Статья про воспитание детей газета. Воспитание детей

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.

В наше время в педагогике общепринятым является тезис о том, что результативным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. Такие как В.А. Караковский, Л.Н. Новикова и Н.Л. Селиванова считают, что это понятие становится более распространённым, и в ближайшее время станет ключевым в нашей педагогике.

В.А. Караковский полагал, что школа представляет собой целый социальный организм, имеющий собственную логику и развитие. В этом «организме» происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

А.С. Макаренко утверждал, что в одиночку педагог, даже самый талантливый не может участвовать в организации учебно-воспитательного процесса. Должна быть организованная система, состоящая из коллектива единомышленников, которые создают эту систему и развивают ее.

Воспитательная система, которая была в свое время «запущена», стала ежедневно и ежечасно порождать в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание. Абсолютно, педагогическая деятельность воспитателя очень важна, но она не единственная.

Сделаем акцент на подростковом возрасте. Именно в этот период человек-подросток обретает способы грамотной адаптации во взрослом мире. Также в этот период формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет определять его жизненную позицию в будущем. Молодое поколение не имеет необходимых знаний понимать проблемы общества, не имеет психологической готовности, чтобы участвовать в них.

Большие запросы жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые педагогические подходы, чтобы соответствовать этим запросам. Воспитание подростка - это задача комплексная. В нее входят все сферы жизни ребенка.

Работая воспитателем с детьми подросткового возраста, а также являясь мамой двух детей данного возраста, была заинтересована в дальнейшем изучении проблемы воспитания детей подростков.

А чем же статья?

  • Во-первых, эта статья о воспитании, обеспечивающее личностный рост ребенка.
  • Во-вторых, это статья о воспитании и сотрудничестве педагогов и детей в сфере их совместного бытия, как школьного, так и вне школьного.
  • В-третьих, это статья о системном подходе к каждому ребенку.

Что же такое воспитание?

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы ценностей которые приняты в обществе. Воспитание можно поставить наравне с обучаемым процессом. Только в отличие от обучения воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношение к миру, к людям, к обществу, в конце концов, к самому себе. Результат обучения - это знания, умения и навыки.

Воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Прежде чем требовать от ребенка усвоения норм поведения, педагог или родитель рассказывает ему об этих нормах и о необходимости придерживаться их, то есть передает ребенку знания об этих нормах. Потом следит за ребенком как он соблюдает эти нормы, время от времени напоминает о них. Нужно подавать пример собственным поведением, тем самым помогать выработать ребенком навыки поведения.

В качестве воспитуемого все время выступает ребенок, хотя воспитательный процесс осуществляется непрерывно, в течении всей жизни. Сенека Луций Анней еще в 4 в.до н.э. сказал «Век живи - век учись».

Воспитательный процесс затрагивает личностное развитие не только самого воспитанника, но и воспитателя, который обнаруживает и постепенно развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса. Можно сказать по другому, что родители чему-то обучаются у своих детей, а учителя чему - то учатся у своих учеников. Различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем самого себя.

Воспитание подростков в наше время является проблемой более чем актуальной. Это проблема, как для родителей, так и для педагогов. Подростки в таком возрасте стараются самовоспитаться без помощи взрослых. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что подросток способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все делают это сознательно и целенаправленно.

В процессе воспитания подростков можно выделить следующие этапы:

  • развитие у детей потребности в формировании того или иного качества;
  • усвоение детьми знаниями о личностных качествах;
  • воспитание умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы можно реализовать с помощью включение детей в различные формы и виды активной деятельности. На каждом этапе стоят различные задачи. И чтобы реализовать эти задачи, педагог организует какое-либо дело и прикладывает как можно больше усилий для включения в него воспитанников. Включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться благополучного решения этих задач, которые стоят перед ним.

И обучение осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных, культурных, спортивных организациях. Например в семье детям надо дать возможность помочь родителям и не надо их отталкивать, если они сами вызываются на помощь. Неважно папе ребенок хочет помочь или маме.

Воспитание - это процесс целенаправленный.

Главные задачи воспитания - формирование и развитие ребенка как личность, владеющей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе.

Процессом воспитания является многофакторность. При его осуществлении этого процесса нужно учитывать и применять огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается различному влиянию и при этом накапливается не только положительный, но и отрицательный опыт.

В воспитательном процессе непозволительна противопоставление воспитателя с воспитанниками. Педагог должен бороться не с плохими качествами ребенка, которые у него есть, а за хорошие качества, которые у него будут.

Также непозволительно делать акцент на промахи и недостатки. Их надо поддерживать в любом случаи, необходимо выявлять положительные стороны, тем самым развивать ощущение успехов.

Личностные качества ребенка выражаются, прежде всего, в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Общение со сверстниками занимает равноправные позиции и тем самым подросток вырабатывает свой стиль поведения, формирует его.

Также личностные качества воспитываются в различных деятельностях. Деятельность может быть различной:

  • игровая деятельность включает ребенка в культуру его самореализации, приобретение им коммуникативных навыков (игры, соревнования);
  • творческая деятельность помогает воспитывать в ребенке способность к созданию чего - то нового;
  • трудовая деятельность включает совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражается и обогащается;
  • самоуправленческая деятельность включает в себя совместную деятельность ребенка с другими детьми и при этом создаются благоприятные возможности для личностного самоопределения.

В заключении можно сделать вывод, что воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили.

Не стоит пренебрегать использованием различной деятельности в обучении и воспитании подростков. Деятельность должна постоянно меняться. Различная деятельность формирует положительную атмосферу, и благоприятно влияет на физическое и психологическое состояние подростков.

Большинство взрослых с теплотой в сердце вспоминают свое детство и летние лагеря. Это время свободы, новых друзей, приобретения новых знаний и навыков. И вот теперь, когда у них самих есть дети, он не знают, стоит ли отправлять ребенка в лагерь? Безопасно ли там, будет ли ему там интересно да и как отпустить ребенка от себя. В этой статье мы рассмотрим 5 причин, почему все-таки стоит отпускать ребенка в детские лагеря.

Конечно, ребенку максимально хорошо, когда он растет в окружении любящих его мамы и папы, когда видит, как родители любят и ценят друг друга. Но не все семьи такие, случаются ситуации, в которых родители решают развестись, и, как правило, от этого страдают именно дети. Чаще всего дети остаются с мамой и тогда на ее плечи ложится огромный груз ответственности за то, чтобы ребенок рос в комфортной обстановке и не испытывал дефицита общения со вторым родителем.

Перед рождением своего первенца и женщины, и мужчины одинаково задаются вопросом: как изменится наша жизнь с рождением малыша? Некоторых эти размышления способны повергнуть в настоящий ужас. Порой начинает казаться, что уже ничто не будет таким, как прежде: прощай, свобода, здравствуйте, пелёнки и горшки! К счастью, всё не совсем так. Есть вещи, которыми не стоит жертвовать ради ребёнка, - и тогда ваша общая семейная жизнь будет яркой, насыщенной и полноценной.

Многие родители воспринимают купание в ванной исключительно в гигиенических целях, а ведь в ванной малыша можн закалять, учить держаться на воде, а также просто играть с ним, всесторонне развивая его и просто развлекая. Маленькие дети не любят мыть волосы, когда вода стекает по лицу, поэтому стоит об этом позаботиться заранее, купив специальный ободок для купания. Если купание у ребенка будет ассоуиироваться с игрой, то он всегда будет с радостью купаться.

Когда влюбленная пара становится семьей, чувствам и страстям нередко остается слишком мало места и времени. А если у молодых родителей к тому же появляются дети, то, как правило, именно они становятся центром внимания. Но как важно тут помнить: как раз в те часы, которые супруги проводят наедине друг с другом, образуется фундамент счастливого брака. Тем, кто хочет сохранить его именно таким, поможет ступенчатая тактика, предлагаемая психологами.

Приучить ребенка к чтению с малых лет - важная задача для многих родителей. Книги могут научить малыша видеть разницу между добром и злом, понимать дружбу и многому другому. Также чтение пополняет словарный запас ребенка, расширяет его кругозор и является отличным поводом для него проводить больше времени вместе с родителями. Чтобы вызвать у малыша интерес к чтению, достаточно воспользоваться приведенными ниже советами.

Как заставить ребенка учиться

Впервые попав в школу, первоклассник обычно уже умеет писать, считать и даже знает некоторые слоги, не так ли? Он умеет многое для своего возраста, но ему все равно хочется учиться новому, узнавать все больше увлекательного. Однако почему через несколько месяцев или лет ребенок перестает заниматься: читает еле-еле, пишет кое-как, а учить и вовсе ничего не желает? Большинство родителей мучаются со своими детьми, ведь даже не понимают, откуда взялось такое нежелание учиться.

С появлением в семье ребенка возникает много проблем, которые необходимо решать здесь и сейчас. Подобрать одежду, игрушки и другие аксессуары порой родителей сводят с ума, так как для приобретения всех товаров нужно оббегать не один магазин. Сегодня в интернет-магазине можно подобрать абсолютно любой товар, который подходит не только по предназначению, но и качеству.

Многие дети, особенно достигшие сознательного возраста, начинают просить у родителей «собачку, кошечку, черепашку». Что в таком случае делать родителям? Отказать ребенку или помочь выбрать подходящего питомца?

Все больше набирают популярность туристические образовательные туры. Это отличная возможность совместить приятное с полезным. На сегодняшний день многочисленные образовательные центры предлагают отдых на морском побережье с интеллектуальной программой. Дети набираются сил перед началом учебного года и одновременно с тем приобретают новые знания.

Современным детям довольно сложно угодить подарком. Они гораздо взрослее, чем были мы в их возрасте да и запросы у них не из дешевых. Здесь неуместны воспоминания и мечты из вашего детства, потому что времена меняются, прогресс – на лицо. Те игрушки, что были актуальны для вас, скорее всего, будут абсолютно неинтересным вашему современному чаду.

Вопрос дисциплины всегда стоит очень остро не только для родителей. Это необходимо для социализации и самому ребенку. Родители сталкиваются с трудностями, задумываясь о том, как же дисциплинировать ребенка, чтобы он вырос приспособленным к жизни в обществе, мог пользоваться своими правами и выполнял обязанности. Дисциплинированный ребенок понимает границы дозволенного и знает, что привилегии нужно заслужить.

Важность игрушек в развитии маленького ребенка трудно переоценить. С их помощью он моделирует жизненные ситуации, развивает воображение и свой внутренний мир. Но игрушки становятся проблемой тогда, когда игра закончена и их нужно расставлять по местам. Чаще всего это становится заботой родителей. Как же научить детей без напоминаний прибирать свою комнату?

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку. Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями». Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло. Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией. Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками . Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.


Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия , они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям ? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль .


Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе . Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты .


Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.


Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще . Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Система , строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

статья по воспитанию

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Сотпа Байлак Багай-ооловна - социальный педагог

МБОУ СОШ №3 г.Кызыла

Республика Тыва

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Система межличностных отношений в семье , строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Литература

  1. Лобачева Е.К., Ярёменко Е.О. Родительские собрания 1-4 классы. – Москва, 2008г.
  2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – Москва, 1980г.
  3. Тимофеева М.В. Клуб «Молодая семья» для родителей. Дошкольная педагогика 2008г. №2.

Похожие публикации