Что такое аскеза и зачем она необходима? Женские аскезы XXI века – Женская Санга.

Аскеза - это осознанное самоограничение. Происходит термин от греческого askesis, или «упражнение». Действительно, в большинстве случаев приходится долго тренировать организм, приучая его к аскетичному образу жизни, который предполагает строгий контроль над действиями тела, речи и ума. То есть нельзя не только совершать неблаговидные поступки, сквернословить ‒ надо очистить мысли.

Добровольные лишения

Аскеза - это практика, корнями своими уходящая в античные вероисповедания и философию (стоики, Диоген, киники). Аскет - это антипод сибарита, человека, не признающего ничего, кроме роскоши, неги и праздности. Но чтобы быть аскетом, по утверждению Патриарха Кирилла, не обязательно жить в пещере ‒ необходимо просто научиться регулировать свое потребление. Значение слова со временем поменяло смысл - изначальное понятие тренировки заменилось лишениями себя удовольствий. Аскет вычеркивает из своей жизни такие понятия, как роскошь, праздность, изнеженность.

Победа духа

Аскеза - это не только сдерживание себя во всем; это путь, предполагающий достижение определенных духовных целей, как правило, победы духа над телом. Это система определённого тренинга, конечной точкой которого можно считать максимальное исключение физических потребностей из общей системы человеческих переживаний и отношений. «Делание духа» ‒ так иногда называют осознанный аскетизм, который в идеале должен привести выбравшего этот путь человека к совершенству. В распространенном варианте аскетизм воспринимается как подавление чувственных желаний или отречение от всех мирских благ.

Присущий большинству религий

Аскеза - это обычай, встречающийся во всех видах культурных наследий и вероисповеданий. Аскетизм присущ христианству и исламу, индуизму и буддизму, даже некоторые направления иудаизма, в целом отрицающие эту практику, признавали аскетизм (Кумранская община, назореи и ряд других). Существует такое понятие как «мирской аскетизм».

Он свойственен протестантской этике, которая подразумевает не отречение от благ, а честный и добросовестный труд. То есть человек остается в миру, но ему чужды специфические религиозные усилия (телесное самоистязания, направленное на подавление естественных потребностей организма). Человек вместо средневекового религиозно-культового служения Богу также неистово служит людям, выполняя свои обязанности. Основоположником учения был Мартин Лютер. Обращается внимание на то, что важен не сам по себе труд, а вера в то, что эти действия угодны Богу. Великий немецкий философ и культуролог Макс Вебер (1862-1920) говорил, что мирская аскеза сродни религиозному подвигу. В понимании протестанта он не заслуживает право на жизнь в раю, а своими добрыми делами (искренней верой, самоотверженным трудом) он должен подтверждать свое право на спасение. Бережливость и скромность тоже входила в понятие добрых дел.

Разные названия

Прошли времена, свершилась информационная революция, большому количеству стали доступны концепции других традиций, буддизм вошел в моду. Кроме того, стали появляться десятки новых учений, которые по-своему истолковывают и классифицируют традиционные понятия.

В православии аскеза на виды не делится. Существует Строгий пост, отшельничество, монашество, борьба со страстями. Но при желании в широком доступе можно найти виды аскезы, да еще и подвиды, и дополнительные аскезы.

Индуистская детализация

И тапас (очищающий жар), и аскеза, подразделяющаяся на виды - все это пришло из древнеиндийской мифологии. Согласно ей, аскеза имеет две категории - внешнюю и внутреннюю. Не надо объяснять, что внешняя аскеза видна, а внутренняя нет, так как в ней главенствует ментальная составляющая, то есть это все то же «делание духа». Можно перечислить и шесть подвидов, на которые делятся каждая из вышеуказанных аскез. Внешняя предусматривает полный и частичный посты, ограничение видов пищи и отказ от вкусных продуктов питания, контроль над чувствами и терпение телесной боли. Внутренняя аскеза состоит из покаяния и почтительности, служения другим и отречения от тела и страстей, изучения писаний и медитации. Все, что так детализировано в индуизме, имеет место быть и других религиях - и пост, и борьба со страстями (все помнят отрубленный палец отца Сергия из произведения Льва Толстого), и покаяние. Правда в индуизме и других восточных религиях есть медитация, которая делится еще на десяток своих подвидов, но такие тонкости требуют специального обучения заинтересованных - у нас в стране полная терпимость вероисповеданий. Православные отшельники и монахи тоже постоянно сосредоточенно размышляли и приходили в результате к духовному прозрению, но они не ведали, что это спокойное внутренне созерцание называется медитацией.

Путь к Чистоте

Итак, в индуизме существует не только виды, но и путь аскезы. Говоря русским языком, это самосовершенствование путем самоограничения. В восточных религиях - это путь достижения Чистоты, нравственной и телесной, духовной и эмоциональной. Индусы свято верят в то что, при достижении этой гармонии из жизни человека уйдут все болезни и злоба, исчезнут даже мелкие неприятности, и тогда истинно верующий достигнет абсолютного истинного счастья, выражающегося в ощущении неразрывной связи с окружающей действительностью, со всем миром, тихая радость окутает его. В буддизме это называется нирваной. В православии - снизошедшая благость. Слово родней и понятней.

Новые веяния

Наряду с элементами других вероисповеданий, в нашу жизнь входят и другие малознакомые понятия, такие, например, как женские аскезы. Услышав это выражение, сразу можно представить себе скромную монашенку или истовую прихожанку, не поднимающую глаз. Нет, это не так. Это веяния сродни сектантству. Подробнейшим образом они описаны в журнале «Веды» и выложены в сети. Они говорят о том, когда необходимо купить 41 свечку, когда взять в руки четки из 108 бусин, что делать по субботам и в чем спать, чтобы различные духи не вступали в связь с «тонким» телом женщины. Подробно рассказано про чакры и карму, даны советы о том, как удержать мужа. Существуют аскезы для женщины разного возраста. Но самое главное состоит в том, что женщина ни в коем случае не должна голодать, недосыпать или чем-то себя переутомлять, потому что, опять-таки, разрушится ее «тонкое» тело. Она должна беречь себя для семьи, чтобы ничем - ни внешним видом, ни неубранным домом, ни, не дай Бог, плохим обедом - не оскорбить мужа. И только тогда, когда она будет чистить, шить, мыть, готовить с истинной любовью, она будет очень счастлива. Все для него и во имя его! Это даже не домострой - это аскеза для женщины.

Образ такой счастливицы очень здорово был показан в американском фильме "Степфордские жены". Женщины с улыбками неподдельной радости батрачили на мужа день и ночь, ходили в белых платьицах и были безумно счастливы. Как выяснилось потом, мужья после свадьбы вставляли им в голову чип, а в кармане носили пульт управления.

Только добровольный выбор

Если человек убежденно выбрал другую религиозную традицию и следует всем ее законам, то в этом нет ничего плохого. Нет такой веры, в которой не главенствовало бы добро. Да и секты появились одновременно с религией. Если женщина верит, что может спасти любимого от неприятности, то почему бы и не прочитать одну молитву 108 раз, перебирая четки из 108 бусин? Лишь бы эти изыски не навязывались силой и выбор женщины был добровольный. Для любимого человека приготовить обед с любовью - естественное состояние, а не аскеза для женщины.

Что такое женская аскеза? Для чего она нужна, в чем ее польза и вообще как относиться к такому способу самосовершенствования?..

Один мастер сказал: женщина всегда найдет легкий способ для того, чтобы уйти от решения важнейших вопросов своей жизни. И один из способов «ухода» — это работа. Потому как зачастую от себя настоящей женщина убегает в деятельность и строит карьеру. Строит, строит, но полного счастья не ощущает...

Почему же так происходит?

Женская аскеза, практика духовности, внутренний рост, развитие - это в первую очередь реализация планов женской души. И если ты родилась в женском теле, то это и твоя задача. Задача быть женщиной.

А каковы планы женской души? Научиться любить и дарить любовь, прощать, выстраивать отношения, создавать семью, рожать и воспитывать детей, любить мужа, поддерживать его, вдохновлять, ухаживать за собой, общаться с природой...

Весь этот список женских обязанностей и есть женская аскеза. А аскеза (любая) дается нелегко. Всегда что-то да мешает. И чаще всего лень и вредные установки. Поэтому-то и возникает ощущение, что все это я и так знаю, это не важно, это меня притесняет, ограничивает, убивает мои таланты... И вообще все это устарело и я так не хочу! Я хочу строить карьеру!

Не все, но многие женщины убегают в работу, чтобы спрятаться от своего истинного предназначения - быть женщиной. Как интересно и увлекательно мечтать о высших планах своей души, служении людям... А служение близким.. оно как-то тяготит и подождет... Неужели?! Звонит мама и надоедает советами - с ней нужно договариваться, убраться в квартире тоже нужно, принимать то, что дает Бог и не жаловаться... Как все это уводит нас от высокого плана нашей души.. Так мы думаем и работаем, работаем и работаем. При этом зачастую оставаясь одинокими, но с упорным убеждением, что мы реализуем главное свое предназначение - раскрываем свои таланты, которые нужны миру! Но внутри то и дело рождается какое-то беспокойство и предчувствие, что самое важное мы упускаем...

Ведические мастера говорят о том, что от мужских аскез (строгая работа над собой в уединении, ограничении пищи, воды, комфорта, общения, упорном движении к цели, закалке характера и воли) женское сердце черствеет. Но при этом женщины продолжают выбирать именно такой способ вырасти духом. Например, много работают, чтобы заработать на что-то или сидят на строгих диетах или закрываются от общения, или носят однообразную, мрачную одежду...

Хотя на самом деле женский способ вырасти - это совсем другое..

Например, женская аскеза — это уход за волосами. Поддержание их красоты и здоровья. Попробуйте в течение месяца особенно внимательно относиться к своим волосам. Делать разные прически, оздоравливать волосы, делать ежедневно массаж головы... и вы меня поймете.

Или общение с родственниками. Одна из самых главных женских аскез. Нужно выстроить гармоничные отношения со своими родными, родственниками мужа. Помнить о всех праздниках и поздравлениях, периодически перезванить родным, приглашать их на ужины-обеды, принимать их характер. Надо сказать, что это колоссальный труд! И порой им вовсе не хочется заниматься. Но если в семье этим не будет заниматься женщина, значит не будет заниматься никто. Потому что для мужчин это не столь значимая сфера.

Наконец, женское предназначение быть женой. Оно состоит из маленьких и больших подвигов женщины. Потому как нужно принять то, что ты следуешь за мужчиной, мужем. И принимаешь его путь. И вот тут часто нужен и «обет безмолствования», и терпение и умение слушать, слышать…

В работу убежать легче! Вспомните: мне некогда ждать, пойду сама подзаработаю денег, сама забью гвоздь, сама договорюсь о том, чтобы привезли новые обои... А потом за свои женские дела возьмусь с тоской и усталостью. Потому что на них уже действительно нет сил! Какие уж тут женские аскезы с волосами, звонками маме и внимательное выслушивание мужа!

Скажу сразу, что принять свое предназначение получается ни сразу. И первое время нужно просто не делать мужских дел и не уходить в мужскую аскезу (помните, что реализация в работе нужна для внутреннего роста мужчине. Это его призвание!). То есть, отказавшись от мужских аскез, у вас высвободится уйма времени, которую нужно будет мудро использовать. На разные женские дела..

И еще один момент. О предназначении души. Не расстраивайтесь, этот дар никто у женщины не отнимает!:) То есть делать что-то светлое и доброе для мира можно и нужно! Но помня об основном плане своей женской души.

Мужчина растет и развивается через:

деятельность, достижение целей, развитие силы и воли, физические упражнения, преодоление препятствий, утренний подъем до 4-5 утра, достаточный аскетизм в питании, умение руководить и брать ответственность за семью, умение держать обещания, проявление храбрости, умении защищать, служение миру через полезные дела, умение не разбрасываться словами, уделение минимума внимания одежде..

Женская же суть раскрывается через:

правильное, гибкое и частое питание (никаких строжайших диет и голодовок!), легкую гимнастику, которая дает радость и бодрость, но не утомляет, ежедневный уход за своей внешностью, воспитание детей, выстраивание отношений с мужем, создание пространства любви в доме, наведении порядка и уюта (с любовью!), приготовление пищи (с любовью!), поддержание чистоты тела, речи, мыслей, пространства, красивую речь (можно, например, ежедневно петь и никого не критиковать и не сплетничать - это отличная женская аскеза)

Список можно продолжать еще и еще…:) Главное понять, что у нас женщин немного иной путь самосовершенствования и выбирая ложные пути, мы удаляемся от себя. Вместо того чтобы глубже познавать свою природу.

Уже сейчас можно выбрать из женского списка несколько аскез и выполнять их в течение месяца. Ежедневно. Не увиливая и не сбегая в мир мужских дел, а потом подвести итоги.. Результаты вас непременно удивят и порадуют.. (с)


Автор жила некоторое время с индийскими девушками, изучая их поведение и традиции. Мало кто из европейских студентов соглашались жить с индусами, т.к. не понимали их менталитета и считали ограниченными и неразвитыми. Наша исследовательница Джесси поначалу так и посчитала. Все разговоры девушек сводились к семейным темам – обсуждение рецептиков, о детях, мужьях, домашнем хозяйстве. Каждый вечер они бегали звонить своим мужьям и в подробностях выясняли что кушал, как прошел день, а подружки в этот момент очень участливо и эмоционально поддерживали ее. Когда Джесси узнала, что ее соседки имеют очень престижное образование, ее изумлению не было границ.

Одна из индусок получила образование в Юридическом университете в Сорбонне и вовсе, как оказалось, не для того чтобы сделать блестящую карьеру. Муж ее юрист и она прошла обучение, чтобы слушать, понимать и успокаивать мужа. И даже идея давать советы ему по работе не приходила к ней в голову. Глубокая убежденность индусских девушек – женщина создана для того, чтобы изучать и делать жизнь мужа приятной.


Интересный факт, что индийские женщины не отправляются в другую страну без семейного альбома. Он является предметом особого благоговения. Девушки их рассматривали ежедневно с большим интересом, обсуждая мельчайшие детали. Причем делали это совершенно искренне. И очень сочувствовали Джесси, которой и в голову не приходило таскать с собой по миру семейный альбом, которого как такового и не было. Так, семейный альбом помогает поддерживать и укреплять связь с семейным очагом и близкими.

Аскетизм.

Аскезы есть женские и мужские. Ошибка многих женщин – совершать мужские аскезы, что пагубно влияет на их здоровье и судьбу.

К женским аскезам относится:

Всегда быть красивой (будет рассмотрено в теме «Красота физического тела женщины»)

Быть послушной мужу («Взаимоотношения»)

Быть вдохновительницей своего мужчины.

Для духовного роста очень важно служить. Нужно сначала принять прибежище у человека (для женщины это муж), потом – у Бога. Через служение мужу мы научаемся служить Богу. Наша женская духовная практика – дать любовь мужу, сделать его счастливым.

Для этого каждая женщина должна носить амулетницу, которая позволяет укрепить связь с любимым человеком и постоянно находиться под его защитой. Амулетница представляет собой небольшой кусочек мягкой, приятной на ощупь ткани, через которую продета веревочка.

В нее кладется фотография мужа, отца или брата, стоп мужа (того под чьей защитой сейчас находится женщина). Также там могут находиться различные обереги из святых мест. Носится амулетница на шее возле сердечной чакры. Можно класть фотографию любимого, с которым уже обручена девушка. Можно спросить его разрешение на ношение его фотографии, объяснив, что это укрепляет связь.

Никогда не носите фотографии близких людей в кошельке, иначе отношения никогда не будут бескорыстными. Можно носить амулетницу с фотографией в виде рамочки из хрусталя, дерева, золота, серебра (нежелательны дешевые сплавы, бижутерия).

Интересно, что у каждой индуски имеется такая амулетница и они очень часто прикасаются к ней прося благословения у защитника в каждом деле, будь то замешивание хлеба, воспитание детей и пр. На ночь кладут под подушку.

Чудесные вещи происходят при ношении такой амулетницы. Уже через полгода муж, каким бы безответственным он не был, становится реальным защитником. Это связано с тем, что, когда жена обращается за помощью к нему, он автоматически дает на тонком плане защиту и вскоре это станет проявляться на физическом плане. Амулетница размягчает и очищает сердце женщины. Твой защитник должен жить в сердце. Каждая женщина должна носить амулетницу независимо от религиозных убеждений.


Природа женщины и мужчины

Мужчины могут черпать любовь из 3-х источников:

2) от работы – таких мужчин, которые работают не ради денег, а вдохновлены своим делом, считанные единицы;

3) от женщин – таких мужчин большинство. Именно этих мужчин мы призваны сделать счастливыми.

Исходя из вышеизложенного женщина не должна ни на секунду забывать, что мужчина, за которого она согласилась выйти замуж не святой, иначе он не сделал бы ей предложение и черпал любовь от Бога. Если мы ропщем на судьбу за то, что нам в мужья не досталась личность, похожая на Кришну, стоит честно спросить себя – мы очень похожи на Радхарани? Среди 25 качеств Радхарани, приводимых в священных писаниях перечисляются умение приятно говорить, вкусно готовить, показывать фокусы и пр.

Женщины могут черпать любовь практически ото всюду – цветы, природа, музыка, украшения и др. Для женщины очень важен тактильный контакт, так она может получать и давать свою любовь. Именно благодаря частым прикосновениям матери в детстве ребенок получает достаточно любви, чтобы быть счастливым. В Индии дети до 5-7 лет окружены огромной любовью и вниманием со стороны родителей и всех взрослых. Это очень высокий уровень.

99% брахмачарьев смогут духовно реализоваться, если женятся. А женщина учится, безусловно, любить не тогда, когда выйдет замуж, а когда родит.

Если мужчина на вас женится, он признает, что нуждается в вас, хочет черпать любовь в вас. Уже за это нужно уважать своего мужа.

Существуют наслаждения в женском и мужском теле.

В мужском:

Зарабатывать и тратить деньги,

Делать кого-то зависимым,

Иметь статус в обществе.

В женском:

Рождать детей,

Кормить ребенка, ухаживать за ним и близкими,

Выполнять работу по хозяйству – мыть, убирать, готовить

Женщина должна четко помнить о полигамности мужской природы. Помимо своей воли у мужчины возникает мысль о сексе каждые 4 мин. И нужно уважать своего мужа за невероятные усилия по сохранению верности вам.

Жена не должна быть слишком возвышенной, иначе муж чувствует свою ущербность и ненужность и будет искать тепла на стороне.

Женщине не приносит счастья глубокое изучение брахманских наук.

Мужчин естественным образом привлекают более красивые женщины. Это объясняется тем, что у таких женщин хорошая гормональная система, и они больше способны родить здоровых детей. Если мужчина не хочет детей, нужно с большой осторожностью к нему отнестись.

Важная задача женщины изучить себя как тело, но со временем мы поймем, что мы не тело. Так, мы научимся абстрагироваться от тела.

В экадаши и на растущую Луну благоприятно начинать менять что-то в своей жизни.

Минимальный срок, чтобы почувствовать эффект от новых действий (диеты, упражнений) – 21 день.

Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, боль и весь комплекс негативных эмоций. К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в пище, потребительстве, общении и прочем - это идет ему во благо, способствует духовному развитию и очищению кармы.

Шрила Прабхупада, святая личность в ведической традиции, который привез на Запад, в комментариях к “Шримад Бхагаватам” пишет, что такое или тапасья – это путь добровольных епитимий и воздержания от материальных наслаждений. Того, кто приучен воздерживаться от материальных наслаждений, называют дхирой , то есть «человеком, которому чувства не доставляют беспокойств».

Из описания видно, что, предаваясь аскезам, ничего приятного для себя получить нельзя. “Воздержание от материальных наслаждений” – это явно не то, о чем мечтает 98% населения земли.

Но, тем не менее, все священные писания (не только ведические) прославляют аскезу как путь обретения силы и могущества. Чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться.

В “Шримад Бхагаватам” говорятся, что такое аскеза:

“аскеза является единственным источником всякой силы”, (ШБ 2.9.24).

Аскеза – единственный источник силы

Все ценное в этой жизни можно получить только при помощи аскезы (на санскрите – тапасьи ). Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху пишет:

Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уважения, славы и почета, нужно совершать суровые аскезы - без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью”.

Вспомните знаменитостей, богатых людей, которые добились успеха в жизни: каждый из них трудился для этого очень сурово. Томас Эддисон работал в гараже по ночам, экспериментируя с электричеством. Стив Джобс посвящал все свое время разработкам новых продуктов и продвижению компании Apple. Даже знаменитые актеры проводят на съемочных площадках иногда по 16-17 часов в сутки, недосыпая и забывая об отдыхе.

Ценные вещи никогда не даются даром. За все нужно платить. И единственная валюта, которую принимают Высшие силы – наши аскезы, тапасьи. Вот что такое аскеза.

Что собой представляют правильные аскезы?

Но что такое аскезы? Как их правильно совершать, чтоб не зря, и чтоб был результат? Об этом рассказывается в 17 Главе “Бхагавад-гиты” (17.14-17). Сначала речь идет об аскетизме в благости – то есть правильных аскезах, которые приведут к счастью:

“14. Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
15. Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
16. Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
17. Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости”.

То есть, если придерживаться этих аскез (для тела, речи и ума), можно исполнять любые желания и стать счастливым. Потому что только гуна благости дает счастье человеку в материальном мире. Особое внимание обратите на стих 17.17, где описано главное условие, при выполнении которого аскеза будет считаться аскезой в благости.

Неправильные, или невежественные аскезы

Но существуют также неправильные аскезы – те, которые приводят к страданиям и во время их совершения, и в результате получения плодов от аскез. Об этом “Бхагавад-гита” говорит в последующих стихах:

“18. Aскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
19. Aскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества” (Бхагавад-гита, 17.18-19).

Bсе, что делается в гуне страсти, приносит кратковременное ощущение счастья поначалу и разочарование и несчастье в итоге. А все, что делается в гуне невежества – и в начале, и в конце приносит одни страдания.

“О сын Бхараты, гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти – корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия” (Бхагавад-гита, 14.9).

У человека есть право выбора – поступать, как написано в писаниях, совершать благостную аскезу и быть в результате счастливым, или же все равно совершать аскезу, не менее суровую, но в гунах страсти или невежества, и быть несчастным, потому что не понимает, что такое аскезы.

Для чего они нужны

Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:

  • Очистка кармы. С каждой выполненной аскезой узелки кармы будут развязываться, карма будет постепенно очищаться от долгов в прошлом и будущем.
  • Стимуляция жизненной энергии, увеличение потенциала.
  • Исполнение желаний, обретение материальных благ.
  • Тренировка силы воли.
  • Улучшение физического состояния.
  • Очищение сознания от информационного мусора, переоценка ценностей, приоритетов.
  • Избавление от разрушительных качеств характера: жадности, алчности, высокомерия, корыстолюбия, эгоизма.
  • Умение жить в настоящем моменте: не переживая о будущем и не зацикливаясь на прошлом.

Так, главная цель аскетичного ограничения - это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями . Известно, что некоторые аскеты (особенно в Индии и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний - приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.

Особенности духовной практики

В Аюрведе считается, что мужчина и женщина обладают разными энергиями: мужская управляется Солнцем, а женская - Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна - за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.

Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.

Истинный аскетизм

Часто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от никотина, алкоголя или мяса на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой. Аскетический образ жизни - это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.

Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя - зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы. Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого - бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям - со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!

В последнее время все чаще слышны возгласы и полемика по поводу места женщины в Церкви. Редакция «Православной Жизни» решила напомнить читателям мнение самих женщин, трудящихся в Церкви, которое прозвучало на портале ранее, но при этом не потеряло своей актуальности.

В современном обществе принято усматривать разделение по так называемому гендерному признаку.

Какое разделение существует в Церкви? Чем женская аскеза отличается от мужской? Об этом, а также о «женском лице» Церкви рассуждают Светлана Охрименко (пресс-секретарь Горловской и Славянской епархии) и инокиня Евгения (Мария Сеньчукова), пресс-секретарь Якутского епархиального управления.

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Суть женского благочестия – не выпячивать его

Есть традиционное понимание женщины как помощницы мужчины. И есть – реальное. Очень часто всё происходит наоборот: в лучшем случае – мужчина оказывается помощником женщины, в худшем – получается так, что женщина и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

При этом мы знаем, что слово Божие – неизменно. Если Господь сказал, что женщину сотворили как помощницу мужа, значит, так и должно быть. Но после грехопадения Адама и Евы ни мужчина не придерживается своей роли, ни женщина не соответствует своей.

Я думаю, что это несоответствие преодолевается через наше христианское благочестие. Мы знаем из Писания, что нет во Христе ни мужского, ни женского пола. Различия нами могут преодолеваться как раз с помощью аскетизма.

На самом деле, различаемся в служении мы гораздо больше, чем в половом отношении. Тут главное помнить установленные границы – есть чисто мужские и чисто женские области служения: мы знаем, что женщина никогда не сможет стать священником, к примеру.

Женщине более присуще служение, связанное с послушанием. Оно может быть внешне менее деятельным, менее инициативным - хотя и сама инициатива может быть послушанием!

Я как пресс-секретарь епархии должна продумывать какие-то формы подачи материала: новости, репортажи, комментарии, должна предлагать идеи и т.д. В этом смысле женщина может и должна быть помощницей не только мужу, но и вообще тому, кто над нею поставлен.

Один священник обратил внимание на очень интересную вещь. О Божией Матери мы знаем в основном из Предания. Причем, так сказать, не уставного: например, в службах во время поста – Успенского – в честь Пресвятой Богородицы не так много воспоминаний о Ней. В самом Евангелии о Ней повествуется «штрихами»: мы видим, что Божия Матерь всегда была около Спасителя, потом при апостолах, но - незаметно. И в этом как раз образец женского служения.

Положа руку на сердце, скажу: в церковной среде женщины ярче мужчин, особенно в креативном плане. (Наблюдать это я могла в церковной журналистике.) Часто женщину начинают воспринимать не как того, кто помогает решить проблемы, а как того, кто задает тон. С этим связаны многие проблемы - ведь Библия учит нас, что женщина по своей сути реагирующая.

В то же время мне кажется, что само по себе разделение аскезы как практики, как некоего духовного упражнения на мужскую и женскую – неверно. Разделяя женскую и мужскую аскезу, мы рискуем прийти к Домострою в вульгарном его понимании. Женщина должна убояться мужа - не как доброго господина, слушаться и любить, а убояться того, что он побьет ее палкой.

Да, встречается то, что мы называем «бабьими грехами». Например, смиренничание перед батюшкой, которое, в конечном счете, претворяется в совершенно ненормальные формы, искажение духовной жизни в принципе. Но это, скорее, исключения и они говорят как раз о противоположном аскетизме направлении.

Поэтому, мне кажется, нам стоит говорить об «аскезе унисекс».

Вопрос о женской аскезе - на самом деле, это вопрос о месте женщины в Церкви. Я специально подчеркнула, что у нас женщины очень часто задают тон в церковной жизни. И я специально ранее сказала, что в христианстве преодолевается отличие между мужчиной и женщиной. Преодолевается не отрицанием, а перерастанием - и даже возрастанием.В итоге женщина должна стать настоящей женщиной, а мужчина - настоящим мужчиной.

В Царстве Небесном нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни женского, ни мужского пола, в Царстве Божием не женятся, ни выходят замуж - но мы там будем совершенны, самодостаточны в Боге. Мне кажется, мы станем такими, какими должны быть. Адам станет Адамом, Ева станет Евой.

Может быть, ключ к пониманию женского благочестия парадоксальным образом лежит в том, чтобы никак не проявлять его.

Вот о мужском благочестии мы можем сказать довольно точно. Мужчина – это человек, который на себе многое тянет – потому, что он должен. Женщина, если тянет, то только потому, что у нее выхода нет. Мужчина физически должен преодолевать трудности, и это его долг от Господа. А женское благочестие заключается в том, чтобы его как раз никак не выпячивать.

В этом смысле мне очень близки мои знакомые активные женщины, которые никак не показывают, что они – женщины в Церкви, не подчеркивают, что они – женское лицо Православия, хотя таковым, бесспорно, являются.

Светлана Охрименко: Мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Я не могу назвать себя великим аскетом-практиком, да и книг по теме прочла не так уж много. Поэтому прошу всё сказанное воспринимать как частное мнение, которое может быть в какой-то мере ошибочным.
Относиться к аскезе как к духовному культуризму и на этой основе разрабатывать какие-то схемы поста и рассчитывать количество поклонов для той или иной весовой категории ради «наращивания мышц» на душе неправильно. Если бы нужно было делать именно так, не было бы в Евангелии срывающих в субботу колосья учеников и прочих проявлений «беззакония».

Христос ясно показывает нам, что пришёл час дать не новый Закон, а свободу – свободу быть с Ним в том состоянии, когда нет «ни мужского пола, ни женского». Но пока мы не достигли полноты этой свободы, понятно, что нам нужно свершить определённую работу над собой. И путь к нашей цели показывает не только Евангелие, но и Типикон – в котором, кстати, гендерные различия также не прописаны.

Если исходить из того, что аскетическое делание – это то, что облегчает нам общение с Богом, напрашивается вывод: общие рамки Традицией обозначены, но для каждого человека существует своя мера, которая зависит от множества факторов.

Меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно»

Меня, к примеру, учили, что меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно» – не расслабляться, но и не взваливать на себя ношу, под которой сломаешься.
Со временем лично для меня прибавился ещё один критерий: чтобы не было ущерба для молитвы. Каждый из нас знает, как он обычно молится. Всякий «левел-ап» тут – это дар Божий. Но вот если без совершения каких-то серьёзных грехов шаг или два назад – может, Бог зачем-то от тебя отошёл, а может, ты банально расслабился и позволил себе что-то совершенно невинное, но лишнее. Бог рядом, а ты Его не воспринимаешь. Горько и обидно, что из-за какой-то ерунды.

Это какой подход к духовной жизни вообще и к аскезе в частности – мужской или женский?

Мне кажется, что – универсальный. И не зря в богослужебных текстах, посвящённых святым женам, встречаются эпитеты «мужеумная», «мужемудрая». Такие слова в патриархальном обществе – несомненно, комплимент. Но не из серии «все бабы дуры, а ты особенная», а констатация факта, что между подвижником и подвижницей разницы гораздо меньше, чем между человеком, который любит Христа, и человеком, который живёт автономной от Него жизнью.

Единственное различие, которое приходит мне в голову, заключается в том, что мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Но Устав построен так, что в нём есть и моменты, когда нужно напрячься до предела, и моменты, когда нужно потерпеть – кому-то легче одно, кому-то другое, но у каждого есть возможность изучить свои сильные и слабые стороны.

Если же человек подменяет духовную жизнь душевной, «женский тип» этой жизни наверняка появится. Наверное, в нём будет больше, чем в «мужском», эмоций, суеверий, ритуалов и неусыпаемых акафистов вместо Евхаристии, будут попытки самореализоваться в духовной жизни за счёт детей.

О тонкостях и нюансах такого стиля жизни лучше расспрашивать священников или игумений, у которых есть живые примеры перед глазами. Я могу лишь сказать, что это ненормальная жизнь, но бороться с гидрой нужно не путём отрубания голов (разве что, какая-то уж очень сильно торчит), а радикально – познакомить человека с настоящим, не лубочным Христом. Но для этого нужно самому Его знать.

Похожие публикации