военной техникой

Дню защитника

(танк, самолет, военный крейсер); с

Отечества.

флагом России. Воспитывать любовь к

Выставка

детского

Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

творчества.

Организовывать все виды детской

Праздник «8

деятельности (игровой,

Марта». Выставка

коммуникативной, трудовой,

детского

познавательно-иследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять тендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

творчества.

Знакомство с

Расширять представления о народной

Фольклорный

народной

игрушке (дымковская игрушка, матрешка

праздник.

культурой и

и др.). знакомить с народными

Выставка

традициями

промыслами. Продолжать знакомить с

детского

устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

творчества.

персональных

карт детей.

Расширять представления детей о весне.

Праздник

Развивать умение устанавливать

простейшие связи между явлениями

Выставка

живой и неживой природы, вести

детского

сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе.

творчества.

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

День Победы

Осуществлять патриотическое

Праздник,

воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

посвященный Дню Победы. Выставка детского творчества.

Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.

Праздник «Лето».

Спортивный

праздник.

Выставка

детского

творчества

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные и индивидуальные особенности детей, средней группы.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении . Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики . Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

Социально-личностное развитие

К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками , осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность .

Познавательно-речевое развитие

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Усложняется конструирование . Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Художественно-эстетическое развитие

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.


Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела – 1,5-2 кг. Рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет – 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг.

Особенности опорно-двигательного аппарата

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребен­ка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-до­школьника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физ­культурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенап­ряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому сле­дует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышеч­ных групп. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков – 28 х 20 см.

Органы дыхания

Потребность организма ребенка в кислоро­де возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит пере­стройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2- 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизнен­ная емкость легких (в среднем до 900-1060 см ‘), причем у маль­чиков она больше, чем у девочек.

Сердечно-сосудистая система

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а сред­ний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впро­чем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показа­телей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до 29.

В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушает­ся, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоор­динированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Развитие органов чувств

Первые пять лет жизни – «золотая пора» развития сенсорных способностей детей.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напря­гает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для луч­шего преломления световых лучей меняют форму хрусталика,

внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличи­вается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирова­ния центральной нервной системы связана большая чувствитель­ность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоян­но протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие ку­бики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях долж­на про водиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Развитие высшей нервной деятельности

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиоло­гических и психических процессов.

Нервные процессы – возбуждение и торможение – у ребен­ка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свой­ствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 го­дам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма вза­имодействия сигнальных систем.

Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрос­лого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнооб­разить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально пред­назначенных для этого подвижных игр.

У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окру­жающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставле­ния слов с соответствующими раздражителями первой сигналь­ной системы совершенствуется, растет самостоятельность дей­ствий, умозаключений.

Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс воз­буждения. При нарушении привычных условий жизни, при утом­лении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоб­людении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуж­дения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распростране­нию, может перейти в повышенную нервную возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следу­ет совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физ­культурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.

Условно-рефлекторные связи образуются у детей быстро: пос­ле 2-4 сочетаний условного сигнала с подкреплением. Но устой­чивость они приобретают не сразу (лишь после 15-70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится И к тем услов­ным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей.

Сравнительно трудно формируются различные виды условно­го торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответ­ствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепен­но, на повторяющемся с усложнениями материале.

Развитие личности

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4- 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы сози­дательного отношения к предметному миру. Для этой цели мож­но использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сде­лал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлет­ворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно позна­вательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знани­ях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития по­знавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважи­тельно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен раз­мышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появ­ляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знания­ми, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявле­ние неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуаль­ным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требовани­ем к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотно­шениях друг с другом является серьезное и уважительное отноше­ние ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые непра­вильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оце­нивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой – уважительное и заинте­ресованное отношение к аналогичным интеллектуальным поис­кам его сверстников.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делят­ся на «плохих» И «хороших», И эти оценки в очень большой сте­пени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засы­пают и т.п.

Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие мо­гут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пост­радать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и со­здают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологически­ми особенностями.

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых суще­ственно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и маши­нах, городах и странах и т.п.).

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окру­жающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их спо­собности приноравливаться к сложным природным условиям.

А это значит, что взрослый не только дает знания, но и прин­ципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, ува­жение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, пере­живаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоис­тических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не бу­дет чуждо.

Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порож­дают неуверенность. Между тем произвольность поддерживает­ся именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного воз­раста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс е игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Про­исходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возрас­та (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, пред­намеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах воспри­ятия, памяти, внимания.

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы актив­ного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, ха­рактеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, ка­чества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, раз­личать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треуголь­нике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, шири­не, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах пред­метов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверх­ности и др.).

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состо­янии произвольно В течение довольно длительного времени удер­живать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренно­го запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повто­рение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысли­вал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные эле­менты легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, переска­зывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны при­нять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д..

Мышление

Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изобра­жения для решения несложных задач. Они могут строить по схе­ме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Одна­ко при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование об­раза. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величи­ны. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – чер­ных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы, его составля­ющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельно­сти ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может про исходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобла­дает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и матери­алу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, вели­чине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сход­ство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Мо­жет обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение

Воображение продолжает развиваться. Форми­руются такие его особенности, как оригинальность и произволь­ность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произно­шение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и актив­но используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей, Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворче­ством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимо­действии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще­нии со взрослым становится внеситуативной.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможно­сти использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пей­зажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цве­те и размере объектов, почти третья часть даваемых ими опреде­лений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения «<Снег белый и не­множко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфоло­гический состав высказываний за счет более частого использова­ния глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предло­жения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них форми­руются многие элементы связной речи. Размеры детских расска­зов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов). Соответ­ственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Похожие публикации