Конспект занятия по художественному творчеству в первой младшей группе. Опыт «развитие творческих способностей детей второй младшей группы

Елена Тимошенко
«Колобок». Конспект НОД. Художественное творчество. Лепка в первой младшей группе.

Тема : «Колобок »

Цель : продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями; учить создавать изображать изображения по мотивам русских народных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызвать интерес к лепке .

Материалы : игрушки бабушка, дедушка, колобок из кукол театра , ширма; пластилин желтого или светло – оранжевого цвета; доска для лепки , салфетки.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, вы любите сказки?

Воспитатель : Давайте с вами отправимся в волшебную страну сказок.

Воспитатель : По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Шагают наши ножки

Совсем не устают

Вот деточки попляшут

Покружатся на месте,

Присядут, отдохнут.

Воспитатель : Все садятся рядком,

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки

Начинаем нашу сказку.

Воспитатель : Жили, были дедушка и бабушка.

Из – за ширмы выглядывают дедушка и бабушка. Дедушка говорит :- испеки мне бабка колобка . Испекла бабушка колобка . Поставила на окошко остывать.

Воспитатель : Ребята, а какой колобок получился ?

Дети : Круглый (хоровые и индивидуальные ответы) .

Воспитатель : Колобок - Колобок

У него румяный бок.

И хорош он и пригож,

И на солнышко похож!

Положили колобок

Остудиться на окошко.

Колобок с окошка – скок !

Покатился по дорожке.

Дедушка расстроился, бабушка плачет.

Воспитатель предлагает детям помочь бабушке и дедушке и слепить для них много новых колобков .

Дети садятся за столы. Воспитатель показывает, как круговыми движениями ладоней катать шар. Воспитатель лепит из пластилина колобка , делает стекой глаза, рот. Дети делают круговые движения ладоней, будто катают шар (без пластилина) .

Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : А теперь ребята выбирайте себе пластилин (желтый, оранжевый) . Дети лепят колобка (индивидуальная помощь) . Дедушка и бабушка хвалят ребят и благодарят. Бабушка предлагает поиграть в игру, где были у бабушки : «Ладушки – ладушки, где были у бабушки. Игра повторяется два раза.

Дедушка и бабушка прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Ёжик». Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Художественное творчество» (лепка) Задачи: 1. Продолжать учить скатывать.

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к лепке; совершенствовать умение скатывать ком теста между ладонями прямыми движениями; учить.

Конспект ННОД по образовательной деятельности «Художественное творчество» (Лепка) вторая младшая группа Конспект ННОД по образовательной деятельности «Художественное творчество» (Лепка) 2 мл. группа Тема «Самолёт» Задачи: 1. Учить детей лепить.

Конспект НОД в области «Художественное творчество» для детей второй младшей группы Конспект НОД в области «Художественное творчество» для второй младшей группы. «Веселые ладошки» Программное содержание: - Знакомство с крупами:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в первой младшей группе «Вишневый компот» Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в первой младшей группе «Вишневый компот». Цель: 1. Развивать у детей мышление,.

Программное содержание: Формировать знания о здоровом образе жизни: делать гимнастику, соблюдать чистоту своего тела, правильно питаться.

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.

Задачи:

- воспитывать желание заучивать наизусть и рассказывать русские народные потешки, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

- продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить выразительно рассказывать потешки; обогащать словарь детей.

развивать творческие способности детей.

Образовательные области: «Речевое развитие », «Познавательно развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Оргмомент.
  2. Едем на автобусе в гости к бабушке - Варварушке
  3. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
  4. Бабушка - Варварушка (воспитатель) встречает гостей
  5. У бабушки потерялась кошка. Дети помогают найти её. «Кто- то мяукает в спальне, давайте посмотрим» Находим игрушечную кошку.

Предлагаю с ней поиграть.

Инсценировка русской народной потешки «Кисонька- мурысынька!»

Предложить рассказать кошке потешки.

«Пошёл котик на торжок»

«Кто на печку пошел»

Кошка устала, надо её спать уложить. Давайте вместе с Кисонькой – мурысонькой послушаем колыбельную песенку. Прослушивание русской народной колыбельной «А котики серые…»

  1. Давайте посмотрим в окошко, есть ли там солнышко. Нет. Давайте расскажем ему потешку и может быть оно появится. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»

  1. Дети, а кто рано утром будит солнышко? (Петушок) Кто- то там кукарекает в раздевалке. Давайте посмотрим. Находим петушка. Давайте расскажем петушку потешку. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Петушок, петушок, золотой гребешок…»

  1. Петушок разбудил нашу кошечку, и она хочет с нами поиграть. А петушок пусть сядет на заборчик и посмотрит, как мы играем.

Русская народная игра «Кот и мыши» Считалкой выбираем ведущего.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела,

И тебе водить велела.

  1. А теперь нам пора ехать домой. Прощаемся с бабушкой- Варварушкой.
  2. По дороге делаем остановку, чтобы помочь зайчику, который упал в озёрко.

На ковре из цветной голубой бумаги «озеро» и в нём игрушечный зайка.

Воспитатель рассказывает потешку

«Заяц Егорка

Свалился в озёрко.

Бегите под горку

Спасайте Егорку»

Достаём зайца из «озера» и рассказываем ему потешку

«Зайка серый умывается…»

«Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём,

Сок капустный пьём, пьём»

А теперь заинька хочет снами поплясать. Русская народная пляска «Заинька попляши…»

  1. Дети давайте вспомним, кому мы сегодня рассказывали потешки.

(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей.

Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки пластилина, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратить свои изделия в общий ком.

Все дети любят лепить, когда это у них хорошо получается. Но это требует от ребенка определенных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от лепки, поскольку в результате его усилий поделка получается неправильной, она не соответствует желанию ребенка, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался слепить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник изобразительной деятельности на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование природного и бросового материала, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что бросовый материал позволяет ребенку выразить свои чувства и эмоции, дают свободу и возможность выбора, вселяют уверенность в своих силах.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью лепки с использованием природного и бросового материала.

Для того чтобы дети второй младшей группы проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленого картона и насыпать немного пшена в «мисочках» — покормить цыплят; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т.д.; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в лепке разнообразные материалы, разные способы создания, с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, творческую активность, желание лепить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу строю на следующих принципах:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Многие виды художественно – эстетической деятельности способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе лепки зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Лепка способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям,

В процессе творчества маленькие дети научились создавать поделки своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносила лепка в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Положительным результатом в своей работе считаю участие родителей, которые оказывали помощь при подготовке материала для занятий. А потом радовались вместе с детьми их маленьким шедеврам.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к работе с природным и бросовым материалом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждая поделка кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Сентябрь

Занятие № 1 «Зернышки для семьи Пети-Петушка».

Материал: Пластилин желтого цвета и мисочки для «зернышек»

Цель: Воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание сделать приятное цыплятам — вылепить для них угощение. Учить скатывать из пластилина маленькие шарики.

Занятие № 2 «Миска с вишенками».

Материал: Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Октябрь.

Занятие № 3 «Созрели яблочки в саду».

Материал: Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин красного и желтого цветов, салфетки для рук.

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)

Занятие № 4 «Бусы для Люси».

Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус; пластилин желтого и зеленого цветов.

Цель: Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, расположить элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие разные части при помощи стеки.

Занятие № 5 «Осенние деревья и кусты».

Материал: Картон с нарисованным и закрашенным деревом; пластилин красного, зеленого, желтого цветов.

Цель: Продолжить учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность.

Ноябрь.

Занятие № 6 «Аквариум»

Материал: По два диска на ребенка, ракушки, пластилин зеленого, оранжевого, белого цветов; стека, доска для лепки.

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Формировать интерес к работе пластилином на горизонтальной плоскости (на диске).

Занятие № 7 «Зайчик беленький сидит…».

Материал: Яйцо из-под «киндера»; пластилин белого цвета.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделия до нужного образца с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.

Декабрь.

Занятие № 8 «Домик для зайчика».

Материал: Маленькая баночка из-под творожка «Растишка», пластилин на выбор.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Занятие № 9 «Снеговик».

Материал: Пластилин белого, черного цветов; спички, маленькие крышечки от пузырьков.

Цель: Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.

Январь.

Занятие № 10 «Сказочный домик Деда Мороза».

Материал: По два диска на одного ребенка. На одном диске изображен домик. Пластилин белого цвета.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на диск. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.

Занятие № 11 «Ёлка».

Материал: Ёлочка, вырезанная из зеленого картона, пластилин разных цветов.

Цель: Продолжать учить скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Февраль.

Занятие № 12 «Кактус в горшке» .

Материал: Пластилин зеленого и черного цветов; сосновые иголки; крышка от пластиковой бутылки.

Цель: Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью природного и дополнительного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

Занятие № 13 «Танк».

Материал: Пластилин зеленого цвета; яйцо из-под «киндера»; крышки из — под уколов.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Формировать интерес к работе пластилином.

Март.

Занятие № 14 «Цветок на клумбе».

Материал: Пластилин, крышка от пластмассовой бутылки, семена ясеня, трубочка для коктейлей.

Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.

Занятие № 15 «Ежик»

Материал: Шишка сосновая, пластилин коричневого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Учить детей из шарика вытягивать конусообразную форму (мордочка для ежика). Развивать фантазию ребенка. Воспитывать усидчивость.

Апрель.

Занятие № 16 «Цыпленок».

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин желтого, красного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следую игровой мотивации занятия.

Занятие № 17 «Птицы прилетели».

Материал: Пластилин белого, красного, черного цветов, шишка сосновая.

Цель: Упражнять в раскатывании комочка пластилина кругообразным движением. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Май.

Занятие № 18 «Подснежник»

Материал: Пластилин белого, черного цветов, трубочка из-под сока, крышка, тыквенные семена.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина и природного материала.

Воспитывать интерес, любовь к природе.

Занятие № 19 «Поросенок»

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин красного, желтого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить умение до нужного образца с помощью пластилина. Развивать чувство формы. Формировать интерес к работе с пластилином на дополнительных материалах.

Литература

  • Н.Е.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» — М., 2006 г.
  • Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» — М., 2006 г.
  • Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» — М., 2007 г.
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2007 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» ВОСПИТАТЕЛЬ: Неумывака И.А. Биробиджан, 2015 год.

Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.

Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» . Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» . Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого

начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Перед началом реализации опыта, я провела исследования за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности на начало проекта, %

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:

  1. место – игровой уголок (62 %)
  2. место – ИЗО деятельность (23%)
  3. место - экспериментирование (15%)

В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Цель: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:

  1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
  3. Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  4. Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
  5. Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация) , в том числе используя нетрадиционные способы;
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами, использовала настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки) , Лото «Радуга» , «Мозаика» . В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.

В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер» , «Геометрическое лото» , «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук я использую цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики. Для этого я разработала картотеку игр с цветными крышками.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого я использую самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер.

Это задание я начала с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, я его усложняла, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов» .

«Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование» .

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Дети четырех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.

Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес» , «Елка новогодняя» , «Солнышко лучистое» .

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?» , «Чьи это следы?» , «Какая ягодка тебе нравится?» , «Для кого эти ягодки?» .

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды» , «Яблоки» , «Моя любимая чашка» , «Солнышко лучистое» , «Маленькой елочке холодно зимой» , «Звездное небо» , «Цветочек радуется солнышку» .

С 4 лет ввожу технику «тампонирование» . Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики» , «Воздушные шары» , «Облака» , «Елочки» . Забавные «Снеговики» , «Цыплята» .

При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу проекта я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.

Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.

На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой) , о величине (большой - маленький, высокий – низкий) . С первых занятий приучала детей соблюдать правила аккуратности:

  • не набирать на кисть слишком много клея
  • после намазывания ставить кисть на подставку
  • намазывать формы только на клеёнке
  • при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой

Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.) .

Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.

В совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующая нетрадиционная техникa работы: аппликация из ватных дисков «Вербочки» .

В ходе реализации данного проекта, для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала новую технику творчества – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, я предложила выполнить аппликацию при помощи пластилина. Для этого необходимо было отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них маленькие шарики и выкладывать по контуру рисунка. Дети старались выполнять работу аккуратно, подбирали необходимые цвета.

Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование» , «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей» , родительские собрания «Мы юные художники» , , , «Творческие пальчики» .

Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: .

Один раз в квартал провожу открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.

В работе с родителями стараюсь найти в каждом ребенке что-то хорошее и хвалю его от всей души. Со своей стороны я учитываю пожелания и рекомендации родителей, привлекаю их к творческо - образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий) .

Особое внимание уделяю созданию познавательно-развивающей среды в группе при помощи родителей. Вместе с родителями изготовлен альбом «Нетрадиционные техники рисования» , дидактические игры «Говорящие цвета» , «Цветные парочки» , «Вкусная палитра» , «Художник по имени природа» , «Одинаковые и разные» , «Подбери палитру к картине» , «Составь портрет» , «Кто есть кто» .

По окончанию проекта родители самостоятельно стали приносить фотографии с изображением того, как они дома занимаются творчеством, а так же поделки которые у них получились. И у нас получилась замечательная фотовыставка «Наше творчество дома.

Работа над опытом проходила в 3 этапа:

1 – й подготовительный: мной были поставлены цели и задачи, определены направления, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; была проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей;

2-й - основной: реализация поставленных задач в соответствии с перспективным планом;

3-й - обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей.

Работа воспитателя включала следующие пункты:

  1. Разработка опыта «Творческие пальчики» .
  2. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
  3. Разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.
  4. Подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
  5. Создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования.

Деятельность детей:

  1. Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
  2. Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры) .

Деятельность родителей:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Родительские собрания: знакомство с опытом «Творческие пальчики» ;
  3. Консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники» , «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности» , «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста» , «Маленькими шагами в прекрасный мир»
  4. Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию» .
  5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы) .

Ожидаемый результат:

  • для педагога:
  1. повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  2. удовлетворенность работой;
  3. систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.
  • для детей:
  1. Развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;
  2. Приобщение к миру искусства;
  3. Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
  4. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
  5. Развитие «чувства инициативы» ;
  6. Умение работать в группе активно, сообща.
  • для родителей:
  1. Осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
  2. Бережное отношение к продуктам детского творчества;
  3. Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  4. Научились организовывать детское творчество;
  5. Оборудовали мини - уголки для детского творчества;
  6. Повысили уровень педагогических знаний.

Вывод:

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым «зажатым» детям.

  • дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции
  • дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные и интересные по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения

Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

На заключительном этапе опыта, я провела очередное наблюдение за отношением детей к художественному творчеству.

Предпочтения детей распределились следующим образом:

  1. место – изодеятельность (40%)
  2. место – игровой уголок (23%)
  3. место – экспериментирование (16%)

Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
  2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
  3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
  4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Светлана Фролова (Юлина)
Развитие творчества дошкольников во второй младшей группе

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Активной творческой деятельности в младшем дошкольном возрасте как таковой еще нет. Наиболее эффективным средством для развития творчества дошкольников во второй младшей группе является изобразительная деятельность. Это - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда .

Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения . Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в процессе художественного творчества . Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность .

С целью развития художественно творческих способностей во второй младшей группе МДОУ д/с «Звездочка» действует кружок «Разноцветный мир» . Работа кружка основана на программе Лыковой «Цветные ладошки » . Цель кружка : формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования и аппликации; формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении. Изобразительная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, а так же аппликации с элементами рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей . Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В работе кружка мною используются такие техники рисования, как :

Рисованиие пальчиками (рассыпались бусы «Подарим маме ткань на платье» .

Рисование по мокрому

Аппликация с элементами рисования

аппликация из цветных шариков

Рисование ватными палочками и штампиками

Трафареты

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Таким образом, необходимо создавать базу для детского творчества .

Поэтому в нашей группе большое внимание уделено созданию предметно развивающей среды . Имеется домик творчества (магнитная доска, фланелеграф, доска для рисования мелками и линолеум для пластилинографии, так же в группе имеется эстетический уголок (макет русской избы, матрешка, расписные ложки, дымковские игрушки. Работа по развитию творчества проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми рисуют, создают различные поделки из бросового материала, аппликации. Постоянно создаются выставки совместных работ родителей с детьми по различным темам : осенние мотивы, зимушка зима, праздник пап, весенние мотивы и др.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности , ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое , он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества , самостоятельности.

Пути применения только традиционных методов являются малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей младшего дошкольного возраста в творческой деятельности .

Похожие публикации