Если человек предал однажды цитаты. Попытка разобраться в том, что такое предательство

Афоризмы и цитаты про предательство

Предательство - это прежде всего нарушение верности кому-либо, или неисполнение долга перед кем-либо. Предательство присутствует в жизни каждого человека - с его стороны - только он может его не замечать. Большинство людей на вопрос: "что бы Вы не смогли простить другому человеку? ответили - предательство. Суть предательства - нарушение нашего доверия в наиболее важных для нас вещах, и начало ему - именно там, где заканчивается наша вера. Можно что-то совершить и не считать это предательством, а другой человек это воспримет именно так. Возникает вопрос: как же быть? Для этого и существуют афоризмы о предательстве, которые и помогут в этом разобраться. Предательство что ни на есть самая настоящая проверка нашей человечности, терпимости и годности. Нас предают, а мы наоборот крепнем!

. Преданность негодяев так же ненадежна, как они сами. - Плиний Младший

. Множество выгод предательство нынче сулит, Подвигом сделалась преданность для человека. - Вишакхадатта

. Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность. - Ларошфуко

. Предательство - плата за страх или красивую жизнь. - Виктор Зубков

. Предательство, пусть вначале и очень осторожное, в конце концов выдает себя само. - Ливий

. Предатели предают прежде всего себя самих. - Плутарх

. Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения. - Александр Зиновьев

. Ябеда - ветвь среди ветвей лжи и одна из ее разновидностей. - Ибн Хазм

. За достойную цену продаются и достойные люди. - Жарко Петан

. Честный политик не перепродается! - Аркадий Давидович

. Иные люди только продавшись убеждаются, что имели какую-то цену. - Лешек Кумор

. Верить клятвам предателя - все равно что верить благочестию дьявола. - Елизавета I

. Дон -Жуан - тот, который изменяет женщине, но не женщинам. - Шпигель Ефим

. Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия. - Искандер Фазиль

. Из всех живых существ на земле, в друзьях, я хотел бы иметь только собаку, лишь она не способна на предательство. - Тихонов Александр

. Измену простить можно, а обиду нельзя. - Ахматова Анна Андреевна

. Измены телом прощал, но измены душой и сердцем - никогда. - Афонченко Валерий

. Люблю предательство, но ненавижу предателей. - Цезарь Юлий

. Предаваясь воспоминаниям, не предавайте их. - Колечицкий Владимир

. Если друг отнимет у вас любовницу, не следует ссориться с ним окончательно, дабы встречаться с ним, когда почувствуете к нему за это признательность... - Альбер Гинон

. У него все свойства собаки за исключением верности. - Сэмюэл Хьюстон

. Если держишь собаку на привязи, не ожидай от нее привязанности. - Андре Вильметр

. Предают только свои. - Французское изречение

. Обидно, когда ты — Иуда, а тебя продают, как Христа. - Аркадий Давидович

. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. - Франсуа Ларошфуко

. Золотого человека легче продать. - Славомир Врублевский

. Распродажа друзей — не признак банкротства, а признак карьеры. - Леопольд Новак

. Все не так плохо: нас не продавали — нас выдали даром. - Карел Чапек

. Не уверен — не предавай. - Максим Звонарев

. Кто в беде покинул друга, сам узнает горечь бед. - Шота Руставели

. Предательство - это удар, которого не ждешь. - Пауло Коэльо

. Ничего не поделаешь - то мы предаемся любви, то любовь предает нас. - Фредерик Бегбедер

. Мужчины предают из ненависти, женщины — из любви. - Мориц-Готлиб Сафир

. Посылать людей на войну необученными - значит предавать их. - Конфуций

. Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена. - Ралф Эмерсон

. Предательство, может, кому и нравится, а предатели ненавистны всем. - Мигель Сааведра

. Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатке ловкости. - Франсуа Ларошфуко

. Будь верен тому, кто верен тебе. - Плавт

. Неверного ты другом не зови. Изменчивый достоин ли любви? - Саади

. Верный может иногда отступать от буквы, даже от предписаний Евангелия, во исполнение более возвышенного закона — закона любви. - Мильтон Джон

. Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих. - Бомарше П.

. Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное. -
Овидий

. Жениться, ничем не связывая себя, — предательство. - Мишель Монтень

. Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишенья. - Руставели Ш.

. Ум и храбрость — звук пустой, если преданность забыта. - Вишакхадатта

. Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья. - Лопе де Вега

. Верность труса иль глупца — не опора господину. - Вишакхадатта

Цена любого предательства - это всегда чья-то жизнь.

Многим предательство по нраву, но сами предатели никому не нравятся.

Кто предаёт себя же самого - не любит в этом мире никого!

Чаще всего, именно лучшие друзья становятся предателями. Наверное, от того, что мы им слишком сильно доверяем.

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.

Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатке ловкости.

Я хотел выйти из твоей тени. Ты понимаешь? Но когда я вышел из неё... там не было солнечного света, не было нигде.

Предательство, может, кому и нравится, а предатели ненавистны всем.

Потайные цитаты о предательстве

Предатель расскажет вам всё, что вы захотите услышать, а потом предаст.

Предательство - когда те, кто обладает силой, видят беду и отворачиваются.

Летучие потайные цитаты о предательстве

Людям свойственно предавать...

Мужчины предают из ненависти, женщины - из любви.

Предатели предают прежде всего себя самих.

Брось камень в бродячего пса, и он никогда более не примет от тебя еду!

Предательство - это удар, которого не ждёшь.

Теперь я знаю, наверное, достаточно один раз предать, один раз солгать тому, во что верил, что любил и уже не выбраться из цепи предательства, уже можно не выбраться.

Предатель будто бы душит подушкой, и ты не можешь дышать от разочарования, до тех пор, пока не испустишь дух веры.

Тот, кто задумывает предательство, сам вечно подозревает других.

Отважная душа не станет вероломной.

Существует ли хоть один человек, который не предавал ни разу?.. Верность - исключительно собачье качество!

Предательство, пусть вначале и очень осторожное, в конце концов выдает себя само.

У него все свойства собаки за исключением верности.

У времени всегда есть обстоятельства и связная логическая нить, чтоб можно было низкое предательство высокими словами объяснить.

Раны предательства, нанесённые , не зашьёт ни один человек, не залечит ни одно время. Ибо доверие, обесцененное однажды, уже никогда не будет таким наивным и чистым, какими были когда-то и мы.

Поучительные потайные цитаты о предательстве

Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной , верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.

Жизнь преподнесла мне весьма важный урок: тот, кто однажды предал, в трудную минуту вновь изменит вам.

Жениться, ничем не связывая себя, - предательство.

Нельзя назвать предателем того, кому ты и так никогда не доверял.

Невозможно предать человека, с которым тебя ничего не связывает.

Ты идёшь впереди своих друзей, а твои друзья вооружены, и ты просто не понимаешь, что в любой момент, кто-то может выстрелить тебе в спину.

Выдать чужой секрет - предательство, выдать свой - глупость.

Предатели всегда недоверчивы.

Свет зол и гнусен. Едва обрушится на нас несчастье, всегда найдётся друг, готовый сейчас же поспешить к нам с известием об этом и покопаться в нашем сердце своим кинжалом, предоставляя нам любоваться его красивой рукоятью.

Предавать тяжело, а предавать ребёнка - тяжело вдвойне.

Если не знаешь кто предал, оглянись, он рядом.

Неотразимые потайные цитаты о предательстве

Времена меняются. Теперь за те же деньги Иуда целует тридцать человек.

Сменилось место, обстоятельства, система символов и знаков, но запах, суть и вкус предательства на всей планете одинаков.

Предавший никогда не простит нам своей измены.

Предательство - это боль двоих, кем бы ты ни был - палачом или жертвой! Может быть, боль у них разная, но кто придумал, какая из них сильней?

Той руки удар смертелен, которая ласкала нас.

Мелких предательств не бывает.

Опасные граждане в дом не вламываются. Они в нём живут.

Улыбаясь нам, они смеются за спиной и предают тех, кто им слепо доверяет.

Из двенадцати апостолов только Иуда оказался предателем. Но. окажись он у власти, он доказал бы, что предателями были остальные одиннадцать.

На новое предательство человека толкает чувство совести за старое, которое разъедает душу!

Нельзя возвращаться к предателям. Нельзя. Локти кусайте, землю жуйте, но не возвращайтесь туда, где когда-то вас предали.

Он продал всех, кто его покупал.

Насколько легко предать, настолько тяжело простить предательство, если его вообще можно простить; ибо всё чаще убеждаюсь, прерогатива прощения принадлежит единственно Богу.

Если человек, много лет дравшийся рядом с тобой и деливший с тобой хлеб, вдруг оказывается предателем - это больнее его смерти.

Первыми предатели продают себя самих.

Быекие потайные цитаты о предательстве

Все, кому ты доверяешь, все, на кого, тебе кажется, можно положиться, в конце концов предают тебя. Когда у людей появляется своя жизнь, они начинают лгать, скрытничать, потом изменяются и исчезают. Кто-то за новым или личностью, кто-то в грустном утреннем тумане, за скалой на берегу океана.

Дружба видоизменилась настолько, что допускает предательство, не нуждается во встречах, переписке, горячих разговорах и даже допускает наличие одного дружащего.

Предатель... Так люди часто называют тех, кто остаётся верен своим идеалам.

Всегда есть нож, которого ты не ждёшь, и он острее всех.

Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.

Тот, кто оставил тебя раз, оставит тебя снова. Если друг тебя предал, не жди от него поступка иного.

В любви самое большое преступление, самое большое предательство - представлять себя с другим, мечтать о другом.

Любовь не бывает без предательства, потому что любящий предает родителей, предает друзей, предает весь мир ради кого-то одного, кто этой любви, может быть, и не достоин.

Только простак может соблюсти себя в чистоте; кто умен и многогранен и не хочет остаться совсем в стороне от мимотекущей жизни, тот неминуемо должен замарать свою душу и стать предателем.

Множество выгод предательство нынче сулит, подвигом сделалась преданность для человека.

Только тот, кому доверяешь, способен предать.

Предавший однажды, предаст навсегда.

Демоны не всегда выдают себя. Порой они скрываются за лицами знакомых людей, людей, которым ты доверяешь. Иногда они причиняют тебе боль в течении долгого времени, делая больно по чуть-чуть, в мелочах, до тех пор, пока их не становится слишком много и они не начинают тебя душить.

Предательством называют нарушение верности и клятвы, когда-то данной в здравом уме. Обман и предательство по отдельности имеют разные смысловые оттенки. Не так важно, как трактуют эти понятия энциклопедии, гораздо важнее жизненное понимание этих слов.

Если вам продадут или кто-то из знакомых расскажет вымышленную историю, то назвать такие поступки предательством нельзя. Скорее это простой , во втором случае даже больше шутка.

Предательство несет за собой тяжелые последствия. Дело в том, что человек, который вам не является душевно близким, не может совершить предательства, так как его обман не сильно заденет ваше сердце.

Обманутые ожидания

Часто предательство путают с обманутыми надеждами. Дело в том, что нередко происходит ситуация, когда один человек ждет от другого совершения какого-то конкретного поступка, а тот об этом даже не догадывается. В итоге ожидания первого обманываются, и он пафосно объявляет своего друга предателем. Прежде чем так громко заявлять о предательстве, стоит проанализировать ситуацию. Возможно, это ваш личный эгоизм, а не проступок друга.

Самое знаменитое предательство

Хорошо продемонстрировать настоящего предательства может знаменитый пример из всемирной истории. А произошло это еще в Древнем Риме. Марк Юний Брут, римский сенатор, всегда считался верным другом и соратником Юлия Цезаря. Но из-за желания захватить власть, сенаторы устроили , во главе которого и встал Брут. В итоге Цезарь погиб, пораженный мечом своего "друга".

Эта нашла отражение в пьесе Шекспира. Интересен тот факт, что фраза "И ты, Брут?" стала крылатой после постановки произведения на сцене. Произносил ли ее Цезарь на самом деле, неизвестно.

Стоит ли мстить

В предательство трактуется как грехопадение. Но не стоит забывать, что жажда мести нисколько не уступает предательству и обману в этом смысле. Получив «нож в спину» от близкого человека, реабилитироваться очень трудно. Вполне естественно, что вы не захотите больше общаться с обидчиком. Что поклянетесь никогда никому не доверять больше. Любому свойственно вдаваться в отчаяние и в порыве гнева говорить глупости.

Но попробуйте потерпеть. Буквально несколько дней, и вы почувствуете, как мысли в вашей голове начинают преобладать над чувствами. Анализируя произошедшее событие, вы найдете ту зацепку, которая поможет простить. Вопрос о прощении поднимался в произведениях Льва Толстого. Особенно в «Анне Карениной». Пример этой истории говорит о том, что человек, сумевший выбросить обиду из своего сердца, обязательно будет счастлив. Сильные люди всегда счастливы.

Как распознать предателя

В связи с тем, что предательство приносит много боли, возникает вопрос о том, как можно уберечь свою жизнь от людей, способных вас предать. На этот вопрос трудно. И если бы кто-то знал на него , то мир уже давно поделился на две половины: и счастливые. Дело в том, что даже не каждый человек ожидает от себя, что он может причинить боль кому-то из близких. Чаще предательство происходит неосознанно, а еще чаще «жертва» сама подталкивает совершить этот поступок.

Поэтому, во-первых, нужно учиться разбираться в людях и не открывать двери в свой внутренний мир каждому встречному. Во-вторых, относиться бережно к близким и не ранить чужие сердца.

Попробуем понять, что же это такое. Мораль - это те правила, которые устанавливают люди и общество в целом. Согласно выполнению этих норм общество оценивает человека. Нравственность же - это внутренние принципы, которые человек сам себе устанавливает. Эти два вида правил зачастую не совпадают.

Итак, что такое поступок человека, подрывающий доверие, проявленное к нему. Цель предательства - использовать другого в качестве средства для достижения своих личных отребностей. Чаще всего, говоря об этом аморальном и безнравственном поступке, вспоминают повлекшее за собой трагическую судьбу Иисуса Христа предательство Иуды. Имя последнего стало нарицательным, а его поцелуй и плата в размере 30 монет - символом коварства и измены.

Вероятно, многие из нас хорошо знают, что такое предательство. Мало кто сам никогда никого не предал, может, нечаянно, по легкомыслию, вследствие неудачного стечения обстоятельств или ошибки. Иным хорошо знакома боль, испытанная в результате такого нелицеприятного поступка самых близких людей, доверие к которым было бесконечным, как к себе, и от которых зависело очень многое.

Давайте сделаем попытку разобраться, что такое предательство. Что вынуждает человека идти против своей нравственности? Если оно совершено в условиях военных действий, в драматической, опасной ситуации, то предательство - это единственная возможность остаться в живых и избавить себя от физических пыток, обрекая на страдания моральные. Чаще же основанием становится более приземленная и пошлая причина - не создавать себе лишних неприятностей. Ну, и уж совсем сплошь и рядом встречающиеся причины - карьера, деньги, общественное положение и так далее.

Может ли человек, знающий, что такое предательство, простить иуду? Что возможно забыть, а что - нет? Вопросов может быть много. Например, если прощу я, простится ли мне? Если да, то что именно? Никто не может дать ответы на эти вопросы и гарантировать справедливость.

Исходя из человеческой точки зрения, есть непростительное предательство и поступки, за которые, просто нельзя с моральной точки зрения. Но что это за действия -зависит от многих и многих обстоятельств места, времени и так далее.

Но если рассматривать эти вопросы с евангельской точки зрения, то можно простить любое предательство, даже самое тяжкое. А на отпущение своего греха предатель рассчитывать не должен, но надеяться может. Поскольку Иисус своей трагической судьбой искупил уже все наши неправедные поступки, наша задача - только покаяться, то есть внутренне измениться и больше не совершать их. На этих истинах основано библейское учение.

Для иуды результаты его поступка не менее болезненны, чем муки преданного им человека. Если злодей раскаялся и его душит стыд (особенно в том случае, когда последствия тяжки и необратимы), разве есть для него утешение? Христианство говорит, что для человека с атеистическим сознанием утешение найти трудно и почти невозможно. Такой предатель обычно защищается от разрывающей его внутренней боли цинизмом, агрессией или же впадает в депрессию. Эти люди нередко совершают прямой суицид или постепенный: начинают употреблять наркотики или алкоголь. Оба, и предатель, и его жертва, могут выбрать один и тот же путь лечения своей душевной боли. Тем более что он обусловлен национальной традицией.

Религиозному человеку может облегчить сознание того, что утешение возможно. А если он стал причиной гибели человека, то христианство учит, что душа жертвы жива. Поэтому предатель может вымолить спасение этой душе, тем самым позаботившись и о своей. Кроме того, раскаявшийся иуда может оказывать помощь семье погибшего любыми доступными ему средствами.

Самые несчастные люди за всю историю рода человеческого те, чьи имена стали нарицательными, чьи образы стали символами зла, порочности. Есть личности в истории, к которым нет однозначного отношения, их имена символизируют лишь какие-то черты характера. Например, когда хотят сказать, что у маленького человека чересчур грандиозные планы, его насмешливо называют Наполеоном. Однако ироничная насмешка – еще не оскорбление. А вот назовите кого-то Гитлером!.. За исключением сознательных неонацистов, любой вменяемый человек обидится. Причем обидится даже тот, кто к этой исторической личности и некоторым его взглядам весьма лояльно относится. Как говорится, «эта роль ругательная и прошу ее ко мне не применять!» Впрочем, ладно, с политическими лидерами не все так просто.

Вспомним другое имя: Ирод. На Руси издревле было принято так называть жестоких и коварных людей, безжалостных, губителей, не щадящих никого, ни старого, ни малого, более того, предпочитающих куражится именно над безобидными и беззащитными. Современники о царе, при котором родился Спаситель, тоже могли весьма разнообразно отзываться, не случайно ведь в истории он остался как Ирод Великий. Опять же, храм Иерусалимский восстановил… Ну что с того, что превентивную контртеррористическую операцию провел? Это ж он своим добрым именем пожертвовал, чтобы предотвратить гражданскую войну, сохранить геополитическое единство, понимать надо! И потом ничего такого, что выходило бы за рамки тогдашних общепринятых норм, он не совершал. Небось решил, что это происки «пятой колонны» Вавилона, раскрыл свиток наугад и прочитал: « Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136; 8–9). А весть кто принес?.. Вот-вот. Родился, значит, будущий узурпатор и надо предотвратить малой кровью великую.

Впрочем… это в наше время правителям приходится прикрывать свою корысть высокими идеалами, благом народа, искать оправдания в источниках возвышенной мысли, придумывать всевозможные конспирологические теории. В то время все было просто. Ирод испугался за свою власть, за будущее своих наследников, и этого было достаточно, чтобы провести зачистку территории. И кто виноват в массовом детоубийстве? Царь, который не мог поступить иначе? Когда это у нас цари виноваты в крови, которая проливается в их стране? Виноваты были волхвы, которые Ангела послушали, а не царя. Послушались бы царя, так не пришлось бы ему геноцидить весь Вифлеем по возрастно-половому признаку, а все бы ограничилось одной незаметной спецоперацией… Царь тут ни при чем. Он делал только то, что должен был делать, будучи государственно мыслящим гарантом стабильности и процветания своего царства. Если бы не провокация зарубежных агентов влияния, путешествующих как паломники (с какой целью они произвели вброс информации о родившемся Царе?), если бы не планы небесной Сверхдержавы, посягающей на суверенитет его страны, разве стал бы он мараться? Имя Ирода Великого тогдашней либеральной интеллигенцией намеренно было отождествлено с купированием населения Вифлеема в рамках возрастной категории «2–», чтобы выставить его как богоборца и дискредитировать саму монархию как управленческую парадигму. Ирод Великий – оклеветанный государь, обогативший Небеса сонмом святых, а мы его именем всяких «чикатил» (кстати, тоже имя нарицательное) обзываем…

Пир Ирода. Греция, XVI в. Афон, монастырь Дионисиат

Бред?.. Подобный бред приходится слышать, когда чуть ли не канонизируют Сталина, когда всерьез продавливают на канонизацию Ивана Грозного вкупе с Григорием Распутиным (тоже, между прочим, неслучайная связка, но об этом сейчас не время). А ведь такого рода позиция – не просто глупость, а предательство тех, кто пострадал от или из-за этих «ставленников во святые». Более того, если отложить всякую иронию, Ирод Великий – не просто жестокий человек; он, в первую очередь – предатель. Ему бы в самом деле, как он лукаво сказал тогда волхвам, пойти да поклониться Богомладенцу – это ведь Бог, Которому он поклоняется, Кому храм восстановил (и получил большие политические дивиденды с этого). Пусть даже его представление о Мессии не вмещают этого, но ведь, по меньшей мере, он не мог не понимать, что грядущий Мессия – Царь от Бога. Убить Божиего… хотя бы Наместника?.. Чтобы не отдать своей власти кому?.. – Богу. Это же предательство по отношению к Нему! – Вот, что предшествует кровавой резне в Вифлееме. Предательство, продиктованное своекорыстным властолюбием. В этом основополагающий грех Ирода, а не только в жестокости, которая – закономерное следствие предательства Бога. Что касается ужасающей масштабности – такова циничность жизни: масштабные личности – масштабные дела (добрые или злые – это уж кто, что выберет).

Однако Ирод не стал олицетворением предательства. Нарицательным для этого зла стало имя апостола Иуды (которого Евангелисты называют Искариотским, в отличие от Иуды Иаковлева (он же Леввей Фаддей, именуемый в некоторых кодексах Иудой Зилотом). И ведь имя-то изначально отнюдь не «говорящее». Никакого намека на сребролюбие или предательство в имени Иуда нет. Наоборот, Йехуда (יהודה) переводится с древнееврейского как «восхваление Господа». Но вот, уже почти две тысячи лет оно произносится так, словно оно и не имя вовсе, а синоним подлого предательства и продажности. Какая-то бесовская насмешка чувствуется в том, что Христа предал человек с таким именем. Впрочем, и в случае с другим апостолом, предавшим своего Учителя, ирония чувствуется не меньшая: Симона Ионина Спаситель назвал Кифой – скалой, камнем (имя Петр – русифицированная версия греческого имени Πέτρος <Петрос >, которое является переводом слова «кифа»). Правда, характер этой иронии качественно иной: нет в этом мире ничего абсолютно твердого самого по себе, все держится силой Божией, Его милостью, если даже тот, кого Господь назвал Камнем, поколебался и предал… Тут, конечно, речь о совсем другого рода предательстве, чем в случае с Иудой Искариотом, но все же отрекся ведь, пошатнулся Камень и съехал со своего места. Это вразумление не только Петру, потрясенному и кающемуся, который вскоре был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, но и предостережение всем нам, чтобы не обольщаться на свой счет, не зарекаться ни от чего, не воображать, что в нас есть что-то поистине твердое, незыблемое, или, что есть предел низости нашего падения… Нет предела! Вернее он есть, но определяется не нашими внутренними достоинствами, способностями, волей, а мерой попущения Божия познать нам свою немощь. Падение Петра – это предостережение и вразумление нам, да не посмеем зарекаться от какого-либо греха или кого-то осуждать, чтобы не напроситься на попущение Божие и не впасть в тот же грех, за который осуждаем ближнего, или от впадения в который считаем себя гарантированными.

Мысль о недопустимости осуждения высказывает свт. Иоанн Златоуст в Первой беседе о предательстве Иуды, обращая внимание, что апостол и евангелист Матфей называет Иуду «Искариотом» по месту происхождения («человек из Кариота»), тогда как другого Иуду называет по его добродетели – «Зилотом», т.е. «ревнителем» (выше мы уже говорили об отличии в упоминании двоих апостолов с именем Иуда.). В этом свт. Иоанн видит нравственное наставление: «Чтобы от одинаковости имени не произошло какой-нибудь ошибки, евангелист и отличил того от этого; этого назвал по доброму качеству его: Иуда Зилот , а того не назвал по злому его качеству – не сказал: Иуда предатель . Хотя следовало бы, как этого назвал он по доброму качеству, так и того назвать по злому качеству и сказать: Иуда предатель ; но, дабы научить тебя соблюдать язык свой чистым от осуждения, он щадит и самого предателя » (выделено мной – И.П .).

Интересно, что свт. Иоанн предательство называет «качеством» личности. Не проступком или преступлением, а именно качеством, неким сформированным состоянием души. Предатель – не просто тот, кто предал, а тот, чье нравственное сознание изменилось, нравственное чувство исказилось. Предал и Петр, но не стал предателем. А Иуда стал им еще до того, как «лобзанием предал Сына Человеческого» (Лк. 22; 48).

Нам неизвестно, как давно Иуду посещали помыслы против Христа, когда у него впервые мелькнула мысль предать Учителя. Мы знаем из Евангелия, что он был избран Спасителем на служение (не на погибель), и вместе с другими радовался, что «и бесы им повинуются» (Лк. 10; 17). Знаем, когда он решился на предательство и предложил свои услуги врагам Учителя: после того, как пришедшая в дом Симона прокаженного грешная женщина, как сумела, послужила Иисусу, возливая миро Ему на голову, а ноги поливая слезами и волосами отирая их (Мф. 26; 6–16; Мк. 14; 3–11). Против непрактичной траты драгоценной жидкости возразили и некоторые другие апостолы, но лишь для Иуды это стало стартом в преисподнюю.

И что ведь интересно: апостол предает свой чин, блудница – свой. С той лишь разницей, что он падает, увлекаемый пороком, а она возносится в покаянии. Быть может, это покажется странным: как это блудница предает свой чин? Разве вырваться за пределы греховного круга – предательство? Это, с какой стороны посмотреть. Покинуть в одностороннем порядке некое сообщество, объединенное общей системой моральных норм (я уж молчу о корпоративной этике, финансовых интересах и т.п.), воспринимается как предательство «своих». Справедливо ли это? Иногда, безусловно, да. Но далеко не всегда.

Вспомним прабабку Иисуса Христа Раав блудницу. Формально она предала Иерихон, своих родных и друзей, спрятав у себя разведчиков Израиля. Осуждается ли она в Писании? Рассматривается ли ее поступок как предательство? – нет. Почему? Потому ли, что, как это может показаться из текста, она просто все верно рассчитала? Неужели она поступила, руководствуясь принципом, который декларировал Талейран: «Вовремя предать – это значит предвидеть»?

Нет, она руководствовалась не столько страхом перед интервентами, сколько верой в Бога, которому они поклонялись. А если человек переходит в стан противника, потому что считает его дело правым, или преследуя иные высокие цели, которым он именно в стане противника может послужить, формально этот поступок является предательством, но становится ли этот человек предателем качественно ? Как Иуда Искариот? Изменилась ли качественно Раав? Если да, то лишь в лучшую сторону.

Изменяется ли качественно душа преступника, решающего прекратить порочную жизнь? Безусловно. Покаяние изменяет душу. Но только в лучшую сторону. Предает ли он своих товарищей по преступному сообществу? Можно и так сказать, даже если он всего лишь обманул их надежды на свое участие в планируемых преступлениях, а тем более, когда, желая «зло пресечь», сдает их компетентным органам. Становится ли он предателем по внутреннему состоянию? – Нет.

А внутрисемейные преступления? Аналог Иуды – Павлик Морозов. Еще одно нарицательное имя, причем нарицательное в двух параллельных плоскостях: героизации (кстати, в первые послереволюционные годы воздвигались памятники Иуде) и демонизирования. Так можно ли доносить на членов семьи? Какой страшный вопрос, правда?.. Хорошо, сформулируем чуть иначе: допустимо ли жаловаться на членов семьи в полицию? Если шарахнуться в мистическом ужасе от тени Павлика, то и в этом случае ответ будет отрицательным. В таком случае, конкретизируем: если, например, отец-педофил принуждает к сексуальной близости своего родного ребенка или падчерицу/пасынка, может ли ребенок жаловаться на него в полицию? А мать этого ребенка, понимая, что, если удастся доказать факт преступления, ему, по всей вероятности, светит наречение девчачьего имени со всеми прочими радостями петушиной жизни – может ли на мужа подавать заявление? Не станет ли она предательницей? К сожалению, в глазах его родни, а может и вообще в круге их семейного общения, да, именно предательницей она и станет. – Опозорила, очернила, посадила, погубила. Это не из пальца высосано. Это из жизни.

Так заслуживают ли пострадавшие от внутрисемейного насилия дети или их матери, посмевшие заступиться за них (что далеко не так уж часто бывает), клейма Павлика Морозова? Являются ли они предателями? Они предали своего отца/отчима/мужа? Предали, конечно. Заявили же по всей форме, дали показания – сдали (пре-дали) по полной. Стали они от этого предателями? Качественно стали?.. Кто сказал «да»?! Каким же моральным уродом надо быть, чтобы так к ним относиться?!.. К сожалению, с этим уродством приходится сталкиваться на самом разном уровне.

Но вернемся к Иуде Искариоту. Что его побудило предать Учителя? И Евангелия свидетельствуют, и богослужебные тексты говорят нам, что «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Кому-то этот мотив может показаться несерьезным для столь страшного преступления как предательство Богочеловека, как-то уж очень оно тупо, банально, пошло… Ценности несоизмеримые же!

В поисках рационального обоснования поступка Иуды, выдвигались разные версии, вплоть до самых извращенных, где ключевую роль в Домостроительстве нашего спасения играет именно Иуда, с которым у Христа якобы договоренность была, что он пожертвует своим добрым именем и т.п. Достаточно распространена версия, что Иуда хотел вынудить Иисуса продемонстрировать Свое могущество и таки стать Царем в том смысле, в котором от Него ждали массы униженных и оскорбленных единоплеменников, стонавших под сандалией Римского империализма. Отсюда якобы его раскаяние, потому как «никак не ожидал он такого вот конца».

Кстати, о раскаянии Иуды. Это немаловажный момент. Члены Синедриона, засудившие Христа, не раскаялись. Ничего мы не знаем о Пилате, раскаивался ли он впоследствии. А Иуда раскаялся. Да еще сребреники швырнул тем, кто его использовал. Ничего в этом удивительного нет, ведь Господь, призывая его к апостольскому служению, видел в нем что-то достойное, не из одного же сплошного сребролюбия он состоял!..

«Покаяние может убить», – сказал как-то о. Андрей Кураев, имея в виду в том числе Иуду. Не могу согласиться. Покаяние не может убить. Покаяние возрождает к жизни. А вот раскаяние без соразмерного ему покаяния – может. Именно это и произошло с Иудой.

Тут уместно уточнить понятие «покаяние», потому что в обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины – покаяние и раскаяние .

Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания им соответствуют разнокоренные слова μετάνοια <метания > (от μετανοέω <метаноэо >) и μεταμέλεια <метамелия > (от μεταμέλομαι <метамеломэ >).

Возможно ли раскаяние (μεταμέλεια ) без покаяния (μετάνοια )? Возможно, судя по действиям Иуды, который «раскаялся», но его раскаяние принесло горький плод (Мф. 27; 3–5). Разница в понимании этих слов очевидна не только из их употребления в Новом Завете, но также из самой этимологии.

Слово μετά <мета > в сложных словах иногда применяется для обозначения перехода из одного места или состояния в другое, перемену, как рус. пере -: μεταβαίνω <метавэно > (переходить ), μεταβάλλω <метавалло > (переменять ), μεταβάπτω <метавапто > (перекрашивать ), μεταβιβάζω <метавивазо > (переводить, перемещать, переносить, изменять ).

Νοῦς <нус > означает ум , разум , мысль , образ мыслей , а также смысл и значение слова. Отсюда глагол νοέω <ноэо > – обращать внимание , видеть , замечать , понимать , думать , обдумывать , взвешивать . Из чего следует, что μετανοέω значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей.

Но раскаиваться – это уже перевод слова μεταμέλομαι , которое происходит от сочетания слов μετά (о значении которого уже сказано выше) и μέλομαι <меломэ > – заботиться , от слова μέλω <мело >, что означает составлять предмет заботы , заботить . Т.е. получается (если использовать слово μετά в том же значении), что μεταμέλεια – это некая перезабота , т.е. изменение предмета заботы, изменение отношения к чему-либо, изменение предмета устремлений, попечений. Оно, разумеется, тут пересекается со смыслом слова μετάνοια , но все же не отождествляется. Ибо покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума .

Так вот именно покаяния ждет Бог от людей, а не одного лишь раскаяния , которое (в отличие от покаяния) может быть вызвано и принуждением под страхом наказания . Поставленный перед фактом неудавшегося предприятия, стоящий перед неотвратимостью тяжких последствий своей ошибки, человек, несомненно, раскается, но это раскаяние не будет иметь нравственного характера. Как сказал один мальчик, вызванный к директору школы за чуть было не устроенный пожар, что он понял, почему нельзя больше так делать: «Потому что за это могут посадить в тюрьму»… Он, безусловно, понимал, что кому-то наносит ущерб, что кто-то может пострадать, что это плохо само по себе, но основное, что его заботило – это плохо, потому что причинит ему страдания . А если можно избежать этих «печальных последствий»?.. Тогда вновь возникает соблазн, потому что сам-то человек не изменился, у него не изменилось нравственное отношение к этому делу. Он озабочен другими вопросами – как бы не пострадать за совершенное зло, но ему не до изменения отношения к этому злу, к самому себе, к иерархии ценностей…

Это большая проблема многих верующих, воображающих, что для спасения достаточно их, вызванного страхом вечных мук, раскаяния на исповеди, и не сознающих, что это всего лишь начало покаяния – изменения, качественной умоперемены.

Беда Иуды состояла в том, что он, искренне сожалея о своем предательстве («согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27; 4)), не изменился в корне, не переосмыслил своей самости, которая его побудила ложно думать об Учителе (были это подозрения в неискренности, или в своекорыстии, или, в самом деле, он пытался спровоцировать Его на государственный переворот – мы это узнаем в лучшем случае на Страшном суде), и принимать решения, не посоветовавшись с ним, самостоятельно, как бы ставя себя в центр Вселенной, воспринимая свое мнение как критерий истины… И, конечно, гордыня. Если бы можно было ожидать, что припади он к стопам Спасителя, получит презрительно-брезгливый пинок – это он еще мог бы перенести, но в том-то и дело, что Иуда понимал: Христос его простит, а этого гордая душа не в состоянии вынести.

Наказания соразмерного преступлению требует душа Иуды; великодушие, милосердие ее унижает, а раз от Христа он справедливости не дождется, так он сам ее и осуществит!..

Отчаяние – грех гордой души, смеющей судить и решать за Бога.

Похожие публикации