Какие традиции бывают при сватовстве у мусульман. Свадьба у мусульман: обычаи и традиции

Помолвка – это предварительный устный договор о бракосочетании. После того, как стороны жениха и невесты встретились и договорились о предстоящем бракосочетании, другой мужчина не может уже свататься к этой девушке. Практика помолвки имеет место в Исламе. Например, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) женился на Аише (радыйаллаху анха) через три года после помолвки (Муслим, Никах, 69).

Помолвка является всего лишь выражением намерения о бракосочетании. Однако беспричинный отказ от этого обещания противоречит адабам Ислама.

Мужчина и женщина, решившие пожениться, могут видеть друг друга только во время помолвки. За исключением этого, помолвленные не должны оставаться наедине, или вместе гулять, до тех пор, пока не будет осуществлен акт никяха. Так как они ничем не отличаются от посторонних людей. Если же у них возникнет необходимость встретиться, то эта встреча должна происходить в присутствии махрама женщины. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот из вас, кто верует в Аллаха и в Cудный день, пусть не остается наедине с женщиной, рядом с которой нет махрама. Так как в этом случае третьим с ними будет шайтан» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, III/339).

Помимо свиданий наедине, помолвленные должны так же избегать и рукопожатий. Даже во время свадебной церемонии до тех пор, пока не будет прочитан никях, молодожены должны соблюдать правила махрамийата. И только после никяха они становятся халялем друг для друга.

Иногда во время помолвки сразу же осуществляется и акт никяха. Таким образом, не остается никаких препятствий для общения мужчины и женщины. Так как с точки зрения Ислама после никяха мужчина и женщина становятся мужем и женой, и могут встречаться наедине и вместе гулять.

Необходимо отметить, что если во время помолвки был заключен никях, и если после этого женщина захочет расторгнуть помолвку и выйти замуж за другого человека, то это запрещено с точки зрения религии. И этот новый никях будет недостоверным. Для того, чтобы новый никях стал достоверным, сначала необходимо развестись с прежним мужем. Если муж даст ей развод, то она сможет выйти замуж за другого мужчину. В этом случае не нужно выжидать период идда. Если же женщина, не разведясь с женихом, выйдет замуж за другого мужчину, этот акт будет считаться ложным, и это не будет считаться бракосочетанием.

Все это указывает на то, что в период помолвки необходимо быть очень внимательным к вопросам никяха, и не забывать о том, что в сторона девушки может подвергнуться несправедливости.

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Традиции бракосочетания в исламе остаются неизменными на протяжении многих веков. В Коране, священной книге мусульман, сказано, что создание семьи является одной из главных заповедей Всевышнего. По сей день юноши и девушки с трепетом относятся к важнейшему брачному ритуалу – церемонии венчания.

Традиционный обряд венчания у мусульман называется «никах». В соответствии с религиозными традициями, все правоверные при заключении семейного союза проходят через эту церемонию, иначе брак будет считаться недействительным. Это означает, что совместное проживание супругов без никаха, с точки зрения ислама, противозаконно, а дети будут рождены в грехе.

В современном обществе факт совершения никаха подтверждается документом, который не имеет юридической силы. Несмотря на это, мусульмане продолжают свято чтить и соблюдать обычай предков.

Никах – это обряд, предписанный шариатом (сводом правил, касающихся жизни мусульман, и основанных на соблюдении Корана). Он символизирует священное заключение брака между мужчиной и женщиной. Его суть не только в обретении права на законные семейные отношение, совместное проживание, быт и рождение детей, но и во взятии взаимных обязательств.

К никаху серьезно готовятся. Прежде всего, молодые сообщают о намерении пожениться своим родителям, чтобы получить у них благословение. Будущие супруги задолго до свадебной церемонии обсуждают наиболее важные моменты совместной жизни и свои ожидания друг от друга. Так, девушка может предупредить будущего мужа о том, что намерена получить образование, и только после этого рассматривать вопрос о рождении детей.

Мусульмане уверены, что все важные вопросы, даже самые сокровенные, стоит обсудить до брака , чтобы избавиться от неприятных сюрпризов в будущем. Современная молодежь не считает нескромным прийти на собственный никах с брачным договором в руках, который в процессе церемонии зачитывается при свидетелях, в присутствии духовного лица.

Условия для Никаха

В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:

  • никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
  • будущие супруги должны достичь брачного возраста;
  • недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
  • на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
  • совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
  • жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.

Интересно! По исламской традиции махр не должен быть чрезмерным или слишком маленьким.

Условия заключения никаха во многом напоминают те, что принято соблюдать при светской регистрации брака. Это говорит о том, что они прошли проверку временем и многократно подтвердили свою состоятельность.

Идеальная жена для мусульманина


Мусульманские мужчины крайне ответственно подходят к выбору будущей жены. Для них важно, чтобы девушка:

  • была здорова и благочестива;
  • получила высоконравственное воспитание;
  • хорошо разбиралась в вопросах исламской религии.

Желательно, чтобы она была еще красива и богата. Однако правоверные чтят предостережения Пророка о том, что неправильно делать внешнюю привлекательность женщины и уровень ее достатка главными критериями. Пророк предупреждал, что внешняя красота может в будущем пагубно сказаться на душевных качествах, а богатство – стать причиной непокорности.

Критерии выбора будущей жены основаны на целях создания семьи , ведь брак заключается для:

  • создания гармоничного союза любящих людей;
  • рождения и правильного воспитание детей.

С этой точки зрения, параметры, которыми мусульманские мужчины руководствуются при выборе спутницы жизни, выглядят вполне логичными.

Ночь хны


Исламская женщина имеет право выходить замуж неоднократно, но ночь хны бывает лишь однажды , за 1-2 дня до первого никаха. Она символизирует расставание девушки с отчим домом и незамужними подругами, а также означает начало новой жизни в статусе жены, замужней дамы. По сути, «ночь хны» – это девичник.

По традиции собравшиеся женщины поют печальные песни, а невеста – плачет. Принято считать, что чем больше пролито слез в эту ночь, тем удачнее и счастливее будет предстоящее супружество. В прежние времена вступление в брак действительно давало повод для рыданий, ведь молодая женщина надолго (иногда и навсегда) разлучалась с родными. Она переживала по поводу переезда в семью жениха, с которым могла быть даже незнакома.

Сейчас многое изменилось. Невесты уже не грустят, а откровенно радуются, поет и танцует. Нередко «ночь хны» проходит в ресторане под веселую музыку, проводятся для невесты и ее подружек.

Традиционный мусульманский ритуал открывается «зажжением хны». Мать жениха вносит красивый поднос с хной и горящими свечами. Это символизирует горячую взаимную любовь будущих молодоженов. На мероприятии присутствуют подруги и родственницы невесты – нарядные, с красивыми прическами. Виновница торжества, как и полагается, одета в роскошное платье красного цвета, а голова ее покрыта изящной красной вуалью. Гости поют песни и танцуют.

Будущая свекровь вкладывает в ладонь невесты сына золотую монету и крепко ее зажимает. В этот момент девушка должна загадать желание. Руку окрашивают хной и надевают на нее специальный красный мешочек.


Затем узорами из смеси хны украшаются все присутствующие женщины. Витиеватый рисунок наносят, как правило, на кисти рук. Считается, что это способствует счастливому замужеству и долгой семейной жизни. Незамужние юные девушки предпочитают небольшой орнамент, нередко нанося краску только на кончики пальцев – так они подчеркивают свою скромность и невинность. Женщины постарше и те, у кого уже есть семья, богато расписывают ладони, кисти, а иногда и ступни.

Обряд никаха может происходить на любом языке. Главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали смысл сказанного и происходящего.

В начале церемонии мулла оглашает проповедь:

  • о значении брачного союза и взаимной ответственности супругов друг перед другом;
  • о важности достойного воспитания потомства.

Традиционно родственник невесты во время обряда спрашивает ее согласия на заключение брака. При этом молчание невесты не означает, что она возражает. Духовные традиции допускают, что являясь девственницей, будущая жена может просто постесняться выразить свое «да» вслух.


Если женщина не хочет вступать в брак, никто не вправе принуждать ее к этому. Это касается как родственников, так и самого жениха или представителей духовенства. Принуждение к браку считается в исламе большим грехом. Когда жених и невеста выражают обоюдное согласие, имам или мулла сообщает о том, что брак заключен. После этого читаются выдержки из Корана и возносятся молитвы о счастье и благополучии молодой семьи.

Важно! В соответствии с духовной традицией, никах рекомендуется завершать праздником, на который созывают много гостей и подают обильные угощения.

Венчание для мусульман – не просто красивый обычай. В соответствии с завещаниями Пророка, мужчины, имеющие возможность и желание жениться, должны сделать это. Понятие «возможность» включает:

  • нормальное физическое и психическое здоровье;
  • осознание моральной ответственности за семью и готовность принять ее;
  • необходимый уровень материальной обеспеченности;
  • грамотность в вопросах религии.

Мусульмане не без оснований считают, что соблюдение этих правил является непременным условием для счастья и гармонии в браке.

Никах с христианкой

Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.

Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:

  • свидетелями со стороны невесты должны быть мусульмане, так как присутствие представителей иных религий при обряде недопустимо;
  • девушка должна быть одета в соответствии с исламскими правилами;
  • при совершении никаха невеста произносит особую молитву – шахаду – и получает второе (мусульманское) имя.

Интересно! Исламским женщинам разрешено выходить замуж только за мусульман. Создавать семью с представителями других конфессий они могут лишь в том случае, если будущий муж примет ислам.

Обряд в мечети


Обряд бракосочетания желательно запланировать на пятничный вечер. Обычно мусульмане совершают никах за несколько дней до светской процедуры регистрации брака.

Сборы

Начинается все с того, что каждый из будущих супругов, будучи еще дома, полностью омывает тело и надевает торжественные наряды. При этом – длинное, закрытое и не облегающее, а головной убор (фата или платок) полностью покрывает волосы. По этой причине мусульманские невесты избавлены от необходимости проводить долгие часы в парикмахерской накануне церемонии.

Что же касается костюма жениха, современные мужчины не придают ему особое значение, часто выбирая обычную «двойку». В последнее время появилась тенденция заказывать особый сюртук, под который подбираются классические брюки и туфли.

В родительском доме возносится молитва, молодые просят и получают благословение отца и матери, после чего жених и невеста, каждый в сопровождении своих родителей, отправляются на церемонию. Традиционно обряд никаха проходит в мечети, но не запрещено обвенчаться и дома, куда специально приглашается представитель духовенства.

Церемония

Церемония начинается с проповеди, которую читает мулла или имам.


Далее:

  • следуют молитвы о счастье и благополучии новой семьи;
  • озвучивается махр, который девушка часто получает тут же;
  • жених молится о благе для будущей жены и ее защите от злых сил.

Получив обоюдное согласие от молодоженов, мулла объявляет о заключении брака, после чего супруги обмениваются обручальными кольцами. По окончании церемонии им выдают особое свидетельство.

Кольца

Важно! В соответствии с правилами шариата, обручальные кольца мусульман должны быть только серебряными, без драгоценных камней. Для мужчин это условие обязательно и сегодня, а вот женщинам разрешено золото.

Ювелирные фирмы предлагают разнообразные варианты свадебных колец для никаха, главным украшением которых являются слова и фразы, восхваляющие Аллаха. Они могут быть начертаны как на внутренней, так и на внешней поверхности украшения. На женских колечках все чаще сверкают небольшие, «скромные» бриллианты.

Банкет по-мусульмански

После обряда бракосочетания молодожены и их гости отправляются на праздничный ужин. Свадебные столы накрывают обильно и разнообразно. Для создания особой атмосферы торжества на мероприятие приглашаются музыканты. Люди от души веселятся и танцуют.

На свадебный банкет разрешено приглашать друзей и родственников, независимо от вероисповедания. Перед началом застолья гости одаривают молодоженов. В качестве подарков преподносят преимущественно деньги, специальные золотые монеты и дорогие украшения.

Согласно мусульманской традиции, на столе не должно быть алкоголя и свинины. Зато приветствуются сладости, фрукты, соки и популярные газированные напитки. По окончании праздничного ужина новоиспеченные муж и жена уезжают домой.

Полезное видео

В не зависимости от вероисповедания — священный обряд, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. О том, как проходит венчание у мусульман, в видео:

Заключение

Мусульмане свято чтут обычаи. Современный обряд никаха может различаться у турков и арабов, адыгов и таджиков, представителей других народов и национальностей. Но неизменным остается то, что эта церемония считается едва ли не самой главной в жизни каждого мусульманина, ведь она дает начало новой и счастливой семейной жизни.

В исламе желающие вступить в брак мужчина и женщина обязаны совершить обряд никах.

Что такое никах

По нормам ислама никах — это очень важное и знаковое событие. Никах — это союз, заключаемый между мужчиной и женщиной. С арабского слова никах или никях переводится как бракосочетание.

Никах имеет очень длительную историю, еще с давних времен мужчина, изъявлявший желание жениться на понравившейся девушке, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко сообщить всем, что берет ее в жены.

Важно помнить, что никах не имеет юридической силы, впрочем как и схожие обряды в других религиях, например, венчание в христианстве. Поэтому после совершения никаха молодые людям обязательно нужно зарегистрировать свои отношения и таким образом сыграть официальную свадьбу — прийти в ЗАГС, поставить подписи в свидетельстве о браке, надеть друг другу на пальцы обручальные кольца и выйти из зала под традиционный вальс Мендельсона.

Никах состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба), передача невесты в дом жениха (зифаф), свадебное торжество (урс, валима), фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Чтобы совершить никах, влюбленные должны выполнить несколько обязательных условий и подойти к этому событию со всей ответственностью.

Условия для никаха

Никах по шариату — брак между женщиной мужчиной, основанный в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерение пары жить вместе, не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах может состояться только после выполнения нескольких условий:

1. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином.

2. Жених и невеста должны дать согласие на брак.

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники.

Вдова или разведенная женщина дает согласие на никах сама через доверенного.

3. Женитьба между родственниками строго запрещена.

Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка.

Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

4. Со стороны девушки на церемонии должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

Свидетелями на свадьбе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака.

Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. При этом ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль).

Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.

Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

5. Жених дает за невесту калым, то есть уплатить махр.

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака (никаха) называется махром. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар за красавицу, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные.

Жених должен сделать невесте подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 тысяч рублей.

Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.

В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если стороны не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра.

Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.

Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условное расторжение брака (фасх), он продолжается впредь до его уплаты.

6. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за за представителей иных вероисповеданий. Проводить никах и выходить замуж за "неверного" крайне нежелательно.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жены ещё одну, обязан развестись с одной из прежних.

Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок "идда", в зависимости от мазхаба он составляет от 4 до 20 недель.

Требования к жениху и невесте в исламе

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.

Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).

Никах между мусульманином и христианкой

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках.

Стоит отметить, что никах — это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий.

Проводить никах и выходить замуж за "неверного" крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее — вера или любимый человек. Если же ее жених добровольно принял ислам, никах разрешается.

Этапы бракосочетания в исламе

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

  • Первый этап — сговор, сватовство (хитба).

Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене.

Мужчине разрешается посмотреть на женщину независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук.

Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, входящих в брачный договор (сига).

  • Второй этап — передача невесты в дом жениха (зифаф).

Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет).

Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом.

  • Третий этап — свадебное торжество (урс, валима).

Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).

  • Четвертый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, коими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу. После этого никах считается свершившимся.

Как проходит обряд никах

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников.

В настоящее время в большинстве исламских стран никах регистрируется брачным нотариусом (ма"зуном). Несмотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в отдельных странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения.

На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В ряде стран во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.

После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности: — жена не может покидать дом без разрешения мужа; — супруга не должна отказывать мужу; — муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом.

Первая брачная ночь

Первая брачная ночь — это тот период, которого с трепетом и волнением ждут все новобрачные. Этот период требует от мужчины максимальной нежности, терпения и деликатности, чтобы унять испуг девушки.

Если первая ночь будет полна для обоих новых и приятных ощущений, жена будет вспоминать ее всю жизнь. Каждому мужчине необходимо усвоить, что первая ночь может оказать большое влияние на будущую жизнь семьи.

Во время брачной ночи следует придерживаться ряда важных правил:

  • Крайне желательно, чтобы муж и жена по отдельности совершили два ракаата намаза и попросили Аллаха сделать их жизнь счастливой и полной изобилия. Это поможет молодым людям немного отвлечься и успокоиться, ибо намаз обладает мощным психологическим воздействием.
  • Перед брачной ночью в исламе, мужу важно дотронуться рукой до лба жены и произнести молитву — басмалу, в которой просит Аллаха уберечь ее и будущих детей от зла.
  • Во время близости в комнате молодоженов не может быть посторонних — ни людей, ни животных.

  • В помещении необходимо погасить или уменьшить свет лампы или же раздеваться за занавесью. В этот момент мужчине лучше всего не смотреть в сторону невесты, чтобы не смущать ее. Тем более, нельзя жадно рассматривать ее тело. Сначала нужно снять верхнюю одежду, а нижнее белье — уже в постели, под покрывалом.
  • Если невеста не может успокоиться и испытывает сильное волнение, жених должен постараться понять ее и отложить половой акт на следующий день. Излишняя настойчивость или грубая сила тут неприемлемы.
  • После интимных отношений молодым желательно искупаться. Наутро, после брачной ночи, новоиспеченная пара проводит ритуал омовения. Также омовение проводится в том случае, если молодые решили повторить половой акт. Затем накрывают стол, чаще всего приглашают родственников.

Секреты брачной ночи

Помимо исламских обычаев, проведение первой брачной ночи у мусульман имеет ряд дополнений, кои делают обязанности супругов более гибкими. Это облегчает жизнь супругам в сложившихся ситуациях:
  • Немногие догадываются, что секс в первую брачную ночь у мусульман не является обязательным. После свадьбы отношения между супругами — их личное дело. Жена первое время может даже не раздеваться перед мужем. А их отношения могут сводиться к разговорам и домашним делам. Такие нормы объясняют тем, что, если мусульманский брак совершают по всем правилам, молодые люди совершенно не знакомы друг с другом. Естественно, в такой обстановке нужно для начала побороть стеснение и неловкость — запастись временем.
  • Если брачная ночь пришлась на менструальный цикл невесты, то половой акт откладывают на другие дни, ибо половое сношение в дни хайда является харамом.
  • Согласно шариату после бракосочетания муж обязуется вступать со своей женой в половую связь не реже раза в четыре месяца.
  • Если молодая супруга невинна, муж проводит с ней семь ночей, а если брак для нее не первый — достаточно и трех ночей.
  • Согласно шариату, невеста до свадьбы должна быть девственницей. Но если у мужа появляются сомнения на ее счет, нельзя думать о ней плохо — это грех. Оскорблять и угнетать жену только на основе своих предположений недопустимо.
  • Распространенный в исламе обычай ожидать завершения половой близости между молодыми за дверьми комнаты не только не обязателен, но и вовсе нежелателен. Проверка постели, чтобы удостовериться в невинности невесты, подслушивание и вопросы —все это нарушает предписания ислама не шпионить и не подсматривать за другими людьми. Он делает достоянием общественности то, что является тайной между молодыми.

Никах в Таджикистане

Никах в Таджикистане имеет ряд особенностей. К примеру, таджикская невеста не дает своего согласия на замужество, как это принято в других странах.

В этот очень ответственный момент, когда сваты спрашивают, согласна ли девушка выйти замуж за молодого человека, у таджичек включается упрямство. и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два — молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги. Они до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание — золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать женой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Второй особенностью является тот факт, что с недавнего времени многие священнослужители в Таджикистане лишены возможности проводить религиозный обряд бракосочетания — никах. Эта обязанность будет возложена только на имам-хатибов зарегистрированных в Таджикистане мечетей.

Кроме того, с 2011 года совершение мусульманского обряда никах не разрешается без наличия у пары документа о законной регистрации брака.

Расторжение никаха

Расторжение — это прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге имама Аш-Шафи‘ий "Ахкямуль-Кур`ан".

Расторжение бракосочетания не желательно. Данное действие — это макрух, в котором нет вознаграждения, но и греха тоже нет.

У мусульманских народов к расторжению брака принято прибегать лишь в самой крайней ситуации. Расторжение брака разрешено, но оно ненавистно Богу.

Однако существует ряд исключений, когда расторжение возможно:

— если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
— если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
— если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
— если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет намаз;
— если муж, передумав, желает спасти свои отношения после того, как он дал клятву, или поставил условие. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.

Условия расторжения

В исламе развод получить довольно просто. Мужчине достаточно произнести фразу: "Ты разведена", и с этого момента начинается период, в течение которого у мужчины и женщины есть возможность подумать и найти иные пути.

Женщина тоже может быть инициатором. Но в этом случае ей надо обратиться к мусульманскому судье или священнослужителю, который рассмотрел бы причины развода, после этого имам берет на себя ответственность и дает развод.

Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Он называется по-арабски "талак".

При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, что означает "отпускать", "освобождать". Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, "Ты разведена"), а может быть условной (муаллак) (например, "Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом").

Только после произнесения формулы в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но женщина обязана в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период идда (три месяца после первого произнесения формулы), во время него муж может передумать и возобновить совместную жизнь.

Существуют несколько правил, когда пара может расторгнуть никах.

1. Если например, муж говорит жене: "Я расторгнул Никях за такую-то сумму", и женщина при этом соглашается.

2. Муж может сам расторгнуть Никях, а может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.

3. Женщина может сама компенсировать, или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть Никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

После расторжения Никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей.

Чем расторжение никаха отличается от развода

По сути, расторжение никаха полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

Во-первых, расторжение не включается в счет 1-2-3 разводов.

Во-вторых, при возобновлении никяха обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период идда или нет.

Любой развод, произведенный вследствие вспышки ярости или возникшей ссоры, не имеет никакой силы — при условии, что прежде человек не связывал с ним свои стремления, не замышлял план развода, предварительно подготавливая для его осуществления необходимые условия и предпосылки.

Как происходит расторжение никаха

Верующий мусульманин обязан стремиться к тому, чтобы любыми путями пытаться сохранить семью. Обычно на размышление паре дается три месяца, и, конечно, людям советуют не спешить, понять, что никто в этом мире не идеален.

Талак является окончательным, кроме того, что на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания. В свою очередь, талак отменяем, кроме после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал окончателен.

После третьего произнесения формулы мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период идда.

Когда жена может сама подать на развод

По ханафитскому мазхабу разрешается передача жене права на развод при заключении никаха или спустя какое-то время после этого.

Кроме того, если муж или жена обнаруживают друг в друге определенные недостатки, то имам имеет право расторгнуть брак по заявлению одного из них.

К таким недостаткам относятся:

1. проказа;

2. сумасшествие;

3. кастрация;

4. импотенция.

К причинам развода по ханафитскому мазхабу могут относиться:

1. исчезновение супруга без вести (в пути, в плену, в тюрьме);

2. ненависть друг к другу, безнравственность;

3. тяжелая болезнь, сумасшествие;

4. чрезмерное совершение грехов, расточительность, скупость, прожорливость одного из супругов, приводящие к ухудшению положения семьи;

5. бесплодие одного из супругов;

6. непонимание друг друга;

7. плохое отношение мужа к жене или жены к мужу;

8. недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9. возникновение препятствий для брака (например, выясняется, что жена — молочная сестра). В этом случае брак автоматически аннулируется;

10. ридда (отступления от веры). В этом случае брак аннулируется, но если бывший муж или жена вернется в ислам в течение срока идда (трех месячных циклов), то никях восстанавливается, и нет необходимости заново его читать;

11. зина (прелюбодеяние);

12. несоблюдение повелений Аллаха.

Материальное содержание жены после развода

После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования — избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.

Материальные права разведенной жены различны. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае талаке жена имеет право еще и на получение особого "утешительного" подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе "удовольствие", встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права:

1) заваж аль-мутъа — временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между парой не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.

2) мута ат-талак или нафака аль-мута — особый подарок, или компенсация, получаемая женой при талаке.

Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;
2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.

Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец обязан материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

Слово "ан-никах" в Шариате означает "заключение договора (по-арабски: "акд") между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза".

В каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Поэтому считаю уместным, описать здесь свадьбу, соответствующую нормам шариата и то, что говорит по этому поводу в хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.), о том, чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.

Помолвка и добрачные отношения

Согласно шариату помолвка – это показ мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение попечителя девушки и ее самой: выясняется согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.


С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел смотреть на свою будущую жену;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);



в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в одном помещении в уединении.
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

Махр (подарок невесте)

При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является Сунной, и его уплата установлена законом лишь как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за его внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.


Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена все-таки должна получить 34 граммов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему.


Однако имам аль-Бухари (р.а.) приводит следующие слова Пророка (с.а.с.): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророкс.а.с.) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (с.а.с.) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (с.а.с.) велел ему жениться на этой женщине, отдав ей то, что знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, поженившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром.


Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты.


Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.


Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.

Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха).
Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «..устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана» (Муслим).

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если б жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него: «Еда в первый день - обязанность, на второй день - Сунна, а на третий день - добрая слава…» (ат-Тирмизи)

Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и играть в бубны на свадьбе также является Сунной. Однако, каким должно быть пение? Можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости.
Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов.

Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто, ранее запретное, для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное - запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.

Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом:«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро» (Муслим).

При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам пророка (с.а.с.), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.

Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста, из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.


Никах – это принятые в исламе брачные отношения. Традиционно проходит в мечети, для проведения обряда муллу так же зовут домой. Брак в исламе основан на принципах гласности, т.е. тайнобрачие трактуется как распутство. Никах не имеет никакой юридической силы, как правило после него в скором времени проходит регистрация в ЗАГСе. Нельзя находиться в близких отношениях до никаха, так же жить вместе.


Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.


В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Можно брать одного мужчину и двух женщин – это тоже минимум. Так как две женщины = одному мужчине по голосу. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха они родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. Свидетели должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, желательно соблюдающие религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Должны так же дать своё согласие на осуществление никаха. И не должны отказывать при возможности в просьбе молодой пары, если это необходимо, т.е. обязаны помогать.

Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желатеьно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего это золотое украшение, которое невеста всегда должна носить с собой, это её спасёт на первое время в несчастном случае (абсолютно неважно каком), ведь золото-это деньги. Так же в документ заносится любое материальное желание, которое хочет невеста. В настоящее время это может быть что угодно, но стоить это должно не менее 10тысяч (по нынешним расценкам) Хотя все эти расценки они придуманы современностью. Чаще всего просят украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.


Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, т.е. мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.

Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, т.к. можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, т.к. в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.


Похожие публикации