Игры для развития речи. Картотека по развитию речи на тему: игры для развития речи

Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры для развития речи. Развивающие речь игры.

1. Игра для развития речи "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

2. Развивающая речь игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

3. Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

6. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал: - Взрослые говорят:

пойти на исправку - пойти на поправку
куда глаза видят - куда глаза глядят
душа в подметки ушла - душа в пятки ушла
свободная птица - вольная птица
открыть Африку - открыть Америку
посчитать в голове - посчитать в уме
глаз упал на книжку - взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум - на свежую голову
нервы скандалят - нервы шалят
в пятки не годится - в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

15. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

16. Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

17. Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

18. Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

19. Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

20. Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

21. Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

22. Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …

23. Снежный ком.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

24. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

25. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово зеленое - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

27. Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка. (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет. (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша - двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход -
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах -
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил -
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

28. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец...,
дорога широкая, а тропинка...,
пластилин мягкий, а камень...,
чай горячий, а мороженое...,
кисель густой, а морс...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...
Днем светло, а ночью...

Другой вариант:

Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и...(трусливые). Морковь можно есть сырой и...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".

А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

29. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история. (Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас.. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в... пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало.. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Шишки-мышки (А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.

Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.

Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.

Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.

Попробуйте дописать эти двустишья:

10 07.2016

Мы продолжаем тему детской болтовни, и сегодня поговорим о том, какие игры для развития речи детей 2 лет мы можем использовать у себя дома. Вы наверняка не раз слышали на прогулке или в общественном транспорте, как чужой малыш всю дорогу щебечет с мамой о том, о сем и обо всем.

И как же хочется, придя домой, услышать от любимого чада не только «Привет!», а и что-то вроде «А мы сегодня выучили стишок про мишку. Хочешь, расскажу?»

Чтобы воплотить в жизнь реальные мечты каждого родителя, мы начнем разговор с направлений речевого развития 2 летнего ребенка, чтобы знать, с чего начать, на что обратить внимание, какие игры выбрать.

Возраст активного познания

После 2 лет у детей начинается возраст интенсивного развития речевых функций, они начинают с успехом пользоваться речью полноценно, заменяя жесты и упрощенные слова. Общие положения по теме как развивать речь ребенка в 2 года родители могут найти на странице нашего блога, посвященной этапу формирования малыша до 3 лет.

  • 1. Знаний об окружающем мире у маленького человека уже достаточно много, чтобы он мог активно вести беседу на тему, скажем, сегодняшней погоды. Это так называемый пассивный словарь малыша. На нем основано понимание речи окружающих.

N.B. А вы практикуете в своей семье беседы с малышом на свободные темы? О чем вы ему рассказываете? Какие темы вы любите больше других?

  • 2. Слова, которые вы употребляете в своей семье для общения друг с другом, составят активный словарь вашего ребенка. К нему относятся слова приветствия и прощания, ежедневные словесные описания дел и обязанностей (почистить зубы, умыться, приготовить обед, накрыть на стол и пр.)
  • 3. Употребляя правильно окончания и предлоги, родители учат кроху выражаться грамотно, тем самым тренируя грамматику его языка.

  • 6. Наша любимая мелкая моторика, которая выступает катализатором речевого процесса, также продолжает свое формирование. Родителям нужно обратить особое внимание на игры, посвященные стимуляции речи через мелкие мышцы рук, потому что подобные упражнения дают высокие результаты. В педагогике и психологии выступают взаимосвязанными процессами в общем формировании детской личности.
  • 7. Для того, чтобы научить ребенка разговаривать, его артикуляционный аппарат должен быть достаточно развит, чтобы совершенствовать уже произносимые звуки и обеспечить положительный эффект при изучении новых. Органы артикуляции проходят сложный процесс формирования и созревания, им необходима помощь и поддержка, которую тоже должны обеспечить родители.

В помощь родителям разработаны специальные упражнения для тренировки каждой из сфер речевого развития. Мы попробуем выделить 10 игровых направлений, которые помогут разнообразить игровой день ребенка и научить его говорить правильно и свободно.

N.B. Разговаривать с крохой необходимо с первых дней его жизни и обо всем. Тем самым вы будете давать малышу установку на важность и полноценность его присутствия в жизни семьи, тогда ребенок не будет чувствовать себя отделенным и обделенным. Для его полноценного развития важно ощущать себя неотъемлемой частью общества родных людей.

Позиции под грифом ТОП

Все игры, представленные сегодня в нашем перечне, любой родитель может создать своими руками. Это, как показывает практика, самые ценные и интересные варианты, тем более что разнообразить и заменить их подобными ничего не стоит. Пожалуй, начнем.

  • 1. Развитие пассивного словаря. Мы поставили эти упражнения на первую позицию не случайно.
    Развитие речи у ребенка начинается с момента рождения. Он с первых дней накапливает пассивный запас слов, которые он слышит круглосуточно, находясь в условиях развития своей семьи. К играм для этой цели можно отнести те, в которых взрослый рассказывает истории с вопросом в конце или представляет ребенку вопросы-загадки.

Ответы ребенка прячутся в выложенных перед ним предметах или картинках, ему нужно только выбрать. Например, «Что лишнее?» , когда нужно выбрать из 4 предметов один, «Только синий» , где из нескольких кубиков или колечек малыш должен выбрать только синие (красные, большие, круглые и т.п.)

  • 2. Пополнение активного словарного запаса.

Здесь вы можете попросить малыша повторять за вами рифмованные строчки или заканчивать вашу фразу. Например,

А) Птичка крыльями помашет, нам споет и снами спляшет.
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.

Б) Носит красный сюртучок этот кругленький жучок.
В ровненькие строчки черненькие точки
По траве ползет он ловко. Это …(божия коровка)

В этом же разделе можете использовать игры на активное говорение. Например, вы позвонили ребенку по телефону от имени мишки или зайца, поговорите с ним о погоде, о том, чем он любит заниматься или что у него было на обед.

  • 3. Режимные моменты.

Эти игры тоже направлены на увеличение слов ежедневной лексики, с которыми малыш сталкивается каждый день. Можно составить распорядок дня по пунктам и вместе напоминать друг другу, что за чем идет. Например,

 7:30 – подъем,
 7:35 – умыть лицо, почистить зубы,
 7:45 – убрать постель и т.д.

А можно один режимный момент разбить на пункты и следовать им, вместе проговаривая следующий шаг.

Предположим, та же чистка зубов:

 Взять щетку из стакана
 Открыть кран с водой
 Смочить щетку
 Взять тюбик с пастой
 Открыть крышку
 Нанести пасту на щетку и т.д.

  • 4. Грамотно включать в речь предлоги и окончания. Дети привыкают, если слышат правильную речь в своем окружении.

Для этого родители могут сами составить список предлогов, с которыми нужно поработать. Для начала подойдут простые игры.

Можно взять платок, им накрыть игрушку и спросить у малыша: «Кто спрятался под платком?». Спрятать игрушку в шкаф, вопрос с предлогом «В» определен.

Основные понятия местоположения предметов легко помещаются в короткие строчки стихотворений. К примеру,

Мы ПОД стол катили мячик,

А НА стуле кукла плачет

В холодильнике мороз

ЗА окном цветочек рос.

********************

Вот у Кати кукла Рая

Она красивАЯ, смешнАЯ.

А Денис принес домой

Новый пароход большОЙ.

Придумывая рифмованные стишки или игры с предлогами и окончаниями слов, вы будете развивать также мышление и внимание вашего крохи.

  • 5. Организация игр на развитие фонематического слуха основана на подборке стихов с похожими по звучанию словами.

Можно почитать малышу произведение Б. Заходера «Кит и кот» , а можно подобрать картинки к словам, которые рифмуются, но имеют разное значение: пила-юла, муха-брюхо, цветок-листок, мишка-мышка, батон-бутон, суп-зуб.

N.B. Вместо аудио можно взять маски зверей и устроить дома зоопарк для зайки или куклы. А еще дети любят, когда герои игр просят у них помощи. Пусть малыш поможет зайке найти дорогу домой, а для этого нужно угадать, кому принадлежат голоса.

  • 6. Дыхательных упражнений , таких интересных и полезных, существует великое множество.

В любой семье знают, что такое мыльные пузыри. И детям выдувать из соломинки эти разноцветные шарики очень нравится. Но прежде чем дать малышу дуть в соломинку, убедитесь, что он не напьется мыльного раствора.

Перед этим потренируйтесь на стакане с соком или водой. Побулькайте в чашку и в себя, пусть малыш усвоит понятия вдохнуть и выдохнуть. Упражнение на вдох – пылесос, упражнение на выдох – ветерок.

Используйте любую возможность подышать с ребенком, купите ему вертушку, пусть он посмотрит, как она вертится на улице, когда на нее дует ветер. Дома можете закрепить этот навык сами.

Надувайте воздушные шарики или надувные игрушки, сложите самолет или кораблик из бумаги и пустите его в плаванье по ванне с водой. Или устройте соревнования, чей кораблик быстрее доплывет до края ванны, и чей самолет полетит дальше, если в него дунуть.

  • 7. Мелкие мышцы рук – незаменимые помощники в борьбе за развитие речи ребенка.

После 2 лет малыш уже знает, что кусочки пазлов или элементы мозаики нужны для того, чтобы сложить красивую картинку, из теста или пластилина можно лепить все, что хочешь. А можно просто скатывать мячики или колбаски.

Пусть упражняется.

Готовые картинки и поделки можно поместить на листы картона и украсить ими комнату или сделать специальный съемный стенд или целый альбом. Это игры с готовыми материалами, которые вы можете купить в любом магазине детских товаров.

  • 8. Самостоятельно изготовить пособие или игру для занятий в домашних условиях совсем не сложно.

В каждом доме найдутся бусинки или пуговицы разного размера. Дайте их ребенку (конечно, все должно происходить под вашим руководством), найдите нитку и покажите, как можно из этого многообразия создать украшение для куклы, бусы или гирлянду.

Подойдут также крупные и мелкие макаронные изделия с отверстием внутри.

Если надоело нанизывать на нитку пуговицы, сделайте шнуровку и учитесь завязывать узелки и бантики из шнурков.

Игры с использованием мелких рецепторов пальчиков благотворно сказываются не только на развитии речевых зон головного мозга, но на общем самочувствии ребенка. Это своеобразный массаж, вреда от которого точно не будет.

  • 9. Развитие и тренировка артикуляционного аппарата – первый шаг к овладению речью без помощи специалистов из логопедического кабинета.

Пропойте вместе с малышом гласные звуки. – Как гудит паровоз? – Уууу! – А как кричат на футболе? – Гооол! – Куда плывут облака? – Тудааа! Далекооо!

Можете попробовать петь и согласные. – Как жужжит жук? – Жжж! – Как шумит ветер? – Шшш! – Как думает папа? – Ммм!

  • 10. Проводите перед зеркалом и друг перед другом артикуляционную гимнастику.

Потренируйтесь в проявлении различных эмоций, улыбайтесь, показывая зубы, а потом одними губами. Высуньте язычок и подышите часто, как собачка, а теперь облизывайтесь, как кошка, когда съест сметану.

Как видите, это совсем не сложно – организовать игровую программу для развития речи собственного чада у себя дома. Я уверена, что многие из вас легко найдут нужные подходы к своим деткам, придумывая игры и занимательные упражнения.

Материалы для игр вы отыщите у себя дома, стоит только внимательно оглянуться по сторонам. Подойдет все, что вас окружает.

Наша подборка книг

Сейчас редко встретишь маму, которая может похвастаться, что ее ребенок в 1,5 года уже . Причем это касается даже очень ответственных родителей, строго придерживающихся многочисленных рекомендаций логопедов и психологов.

Зачастую после полутора лет только появляются первые отчетливые слова, а фразы вообще к двум годам. Естественно это вызывает беспокойство. Рассмотрим некоторые детские игры для развития речи, которые помогут ускорить процесс.

Игры, направленные на развитие речи

Повторяй за мной

Чтобы начать развитие речи детей через игру совсем необязательно ждать, пока кроха научится произносить слова. Наверняка к году он освоил хотя бы звуки. Этого уже достаточно для начала обучения.

Из названия ясно, что смысл игры сводится к повторению слогов и слов за мамой. Что само по себе бывает утомительно и может быстро наскучить. Поэтому для каждого урока выбирайте один уже знакомый крохе слог и подбирайте несколько предметов, названия которых начинаются с него же. Малютке будет куда интереснее пытаться произносить названия вещей, а тем более .

Колыбельная

Эта игра позволит ребенку быстро освоить звук «а-а-а». А если перенести занятия на вечер, малютка будет быстрее успокаиваться после активного дня и быстрее засыпать.

Что касается реализации, ничего сложного в этом нет. Многие детки, которых мамы укачивают, проецируют все на кукол даже без посторонней помощи. Чтобы немного ускорить процесс обучения, поставьте колыбельную и покажите, как нужно укачивать куклу или любимого плюшевого медведя, произнося при этом «а-а-а».

Энциклопедия

Следующая игра основывается на визуальном восприятии. Подберите несколько четких, ярких, желательно крупных картинок птиц, животных, растений и т. д. Главное, чтобы их названия содержали слоги уже освоенные ребенком. Когда все будет готово, усадите его напротив себя и начинайте занятие. Показывайте на изображение и произносите название. Только сядьте так, чтобы малыш хорошо видел ваше лицо, в частности губы. Можно даже дополнительно привлекать его внимание, указывая пальцем на подбородок.

Говорящие игрушки

Это раньше «говорящая» игрушка была в диковинку. Сейчас это норма. Конечно они более дорогие, зато прекрасно подходят для развития речи через игру.

Возьмите несколько таких экземпляров, усадите перед ребенком и поочередно их включайте. Обратите внимание, что игрушки должны быть не музыкальные, а с голосами животных. После того как малыш прослушает их, повторите звуки, чтобы он посмотрел как их произносит мама.

Но это только начало игры. Самое интересное начнется, когда карапузу захочется поиграть с ними. Прежде чем дать ту или иную игрушку, попросите его «позвать» ее. Естественно теми же звуками, что они издают.

Пожалуй, на этом можно остановиться, хотя на самом деле детских игр для развития речи намного больше. И это не считая тех, что вы придумаете самостоятельно. Ну а пока вы будете применять эти, мы подготовим еще одну, не менее интересную, подборку. Но об этом читайте в следующих статьях.

Между первым долгожданным словом «Мама» и понятной речью малыша может пройти несколько лет. А ведь так хочется говорить с крохой и понимать его желания. Если от развивающих занятий уже голова идет кругом, остановитесь и просто поиграйте…в игры, которые помогут малышу заговорить!

Молчат родители – молчат дети

  • - «Говорит?» - немногословно спрашивает меня педиатр на очередном приеме.
  • - «Много говорит, но мало что понятно» - отвечаю я.
  • - «К году должен уже говорить 20 слов!» - настаивала доктор.

А ваш кроха говорил в годик 20 слов? Вы вообще считали? Вот и я не считала, ведь все дети разные. Кто придумал эту норму? Да и как считать, если половина слов – это особые слова, семейные, понятные только родителям.

Задержка речевого развития у ребенка в 2 года: признаки, причины, лечение.

Но если вы видите, что сверстники на площадке уже вполне понятно лепечут, а ваш кроха все еще коверкает слова, не спешите вести его к логопеду. А вы много говорите? С ним, с мужем, с другими членами семьи?

«Многие родители даже не догадываются, что сами отнимают у ребенка шанс на нормальную и своевременную речь. Сейчас дети просто не слышат столько слов, сколько должны. Как проходит стандартный семейный вечер? Мама стоит у плиты, папа перед телевизором или компьютером, ребенку выдана куча игрушек, «лишь бы не отвлекал».

Взрослые мало общаются, часть общения поглотили соцсети, а потому и у подрастающего поколения нет нужны в речи» - рассказывает дефектолог-логопед частного развивающего центра Москвы Ксения Ладожская.

Малыш мало говорит? Тогда начинаем с родителей! Выключаем телевизор и телефон, а также ноутбуки и планшеты. Только сначала дочитайте статью, ведь дальше мы расскажем об играх, которые помогут вашему «молчуну» заговорить.

Игры-говорилки для малышей

Мама-комментатор

Приучить малыша говорить с самим собой – очень полезная вещь. Просто комментируйте вслух все свои движения: Мама пошла на прогулку, мама одевается. Кроха очень скоро начнет повторять за вами, пусть и на своем, пока «тарабарском» языке.

«Твоя моя не понимать»

Мама может на денек притвориться глуховатой и постоянно переспрашивать малыша. Например, малыш тянет ручку за чашкой с водой, но вы намеренно подаете ему ложку, хотя просьбу его поняли. Что остается ребенку? Попытаться выразить свою потребность словесно. Если кроха злится, помогите ему: что тебе дать? Хлебушек, попить водички?

«Поем слова»

«Мы пекли каравай, вот такой вышины…» Вовлекайте ребенка, сначала он просто будет поднимать и опускать ручки, кружиться в хороводе, но незаметно для себя начнет и подпевать, пытаясь выговорить слова. Также для этой цели подходят народные игры: «По кочкам» или «Баба сеяла горох».

Важное правило! Малыш сначала может петь только отдельные слова или даже части слов. Не торопите и не исправляйте его, он должен чувствовать «свободу». В то же время не впадайте в другую крайность, не переходите на детский язык и не коверкайте слова, как малыш.

Артикуляционные упражнения для занятий с ребенком до года

Пальчики помогут заговорить

Уже не раз вам приходилось слышать, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с речью. Но пальчики помогут заговорить крохе и в прямом смысле слова.

«Пальчик, ты чей?»

Разыграть настоящую театрализованную сценку можно с помощью всего одной детской ручки, «актерам» даже не понадобятся костюмы. Покажите малышу, как умеет разговаривать ваш пальчик, подергайте его и спросите: «Пальчик, ты чей?». «Я мамин пальчик!» - отвечайте, словно это сказал пальчик. Теперь повторите процедуру с рукой малыша, добавляя другие простые вопросы. Для того, чтобы малыш поверил, что пальчик и правда умеет разговаривать, можно сшить для него крошечную шляпку, нарисовать глазки и ротик. Еще проще – воспользоваться специальными игрушками в виде животных или людей.

«Улитка, покажи нам свои рожки!»

Мамин кулак может превратиться в настоящую улитку, которая умеет показывать и прятать рожки.

  • Плотно сожмите кулак и медленно двигайте его по столу, словно ползет улитка.
  • Пусть малыш попросит улитку показать рожки, если с первого раза он не справился с задачей, сделайте это за него.
  • Улитка по просьбе ребенка показывает рожки – средний и указательный пальцы, потом снова прячет их.
  • Затем предложите улитке конфетку или другое угощение, улитка радуется – ладошка раскрывается.
  • Задача игры – разговорить ребенка, увлечь его «исполнительной» и забавной улиткой.

Старые добрые потешки

Учите потешки, дети очень их любят, быстро запоминают и уже вскоре начинают повторять самостоятельно. Чтение каждой потешки сопровождайте движениями рук, а может и всего тела.

Игры для детей старше трех лет

Если ваш малыш уже говорит, но слов знает немного, «разговорить» его можно с помощью игр, лучше коллективных.

Кому посылка?

В эту игру можно играть в небольшом детском коллективе или с родителями. Вам понадобится несколько коробок, а также игрушек или других предметов, которые вы в них упакуете. Пусть папа сыграет почтальона, который принес посылку для ребенка, он рассказывает кто отправил посылку, что в ней и зачем она отправлена. Теперь роль почтальона примеряет на себе малыш, какую посылку принес он и для кого?

На охоту!

Какой малыш не мечтал побывать с папой на настоящей охоте? Пришло время воплощать его желания в жизнь, пусть и в игровой форме. Играть нужно на улице, лучше на детской площадке, где много детей. Дети встают в одну шеренгу и по очереди двигаются к импровизированному лесу, где и начнется охота. Делая шаг, произносят название животного.

«Я иду в лес, буду охотиться на лося!»- говорит первый игрок. «А я иду в лес, чтобы охотиться на зайцев» - говорит второй. Если участник не может назвать животное, он выбывает, победит тот, кто сможет дойти дальше всех.

Игрушки играют в сказку

Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» - кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.

Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!

Игры, развивающие речь ребенка в возрасте 3-4 лет

Ласковые слова

Играть в эту игру можно в семейном кругу, чем больше игроков, тем интереснее. Ведущий называет окружающие предмет, а игроки по очереди называют их ласково. Картошка – картошечка, стул – стульчик, мама – мамочка. Если ребенок не может произнести ласковое слово – он выбывает из игры. Эта игра подходит для детей, которым уже исполнилось четыре года, более юным игрокам она покажется трудной.

Мы рассказали о том, какие игры со словами, а также коллективные и пальчиковые игры помогают развить речь малыша. Не ленитесь играть в них, а также рассказывать стихи, читать сказки, много разговаривать, и тогда ваш кроха будет лепетать «без умолку».

А в какие игры на развитие речи играете со своими детишками вы?

Содержание статьи:

Родители должны внимательно относиться к развитию речи у дошкольников. Это связано с тем, что с 2 до 6 лет активно развивается мозг ребенка, формируются его функции. По мнению физиологов, именно в этот период функции ЦНС легко поддаются тренировке. Если родители упустят этот момент, то развитие этих функций замедляется, а в некоторых случаях останавливается навсегда.

Дети познают мир через игры, поэтому чтобы их обучение прошло максимально комфортно, педагоги разработали специальные игровые упражнения по развитию речи. Так в веселой форме дошкольники закрепляют и изучают словарь, учатся быстро подбирать подходящие слова, изменяют и образуют их, упражняются в составлении связных высказываний, развивают речь. Существуют разные виды игр, которые помогают ребенку активно усваивать родной язык, развивать все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.

Игры как средство развития речи ребенка

Ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно владеть родным языком. Это необходимо для того, чтобы он умел грамотно выражать свои мысли и быстрее освоил программу начальной школы. Однако в последнее время уровень речевого развития детей снижается. Как правило, это связано с ухудшением здоровья дошкольников.

Для речевого развития используются разные виды игровой деятельности. Творческая ролевая игра помогает совершенствовать диалогическую речь, сформировать связную монологическую речь. Положительно на речь малышей влияет педагог, он привлекает дошкольников к обсуждению замысла и хода игры, является образцом лаконичной и точной речи, беседует с детьми о проведенных и будущих упражнениях.

Подвижные игры способствуют обогащению словарного запаса, воспитывают звуковую культуру. Игры-драматизации ускоряют развитие речевой активности, формируют интерес к художественному слову, воспитывают выразительность речи.

Дидактические и настольные игры помогают решать практически все задачи речевого развития детей. После регулярных упражнений дошкольники закрепляют и уточняют словарь, учатся изменять и образовать слова, составлять связные высказывания, развивают объяснительную речь.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи ребенка огромная. Она положительно влияет на речевое развитие. Во время занятий ребенок общается со сверстниками или игрушками, подражает различным звукам и голосам зверей. Если за происходящим наблюдает неговорящий ребенок, то со временем ему захочется попросить взрослого о чем-либо или сообщить что-нибудь важное. Воспитатель привлекает детей к общению с помощью вопросов, это способствует развитию речевой активности детей.

Дидактические игры по развитию речи ребенка

В педагогике существует 3 типа дидактических игр для детей дошкольного возраста. Они все направлены на развитие речи:

Игры на слова с предметами, игрушками.
Настольные игры с печатным материалом.
Словесные игры.

Также педагоги во время учебного процесса используют дидактические игры для речевого развития по возрасту. Упражнения для малышей 3–5 лет (младший дошкольный возраст) помогают научить их разговорить правильно и быстро, а задания для детей 6-7 лет корректируют и совершенствуют имеющиеся речевые навыки.

Дидактические игры с вещами помогают развить тактильные ощущения ребенка, умение правильно использовать игрушки и предметы обихода. Они направлены также на развитие воображения, то есть учат мыслить творчески.

Словесные игры учат запоминать, развивают речь и способность выражать собственные мысли. Во время занятий слова дошкольников связаны с их действиями.

Настольные дидактические игры с картинками развивают зрительную память, повышают внимательность, помогают наглядно усвоить материал.

Примеры дидактических игр:

1. Составь предложение. Взрослый задает 2 несвязанных между собой слова, а ребенок создает из них словосочетание. Например, мяч прыгать – мяч прыгает.

2. Профессии. Педагог называет профессию, а ребенок говорит, чем занимается человек. Например, строитель – строит.

3. Уменьшительно-ласкательные слова. Воспитатель называет слово, а дошкольник его повторяет в ласкательной форме: кукла – куколка.

При выборе игр учитывается возраст ребенка.

Пальчиковые игры как развитие речи детей

Чтобы малыш научился быстрее говорить, нужно тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Занятия рекомендуется начинать как можно раньше (например, в 8 месяцев).

Упражнения по тренировке пальчиков – это мощное средство, которое помогает повысить работу головного мозга. Ученые давно доказали, что чем раньше вы будете работать над мелкой моторикой ребенка, тем быстрее он научится говорить. Подобные упражнения благотворно влияют на умственное развитие ребенка.

Пальчиковые игры – это инсценировка стихов, потешек, рифмованный рассказов, сказок с помощью пальцев. Во время игр с пальчиками развивает мелкая моторика, стимулируется развитие речевых центров. Малыш получает новые тактильные ощущения, учится концентрировать внимание. Такие игры подойдут детишкам от 6 месяцев до 5 лет.

Самые младшие выполняют упражнения для одной руки, с 3–4 лет задействуют обе руки, а от 4 лет во время игры используются различные предметы (шарики, кубики и т. д.).

Как известно, между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Также связаны руки и речевой центр мозга. Важно гармонизовать движения тела, мелкой моторики рук и органы речи, чтобы сформировать правильно произношение, избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, научиться соблюдать паузы между совами, снизить психическое напряжение.

Как упоминалось, уровень речевого развития детей заметно снизился. Это обусловлено тем, что родители мало им уделяют внимания, практически не разговаривают с ними. Малыши тоже меньше говорят, так как заняты просмотром телевизора, игрой на компьютере и т. д. Они практически не делают ничего своими руками, так как современные игрушки и вещи не способствуют развитию мелкой моторики (липучки вместо шнурков, наклейки вместо картинок для вырезания и т. д.).

Для развития мелкой моторики рук можно предложите ребенку выложить из мозаики, семян, орешков или крупы любой рисунок (солнце, дом, цветок). Детям понравится лепить что-то из пластилина, при этом воспитатель читает стишок. Для развития моторики пальцев и речи можно делать аппликации, плести коврики из бумажных полосок, складывать разнообразные фигурки (оригами).

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка.

Театрализованные игры как средство развития речи детей

Театрализованная деятельность способствует развитию ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания. Такие игры развивают коммуникативные, организаторские, двигательные навыки. Кроме того, происходит развитие речи детей через игру.

Театрализованные игры расширяют словарный запас, совершенствуют артикуляционный аппарат. Во время действия ребенок познает родной язык, использует выразительные средства, интонации, которые соответствуют характеру героев, учится говорить четко и понятно для окружающих.

Во время игры они учатся строить диалог, придавать речи эмоциональный оттенок. Они лучше усваивают произведение, последовательность событий, их развитие. Кроме того, театрализованные игры помогают быстрее усвоить элементы речевого общения: мимика, жесты, позы, интонация и т. д.

Театрализованные игры разделяют на следующие виды:

Настольный кукольный театр. Во время игры использую плоскостные, вязаные, лепные куклы.
Стендовой театр (теневой, магнитный, стендовый и т. д.).
Театр на руке.
Театр марионеток.
Театр кукол с «живой рукой». Ребенок надевает на руку куклу и действие начинается.
Куклы на тростях.
Куклы системы «куклы-люди». Ребенок надевает на себя костюм и маску куклы.

Детям нравится смотреть и участвовать в театрализованных играх. Сюжет обычно берется из знакомых сказок, стихов, потешек и т. д.

Настольные игры для развития речи ребенка

Существует огромное количество настольных речевых игр для дошкольников: «ходилки», домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными значками. Они помогают пополнять словарный запас, формировать связную речь, развивать фонетическое восприятие, грамматический строй, воображение, мышление, внимание и восприятие.

Современные настольные игры очень интересные, интерактивные, многофункциональные. Они сочетают в себе четко продуманное содержание игры, удобный формат карточек, качество печати.

Настольные игры обладают следующими преимуществами:

Учат ребенка правильно, красиво говорить, развивают речь.
Помогают ускорить развитие мелкой моторики, делают ребенка более внимательным и аккуратным.
После регулярных занятий малыш быстрее осваивает счет, лучше понимает пространственные связи.
Игры развивают воображение и раскрывают творческий потенциал.
Развивает социальную адаптивность за счет того, что в процессе ребенок общается с другими игроками, чтобы преодолеть проблемы и достигнуть своей цели.
Малыш учится нормально воспринимать проигрыш, так как понимает, что всегда можно начать сначала.

Кроме того, настольные игры сближают родителей и детей, делая их отношения более крепкими.

Существует много настольных игр для развития речи, например, «Звезда с неба». В ходе игры педагог берет звезду, описывает картинку, а ребенок должен отгадать, что на ней. Если он отгадал, то получает звезду с неба. Также можно заняться артикуляционной гимнастикой с помощью карточек с картинками, на обратной стороне которых название упражнения, его описание и стишок. «Тараторки на пригорке» - это комплект из 27 карточек с заданиями, например, выбрать съедобное, произнести слово ласково, громко или тихо, найти ошибку в предложении и исправить ее.

Подвижные игры на развитие речи

Подвижные игры со словесным сопровождением позволяют эффективно развивать речь дошкольников. Они помогают детям овладеть грамотной, выразительной устной речью, научится точно, лаконично, ярко передавать свои мысли, впечатления.

В последнее время в системе воспитания и обучения увеличивается количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. Именно такие дошкольники входят в группу риска по неуспеваемости в начальной школе. Игры для развития речи неговорящих или отстающих детей помогут справиться с проблемой. Главное - вовремя начать занятия.

Через подвижные игры малыши выявляют свои эмоции, учатся договариваться со своими сверстниками и соблюдать правила. Подвижные игры со словесным сопровождением помогают отрабатывать речевые навыки, не прилагая особых усилий.

Очень важны во время организации игровой деятельности используемые атрибуты. Если дети имеют возможность распоряжаться всем необходимым, то они становятся инициаторами, играют чаще и с удовольствием.

Упражнения для детей с общим недоразвитием речи:

Колокольчик. Педагог берет колокольчик, если он звонит тихо, то дети садятся на корточки, а если громко – встают на цыпочки.

Музыкальные инструменты. Воспитатель заранее рассказывает детям, какие движения они должны выполнить при разных звуках. Потом они встают в круг и идут друг за другом, когда они услышат звук, то делают определенное движение. Например, дудочка – руки поднимают вверх, колокольчик – прикасаются к мочкам ушей и т. д.

Педагог берет мяч, кидает детям. Если мяч желтого цвета, то ребенок называет слово с твердым звуком, а если зеленый – с мягким. Задачу можно изменить, например, называть слова, начинающиеся на гласные или согласные, съедобное или несъедобное.

Подвижные игры по развитию речи можно использовать как элемент занятия, физкультурную минутку или закреплять с их помощью пройденный материал.

Игры для развития речи детей 2 – 3 лет

В 2 – 3 года происходить стремительный скачок в развитии речи. Поэтому именно в этот период нужно заниматься с ребенком, чтобы он мог свободно выражать свои мысли и желания.

Упражнения для детей 2 – 3 лет:

Скороговорки отлично развивают артикуляцию. После регулярных занятий ребенок научится говорить длинными сложными предложениями. Примеры скороговорок: «Течет речка, печет печка», «У ежа ежата, у ужа ужата», «У редьки и репки корни крепки», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т. д. Сначала проговаривайте сами, а потом с ребенком. Не забывайте об интонации.

Кто есть кто? Назовите животного, а потом его детеныша. Например, слон – слоненок, кошка – котенок.

Больше слов. Игра учит образовывать длинные слова. Попытайтесь вместе с ребенком назвать какое-нибудь свойство или признак одним словом: у зайца длинные уши – длинноухий, у мамы серые глаза – сероглазая.

Загадалки развивают речь и воображение. Ведущий называет признаки или свойства предмета, а ребенок его называет. Например, высокий, стеклянный, из него пьют воду – стакан.

Чем заняться. Спросите ребенка о том, что можно делать в лесу – гулять, отдыхать, собирать грибы, бегать и т. д. Пусть малыш придумает, что можно сделать с цветами – нюхать, любоваться, поливать. Задавать вопросы нужно так, чтобы кроха использовал разные времена, числа, лица.

Закончи слово. Эта игра развивает речь, память, внимание. Воспитатель называет часть слова, а ребенок должен его закончить – доро – га, мага – зин, коло – бок.

Повтори за мной. Педагог просит ребенка повторить за ним рифмованные строчки: «Птичка прилетела, песенку мне спела», «Девочка проснулась, сладко потянулась», «Солнышко садится, Саша спать ложится».

Голоса животных. Эта игра развивает артикуляционный аппарат, знакомит с животным миром. Воспитатель показывает ребенку карточку с животным, а он должен ответить. Кто там изображен и озвучить его: воробей – чирикает (чирик-чирик), гусь – гогочет (га-га), кошка – мяукает (мяу).

Существует еще большое количество упражнения для развития речевого навыка детей. Малышам нравятся такие занятия, потому что они интересные, веселые и дают важные знания.

Игры для развития речи детей 4 – 5 лет

Ребятам среднего дошкольного возраста тоже очень важно развивать речевые навыки с помощью веселых игр:

Какой он? Эта игра учит описывать признаки предметов. Воспитатель предлагает ребенку принести все предметы квадратной формы (книга, коробка, кубики). Он предлагает малышу назвать общий признак этих предметов – квадратный. А потом дошкольник должен описать, чем они отличаются – материал, цвет, назначение.

Что ты слышишь? Это упражнение развивает слух и способность распознавать речевые и неречевые звуки. Ребенок сидит спиной к воспитателю и пытается определить какой предмет издает тот или иной звук. Можно начать с музыкальных инструментов, потом перейти к бумаге, фольге. Чтобы усложнить задание, педагог перемещается по комнате. Потом можно поменяться ролями и намеренно ошибаться, чтобы ребенок исправлял.

Кто как разговаривает? Это упражнение тренирует фонетическую память, чтобы ребенок научился воспринимать, произносить и различать звуки. Учитель просит ребенка показать, какой звук издает корова, а потом теленок, описать, чем эти звуки отличаются.

Картинки – загадки. Эта игра закрепляет навыки описания предметов. Ребенок выбирает из мешочка карточку с картинкой, называет признаки или свойства того, что на ней изображено. Дошкольник, который угадал, что изображено на табличке, идет выбирать новую карточку.

Шаги. Это упражнение расширяет словарный запас, развивает речь. Дети делятся на 2 команды, встают друг напротив друга, а между ними проведена раздельная полоса. Педагог задает тему игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущих играх или называть слова, слоги, определенную букву или звук. Когда ребенок назовет правильное слово, то он делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой дойдет до раздельной черты.

С помощью вышеописанных игр дети без трудностей усвоят новые знания и закрепят пройденный материал.

Игры для развития речи детей 5 – 6 лет

Упражнения для детей 5 – 6 лет способствуют увеличению словарного запаса, развитию речевых навыков, воображения, внимания, мышления:

Придумай слова. Педагог называет букву и предлагает ребенку придумать на нее слово. Можно на доске развесить красочный алфавит и вместе с дошкольником выбрать букву.

Думай быстрее! Воспитатель бросает мяч ребенку, назвав тематическую группу, а он возвращает мяч после того, как назовет объект из этой группы. Например, мебель – кресло, ягоды – клубника и т. д.

Расскажи мне. Педагог делает вид, что он приехал из другой страны и ничего не знает о том, что его окружает. Ребенок должен стать его гидом и ответить на его вопросы. Задавайте побольше наводящих вопросов: «Что это такое?», «Для чего это нужно?», «Кто это использует?», «Что находится справа?», «Кто идет сзади?» и т. д.

Составь предложение. Воспитатель предлагает ребенку составить предложение из набора слов. Например, река, дом белый – на берегу реки стоит белый дом. Начинайте не более чем из 3 слов, постепенно увеличивая их количество и сложность. Объясните дошкольнику, что формы, число и окончания слов можно изменять.

Отгадай по действию. Ведущий описывает действия, которые производит объект, а ребенок должен отгадать его. Например, ездит по дорогам, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином – автобус. Потом можно поменяться с ребенком ролями.

Противоположности. Воспитатель предлагает дошкольнику придумать слова-противоположности, за каждую пару он получает фишку. Победитель тот, у кого больше фишек. Сначала составляются пары – имена существительные, потом прилагательные, глаголы, наречия (огонь – вода, умный – глупый, умный – глупый, высоко – низко).

Дети в 5 – 6 лет могут написать историю о приключениях своей любимой игрушки. Если ребенку трудно, то можно помочь ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая разные сценарии.

Игры для развития детей 6 – 7 лет

Ребятам старшего дошкольного возраста нужно усвоить фонетическую сторону речи, правильно произносить все звуки, совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. В 6 – 7 лет дети уже могут различать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Упражнения для развития речи детей 6 – 7 лет:

Что такое звук, слово, предложение? Воспитатель спрашивает ребенка о том, какие звуки он знает (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие). Как называется часть слова – слог. Учитель спрашивает о том, что означает слово стол – предмет мебели. Он объясняет детям, что все, что нас окружает, имеет свое обозначение. Различаем мы друг друга по именам, каждая вещь имеет свое название (пылесос, скакалка, самолет). Педагог спрашивает дошкольника, чем отличается буква от звука (буквы пишут, а звуки произносят). Объясняет, что из букв складывают слоги и слова.

Найди звук. Во время упражнения ребенок должен найти слова с одним или двумя слогами (жук, жаба). Дошкольник должен определить какие слова начинаются из одинакового звука (шапка, шуба). Также нужно назвать овощи, фрукты, ягоды с одним звуком («Р» - морковь, виноград, гранат, редис и т. д.).

Картина – корзина. Ребенок должен найти слова с 3 слогами и подобрать слова, сходные по звучанию. Например, картина – корзина, машина, ракета – конфета, котлета, береза – мимоза и т. д.

Едем – летим – плывем. Дошкольник должен найти заданный звук в начале, середине и конце слова. Ребенок смотрит на картинки с транспортом – вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Он должен назвать их одним словом – транспорт. Потом ученик вычисляет, какой звук чаще всего встречается в этих словах («Т»). Потом малыш может составить предложения со словами, угадать по первому и последнему звуку, какой транспорт загадал воспитатель (Т – С – троллейбус).

Что вы видите вокруг? Дети должны уточнить представление о названии предметов. Сначала дошкольник называет предметы, которые он видит вокруг себя. Потом он должен назвать их предназначение (за столом сидят, едят, занимаются). Ребенок смотрит на предмет в руке (ручка) и отвечает, что ею можно делать (пишут). Потом воспитатель напоминает, что у дверей тоже есть ручка и спрашивает, почему их одинаково называют (их держат руками).

Также во время занятий старший дошкольник может называть признаки предмета и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова, близкие по смыслу. Нужно научить детей сопоставлять предметы и находить слова противоположные по смыслу (высокий – низкий). Для развития слухового восприятия ребенок должен прослушать стих и найти в нем неточности. Игр для речевого развития детей 6 – 7 лет очень много.

Как видите, с помощью игр учебный процесс проходит легко и непринужденно, при этом дети получают базовые знания, которые им очень пригодятся в начальной школе. Для разных возрастных групп сложность заданий отличается. Подобные занятия можно проводить и в домашней обстановке. Родители могут придумывать задания самостоятельно по вышеуказанным примерам или обратиться к логопеду.

Похожие публикации