Успешный ребенок: как воспитать успешного ребенка, советы психологов по воспитанию. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье Нужно помочь ребенку найти любимое дело

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

  • атмосфера любви и взаимоуважения;
  • высоконравственность родителей и членов семьи;
  • трудовая деятельность в семье;
  • отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;
  • отсутствие негативных примеров в семье;
  • гармоничное развитие способностей ребенка;
  • последовательность и постепенность в семейном воспитании;
  • взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;
  • физический контакт между родителями и ребенком;
  • внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;
  • дисциплина внутри семьи.

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Внимание со стороны родителей воспринимается ребенком как показатель своей нужности. Такое отношение позволяет ребенку чувствовать себя значимой личностью.

Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать его страхи и опасения, радоваться вместе его удачам, заниматься совместными делами и играми.

В любой семье должна соблюдаться дисциплина. Это определенная последовательность адекватных требований, которые соответствуют возрасту. Наказание должно соответствовать проступку. Частным проявлением дисциплины является соблюдение режима дня детьми. В распорядок дня ребенка должно быть включено время на полноценный сон, занятия спортом, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда, обучения и отдыха. При этом необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня носит воспитательную роль, если выполняется без принуждения со стороны взрослых. Родители должны осуществлять только контроль за качественным выполнением режима и различных поручений, помогать в случае затруднений.

Правила воспитания ребенка

Для успешного воспитания своих детей родители должны придерживаться определенных правил:

  • Помогите ребенку стать собой.
  • Не требуйте от ребенка благодарности за сделанное вами.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды и неудачи.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка, умейте поддержать его.
  • Не унижайте достоинство ребенка.
  • Общайтесь как можно больше с ребенком.
  • Вы должны сделать для ребенка все, что в ваших силах.
  • Умейте любить чужих детей, а не только своих.
  • Любите ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
  • Получайте радость от общения с ребенком.

PAGE_BREAK--

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Глава 2. Условия успешного семейного воспитания
2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

2.2 Роль авторитета родителей в воспитании
Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам.

Авторитет помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.
2.3 Виды ложного авторитета родителей
Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Авторитет чванства. Это особый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему чаду показывать важно и нужно

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, а не только внешностью. Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших друзей отца и матери.

Но и родительское дело должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни авторитета. И прежде всего должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ребёнок. Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что нужно преследовать ребёнка постоянными и надоедливыми расспросами. С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось это рассказать. Для всего этого не требуется много времени.
2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?

Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Родительский лекторий. Способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. продолжение
--PAGE_BREAK--

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивание музыки, посещение театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Успешным воспитанием в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнении без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой не добрый карается людьми и обществом. Слушая сказку ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребёнка к чтению, и он начнёт считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Родительский пример и авторитет - специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем несравнимые гении. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Авторитет знания необходимо ведёт и к авторитету помощи. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребёнок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое - что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. А вообще, чтобы знать своего ребёнка, нужно уметь его слушать и слышать.

Самый страшный авторитет - это авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, за каждый пустяк разражается громом, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ни чего не воспитывает, только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в тоже время он воспитывает в ребёнке жестокость.

Когда родители больше обращают внимания на детей, если они уверенны в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом - это авторитет педантизма. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно дано, то становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что они ошиблись или что они не твёрдые. Жизнь ребёнка, его интересы проходят мимо таких родителей незаметно; он ничего не видит, кроме своего начальствования в семье.

Бывает, когда родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Но они забывают, что ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

Самый распространённый вид ложного авторитета - это авторитет необъятной любви. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «значит, ты нас не любишь»? родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. Дети очень скоро замечают, что родителей можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. И часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему ребёнку показывать важно и нужно.

Самым неумным видом родительского авторитета считается - авторитет доброты. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью и добротой родителей. Они всё разрешают, на всё готовы. Они боятся всяких конфликтов, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями, а когда родители позволяют себе небольшое сопротивление, то бывает уже поздно.

Довольно часто ещё дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями - это авторитет дружбы. Родители и дети могут быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семьи, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

Психологи кричат во всё горло, что в неполной семье родитель часто не справляется с воспитанием ребёнка.

В этом топике мне хотелось бы разрушить данный стереотип. Моя дочь всю свою жизнь воспитывается в неполной семье. Наш папа погиб, когда малышка ещё не родилась. Девчонки, уверяю вас, даже один родитель может успешно справиться с воспитанием своего чада, соблюдая некоторые простые правила.

Правило № 1. Любовь во благо

Да, все вы сейчас можете воскликнуть: «А кто не любит своих детей?» Ситуация, когда теряешь свою вторую половинку, очень опасна. Душевная боль на какой-то момент может заглушить всю твою жизнь. В таком состоянии немудрено забыть о ребёнке.

Но, слава Богу, со мной такого не случилось. Было совсем наоборот, дочка стала единственным смыслом моей жизни. Всю любовь, которая меня переполняет, все силы и время я отдаю ей. Моя любовь не слепа и глуха, я стараюсь учитывать индивидуальность и потребности ребёнка. Ведь без понимания того, что нужно твоему ребёнку родитель не может принести пользы.

Правило № 2. Максимум ласки и нежности

Не буду скрывать, меня часто одолевают страхи и вопросы, характерные для матерей-одиночек. Например: «а вдруг я упущу дочь», «не избаловать бы» и другие подобные вопросы. В такие моменты я «включаю» строгого отца и начинаю ограничивать нежность и ласку.

Как показывает практика, результат сильно отличается от ожидаемого. Вместо хорошего, старательного ребёнка я получаю агрессивно настроенную колючку. Методом проб и ошибок я пришла к определённому выводу. Чем больше ребёнка мы лелеем, тем более защищённым он себя чувствует. Максимальное проявление наших чувств даёт некий фундамент для успешного становления личности.


Правило № 3. Правильная критика

Думаю, что женщины, которые находятся в схожем с моим положении, сейчас согласятся со мной. Всё те же страхи не справиться с воспитанием, допустить ошибку толкают меня к необдуманным действиям. Любая вспышка негативных эмоций, высказываний может принести душевную боль ребёнку и усложнить отношения.

Однажды моя излишняя импульсивность и взвинченность сыграли со мной злую шутку. Каждый день, я сама того не замечая, воспитывала свою крошку критикой. То один её поступок вызывал недовольство, то другой. Мои сухие замечания по поводу и без, в конце концов, отдалили дочь от меня. Я бесконечно счастлива, что смогла остановиться тогда, когда ещё не было поздно.

Пересмотрев свою политику, я научилась советовать дочери так, чтобы не унижать её. Теперь, если я считаю нужным подкорректировать её действия, начинаю с похвалы. Сами знаете, всегда есть, за что похвалить ребёнка. Далее аккуратно, без негативно окрашенных слов высказываю своё мнение и даю возможность самой исправить ошибки.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Основные условия

успешного воспитания ребёнка в семье

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать.

Начало формы

Похожие публикации