Мотивы русских и башкирских народных орнаментов в детских аппликациях - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Методика преподавания изобразительнойдеятельности

«Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение, уважение к народу, который создает такую красоту, гордость за свою Родину, которая вырастила таких удивительных чудо – умельцев.»

Максим Горький.

Основные направления реформы образования нацеливают на формирование у дошкольников высоких идейных и морально-патриотических качеств, трудолюбия, эстетической культуры, на воспитание детей в духе любви к своей многонациональной Родине, в духе интернационализма и братской дружбы между народами, уважение к национальному достоинству, национальной культуре.

Образование России, основанное на отношениях подлинного равноправия, взаимопомощи и сотрудничества, уважения и взаимного доверия между народами открыло широкие возможности для проявления талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей.

Народное искусство в национальной культуре России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми является аппликация.

Аппликация – древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги.

Основные формы орнаментирования изделий складывалось в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определение явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтения красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.

Остановимся на особенностях народного орнамента в аппликациях народов России, Татарстана, Башкортостана, преобладающих национальностей в нашей республике Башкортостан. Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические , растительные , роговидные фигуры.

Аппликация

по мотивам русского орнамента.

В русском народном декоративно – прикладном искусстве (в последствии н.д.и.) – вышивке, резьбе и росписи по дереву, кружевоплетении, вязании и других видов – получил широкое распространение геометрический орнамент . Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение деревянных наличников окон и фронтонов домов, мебели, домашней утвари, одежды. Особенно много встречается изображение кругов и розеток – наши далекие предки так изображали солнце.

Мотивы тканных орнаментов основу которых составляют простые и красочные комбинации геометрических фигур из квадратов, ромбов, треугольников и полос. В разных областях России были созданы устойчивые черты узорного ткачества. В их изделиях краски звучали единым, слитным аккордом. Для аппликаций также подходят некоторые мотивы геометризированных украшений таких традиционных изделий русского народного быта, как прялки, туески, ковши.

Аппликации из растительных элементов русской народной вышивки .

В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье.

Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для аппликаций. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразность и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста.

Башкирские орнаменты .

Традиционные формы башкирских аппликаций восходят к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви. Среди них широкое распространение имели черпаки к женским седлам, ковры, занавески, обувь с суконными голенищами, чулки из домотканого сукна, украшенные геометрическими узорами.

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники игольчатые линии. Красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом. Распространены сочетания красного, зеленого, желтого, черного цветов. Так на концах полотенец, скатертях, фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленые и желтые орнаменты.

Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью, обусловленной особенностями формы, назначением и размерами изделий. Узоры располагаются то в виде бордюров, то отдельными розетками, а то и сплошной сеткой.

В качестве образцов орнаментов в аппликациях, доступных для воспроизведения детьми, рекомендуются узоры с несложными сочетаниями полосок, треугольников, квадратов, ромбов, в том числе со вписанными друг в друга фигурами. Возможно так же использовать некоторые спиралевидные элементы для украшения традиционных предметов быта, полотенец, фартуков, скатертей, ковров и т.д.

При выполнении аппликаций по башкирским мотивам большое внимание следует уделять цветному оформлению орнаментов. Прежде всего необходимо применять традиционный набор цветов, где главное место должны занимать сочетания красного с зеленым, желтым, черным. Орнамент надо оживить цветом фона. Так, на красной бумаге четко выделяются зеленые, желтые, черные элементы, а на черном, наоборот, - красные в комбинации с зеленым, желтым, белым тонами.

Народное декоративно – прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творчество детей, желание по–своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа, гордость и любовь к Родине, как к малой, Башкортостану, так и к Родине – матери, великой России.

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа , помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности , во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты , хохлома, дымково, филимоновка и др.). Моя задача показать разнообразие и традиции вида : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями . Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации , что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством , обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации , на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи :

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров , научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества , народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов ;

Не следовать формально приемам народного искусства , что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства , проверенные художественным вкусом народа , отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа , затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения) ;

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации ;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации ;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре . Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка» , об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности :

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами. Их главной задачей было : наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор» , «Укрась предмет» .

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня» , «Индюк» , «Весёлая дымка» , «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка» , «уточка» .

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке» , где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами . Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь , в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз» , «толкын» , «туе табан» , «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын . А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

Конспект занятия. Тема: «Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков» для детей 12-14 лет

План занятия
Цель:
Научить детей технике выполнения деталей аппликации разными способами.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей аппликации и образцами народных орнаментов.
2. Развить чувство композиции, цвета, фантазию, пространственное мышление.
3. Познакомить детей с народным искусством башкир, его видами и технике выполнения, особенностями цветового и композиционного строя;
4. Воспитывать любовь и уважение к культуре и искусству своего народа и других национальностей.
5. Воспитать эстетический вкус и творческое отношение к делу,

Для педагога
Оборудование: стол, классная доска, цветовые орнаменты (аппликация из цветной бумаги), бумажная аппликация кисета, образец готового кисета из ткани.
Инструменты: ножницы, иглы ручные, игольница, нитки, напёрсток.
Материалы: готовые заготовки деталей аппликации, основа кисета, нити «Мулине» для кисточек.
Для обучающихся
Оборудование: столы, стулья, швейные машины ручного, ножного и электропривода, утюг, гладильная доска
Инструменты: ножницы, иглы ручные, нитки, нити «Мулине», игольницы.
Материалы: клей ПВА, кисточки для клея, готовые заготовки деталей аппликации, основа кисета.

Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие, проверка рабочих мест на наличие подготовленного оборудования, инструментов, материалов).
2. Содержание занятия .
2.1. Вступительная беседа (повторение пройденного материала)
На прошлом занятии мы с вами изготавливали образцы с видами ручных швов.
Давайте перечислим, какие виды швов вы знаете?

Предполагаемый ответ
Стебельчатый шов, петельный, тамбурный, крестик, полукрест, козлик, белая мелкая строчка, белая и цветная гладь.

Сегодня мы будем использовать в работе тамбурный шов.
Вспомните, пожалуйста, в чём особенности техники выполнения этого шва?

Предполагаемый ответ

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящий одна из другой. Шов можно выполнять в пяльцах и без них.

В обоих случаях стежки выполняются движением иглы к себе.
Вышивая без пялец, следят за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму.
Если вышивают ниткой сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.
Тамбурным швом вышивают контуры фигур, заполняют сердцевины цветов и мотивы узоров.
Этим швом можно обшивать узоры растительного характера, геометрические фигуры, обшивая их по контуру и сплошь, заполняя мотивы узора.
2.2. Объявление темы. Мы продолжаем изучение раздела программы «Сувенир из лоскутков».
Итак, тема нашего занятия «МОТИВЫ НАРОДНЫХ ОРНАМЕНТОВ В СУВЕНИРЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ»

2.3. Объяснение материала. Но прежде немного истории.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов нашей страны распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, меха, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из тех же материалов другого цвета. Так издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, снаряжение коня, верблюда, оленя, вещи домашнего обихода и убранства. Особый покрой, орнаментальное решение согласуется с традиционными особенностями искусства народа и является его достоянием национальной культуры, демонстрируя уровень развития мастерства и эстетического вкуса народных умельцев. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва в одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а так же по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (5-3 вв. до нашей эры). Произведенные раскопки пяти курганов-могил вождей племен обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах, сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Там же нашли меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с аппликацией с изображением головы лося. На всех предметах, несмотря на условность и схематичность изображения, с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы. Но войлок издавна находил самое широкое применение у вех народов. Его использовали даже в украшениях головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.
Киргизы, калмыки, монголы, декорировали седла аппликациями. Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта.
Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариантной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определенное явление, конкретные переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному цвету. Именно с красным цветом связываются представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.
В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветовой фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.
Сегодня мы будем изготавливать кисет-чехол с элементами национального орнамента. Посмотрите какие бывают кисеты. Фото

Традиционная форма башкирской аппликации восходит к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви, украшенного геометрическими фигурами. (рисунок №1)

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники, пильчатые линии и сложные композиции из этих элементов, красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом,
Распространены сочетание красного, зеленого, желтого и черного цветов. (рисунок №2)

Так на полотенцах, скатертях, поясам фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленый и желтый орнаменты. Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью. Узоры располагаются то в виде бордюров, то розетками, а то и сплошной сеткой.
(рисунок №3)

Вот бумажная аппликация кисета. (рисунок №4)


Посмотрите, какие элементы орнамента присутствуют в ней?

Предполагаемый ответ
Геометрические фигуры. Треугольники, спиралевидные, сердцевидные, ромбы, волнообразные.

Какой фон?
Предполагаемый ответ

Основным фоном является красный цвет.
На черном фоне выделяются красные и желтые узоры, расположенные на поверхности предмета.

Сегодня мы с вами сделаем кисет из ткани.
Техника выполнения аппликации - различна.
1. Есть аппликации клеевая - приклеивается на клей: КС, МАРС, ФЕНИКС, ПВА или двухстороннюю клеевую основу.
2. Пристрачивается на машине строчкой «зиг-заг».
3. Закрепляют различными ручными швами: гладью, петельным, тамбурным и др.
Мы же с вами будем выполнять в такой последовательности: мелкие детали приклеим на черную основу клеем ПВА, затем оформим края мелких деталей тамбурным швом. После этого настрочим черную основу на заготовку кисета (красного цвета) и только после этого оформим верх кисета обтачкой зелёного цвета. Далее вы уже сами сможете украсить свой кисет тесьмой, цветным или сплести из нитей «Мулине» косичку и сделать кисточки.
Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности при работе со швейными инструментами и оборудованием.

Предполагаемый ответ

Нельзя вставлять в иглу длинную нить
Нельзя бросать иголку без нитки.
Нельзя делать резких движений во время работы
Ножницы передавать только кольцами вперёд.
Хранить колющий и режущий инструмент в центре стола.
Перед работой проверить наличие всех частей и инструментов
Клей необходимо держать закрытым, открывать во время работы. При попадании клея или красящих составов в глаза, тщательно промыть их большим количеством воды.

О любых неполадках сразу сообщать мне. Волосы, пожалуйста, заберите в хвосты или откиньте назад.

2.4. Переход к практической работе. Сейчас вы можете приступить к работе над изготовлением кисета. Разберите заготовки деталей аппликации, деталей кисета.

2.5. Практическая работа. Самостоятельная работа обучающихся над изготовлением кисета. Необходимо соблюдать последовательность операций при изготовлении аппликации и нашего изделия.
На приготовленной заготовке кисета, девочки раскладывают вырезанные заготовки геометрических фигур орнамента и начинают приклеивать. Как только работа будет закончена, часть девочек работают в технике ручной аппликации, закрепляя детали петельным или тамбурным швом, а часть девочек прикрепляет детали на машине швом «зиг-заг».
2.6.Физкультминутка. Перед продолжением работы, можете немного размяться, отдохнуть. Предлагаю вам сделать несколько упражнений на расслабление мышц, и дать отдых глазам.
По окончанию работы, кисет оформляется кистями. Готовые работы утюжат.
2.7. Подведение итогов. Спасибо. Все успешно закончили работу над изготовлением кисета с аппликацией. Давайте сделаем небольшую выставку. Выполненные вами работы можно разместить на выставочном стенде и внимательно рассмотреть.
Все замечательно справились с заданием. К следующему занятию продумайте можно ли такие узоры использовать и в современной одежде.

Готовая работа (фото)

Пояснительная записка

Тип занятия: получение новых знаний.

Цель : расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.

Задачи :

Образовательная:

познакомить воспитанников с казахским орнаментом.

Воспитательная:

сформировать и развивать у воспитанников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая:

выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, мыслительную деятельность, умение применить казахский орнамент на практике. Развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции. Развить у детей мелкую мускулатуру пальцев.

Методы: словесные, демонстрационные и практические.

Оборудование и инструменты : заготовки мужского головного убора- тоқия (тюбетейка), цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея, СД-магнитофон, СД-диск.

Зрительный ряд : образцы аппликаций, инструкционные карты.

Музыкальный ряд : Кюй Курмангазы «Адай».

Предварительная работа: 3-ое воспитанников по просьбе педагога должны выучить названия некоторых казахских орнаментов и их смысловую нагрузку и рассказать ребятам на занятии.

Прогнозируемый результат : воспитанники должны научиться декорировать элементами казахского орнамента изделия.

Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа, выполненная аппликацией, помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) позволяет воспитанникам делать приятные и нужные вещи своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим; происходит приобщение воспитанников к прикладному творчеству казахского народа, воспитание патриотизма.

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Объяснение нового материала педагогом с использованием выступлений воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

4. Практическая работа.

6. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка?

2. Сообщение новой темы, постановка цели.

На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.

С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).

Сегодня мы будем декорировать тюбетейку казахскским орнаментом. Вы уже знаете, что аппликация-это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.

3. Объяснение нового материала.

Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.

Орнамент" по - казахски называется "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" -узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.

Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?

Где жили казахи?

В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.

А кто знает, какие животные пасутся в степях? (Бараны, лошади, верблюды.)

Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.

Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент - туш- табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел: его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях, ведя скотоводческое хозяйство, казахский народ создал орнамент «родничок» – кайнар.

Большое значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.

Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.

Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1)

Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

1-й воспитанник:

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.

2 воспитанник:

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).

Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет - символ неба, поклонение Тенгри, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т.д.

3-й воспитанник:

Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.

Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.

4. Практическая работа

Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.

Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем.

Педагог раздает нужные шаблоны орнамента. Проводит текущий инструктаж по определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху.

Воспитанники приступают к работе, негромко звучит музыка - кюй Курмангазы «Адай».

Ребята вырезают один из понравившихся шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество.

Педагог в процессе работы индивидуально занимается с каждым воспитанником, объясняет, советует, помогает.

Педагог ходит по классу и следит за работой. После работы с ножницами – физминутка

Котята уснули (закрывают глаза)

Котята проснулись, подтянулись,

Лапки помыли (потерли руки)

Красиво сложили.

Воспитанники вспоминают этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию.

5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.

Производится отбор лучших работ на выставку - на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог просит проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы. Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия и цвет. Педагог говорит о том, что можно было добавить или изменить для большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты.

Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа)

Назовите особенности казахского орнамента.

Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?

6. Уборка рабочего места.

Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид.

Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1. Т.К. Басенов, Сахи Романов « Казахский народный орнамент»

2. Т. К. Басенов « Орнамент Казахстана в архитектуре»

3. С. Касиманов « Казахский национальный орнамент»

4. М. К. Козыбаев « Казахи»

5. А.Х. Маргулан «Казахское народное искусство»

Похожие публикации