Ребенок ведет себя необычно - будьте внимательны! Как помочь ребенку научиться держать головку: советы и рекомендации.

Счастье для любой семьи – рождение новой жизни. Но это не только радость, но и тяжелый труд, терпение, забота о том, чтобы ребенок развивался правильно. Ребенок, который только что родился, сильно ограничен в движениях. Освоение навыков движения происходит в первый год жизни. К ним относится и умение малыша держать головку.

Вопрос о том, с какого месяца малыш начинает держать головку без поддержки, волнует каждую маму с первого месяца появления ее ребенка на свет.

В этот период дети еще очень слабы. Они не могут крутить головкой, махать ручками и ножками. Ребенка можно только поглаживать, он очень чувствителен к тактильным прикосновениям маминых рук. Это утверждение легко проверяется: если малыша возьмет чужой человек на руки, то он, как правило, сразу же начинает плакать, так как утрачивает связь с мамой.

На этом этапе жизни у любого человека еще только рефлекторные движения. И если детей берут за ручки и немного поднимают, они инстинктивно запрокидывают головку назад. Со временем все изменится.

Первые месяцы

На первом месяце жизни малыш уже пытается крутить головкой, поднимать ее и даже удерживать несколько секунд. Для здоровых детей норма – не меньше 10 секунд. Голова может качаться из одной стороны в другую – это нормально, родителям не стоит бояться. Угол, который должен образовываться между подстилкой и подбородком, 45 градусов.

К концу второго месяца малыш обычно уже начинает держать головку прямо при положении сидя хотя бы 5 секунд. Проверить это можно, если усадить ребенка, слегка придерживая за плечи. И не стоит бояться, когда голова сильно балансирует – это нормально.

Ребенок очень любопытен и старается все рассмотреть, поэтому и активно крутит головой, естественно, что он еще и постоянно ищет свою маму. Связь с ней для него на этом этапе жизни очень важна.

Малыша уже можно вывозить в коляске на улицу. На прогулках следует быть еще очень осторожной, объезжать все кочки и ямки, чтобы малышу не было дискомфортно, ведь его мышцы по-прежнему слабы. Понаблюдайте за малышом, он уже должен фиксировать свой взгляд на маме и всех людях, которые склоняются над его кроваткой, также он должен рассматривать лица. Все это свидетельствует о том, что ребенок правильно развивается.

Третий-четвертый месяц

К концу третьего – началу четвертого месяца малыш уже самостоятельно поднимает головку, когда лежит на животе. Именно в этот период необходимо начинать активно помогать малышу – научить его поднимать головку. Когда малыш поднимает головку, он обычно опирается на предплечья, а его таз и бедра лежат ровно на кроватке.

Сколько должен составлять угол наклона головы? Больше 45 градусов, и может достигать 90. Удерживать головку ребенок уже должен не меньше минуты. В сидячем положении дети уже должны уметь держать голову не меньше половины минуты, хотя и не очень устойчиво, возможно, что голова будет покачиваться.
Если приподнять ребенка за ручки вверх, то его голова должна какое-то время находиться на одном уровне с позвоночником, а через пару секунд опускаться.

Нормальное развитие детей в три-четыре месяца – когда они постоянно стараются держать голову в вертикальном положении, при каждом изменении положения тельца.

Пять-шесть месяцев

К концу пятого-шестого месяца ребенок начинает хорошо держать головку, наклонять ее и вертеть во все стороны. Внимание его привлечь просто – при помощи игрушки или звука. Он сразу же старается повернуть голову и улыбнуться.

Как помочь

Конечно же, природа все сделала правильно, и малыш сам начнет поднимать головку, но лишняя помощь не помешает.

  • Прежде всего, необходимо укреплять мышцы шеи. Для этого сразу после заживления пупочной ранки нужно класть малыша на животик. Не нужно опасаться, что ребенок в таком положении может задохнуться. Обязательно сработает инстинкт самосохранения, и он начнет поворачивать головку в сторону.

  • Класть малыша на животик рекомендуется во время переодевания и перед кормлением, тем более что это помогает избавить детский организм от лишних газов. Период, через сколько можно выкладывать ребенка на живот после еды, составляет 30 минут.
  • Переворачивать детей на животик рекомендуется исключительно на твердой поверхности. Если же она мягкая, ребенок не будет напрягаться, а значит, и не будет пытаться повернуть головку.
  • Не стоит с первого месяца переусердствовать – все должно быть постепенно. Сначала малыша кладут на животик на одну минуту, затем время пребывания в такой позе увеличивается еще на одну минуту и так далее. Если ребенок во время процедуры начинает капризничать, то не стоит сдаваться, ведь это очень важно для его физического развития. Малыша можно отвлекать мягкой игрушкой, гладить его по спинке и ножкам. Только всегда будьте рядом, малыша ни в коем случае нельзя оставлять самого.

  • Аналогично вышеописанной процедуре и ношение детей животиком вниз. Одной рукой родитель обхватывает малыша за животик, а другой придерживает головку. Долго смотреть в пол дети не любят, поэтому через пару минут малыш обязательно начнет крутить головой, чтобы осмотреть все окружающие предметы.
  • После того как малыш перестанет бояться такой процедуры, его уже можно попробовать подержать вертикально, но обязательно придерживайте кроху за затылок.
  • Если есть возможность, отправляйтесь с ребенком в бассейн. Вода – это великолепный способ не только научить малыша держать головку, но и укрепить его мышцы и закалить организм в целом. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом и следить за безопасностью малыша.

Не забывайте и о правильном питании! Все полезные вещества грудничок получает исключительно из материнского молока, следовательно, мать должна питаться правильно, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Нарушение нормы

При любых обстоятельствах не стоит впадать в панику, если к концу 12-го месяца ребенок не стал держать головку. Каждый организм индивидуален и развивается по-разному, все временные отрезки усреднены.

И наоборот, если за период первых 1-1,5 месяца грудничок уже начал держать голову, не стоит слишком радоваться. Необязательно, что это свидетельствует о раннем развитии ребенка, возможно, что у него очень высокое внутричерепное давление, и такое состояние малыша подлежит лечению.

Всегда привозите детей на регулярное обследование к педиатру в медицинское учреждение, за здоровьем малыша необходимо следить постоянно.

Если не получается научить ребенка или он не хочет или не может держать головку в три месяца от роду, наклоняет ее в сторону или запрокидывает назад, то, возможно, причина этого – недоношенность или родовая травма. Может быть, это связано и со слабым тонусом мышц или недостаточным весом. Если причина в последнем, то придется скорректировать питание матери. Возможно, что в молоке не хватает витаминов и полезных веществ для нормального развития малыша.
Для поднятия тонуса мышц ребенка может потребоваться массаж шеи. Однако все причины должен выявить врач, в данном случае невропатолог, не стоит заниматься самолечением. Естественно, что наклон головы малыша в сторону должен обеспокоить родителей. Возможно, это кривошея, тогда обязательно потребуется специальный массаж или терапия.

В заключение

Родители не должны надеяться, что природа все сделает за ребенка или помогут какие-либо методики, чтобы он сразу начал держать головку. Не нужно торопиться и нервничать. Обязательно консультируйтесь с врачом, и не заметите, как ребенок повернется, найдет мамино и папино лицо и скажет первое слово.

Если при рождении уже были какие-то проблемы со здоровьем малыша, ни насколько не затягивайте с лечением, все проблемы по возможности следует решить до исполнения ребенку одного года.

Умение ребёнка удерживать голову и управлять её движениями считается одним из первых и важных этапов развития, который должен пройти малыш. Освоение контроля движений головы поможет ребёнку научиться сидеть, переворачиваться, ползать и ходить должным образом позже.

Очевидно, что новорождённые дети не умеют удержать собственную голову. Но когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно? Это может произойти намного раньше, чем вы ожидаете.

В каком возрасте ребёнок начинает держать голову?

Когда малыш рождается, он не может держать головку, так как мышцы и несовершенные двигательные навыки, которые отвечают за контроль движений шеи, ещё слишком слабы.

Ребёнок начнет хаотично двигаться, поднимая голову, через четыре недели после рождения. До этого времени ему понадобится много поддержки. На втором месяце вы обнаружите, что младенец начинает держать головку в шатающейся манере во время лежания на животе.

Только через три-четыре месяца ребёнок может удерживать/поднимать голову без дополнительной поддержки. В это время грудничок пытается поднять голову и даже приподнять локти в позе кобры. Когда малыш достигает шестимесячного возраста, он уже развивает полный контроль над головой и мышцами и может смотреть в разные стороны.

В первые 6 месяцев ребёнок постепенно будет пытаться развить контроль над своими движениями. Существуют различные этапы контроля, которые ребёнок постепенно проходит по мере взросления.

Вот что можно ожидать в течение первых 6 месяцев жизни ребёнка.

Период новорождённости

Вам нужно будет придерживать голову новорождённого осторожно, поскольку на этом этапе контроль над собственными движениями у него мал или вообще отсутствует. Шейные мышцы довольно слабые при рождении, поэтому дети не имеют контроля над ними.

Младенцы полагаются на своих матерей, которые будут поддерживать их голову и шею во время ношения. Вероятно, это способ природы помочь матери и ребёнку, развивая тесный контакт лицом к лицу.

От 1 до 2 месяцев младенец поднимает голову

К концу первого месяца ребёнок должен уметь слегка приподнимать голову и поворачивать её, лёжа на животе. Примерно через 6 — 8 недель, если младенец особенно силён и скоординирован, он поднимет голову, лёжа на спинке.

Когда вы переносите младенца на плече, у него будет возможность поучиться ненадолго поднимать голову. У малыша также будет достаточно сил, чтобы задержать голову, сидя в автокресле.

Подождите, пока младенец научится удерживать голову твёрдо, без вашей поддержки, чтобы использовать прогулочную коляску или рюкзак-кенгуру. Когда вы переносите ребёнка в слинге, убедитесь, что его лицо видно, так как младенец ещё не может легко крутить головой, чтобы беспрепятственно дышать.

Удержание головы в возрасте от 3 до 4 месяцев

К этому времени вы заметите определённое улучшение в координации движений. Малыш сможет поднять голову до 45° из положения лёжа на животе и постоянно удерживать её.

Простое упражнение, которое поможет шейным мышцам ребёнка стать сильным: положите младенца на спину и потяните за руки вверх к сидячему положению. Медленно расслабьте спину. Проделайте так несколько раз.

В этом возрасте младенец должен держать голову в соответствии с остальной частью тела, когда он подтягивается. Вероятно, вы можете носить его в специальном рюкзаке.

Устойчивый контроль в возрасте от 5 до 6 месяцев

Как только вашему ребёнку будет около шести месяцев, он сможет постоянно удерживать головку вертикально. Это время, когда большинство детей начинает сидеть и может постоянно держать голову вертикально. Прогулочные коляски можно вводить в использование именно на этом этапе.

Что делать, когда ребёнок плохо держит голову в 3 месяца?

Если ребёнок в 3 месяца не держит голову, многие мамы поддаются панике. Действительно ли есть причины для волнения?

Если вы обнаружили, что ребёнок в 3 месяца плохо держит голову, просто сообщите об этом своему педиатру при следующем посещении. Помните, что у каждого ребёнка навыки развиваются по-разному, малыши также достигают определённых этапов развития в разное время. Некоторые могут достичь этих этапов быстрее, чем другие. Умение держать голову в этом плане не отличается от прочих способностей.

Кроме того, если младенец недоношенный, он может достичь этого этапа немного позже, чем ребёнок, родившийся в положенный срок.

Редко у младенцев бывает запрокидывание головы. Это говорит о том, что у малыша слаборазвитые мышцы шеи.

Запрокидывание головы происходит по следующим причинам:

  • при рождении малыш очень маленький;
  • роды произошли раньше срока;
  • травма головного мозга.

Таким образом, если младенец в 4 месяца плохо держит голову в вертикальном положении тела, обратитесь к доктору, чтобы убедиться, что мышцы шеи младенца правильно развиваются.

Как помочь ребёнку научиться хорошо удерживать голову?

Младенец будет быстрее развивать контроль над движениями головы, если вы дадите ему возможность укрепить мышцы шеи. Простые методы помогут ребёнку развить эту способность и поддерживать голову в срединной линии, что является важным шагом для дальнейшего физического развития.

Пусть ваш ребёнок проводит время на разных позициях, а не только на спине. Не сажайте его в автокресло, если вы не едете на машине.

1. Выкладывание на животик.

Лежание на животе важно для помощи ребёнку в укреплении шейных и спинных мышц. Для этого положите малыша на живот, когда он бодрствует, и дайте ему привлекательные игрушки, чтобы сделать время лежания забавным для ребёнка.

2. Выкладывание на живот вдоль колен.

Если младенцу некомфортно лежать на полу, ему, возможно, будет легче лежать на ваших бёдрах с подбородком между колен. У ребёнка также будут напрягаться мышцы спины, но он будет наслаждаться этим больше, потому что так будет ближе к вам и лицо не будет утыкаться в ковёр, когда мышцы устанут.

3. Использование мяча.

Если у вас имеется большой, мягкий мяч (фитбол), который часто используется в лечебных программах, он поможет укрепить шейные и спинные мышцы ребёнка. Когда вы двигаете мяч вперед, ребёнок должен работать против силы тяжести, чтобы удержать голову в вертикально. Это помогает развить сильные мышцы шеи. Вы также можете расположить своего ребёнка сидя и аккуратно откинуть его назад, чтобы он старался поднять голову.

4. Наблюдение.

Сядьте на стул и расположите ребёнка на своих коленях с опирающейся на вас спиной. Это является хорошим способом развить контроль над движениями головой по мере взросления младенца. Меняйте места, где вы сидите, чтобы малыш видел разные вещи.

5. Занятия в бассейне и детская йога.

Когда ваш ребёнок уже немного удерживает голову, можете взять ребёнка в бассейн.

Плавание в бассейне подарит малышу новые ощущения. Когда он проводит время на своем животике, поддерживаемый вами и водой, двигать тело и конечности ему можно будет более свободно, чем лёжа на полу.

Детская йога также поощряет полный спектр движения, позиций, которые ребёнку очень понравятся. Это будет благоприятствовать его физическому развитию и мышечному контролю.

Когда ребёнок хорошо держит голову, он может перейти к другим этапам развития, например, к сидению, переворачиванию, ползанию и ходьбе. Чтобы начинать кушать твёрдую пищу и сидеть на высоком стульчике, необходимо, чтобы малыш мог полностью контролировать движения в шее и в грудно-поясничном отделе позвоночника.

К истинным вывихам относятся транслигаментозные, перидентальные и ротационные вывихи (или подвывихи); к переломовывихам - трансдентальные.

Транслигаментозные вывихи атланта всегда бывают передними (рис. 37 а), когда вследствие разрыва поперечной связки при сгибательном механизме травмы атлант смещается кпереди. На рентгенограммах в боковой проекции имеется расширение сустава Крювелье и смещение атланта кпереди.

Рис. 37. Схема атланто-аксиальных вывихов: а - передний транслигаментозный вывих атланта, б - перидентальный вывих атланта, в - передний трансдентальный вывих атланта, г - задний трансдентальный вывих атланта.

Перидентальный вывих происходит при поднятии человека за голову, в этом случае зубовидный отросток выскальзывает из своего ложа под неразорванную поперечную связку, располагаясь позади нее (рис. 37 б). Это очень редкий вид повреждения у взрослых, как правило, заканчивается летальным исходом, т.к. выскользнувший зубовидный отросток занимает пространство, необходимое для спинного мозга.

Но у детей это нередкая патология еще и потому, что их легче поднять за голову . Ширина позвоночного канала у детей на уровне 1 и 2 шейных позвонков может позволить выскользнувшему зубовидному отростку отодвинуть спинной мозг кзади, но в этих случаях, как правило, появляются довольно грубые неврологические расстройства.

На боковой рентгенограмме значительно расширена щель сустава Крювелье, атлант резко смещен кпереди.

Ротационные вывихи, а особенно подвывихи атланта - нередкая патология у детей . Механизм этих повреждений связан с первичным ротационным усилием, а смещение суставных масс может не сопровождаться разрывом связок, от сохранности которых зависит стабильность.

У детей вследствие высокой растяжимости капсульносвязочного аппарата и рыхлости суставных хрящей при резком повороте головы происходит «заклинивание» одного из суставов из-за того, что в широко раскрытую щель сустава попадает богато иннервированная свободно провисающая капсула атланто-осевого сустава, вызывая редчайшую боль, в ответ на которую мышечно-тоническое защитное сокращение фиксирует сустав в этом положении.

На прямых рентгенограммах через рот при одностороннем повреждении имеется различное расстояние между центром зубовидного щростка и боковой массой атланта (см. рис. 38 Б).

Рис. 38. Фоторентгенограмма через рот (А) и схема ее (Б) у больного с левосторонним ротационным подвывихом атланта.

Трансдентальный вывих (или перелом зубовидного отростка со смещением) происходит при переломе зубовидного отростка, проходящего по его основанию, при этом в зависимости от механизма приложения силы могут быть как передние, так и задние вывихи (рис. 37 в,г).

На рентгенограммах ширина сустава Крювелье не изменена, а блок атлант - зубовидный отросток смещен по отношению к телу CII кпереди или кзади. В прямой проекции через открытый рот нарушается перпендикулярность оси зубовидного отростка и может быть разным расстояние от центра зуба до боковых масс атланта (рис. 39).

Рис. 39. Фоторентгенограмма (А) и схема (Б) при трансдентальном вывихе атланта.

Детальная диагностика всех вышеописанных повреждений в верхнем и нижнем суставах головы значительно упрощается при компьютерной томографии, когда полученные аксиальные проекции уточняют степень и вид смещения костных структур, а добавление контраста в субдуральное пространство помогает определить степень сужения эпи-, субдурального пространства, что позволяет выбрать способ лечения данного вида патологии.

Неврологические расстройства при этих видах повреждения могут быть самыми разнообразными, чаще всего они минимальны. Лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение вывихов и деформаций.

При транслигаментозном или трансдентальном вывихе в остром периоде травмы часто достаточно наложить вытяжение за кости свода черепа или, (что хуже), за петлю Глиссона с грузами не более 4,5 кг. Обязателен рентгеновский контроль. При устранении смещения через 6 недель больному накладывается торакокраниальная гипсовая повязка: при транслигаментозном вывихе - сроком на 3 месяца; при трансдентальном - на 6 месяцев.

Обязателен динамический рентгеноконтроль в гипсовой повязке, поскольку эти виды повреждений склонны к вторичным смещениям.

При выборе метода вправления с помощью вытяжения за скуловые дуги следует учитывать оси вправления: при переднем трансдентальном вывихе можно придать положение некоторого запрокидывания головы, при заднем вывихе это недопустимо.

При свежих вывихах возможно одномоментное ручное вправление с последующим удержанием достигнутого положения скелетным вытяжением с теми же сроками.

Можно начинать лечение сразу же с наложения конструкции типа Halo и вправление производить в этих аппаратах, естественно с рентгеноконтролем. Сроки ношения аппарата такие же: 3 месяца с транслигаментозным и 6 месяцев с трансдентальным вывихами.

При несвежих вывихах, при невправимых свежих, а также при вторичных смещениях показано оперативное лечение. Операции также проводятся и в случаях, когда есть возможность с помощью современных высоких технологий зафиксировать 1 и 2 шейный позвонки в правильном положении. К таким операциям относится уже известный окципитоспондилодез с помощью проволоки и пластмассы, подъемный задний спондилодез по методу Bohler (1962) (рис. 40) а также спондилодез современными металлическими конструкциями, например, с памятью формы, передняя фиксация зубовидного отростка с помощью винтов (рис. 41), трансартикулярная фиксация C1-2 (рис. 42).

Рис. 40. Задняя подъемная стабилизация атланта при переломе зубовидного отростка по методу Bohler (1962).

Рис. 41. Фоторентгенограмма после фиксации зубовидного отростка винтом.

Рис. 42. Схема трансартикулярной фиксации CI-CII при транслигаментозном вывихе: А - до операции, Б - после операции (вывих вправлен и зафиксирован).

Последние два вида оперативных вмешательств выполняются под строгим контролем электронно-оптического преобразователя с двумя перпендикулярно направленными рентгеновскими трубками.

После всех оперативных вмешательств на верхних шейных позвонках необходима внешняя иммобилизация головы, шейных позвонков, и шейно-грудного перехода на те же сроки, что и при консервативном лечении, если используются рутинные операции, и значительно меньшие - при применении современных технологий.

При трансдентальных невправимых вывихах иногда возникают показания к передней декомпрессии спинного мозга на уровне смещенного кзади зубовидного отростка. В этих случаях предпринимаемая операция может привести к улучшению. Для этого, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии атрофии спинного мозга на уровне компрессии. Это возможно при контрастном компьютерном исследовании или при магнитно-резонансной томографии. Предельная толщина спинного мозга в передне-заднем направлении не должна быть меньше 5 мм, если мозг тоньше, то операция будет бесполезной в плане купирования неврологического дефицита.

Это оперативное вмешательство производится в два этапа. Вначале следует зафиксировать голову по отношению к шейным позвонкам с помощью одного из видов окципитоспондилодеза, причем в обязательном порядке необходимо предварительно произвести декомпрессию задних отделов большой затылочной цистерны путем ламинэктомии задней дуги атланта и резекции заднего края большой затылочной дыры. А через 2-3 недели произвести удаление зубовидного отростка доступом через рот. Замещать удаленный зуб ауто- или аллотрансплантатом нет необходимости, т.к. зубовидный отросток не несет никакой вертикальной нагрузки.

У нас дочь, год и три месяца. Наш педиатр говорит, что ребенок растет и развивается нормально, по своей характеристической кривой роста и веса.
Фактически с самого рождения я привык развлекать нашу дочку, раскачивая ее в воздухе (и иногда с очень большой амплитудой), держа ее за руки. Ей это нравится и, насколько я могу судить, не вызывает неприятных ощущений. Однако, однажды, проезжающая мимо в своем авто бабушка, которая стала свидетелем моего активного размахивания в воздухе своим ребенком, остановилась и стала меня учить, что такое мое поведение в отношении ребенка является фактически криминальным, потому что таким образом я могу вывихнуть дочери локтевой или плечевой сустав, и что ребенка никак нельзя поднимать на вытянутых в руках за кисти (а тем более таким образом ребенком размахивать!), а только взяв под руки. Напоследок она многозначительно добавила, что знает, о чем говорит, потому что сама врач... Ну что было делать? Поблагодарил и понес дальше ребенка на руках, чтобы не провоцировать местных слишком бдительных бабушек (живем мы в "цивилизованной" Германии). Ну и до сих пор продолжаю делать то же самое, когда никто не видит, потому что ребенку нравится, она сама этого просит и поджимает ноги, когда только берешь ее за руки...
Так все же - можно ли ребенку вывихнуть ручки-ножки, если взять ребенка за руки (ну, или голени у стоп) и раскачивать им в воздухе? Я понимаю - суставчики маленькие, хрупкие, мягкие, плюс масса тела, плюс центробежная сила, плюс ускорение...
Спрашивал нашего педиатра - он говорит, что такое возможно - правда, только когда ребенок висит, как сосиска, и не держится сам, но все равно лучше быть осторожнее, а то мало ли что...
А что скажете Вы?

Похожие публикации