«Он заснул рядом со мной и не проснулся». Мама предостерегает от совместного сна с малышами после ужасной трагедии

Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.

Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач - это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.

Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?

Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.

Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод - окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.

Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»

  • Если ваш малыш не достиг 6 месяцев с даты ПДР - важно, чтобы были развиты принципиальные когнитивные навыки.
  • Если ваш малыш болен — дискомфорт от недомогания только усложнит задачу
  • Если сейчас в семье происходят серьезные перемены: переезд, рождение нового малыша, смерть родственника, выход мамы на работу.
  • Если ваш ребенок в какой то момент подвергался серьезному физическому или эмоциональному насилию.
  • Если не все члены семьи согласны с этой методикой — слишком велика вероятность, что вы сдадитесь на полпути, только запутав малыша в своих требованиях.
  • Если ваш ребенок старше 2,5 лет и/или уже не в детской кроватке — важно исключить возможность травмы

О детском плаче и сне

Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка - это способ коммуникации с окружающим миром . Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.

Со временем каждая мама учится различать разные типы плача - зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.

Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».

Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.

Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.

Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?

— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом - но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? - никто этого не знает наверняка).

Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится - мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом .

При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.

В течение этих дней периоды плача сокращаются от возможных 4 часов за первые сутки (максимальное время, указанное при опросе более 40 коллег, практикующих по всему миру) до 30 минут к 4-5 дню, что в среднем составит около 6-7 часов из 168 часов (7 суток). И как только сон налаживается - ребенок научился засыпать, переходит между циклами сна, не просыпаясь, его общее самочувствие и настроение резко улучшаются, снижая периоды плаксивости, связанные с усталостью на годы вперед - сколько тут слез сэкономлено никто подсчитать тоже не может.

Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.

Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже

— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена - мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.

Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.

Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме - где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит - мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.

И еще одно сравнение , которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:

якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.

Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.

Метод методу рознь

Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно - котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель!!!), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.

Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).

Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.

Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.

В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.

Научная сторона

На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.

  • методики, включающие плач (в т.ч. в его наиболее прямом виде) эффективны, т.е. дети действительно осваивают навык самостоятельного засыпания, при их корректном применении;
  • в разных сроках оценки (от четырех недель до 5 лет) не было выявлено негативного влияния на здоровье ребенка;
  • результат подобных интервенций включал общее улучшение материнского самочувствия и общего климата в семье за счет улучшения качества отдыха всех членов семьи.

Лично для меня самым убедительным было исследование , которое провели ученые в Австралии.

В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.

Напоследок

Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.

Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.

  1. Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial
  2. Улучшение младенческого сна и материнского психического здоровья) Harriet Hiscock, Jordana Bayer, Lisa Gold, Anne Hampton, Obioha C Ukoumunne, Melissa Wake Arch Dis Child.92(11): 952-958.
  3. Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial (Пятилетнее исследование вреда и пользы от поведенческой интервенции в младенческий сон) Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock Pediatrics 2012; 130:4 643-651
  4. Reducing Bedtime Tantrums: Comparison Between Positive Routines and Graduated Extinction. (Уменьшение истерик при укладывании: сравнение между позитивным ритуалом и контролируемым плачем) Lisa A. Adams and Vaughn I. Rickert. Pediatrics 1989;84;756
  5. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children. (Систематический обзор подходов для решения проблем с самостоятельным засыпанием и ночными пробуждениями в детском возрасте) Paul Ramchandani, Luci Wiggs, Vicky Webb, and Gregory Stores. BMJ 2000;320:209
  6. Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children. (Поведенческая коррекция проблем укладывания и ночных пробуждений для младенцев и дошкольников) Jodi A. Mindell, PhD, Brett Kuhn, PhD. SLEEP, Vol. 29, No. 10, 2006

Для каждого хорошего родителя здоровье, комфорт и безопасность ребенка находятся в наивысшем приоритете. Забота отца и матери особенно важна в тот период, когда их дитя полностью беззащитно.

У животных детеныши растут довольно быстро: тот же кот к шестимесячному возрасту будет уже почти взрослым, в то время как человек-сверстник останется беспомощным малышом. Вот почему многие молодые родители поначалу становятся чуть ли не параноиками. Однако страна стране рознь, и традиции заботы о детях, принятые в одном регионе, в другом кажутся абсолютным бредом.

Возьми хоть скандинавскую привычку, знакомство с которой вводит в ступор обитателей Средиземноморья. Даже в наших краях многие предпочтут не гулять с младенцем по 20-градусному морозу. А вот суровые северяне делают иначе!

Малыш, спокойно спящий в коляске посреди заснеженного двора, тут обычное зрелище. Даже в крупных городах вроде Стокгольма в сильный мороз мамочки без всяких колебаний выкатывают детишек на прогулку.

Про такую погоду у нас говорят: мол, хороший хозяин в подобных условиях даже собаку на улицу не выгонит. Холод, снег, ветер - вроде бы не самая подходящая обстановка для младенца.

Тем не менее в Швеции и соседних странах считают, что малышу сон на холоде не повредит. Местные матери спокойно смотрят на выстроившийся перед супермаркетом ряд колясок. Пока взрослые делают покупки, дети знай себе посапывают на морозе!

Некоторые матери говорят, что этот метод отлично закаляет младенцев. Женщина, малыш которой спал по три и более часа снаружи, утверждает: сегодня ее сына не возьмет никакая простуда!

Он был ее вторым ребенком. В тот вечер она, как обычно, уложила его спать в кроватку рядом со своей постелью и легла спать сама. Ночью малыш проснулся, чтобы поесть, и она взяла его к себе. Проснувшись в 8 утра, Аманда Соседо поняла — с ребенком что-то не так.

«Я проснулась и увидела, что он, как обычно, прижался ко мне — он любил так делать. Но его лицо было необычно бледным, а из ноздри что-то вытекало. Я села и поняла, что вокруг моего Бена лужа крови», — вспоминает Аманда.


Первая мысль — нет, нет, это не может происходить на самом деле. Но вслед за этим она поняла, что Бен уже никогда не проснется. Этот день стал для Аманды худшим днем в ее жизни.

Вскрытие не показало никаких следов удушения или закупоривания дыхательных путей. Скорее всего, причиной смерти Бена стал Синдром внезапной детской смерти (СВДС). Это внезапная смерть внешне здорового ребёнка младше 1 года от остановки дыхания, при этом вскрытие не позволяет установить причину летального исхода.

Чтобы уменьшить риск СВДС, педиатры рекомендуют укладывать детей спать в отдельной кроватке, стоящей рядом с родительской. В кроватке не должно быть подушек или мягких одеял, в которые ребенок мог бы уткнуться носом. По этой же причине лучше убрать все мягкие игрушки. Кроме того, малышей лучше запеленать или воспользоваться специальным детским спальным мешком.

… после смерти Бена прошло уже два года. Сейчас Аманда Соседо считает своим долгом распространять среди молодых родителей информацию о том, как безопасно организовать сон младенцев.

Не так уж и редко консультантам случается слышать: "А мне посоветовали отучать ребенка засыпать только с мамой - просто не подходить к нему ночью, и всё. И действительно, пару ночей поплакал, зато теперь спит как ангел, вся семья счастлива!" Да только все ли счастливы в этой ситуации?..

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

Но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге .

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие...

- Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

- С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

- Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется "методом Фербера", а в Испании известно как "метод Эстивиля"), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. <...> Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого "всего лишь" оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода "поплачет и перестанет" предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив... Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции. Вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка "немного поплакать, чтобы потом все было хорошо".

Даже родители "хорошо спящих" детей нередко сталкиваются с дилеммой случайно заснувшего ребенка - оставить спать "в ночь" или разбудить и позже укладывать заново. Так или иначе, по статистике до 40 процентов детей страдают от тех или иных проблем сна.

Эксперты выявили шесть наиболее частых ошибок, совершаемых родителями, когда дело доходит до укладывания ребенка спать.

Хорошая новость здесь в том, что эти ошибки могут быть исправлены без больших усилий. Детские эксперты по сну и родители со стажем подтверждают, что даже простые изменения в режиме ребенка и окружающей обстановке могут иметь большое значение в предотвращении или избежании наиболее частых проблем со сном.

И как только Вы достигнете успеха, и Ваш ребенок начнет вовремя ложиться спать и всю ночь не будет просыпаться, счастливым и хорошо отдохнувшим будет не только Ваш ребенок, но и все Ваше семейство.

Ошибка: Укладывание детей спать слишком поздно

Современные дети спят намного меньше, чем их родители спали в свое время. "В грудном возрасте и в раннем пубертатном периоде дети получают меньше сна, чем дети в середине 70-ых и 80-ых," - говорит Марк Вайссблутт, педиатр и автор книги "Здоровые привычки сна: счастливый ребенок". Одно из недавних исследований показало, что 2-летние малыши сегодня спят на 40 минут меньше, чем 2х-летки несколько поколений назад. Результат позднего укладывания спать проявляется в "войнах" перед укладыванием, трудностями с дневным сном и ночных пробуждениях.

Возможно, у Вашего малыша нет устоявшегося режима сна, или Вы поздно возвращаетесь с работы и хотите уделить ребенку побольше времени. "Дети, которые переутомились, заснут намного позже," - говорит специалист по сну Джилл Спивак.

Когда ребенок переутомился, ему труднее заснуть, и, заснув, он встанет раньше, чем если бы он был уложен спать в нужное время.

Задумайтесь об этом: к тому времени, когда все члены Вашей семьи вернутся домой, поужинают, сделают домашние дела и так далее, своевременный отход ко сну может оказаться неприоритетным и маловероятным. И многие в такой ситуации склонны отказываться от дневного сна, надеясь тем самым избежать вечерних баталий перед укладыванием или полагая, что уставший и вымотанный ребенок и так заснет без стороннего вмешательства. "Но это - безумие, большая ошибка," - говорит Минделл, потому что когда дети чрезмерно устали, они не в состоянии уснуть.

Что делать:

Введите четкий (актуально после 10 мес. Примечание baby-sleep.ru) режим сна (в том числе дневного сна, если ребенок спит днем) и помогите ребенку строго придерживаться его. И не ждите, пока Ваш ребенок начнет тереть глаза, зевать или капризничать, - будет уже слишком поздно. Уложите его спать раньше этого момента. Даже 15 - 20 минут дополнительного сна могут иметь значение.

Ошибка: Сон в движении

Многие родители вздыхают от облегчения, когда их малыш засыпает при укачивании в колыбели или "укатывании" на заднем сидении автомобиля. Но часто эти замечательные моменты происходят и тогда, когда Вы меньше всего ожидаете этого. А некоторые мамы и папы падают в ловушку использования "укатывания" для того, чтобы уложить своих маленьких детей на дневной сон, или даже в ночь. "Если ребенок всегда спит в движении - в слинге или автомобилях - он, вероятно, не получает глубокого восстанавливающего сна из-за возбуждения, свойственного сну в движении," - говорит известный американский специалист по сну, педиатр, д-р Вайсблутт. Он сравнивает сон ребенка в движении с поверхностным сном, которым спят взрослые, например, летя в самолете.

Что делать:

Использовать движение только для того, чтобы успокоить, но не усыпить.

Прежде, чем Вы будете негодовать от слов, что постоянное укачивание нежелательно для малыша, послушайте следующий совет Вайсблутта: «Укачивание должно использоваться только для того, чтобы успокоить малыша. Но как только Ваш ребенок заснул, укачивание необходимо прекратить!» "У ребенка должно быть лучшее - качественный сон," говорит Вайссблутт. Совет: Если Вы берете малыша с собой в длительную автомобильную поездку, и Ваш малыш задремал, бездельничайте и наслаждаетесь моментами тишины!!!

Ошибка: Отвлекающие детали

Многие родители, когда укладывают малыша, кладут в его кроватку игрушку, обычную или музыкальную, свой мобильный телефон. Но игрушки, с их звуком и огнями, слишком отвлекают ребенка от мыслей о сне. "Она не заснула с мобильным телефоном. Было очень много ярких цветов, это сохраняло ее активность, вместо того, чтобы напоминать о том, что уже ночь".

Гиперактивными во время сна могут быть не только новорожденные. Если у старших детей в кровати много игрушек или других отвлекающих моментов (светящиеся обои или звездочки на потолке), они, возможно, не получают сна, в котором они нуждаются.

Что делать:

Во время сна ребенка не должно быть включенного света, ночника.

Чтобы максимально улучшить сон младенцев и малышей - тех, кто слишком молод, чтобы успели развиться ночные страхи - приучите ко сну в почти черных как смоль комнатах. Используйте вентилятор или машину белого шума, чтобы приглушить любые звуки с улицы или из соседней комнаты.

У старших детей может быть ночник с мягким светом, чтобы успокоить и преодолеть любые страхи, но никаких развлечений во время сна быть не должно. Хорошо подумайте, прежде чем позволить разместить в спальне Вашего ребенка телевизор или компьютер. Даже дети, которые заснули с любимым DVD теряют приблизительно 30 минут драгоценного сна - и это потеря, которая может испортить их настроение и поведение на весь день, и легче убрать электронику из спальни, чем каждый вечер сталкиваться с турдностями укладывания переутомленного ребенка спать.

Ошибка: Нарушение ритуала отхода ко сну

Будучи ребенком Вы, наверное, могли бы предположить, что ритуалы, состоящие из ванны, книги, и колыбельной, не так уж и необходимы. Но формирование условностей в поведении, благодаря которым ребенок будет понимать, что пора спать и в дальнейшем сам ложиться спать именно в определенное время, должно происходить с самого раннего возраста. Выбранный ритуал поможет ребенку в любом возрасте ложиться спать в четко определенное время.

Родители взрослых детей, которые соблюдали ритуал отхода ко сну, могут начать нарушать его, потому что они по ошибке полагают, что их ребенок уже подрос или потому что они также устали от постоянного соблюдения ритуала. Но даже родители извлекут выгоду из наличия ритуала, чтобы спланировать свой вечер определенным образом, и эти планы не будут нарушены многочасовым укладыванием ребенка в постель.

Что делать:

Соблюдать успокаивающий ритуал.

Независимо от возраста Вашего ребенка должна присутствовать известная последовательность шагов - или "стимуляторов сна" - которые помогают дитю настоится на сон. Для младенца это может быть простое одевание в пижаму и объятия мамы или укачивание; со старшими детьми - ванна, чтение книг, колыбельная или молитва.

Ошибка: Непоследовательность

Пару раз в неделю, когда он действительно плаксив, Вы ложитесь со своим ребенком в его кроватку, пока он не заснет. Или, возможно, Вы укладываете своего ребенка в своей комнате, но иногда позволяете ему приходить в Вашу кровать в середине ночи.

Проблема здесь даже не методе укладывания спать, а непоследовательность в его применении. Многие родители не возражают, когда ребенок спит с ними, но слишком часто это заканчивается "семейной кроватью", которую они изначально не планировали.

"Родители позволяют ребенку лечь в кровать, но не хотят, чтобы он остался в кровати с ними на ночь," говорит Оуэнс. Такой сценарий лишь закрепляет непоследовательность.

"Это по существу учит ребенка тому, что он в конечном счете получит то, что хочет," объясняет Оуэнс.

Что делать:

Ввести "свод" правил о том, где и как спать ребенку.

Хотя лучше решить для себя заранее, хотите ли Вы семейную кровать, но никогда не должно быть слишком поздно устанавливать правила. Если Вы хотите отучить малыша спать с Вами или Ваш ребенок начал просыпаться по ночам и приходить к Вам, необходимо мягко, но твердо дать понять малышу, что пришло время спать в ЕГО кровати.

Есть, конечно, исключения. Если Ваш ребенок заболел или боится внезапно начавшейся грозы, не стесняйтесь успокаивать его, оставаясь с ним в его кровати или спя на надувном матраце в его комнате. Но, как только болезнь или гроза стихают, возвратитесь к своему обычному режиму.

Ребенок, у которого было комфортное прижимание к маме с одной стороны и к папе с другой, может возмутиться. В этом случае доктор Минделл предлагает растянуть процесс на несколько дней - возможно, стоя в дверном проеме, пока Ваш ребенок не заснул в течение нескольких ночей прежде, чем ребенок окончательно переселится в свою кроватку.

Ошибка: Слишком раннее "переселение" в большую кроватку

Вашему малышу исполнилось 2 годика, и Вы спешите купить ему новую чудесную кровать, которую увидели в магазине. Но, как только Вы выключаете свет и оставляете малыша в его новой кровати, он начинает вставать, убегает к Вам или начинает меньше спать.

Почему? Примерно до 3-х лет многие дети не готовы оставить свою предыдущую кроватку. "Их познавательных навыков и самообладания не хватает, чтобы оставаться в пределах воображаемых границ кровати," - говорит Минделл.

Что делать:

Ждите, пока Ваш ребенок созреет для большой кровати.

Когда ребенок достигает возраста 3 лет, можно задуматься о том, чтобы переместить его в большую кровать. Однако, если у Вашего ребенка есть трудности засыпания в новой кровати, Вы всегда можете дать ему больше времени.

Это как временное возвращение к пеленкам после нескольких неудачных попыток приучения к горшку.

"Если это не удается, нет ничего страшного в возврате к предыдущему варианту," - говорит Минделл. Ваш ребенок в конечном счете все равно будет в состоянии комфортно спать в большой кроватке и может даже попросить об этом. "Нет ни одного ребенка, идущего в детский сад, который все еще спит в колыбели," - напоминает Минделл.

Похожие публикации