Почему так трудно говорить правду? Почему так сложно сказать ей правду.

С первых шагов нам внушают, что говорить правду хорошо, а лгать – плохо. Это одна из тех аксиом, которые ребенок принимает на веру, без объяснения и без обсуждения. Но довольно быстро дети начинают догадываться, что реальная жизнь устроена иначе. И тем не менее, став родителями, мы продолжаем твердить, что честность – важнейшая добродетель… Но не обманываем ли мы своих детей в этот момент? Нет, ведь мы верим в то, что говорим. Да, потому что мы знаем: им не раз придется лгать. И это лишь один из парадоксов правды.

Русский акцент

«Не в силе Бог, а в правде», «мир правдой держится», «жить не по лжи». Даже не зная этих формул, наши дети, вырастая в российской культурной традиции, воспринимают правду как одну из высших ценностей. В советскую эпоху представление о правде, по сути, было вывернуто наизнанку. Монополию на нее присвоила себе власть, доносы поощрялись как высшее проявление правдивости, «чистосердечно признаться» на допросе на самом деле значило оговорить себя и других, на партсобрании любой обязан был рассказать «всю правду» о себе, вплоть до интимных подробностей.

Задумываемся мы об этом или нет, но это наследие влияет на наше сложное отношение к понятию правды: и наше стремление к ней вопреки всему, и страх открыться, и нетерпимость к правде другого человека.

Человек в маске

Если уж говорить себе правду, то любой из нас должен признаться: «Я лгу». Причем мы начинаем изменять правде с самого детства, постепенно усваивая от старших правила поведения. «Социализация не оставляет нам свободы выбора, – размышляет клиент-центрированный психотерапевт Александр Орлов. – Например, родители внушают сыну, что мальчики не плачут. Никаких слез, никаких соплей! И он учится скрывать свои подлинные чувства. Так мы надеваем на себя одну маску за другой, и за ними уже не различить лица. В этом смысле мы все участники одного гигантского маскарада».

Нам страшно открыться, показать себя такими, какие мы есть на самом деле. Ведь снимая маску, открываясь другому, мы рискуем, потому что становимся уязвимыми. В ответ мы можем получить болезненный удар, нас могут не понять, осудить, отвергнуть. Более того, мы – в той или иной степени – скрываем правду о своих чувствах и желаниях даже от себя. И это уже другая маска – так сказать, «для внутреннего употребления». Иногда она помогает нам примириться с собой, объясняет клинический психолог и этолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik): «Самообман просто необходим нам для защиты чувства собственного достоинства вопреки обстоятельствам. В то же время постоянное пребывание в мире грез лишает нас возможности преодолевать жизненные преграды».

ПРАВДА ДЛЯ НАС ТО, ЧТО МЫ ТАКОВОЙ ПРИЗНАЕМ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ, НА ЧТО МОЖЕМ ОПЕРЕТЬСЯ

Навстречу другому

Тогда почему у нас возникает жгучее желание вопреки всему говорить правду? «Она дает нам чувство общности. Потому что человек – это существо, в крови которого потребность быть с другими, – объясняет Александр Орлов. – Но как мы можем взаимодействовать друг с другом, если, как гладиаторы на арене, видим перед собой не лица, а маски? Мы живем во лжи, но это не значит, что у нас нет потребности в правде. Точно так же как то, что мы живем в загрязненном мире, не означает, что у нас нет потребности в чистом воздухе и чистой воде».

Итак, еще один парадокс: чтобы выжить в обществе, нам необходимо скрывать свою правду от других, но мы не можем преодолеть одиночество, если не будем искренними.

Быть собой

Желание быть понятыми – не единственная причина прямо высказать то, что наболело. Зачем совершают каминг-аут гомосексуалы? Зачем подчиненный заявляет шефу, что тот дурак? Зачем благополучный писатель вдруг признается в том, что совершил подлость? «В моем детстве были такие маски из папье-маше, – вспоминает Александр Орлов. – Надеваешь ее на новогоднем празднике и весь вечер страдаешь: душно, жарко, хочется ее сорвать. Но терпишь, потому что надо участвовать в представлении. Вот так же многие люди годами живут в удушье своих масок, и кому-то даже не приходит в голову, что от них можно избавиться».

Другое дело, что ложь тоже нам нужна для самоопределения. «Мы просто обязаны привирать, – уверен Борис Цирюльник. – Ведь эти мечты, это кино о самих себе, которое мы сочиняем (где мы выступаем в роли президента, оперной дивы или чемпиона по теннису), необходимы нам для создания образа. Мы нуждаемся в этом самообмане, ведь он задает нам направление действий, дарует смысл жизни».

«Чем лучше мы понимаем себя, тем честнее мы становимся»

Чем глубже понимание, тем труднее произнести слова неправды, утверждал экзистенциальный психотерапевт Ролло Мэй (Rollo May).

«Кто из нас не пытался приврать, чтобы предстать перед окружающими в наилучшем свете, но в этот самый момент внутренний голос напоминал нам, что конечный смысл нашего существования вовсе не в этом, – пишет психолог. – Понимание этой истины оберегает нас от самообмана и вскрывает истинные мотивы наших хитроумных рассуждений, за которыми нет ничего кроме тщеславия». Возможно, знание психологии дает преимущество коварным людям, помогая им манипулировать чужой волей? «Истина заключается в том, что понимание глубинной психологии уменьшает вероятность обмана и принуждает человека к большей честности», – настаивает Ролло Мэй и цитирует Зигмунда Фрейда: «Думаю, люди немало бы удивились, если бы узнали, что импульсивное желание говорить правду гораздо сильнее, чем обычно считается. Возможно, именно в результате моих занятий психоанализом теперь я едва ли могу сказать неправду».* Г. Ч.

* «Искусство психологического консультирования» (Издательство ИОИ, 2012).

Щадить друг друга

Есть ситуации, в которых мы грешим против истины каждый день, и это не нарушает нашего душевного покоя. Деликатность, такт, вежливость – без них невозможно цивилизованное общение. Мы не можем сказать коллеге: «Как ты постарела!» – или упрекнуть инвалида, что он медленно ходит, хотя и то и другое правда. Мы скажем невесте: «Ты смотришься потрясающе!» – даже если ее платье безвкусно. В конце концов, во что бы превратилась наша жизнь, если бы мы не щадили чувств друг друга?

Но в более сложных случаях нам не избежать мучительных сомнений: ранить ли другого, открыв ему правду? Сообщить ли больному тяжелый диагноз? Признаться ли партнеру в измене? «Страшная правда может стать ударом для другого, – говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – И главный вопрос, который мы должны себе задать, – сможет ли он выдержать ее, принять. Виктор Франкл говорил о пирамиде душевных опор человека, где правда занимает почетное место наряду с надеждой, верностью и верой. Для того, кто узнает правду и сможет на нее опереться, правда лучше, чем метания от сомнений к надежде. В этих метаниях человек истощает свои силы, а приняв правду, становится пусть не счастливей, но спокойней». Например, для ребенка может быть больно узнать, что он не родной. Но если до этого его терзали подозрения, то теперь наступает определенность: я знаю, что дело обстоит вот так, и могу думать, как мне с этим жить.

Неразличимая грань

Всегда ли мы говорим правду, говоря правду? Мы можем с абсолютной искренностью годами повторять свои «легенды» или рассказывать о своем первом детском воспоминании (а потом выяснится, что эта история была целиком придумана кем-то из близких нам взрослых). Нейронаука свидетельствует, что эти ложные воспоминания субъективно ощущаются точно так же, как истинные. Ситуаций, когда грань между правдой и ложью почти неразличима, больше, чем мы думаем. «Например, когда супруги во время очередного конфликта выкладывают друг другу каждый свою правду, это правда искаженная, иллюзорная, – считает Александр Орлов. – Она не учитывает другого человека, причиняет ему боль, унижает его. Это маленькая, осколочная правда-бритва. А когда в ходе психотерапии вдруг в их сознании, в сердце возникает слово «люблю» – это уже другой уровень правды. В этом смысле путь правды – это путь к другому человеку». И одновременно это путь к себе, к более глубоким и истинным чувствам, которые есть в каждом из нас.

«Вообще-то мы всегда говорим правду, но делаем это по-разному: в грубой форме или же более тонко, по частям, намеками и умолчаниями, – объясняет Борис Цирюльник.– Говорить правду прямо в лицо возможно только в благоприятной обстановке, когда отношения и эмоциональное состояние это позволяют, а такое бывает редко. Вот почему сама наша культура толкает нас к обману, а заодно вынуждает изобретать новое, прежде всего в поэзии, живописи, вообще в искусстве»*.

Голос совести

«Правда – это то, что человек в своем внутреннем мире может таковой признать. Все остальное для него правдой не будет, даже если оно истинно, – подчеркивает Светлана Кривцова. – Моя правда всегда субъективна. Это моя опора, даже если все вокруг придерживаются другого мнения. Но при этом я должна поддерживать в себе привычку сомневаться в своей непогрешимости, прислушиваться к словам других и к тому голосу, который звучит во мне и называется совестью». Александр Орлов продолжает: «Иногда этот голос становится мучительным. Как стук почтальона, которому не открывают, а он все стучит и стучит. Мне кажется, это голос большой правды, которую мы не хотим осознавать или признавать. И нам ничего не остается, как открыть «почтальону» дверь и получить «послание», то есть попытаться принять эту правду».

Наша личная история затыкает нам рот»

Анн Дюфурмантель (Anne Dufourmantelle), философ и психоаналитик

Говорить по-настоящему, от самого сердца… Почему нам так трудно произнести собственную правду?

Мы входим в мир через язык. Все основано на этом первом отпечатке: как мы его осваиваем? В каком контексте? Именно это определяет наши отношения с «правдивым» словом. И усвоенное нами – это не только смысл слов, но и то, как их использовали близкие люди, говоря о том, что они чувствуют, или же замалчивая, искажая свои переживания. Ребенок замечает умолчание и фальшь гораздо раньше, чем опознает ложь. Наша лояльность к близким заставляла нас верить им, но мы знали в глубине души, что что-то не так. Иногда ребенок очень рано и точно чувствует, что если он начнет задавать вопросы, спрашивать вслух, это может оказаться опасным для семейного равновесия и согласия в его окружении.

Вы задумывались, почему так трудно всегда говорить правду? Я удивляюсь, как стремительно работает наш ум. Тебе задают простой, ну очень простой, вопрос. Ум в доли секунды просчитывает варианты и выдает тебе готовый ответ: либо приятный для собеседника, либо удобный для тебя.

Мы стремимся не потерять лицо, выглядеть хорошо в глазах окружающих. Поэтому лжем, лжем и лжем! В лучшем случае, не договариваем или приукрашиваем правду.

Древние мудрые люди говорили, что мир держится на четырех опорах – аскетизм, милосердие, чистота и правдивость. Без этих опор мир рухнет и общество деградирует.

Мы живем в век вражды, лжи и лицемерия. Его еще называют «железный» век. В наше время современное общество не способно на аскетизм, милосердие и чистоту. Давайте попробуем понять, почему это так трудно для современного человека.

Аскетизм, или аскеза – это добровольный отказ от чего-либо, стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Самое простое - это отказ от табака, алкоголя, кофе, оттого, что разрушает наш организм, приводит к болезням, раннему старению.

Милосердие – это сострадание, сочувствие, оказанием помощи в самых разных ее видах. Сейчас понятие милосердие сузилось до понятия благотворительности. Истинное понятие милосердия – это не причинения вреда любому живому существу ни действием, ни словом, ни мыслью. Вы можете представить себе современное общество, где полностью откажутся от убийства животных? Разве возможен обед без мяса или рыбы?

Истинное милосердие не когда вы протяните десять рублей нищему, а когда откажитесь от бифштекса.

Чистота - это отказ от незаконного секса, т.е. от любых половых отношений вне брака. Единицы могут устоять против общества, которое наоборот пропагандирует свободные отношения, секс до брака, где девственность и один брак на всю жизнь считается нонсенсом, изжитком прошлого. Никто не хочет быть белой вороной, лучше поступать как все, плыть по течению.

Пожалуйста, поймите меня правильно! Я ни к чему вас не призываю и никому не даю советов, это простая констатация фактов реалий современного общества.

Да, основная часть людей живет неосознанно, им трудно идти против социума. Трудно выдерживать аскезу, быть милосердным и поддерживать чистые отношения.

У нас осталось только одно, что может спасти нашу цивилизацию от гибели, от войн, от деградации общества - это правдивость. «САТЬЯ» так это слово звучит на самом древнем языке санскрите.

Сатья – это высшее поведение личности на земле.

Храбрость – это научиться жить в этом мире без обмана! Если не можешь сказать правду, лучше промолчи. Держите нейтралитет, чтобы не опуститься до лжи. Не давайте легковесных обещаний. Обещания могут стать обманом, давайте их осознанно.

Ложь допускается в трех случаях: при спасении человека, когда правда вредит человеку и бескорыстная ложь (уровень детей). Правдивость детей зависит от правдивости родителей. Причина ангины у ребенка на тонком плане, если кто-то из родителей не говорит правду.

Когда говоришь правду и не обманываешь других даже в мелочах, жить становится гораздо легче. Просто попробуйте!

Светлана Шахлина – http://satya38.ru/

Почему так трудно говорить правду? Вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Замечали ли вы, сколько раз в день лжете или не договариваете? Конечно можно сказать что иногда мы лжем во спасение:)) вопрос только во спасение кого? «По-крупному» обманывают единицы, а в мелочах - почти все. Когда мы лжем посторонним людям, а особенно когда мы лжем по мелочам, мы не испытываем особого дискомфорта, ну может только иногда. Чаще всего мы просто не говорим правду. На вопрос «Как я выгляжу?» или «Как тебе кажется, правильно ли я поступил?» чаще всего мы слышим в ответ «Отлично выглядишь» или «Да, конечно правильно». Но в большинстве случаев мы говорим не правду, не потому что боимся обидеть человека, а потому что то так проще или вообще, все равно. Коротко и ясно. И не надо тратить время и объяснять что не так… А если и решаемся сказать правду, то только тогда когда уверенны, что ни чем не рискуем. Не рискуем потерять работу, уважение, доверие и т.д. С близкими все намного сложнее. Это не те люди которые приходят и уходят, они рядом, мы их любим и конечно же боимся потерять. Боимся разочаровать, обидеть. Поэтому частенько вместо того что бы прояснить ситуацию или сказать правду, мы лукавим, недоговариваем или просто лжем. Мы боимся что нас не поймут. Итак, нужна ли правда и кому от нее станет легче? Каждый отвечает на этот вопрос сам и делает выбор самостоятельно. Конечно, трудно сказать любимой бабушке что не нужно лить литры масла, когда жаришь котлеты, но как тяжело это сказать, неправда ли??? она же так старается и в первую очередь хочет порадовать нас и сделать как лучше:) называется такая ложь, «ложь во благо». Часто мы лжем «во спасение». Ситуации могут быть разные: болезнь близкого человека, муж изменяет подруге, неудачный выбор наряда, но результат всегда один, мы лжем, лжем «во спасение». Не сложно понять почему мы это делаем. Мы не хотим лишний раз причинять боль, считаем, что человек будет более счастлив, если не узнает правды. По сути, мы делаем за него выбор, в какой реальности ему существовать, и говорим неправду ради его же блага. Такую ложь часто оправдывают, а стоит ли это делать? Сказать правду или солгать решать только вам, но чаще всего человеку важнее знать правду, чтобы принять адекватные решения, пусть даже речь идёт всего лишь о неудачном макияже. Наверно каждый из нас слышал выражение «горькая правда», но чем же она так горчит? Чаще всего правда оказывается горькой потому, что содержит неожиданную информацию, либо говорит о том, в чем человек боится себе признаться. «Горькая правда» меняет картину нашего мира, причем кардинально. Для большинства изменения собственной картины мира – процесс не только долгий, но и мучительный. Выходит, что ситуация, в которой человек «обманываться рад», зачастую становится нашей защитной реакцией. Горькая правда сильнее всего ранит нас, когда речь идет о нас самих и обо всем что нам дорого. О нашей самооценке, о наших человеческих качествах и т.д. Когда мы узнаем что обманывались относительно качеств любимого, узнаем об измене, предательстве. Узнаем нелицеприятную информацию о близких родственниках или информацию касающуюся нашего здоровья и т.д. Говорить ли «горькую правду» или оставить ее при себе – вопрос из разряда вечных. Только имея дело с «горькой правдой» помните несколько правил: 1) Рубить правду-матку стоит когда этого объективно требует ситуация. Ответьте себе честно на вопрос: «А кому какая будет польза от этой правды?» При ответе «Просто не терпится открыть глаза» или «Польза будет, но только мне» изобличает в вас человека, которому совершенно наплевать на собеседника. Отдавайте отчет для чего вы говорите эту «горькую правду» и для кого. 2) Помните не всегда важно ЧТО сказано, а КАК сказано. Конечно, я не спорю что рассказав про измену или предательство близкого человека суть не измениться, как не говори. Но ситуаций много и все они разные, отдавайте себе отчет в каком эмоциональном состоянии находитесь, рассказывая эту «горькую правду». 3) И конечно же измерять степень горечи правды следует не по себе, а по тому, кому она адресована. Сможет человек ее принять, понять и жить с ней. Возможно, стоит изначально прощупать почву? «Сократу хотели рассказать что-то о его ученике. Тогда Сократ спросил: «Поможет это мне, пойдет на пользу или обучит?» Ему сказали, что нет, и слушать философ не захотел. Так он и не узнал об измене жены». Бывает и такое... Рубить правду матку с плеча, наверно не самая лучшая идея, но спокойная, аргументированная правда, куда намного лучше. В этом есть много плюсов: Во первых -ты никогда не запутаешься. Бывают ситуации когда соврав, или приукрасив ситуацию, спустя какое-то время правда вырывалась из рта, и часто это было не к месту и не к времени. Конечно всегда можно оправдаться или придумать оправдание, что ты поменяла свое мнение или еще что-то в этом роде, но будет не удобно и стыдно... не удобно будет в первую очередь перед самим собой:(Во вторых - спорная ситуация или спорный вопрос решаются намного быстрей и эффективней. Когда каждая из сторон озвучит свою точку зрения или свои предложения, становиться намного проще найти компромисс. Говорить правду всегда тяжело и надо иметь достаточно смелости, но разве не для этого мы окружаем себя друзьями, любимыми и выстраиваем доверительные взаимоотношений с ними. И конечно же говоря правду вы ее ГОВОРИТЕ. Вы выговариваете, проговариваете, называйте как хотите, но вы «отпускаете» эти слова, а не держите их в себе. По сути что такое правда - чаще всего это ваше мнение, ваше отношение к той или иной ситуации, то что вы думаете на самом деле. Не зря говорят у каждого своя правда. Возможно есть такие люди которым просто и легко промолчать или соврать своим близким. Так сказать «было и прошло». Но большинству из нас это ложь не забудется, она будет прокручиваться в голове до бесконечности, прокручивать не сказанные слова и всевозможные варианты решения проблемы. И в зависимости от ситуации начинаете злиться на себя или на своего «обидчика», который скорей всего давным-давно забыл про эту ситуацию и даже не подозревает какая палитра чувств во мне бушует. Когда говоришь правду и не обманываешь других даже в мелочах, жить становится гораздо легче. Просто попробуйте!

Фрагмент книги Сэм Харрис. Ложь. Почему говорить правду всегда лучше. - М.: Альпина паблишер, 2015.

Ложь, даже самая маленькая, ― оружие страшной разрушительной силы. Под его ударами не устоят ни авторитет, ни многолетняя дружба, ни прочные отношения. Вы сами не заметите, как, увлекшись враньем, не сможете обходиться без него и потеряете самое дорогое ― доверие близких. Автор учит нас не попадаться лжи на крючок и убеждает, что открыто говорить правду гораздо выгоднее даже в самых сложных ситуациях.

Все, что описано в романах «Анна Каренина», «Мадам Бовари» и пьесе «Отелло», встречается и в жизни. Большинство человеческих пороков и случаев социального неблагополучия порождается и подпитывается ложью. Супружеская измена и другие виды предательства, финансовые махинации, правительственная коррупция, даже убийство и геноцид - все это подразумевает наличие у людей такого морального дефекта, как готовность лгать.

Ложь - это отказ сотрудничать с окружающими. Это одновременно и непонимание, и неготовность быть понятым. Лгать - значит собственноручно губить отношения.

Посредством лжи мы лишаем остальных людей возможности узнать наши взгляды на мир. И наша нечестность не только влияет на совершаемый ими выбор, но и определяет возможные альтернативы, причем порой совершенно непредсказуемо. Любая ложь - это покушение на независимость того, кого мы обманываем.

Если мы лжем кому-то одному, то потенциально переносим неправду и на многих других - даже на целые слои общества. Более того, мы обременяем себя последующей необходимостью поддерживать свой обман, и это может основательно усложнить нам жизнь. Можно уверенно утверждать: любая ложь омрачает наше будущее. Она требует дальнейшего «подкрепления». А правда не нуждается в таких жертвах и усилиях, ее достаточно просто повторить.

Ложь сильных мира сего оборачивается недоверием к правительствам и крупным корпорациям. Ложь слабых делает нас бесчувственными к страданиям других. Ложь сторонников теорий заговоров пробуждает сомнения в честности разоблачителей, даже когда те говорят правду. Ложь похожа на токсичные отходы, только в социальном плане: угроза отравиться этим ядом нависла над всеми нами.

Как изменятся ваши отношения, если вы решите никогда больше не лгать? Какая правда о вас неожиданно выйдет наружу? Каким человеком вы станете? И как сможете изменить тех, кто вас окружает?

На эти вопросы стоит найти ответы.

Зеркало честности

Как минимум одно исследование доказало, что 10% общения между супругами строится на лжих. В ходе еще одного исследования выяснилось: в 38% случаях разговоры между студентами колледжа содержат ложь. Обман - повсюду, причем сами лжецы называют отношения, выстроенные на обмане, менее приятными, нежели честное и правдивое общение. И в этом нет ничего удивительного: ведь доверие пробуждает самые позитивные чувства, а обман порождает подозрение и недоверие. Согласно исследованиям, люди ассоциируют все формы лжи с неполноценными отношениями - даже если речь идет о так называемой «белой лжи», призванной щадить чужие чувства.

  1. B.M. DePaulo and D.A. Kashy,“Everyday Lies in Close and Casual Relationships,” Journal of Personality and Social Psychology 74, no.1 (Jan. 1998): 63–79.
  2. B.M. DePaulo, et al.,«Lying in Everyday Life,» Journal of Personality and Social Psychology 70, no. 5 (1996): 979–995.
  3. P.J. Kalbfleisch,«Deceptive Message Intent and Relational Quality,» Journal of Language and Social Psychology 20, nos. 1–2 (2001): 214–230; T. Cole,«Lying to the One You Love: The Use of Deception in Romantic Relationships,» Journal of Social and Personal Relationships 18, no. 1 (2001): 107–129.

Как только человек решает говорить одну только правду, он сразу обнаруживает, что людей, разделяющих такую позицию, практически не встретишь: их очень мало. Честные люди - отрада для души: они говорят только то, что думают. Они не скажут вам в лицо одно, а за глаза - другое. Они откровенно сообщат, в чем ваша ошибка, когда вы сваляете дурака, - и именно поэтому их похвалу никогда не примешь за банальную лесть.

Но чтобы научиться комфортно жить с такой позицией, потребуется некоторая тренировка. Придется изменить планы, отказаться от приглашений, которые вам неинтересны, вести переговоры по контрактам, обсуждать чужую работу - и все это будучи честным перед самим собой в отношении того, что вы думаете и чувствуете. Для этого придется хорошенько проанализировать собственную жизнь - ведь чтобы не лгать, нужно понимать, что является правдой в данный конкретный момент. Придется покопаться в себе: что вы за человек? Насколько придирчивым и мелочным вы стали со своей правдивостью?

Может быть, вы обнаружите, что некоторые из людей, которых вы называли своими друзьями, таковыми не являются: ведь вы постоянно лгали, чтобы избегать общения с ними, или не высказывали своего истинного мнения, опасаясь конфликта. И ради чего вы должны делать это дальше? Возможно, вы осознаете, что если станете честным, то отношения с некоторыми людьми сохранить не получится. Все мы связаны узами, которые приходится поддерживать, нравится нам это или нет: семья, родственники мужа или жены, коллеги, работодатели и т.д. И тактичность часто позволяет сглаживать конфликты. Придержать язык или перевести разговор на относительно безопасные темы - это совсем не ложь (к тому же вам не придется отрицать правду в будущем).

Честность помогает выявить любые сбои в вашей жизни. Вы связаны отношениями с агрессивным человеком? В таком случае, если вы прямо будете отвечать окружающим на вопрос «Откуда у тебя синяки?», это заставит вас быстро разобраться со сложившейся ситуацией. У вас проблемы с наркотиками или алкоголем? Ложь питает и укрепляет любую зависимость. Если мы перестанем лгать о том, что у нас все в порядке, то нам уже не удастся губить свою жизнь втайне от окружающих.

Говоря правду, мы раскрываем те стороны нашей личности, которые хотели бы улучшить, но не смогли. Помню, как в выпускном классе средней школы мне поручили выступить с прощальной речью. Я отказался, сославшись на то, что такой чести должен быть удостоен выпускник, проучившийся в школе дольше меня. Но я солгал. Правда была в том, что я до смерти боялся публичных выступлений и всеми способами старался уклониться от них. Тогда я был не готов признать этот факт, а моя ложь позволяла не признавать его еще многие годы. Но если бы я тогда сказал директору школы правду, возможно, он переубедил бы меня и я потом не упустил бы каких-то важных вещей в жизни из-за своей робости.

Большая ложь

Большинство из нас с болью в сердце понимает, что общественное доверие к правительству, корпорациям и прочим официальным учреждениям подорвано ложью. Из-за лжи разгорались или затягивались войны: инцидент в Тонкинском заливе (который дал правовое основание президенту Джонсону использовать армию США во вьетнамской войне) и ложные сообщения об оружии массового уничтожения в Ираке служат примерами того, как ложь повлекла за собой вооруженные конфликты, которых можно было бы избежать. Когда правда наконец вскрылась, внешняя политика США стала вызывать у огромного количества людей лишь растущий цинизм. Многие начали сомневаться в легитимности любой военной интервенции: какие бы мотивы при этом ни озвучивались, люди подозревали, что это - ложь.

Фармацевтические компании повсеместно критикуют за дезинформацию о безопасности и эффективности их лекарственных препаратов. Ложь принимает разные формы, но часто это, вне всяких сомнений, обычная фальсификация данных. Новые препараты часто сравнивают с плацебо, а не с традиционными средствами, а при сравнении с продукцией конкурентов нередко указывается неверная дозировка. Еще более вопиющий факт лжи - это сокрытие фармацевтическими компаниями неблагоприятной информации. Эпидемиолог Бен Голдэйкр сообщает о сокрытии более 50% данных об испытаниях некоторых лекарственных препаратов. Следовательно, результатам исследований, которые «доказывают» преимущества какого-нибудь нового медицинского препарата, не стоит слепо доверять.

Большая ложь порождает во многих людях недоверие к власть имущим. Поэтому, что бы официальные лица ни говорили по поводу изменения климата, загрязнения окружающей среды, питания, экономической политики, международных конфликтов, медицины и десятков других тем, подавляющее большинство аудитории выкажет удручающее сомнение в адрес даже самых надежных источников информации. Публичные выступления с завидной регулярностью подрываются теориями заговора (2).

  1. Возникают определенные разногласия, поскольку эксперты занимают позиции по обе стороны той или иной важной проблемы. Прийти к согласию по некоторым вопросам так и не удается. Но в случаях, когда власть имущих ловят на лжи или сокрытии конфликта интересов, возникает совершенно ненужная путаница.

Взять хотя бы распространенный страх перед детской вакцинацией. В 1998 году врач Эндрю Уэйкфилд опубликовал в журнале L ancet исследование, связывающее вакцину от кори, свинки и краснухи (MMR) с аутизмом. Впоследствии его исследование было признано «изощренной фальсификацией», а его самого лишили медицинской лицензии1.

Бесчестность Уэйкфилда имела весьма плачевные последствия. А из-за другой большой лжи оказалось невозможным исправить нанесенный им вред. Ведь корпорации и правительство порой лгут - либо во избежание судебной ответственности, либо для того, чтобы в обществе не началась паника. Поэтому стало очень трудно распространять правду о вакцине MMR. Уровень вакцинации резко упал, в особенности среди образованных и состоятельных семей, в результате дети стали болеть и даже умирать.

Здесь мы, вероятно, имеем дело с феноменом человеческой психологии: даже если ложь развенчают, даже если докажут полную несостоятельность фактов, мы все равно будем верить в нее. Например, если в СМИ распространится слух, будто известный политик упал в обморок во время предвыборной речи, значительный процент людей запомнит этот факт как истинный - даже если впервые услышали о нем именно в контексте опровержения! В психологии такой парадокс называется «эффект мнимой правды». Знание порождает доверие.

Давайте представим такую ситуацию: идет война, вы должны обманывать врага, потому что распространение дезинформации поможет спасти невинные жизни. Но границу между этой ситуацией и примерами, описанными выше, провести бывает очень трудно - особенно если кроме врагов ты будешь врать и друзьям. Понять, был ли каждый конкретный случай лжи на войне «правильным», можно лишь с позиции прошедших лет. В условиях войны и шпионажа человеческие отношения не ставятся на первое место, поэтому обычные правила общения здесь неприменимы. В ту самую минуту, когда начинают рваться бомбы, ложь становится просто еще одним оружием в арсенале воюющей стороны.

Разумеется, все понимают, насколько важно и необходимо соблюдение государственной тайны. Однако я не могу привести ни одной причины, которая оправдала бы ложь правительства своему народу. Не могу представить ни одной ситуации, когда было бы необходимо сделать это. «Оправданный» обман на уровне руководства страны похож на мираж: когда вам кажется, что до него уже рукой подать, факты свидетельствуют об обратном. И вред, причиненный нераскрытой правдой, исправить уже нельзя.

Подозреваю, что ложь простительна разве что шпионам - при условии, если мы считаем шпионаж этически оправданным приемом. Говорят, будто шпионы обязаны лгать даже близким и друзьям. Я бы так жить не смог, учитывая даже важность и благородные цели моего дела. Работа шпиона представляется мне абсолютным жертвованием личными этическими принципами ради великой благой цели - настоящей или воображаемой. Это своего рода моральное самоуничтожение.

Но мне кажется, относиться к жизни шпионов можно как к полету в космос. Так же как нам нет нужды беспокоиться о плотности своих костей в условиях антигравитации, нам не стоит задумываться и о том, поставит ли наше очередное высказывание под удар национальную безопасность. Этика войны и шпионажа - это этика чрезвычайных обстоятельств. А значит, она ограничена в применении.

© С. Харрис. Ложь. Почему говорить правду всегда лучше. - М.: Альпина паблишер, 2015.
© Публикуется с разрешения издательства
Похожие публикации