Конспект занятия по рисованию посуда старшая группа. Занятие по рисованию «Тарелки для гостей

Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности ОО «Художественное творчество»:

Рисование

Составление узора на посуде

Программные задачи

Обучающие:

  1. Учить самостоятельно намечать содержание узора, придумывать детали, выбирать палитру красок.
  2. Закреплять умение рисовать концом кисти.
  3. Продолжать формировать лексико-грамматические категории по теме «Посуда».
  4. Расширение словаря, образование относительных прилагательных.

Воспитательные:

  1. Воспитатель самостоятельность, активность.
  2. Воспитатель аккуратность.
  3. Воспитатель эстетические чувства.

Развивающие:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Развивать воображение, внимание, мышление.
  3. Развивать речь детей: учить отвечать полными предложениями.

Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Посуда», чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», лепка посуды, рисование отдельных узоров.

Оборудование: тонированные плоские изображения предметов посуды, краски, кисточки, тряпочки; кукла Федора; картинки с изображением посуды: чайник, кастрюля, ложки, тарелки; предметы посуды: алюминиевая кастрюля, фарфоровая чашка с блюдцем, тарелка, деревянные ложки, стакан, стальная ложка, вилка, половник, стеклянный стакан; магнитофон.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: - К нам сегодня гостья пришла (держит куклу Федору). Давайте узнаем, кто это?

Воспитатель читает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…..

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля

На стаканы –дзынь!- натыкаются.

И стаканы-дзынь!-разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,

Рюмки, да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Догадались, кто это? Из какой она сказки пришла? Кто автор?

Воспитатель: - Бабушка Федора, почему ты такая грустная, что с тобой случилось?

Б.Ф: - Беда у меня. Посуда от меня вся убежала. Что делать? Как быть? Пришла к вам за помощью.

Воспитатель: - Бабушка Федора, мы тебя порадуем, что бы ты улыбнулась. Попробуйте вместе с ребятами отгадать загадки. Отгадки вы найдете на картинках, ответ не говорите, а тихо подойдите к картинке –отгадке. Послушайте:

На кухоньке нашей

Мы варим щи да кашу,

Картошку, бульоны

Супы и макароны.

(кастрюля)

Для вас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая……

А зовут ее (тарелка).

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду (ложка).

Воспитатель: - Ребята, а как это все называется одним словом?

Какая бывает посуда? (Деревянная, стеклянная, пластмассовая, фарфоровая).

Как вы думаете, посуда может звучать? Послушаем.

Дети слушают, как по - разному звучит посуда.

Посмотрите, бабушка Федора повеселела.

Бабушка Федора, что ты говоришь?

Б.Ф: - Я купила на рынке посуду,

Только выглядит она очень худо.

Воспитатель:

Ребята, Федориному горю помогите,

Свое умение покажите.

Возьмите в руки краски

И посуду украсьте.

Разрисуйте ее ярко и красиво,

Чтобы всем было на диво.

Воспитатель раздает детям тонированные плоские изображения предметов посуды. Предлагаем рассмотреть элементы, которыми можно украсить посуду (на доске выставляются элементы).

Воспитатель: - А теперь подготовим пальчики к рисованию и приступим к работе.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу,

Кошке - в чашку, Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

Самостоятельная работа

Воспитатель: - Хорошо вы потрудились, давайте отдохнем.

Упражнение «Посуда» (координация речи с движением: закрепление в речи относительных прилагательных).

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник изогнутая, как носик.

Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца. Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, руками сомкнули над головой.

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос Вытянули, согнутые в локтях руки

Он посуду к нам принёс. ладошками вверх.

Бабушка Федора, посмотри, как ребята раскрасили твою посуду.

Б.Ф:- Молодцы, старались. Как у вас получилось красиво, аккуратно. Вот чайник нарядный с цветочками, а вот чашка с ярким горошком … Вы очень порадовали меня, уж эту посуду я буду беречь. Спасибо вам, ребята, за все. У меня такое хорошее настроение, что хочется мне с вами поиграть. Игра называется «Чего не стало?» Будьте внимательны, запомните, какая посуда стоит на подносе.

Итог.

Давайте, напомним бабушке Федоре, чем мы все ее сегодня порадовали, что мы делали.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РИСОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Тема: Посуда для Федоры.

Воспитатель Федотова Ольга Павловна

МАДОУ ЦРРР детский сад №14 г. Кропоткин

Цель : формирование и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Интеграция образовательных областей :

О.о. “ Познание ” - закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

О.о. “ Художественное творчество” - побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

О.о. “ Чтение художественной литературы” - продолжить знакомство с творчеством К. Чуковского, побуждать замечать красоту поэтического слова.

О.о. “Социализация” - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

О.о. “Коммуникация” - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.

О.о “Здоровье” - следить за осанкой во время работы.

О.о “Труд” - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.

О.о “Музыка” - развивать эмоциональную отзывчивость на муз. произведения.

Предварительная работа.

Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Материал к занятию.

Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Открытки, альбомы с Гжелью. Гжельская посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.

Ход урока

I. Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.

Воспитатель : Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.

Воспитатель:

Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.

Раскололась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!

Воспитатель : Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все тарелки побила. Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.

Д/и «Собери осколки»(Разрезные картинки). Игровая задача: собрать иллюстрацию. Ход игры: дети собирают разрезную посуду на столе

Часть посуды мы с вами собрали. А остальная посуда чашки, блюдца,чайник в страхе разбежались. Посмотрите, может они спрятались где-то здесь,у нас?

Д/и «Найди похожую посуду» Игровая задача: найди похожую посуду.украшенную подобным узором. Ход игры: дети выбирают нужную посуду и ставят ее на заранее приготовленное выставочное место.

Рассматривание посуды. Беседа с детьми:

Из какого материала изготовлена посуда?

Что общего у всей посуды, которую мы выбрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)

Как называется такая роспись? (Гжель, гжельская роспись)

Почему она так называется? (По названию реки “Гжелочка”) (Рассказы детей)

Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными – цветы, трава)

Какие элементы гжельской росписи вы знаете? (Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр). Игровое упражнение: назови элемент гжельской росписи и найди его на посуде.

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали. (Мини-беседа: что такое сервиз)

Воспитатель: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация). Предполагаемое решение: подарить Федоре ранее сделанные тарелки, украсив их элементами гжельской росписи.

Воспитатель: Ребята,сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на посуде. Беру кисть, набираю необходимое количество синей краски, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию в низу отступая от края. Воститатель: как провожу кистью линию?

Дети: слево – направо,всей кистью, не отрывая от полоски.

Воспитатель: В центре чашки рисуем цветок (показ).

Воспитатель:Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах.

Но перед тем,как мы начнем рисовать разомнем, разогреем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Вот Все пальчики мои,их как хочешь назови (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели,

II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.

(Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПОСУДА»

Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот,рука на боку)

Очень важный,как начальник (другая изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе0

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,(кружиться рисуя руками круг)

Только стукни- разобьются.

Вот серебряные ложки,(потянуться)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.(сделать большой круг)

III. Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.

Чтение стихотворения о Гжели.

Гжель – белое, синее.
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками!

Вопросы для самоанализа детей:

Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?

Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?

На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.


Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Гуашь считается самым удобным материалом для детского творчества

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки - с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

В отличие от нетрадиционных техник, традиционные дают более полное представление об оттеночных возможностях палитры

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду - дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).

После детального объяснения задания воспитатель даёт детям максимальную свободу творчества

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды - это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Наглядность должна обязательно сопровождаться детальным объяснением

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного - это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант - отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами - дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).

Дети могут, отгадывая загадки, не только называть, но и показывать зашифрованный предмет

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки - распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.


Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара - тарелка и чашка - для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки - вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

При выполнении этого рисунка дети учатся равномерно закрашивать фон

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании - зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

Занятие по рисованию.

Тема: «Тарелки для гостей»

Задачи:

В ходе занятия решается комплекс коррекционно-обучающих и воспитательных задач.

1.Закреплять знания детей о посуде. Активизировать словарь по теме «Посуда», учить вступать в диалог.

2. Совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по представлению.

Закреплять умения рисовать кисточкой, пользоваться красками.

3. Воспитывать аккуратность в работе, развивать творческие способности.

Оборудование: таблички, материалы к дидактической игре «Разбитая посуда», образец рисунка.

    Оргмомент

Посмотрите, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Привет. Гости будут смотреть, как вы занимаетесь. Занимайтесь хорошо.

Слушайте: Губин Илья (я, Губин Илья ). Сядь.

Крыловская Роза (я, Крыловская Роза ). Сядь.

Толя, сядь.

    Объявление целей и задач занятия

Будем заниматься.

Будем говорить.

Будем слушать.

Будем играть.

III . Изучение нового материала

1. Сюрпризный момент:

Кто это?

К нам в гости пришли куклы Маша и Даша.

А что они нам принесли? Что там в корзинке?

Роза, что это?

Чашка, тарелка, ложка.

Давайте с вами накроем стол. Наши гости будут пить чай.

Илья, кастрюля нам нужна?

Роза, сковорода нам нужна?

А как одним словом можно это назвать? Всё вместе что это?

Пока шли к нам Маша и Даша посуда разбилась. Давайте поможем собрать.

5) Дидактическая игра «Разбитая посуда» (разрезные картинки).

IV . Физминутка.

V . Изучение нового материала

- Ребята,давайте нарисуем тарелки.

Роза, что нам нужно для работы?

Краски, кисточки, стакан с водой.

Илья, дай Толе и Розе краски, кисточку и стакан с водой.

Роза, дай Илье краски, кисточку и стакан с водой.

Посмотрите, сначала я, а потом вы будете рисовать, (показ).

VI . Итог

Что мы делали? Мы занимались, мы говорили, мы слушали, мы играли.

Роза, тарелка красивая у Ильи?

Илья, у Толи красивая тарелка?

Толя, тарелки красивые?

Организация: МДОУ – детский сад №17 «Алёнка»

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о посуде (вид, части, назначение).
  • Закреплять знания о материале, из которых она сделана.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативы.
  • Формировать сочувствие и отзывчивость.

Развивающие:

  • Продолжать развивать речь как средство общения, обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.
  • Продолжать развивать умение общаться со сверстниками.
  • Способствовать самостоятельной творческой деятельности детей через изготовление поделок из глины.
  • Развивать фантазию, воображение, способствовать снятию эмоционального напряжения, способствовать обеспечению комфорта.

Воспитательные:

Оборудование: мультимедийная установка, набор посуды, глина, влажные салфетки, доска для лепки, влажная губка, коктейльные трубочки, фартуки.

Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», экскурсия на кухню, дидактические игры «Такая разная посуда», «Назови посуду»,»Расставь посуду»; рассматривание посуды, беседы о посуде, рисование, лепка посуды, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Ухват.

  1. Вступительная часть.

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит )

Начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

  1. Беседа о посуде.

Воспитатель - Дети, вы любите ходить в гости?

Дети - Да.

Воспитатель - У кого вы были в гостях?

Дети - У бабушки в деревне, у родственников.

Воспитатель - Вспомните, кто к нам недавно приходил в группу в гости.

Дети – бабушка Федора.

Воспитатель - С какой просьбой она приходила?

Дети – Помочь вернуть посуду.

Воспитатель – Вспомните, как мы ей помогали?

Дети – мы играли в игру «Поможем Федоре» (мультимедийная игра)

Воспитатель – Молодцы!

Воспитатель – Давайте мы отправимся в сказку. Я предлагаю вам произнести волшебные слова: «Раз, два, три закрыли глазки, оказались сразу в сказке» А вот и дом Федоры, заходите. Что-то нет никого. Ой, А это что? Гора посуды. Одно радует, что она вся чистая. Видимо Федора устала и сложила все в одну кучу. Давайте разложим посуду. Какая бывает посуда? (столовая, чайная, кухонная).

На этот стол мы поставим кухонную посуду, посмотрите внимательно и найдите, что к ней относится.

Дети – Сковородка, ковш, дуршлаг, кастрюля….

Воспитатель – У Федоры еще сохранилась старинная посуда. Можете что-то найти?

Воспитатель – Тогда я вам загадаю загадку:

«Когда-то прабабушки наши в печи

В нем готовили вкусную кашу,

Был он черным весь снаружи,

Но всегда был людям нужен».

Дети – Чугунок,горшок.

Воспитатель – Скажите, из какого материала он сделан?

Дети – Из чугуна.

Воспитатель – Значит он какой?

Дети – Чугунный.

Воспитатель – Это хорошо и плохо. Почему?

Дети – Его ставят в печь, он не сгорит, он прочный, не разобьется.

Воспитатель – Чугунок тяжелый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься.

Воспитатель – А если бы он был бы из стекла,он был бы каким?

Дети – Он был бы легким, красивым, прозрачным.

Воспитатель – Но стеклянный чугунок и плохо, почему?

Дети – Он может разбиться, и тогда порежешься. В нем нельзя ничего варить.

Воспитатель – А если чугунок сделали бы из дерева, он стал бы каким?

Дети – Деревянный.

Воспитатель – Деревянный чугунок хорошо или плохо?

Воспитатель – Он теплый, если в него что-то налить горячее, не обожжешься.

Воспитатель – Но деревянный чугунок это и плохо. Он может загореться в печке и на плите. Он не прочный.

Воспитатель – И все-таки хорошо, что чугунок у Федоры чугунный. А чтобы не обжечься и легче поднять чугунок нужно приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети – Это ухват.

Воспитатель – Слово ухват от слова хватать, он обхватывает чугунок и ставит его в печь, в духовку. Показ .

Воспитатель – Кухонная посуда нужна для приготовления еды.

Воспитатель – Какие предметы столовой посуды вы видите на столе, давайте отберем ее и поставим на этот стол. Найдите посуду и принесите на второй стол.

Воспитатель – Из каких материалов сделана посуда?

Дети – Из дерева, стекла, глины, фарфора

Воспитатель – Посуду делают на фабрике и заводе. В деревне посуду делают умельцы из дерева, глины, железа.

Воспитатель – Найдите отгадку на мою загадку: «Сама не ем, а всех кормлю».

Дети – Ложка.

Воспитатель – УФедоры сохранились деревянные ложки. Они красивые и расписаны узорами.

Воспитатель – Какая посуда у нас еще осталась на столе?

Дети – Чайник, сахарница, блюдца, чашки, бокалы.

Воспитатель – Эту посуду ждет на столе Иван–Иваныч Самовар. Вот и все, что нам нужно к чаепитию, но к чаю чего-то не хватает. С чем пьют чай?

Дети – С тортом, печеньем, конфетами.

Воспитатель – Какая звучит веселая музыка, кто-то к нам спешит.

  1. Релаксационно-игровое упражнение «Свечки на торте »

Приходит чашечка и проводит релаксационное упражнение «Свечки на торте».

Чашечка – Представим, что мы свечки на торте. Сначала мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Наши тела крепки. Но вот свечки горят и медленно плавятся. Сначала падает голова...теперь плечи…руки…воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги оседают…и медленно…вы становитесь лужицей воска…

  1. Психогимнастическое упражнение «Чашечки» (под музыку)

Чашечка – Теперь представим, что мы превратились в чашечки из чайного сервиза. Сейчас я дотронусь до вас волшебной палочкой, и чашечки оживут. (Педагог-психолог прикасается к каждому ребенку «волшебной палочкой», они все оживают). Педагог хвалит детей и поощряет за более активные проявления своего образа.

Воспитатель – Сегодня я всех хочу угостить волшебным чаем, но думаю, что на всех не хватит чашечек. Предлагаю, как настоящим мастерам слепить их из глины и украсить.

  1. Самостоятельная деятельность детей – лепка посуды из глины.

Воспитатель - Подойдите к столам, где вы найдете весь необходимый материал, и каждый слепит чашечку, какую он себе представляет и украсит ее. Давайте вспомним, какими приемами мы будем пользоваться.

Дети – Круговые движения.

Воспитатель – Покажем в воздухе этот прием (показ)

Дети – Вдавливание (показ)

Дети – Вытягивание (показ)

Дети – Примазывание (показ)

  1. Анализ в виде озвучивания своей работы каждым ребенком.

Воспитатель – Озвучьте свою работу голосом. Пусть волшебная посуда заговорит (можно пожелание, можно совет Федоре…) Глиняную посуду необходимо высушить, поставим ее на кухню в духовку. Наши дети знают стихотворение о посуде (читают ).

Для чего нужна посуда?

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

  1. Итог.

Раздается шумовой эффект, Федора появляется на экране и говорит: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я в магазине, хочу купить скатерть для праздничного стола. Вижу-вижу, что вы похозяйничали в моем доме и навели порядок, расставили посуду. Теперь я буду знать, где у меня посуда кухонная, столовая и чайная. Спасибо вам!

Воспитатель – Нам пора возвращаться в садик. Произнесем наши волшебные слова и очутимся на месте.

Дети – «Раз, два, три закрыли глазки, вот мы дома, а не в сказке».

Воспитатель – А вот и чай и детям и гостям.

Педагог предлагает детям попить целебный настой шиповника из красивых чашечек.

Похожие публикации