Развитие речи в старшей группе тема весна. План-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"

Программное содержание:

— закреплять знания детей старшей группы об отличительных признаках времен года;

— обогащать предметный словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы и т. д.); — упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;

— учить составлять связный повествовательный рассказ о весенних изменениях в природе с опорой на схему.

Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных , ; схема для составления рассказа о временах года.

Ход занятия

В. Какое время года вы любите больше всего? Почему люди очень радуются приходу весны? Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы!

Игра «Куда пришла весна?»

Дети делятся на команды: «город», «поле», «лес». Задание: рассказать о приметах весны только «на своей территории». Победит та команда, которая назовет больше признаков.

В. Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)

Игра «Умозаключения».

  • Почему поздней весной не бывает ледохода?
  • Почему ранней весной не цветет яблоня?
  • Откуда появляются ручейки?
  • Сейчас на улице весна, потому что…

В. Скажите со словом «весенний(-яя, -ее)»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»?

Физкультминутка.Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

В. Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной? Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края. Подберите побольше определений к слову «птица». Расскажите о скворце, ласточке, журавле (подгруппами), используя названные вами слова-определения. (Дети составляют распространенные предложения с однородными определениями.)

Послушайте знакомую уже вам мелодию П.И. Чайковского (сборник «Времена года») и покажите пластический этюд «Как просыпается цветок?». Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Почему он так называется? Мы вновь разделимся на подгруппы: «лес», «сад», «луг» - и разложим картинки цветов по месту их произрастания. Какая из групп справится быстрее и без ошибок?

Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.) Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом): ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь): Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох)?! Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.

В. Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе - солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»

  • Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
  • Весной тает снег, появляются проталины.
  • Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
  • Весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко.
  • Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.

В. Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?

  • Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
  • Весной появляются подснежники.
  • Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).

В. Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.

  • Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
  • Весной заяц меняет белую шубку на серую.
  • Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
  • Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.

В. Следующая картинка схемы - одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.

Зимняя одежда для детей:

  • зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т.д.

Весенняя одежда для детей:

В. Таким образом, мы составили большой и полный рассказ о весне. Задание: запомнить схему и рассказать дома родителям о весенних изменениях в природе. На следующем занятии мы определим, кто больше может составить предложений о весне без подсказок, у кого получится красивый и полный рассказ. Если вы сможете нарисовать картины к своему рассказу, то мы составим целую книжку с вашими рассказами и рисунками.

Цель:

Закреплять с детьми названия времен года и месяцев, уметь устанавливать последовательность по их признакам. Углублять знания о сезонных явлениях.

Уметь перестраивать предложения по смыслу, выразительно читать стихи о весне, имитировать движения во время чтения.

Уметь называть весенние цветы.

Закрепить счет в пределах 10, состав чисел, решать примеры. Совершенствовать умение писать графический диктант, пользоваться линейкой.

Умение проводить звуковой анализ слов и читать их. Совершенствовать умение строить сложные предложения.

Развивать у дошкольников логическое мышление, воображение , фантазию, связную речь во время рассказа о себе.

Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, сверстникам, умение работать вместе, достигать определенного результата.

Материал: раздаточный материал (цифры, карточки с примерами, по грамоте - инд. карточки (солнце) для звукового анализа, линейка, карандаши, карточки с составом 5, 7, 9, д/игра «Угадай, кто, где живет?», микрофон, бумажные цветы.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: Дети сегодня у нас необычное занятие, нас ждет веселая игра.

Загадка: Есть у Зимушки-царицы,

Три красавицы-сестрицы.

Вместе водят хоровод

Друг за другом целый год

Воспитатель: Кто это, дети, догадались?

Дети: весна, лето, осень.

Воспитатель: Сколько всего времен года? (4)

Сколько месяцев имеет каждое время года? (3)

А сколько месяцев в году? (12).

Дидактическая игра «Целый год» - на мольберте.

Воспитатель предлагает детям к каждому времени года найти картинки на которых изображены соответствующие явления природы.

Воспитатель: Будем выкладывать картинки и называть месяцы. Каждое время года приносит с собой что-то особенное: что приносит лето, осень, зима?

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

(Воспитатель читает предложения, дети перестраивают).

Воспитатель: А что же нам приносит весна? (На экране зимняя картина).

Воспитатель. Чтобы мы смогли ответить, нам надо выполнить задание.

Чтение слов.

Прочитайте вот эти слова: ВЕСНА, СНЕГ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ.

Звуковой анализ слов.

Весна сколько слогов, сколько звуков? Ит.д.

Давайте сделаем звуковой анализ слова - солнце.

Составьте предложения с этим словам.

Воспитатель: Хорошо выполнили задание, посмотрите, что на экране? (Сияет солнышко).

Физминутка «Солнышко»

Воспитатель: Подумайте, кто поет в лесу, кто живет?

Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет?»

(На экране изображены птицы, животные, лес, река, дом и т.д., дети отвечают, кто, где живет, дети отвечают полными предложениями, тогда засчитывается ответ).

Воспитатель: посмотрите солнышко сияет, снег тает и появляются (листочки).

Воспитатель: А теперь время вспомнить, как решать задачи:

1. Выложите цифры от 1 до 10, ответы показать цифрой.

Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел,

1 под березой, 2 под дубком.

Сколько у ежа, в корзине грибов? (3)

2. Три яблока было у Миши, еще пять ему дали в школе,

А сколько яблок всего, теперь в коробочке его? (8).

3 задание: «Реши пример и найди дом».

4 задания: «Определить состав чисел 5, 7, 9»

5 задание: Нарисуйте отрезок 3см, 7 см,

Какой самый короткий, какой самый длинный.

6 задание: «Кто внимательный» (графический диктант-ключ)

На бумаге отступить (4 к. слева, 7 к. вниз)

8к. справа, 2 к. вверх, 4 к. справа,

5 вниз, 4 слева, 2 к. вверх, 4 слева.

3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Это ключик знаний, который нам поможет лучше подготовиться к школе.

Воспитатель: Вас ждет новая игра, вы готовы детвора?

Игра «Я - цветок».

(Дети становятся в круг).

Просыпаются цветы, раскрывают лепестки.

Ветерок подул легонько, лепестки качнул тихонько.

Темнеет; и цветки, закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головками качают.

Наши дети как цветы, в детском саду растут:

Цветок называй-о себе рассказывай.

Воспитатель: дети посмотрите на экран («Весенние цветы»).

Поэтому, с чем приходит к нам весна?

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Как мы называем все эти цветы (первоцветы). Вот и у меня есть корзина с первоцветами. Цветок из корзины берите и что понравилось вам на занятии, расскажите.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Название: Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ-Центр развития ребенка «Детский сад №12 «Непоседы»
Месторасположение: г. Тынды Амурской области

ландыш аглиева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна»

Тема : «ВЕСНА » .

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной ;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи :

- развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

- развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи :

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа : наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне .

Организация детей : по подгруппам .

Словарная работа : весна - красна , капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы : художественное слово (стихи про весну , вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа : С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию : мнемотаблица «Весна » ; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны , птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках : исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель : На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети : о весне .

Воспитатель : Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне , о её характерных признаках. А Вы любите весну ?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня у нас необычное занятие . Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем : «Здравствуй, весна А какие признаки весны вы знаете ?

Дети : Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель : А вы знаете, сколько месяцев длится весна ? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна ,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы» .

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо ? (Голубое, светлое, безоблачное) .

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи).

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев) . Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки) .

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ) . Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях , в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине) . Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель : А сейчас закончите предложения :

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель : Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии ? весне ) . Ответьте на вопросы полным предложением :

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной ?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать : Весна – красна , потому что она яркая, веселая, красивая).

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии .

Похожие публикации