Отделка изделия оборками и воланами. Рюши воланы

Модный декор - воланы, рюши, оборки

Оборки, воланы и рюши способны создать романтичное настроение, напоминая о главном, - женственности и утонченном силуэте. Прямое назначение подобного элемента декора - придать образу особое очарование, подчеркнуть формы за счет правильно расставленных акцентов: по краю подола, на рукавах, воротнике, линии декольте и плеч или по всему наряду. В новом модном сезоне оборки, воланы и рюши планируют существенно потеснить из женского гардероба вещи мужского кроя, спортивный шик и прочие популярные современные тенденции, напомнив об истиной роли прекрасного пола.

Важно! Между рюшами, оборками и воланами существует принципиальная разница. Рюши - лоскутки ткани, которые присбориваются по середине, в то время, как оборки - только с одного края. Затем, полученное изделие пришивается по линии сборки к самому наряду. Отличие воланов заключается в отсутствии необходимости сборки. Подобный «волнистый» эффект достигается путем особого кроя.

Модные платья этой весной включают в себя как крупные и легкие воланы, так и мелкую оборку, расположенную хаотично по всему наряду. Напоминаем о тенденции на многослойные образы и прозрачные ткани.

Отметим , что к выбору вещей с подобным декором следует подходить с особой осторожностью. С их помощью вы можете корректировать силуэт, однако, существует риск добиться противоположного эффекта. Женщинам с размером + size советуем уравновесить силуэт за счет воланов и оборки в менее выдающихся зонах. Так, вертикальное расположение оборки на одежде не создает лишнего объема, а, напротив, визуально «вытягивает» силуэт. Женщины с астеничным телосложением не ограничены в выборе и могут экспериментировать.

Брюки и юбки с оборками, воланами или рюшами идеально дополнят нарядный образ. Не бойтесь сочетания нескольких предметов гардероба с идентичным декором. Так, подбирайте верх с одинаковыми по размеру воланами или рюшами, оборками, создавая необычный и смелый образ. Однако не стоит забывать о материале изделия - выбирайте тонкие ткани, которые не добавят лишнего объема. Обратите внимание на джемпера, топы и модные в этом сезоне кружевные, полупрозрачные или прозрачные блузы.

Блузки с подобным декором - незаменимая вещь в женском гардеробе, которая спасает даже самый скучный строгий комплект. Дополните блузу юбкой карандаш длины миди или классическими брюками, остроносыми лодочками или лоферами. Также с помощью качественной блузки с отделкой вы можете создать комплект для торжественного мероприятия, романтического свидания или дневной прогулки с подругами, что делает блузку с воланами или рюшами базовой. Для этого ансамбля будут уместны джинсы, юбки длины миди, обувь в стиле гранж, ботфорты.

В теплый сезон не стоит забывать о модном оружии - топах с воланами , которые визуально увеличивают грудь. Обратите внимание на эффектное сочетание открытых плеч с горизонтальными воланами и рюшами.

Важно! Воланы и оборки идеально сочетаются с прозрачными материями - актуальный тренд «прозрачное на непрозрачном». Также этой весной на пике популярности рюши на кожаных вещах.

Верхняя одежда с оборками, воланами или рюшами особенно актуальна в этом весеннем сезоне, однако, не рекомендуем рассматривать подобную вещь в качестве базовой - модель не всегда уместна и может выглядеть слишком нарядно. Если универсальное пальто или куртка в вашем гардеробе уже имеются, в качестве дополнения рассмотрите вариант с воланами. Сочетайте такую верхнюю одежду с оригинальной яркой обувью, комплектами в бельевом стиле и многослойными ансамблями.

Оборки: а) присборенная; б) плиссированная

Оборки - это различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и той же стороной притачанные к изделию. Оборки выкраивают по прямой. Полоса ткани должна быть в полтора раза длиннее готовой оборки. Чем тоньше и мягче ткань, тем плотнее она должна быть собрана и тем длиннее выкраиваемая полоса.
Оборка может быть плиссированной. Полоса ткани должна быть в этом случае в три раза длиннее готовой сборки.

Рюши: а) простой рюш; б) фасонный рюш


Рюши представляют собой полосы материала, присборенные посередине. Для более равномерного присбаривания прокладывают 2-3 параллельных строчки. Их нашивают на деталь сверху. Они могут быть выполнены из материала изделия или из отделочных материалов. Пришивают рюши на машине между линиями сборок.

Волан



Воланы выкраивают прямыми полосами по косой нити или из ткани, выкроенной в форме круга (позволяет избежать лишних швов). Чем меньше внутренний круг, тем пышнее волан. Притачиваемую сторону можно дополнительно собирать частыми складками.

Обработка срезов. Срезы оборок, рюша, воланов могут быть обработаны различными способами в зависимости от материала.
При обработке срезов на машине с зигзагообразной строчкой срез детали подгибают на изнаночную сторону изделия на 0,5-0,7 см и застрачивают со стороны подогнутого среза швом шириной 0,1-0,2 см; подогнутый срез около строчки подрезают. На тканях, легкo поддающихся растяжению и перекосу, срез детали предварительно заметывают (заметать = подогнуть край детали и закрепить в таком состоянии сметочными стежками для настрачивания машинкой или подшивки вручную) или заутюживают, в этом случае строчка может быть проложена с лицевой стороны.
При обработке прямых швов в подгиб срез детали подгибают на изнаночную сторону на 0,3-0,5 см и застрачивают со стороны подогнутого края на расстоянии 0,1 см от сгиба. Подогнутый срез около строчки обрезают, край детали перегибают на изнаночную сторону на 0,15-0,2 см и застрачивают второй строчкой со стороны подогнутого края по первой строчке.
Срезы оборок, рюшей, воланов можно обработать окантовочным швом. По их краю может быть пришито кружево на машине с зигзагообразной строчкой. Кружево накладывают на срез детали с лицевой стороны, перекрывая срез на 0,5-0,7 см, и настрачивают швом шириной 0,2 см. Срез детали с изнаночной стороны подрезают около строчки.
Волан можно обработать подкладом. Для подкладки беруть ту же или более легкую ткань, или ткань контрастного цвета. Подкладка полностью закроет необработанные края и придаст изделию законченный вид.



Для получения равномерных сборок на детали прокладывают две-три параллельные строчки.
При изготовлении оборок с мягкими незаутюженными складками срез детали складывают по надсечкам, образуя складки, и застрачивают так, чтобы строчка при соединении оборки с основной деталью не была видна с лицевой стороны.
Для рюша с мягкими незаутюженными складками полоску ткани закладывают складками по разметкам и скрепляют их строчкой посередине детали.
Чтобы получить рюш с фигурным краем, строчку для образования сборок прокладывают по зигзагообразной линии. Расстояние между вершинами зигзага устанавливают в соответствии с моделью.
Внутренние (притачиваемые к основным деталям) срезы оборок, воланов могут быть обметаны или окантованы.



Рис.1. Соединение оборок, воланов, расположенных по краям деталей:
а - сточным или настрочным швом;
б - обтачным швом;
Как пришить оборку, волан

Расположение оборок, воланов, рюшей на основных деталях изделия разнообразно: они могут быть по краям деталей, по швам соединения основных деталей, по поверхности целой детали. В зависимости от их расположения, вида материала и обработки можно применять несколько способов соединения оборок, воланов с основными деталями изделия.
Оборки и воланы, расположенные по краям деталей, могут быть соединены с основной деталью стачным, настрочным, обтачным или окантовочным швом. При соединении стачным или настрочным швом (рис. 1,а) оборку, волан накладывают на лицевую сторону основной детали, приметывают и притачивают или притачивают без приметывания. Строчку прокладывают со стороны оборки или волана, разравнивая сборки и совмещая срезы деталей. Ширина шва 1-1,25 см. Шов обметывают. Шов притачивания оборки или волана заутюживают в сторону основной детали. Шов может быть настрочен на расстоянии 1-2 мм от шва притачивнния.
Если по месту соединения оборки с основной деталью предусмотрена эластичная тесьма (резинка), то ширину шва притачивания оборки или волана увеличивают до 1,5-2 см и на расстоянии 0,8-1 см от первой строчки прокладывают вторую.

При соединении обтачным швом (рис.1,6) оборку или волан сначала притачивают к нижней детали швом шириной 5 мм, а затем обтачивают край верхней деталью по строчке притачивания оборк и или волана, совмещая срезы; ширина шва 5 мм. Детали выворачивают, выправляют. Шов может быть настрочен на расстоянии 1-2 мм от линии соединения оборки.

При соединении оборки или волана окантовочным швом (рис.1,в) их приметывают к срезу детали и обрабатывают срез окантовочиым швом так же, как cрез оборки.
в - окантовочным швом
Соединение оборок, воланов с целой деталью:
а - стачивание;
б - притачивание с обработанными срезами;
в - с подгибкой притачиваемого среза






Оборку или волан, расположенные в шве соединения деталей, накладывают изнаночной стороной на лицевую сторону основном детали и притачивают, совмещая срезы. При соединениии деталей стачным швом основную деталь с оборкой складывают с другой основной деталью лицевыми сторонами внутрь и стачивают по строчке притачивания оборки, совмещая срезы (рис. 2,а).
При соединении деталей накладным швом срез основной детали без оборки подгибают, накладывают на деталь с оборкой или воланом и настрачивают так, чтобы строчка притачивания оборки или волана не была видна с лицевой стороны.
Двойные оборки (рис. 2,6) или воланы (выходящие один из под другого) предварительно складывают, совмещая срезы, а затем притачивают к основной детали.

При соединении оборки или волана с целой деталью на основной детали намечают место расположения оборки, волана. Если оборки неширокие, вертикально расположенные, то их обычно втачивают в основную деталь (рис. 3,а). При раскрое основной детали дают припуск на шов втачивания каждой оборки 0,8-1 см. Оборку накладывают на лицевую сторону основной детали серезом к намеченной линии, лицевой стороной вверх и притачивают швом шириной 4-5 мм; основную деталь перегибают, огибая срез оборки, и с изнаночной стороны по строчке притачивания оборки прокладывают вторую строчку. Основную деталь расправляют. Шов втачивания оборки для устойчиврсти оборки может быть настрочен с личевой стороны на расстоянии 1-2 мм от линии соединения сборки.
Если оборка или волан не имеют сборок или сборки незначительные (рис.3,б), то оборку или волан с обработанными срезами приметывают и притачивают швом шириной 7-8 мм.
Если оборка или волан имеют значительные сборки, то предварительно срез подгибают и собирают на сборке (рис.3,в), а затем накладывают на лицевую сторону детали и настрачивают по строчке, закрепляющей сборки.

– стиль одежды, главными характеристиками которого являются легкие струящиеся ткани и женственные силуэты, подчеркивающие фигуру. Нарядам этого направления присущи многочисленные оборки, рюши, воланы, . Романтический стиль начал зарождаться на рубеже XVIII и XIX вв., широкое распространение получил в 1980-х гг. и был связан с образом принцессы Дианы.

Черты стиля

Цвета. Основными цветами являются белый, бледно-зеленый, кремовый и другие , а также насыщенные голубой, розовый, синий.

Принты. Цветочные, растительные, анималистические и геометрические изображения, .

Материалы. Легкие полупрозрачные струящиеся ткани, такие как шифон, органза и шелк. Также применяются тонкий трикотаж и шерсть, лен, батист, атлас.

Одежда. Многослойные или плиссированные , и сарафаны с завышенной талией и различной длины; свободного кроя или с узким обтягивающим лифом и глубоким ; шелковые или кружевные шорты, с завышенной талией, с высокой посадкой; жакеты и накидки с богатой отделкой, и плащи классических фасонов. Крою романтического стиля характерны рукава ¾, фонарики либо колокола. Стилю присуще сочетание различных объемов как, например, пышная юбка и узкий лиф. Характерной особенностью является акцент на контурах фигуры, талии и груди, мягкие линии силуэта, Х-образная форма. В качестве отделки нарядов применяются рюши, банты, оборки, воланы, кружева, кокилье, вышивка, буфы. Допускаются различные варианты застежек: завязки, молния, ленты, навесные петли, выпуклые пуговицы на ножке. Важным элементом одежды являются драпировки. Они могут располагаться на груди, идти от талии, по подолу наряда, быть симметричными и асимметричными.

Обувь. -лодочки, босоножки, . Обувь может быть украшена различными плетениями, ремешками, бантами и оборками.

Сумки. Преимущественно клатчи, кисеты, ридикюли, пошеты, сумки-конверт.

Аксессуары. Пояса и ремни под грудь либо на талию; неброские , серьги, бусы, кулоны, броши; диадемы и ободки для волос, шарфы, . Украшения в романтическом стиле могут имитировать природную форму цветков, ракушек, листьев и пр.

Прическа. Распущенные волосы с эффектом легкой небрежности; прическа, уложенная локонами или волнами; волосы могут быть собраны под ободок либо в пучок; различного рода косы, переходящие в распущенные волосы. Прически в романтическом стиле допускается украшать цветами.

Макияж. Естественный, неброский: персиковые или нежно-розовые румяна, блеск или помада пастельных тонов.

История

XVIII-XIX век

Романтический стиль начал развиваться в Европе к концу XVIII века. Постепенно на смену тяжелым нарядам на П-образном каркасе пришли естественные формы и античные силуэты. Женщины стали носить шмиз – похожую на длинную рубаху разновидность платья белого цвета с глубоким декольте, завышенной талией и короткими рукавами. Наряды дополняли поясами и рюшами. Волосы укладывали локонами и собирали в высокую прическу.

Во второй половине XIX столетия женские образы стали более легкими. В 1870-х гг. на смену тяжелому пришел легкий турнюр — приспособление в виде подушечки, увеличивающее заднюю часть юбки. Турнюры украшались многочисленными бантами, воланами, аппликациями и оборками.

На рубеже XIX и XX вв. Чарльз Дана Гибсон (Charles Dana Gibson) создал рисованный образ идеала женской красоты того времени, получивший имя «Девушка Гибсона». Она носила высокую прическу, украшенную лентами и цветами, длинные струящиеся платья и юбки, белые накрахмаленные блузки с рюшами.

XX век

К началу XX века женщины перестали носить платья на турнюрах, а длина юбки поднялась до лодыжки. Перед Второй мировой войной в моду вошли платья с многослойной юбкой и рукавами-фонариками.

В конце 1940-х гг. широкое распространение получил стиль . Ему были присущи некоторые черты романтического направления: женственные силуэты, затянутые талии, акценты на груди и бедрах. В своих коллекциях Кристиан Диор неоднократно применял цветочные , узоры «горох». Но New Look в отличие от романтического стиля характеризовался использованием и кринолинов, большого количества тяжелых тканей (на одно платье уходило до 72 метров материи).

В 1950-х гг. являлась примером для подражания для многих женщин. В жизни предпочитала облегающие наряды, подчеркивающие формы ее тела, платья и сарафаны с цветочными узорами и принтами «горох», и многослойные юбки, вещи с глубоким декольте, открытой спиной и плечами. Преимущественно она выбирала вещи в романтическом стиле, New Look и . Неотъемлемой частью ее имиджа были светлые волосы, уложенные локонами либо волнами. Женщины внимательно следили за тем, как выглядит актриса на экране и в жизни, и копировали ее образы. В 1955 году на экраны вышла комедия «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро в главной роли. Самым известным моментом фильма стал эпизод, в котором поток воздуха из решетки вентиляционной системы задирает юбку плиссированного платья актрисы. Наряд в романтическом стиле для Монро изготовил Уильям Трэвилла (William Travilla). Оно было выполнено из шелка цвета слоновой кости ручным способом и имело вырез . В 2011 году платье было продано с аукциона «Profile in History» за 4, 6 миллионов долларов.

В 1974 году основала Alberta Ferretti. При создании коллекций взяла за основу женственные силуэты, стала использовать легкие, струящиеся и полупрозрачные ткани, применять различные драпировки и нашивки.

«Мои коллекции всегда были и остаются узнаваемыми именно благодаря легкости, романтизму, деликатности. Я часто использую шифон, он очень хорошо «обволакивает» женскую фигуру и передает ее движение. Я очень люблю драпировки, и шифон идеально подходит для этой техники».

Альберта Ферретти

Наибольшую популярность романтический стиль приобрел в 1980-е годы. Это было связано с образом принцессы Дианы, модной иконы того времени, в том числе с ее свадебным платьем цвета шампанского 1981 года. Дизайнеры и (Elizabeth и David Emanuel) изготовили этот наряд из 40 метров шелковой ткани. Платье состояло из корсажа с рукавами в стиле ампир, пышной юбки, отделанной старинным английским кружевом с золотой нитью и 7,5-метрового шлейфа. В жизни икона стиля выбирала наряды в горох, вещи на одно плечо, струящиеся юбки, платья с драпировкой, блузки и с рукавами-фонариками либо колоколами, жакеты и пиджаки с вышитыми аппликациями. Неотъемлемой частью ее образа являлись шляпы и цветы, украшающие прическу. Одежда принцессы Дианы вдохновила многих дизайнеров на создание романтических коллекций. У появились наряды на одно плечо, Laura Ashley стали выпускать платья из тафты с кринолином и рукавами-буфами.

С начала 1990-х гг. в коллекциях стали прослеживаться романтические мотивы. начала использовать кружево, шелк и шифон, применять цветочные принты, создавать наряды с рукавами-фонариками, различными драпировками и многослойными юбками.

Романтический стиль в XXI веке

В 2010 году на представил коллекцию весна-лето 2011 с романтическими мотивами. Дизайнер Модного дома предложил шифоновое платье с драпировкой на талии, мятный с оборками на груди, дополненный жакетом с отложным воротничком и ремнем, ажурный , надетый поверх атласного платья А-силуэта с цветочным принтом, белое легкое платье с черным поясом на талии и пр.

В 2011 году на бренд представил женскую коллекцию весна-лето 2012. В нее вошли романтические струящиеся платья средней длины и в пол, шорты, полупрозрачные блузки и юбки. Наряды были богато украшены вышивкой, кружевом, бисером и аппликациями. В качестве принтов Мария Грация Кьюри (Maria Grazia Chiuri) и Пьер Паоло Пикколи (Pier Paolo Piccioli) использовали цветочные орнаменты и узоры «арабеска». Коллекция была выполнена из кружева, шелка и шифона. Комплекты были дополнены тонкими ремешками на талию, клатчами, сумками-конвертами, бусами и свисающими сережками. В качестве обуви на моделях были надеты босоножки и сандалии, некоторые из них были украшены многочисленными ремешками. Основными цветами «романтической» части коллекции стали розовый, голубой, белый, красный и пастельные оттенки.

В 2012 году на Мария Грация Кьюри и Пьер Паоло Пикколи представили коллекцию Valentino весна-лето 2012, выполненную полностью в романтическом стиле в светлых тонах. В нее вошли воздушные открытые и закрытые длинные платья с тонкими поясами на талии, топы с рукавами-фонариками в сочетании с юбкой в пол или с брюками с высокой посадкой, юбки-колокол, жакеты, завязывающиеся на бант. Большинство нарядов украшали мелкие или крупные цветочные принты, некоторые модели были декорированы нашивками и аппликациями.

Оборки, воланы, рюши Оборки выкраивают из основной или отделочной ткани под углом 45° к нитям основы (реже - в долевом или поперечном направлении) шириной от 1,5 до 30 см в зависимости от модели. Длина оборки в 2-4 раза длиннее линии ее притачивания. Воланы отличаются от оборок тем, что они гораздо шире и выкраивают их в основном по кругу. Чем меньше внутренний вырез круга, тем больше образуется фалд. Длина волана по внутренней линии должна быть равна длине линии его притачивания или больше. Отлетные срезы этих видов отделки обрабатываются различными способами в зависимости от модели и ткани: швом вподгибку с закрытым срезом, двойным подрубочным швом, кантом (руликом), кружевом и т.д. Для образования на отделочных деталях сборок при помощи машины следует увеличить длину машинных стежков и ослабить натяжение верхней нитки настолько, чтобы нижняя легко вытягивалась из ткани (на шпульку намотать нитку потолще). С лицевой стороны детали проложить две параллельные строчки: над линией притачивания и под ней. Расстояние между строчками 0,4-0,6 см. Концы ниток (верхней и нижней) закрепить с левого края детали, а концы ниток с правого края натянуть, пока срез оборки или волана не будет равен длине линии притачивания. Образовавшиеся сборки распределить по всей длине детали равномерно или по модели. Чтобы выполнить сборку ручным способом, над линией соединения оборки с изделием и под ней проложить две параллельные строчки с минимальной длиной стежка, захватывая те же нити ткани. Стянуть ее нитками до требуемой длины, концы ниток закрепить. Распределив сборки, оборку притачать к изделию или основной детали. После притачивания вспомогательные строчки удалить. Сборки можно сделать прямые (рисунок 14а) и фестонами (рисунок 14б). Оборки и воланы могут быть настрочены (рисунок 14в), притачаны (рисунок 14г) и втачаны между двумя деталями или в припуск складки (рисунок 14д). Для того чтобы притачать оборку, на лицевой стороне основной детали наметить линию притачивания, оборку наложить лицевой стороной внутрь (в противоположную сторону от расположения ее в готовом изделии), приметать и притачать, распределяя сборки. Затем оборку отогнуть вниз, шов приутюжить. Рюш (рисунок 14е) отличается от оборки тем, что в нем обрабатывают не один, а оба среза. Рюши бывают простые и фасонные. Срезы рюша обрабатывают теми же способами, что и срезы оборки. Для простого рюша выкроить полоску ткани под углом 45° к нитям основы или по поперечной нити шириной 3,5-4 см и длиной в полтора раза больше линии притачивания. После обработки срезов рюша по его середине или ближе к краю проложить две параллельные ручные или машинные строчки со слабо затянутыми стежками. Натянуть нижние нитки строчек, образовавшиеся сборки распределить по всей длине рюша. Настрочить его на основную деталь между параллельными строчками, которые затем аккуратно удалить.

Оборки, воланы и рюши часто путают между собой. Несмотря на их очевидную внешнюю схожесть, всё же это разные детали, поэтому, давайте разберёмся, в чем их принципиальное отличие друг от друга.

Рюши

Рюш (от французского «ruche»), как декоративный элемент в одежде, появился в России во второй половине XVIII века, но свою особую популярность приобрёл гораздо позднее. В XIX веке рюшами обильно украшали вырезы платьев, декорировали рукава и головные уборы.

Рюш представляет собой, как правило, узкую прямую полоску ткани, которую вдоль, по всей длине, точно посередине детали. Также допустимы и асимметричные вариации, когда полоса выкраивается чуть шире обычной и присбаривается чуть правее или левее от линии середины детали. В любом случае рюши будут располагаться с обеих сторон детали (выкроенной полосы). Затем рюши пришивают к изделию точно в шов присбаривания.

Если не хватает ткани, можно сшить составной рюш из нескольких деталей (полосок).

Рюши бывают однослойные и многослойные. Однослойные рюши могут быть выполнены с планкой под застёжку, например, в блузке.

Выкройка:

Скопление кораллов, а может, бурный водопад… Объемные рюши на прямом шелковом платье, настрочен…

Оборки


Оборки выкраивают всегда по прямой линии. При этом допускается раскрой детали, как по долевой, так и поперёк ткани. Затем оборку присбаривают по одному длинному краю на нужную ширину и только потом пришивают к изделию, прокладывая строчку на швейной машине близко к строчке присбаривания.

Выкройка:

Какая свадьба без танцев? Такое платье с тонкими бретелями-спагетти можно успеть сшить в последни…

Оборки - отличное решение для утилизации лоскутов ткани, которые остались у вас от прошлых швейных проектов. Вы можете сшить из них очаровательную юбчонку для девочки из разноцветных оборок:

Или украсить оборкой готовую вещь:

Воланы


Воланы, в отличие от рюшей и оборок, присбаривать не надо, если только вы не преследуете цель добиться максимальной пышности этой детали. За счёт кроя одна сторона волана получается прямая, а другая - волнообразная.

Выкройка:

В таком платье хорошее настроение вам гарантировано. Игривые воланы, расположенные асимметрично, …

Если в модели не предусмотрен волан, а вы хотите украсить им, например, вырез горловины или удлинить с помощью воланов рукава, вы можете выкроить эту романтичную деталь и без выкройки:

Или воспользоваться готовым решением от другой модели:

Кроме того, воланы также используют в качестве декоративного элемента в интерьере, чаще всего, шьют шторы частично или полностью с воланами:

Чтобы открытые срезы воланов выглядели аккуратно и край ложился волнообразно, их необходимо правильно обработать, например, на оверлоке ролевым швом или узкой зигзагообразной строчкой на швейной машинке. Сделать это под силу даже новичку, подробности в нашем мастер-классе:

Кроме того, бывают так называемые сложные оборки или рюши. Их главное отличие от своих собратьев в используемой ткани, например, плиссированной и в необычной форме, когда рюши выполняют из полосы, на которой предварительно заложили односторонние или встречные складки. Ярким примером сложного декоративного элемента является оборка в виде сердечек, которой традиционно украшают .

Похожие публикации