Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему: Презентация "Что у нас под ногами?". Видеоурок «Что у нас под ногами

§ 1 Камни под ногами

Что мы можем увидеть под ногами? Посмотрите вниз и отгадайте загадку Валентины Мирясовой:

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Правильно, это, конечно же, КАМЕНЬ. Миллионы разноцветных камней мы видим каждый день под своими ногами. Давайте их внимательно рассмотрим и познакомимся с некоторыми из них. Камни - это горные породы, их создает матушка природа. Никогда мы не встретим одинаковые по форме, цвету и размеру камни. Все они отличаются друг от друга. Некоторые из них очень прочные, а другие - мягкие и легко меняют форму.

§ 2 Кремень и гранит

С очень глубокой древности известен такой камень, как кремень. Использовать его стали с начала каменного века, это более двух миллионов лет назад. «Кремень» в переводе с греческого языка означает «утес, скала». Первобытные люди изготавливали из него наконечники для орудий труда и оружия. Это очень твердый камень, при сколе образует режущий край. Высекая искры, древний человек с помощью кремня, добывал огонь. Благодаря этой способности, он и в настоящее время используется для извлечения огня.

Так же одним из самых прочных камней является гранит. Это крепкий и красивый камень. Его добывают глубоко под землей, но можно встретить и на поверхности. «Гранит», в переводе с итальянского языка, означает «зернистый». Почему его так назвали? Давайте разберемся. Гранит состоит из маленьких зернышек. Зернышки черного цвета - это слюда. Белого или светло-серого, очень похожие на стекло - кварц. Розовые или серые - полевой шпат. Именно он придает камню цвет. Гранит использовался людьми давно. Еще древние египтяне и греки применяли этот камень при сооружении статуй и гробниц. В настоящее время гранит считается достаточно дешевым, но в то же время красивым строительным камнем. Им украшают различные архитектурные сооружения. Из гранита, например, изготовлены колонны в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, из этого же камня изваяны фигуры атлантов у входа в Эрмитаж.

§ 3 Известняк

Очень интересно происхождение такой горной породы, как известняк. Если посмотреть на него через микроскоп, то мы увидим, что он состоит из остатков древних ракушек, так как образовался на дне древних морей и океанов. Известняк встречается в природе очень часто, потому что много миллионов лет назад наша планета была почти вся покрыта водой. Известняк широко применяется в строительстве. Некоторые виды его используют для изготовления скульптур. Каждый из вас видел разновидность известняка.

Отгадайте загадку:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

Догадались? Это МЕЛ. Мел применяют в изготовлении различных удобрений, добавляют в лекарства, в зубной порошок и пасту. Мелом белят стены и потолки.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

В природе много разных камней. Важно запомнить, что:

Все они различны по форме, размеру и цвету;

Камни бывают твердые и мягкие;

Среди камней есть кремень, гранит и известняк;

Мел - это разновидность известняка.

Список использованной литературы:

  1. Глинка С.Ф., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Гранит // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  2. Мел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  3. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  4. «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова.
  5. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
  6. Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
  7. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  8. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  9. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
  10. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
  11. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс» 1987,1990,1991,1992.
  12. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд. – во АСТ, 2001г.
  13. В. Соболевский «Замечательные минералы. М. Просвещение 1983г.
  14. А.А. Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что у нас под ногами? Окружающий мир. 1 класс. К учебнику А.А.Плешакова.

Камни бывают разные: по форме, по размеру, по цвету.

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют камни. Наш предки делали из камня орудия труда, украшения, оружие.

Перед вами кремний. С помощью этого камня первобытные люди научились высекать искры и разводить огонь.

В природе часто встречается известяк. Из него люди получают известь, известковые растворы, строительные камни.

В известняке-ракушечнике можно рассмотреть раковины из которых он состоит. Ещё одна разновидность известняка- мел.

Мрамор- видоизменённый известняк. Используется для отделки в строительстве.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют при строительстве зданий, мостов, дорог, им украшают стены, из этого камня делают памятники.

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные- это слюда, похожие на стекло- кварц.

Ещё одна составная часть гранита шпат. Он придаёт граниту цвет.

С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 1 класс. Проект "Что у нас над головой?Что у нас под ногами?"

Окружающий мир. 1 класс. Урочная проектная деятельность.Ссылка на видео http://youtu.be/ku76kCvLsjM...

Что у нас под ногами

Задачи: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; продолжать обучение распознаванию природных объектов; познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Учить детей пользоваться увеличительным прибором – лупой.

Оборудование. У учителя - образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся - камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; лупа; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т. д.).

Ход урока:

На прошлом уроке вы узнали, что у нас над головой.

А что у нас под ногами? (песок, камни, асфальт, трава, опавшие листья, почва, стёкла)

Посмотрите на картинку (выложите перед собой камушки). Какие перед вами камни одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером). (Дети сортируют камешки, раскладывая их в соответствии с рисунком на странице учебника.)

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения. Люди заметили, что некоторые камни очень прочные, а другие легко плавятся и меняют форму. Из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого разводили огонь.

А сейчас я вам покажу вот такой камушек. Посмотрите на него, какой он красивый. Этот камень называется Гранит. Гранит известен людям давно - это крепкий и красивый камень. Он залегает в глубине земли и на ее поверхности. Из него могут быть целые горы. «Гранит» название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его с помощью лупы.

В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные – это слюда. Мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц. Розовая или серая часть – полевой шпат. Шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Т.к. гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород, то часто его используют в строительстве. Гранит применяется для отделки стен, лестниц, создание колонн, памятников, статуэток, изготавливают плитку, вазы, делают мостовые из гранита.

Следующий камень – это известняк. Он часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями. Дома и стены часто делали из этого камня.

Эта широко распространенная горная порода возникла на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков. Известен известняк-ракушечник, которые состоит из ракушек.

Мел – это разновидность известняка.

На картинке у меня кремень. В переводе с греческого кремень означает утес, скала.

Известен человечеству с очень глубокой древности, его используют с начала каменного века – более двух миллионов лет назад. С него практически и начался каменный век, несколько сотен тысячелетий прошли под эгидой кремня.

Благодаря его твердости, химической стойкости, способности при сколе образовывать режущий край или обломки при раскалывании, человек использовал этот камень для изготовления своих первых орудий труда и охоты – ножи, наконечники для стрел и копий. Из кремня можно высекать искры, древний человек с его помощью добывал, получал огонь.

Камни вокруг нас разнообразны. Они различаются по форме, размерам и цвету. Среди камней есть гранит, известняк, кремень.

А теперь я вам задам несколько вопросов.

1.Что можно найти под ногами во время прогулки?

2.Чем отличаются друг от друга камешки?

3.С какими камнями мы познакомились на уроке?

4.Чем они интересны?


Похожие публикации